вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы

Вопрос №16.Философия славянофилов и западников

вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы фото. вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Обновление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России.. В напряженной полемике конца 30-х — 40-х гг. XIX в. о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения русской соци­ально-философской мысли. вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы фото. вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Обновление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России.. В напряженной полемике конца 30-х — 40-х гг. XIX в. о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения русской соци­ально-философской мысли. вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы фото. вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Обновление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России.. В напряженной полемике конца 30-х — 40-х гг. XIX в. о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения русской соци­ально-философской мысли. вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы фото. вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Обновление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России.. В напряженной полемике конца 30-х — 40-х гг. XIX в. о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения русской соци­ально-философской мысли.

вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы фото. вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Обновление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России.. В напряженной полемике конца 30-х — 40-х гг. XIX в. о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения русской соци­ально-философской мысли.

вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы фото. вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Обновление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России.. В напряженной полемике конца 30-х — 40-х гг. XIX в. о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения русской соци­ально-философской мысли.

Обновление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России.. В напряженной полемике конца 30-х — 40-х гг. XIX в. о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения русской соци­ально-философской мысли.

Главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия, мо­жет быть сформулирована следующим образом: является ли ис­торический путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается лишь в ее отсталости или же у России особый путь и ее культура принадлежит к другому типу? В поисках ответа на этот вопрос сложились альтернативные кон­цепции русской истории.

Изучение истории у славянофилов было направлено на по­иск устойчивых факторов, влияющих на исторической процесс. Такими факторами, по мысли славянофилов, не могли быть ни природно-климатические условия, ни сильная личность, а толь­ко сам народ как «единственный и постоянный действователь» в истории.

Славянофилы считали, что экономические, политические и другие факторы вторичны и сами определяются более глубоким духовным фактором — верою, обусловливающей историческую деятельность народов. Народ и вера соотносятся так, что не только вера создает народ, но и народ создает веру, причем именно такую, которая соответствует творческим возможностям его духа.

И католицизм, и протестантизм, по мнению славянофи­лов, противопоставив единство и свободу, исказили дух перво­начального христианства.

Только православие восприняло и сохранило вечную истину раннего христианства во всей ее полноте, а именно идею тождества единства и свободы (свободы в единстве и единства в свободе). Ими было включено в историософию важнейшее понятие, характеризующее русское свое­образие, которое вошло в содержание «русской идеи». Это поня­тие — «соборность», выражающее свободную общность людей. Единство в свободе на основе любви — вот сущность соборности как яв­ления русского духа.

Православие в концепции славянофилов выступало как ду­ховная основа всей русской жизни.

Славянофилы придерживались органического взгляда на общество как на естественно сложившуюся общность людей, имеющую собственные принципы организации жизни. Структурной единицей организации русской народной жизни славянофилам представлялась община, главной характери­стикой которой является самоуправление. Общинный дух русского народа они противопоставляли за­падноевропейскому индивидуализму.

Славянофилы наглядно показали, что жизнен­ные начала России и Европы различны, что означало неприем­лемость европейских форм жизни для России.

Как идейное течение общественной мысли западничество не было единым и однородным.

Среди западников, к которым относятся Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856), Александр Иванович Герцен (1812—1870), Виссарион Григорьевич Белинский (1811 — 1848), Тимофей Николаевич Гранов­ский (1813—1855), Николай Владимирович Станкевич (1813—1840) и др., были мыслители самых разных убеждений, в том числе либералы, радикалы, консерваторы. Однако их всех объединяло неприятие крепостного права, отсталости русской жизни, требование демократизации общественной жизни, вера в европейское будущее России путем усвоения исторических достижений стран Западной Европы.

Одним из первых русских мыслителей-западников был П.Я. Чаадаев. Народы Европы, по мысли Чаа­даева, во многом живут в подлинной истории, то есть сохраняют преемственность в развитии, одушевлены животворным началом единства, руководствуются идеями долга, справедливости, права, порядка. Существование же России в мировой истории, по Чаадаеву, лишено смысла, поскольку божественное провидение отказало русскому народу в своем благодетельном воздействии. По мнению Чаадаева, у русского народа еще не было истории, он не проявил все свои творческие силы, отстал от на­родов Западной Европы, но все это составляет преимущество девственной почвы. Отсталость России дает возможность сво­бодного выбора своего исторического пути.

вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы. 640 1. вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы фото. вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы-640 1. картинка вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы. картинка 640 1. Обновление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России.. В напряженной полемике конца 30-х — 40-х гг. XIX в. о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения русской соци­ально-философской мысли.

В 1831 г. в стенах Московского университета возник философский кружок, ставший значительной вехой в формировании западничества. Главная цель кружка, лидером которого был Н.В. Станкевич, — изучение немецкой философии, прежде всего философской сис­темы Гегеля. В кружок входили К.С. Аксаков, В.Г. Белинский, М.А. Бакунин, В.П. Боткин, М.Н. Катков, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин и др.

Т.Н. Грановский (1813-1855) и К.Д. Кавелин (1818-1885) как представители либерального направления в русской фило­софии выступали за рациональное реформирование общества. Их идеалом было установление «самодержавной республики».

Умеренная либеральная позиция была довольно распростра­ненной в 40-х — начале 60-х гг. XIX в., но наибольшее распро­странение и влияние среди русской интеллигенции получают более радикальные доктрины о способах приобщения России к западноевропейской цивилизации.

Представителями революционно-демократической идеологии были: В.Г. Белинский (1811—1848), А.И. Герцен(1812-1870), Н.П. Огарев (1813—1877). В отличие от либерального западничества они рассматривали философию как средство для обоснования своих политических идеалов, для преобразова­ния российской действительности не только на основе просве­щения и развития науки, но и революционными методами. В.Г. Белинский, например, считал, что переустройство общества можно совершить только силой на­родного движения, народной революцией.

Герцен разрабатывает так называемую концепцию «русского социализма». За основу его он берет русскую общину. В об­щине, считает А.И. Герцен, свобода и гражданские права каж­дого отдельного человека не должны подавляться, в противном случае это было бы одним из главных препятствий в достиже­нии социализма.

Вместе с тем А.И. Герцен, так же как и В.Г. Белинский, счи­тал, что социализм должен быть только средством освобождения личности.

Одним из наиболее радикальных представителей западничества в России был Михаил Александрович Бакунин (1814—1876), проповедовав­ший идею безгосударственного социализма, названную им анар­хизмом.

Обоснование и защиту анархических идей М.А. Бакунин ве­дет с позиций антропологического материализма и идеи Гегеля о диалектической ценности и внутренней неизбежности отрица­ния. Исходя из этих основополагающих принципов, М.А. Бакунин рассматривает исторический процесс как результат «борения на­чал» — животности и человечности. Основу исторического про­цесса, по его мнению, составляют следующие три принципа: человеческая животность, мысль и бунт. История, считал он, представляет собой постепенное отрицание первобытной живот­ности человека и утверждение человечности, которая в свою очередь подвергается угнетению со стороны церкви и государст­ва. Это противоречие должно будет разрешиться с помощью бунта.

Источник

Славянофильство и западничество в философии

Славянофильство и западничество – это направления общественной мысли в философии. Эти направления происходили в России в 1840-1850-ых годах. Основоположники двух направлений вели дискуссию о путях культурного, общественного и исторического развития Российской Федерации.

Славянофильство и западничество в философии

Представители западничества были А. Герцен, Т. Грановский, Н. Кетчер, В. Боткин и К. Кавелин. Яркими представителями славянофильского объединения являются И. и П. Кириевские, К. и И. Аксаковы, А. Хомяков и Ю. Самарин.

Западники настаивали, чтобы Россия и Западная Европа формировались по единым законам, но славянофилы говорили, что главная задача России – развивать самостоятельные общественные, исторические и культурные начала. Западники неодобрительно относились к славанофилам. Западники по-разному понимали и толковали особенности западноевропейской цивилизации, по этой причине они видели тенденции российского исторического развития своеобразно. Чаще всего, эта неправильная трактовка демонстрировала расхождения социально-политических позиций западничества. Поэтому, на протяжении определенного периода сформировалось 3 течения: революционно-демократическое, социалистическое и умеренно-либеральное. Славянофильство и западничество в философии имело особую полемику, которая началась, как только опубликовали «Философическое письмо» Чаадаева в 1836, которое было создано в стиле западничества.

