ваше отношение ко дню победы
Россияне высказали отношение ко дню Победы
Большинство россиян (62 процента) выразили мнение, что праздничные мероприятия на 9 Мая приводят к проявлению чувства душевного подъема и ощущению единения народа. Об этом свидетельствуют результаты Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) о восприятии граждан прошедшего Дня Победы.
Лишь 32 процента жителей страны не согласны с этим утверждением. В юбилей Победы россияне принимали участие в различных акциях. В этом году они проводились дистанционно — вынужденная мера, принятая для борьбы с распространением коронавируса. Несмотря на это, многие поддержали такой формат мероприятий.
69 процентов россиян высказались за поздравление ветеранов во дворах домов (10 процентов опрошенных приняли в такой акции участие), 62 процента респондентов порекомендовали бы проводить в регулярном формате акцию «Мечты победителей», столько же хотели дальше видеть акцию «Окна Победы». Такие акции как «Свет Победы», «Флаги Победы», а также всенародное исполнение песни «День Победы» нужно проводить и в следующем году по мнению 61 процента россиян.
Кроме того, после опроса выяснилось, что каждый второй россиянин или член его семьи принимал участие хотя бы в одной акции в честь Дня Победы — 51 процент опрошенных. О том, что в мероприятиях, посвященных 75-летию Победы принимали участие не только россияне, но и представители других стран, слышали 67 процентов россиян. Абсолютное большинство граждан России отнеслись к этому положительно — 90 процентов.
9 мая в России прошло несколько дистанционных акций, в рамках которых граждане вспоминали героев войны, своих воевавших родственников и благодарили ветеранов. Так, жители страны выходили на балконы и пели песню «День Победы», а также участвовали в онлайн-шествии «Бессмертного полка». В ряде российских городов прогремел праздничный салют.
«Пора подуспокоиться»: что двадцатилетние россияне думают о Дне Победы
«Афиша Daily» поговорила с молодыми россиянами от 18 до 21 года о том, как они празднуют День Победы и что думают о параде на Красной площади.
«Для того чтобы выразить все почтение ветеранам, одного дня мало»
Для меня День Победы — великий праздник. Я горжусь, что живу в стране, которая одержала победу над фашистами: если бы не Россия и ее воины, меня бы не было в живых. В Питере очень красивые парады, и я каждый год обязательно хожу на них. Люблю провожать «Бессмертный полк», он очень цепляет. Я хотела бы поучаствовать в этой акции, но моя бабушка умерла уже в мирное время, и я не знаю, будет ли это [участие] правильным. Потом мы с ребятами собираемся на Дворцовой площади, там всегда отмечаловка идет.
Я из Читы, в Петербурге живу три года. Моя мама — офицер УФСИН, она участвует в подготовке к параду. У меня дома всегда с трепетом относились к этому празднику: собирались всей семьей и, если не ходили на парад, точно смотрели его по телевизору. Задушевно, теплыми словами вспоминали бабушку, очень гордимся ей. Нужно обязательно помнить свою историю и такую войну — мне кажется, не стоит никогда забывать.
Для того чтобы выразить все почтение ветеранам, одного дня мало. Меня огорчает, что мы тратим колоссальные средства на проведение торжеств, но вместе с тем ветераны продолжают жить в нищете. Мы говорим о любви к ним один день в году, когда стоит почитать их каждый день. Я даже не знаю, что нужно сделать, чтобы отблагодарить их за такой подвиг.
«Праздник — это фарс»
Сейчас праздник 9 мая — от и до игра на эмоциях. Люди не могут ответить даже на простые вопросы о Великой Отечественной войне. Но, если спросить: «Уважаешь ветеранов?», — ответят: «Да». Нужен переход от эмоционального восприятия праздника к интеллектуальному. Можно сделать акцент на «Бессмертный полк», на который люди не сгоняются, а приходят сами. Очень ценными будут дни военных музеев или дни мемориальных парков — когда эксперты, историографы, военные историки, даже действующие военные смогут рассказать о событиях той войны в более интересном ключе. И тогда День Победы стал бы праздником, который действительно соответствует дате, а не милитаристским представлением.
