великий пост история возникновения
Храм мучч. Флора и Лавра
г. Кашира, Московская епархия Русская Православная Церковь
Великий пост. История происхождения.
История Великого поста берет своё начало в античности. Как известно, слово «пост» происходит от греческого слова «apastia» и дословно переводится как «тот, который ничего не ест». Это понятие применялось к людям, которые придерживались лечебной диеты и отказывались от некоторых видов пищи с целью похудения или выздоровления.
СУТЬ ВЕЛИКОГО ПОСТА
Истинный пост — это отказ от различного рода зла, как телесного, так и духовного. Суть поста заключается в воздержании (на церковном языке это называется аскеза), в духовном воспитании и укреплении воли, а также в совершении добрых дел.
В этот период положено отвергать и искоренять в себе всяческое зло и гнев: ум необходимо очищать от суетных помыслов, память – от злых воспоминаний, волю — от злых желаний, язык — от хулы, неправды, пустословия, сквернословия и т. д. Без соблюдения всех этих самоограничений пост превращается в обычную диету.
ЧТО ОЗНАЧАЕТ ВЕЛИКИЙ ПОСТ?
Великий пост – это наиболее длительный и строгий, а также наиболее значимый из всех постов в христианстве. На церковном языке он называется святой Четыредесятницей и длится 7 недель.
Самые строгие ограничения предполагаются в первую неделю Великого поста и в Страстную, т. е. последнюю, неделю перед Пасхой. Это, по православным канонам, время самых усердных молитв и благоговения к Богу.
Худейте в Великий пост с жидким каштаном >>> Самое время! Полностью растительные компоненты, эффективность доказана
ДУХОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА
Целью Великого поста является смирение духа и подготовление верующих к празднованию Светлого Христова Воскресения путём покаяния, углубления во внутреннюю высокодуховную жизнь, отрешения от приземленной, материальной стороны жизни.
ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА ПО БИБЛИИ
Упоминания в Ветхом Завете
История происхождения поста восходит ещё к временам Ветхого завета и сотворения человека. Бог наделил людей заповедью о посте еще в раю: именно тогда он разрешил Адаму и Еве, чтобы те ели плоды любого дерева из Эдемского сада, но плоды от дерева познания добра и зла Бог запретил им есть.
И так в течение всей истории Ветхого Завета можно обнаружить множество примеров, где преданные Богу люди все важнейшие моменты своей жизни предупреждали постом.
К примеру, пророк Моисей взобрался на гору Синай, затем предстал перед лицом Господа, получил от него заповеди и в течение 40 суток постился без еды и воды.
Пророк Илия на своем пути к горе Божией Хорив тоже соблюдал пост 40 дней и возносил молитвы Всевышнему.
В иудейской среде со времен Ветхого Завета существовала традиция поститься 2 раза в неделю, во вторник и в четверг.
Упоминания в Новом Завете
В христианской среде, во времена Нового Завета также возникло правило поститься 2 раза в неделю, но в среду и пятницу.
В Новом Завете Иисус Христос достаточно часто вёл беседы со своими учениками о самоограничении, поведывая им всё о таинствах поста. Иисус, как уже говорилось выше, сам постился 40 дней, а по его примеру и учению постились и его апостолы. Своим наглядным примером и учением Христос вместе со своими святыми учениками продемонстрировали всем людям, что пост, как плотское, так и духовное воздержание, вместе с прочими средствами к спасению, заложен в основание здания Церкви Божией. Таким образом, они заповедали посты всем верующим, а Церковь их непрерывно хранит.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА
Прежде чем окончательно сформироваться в том виде, каким Великий пост существует на сегодняшний день, он прошел два долгих тысячелетия. Великий пост и сам праздник Пасхи долгое время изменялись одновременно со становлением и развитием самой Церкви.
II–III века
История Великого поста берёт свое начало в пасхальном посте, который во II–III веках происходил в ночь перед Пасхой, памятуя о Страстях Христовых. Тогда саму Пасху христиане воспринимали или как праздник Воскресения, или как память о Страстях Христовых, или как и то и другое вместе.
Длина этого поста и условия его проведения на протяжении долгого времени зависели от местности. Так, уже в III веке продолжительность его составляла от 1 дня до 40 часов или до полной недели. Необходимо отметить, что суть 40-часового поста заключалась в абсолютном отказе от пищи, и он уже в ту пору объединил в себе ключевые принципы, которые позднее стали основой Великого поста, а именно: повторение 40-дневного поста Иисуса Христа в пустыне и приготовление к празднованию Пасхи.
