С чего начать разбираться в искусстве
Как начать разбираться в искусстве? 16 простых и понятных книг – советуют искусствоведы
Вместе с «Мобильной библиотекой МТС» мы составляем «списки книг от профессионалов». Сегодня попросили известных минских искусствоведов поделиться книгами, которые научат понимать искусство. И современное тоже.
Олег Ойстрах
и Татьяна Ойстрах-Демидова
– Искусство – хитрая и коварная сфера: она пускает в себя всех, но это на первый взгляд, так как понять себя дает только подготовленным зрителям. К картинам нужно идти осознанно, когда в этом есть потребность, – только так вы получите наслаждение. А потребность формирует знание, которое мы чаще всего получаем через книги, – говорит Олег Григорьевич.
– Почему книга, а не интернет? Во-первых, статьи в интернете мы часто не читаем, а просматриваем по диагонали. Книга же заставляет сесть и начать погружаться в текст, – добавляет Татьяна Леонардовна. – Во-вторых, потому что в интернете вы вряд ли быстро найдете достойную статью, в которой будет нечто большее, чем пересказ биографии художника. А хорошие книги по искусству пишут профессионалы, которые погружены в эту сферу не один день или месяц.
Искусство, в отличие от любого другого вида деятельности, о котором пишут книги, требует постоянного в нем пребывания тех, кто этим занимается. Поэтому хороших книг немного, основополагающих – тем более.
В нашей библиотеке есть книги сугубо профессиональные, искусствоведческие, но вам мы показываем те, что подойдут для чтения человеку любой профессии и возраста, у которого есть желание познать мир искусства.
Нина Дмитриева, «Краткая история искусств»
С книг Нины Дмитриевой стоит начать изучать искусство. Она рассказывает обо всех периодах и этапах его развития, проводит глубокий, но доступный для всех анализ каждой эпохи, погружая читателя в нее, сопоставляет и сравнивает разные художественные направления.
Писать долго и много – просто, а рассказать суть эпохи в пяти фразах может не каждый. И Нина Дмитриева обладает этим редким, гениальным талантом. Благодаря ей вы узнаете, как и почему менялось искусство, почему одни картины стали шедеврами, а другие оказались забыты.
Читайте книги Нины Дмитриевой в Мобильной библиотеке МТС. Стоимость – 25 копеек в день.
Эрнст Гомбрих, «История искусства»
Эрнст Гомбрих рассказывает об искусстве сложнее, чем Дмитриева, потому что считает, что без терпения постичь его невозможно. Он концентрирует внимание на отдельных важных моментах творчества художника, детально разбирает особенности картин, эпохи и стиля, чтобы читатель мог понять, что перед ним шедевр и почему он им стал. Читать эту книгу лучше тем, у кого уже есть базовые знания в области истории искусств.
Сюзи Ходж, «Почему в искусстве так много голых людей?»
Один из самых хитрых и коварных вопросов в искусстве – не «что?» или «как они делают?», а «почему?». Напоминает детский вопрос, не так ли? Но ведь именно детские вопросы самые сложные, потому что они требуют простых, но понятных и правильных ответов. И в этой книге они есть.
Несмотря на такую обложку и форму подачи информации, которая напоминает комиксы, эта книга предназначена не только для детей. Читать ее можно без наличия каких-либо знаний об искусстве. Но, поверьте, эта книга может заставить вас углубиться в предмет и получить ответы на многие вопросы.
Кстати, книги Сюзи Ходж можно почитать на английском в Мобильной библиотеке МТС. Вы легко найдете: Susie Hodge. Стоимость – 25 копеек в день. Первые 3 дня – бесплатно.
Инна Соловьева, «С мамой о прекрасном», в двух томах
Уже исходя из названия книг становится понятным, что они предназначены для семейного домашнего чтения, когда взрослые и дети вместе могут погрузиться в мир искусства. Эти книги представляют собой небольшие литературные эссе о разных художниках. Да, написано довольно кратко, но в этом кроются важные детали жизни и творчества человека: как задумывалась композиция, как грунтовался холст, как приходил образ и чем, например, Тициан отличается от Боттичелли.