«Это обычный выходной день»
9 мая в моей семье — это обычный выходной день. Будет хорошая погода — съездим на шашлыки, плохая — сходим к кому-то в гости. Специально этот день никто не планирует. Если мне интересно сходить на парад или на какое-то мероприятие, я иду. Особенно мне нравится «Бессмертный полк», когда люди идут с портретами своих родственников — выглядит очень величественно.
Нас воспитывают в духе, что День Победы — это один из основных праздников и мы любой ценой должны отмечать его. Да, это один из тех исторических моментов, которые мы должны помнить, но мне кажется, что пора несколько подуспокоиться. Конечно, нужно вспоминать и почитать людей, которые отстояли наше Отечество, но проводить такие дорогостоящие парады бессмысленно.
Большинство людей знают, что День Победы — великий праздник, но они не знают о событиях Великой Отечественной войны, не знают, что за этим праздником стоит. Необходимо менять отношение к этому дню: не воспринимать его как повод выпить за гаражами, а сходить к вечному огню, к оставшимся ветеранам и просто сказать спасибо.
«История нашей страны складывалась не только из перманентных войн»: что думает молодёжь о Дне Победы
В 2020 году мы отмечаем 75-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. За это время успело повзрослеть не одно поколение, и у каждого человека к Дню Победы своё отношение. Мы спросили молодых людей, что они думают о праздновании 9 Мая.
Не понимала раньше акцию «Бессмертный полк». А на днях ко мне приходила соседка, ей 71. Она попросила зарегистрировать её в соцсетях и помочь загрузить фото её сестры для этой акции, которая в 2020 году проходит онлайн. И вот тогда я не просто поняла, а почувствовала, что стоит за этими фотографиями. Признание рода, уважение его, низкий поклон, любовь и капелька горечи.
Ещё я не очень люблю военное кино, но помню, что в 2008 году вышел фильм «Мы из будущего». Он был на доступном подростку языке. Тогда я начала проникаться. Также много читаю, попадались книги и о войне, но в основном зарубежные. Больше всего поражает то, что английские, американские, французские авторы считают, что России вообще не было, она где-то там, на окраине, не важна для Победы. Воспевают своих героев.
Страны, которая совершила подвиг, давно уже нет. И тех, кто этот самый подвиг совершал, тоже уже почти не осталось.
Особенно бесит фраза «можем повторить». Те, кто так говорят, видимо, даже в учебник истории не заглядывали. Что они смогут повторить? Я бы не хотела видеть всех тех человеческих жертв и ужасов голодных времён. Это вам не сто грамм опрокинуть за память дедов, которые воевали. Да вы их имён-то не помните.
9 Мая должно быть днём памяти, а не поводом выпить и повязать ленточку, которая уже давно стала каким-то символом рекламы: даже на водке этикетки оранжево-чёрные делают. А ещё, мне кажется, на всех этих парадах и салютах пилят огромные деньги. Мне отвратительно смотреть, как этот день отмечают сейчас, прикрываясь чужим подвигом.
А ещё возникает вопрос: если мы празднуем 9 Мая, то почему нет аналогичных торжеств на дни победы в Русско-турецкой или Русско-шведской войнах?
Конечно, забывать не нужно, но и возвеличивать нельзя. Я когда-то читал новости про то, как ветеранам Великой Отечественной войны на какую-то из годовщин подарили вафельное полотенце или просроченную тушёнку. Уверен, был не один подобный случай. Просто огласке не предавали. Тем не менее разве полотенец и тушёнки достойны люди, отдавшие здоровье и жизни за свободу страны?
Я за то, чтобы люди помнили историю своего рода, своей фамилии. Чтобы они не останавливались на родственниках, которые принимали участие в этой войне, а изучали глубже свои корни, чтобы шли в архивы и искали так далеко, как возможно.
Власть захватила Победу?
Отношение ко Дню Победы еще несколько лет назад было более искренним, а теперь все больше заметна формализация празднования.
Чем является праздник Победы для молодого поколения россиян? Несомненно, сегодня отношение к 9 мая иное, чем было, допустим, тридцать лет назад. Изменились не только люди, сменилось и государство. Где-то стало меньше искренности, больше равнодушия к историческим событиям, а где-то вакуум заполнило государство.