Вторая половина III века – IV век
Во 2-й половине III–IV веков обнаруживаются первые упоминания, относящиеся к 40-дневному посту, но достоверно не известно, относился ли он исключительно к Пасхе.
Одним из оснований возникновения Великого поста считается пост накануне Крещения. В III веке обряд крещения осуществлялся в пасхальную ночь, но соблюдение ограничений перед самим ритуалом Крещения практиковалось Церковью уже с I века. Поэтому посты накануне Крещения и Пасхи могли объединиться между собой.
Согласно убеждениям большинства историков, первое непреложное доказательство 40-дневного пасхального поста можно найти в послании святого Афанасия Великого. Согласно этому посланию, Великий пост брал своё начало за 6 недель до Пасхи, а в результате исключения субботы вместе с воскресеньем накануне Пасхи получалась длительность в 40 дней. Особого внимания заслуживает тот факт, что в посланиях святого Афанасия этот пост никак не отождествляется с 40-дневным пребыванием Иисуса в пустыне (однако в качестве прообразов вспоминаются посты пророков Моисея, Давида и Даниила), но трактуется он как аскетические приготовления к празднику Пасхи.
Конец IV века — начало V века
Обязательность следования Великому посту для всех христиан была зафиксирована 69-м Апостольским правилом, последняя редакция которого состоялась в конце IV века.
К концу IV — началу V веков уже повсюду в церквях был принят Великий пост длиной в 40 дней, однако исчисление его дней зависело от местности, а также отличались и традиции соблюдения поста. При появлении продолжительного периода аскезы возникло и множество различных традиций, связанных с соблюдением установленных правил. Общим для всех христиан был запрет поста в воскресенье, а на некоторых территориях – в субботу.
Так, в Риме придерживались поста 3 недели, прерывая его на субботу и воскресенье, а в Греции и Александрии беспрерывно постились 6 недель. Кто-то отказывался от любой еды животного происхождения, а кто-то употреблял рыбу, другие же могли кушать и птицу. Те, которые придерживались строгого поста, исключали из рациона даже яйца и плоды, остальные вообще довольствовались исключительно хлебными сухарями.
Таким образом, смысл Великого поста находится в неразрывной связи с историей его возникновения и установления.
История Великого поста
Приблизительное время чтения: 5 мин.
История Великого поста таит в себе множество загадок. Мы называем его Святой Четыредесятницей, но на самом деле он продолжается 7 недель или 48 дней, не считая Пасхи. Почему святые отцы называли этот пост «десятиной года», как нужно правильно поститься по Уставу, почему Церковь считает, что в субботы и воскресенья Великого Поста христиане не постятся. Обо всем этом в материале журнала «Фома».
Когда в Церкви появился Великий пост?
До III века в разных христианских Церквах верующие по –разному готовились встречать день святой Пасхи. Известный христианский апологет Тертуллиан и святой Ириней Лионский во II веке говорят о практике 40 часового поста (от вечера Страстной Пятницы до окончания пасхальной литургии), во время которого христиане вообще не принимали пищу. Пост от Великой Пятницы до Пасхи был подражанием сорокадневному посту Спасителя, а также буквальным пониманием фразы Христа в Евангелии от Матфея: «И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься». (Мф. 9,15)
По мысли первых христиан время, когда Христос был отнят у верующих, начиналось с момента смерти на кресте до Воскресения, что и определяло продолжительность поста.
В середине III века в некоторых поместных Церквах появляется шестидневный пост, как воспоминание о событиях Страстной недели. При этом часть христиан считала такой подвиг чрезмерным, и продолжала поститься около сорока часов. Во второй половине III века александрийский епископ Дионисий Великий, отвечая на вопрос, когда нужно завершать Великий Пост, вечером в Великую субботу или утром на Пасху после пения петуха, говорит о разных практиках воздержания: «И шесть дней поста соблюдаются не всеми равно и одинаково; ибо одни проводят все дни без пищи, а иные ни одного; тем, которые весьма ослабели от продолжительного поста и почти погибают от изнеможенея, простительно более раннее вкушение пищи; но если иные четыре предшествующие дня поста … вообще не постились и даже роскошничали и потом, когда наступают последние два дня, их, т. е. пятницу и субботу, непрерывно постятся и думают, что делают нечто великое и славное».
В начале V века все Поместные Церкви приходят к идее сорокадневного Великого поста, как десятины года, и с этого момента продолжительность Святой Четыредесятницы в разных Церквах колеблется от 6 до 8 недель. Проблема заключалась в том, как считать субботы и воскресенья, во время которых пост отменяется.