Плюс этих книг в том, что они удивительно интеллигентны, в них есть популярная и научная информация, где художественные образы понятны, доступны и очень интересны. А еще здесь хороший подбор иллюстраций.
Читайте книги Инны Соловьевой в Мобильной библиотеке МТС. Стоимость – 25 копеек в день.
Витторио Згарби, «Сокровища Италии»
Александр Ли, «Безобразный Ренессанс»
В искусстве, как и в эстетике, есть две категории – возвышенное и земное. И то и другое нужно понимать. «Сокровища Италии» относятся к первой категории, дают возможность окунуться в пространство шедевра, понять, почему картина стала такой значимой, почему интерес к ней не угасает, что в ней спрятано.
«Безобразный Ренессанс» – это земное, обратная сторона высокого духовного мира, наполненная земными страстями: коварство, заговоры, интриги, убийства; и мир творцов и их меценатов предстает не столь благостным, а скорее жутким и трагическим. Книга расскажет, в каких условиях создавались шедевры этой великой эпохи, что за ними скрыто, как и вопреки чему творили гении. Эту сторону искусства тоже важно знать, ведь без нее не было бы тех художественных памятников, которыми мы сейчас восхищаемся.
Паола Волкова, «Мост через бездну»
Паола Волкова – популярный искусствовед и удивительная, талантливая женщина. Она написала десяток книг для этой серии, и все они – сборники ее же лекций, абсолютно доступных и понятных.
В своих книгах автор обращается к разным эпохам: от первобытного искусства до 20-го века. Но она не просто констатирует особенности каждой, а связывает их между собой, проводит параллели и объясняет, как связаны, например, наскальные рисунки пещеры Альтамира с авангардным искусством от Пабло Пикассо до поп-арта и почему так происходит.
Читайте книги Паолы Волковой в Мобильной библиотеке МТС. Стоимость – 25 копеек в день.
Уилл Гомперц, «Непонятное искусство»
Возможно, вы удивитесь, увидев подпись «От Моне до Бэнкси», ведь первый сегодня считается классиком эпохи импрессионизма. Но импрессионизм – новое направление по сравнению с академическим искусством, протест против всего, что было «до», его не признавали на протяжении многих лет, и Моне был революционером, вождем этого направления.
Прочитав эту книгу, вы узнаете, что связывает Моне и Бэнкси, как проходили сложный путь становления разные художники, что они привносили своим творчеством в мировое искусство, почему отвергали классику и что все-таки брали из нее. Также вы сможете понять, почему это сложное искусство становится частью классики. Но, опять же, чтобы прийти к этой книге, нужно знать, что было до Моне.
Читайте «Непонятное искусство» в Мобильной библиотеке МТС. Стоимость – 2,5 рубля, если прочесть за 10 дней.
Герберт Рид, «Краткая ис тория современной живописи»
Легко изучить эпоху, в которой был всего один стиль искусства, имеющий свою схему и отличительные черты: то же барокко растянулось на полтора столетия. А в современном искусстве одной схемы нет, и мир сходит с ума от того, как всего много, а главное – малопонятно. Если посмотреть работы любого художника эпохи модернизма, можно увидеть многогранные поиски себя как мастера: у одного Пикассо было семь этапов развития творчества.
«Краткая история современной живописи» даст вам понимание внутренних эволюционных связей, протекающих в пространстве современного искусства, расскажет, чем отличается фовизм от кубизма, что соединяет кубизм с сюрреализмом и как со всем этим соприкасаются другие «измы».
Майкл Берд, «Звездная ночь Ван Гога»
Если у человека не будет духовной основы, не будет и личности, поэтому так важно с детства приобщаться к искусству. Майкл Берд написал отличную книгу для детей, рассказав о шедеврах поэтичным языком, создав сборник своеобразных художественных эссе. В ней важная информация подана интересно, красиво и доступно для понимания.