В западническом направлении, основу философии составляло гегельянство. В историческом процессе придерживались взглядов Гегеля. Характерно для этого было – самобытное развитие идеи от наличного бытия к разумной действительности. Переход от господства необходимости к царству свободы. Западники интерпретировали исторический процесс как односторонний, то есть – прогрессивное развитие. Целью этого процесса было достигнуть устройства общества, которое помогло бы осуществить идеалы общественной свободы, создав положения для развития личности. Все также придерживаясь взглядов Гегеля, западничество делило народ на «неисторический» и «исторический». Первые – находятся на стадии развития патриахально-догосударственной, вторые – стоят на пути развития гражданского общества и государства. У Гегеля западники не принимали панлогизм и объективизм. Они считали, что исторический процесс Руси связан с реформаторскими введениями Петра I. Политическими обязанностями западников считались: предоставления прав и свобод россиянам, отменить крепостное право и телесные наказания, ограничить самоуправление конституцией.

Говоря о славянофилах, то их положения строились на размышлениях о западной, всемирной и русской истории. Всемирную историю они трактовали как драматическое противостояние духовной свободы и материальной ограниченности. Правда, перелом в этой истории произошел по причине появления христианства, которое по-разному было воспринято народами Западной Европы и Россией. Запад, перетолковал христианство, а Россия сохранила его в первоначальном виде. Искривление западом объясняется тем, что Запад придерживался языческих начал римских эпох. Славянофилы считают, что Россия обязана донести лейтмотив христианства до западноевропейских народов. Такое разное восприятие христианства обусловило черты разнообразия исторического пути. Запад принял особенности индивидуализма, рассудительность, внешнюю свободу, а православный Восток воспринял коллективизм, истинную соборность и цельную веру.

Славянофильство в философско-мировоззренческой концепции придерживалось идей патристики и романтизма, истоки которых брали у представителя немецкой философии – Шеллинга. Концепция веры имела большое значение в философии славянофилов. Под ней понималось больше начало, что объединяло сущность силы человека, его разум, чувство и волю, чем сверхчувственное восприятие.

Политические взгляды представителей славянофильства имели некие противоречия. Они выступали против ущемления человеческих прав с одной стороны, а с другой – хотели сохранить самодержавную монархию. Основоположники – Киреевский и Хомяков, имели сходство в своих положениях, но они не были сходными, из-за чего полемика имела место быть. Они дискутировали об оценке уровня культурного развития Руси до правления Петра I.

В итоге, идеи западников и славянофилов оказали серьезное влияние на последующее поколения, которые искали пути лучшего будущего для России.

Источник

Философия славянофилов и западников

вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы фото. вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Обновление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России.. В напряженной полемике конца 30-х — 40-х гг. XIX в. о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения русской соци­ально-философской мысли. вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы фото. вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Обновление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России.. В напряженной полемике конца 30-х — 40-х гг. XIX в. о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения русской соци­ально-философской мысли. вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы фото. вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Обновление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России.. В напряженной полемике конца 30-х — 40-х гг. XIX в. о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения русской соци­ально-философской мысли. вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы фото. вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Обновление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России.. В напряженной полемике конца 30-х — 40-х гг. XIX в. о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения русской соци­ально-философской мысли.

вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы фото. вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Обновление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России.. В напряженной полемике конца 30-х — 40-х гг. XIX в. о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения русской соци­ально-философской мысли.

вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы фото. вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Обновление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России.. В напряженной полемике конца 30-х — 40-х гг. XIX в. о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения русской соци­ально-философской мысли.

Обновление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России.. В напряженной полемике конца 30-х — 40-х гг. XIX в. о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения русской соци­ально-философской мысли.

Главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия, мо­жет быть сформулирована следующим образом: является ли ис­торический путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается лишь в ее отсталости или же у России особый путь и ее культура принадлежит к другому типу? В поисках ответа на этот вопрос сложились альтернативные кон­цепции русской истории.