Сколько длится Великий пост?
Великий Пост начинается с понедельника первой недели Святой Четыредесятницы и продолжается до пятницы 6 недели, о чем можно узнать из песнопения, которое звучит в этот день в храме. Затем с Лазаревой Субботы начинаются события Страстной недели, которая уже не входит в Великий пост.
Но существует и еще один способ превратить 48 дней поста в «десятину года». Как известно, обычный год продолжается 365 дней и несколько часов. Если из семи недель вычесть все субботы и воскресенья, когда пост отменяется, то мы получим 35 дней + еще несколько часов поста во время пасхальной ночи.
Уже в IV –V веке Церковь считала Великий пост обязательным для всех христиан. В правилах Вселенских соборов и в текстах святых отцов мы можем найти упоминание о том, что христианин, не соблюдавший Великий Пост, на некоторое время мог отлучаться от Церкви. В одной из проповедей святителя Иоанна Златоуста говориться о том, что к IV веку Святая Четыредесятница изменяла привычный уклад жизни Константинополя: «Нигде нет сегодня ни шума, ни крика, ни разрезыванья мяс, ни беганья поваров; все это прекратилось, и наш город теперь походит на честную, скромную и целомудренную жену».
Что такое Великий пост по уставу Церкви?
Если несколько упростить рекомендации Типикона (церковного устава), то пост предполагает ограничение числа приемов пищи (один раз в день, вечером) и ее качества (хлеб и вода, теплые овощи без масла – сухоядение), и даже полный отказ от пищи и воды (например, в понедельник и вторник первой недели).
То есть с понедельника по пятницу всех недель Великого поста за исключением особых случаев христианин есть один раз в день очень простую пищу без масла (хлеб, вода, овощи).
В субботу и воскресенье разрешается два приема пищи с растительным маслом и вином (отметим, что церковный устав позволяет выпить не больше стакана вина), поэтому субботы и воскресенья не считаются постными днями.
Отметим, что в древней Церкви какое-то время еще спорили о том, что можно в эти дни во время Великого поста. Некоторые христиане считали, что допустимо употребление яиц, молочных продуктов и даже мяса птицы, но в конечном итоге было решено, что ослабление поста в субботу и воскресенье может заключаться лишь в увеличении числа трапез и разнообразия растительной пищи.
Такие строгости были связаны с основной идеей поста – пища должна быть дешевой и быстрой в приготовлении, а освободившееся время и деньги христианин должен использовать для участия в богослужении и дел милосердия. Разницу в стоимости между обычным и постным обедом предлагалось отдавать нищим.
Довольно рано Церковь поняла, что столь жесткие правила поста не могут понести все христиане, а потому в церковных канонах установлен некий минимум поста, который должен соблюдаться всеми верующими. Это отказ от мяса, молока и яиц, то есть пост с рыбой, горячей овощной пищей на масле является максимальной степенью снисхождения к человеческим немощам.
Сейчас же все вопросы относительно меры пищевого поста православный христианин должен обговорить со своим духовником.
На заставке: Иван Крамской. Христос в пустыне. 1862
Спасибо за правдивый рассказ. Мы как христиане, следуем в первую очередь учениям Христа Спасителя. А Спаситель судя по всему никогда не наставлял учеников и последователей вообще воздерживаться от пищи и соблюдать даже минимальный пост такого рода. Это была инициатива «подорожание» самой церкви. Соответственно никто не вправе называть любого верующего христианина, не христианином! В следствии того, что христианин не держит пост даже минимальный. Т.к. Иисус Христос не заповедовал нам это истязательство, тем более мирянам, простым верующим, всем последователям учения Христа и всем верующим в Бога. Посему, считаю пост обязательным только для сотрудников церкви и то которые не ведут физическую деятельность по своей профессии в церкви. Потому, как для священно служителя, пост это так сказать на деле отношение его личное к христианству и церкви, т.е. это его «сертификат», как свидетельство того, что он не просто на словах чтит учение Христа и церковные каноны. а он на деле показывает, пройдя ежегодный Великий Пост, что он делится ценным, тем что есть у него. жертвует свою беспечность, как свидетельство того, что не на словах, а на деле священно служитель доказывает свою покорность и не лицемерность. Ведь у священно служителя ничего нет, кроме как его тела и души, по этому он должен показать, что его слова и намерения не просто так, а искрении. И засвидетельствовать это он должен (пред собой и перед людьми) пройдя раз в год Великий Пост.