Большая часть российской молодежи воспринимает День Победы просто как очередной праздничный день, полагает историк и политолог Дмитрий Пучкин. Как рассказал эксперт корреспонденту «Росбалта», происходит это, прежде всего, из-за снижения качества образования в стране. «Тридцать лет назад это был общий праздник для всех поколений. Тогда, действительно, была связь поколений, поскольку намного больше было живых непосредственных участников войны. Обеспечивалось это также и качественным преподаванием истории, в том, советском варианте, естественно. Кроме преподавания, молодежь знала о войне из фильмов и книг, в том числе из мемуаров. И этот праздник носил больше характер не ликования, а был «праздником со слезами на глазах», — отметил историк.
Для нынешнего молодого поколения та война – это уже нечто далекое, заметил Дмитрий Пучкин. «Как бывший преподаватель вуза могу сказать: все зависит от уровня образования. Если взять людей с качественным высшим образованием, то большая часть их них имеет представление о войне. Если же говорить о тех молодых людях, которые не имеют высшего образования или же имеют, но получили его в каких-то «шарагах», то для них это просто еще один праздничный день в году. Вот, например, в Новосибирске есть два любимых праздника у горожан: это День города и 9 Мая. Ходят на них, чтобы посмотреть на салют да потусоваться. Для таких молодых людей Великая Отечественная война находится в череде каких-то далеких событий, в ряду войны 1812 года и Первой мировой войны. Немалая часть молодого поколения относится к войне как к своего рода комиксу», — заявил историк.
По мнению Дмитрия Пучкина, государство, формально отмечая этот праздник, ничего не делает для просвещения молодого поколения. «Ныне преподавание истории находится на уровне ниже плинтуса. Качественных художественных фильмов уже много лет не снималось. Даже «28 панфиловцев» делались по рецептам комикса. Ни исторической, ни художественной литературы качественной тоже не пишется, да и вообще молодежь литературу не читает», — констатировал историк. Эксперт уверен, что по названным причинам у современных людей нет осознанного понимания героизма и лишений предков.
Вмешательство государства в празднование Дня Победы лишает этот праздник искренности, считает основатель и преподаватель Санкт-Петербургской классической гимназии Лев Лурье.
Вмешательство государства, усиление официальной пропаганды на тему праздника Победы приводит к искажению его восприятия, считает и сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность» Павел Кудюкин. Как рассказал доцент, это заметно при общении с молодым поколением, со студентами.
«К Победе в Великой Отечественной войне нынешние власти отношения не имеют, но ее образ, через пропаганду, используется как один из элементов легитимизации власти. Поэтому отношение к празднику Победы уже зачастую воспринимается как признак лояльности к власти, к ее официальной концепции этого события», — заявил Павел Кудюкин. По мнению преподавателя, одной из причин такого феномена стало то, что с уходом из жизни ветеранов войны уменьшился человеческий аспект памяти о событиях войны.
«Сейчас гораздо меньше чувствуется та личностная связь с военным поколением, которая была у нашего поколения. У нас, у кого еще отцы воевали, был элемент живой памяти. Ныне же память «официализируется». Даже акция «Бессмертный полк», которая пытается восстановить живую связь с предками, участвовавшими в войне, сильно «официализировалась», — констатировал Павел Кудюкин.
Главным отличием современного празднования 9 Мая является то, что осталось совсем мало живых ветеранов, также заметил историк и политолог, руководитель клуба молодых ученых «Альянс» Алексей Петров. Как пояснил эксперт, нынешнее молодое поколение узнает о войне и Победе больше из информационных кампаний, чем из уст ее свидетелей.
«У этого праздника своя история. Впервые День Победы отмечался только на 20-летие, в 1965 году. До этого, в первые двадцать лет, праздник вообще не отмечался и выходным днем не был. Во-первых, раны еще были не залечены, во-вторых, и такого понятия как ветеран войны не было, потому что практически вся страна участвовала в войне. И только с середины 60-х годов, когда стали отмечать День Победы, появилось такое понятие, как участник, ветеран войны. Еще 20-30 лет назад встретить ветерана на улице было обычным явлением. Помню, как в школьные годы мы ходили к ветеранам, и они нам рассказывали о войне. А мой сосед во время войны был в концлагере «Маутхаузен», вместе с генералом Карбышевым. Поэтому наше поколение очень много знало о войне. С другой стороны, многие участники войны вообще ничего о ней не рассказывали, потому что те потрясения, которые они получили на фронте, или находясь в плену, заставляли их вообще не вспоминать те события», — отметил Алексей Петров.