Изучение истории у славянофилов было направлено на по­иск устойчивых факторов, влияющих на исторической процесс. Такими факторами, по мысли славянофилов, не могли быть ни природно-климатические условия, ни сильная личность, а толь­ко сам народ как «единственный и постоянный действователь» в истории.

Славянофилы считали, что экономические, политические и другие факторы вторичны и сами определяются более глубоким духовным фактором — верою, обусловливающей историческую деятельность народов. Народ и вера соотносятся так, что не только вера создает народ, но и народ создает веру, причем именно такую, которая соответствует творческим возможностям его духа.

И католицизм, и протестантизм, по мнению славянофи­лов, противопоставив единство и свободу, исказили дух перво­начального христианства.

Только православие восприняло и сохранило вечную истину раннего христианства во всей ее полноте, а именно идею тождества единства и свободы (свободы в единстве и единства в свободе). Ими было включено в историософию важнейшее понятие, характеризующее русское свое­образие, которое вошло в содержание «русской идеи». Это поня­тие — «соборность», выражающее свободную общность людей. Единство в свободе на основе любви — вот сущность соборности как яв­ления русского духа.

Православие в концепции славянофилов выступало как ду­ховная основа всей русской жизни.

Славянофилы придерживались органического взгляда на общество как на естественно сложившуюся общность людей, имеющую собственные принципы организации жизни. Структурной единицей организации русской народной жизни славянофилам представлялась община, главной характери­стикой которой является самоуправление. Общинный дух русского народа они противопоставляли за­падноевропейскому индивидуализму.

Славянофилы наглядно показали, что жизнен­ные начала России и Европы различны, что означало неприем­лемость европейских форм жизни для России.

Как идейное течение общественной мысли западничество не было единым и однородным.

Среди западников, к которым относятся Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856), Александр Иванович Герцен (1812—1870), Виссарион Григорьевич Белинский (1811 — 1848), Тимофей Николаевич Гранов­ский (1813—1855), Николай Владимирович Станкевич (1813—1840) и др., были мыслители самых разных убеждений, в том числе либералы, радикалы, консерваторы. Однако их всех объединяло неприятие крепостного права, отсталости русской жизни, требование демократизации общественной жизни, вера в европейское будущее России путем усвоения исторических достижений стран Западной Европы.

Одним из первых русских мыслителей-западников был П.Я. Чаадаев. Народы Европы, по мысли Чаа­даева, во многом живут в подлинной истории, то есть сохраняют преемственность в развитии, одушевлены животворным началом единства, руководствуются идеями долга, справедливости, права, порядка. Существование же России в мировой истории, по Чаадаеву, лишено смысла, поскольку божественное провидение отказало русскому народу в своем благодетельном воздействии. По мнению Чаадаева, у русского народа еще не было истории, он не проявил все свои творческие силы, отстал от на­родов Западной Европы, но все это составляет преимущество девственной почвы. Отсталость России дает возможность сво­бодного выбора своего исторического пути.

вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы. 640 1. вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы фото. вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы-640 1. картинка вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы. картинка 640 1. Обновление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России.. В напряженной полемике конца 30-х — 40-х гг. XIX в. о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения русской соци­ально-философской мысли.

В 1831 г. в стенах Московского университета возник философский кружок, ставший значительной вехой в формировании западничества. Главная цель кружка, лидером которого был Н.В. Станкевич, — изучение немецкой философии, прежде всего философской сис­темы Гегеля. В кружок входили К.С. Аксаков, В.Г. Белинский, М.А. Бакунин, В.П. Боткин, М.Н. Катков, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин и др.

Т.Н. Грановский (1813-1855) и К.Д. Кавелин (1818-1885) как представители либерального направления в русской фило­софии выступали за рациональное реформирование общества. Их идеалом было установление «самодержавной республики».

Умеренная либеральная позиция была довольно распростра­ненной в 40-х — начале 60-х гг. XIX в., но наибольшее распро­странение и влияние среди русской интеллигенции получают более радикальные доктрины о способах приобщения России к западноевропейской цивилизации.