Сюзи Ходж, «Современное искусство в деталях»
«Искусство в деталях» – важная книга, потому что в шедеврах не бывает случайностей и мелочей. Прочитав ее, вы узнаете, что за внешним слоем есть более глубокий, начнете понимать суть деталей: что значит веер в руке, почему цветок на платье опущен бутоном вниз, что означает здание за портретируемой, почему на полотнах Ван Эйка сабо мужчины и женщины стоят рядом друг с другом, а у художника Яна Стена обувь часто разбросана по комнате.
Эту книгу нужно читать, когда уже есть базовое знание об искусстве и его направлениях: например, после прочтения Гомбриха и Дмитриевой.
Ну, вы помните: почитать Сюзи Ходж можно на английском в Мобильной библиотеке МТС. Вы легко найдете: Susie Hodge.
Мишель Пастуро, «Красный. История цвета»
Эта книга расскажет, что такое семантика цвета и света, как они соприкасаются, почему в религиозной одежде красный цвет означает одно, а в бытовых предметах – другое, чем отличается его звучание в работах Пабло Пикассо и, например, Андрея Рублева.
«Красный» – одна из книг целой серии замечательного французского писателя Мишеля Пастуро. Но это уже не арифметика, а алгебра искусства, и к ней нужно приходить подготовленным.
Читайте «Красный. История цвета» в Мобильной библиотеке МТС. Стоимость – 1,5 рубля, если прочесть за 6 дней.
Жан-Поль Креспель, «Повседневная жизнь Монпарнаса в Великую эпоху (1905–1930)»
Издательство «Молодая гвардия» уже много лет выпускает серию книг «Повседневная жизнь», благодаря которой можно попасть в самые разные эпохи и узнать много замечательного и полезного о жизни людей. Эта книга и подобные ей нужны тем, кому мало знать только биографию художников, кто хочет понять, как они жили, творили, любили, откуда вырастает творчество, как оно зарождается. Великая эпоха Монпарнаса – это 1903–1930 годы, когда в одном месте жили и создавали свои шедевры такие гении, как Модильяни, Гертруда Стайн, Пикассо, Шагал и другие.
Читайте Жана-Поля Креспеля в Мобильной библиотеке МТС. Стоимость – 25 копеек в день.
«Прерафаэлиты. Жизнь и творчество в 500 картинах»
Эта книга позволяет прикоснуться к искусству, которое долгое время (почти столетие) было практически забыто, а в настоящее время заняло достойное место в истории искусств. Нет художников, которые были бы интересны, понятны и любимы всеми. Но прежде чем заявить «я не люблю искусство прерафаэлитов», нужно хотя бы попытаться их понять. В этой книге рассказана история создания и развития целого направления в английском искусстве: через разных художников и их картины, их сопоставление и сравнение друг с другом. Такие книги очень хороши, когда человек хочет подготовиться к посещению выставки или лекции.
Ксения Букша, «Малевич. Бог и другие фигуры»
Эта книга читается как роман, но при этом она наполнена искусствоведческими размышлениями о том, кто такой Малевич, как он работал, как и почему создавал свои картины. И, разумеется, она расскажет, почему «Черный квадрат» – это настоящее произведение искусства, а не «мазня», доступная каждому ребенку.
Читайте книги Ксении Букши в Мобильной библиотеке МТС. Стоимость – 25 копеек в день.
Йохан Идема, «Как ходить в музей»
Подробное и четкое руководство к действию, в котором до мелочей рассказывается, как получить максимум пользы и удовольствия от посещения музея. Вам точно нужно прочитать эту книгу, если вы, как и многие, в первую очередь всегда читаете табличку с названием картины и считаете, что музей можно хорошо осмотреть за один день. Поверьте, что этого мало для посещения любого художественного музея.
– Как правильно выбирать книги об искусстве?
– Выбор книги всегда зависит от потребностей и уровня знания человека. Перед покупкой задайте себе вопрос: «Что я хочу узнать?» – советует Олег Григорьевич.