В свою очередь простой верующий христианин, не обязан соблюдать посту который придумала сама церковь, который не является учением Христа. А соблюдать или не соблюдать Великий Пост, это личное дело каждого, если человек сам нуждается в очищении тела и души, и хочет чем-то пожертвовать. пожертвовать своей беспечностью своим комфортом, чтобы понят себя лучше. Т.е. никто не вправе вообще уличать христианина в том, что он не следует Великому Посту! Христос этому не учил и не пропагандировал, это личное дело церкви, как института веры.
Сам я сейчас пощусь по строгому посту, 3 день уже. Просто потому, что хочу очистить себя физически и духовно и приобщиться хотя бы раз к культуре церкви. Потому, что я здоровый взрослый сын Божий и хочу этого, а так же моя работа (не физический труд) позволяет мне постится, к этому еще и лишние килограммы жира, также позволяют мне постится. Пост очень тяжелый, я лично не рекомендую его трудящимся людям, учитывая что Спаситель не учил нас этому, а подрожать это возможно лишние и даже плохое когда людей заставлю подражать чьему-то приказу. Рекомендую пост всем кто хочет очистится, просто для себя, это удачное время, перед великим праздником Пасхи.
«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!
Великий пост с 11 марта по 27 апреля 2019 года.
Зачем нужен пост?
При дальнейшем знакомстве с Библией можно видеть, что необходимость поста возникает у людей или при подготовке к важным, решающим событиям, или как выражение скорби и покаяния, или как средство достижения полноценного общения с Богом. Безгрешный и Совершенный Иисус Христос тоже постился сорок дней, прежде чем выйти на проповедь. Он же неоднократно указывал на то, как и когда нужно поститься, говоря о посте как о само собой разумеющейся практике.
Великий пост в том виде, как он существует сегодня, сложился в первые века христианской Церкви из двух разных традиций. Предпасхальный пост продолжительностью в сорок дней изначально возник как период подготовки людей, собирающихся креститься на Пасху (тогда Таинство Крещения совершалось не в любой день недели, а только по праздникам). Крещёные же христиане постились перед Пасхой только одну неделю – Страстную седмицу. А потом стали поститься вместе с оглашенными – из любви и солидарности, потому что вместе поститься легче, чем по отдельности.
Подготовка к Великому посту
«Неделя о блудном сыне» – читается всем известная притча о возвращении сына в отчий дом (Лука, 15, 11-32). Звучат молитвы о полyчении смиpения как начала истинного покаяния. До начала поста четырнадцать дней.
В эту первую вселенскую родительскую субботу Цеpковь совеpшает поминовение всех усопших от Адама до наших дней. Заyпокойная слyжба этого дня называется так: «Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших». Она слyжит обpазцом для всех дpyгих слyжб поминовения yмеpших и совеpшается еще во втоpyю, тpетью и четвеpтyю сyбботy Великого Поста.
Воскресенье накануне Великого поста называется прощёным, или неделей сыропустной. Официальное же его название – Адамово изгнание из рая, потому что этот день на Литургии читается библейское повествование об Адаме и Еве, нарушивших заповедь поста и послушания Богу, и потерявших первозданную свободу от греха.
Прощёное воскресение подводит итог подготовки к Великому посту. В евангельском чтении звучат слова о необходимости прощать друг друга: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Матф. 6, 14-21). После службы в храме проводится чин прощения: священники и прихожане с земными поклонами просят друг у друга прощения.
Традиция такого рода прощания друг с другом перед Великим постом появилась у египетских монахов, которые на время Великого поста расходились по пустыне в разные стороны, чтобы уединенно совершать молитвенные подвиги и вернуться в монастырь к празднованию Пасхи. Живыми возвращались не все, поэтому прощались с пониманием того, что эта встреча может быть последней. Со временем традиция перешла в общее церковное богослужение, а потом вышла и за пределы храмов.
В эпоху интернета и мобильных телефонов церемония прощания начала приобретать новые странные формы – например, просьбы о прощении в виде рассылки большому списку абонентов. Хочется спросить – если бы этот разговор был последним, мы бы на самом деле ограничились безличной смс-кой? Понятно, что так намного проще – попросить прощения сразу у всех и сразу за все, и так же оптом всех за все простить. Гораздо труднее простить конкретному человеку конкретный проступок. Трудно, но необходимо, если есть желание жить дальше, а не перетирать по десятому разу старую обиду.