Представителями революционно-демократической идеологии были: В.Г. Белинский (1811—1848), А.И. Герцен(1812-1870), Н.П. Огарев (1813—1877). В отличие от либерального западничества они рассматривали философию как средство для обоснования своих политических идеалов, для преобразова­ния российской действительности не только на основе просве­щения и развития науки, но и революционными методами. В.Г. Белинский, например, считал, что переустройство общества можно совершить только силой на­родного движения, народной революцией.

Герцен разрабатывает так называемую концепцию «русского социализма». За основу его он берет русскую общину. В об­щине, считает А.И. Герцен, свобода и гражданские права каж­дого отдельного человека не должны подавляться, в противном случае это было бы одним из главных препятствий в достиже­нии социализма.

Вместе с тем А.И. Герцен, так же как и В.Г. Белинский, счи­тал, что социализм должен быть только средством освобождения личности.

Одним из наиболее радикальных представителей западничества в России был Михаил Александрович Бакунин (1814—1876), проповедовав­ший идею безгосударственного социализма, названную им анар­хизмом.

Обоснование и защиту анархических идей М.А. Бакунин ве­дет с позиций антропологического материализма и идеи Гегеля о диалектической ценности и внутренней неизбежности отрица­ния. Исходя из этих основополагающих принципов, М.А. Бакунин рассматривает исторический процесс как результат «борения на­чал» — животности и человечности. Основу исторического про­цесса, по его мнению, составляют следующие три принципа: человеческая животность, мысль и бунт. История, считал он, представляет собой постепенное отрицание первобытной живот­ности человека и утверждение человечности, которая в свою очередь подвергается угнетению со стороны церкви и государст­ва. Это противоречие должно будет разрешиться с помощью бунта.

25.ДостоевскийГлавной темой идейных исканий Федора Михайловича Достоевского стала тема взаимоотношения Бога и человека, Бога и мира. Достоевскому было очевидно, что вне идеи Бога как высшего начала «все нравственные основания в человеке, ос­тавленном на одни свои силы, условны. » и только религия может дать абсолютное обоснование нравственности.

Человек, по Ф.М. Достоевскому, есть великая тайна: нет ни­чего значительнее и дороже человека, хотя нет и ничего страш­нее его. Человек есть существo иррациональное, поэтому рассудочным путем по­знать природу человека невозможно. Как бы ни была упорна работа мысли, она никогда не сможет охватить человека полно­стью. Всегда остается иррациональный остаток, который и составляет самый главный сокровенный смысл.

Подлинная сущность, ядро человека заключается в стрем­лении к самоутверждению, т. е. к свободе, Ф.М. Достоевский исследует парадоксы свободы, поскольку свобода для человека — это всегда свобода выбора между добром и злом. Проблема заключается в том, может ли человек сам, ру­ководствуясь чисто человеческими установлениями, определить, что есть добро и что есть зло. Человеку как нравственному существу невозможно про­жить без Бога. Кто теряет веру в Бога, тот неизбежно становится на путь саморазрушения личности.

Исключительный опыт познания истории с позиций диалек­тики свободы содержится в поэме о Великом Инквизиторе в романе «Братья Карамазовы». В этой поэме божественному смыслу истории противопоставляется грандиозный замысел переустройства человеческого общества на рациональных человеческих основаниях.

Достоевский определяет европейский социализм как продукт западноевропейской культуры. Он поясняет, что главной в европейских социалистических учениях выступает экономическая проблема. На самом деле проблема социализма не столько экономическая, сколько атеистическая: «нынешний социализм в Европе, да и у нас, везде устраняет Христа и хлопочет прежде всего о хлебе». Западный социализм идет на смену не столько капитализму, сколько христианству. Социалистическая идея в таком варианте оценивается Ф.М. Достоевским как «дьяволова идея», не при­нимающая во внимание духовное происхождение человека.

Атеистическому западному социализму Ф.М. Достоевский противопоставляет идею всеобъединяющего русского социализ­ма, в основе которого лежит жажда русского народа всеобщего, всенародного всебратского единения.

В своём труде “Философия истории” Толстой рассматривал движение человечества. Он считал, что это движение непрерывно, а следовательно постижение законов этого движения есть цель истории.