– Если вы хотите начать разбираться в искусстве, начинайте с покорения его истории, а потом постепенно усложняйте книги и углубляйтесь в отдельные темы. Если вам хочется узнать о творчестве одного мастера, прочитайте его биографию, книгу о его творчестве, эпохе, в которую он жил. Если вы хотите узнать какие-то общие сведения о картинах, вам хватит и интернета, – добавляет Татьяна Леонардовна. – Но всегда нужно помнить, что книги – это только база, и за ними всегда стоит посещение галерей и музеев. Общение с подлинным искусством в музеях и галереях «глаза в глаза» ничем заменить невозможно.
К пониманию искусства и отдельных его направлений можно прийти через просмотр картин, улавливание их сходств и отличий и, конечно, через наслаждение, которое вы получите от общения с ним. Не путайте информационное поле с глубоким пониманием мира искусства. Великие картины, между прочим, меняют жизнь!
7 важных книг для тех, кто хочет хорошо разбираться в искусстве
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Филип Хук, «Завтрак у Sotheby’s. Мир искусства от А до Я»
Книга известного искусствоведа и сотрудника аукционных домов – это увлекательнейший путеводитель по миру искусства. Стиль изложения довольно сложного материала настолько лёгкий, что создает ощущение неторопливой беседы о великом искусстве между двумя давно знакомыми людьми. Филип Хук преподносит структурированную информацию, касающуюся, в том числе, и коммерческой составляющей искусства, рассказывает о порядке и принципах формирования цен на творения мастеров, останавливается на порядке организации торгов. При этом на страницах книги скрыто множество интересных историй и случаев из личной практики автора.
Витторио Згарби, «Сокровища Италии. От Караваджо до Тьеполо»
Витторио Згарби в присущей ему увлекательной манере знакомит читателя о лучших представителях барокко. Автор словно проводит увлекательную экскурсию по Апеннинскому полуострову, делая долгие остановки в больших городах, чтобы рассказать о лучших художниках Италии. Во время прочтения книги складывается полное ощущения знакомства с интересным художественным произведением.
Сэм Филлипс, «. Измы. Как понимать современное искусство»
Ещё один качественный и захватывающий путеводитель по миру искусства, на этот раз от редактора британского журнала Frieze. Здесь собрана краткая информация об эволюции искусства, появлении и развитии новых стилей и течений, начиная со второй половины ХIX века. Желающие разобраться в многочисленных стилях и школах могут порадоваться наличию удобной таблицы, информация в которой представлена в хронологическом порядке. Для знатоков и искусствоведов книга вряд ли будет полезна, а вот для тех, кто только начинает знакомиться с историей искусства, станет незаменимой.
Анастасия Постригай, «Влюбиться в искусство. От Рембрандта до Энди Уорхола»
Анастасия Постригай – блогер, который пишет о культуре, а её книга написана для тех, кто начинает своё знакомство с многогранным миром искусства. В книге отсутствуют хитросплетения терминов, зато материалы о выдающихся личностях представлены живым и понятным языком, который дополнен справками о тех фильмах и книгах, что помогут читателю глубже изучить творчество художника или эпоху, когда он жил и творил. Единственное, в чём можно упрекнуть автора, так это в личных оценочных суждениях по отношению к деятелям искусства. Впрочем, даже в названии Анастасия Постригай обещала своим читателям влюбить их в искусство.
Сара Торнтон, «Семь дней в искусстве»
Эта книга написана более десяти лет назад, однако и сегодня не утратила своей актуальности. Сара Торнтон рассказывает о рынке искусства и о месте художника в нём. Отличие данной книги от других изданий об искусстве состоит в том, что автор создает эффект полного погружения не в творчество, а в околотворческую среду. Интервью с владельцами галерей и коллекционерами, художниками и критиками позволяет взглянуть на коммерческую изнанку искусства.
Бэнкси, «Wall and Piece»
Настоящее имя автора книги о граффити никому неизвестно. И никто не может похвастаться знакомством с граффитистом Бэнкси. Но он известен каждому, кто интересуется культурой граффити. В книге можно познакомиться с философией творчества загадочной личности, посмотреть на фотографии его работ и посмеяться вместе с автором над забавными случаями из жизни таинственного незнакомца и талантливого творца.