По мнению историка, из дня, когда можно было и погоревать, и помолчать, вспоминая историю своей семьи, сегодня этот день превратился в праздничное мероприятие и где-то даже в информационную кампанию. «К сожалению, я вижу, что у нас к теме той Победы пытаются пристегнуть и какие-то нынешние, «повальные» успехи внешнеполитического формата. То же можно сказать и про георгиевскую ленточку. Одно дело, когда она «добровольная», и совсем другое дело, когда она насаждается, в том числе руководителями предприятий и органами власти. Это порождает несколько иное отношение к этим символам. Еще один момент связан с акцией «Бессмертный полк». Начиналась она как общественная акция, а затем ее подхватило государство. Теперь остается надеяться, что она не будет заформализована», — подчеркнул эксперт.
Алексей Петров напомнил, что по всем социологическим данным, День Победы остается самым значимым праздником для граждан России. «Тридцать лет назад были и 7 Ноября, и 1 Мая, которые и государство отмечало на улицах, и обычные советские люди принимали в них участие. А сегодня 9 Мая остался единственным праздником, который заставляет семью выйти на улицу. И я тоже в этот день со своим сыном традиционно пойду на парад», — добавил историк.
Попытки ввести «День согласия и примирения», «День народного единства», «День независимости» и «День России», действительно провалились. Россияне так и не поняли, что им праздновать. Поэтому не удивительно, что у них остался один общий праздник в весеннюю пору – это День Победы 9 мая. Но и этот день каждый празднует по-своему. Кто-то идет на публичные мероприятия, а кто-то предпочитает в семейном кругу вспомнить героических предков…
Наверное, и правда, нынешнему государству с его ретивыми чиновниками лучше не влезать в тему Победы, не навязывать согражданам правила празднования. Тогда будет больше искренности в этот день.
Как меняется отношение россиян к Дню Победы
Значимость Дня Победы для россиян растет. Какие перемены произошли в РФ с памятью о войне и в чем причина популярности «Бессмертного полка», DW объяснил социолог Алексей Титков.
Акция «Бессмертный полк» в Москве (фото из архива)
В постсоветской России День Победы становится главным гражданским праздником, рассказал в интервью DW участник исследовательской группы «Мониторинг актуального фольклора», доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Алексей Титков. Он также объяснил, почему в последние годы выросло значение Дня Победы и почему такую популярность приобрела акция «Бессмертный полк».
DW: Что говорит социология, насколько важен День Победы для россиян?
— Чего не хватало людям в праздновании Дня Победы?
— Большая проблема была с тем, что граждане, которые хотели выразить свое отношение к празднику, в значительной степени просто не знали, как они могли это сделать. 9 мая была понятная роль у главы государства, у военных, у телевидения, у артистов. А вот у граждан была скорее роль пассивных слушателей и зрителей.
— Почему она оказалась популярнее георгиевских ленточек?
Контекст
Памятная дата 8 мая: как немцы вспоминают день победы над нацизмом
Красная армия во Второй мировой: какую роль ей отводят немецкие историки?
В интервью DW немецкие историки рассуждают о сильных и слабых сторонах вооруженных сил СССР, о главных успехах и поражениях, о мифах, маршалах и рядовых героях. (23.02.2018)
9 мая: что происходит за фасадом официоза
МВД насчитало более 500 тысяч человек на акции «Бессмертный полк» в Москве
— Ленточку придумали как способ символически выразить свое отношение к воевавшему поколению, показать, что память о нем значима. Но символ получился слишком обобщенный и недостаточно связанный с памятью о воевавших родственниках в конкретной семье. Ну и плюс потом у ленточки появились осложняющие политические значения.
— Чем руководствуются люди, которые надевают 9 мая военную форму на себя и на своих детей?
— Есть ли у российского общества разногласия о том, как именно День Победы праздновать?
— Можно ли сделать прогноз, для скольких еще поколений 9 мая будет оставаться значимым праздником?
— Точный прогноз сделать сложно. Но вообще в любой стране есть праздник некого учредительного события, который создает и страну, и ее граждан. Необязательно это связано с войной. Для постсоветской России День Победы во многом приобретает роль такого вот учреждающего гражданского праздника. Скажем, день революции 1917 года и День России 1990-1991 годов сейчас явно отстают в этом качестве.