По мнению Толстого, важнейшую роль в истории играют свобода и необходимость. Это философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества. Свобода это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на опознание объективной необходимости. Необходимость это то, что не может в данных условиях не произойти, что обязательно должно произойти. Соотношение свободы и необходимости всегда меняется, то есть религия, здравый смысл, человечество, наука права и сама история одинаково понимают это отношение между необходимостью и свободой. Все без исключения случаи в которых увеличивается или уменьшается наше представление о свободе и необходимости имеют только 3 основания:

1) Отношение человека, совершившего поступок к внешнему миру. Если рассматривать одного человека, а на него действуют какие либо предметы, то свобода уменьшается, а необходимость увеличивается.

2) Ко времени. Это есть то основание, вследствие которого жизнь и деятельность людей живших века тому назад, не может представляться мне столь свободною, как жизнь современная, последствия которой мне ещё не известны.

Всё это ведёт к двум основаниям миросозерцания человека: к разуму и сознанию. Разум выражает законы необходимости, а сознание выражает сущность свободы.

Источник

Славянофилы и западники в русской философии

Славянофилы и западники: дискуссии о цивилизационной принадлежности России. Теоретические аспекты основных направлений славянофилов в русской философии XIX века. Общая характеристика идей западников, особенности их вклада в культурное развитие страны.

РубрикаФилософия
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления10.05.2011
Размер файла30,1 K

вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы. ba. вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы фото. вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы-ba. картинка вопросы философии истории в русской общественной мысли западники и славянофилы. картинка ba. Обновление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России.. В напряженной полемике конца 30-х — 40-х гг. XIX в. о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения русской соци­ально-философской мысли.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1 Славянофилы и западники: дискуссии о России

2 Идеи славянофилов

Список используемых источников

Славянофилы (А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, И.В. Киреевский) обосновывали идею о мессианской роли России в истории человеческой цивилизации. Они считали, что политическое устройство России должно базироваться на монархии. Основой духовности должно быть православие. Русскому народу присущи такие ценности, как соборность, коллективизм, общинность.

Поэтому цель нашей работы заключается в исследовании двух основных направлений XIX века западников и славянофилов в русской философии.

Нашей задачей является рассмотрение взглядов этих философов по поднятому вопросу.

1 СЛАВЯНОФИЛЫ И ЗАПАДНИКИ: ДИСКУССИИ О РОССИИ

Становление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России. В напряженной полемике о месте России в мировой истории оформились славянофильство, и западничество как противоположные течения русской социально-философской мысли.

Сущность славянофильства определялось идеей «несхожести» России и Запада, самобытности русского духовно-исторического процесса (сам термин «славянофильство» достаточно условен и выражает лишь их общественно политические позиции).

Все основные идеи славянофилов тяготеют к полюсу тотальности.

1. Критика западной цивилизации как якобы «безбожной», низменной, бездушной.

Славянофильство как идейное течение оформилось в первой половине 40-х годов. Его зачатки, однако, обнаруживаются значительно раньше. Они видны еще в суждениях ряда деятелей, которые вслед за событиями 14 декабря 1825 года всё отчетливее определяли свое место в стане противников освободительного движения. Характерно, что в кругу прежних участников общества «любомудров», среди лиц, настойчиво требовавших в после декабрьские годы отказа от борьбы с существующим строем, ратовавших за «уважение к действительности», находились и будущие славянофилы И.В. Киреевский и А.И. Кошелев.

С самого возникновения и на протяжении всего времени своего существования славянофильство было представлено немногочисленной группой, столпами которой явились в 40-50-х годах А.С. Хомяков и И.В. Киреевский.

Крупную роль в славянофильской группе играл К.С. Аксаков. В его работах наиболее полно освещена историческая концепция славянофилов. Взгляды К.С. Аксакова также претерпели немалые изменения. Начало его идейного формирования относится к 30-м годам, когда он был участником кружка Станкевича. Впоследствии К.С. Аксаков получил известность как один из самых ортодоксальных деятелей славянофильства, выражавший в заостренной форме положения, характерные для всего его круга.

Впервые о своем появлении на общественной арене славянофильство
возвестило жаркими спорами в московских литературных салонах, а затем
и печатными выступлениями.