Аксёнова Алина, «История искусств. Просто о важном. Стили, направления и течения»
Алина Аксёнова является лектором известного московского лектория Level One. В своей книге автор кратко знакомит читателя с историей искусств, начиная с Древней Греции и Рима. Для тех, кто хочет научиться определять стили по характерным признакам и различать течения и направления в искусстве, книга станет настоящим путеводителем. Отлично подойдет для изучения азов вместе с детьми.
Жители разных стран находят свои собственные источники счастья. Предлагаем познакомиться с книгами о том, в чём находят счастье жители разных стран. К примеру, шведы используют технику лагом, датчане – хюгге, а жители Южной Кореи называют свой стиль счастливой жизни палли-палли. Впрочем, можно использовать опыт любого человека и просто научиться быть счастливым, невзирая на обстоятельства. Главное – получать удовольствие от жизни в любой точке планеты.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как читать и понимать живопись
Как научиться понимать живопись? В этой статье даю советы и рекомендации, как правильно научиться читать картины знаменитых художников. Также разберем и современное искусство.
Возможно ли научиться понимать живопись – как современную, так и признанную классику, если у вас нет специального образования, например, историка искусств? И нужно ли нам вникать во все нюансы, если это никак не связано с нашей работой? Разве нужно перед походом в музей или картинную галерею, изучать биографии художников, стили и виды живописи, историю создания картин? Ведь есть же, в конце концов, Интернет, где в один клик можно посмотреть всю информацию, не вдаваясь в детали и подробности.
Как видите, существуем множество нюансов, к пониманию и расшифровки изобразительного искусства. Эта статья рассчитана на тех, кто хочет начать разбираться в живописи уже сейчас, чтобы к следующему походу в музей быть во всеоружии.
Можно ли научиться понимать живопись
Да, научиться понимать живопись можно, и даже нужно, если вам интересна эта тема. Только нужно сразу настроить себя на то, что это, как и во всем будет учеба – не бывает такого, что мы рождаем с даром понимания живописи. Придется много читать и смотреть, прежде чем вы научитесь разбираться в искусстве живописи.
Так почему же некоторым так важно и нужно учиться понимать живопись? Прежде всего, хочу сразу отметить, что если вы пойдете учиться на искусствоведа, то вам в любом случае придется этому учиться. Я же хочу поговорить об обычных людях, которые в своей жизни не так часто сталкиваются с миром искусства, но все равно хотят в нем разбираться.
Также хочу уточнить, что для изучения и понимания живописи, иметь яркое воображение – не самое главное качество. Конечно, оно безусловно нужно, чтобы, по крайней мере, представить себе реалии, в которых создавались картины, творческие пути художников. Но больше чем воображение, вам понадобится хорошая память, умение строить причинно-следственные связи, насмотренность, начитанность, знание истории, в конце концов.
Только в совокупности все эти качества помогут вам понимать искусство, как современных художников, так и творцов прошлых веков.
С чего начать изучать искусство
Как и любой другой предмет, искусство требует определенного подхода к изучению. Начать стоит с основ – а именно, с теоретической составляющей.
Изучаем теорию
Начните с истории искусств. Для этого, советую вам начать читать о разных эпохах и направлениях в искусстве: от античных времен и эпохи Возрождения, до классицизма, импрессионизма, кубизма и других измов.
Благо сейчас существует огромный выбор книг, помимо доступных статей в сети Интернет, где подробно расписывается каждый период в живописи, с конкретными примерами значимых художников того или иного времени.
Стоит также подтянуть культурно-исторический контекст ваших знаний. Ведь сложно будет понять почему художники творили так, а не иначе, не зная, что происходило в мире, в каких условиях они жили. Так как среда обитания играет большую роль, постарайтесь также прочитать биографии наиболее ярких представителей эпох. Зачастую именно из описания жизни художника становится понятно, почему он стал великим, а другой его современник – нет.
Переходим к практике
Если у вас нет возможности посетить музей, где собраны ярчайшие представители какого-то направления в искусстве, вам помогут различные альбомы по живописи, художественные каталоги с выставок и сайты знаменитых галерей и музеев.
Выберите несколько понравившихся вам картин, и попробуйте определить направление, в котором написана работа, либо самого художника. Это стоит делать, когда вы уже читали и смотрели репродукции известных полотен. Так, методом проб и ошибок вы запомните основные черты, выделяющие эпоху или живописца, и уже придя в музей, сможете сами для себя выделить разные картины.
Выходите в свет
Книги и альбомы — это хорошо, но лучше все-таки иметь возможность также смотреть на живые картины. Обычно в музеях, пусть даже региональных, есть несколько залов с разными направлениями. Проходите их все постепенно, подглядывая в гид-брошюру, либо на месте ища информацию о картине в Интернете. Так, с помощью зрительной памяти, вы лучше запомните материал, будучи под впечатлением от настоящей картины.
Коллекционируйте работы художников
Как понять современное искусство? Начните его коллекционировать! Вы удивитесь, но это правда работает. Некоторые современные художники очень мало берут за свои работы, особенно не такие известные. Чтобы удачно вложиться в искусство, а спустя пару лет еще и заработать на своем приобретении, вам придется начать разбираться в современном арт-рынке.
Это очень увлекательно и интересно, хотя бы потому, что сейчас у нас с вами есть огромный спектр материалов, новые возможности, которые дарит нам Интернет. Вы можете приобрести себе в коллекцию работу художника с другого континента, если он покажется вам многообещающим и о нем будут отзываться арт-критики.
Для этого вам нужно читать статьи галерей и музеев современного искусства, следить за выставками современных художников, узнавать больше о региональных творцах – ведь так много самородков на просторах нашей страны, так много имен, которые еще не открыли.
Также вам помогут социальные сети, например, Инстаграм – некоторые художники не ждут, что их пригласят на выставку, а делают выставку работ прямо у себя на странице, там же и продают картины.
Постепенно, изучая работы других художников, вы начнете разбираться в основных направлениях современного искусства.
Рисуйте сами
Если вам нравится живопись и у вас есть к ней способности, начинайте рисовать сами. Если пока не получается придумывать сюжеты из головы, попробуйте делать копии известных картин, но всегда помните об авторском праве.
Ведь когда вы немного разберетесь в основных направлениях, у вас, скорее всего, появится свое любимое – импрессионизм, реализм или что-то современное. Так, чтобы лучше понять и донести свое творчество до зрителя, вы и сами должны будете погрузиться в это направление.
Чтобы понять, как читать живопись, нужно также знать основные законы и правила создания картины.
Так, очень важно знать правила воздушной перспективы, принципы светотени, основные законы композиции, изучить разные планы, с помощью которых создается пространство на картине.
Все это уже знает художник, и с помощью этих средств выразительности он и старается впечатлить зрителя своей картиной. А значит и вам нужно знать эти правила, чтобы понять, что он хотел сказать своей работой, чтобы начать говорить с ним на одном языке.
Как нужно воспринимать картину
Практически всегда художник вкладывает какой-то определенный смысл в свою картину, а нам, зрителям, нужно правильно этот смысл интерпретировать. Так что же нужно, чтобы воспринимать картину художника правильно?
Во-первых, нужно постараться рассмотреть картину внимательно, со всех сторон и ракурсов. Затем, отталкивая от названия картины и биографии художника, попробуйте подумать, почему именно в этот период своей жизни, автор написал то, что вы сейчас видите перед собой? Может, у него был творческий кризис, или, наоборот, душевный подъем, когда он писал картину? Подумайте об этом.
Если же, сюжет картины очевиден, например, это сцена из библии или портрет исторического персонажа, то понять и прочитать картину будет намного проще. Опять же, вы можете обратиться к биографии художника, чтобы понять почему он стал писать именно этот сюжет.
Обратите также внимание на цвет красок, которые использовал автор. На пропорции и перспективу. Эти ключи о многом могут вам рассказать.
Подумайте также про символизм. Например, если на картине изображены 12 апостолов, то очевидно, что это прямая отсылка к другому произведению. Многие творческие личности любили вкладывать дополнительные смыслы в свои работы, и, порой, читать и находить их – это отдельный вид искусства.