Хотя споры представителей западнической группы с кругом Хомякова, Киреевских и Аксаковых постепенно отходили, на второй план, по сравнению с борьбой нарождавшейся революционной демократии с буржуазно-помещичьим лагерем, всё же они, несомненно, сыграли тогда положительную роль, оставив заметный след в идейной жизни России XIX века.

В общественно-политической борьбе России последних двух предреформенных десятилетий славянофильская группа заняла место на правом фланге либерального лагеря. Имея немало сходственных черт с идеологией «официальной народности», славянофильские воззрения, однако, по ряду вопросов отличались от взглядов группы Погодина и Шевырева.

Отрицая закономерности и единство исторического процесса, славянофилы усиленно пропагандировали схему, резко противопоставлявшую путь «внутренней правды» России пути «внешней правды» Запада «рационалистической культуре» Запада. Славянофильство горячо отстаивало православие, выступало апологетами старины, выдвигало требование разрыва с Западом.

Как изобилующий смутами и раздорами, обессиленный внутренним раздвоением и мечтательностью, ослабленный «латино-протестантской односторонностью» предстает Запад со страниц произведений славянофилов. Об умственной жизни Запада славянофилы писали как об утратившей свою силу, обнаружившей «болезненные явления» еще со времен реформации и даже с предшествовавшей ей эпохи Возрождения. О философской мысли Запада Киреевский говорил как о движущейся в замкнутом кругу и вернувшейся к принципам Аристотеля.

Следует отметить, что славянофилам, особенно А.С. Хомякову и И.В. Киреевскому, отнюдь не было присуще безоговорочное осуждение всего Запада.

В «Обозрении современного состояния литературы» И, В. Киреевский указывал, что те, кто отвергают всё европейское, отрывают себя от развития человечества. Он высказывался за использование того, что было или есть «доброго в жизни Запада» и подчинение заимствованного «истинным», «высшим» русским началам.

Разноречивость в суждениях И.В. Киреевского о Западе в известной мере объясняется тем, что как сам автор «Обозрения современного состояния литературы», так и его единомышленники, обличая Запад, в то же время испытывали сильное тяготение к реакционным идеям, в значительной степени черпаемым из западноевропейских источников.

Толки о «гниении Запада» особенно часто были в славянофильском кругу в 1848-1849 годах, когда напуганные революционной бурей, пронесшейся по Западной Европе, славянофилы наиболее яростно нападали на прогрессивные слои Запада и устами К.С. Аксакова заявляли о своем презрении к поднявшимся на борьбу народам Европы.

Боязнью социальных катастроф пронизаны мысли славянофилов о «народном духе», об общине как форме «народной жизни». Славянофильская группа не раз заявляла о себе как о первой поднявшей знамя народности в литературе и вызвавшей в русском обществе живой интерес к народу, к общине. Декларируя о своем народолюбии, славянофилы щедро адресовали представителям других общественных группировок упреки в антипатриотизме. Славянофильская критика была заполнена рассуждениями о губительности отрыва интеллигенции от народной стихии, о необходимости сближения общества с народом, важности всестороннего освещения народной жизни.

В тесной связи со славянофильской концепцией народности находятся и воззрения славянофилов на общину. Перед лицом распространения в России «общественных язв», уже давно разъедающих тело Запада, славянофилы усмотрели в общине орудие сохранения социального мира в стране. Они считали общину основой народной жизни, формой, раскрывающей лучшие стороны человека, осуществляющей высший нравственный закон.

Идеи славянофилов не могли создать художественно ценной литературы. Выделяются лишь отдельные стихотворения Хомякова, К. Аксакова, И. Аксакова. Козырем в конкуренции с прогрессивной реалистической литературой у них был С.Т. Аксаков. Но С.Т. Аксаков не был собственно славянофилом, а как писатель-реалист даже противостоял им. Он был другом Гоголя, ценил его как автора «Ревизора» и «Мертвых душ» и порицал «Выбранные места из переписки с друзьями». Именем Гоголя славянофилы явно спекулировали, используя его дружеские отношения с домом Аксаковых. Позднее славянофилы малоуспешно старались привлечь к себе Островского как бытописателя москворецкой старины. Они пытались приспособить к себе «черноземную правду» Писемского, тем более что сам писатель уклонялся от передовых идей и как бы шел навстречу таким желаниям. Пытались они в своем «народном» духе истолковать и «Записки охотника» Тургенева. Но все эти писатели не пошли вместе со славянофилами.

Сущность славянофильской доктрины заключалась в идее национального единения всех русских людей в лоне христианской церкви без различия сословий и классов, в проповеди смирения и покорности властям. Все это имело реакционно-романтический, утопический характер. Проповедь идеи «русского народа-богоносца», призванного спасти мир от гибели, объединить вокруг себя всех славян, совпадала с официальной панславистской доктриной Москвы как «третьего Рима».

Славянофилы были представителями либерального дворянства, дальновидно начавшего искать выход из тупика, чтобы избежать в России революционных взрывов по западному образцу.

славянофил западник русский философия

Яркими представителями западников являются: А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский, Н.Г. Чернышевский. Они активно выступали за европеизацию страны, т.е. ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие общества по буржуазному пути.

1. Считали религию и церковь тормозом общественного прогресса.

2. Высоко оценивали человеческий разум и науку, уважительно относились к правовым нормам общества.

3. Основной ценностью общества для них является индивид, а государство прозвано защищать его права и свободы.

4. В социальной сфере они ориентировались либо на конституционную монархию, либо на социалистические или анархические формы государственного правления.

Некоторые историки русской культуры считают, что эти две противоположные тенденции имеют место и сейчас, правда, под другими названиями и в других формах.

Различные теории и течения, постоянно охватывающие Россию, так и не привели страну к определенному решению, по какому пути идти. Россия движется по инерции. Споры западников и славянофилов стали частью истории, но актуальность их просвечивает сквозь века. Можно отыскать множество источников противоречий между этими двумя философскими направлениями: возможность политического обустройства, и ход исторического развития, и положение религии в государстве, образование, ценность народного наследия и т.д. В несколько большей степени можно указать на обширность территории страны, которая производила на свет личностей с совершенно противоположными взглядами на жизнь. Россия велика. Увлечь одной идеологией ее народ очень сложно.

Таким образом, цель нашей работы достигнута, задача выполнена.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

5. Н. Устрялов Национальная проблема у первых славянофилов, Русская мысль, 1996 г.

7. http://www.mirvn.ru/articles/1002189/1002189A.htm Курс философии. «Русская философия» Электронная версия.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Этапы развития русской философии и их общая характеристика. Историческая ортодоксально-монархической философии Ф.М. Достоевского, П.Я. Чаадаева, Л.Н. Толстого. Революционно-демократическая, религиозная и либеральная философия. Западники и славянофилы.

контрольная работа [19,7 K], добавлен 21.05.2015

Философская мысль России XIX века, ее направления и представители: славянофилы (И. Киреевский), западники (А. Герцен), народничество (М. Бакунин), нигилизм (Д. Писарев). Развитие русской религиозной мысли, творчество Ф. Достоевского и В. Соловьева.

контрольная работа [39,1 K], добавлен 28.03.2009

Западничество и славянофильство как два направления русской общественной мысли первой половины ІХХ века. Зарождение западничества. Обзор становления воззрений славянофилов в русской политической мысли. Судьба России в воззрениях западников и славянофилов.

курсовая работа [55,9 K], добавлен 17.11.2014

Основные этапы развития русской философии. Славянофилы и западники, материализм в русской философии середины XIX века. Идеология и основные положения философии русских почвенничества, консерватизма и космизма. Философия всеединства Владимира Соловьева.

контрольная работа [36,5 K], добавлен 01.02.2011

Становление самобытной русской философии. Противоположные течения русской социально-философской мысли. И.В. Киреевский: критика западного рационализма и философия цельного духа. А.С. Хомяков: концепция живого знания и принцип соборности.

реферат [24,6 K], добавлен 08.05.2007

Философские идеи П.Я. Чаадаева, определение его роли и значения в развитии русской философии XIX века. Западники и славянофилы о путях развития России. Философия В.С. Соловьева и Н.А. Бердяева, ее отличительные особенности и религиозный характер.

контрольная работа [40,0 K], добавлен 01.11.2011

реферат [41,7 K], добавлен 20.06.2008

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *