Ритмопластика для детей что это
Ритмопластика как метод работы с детьми в рамках здоровьесберегающих музыкально-образовательных технологий
наталья гладких
Ритмопластика как метод работы с детьми в рамках здоровьесберегающих музыкально-образовательных технологий
Мастер- класс проводила:
музыкальный руководитель МБДОУ детский сад № 33 г. Майкоп
Гладких Наталья Борисовна
Место проведения: Курсы повышения квалификации
Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса применению использования моделей здоровьесберегающих технологий в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ, трансляция эффективного опыта использования здоровьесберегающих технологий в процессе музыкально- оздоровительной работы с детьми.
На музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ помимо образовательных и воспитательных ставит перед собой и оздоровительные задачи:
1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
3. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
Упражнения на ритмопластику я провожу в основном во время танцев и драматизаций. В дальнейшем я их использую в праздниках и развлечениях для того. Чтобы все дети были задействованы в спектакле.
Добрый день. При проведении образовательной деятельности, как и мои коллеги, я использую различные виды здоровьесберегающих технологий:
1. Технология сохранения и стимулирования здоровья:
— Валеологические песенки – распевки
2. Технология обучения здоровому образу жизни:
— коммуникативные игры – танцы
— игровой массаж (самомассаж)
— ритмопластика
3. Коррекционные технологии
— логоритмика
— музыкотерапия (активная, пассивная)
Но сегодня хотела бы остановиться на таком виде здоровьесберегающей технологии, как, ритмопластика.
Ритмопластика – это пластичные движения, которые носят оздоровительный характер, это развитие музыкального слуха, памяти и чувства ритма, это повышение эмоционального состояния ребенка.
Современные дети испытывают «двигательный дефицит», так как даже дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие,задержку возрастного развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений.
Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, гармонично развитым.
Занятия ритмопластикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета, формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки правильной осанки, походки, грации движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом. Основными ее целями являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка.
Мастер – класс по ритмопластике «Город танцев»
1. Начнем мы с «поклона» (ручки и ножки на замочек)
ножки наши карандашики, они рисуют прямые линеечки (делаем шаг в сторону, линеечка, присели- 2 раза)
2. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в город «Танцев». Но на пути у нас будет много разных остановок, на них мы будем слушать музыку, играть, танцевать.
Отправимся мы на поезде (проходите в вагончики, занимайте места) давайте выберем машиниста (становятся по кругу друг за другом)
(я говорю, вы повторяйте)
(идут по кругу движение руками)
Мы приехали, остановка «спортивная» (повернулись в круг) вот и мы с вами немного разомнемся и займемся спортом. («солнышко лучистое»)
3. Дальше садимся на «лошадок», продолжаем наш путь, (идут как лошадки, спинки ровненькие, носочки остренькие, теперь поскакали «галопом»)
Мы приехали с вами на станцию «музыкальную» (нам надо немножечко отдохнуть, присаживайтесь на стульчики) на этой станции живет музыка, все вы знаете, что нарисовать портрет человека, описать его характер или эмоции мы можем звуками музыки. И сейчас мы с вами не увидим, а услышим «трех подружек» с пьесы Кабалевского –резвушка, плакса и злючка.
Звучит музыка. Девочки, я предлагаю показать небольшую миниатюру, давайте разделимся на три группы,1 группа будет –злюками, 2 группа – плаксами, 3 группа – резвушками (нужно показать этот образ, не словами, не звуками, а именно мимикой, жестами.
Начинаем – музыка.
4. Нам пора уезжать с этой станции, у нас еще много станций впереди и сейчас мы свами полетим на самолете, у каждого будет свой персональный самолет. Садимся в самолет. Заводим моторчики. (Самолеты друг за другом не летают, а двигаются в разных направлениях. Не забывайте, что мы не птички, у нас крылышки твердые, стальные).
Приземляемся (на колено)
Мы с вами «приземлились» на остановку «хороводная»— можно выйти из самолетов и на этой остановке живут «матрешки» (показать картинку на проекторе) встаньте, пожалуйста врассыпную, чтобы вас всех было видно. Здесь живут «матрешки»— Глашенька, Дашенька, Иринушка, и Маринушка- они очень любят танцевать.
Матрешка- Дашенька танцует так – ножкой топ, ножкой топ (топает одной ногой 3 раза, другой) повторите ладошками, а теперь ножками).
А теперь они все вместе танцуют, но по порядку.
Танцуй, танцуй, ножкой топ, ножкой топ, чок- чок –каблучок, чок- чок – каблучок, (танцевали, танцевали, наши ноженьки устали)2р.
А еще наши матрешки любят водить хоровод, и мы давайте встанем с вами в хоровод.
1 – к- встали в круг, взялись за руки, пошли хороводным шагом.
4 – плавные ручки (вверх, вниз, «веточки» покружились вправо. Поклон руки полочкой.
–вот мы и преодолели все препятствия и попали в танцевальный город, город «Танцев»
— (схема- «горошинки»). В этом городе все жители всегда танцуют, они каждый вечер собираются на главной площади и разучивают новые танцы, вот и мы свами разучим новый танец – это Полька –«дружные пары»(Вам нужно выбрать себе пары, встать в рассыпную и лицом друг к другу, боком ко мне. Очень все просто. Каждое движение мы называем, например это движение – мы обозвали «хвостики», эти – «потолкушки», дальше «лодочка», естественно вы знаете, как делается (коленочки поднимаются, остренькие носочки).
Это все по показу для старших групп.)
А для поднятия настроения, мы станцуем еще один танец «хулахуп».
6. Нам пора уезжать, занимаем вагончики, едем (повторяем за мной)
Вышли из вагончиков
7. после такого длительного путешествия, необходимо снять напряжение, расслабиться – упражнение- расслабление приятно (руки на поясе, все медленно)
Есть у нас игра такая (руки в стороны)
Очень легка, простая (руки на поясе)
Замедляются движения (руки над головой)
Исчезает напряжение (руки опускают вниз)
Вот и стало нам понятно (повисли)
Расслабление приятно (висят)
Вот и кончилась игра (руки вверх, в стороны, вниз)
В детский сад идти пора
Есть в музыке и танцах, движения, ритм и тон, закончили занятие и сделали поклон. (руки на замок) карандаш, линейка, поклон.
— Девочки, какие вы были великолепные, подтянутые, элегантные, хочу подарить вам похвалу, аплодисменты, медали. Всем спасибо.
Заключение: Используя такие простые приемы в своей образовательной деятельности, вы способствуете сохранению и укреплению здоровья ваших детей.
Доклад «Пескотерапия как инновационный метод работы с детьми» В нашем дошкольном учреждении ведется работа по пескотерапии. Для игр с песком в нашей группе имеется световой стол и (СЛАЙД № 2)оформлена.
Каплетерапия — как метод психологической работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью Актуальность В последнее время наблюдается увеличение процента дошкольников с дефицитом внимания и гиперактивностью. Ребенок с СДВГ не может.
Конспект занятия в рамках проекта «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду» Тема: «В гости к медвежонку!» Воспитатель: Широковских Анжелика Юрьевна. Цель: Создание положительного эмоционального фона, развитие.
Метод биологической обратной связи в комплексе здоровьесберегающих образовательных технологий в образовательных учреждениях Добрый день, уважаемые коллеги! С января 2017 года я являюсь специалистом по «БОС Здоровью» в ГБДОУ детский сад № 45 Пушкинского района.
Музыкально-театрализованная сказка «Если с другом вышел в путь» с использованием здоровьесберегающих технологий МУЗЫКАЛЬНО – ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ СКАЗКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ «Если с другом вышел в путь» Музыкальный.
Презентация «Кинезиологические упражнения как вид здоровьесберегающих технологий» Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и.
Проект «Логоритмика, как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста по сохранению и укреплению их здоровья» Описание проекта: Пояснительная записка. Воспитание здоровых, активных, творческих детей – приоритетное направление деятельности всего.
Проект в младшей группе «Нестандартное спортивное оборудование в рамках применения здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Физкультурный проект Тема: «Нестандартное спортивное оборудование в рамках применения здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Цель: стимулирование.
Сообщение из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками» Содержание : 1. Определение «Здоровьесберегающие технологии»….3 2. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками.
Справка об использовании современных образовательных здоровьесберегающих технологий Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 9 «Чебурашка» г. Южно-Сахалинск Справка.
Ритмопластика для дошкольников
Данная методика является соединением языка движений с языком музыки, соотнесением пластических средств выразительности с музыкальными. Музыка задаёт не только темповые, ритмические, динамические характеристики движений, но и может стать основой образного содержания. Это связано с её природой: высокой эмоциональностью, абстрактностью языка, позволяющей широко толковать музыкальный образ. Воздействие музыки на развитие воображения происходит, прежде всего, в процессе её восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер данного вида деятельности.
Ритмопластика – это комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и коррекционных упражнений происходит коррекция и развитие двигательных функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются личностные качества, саморегуляция и произвольность движений и поведения. Ритмопластика – это пластичные движения, которые носят оздоровительный характер. Они выполняются под музыку в спокойном, медленном темпе, с максимальной амплитудой и растяжением мышц.
Основу ритмопластики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (танцевальные, имитационные, общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы.
Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребёнок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также навыками творческого осмысления музыки, её эмоционально — телесного выражения. Именно этот опыт поможет ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественных, творческих и спортивных видов деятельности: это может быть и последующее обучение хореографии, гимнастике, занятия в спортивных секциях.
Одна из основных целей работы состоит в развитии способностей детей с обязательной демонстрацией их на сценической площадке. Для этого хореограф руководствуется тремя основными методами обучения: словесный, наглядный, практический.
3 часть заключительная. В этой части используется хореографическая композиция, построенная на ранее изученных упражнениях, обязательно используются дыхательные упражнения.
Танцы игры. Релаксационные упражнения, цель которых обеспечить максимальный отдых детей.
Итоговое занятие.
Показ пройденного материала на открытом занятии в конце года.
Примерный план урока (40минут)
Тема: Обучение навыкам ориентации в пространстве и пониманию, что можно двигаться не только в пределах занимаемого «персонального» пространства, но и по всему залу; делить это пространство так, чтобы получать удовольствие от выполняемых движений, не мешая друг другу.
Приветствие-поклон
Танцевальная разминка (5минут)
1.Найти свободное пространство – подходящее место. Где можно выполнять движения руками и никого не касаться. Представить, что это пространство – большой и прозрачный воздушный шар, размер которого можно увеличить толчками рук.
2.Подняться на носки, поднять вверх обе руки и толкать «этот шар». Затем тянуть руки вперед, в стороны и даже назад, и продолжать толкать! «Кто у нас хорошо сохраняет равновесие? Можете ли вы делать толчок руками в одну сторону и толчок одной ногой в другую сторону одновременно?
Теперь покажите мне, как выходите из своих «шаров» и под музыку прыгаете и танцуете, передвигаясь по всему залу. Когда музыкальное сопровождение прекратится, возвращаемся обратно в свои «шары».
Партерная часть (13 минут)
Урок переходит в горизонтальную плоскость, где происходит развитие физических данных ребенка. Пластика, гибкость, растяжка, выворотность, сильный пресс и спина – всё это закладывается с раннего возраста. На занятиях дается как элементарная, так и усложненная партерная гимнастика с добавлением элементов детской йоги, что способствует правильному и гармоничному раскрытию тела. Упражнение «бабочка», «лодочка», «лягушка», «корзиночка» и т.д.
Возрастные особенности. Дети данного возраста становятся более координированными. Восприятие становится более точным и образным. Дети уже могут запомнить небольшую сюжетно-образную танцевальную композицию. Они более активны в играх и быстрее.
Содержание программы.
Танцевальная разминка, ритмическая гимнастика.
•Изображение различных животных в движении;
•упражнения для плеч, головы, корпуса;
•бег и прыжки в сочетании по принципу контраста;
•упражнения с различными предметами
Партерная часть.
•упражнения для стоп, развития растяжки, гибкости позвоночника с использованием стихов (логоритмики)
•упражнения для развития гибкости: «книжка», «бабочка», «лодочка», «колечко», «мостик», «березка», «улитка»;
Танцевальные движения.
•повторение пройденных движений
•топающий шаг, выставление ноги на носок перед собой;
•танцевальные движения с атрибутами (мяч, султанчики, ленты, флажки, платочки)
•построение в две линии и обратно в одну колонну;
•равномерный бег с захлёстом голени быстро и с замедлением;
•легкие, равномерные, высокие прыжки;
•перескоки с ноги на ногу;
•простой танцевальный шаг, приставной шаг;
•работа над движением рук – пластика кистей, «волна» руками;
•танцевальные движения в парах с использованием пройденных ранее.
Сюжетно-образные танцы.
•повторение пройденных танцев;
•изучение танцев, «Солнышко лучистое», «Матрешки», «Дружба» и т.д.
Музыкальные игры
•ранее изученные игры по желанию;
•игры «ручеек», «горелки», «лавата», «перевернись ты».
Итоговое занятие.
Открытый урок в конце первого полугодия
Возрастные особенности. Дети этой возрастной категории становятся более артистичными и координированными уже могут строить свое поведение, придерживаясь роли. Поэтому они с удовольствием изображают различные образы и импровизируют. Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, но теперь ребенок желает показать себя миру. Здесь очень важно выстраивать занятия так, чтобы дети могли проявить себя, обязательно хвалить их и отмечать, что ребенок старается, выполняет упражнение или движение правильно.
Содержание программы.
Танцевальная разминка, ритмическая гимнастика.
•изображение различных животных в движении;
•упражнения для всех групп мышц, с предметами и без них;
•бег и прыжки в сочетании по принципу контраста;
•различные перестроения в ходьбе, в беге в сочетании с различными движениями.
Партерная часть.
•упражнения на развитие растяжки, гибкости позвоночника с использованием стихов (логоритмики);
•плавный переход из упражнения в упражнение: «книжка», «бабочка», «лодочка», «колечко», «мостик», «березка», «улитка»; «рыбка», «коробочка».
Танцевальные движения.
•повторение пройденных элементов и композиций и их усложнение;
•танцевальные движения с атрибутами (мяч, султанчики, ленты, шляпками) пройденные с последовательным чередованием и новые, более сложные;
•работа над движением рук – пластика кистей, «волна» руками;
•движения корпусом: наклоны и повороты в сочетании с пройденными движениями;
•танцевальные движения в парах с использованием элементов, пройденных ранее;
•построение в круг, в линию, в две, в три линии с использованием пройденных танцевальных элементов;
•движения польки по кругу;
•«Летка-енка» в различных видах построения.
Сюжетно-образные танцы
•повторение изученных ранее танцев и некоторое их усложнение;
•изучение новых танцев.
Музыкальные игры
•ранее изученные игры по желанию;
•игра «рыбак и рыбки», игра с лентами «радуга».
Итоговое занятие.
Открытый урок в конце первого полугодия, отчетный концерт в конце года.
Подводя итоги можно сказать, что в ритмопластике объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны — получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды.
Ритмопластика: инновационная методика развития ребенка
Ритмопластика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмическую музыку, оформленные танцевальными движениями.
Ритмопластика для дошкольников параллельно решает как общие, так и частные задачи.
Общие задачи – оздоровительные, учебные, воспитательные.
К частным задачам можно отнести:
-повышение эмоционального настроя детей;
-формирование двигательной культуры;
-совершенствование чувства ритма и музыкальности.
Занятие начинается с вводной части, которая включает в себя выполнение упражнений, непосредственно воздействующих на весь организм ребенка. Это движения динамического характера: ходьба, бег, прыжки. Затем следуют общеразвивающие упражнения.
Основная часть – нагрузочная:
-различные наклоны, выпады, приседания;
-упражнения в партере для развития гибкости, укрепления мышц спины и брюшного пресса, мышц ног;
-танцевальная разминка, которая включает в себя элементы народного, эстрадного и других видов танца.
Завершается занятие упражнениями на расслабление, цель которых – обеспечить максимальный отдых детей в короткий промежуток времени.
Веселая музыка на занятиях и высокая двигательная активность создают у детей положительный эмоциональный фон.
В основу занятий входят известные и любимые детям русские народные сказки, а также сказки известных писателей, таких как Б. Заходер, С. Маршак, В. Сутеев, Н. Носов, Г. Андерсен, Ш. Перро, К. Чуковский.
Это мимика, эмоции и жесты, совершенствование двигательных навыков, умение владеть своим телом, укрепление и развитие мышц.
Это достижение во время занятий наибольшей плавности, грациозности и эстетичности при выполнении упражнений, что помогает детям преодолеть присущую им угловатость и скованность.
Взрослый читает английскую народную песенку в переводе С. Маршака:
Два маленьких котенка поссорились в углу,
Сердитая хозяйка взяла свою метлу
И вымела из кухни дерущихся котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою, в январе,
Два маленьких котёнка озябли на дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,
Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,
Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,
И оба перед печкой заснули сладким сном,
А вьюга до рассвета шумела за окном.
Ребенок, послушав песенку, по очереди показывает движения хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят.
Взрослый читает стихотворение Василия Квитка:
Затем ребенок имитируют действия, о которых говорится в стихотворении.
Упражнения для развития чувства ритма под чтение стихов.
Это упражнение научит ребёнка выявлять ритмический рисунок с помощью различных движений.
Пропал её правый башмак
(7 хлопков)
В одном она скачет,
Нельзя без другого никак!
(7 хлопков)
Не плачь о потере
(вперёд 7 шагов)
Ботинок для правой ноги
(3 хлопка)
Да только смотри – береги!
(7 шагов назад)
А теперь перенеситесь в сказочную Страну цветов. Посмотрите, сколько вокруг прекрасных цветов! Выберите один какой–нибудь цветок, например Розу. Попробуйте изобразить, что с ней происходит. Вначале ещё нет никакого цветка, только маленькое семечко спит в земле и ждёт, когда ему можно будет прорасти. Но вот появился росток и стал изо всех сил тянуться вверх, к солнышку. Он тянется всё выше и выше – и вот это уже огромный розовый бутон. И, наконец, бутон раскрылся, и цветок впервые взглянул на мир.
Основными движениями у лягушки являются прыжки. Прыгайте вперёд, опираясь на руки и отталкиваясь от пола ногами! Представьте, что лягушка плывёт, и повторяйте её движения.
Придумайте и сыграйте сценку-этюд. Сидя по-лягушачьи, представьте, что на болоте, где живёт воображаемый лягушонок, устраивается лягушачий концерт. Кто-то будет квакать – петь в хоре, кто-то показывать акробатические номера в воде, а кто-то будет танцевать.
Ну, конечно, мы знаем эту удивительную благородную птицу с огромными крыльями и красивой длинной шеей. Главное в пластическом изображении лебедя – это руки. Плавно поднимайте и опускайте руки. Поднимитесь на носки и продолжайте движения руками. Это напоминает взмахи крыльями.
Если немного пофантазировать, то можно придумать танец самостоятельно – это будет танец-импровизация. Для того чтобы исполнить его, нужно только включить музыку и дать волю воображению. Главное – это очень внимательно слушать музыку – она всегда подскажет, какое движение выбрать. Во время занятий используются высокохудожественные музыкальные произведения.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РИТМОПЛАСТИКИ:
Бах И. «Прелюдия до мажор», «Шутка»
Вивальди А. «Времена года»
Кабалевский Д. «Клоуны», «Петя и волк»
Моцарт В. «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо»
Мусоргский М. «Картинки с выставки»
Чайковский П. «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета)
Музыка для релаксации
Бетховен Л. «Лунная соната»
Григ Э. «Песня Сольвейг»
Дебюсси К. «Лунный свет»
Римский-Корсаков Н. «Море»
Чайковский П.И. «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»
Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор»
Шуберт Ф. «Аве Мария», «Серенада»
Ритмопластика – это музыка и танцы, сопровождающие каждое занятие. Это развитие музыкального слуха, памяти и чувства ритма. Это повышение эмоционального состояния ребёнка.
Занимайтесь с удовольствием и будьте здоровы!
Автор: Гринь Татьяна Викторовна,
музыкальный руководитель,
МАДОУ центр развития ребенка, детский сад № 8 Огонек, г. Сургут, Россия
Статья размещена в авторской редакции
Занятие 43. Ритмопластика
1. Разминочные упражнения.
2. Упражнения на внимание и координацию.
3. Речедвигательная координация.
Упражнение.
Выпад одной ногой вперед. Исходное положение—пятки вместе, носки врозь, руки на поясе. На счет раз сделать выпад правой ногой вперед, правая нога согнута в колене, стопа прижата к полу, левая нога выпрямлена и опирается в пол носком; туловище держать вертикально, руки на поясе. На счет два выдержать паузу, на счет три, приставляя левую ногу к правой, выпрямиться; на счет четыре выдержать паузу. Продолжать упражнение, делая выпады поочередно левой и правой ногой (4—8 выпадов). Музыкальное сопровождение — импровизация в размере 4/4, темп 60—80 ударов метронома в минуту. Упражнение является подготовительным к следующим, более сложным упражнениям, поэтому нужно добиться правильной техники выполнения выпада.
Упражнение на внимание и координацию.
Исходное положение — стойка смирно.
Сделать 3 шага вперед и шаг назад. Начать с правой ноги. Музыкальное сопровождение—размер 4/4, темп 40 ударов метронома в минуту. Каждый шаг — четверть музыкального такта. Педагог следит за тем, чтобы дети передвигались плавно, не делая остановки после каждого шага. Все дети начинают движение после четко произнесенной команды. По мере запоминания упражнения темп увеличивается.
Дети выстраиваются цепочкой, каждый ребенок кладет руки на плечи впереди стоящему и выполняют первое упражнение. Педагог следит за тем, чтобы цепочка не разорвалась.
Руки, лежащие на плечах стоящего впереди, дети должны согнуть в локтях, подойдя почти вплотную друг к другу, и выполнять предыдущее задание. По команде педагога они опускают руки, продолжая движение и сохраняя дистанцию.
Соединить движения правой и левой рук.
Выполняя движения обеими руками одновременно, называть числа: один, два, три, четыре, пять и т. д.
Ритмопластика: инновационная методика развития ребенка
.
Раскрепощение ребенка в психологическом плане;
Помочь обогатить эмоциональную сферу детей-дошкольников;
Усовершенствовать коммуникативные способности.
Развивают выносливость, силу;
Формируют правильную осанку;
Повышается прыгучесть и подвижность суставов;
Улучшается координация движений.
Программу следует начинать с вводной части, которая предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на физическое развитие детей. Эти занятия имеют динамический характер: бег, прыжки, ходьба.
После вводной части следуют общеразвивающие упражнения:
танцевальная разминка (включает элементы эстрадного и народного танца);
приседания, выпады, наклоны;
занятия для укрепления мышц спины, ног и пресса;
движения для развития гибкости.
И напоследок, в ритмопластику, как здоровьесберегающую технологию, включают специальные занятия на расслабления. Это необходимо для обеспечения отдыха детскому организму в краткий срок.
Веселая музыка во время ритмопластики в детском саду создают невероятно яркий и положительный эмоциональный фон у детей.
Переносимся в красивую Страну растений и цветов. Смотрим вокруг и видим множество цветов. Выбираем один из цветов (например, розу) и пытаемся изобразить, что с ней может происходить. Пускай дети изображают как он появился на свет, как он рос, как тянулся к солнышку, как распускался огромный бутон.
Ну, кто не знает об этой благородной удивительной птице с длинной красивой шеей и большими белыми крыльями. В пластическом изображении этого занятия необходимо правильно изобразить крылья птицы. Необходимо плавно поднимать и опускать руки, изображая величественные взмахи крыльями. Можно подняться на носки и делать взмахи руками.
Занятие №5. Импровизированные танцы
«Вальсы» Брамса, Штрауса и Шопена;
«Времена года», «Детский альбом», «Щелкунчик» Чайковского;
«Времена года» Вивальди;
«Турецкое рондо», «Маленькая ночная серенада» Моцарта;
«Клоуны», «Петя и волк» Кабалевского;
«Картинки с выставки» Мусоргского;
«Прелюдия до мажор», «Шутка» Баха.
Здоровья Вам и Вашим деткам! А в этом видео Вы сможете увидеть как проходят занятия по ритмопластике с детьми:
Ритмопластика в детском саду
Ритмопластика – это оздоровительный вид гимнастики, в ходе которой задействуются различные группы мышц, развивается чувство ритма, тренируется память и внимательность. Она содержит в себе элементы гимнастики и хореографии. Программа по ритмопластике в детском саду подразумевает всё те же физические нагрузки под музыку, но в небольших группах. Именно такие занятия помогают ребенку раскрепоститься, в том числе и психологически.
Ранее ритмической пластикой можно было заниматься лишь в специализированных клубах. Сейчас занятия стали более доступными. Теперь достаточно часто преподается ритмопластика в детском саду. Описание остается всё тем же, как, впрочем, и сам комплекс занятий по развитию ребенка.
Каким детям подойдет ритмопластика
Занятия по ритмопластике в детском саду подойдут абсолютно любому ребенку. Деткам, не имеющим проблем с опорно-двигательным аппаратом, занятия помогут развить пластичность тела, научат чувствовать музыку, попадать в такт. Легкая и незамысловатая гимнастика нравится детям тем, что не вызывает затруднений во время выполнения движений. Деткам, у которых есть некоторые нарушения в опорно-двигательном аппарате, ритмопластика в детском саду поможет устранить дефекты, освоиться в новом коллективе, догнать своих сверстников в развитии. Дошколята занимаются исключительно под музыку, что положительно сказывается на восприятии детьми новой информации. Ритмопластика не имеет возрастного ограничения, однако рекомендуется данный оздоровительный комплекс детям от двух до семи лет. Так, совсем крошечным малышам (в возрасте до двух лет) будет затруднительно воспринять информацию, которую преподносит на ежедневных занятиях педагог. Также двухгодовалым ребятам будет несколько трудно повторять слова и заучивать сценки.
К семилетнему возрасту занятия по ритмопластике становятся неинтересными. В семь лет ребята отлично владеют своим телом и не имеют проблем с координацией движений.
Какие задачи выполняет ритмическая пластика
Ритмопластика поможет родителям раскрепостить своего малыша с психической стороны. Малыш начнет себя чувствовать более уверенно в любом коллективе, научится расслабляться, сможет без стеснения проявлять свои эмоции. По сути, занятия ритмической пластикой преследуют определенные цели, такие как: улучшение коммуникативных способностей (ребенок научится общаться со своими сверстниками и иными лицами, сможет побороть боязнь взаимодействия с другими людьми); повышение физических данных (детки научатся управлять своим телом, смогут прыгать дальше и выше, будут контролировать свои движения); формирование прямой осанки (малыш научится правильно держать спину); исправление походки (дошколята исправят шаг, смогут избавиться от такой проблемы, как косолапость); повышение выносливости и силы воли (малыши научатся добиваться своих целей, упорно будут идти по намеченному пути); раскрепощение дошколят в психологическом и эмоциональном плане; развитие дыхательного аппарата.
Программа по ритмопластике в детском саду составляется профессионалами, охватывая все стороны развития малышей. Более того, занятия проходят в игровом режиме и имеют множество различных форм. Так, помимо привычной программы, также встречается нейродинамическая и театрализованная ритмопластика в детском саду.
Нейродинамическая ритмическая пластика – это комплексные упражнения, которые носят исключительно творческий характер. Такая ритмопластика особенно необходима тем деткам, чья центральная нервная система поражена. Органический генез (нарушение психического развития) требует вмешательства со стороны профессионалов. Задержку речевого, двигательного и эмоционального развития необходимо корректировать.
Нейродинамическая ритмопластика Нейродинамическая ритмическая пластика – это комплексные упражнения, которые носят исключительно творческий характер. Такая ритмопластика особенно необходима тем деткам, чья центральная нервная система поражена. Органический генез (нарушение психического развития) требует вмешательства со стороны профессионалов. Задержку речевого, двигательного и эмоционального развития необходимо корректировать.
Занятия ритмопластикой в данном случае проходят в динамичном ритме, под музыку. Упор делается на координацию речи и движений. Зачастую при нейродинамической тренировке деткам предлагается сыграть эмоциональный этюд, где требуется осмысление. Нейродинамическая ритмическая пластика включает в себя: постановку театральных сценок (по мотивам любимых произведений); составление этюдов (под руководством специалиста); работу с поэзией (эмоциональное чтение стихотворений по памяти, сопровождающееся мимикой и жестами); танцевальные постановки (индивидуальные и групповые); психологическую гимнастику (для раскрепощения дошколят); хореографию. Нейродинамическая гимнастика подразумевает совокупность всех вышеуказанных составляющих. Во время занятия ребенку необходимо следить за своими движениями, речью, эмоциями, мимикой, жестами. Также при выполнении комплекса нейродинамической пластики детям необходимо соблюдать одинаковый темп повествования, договаривать каждое слово и фразу, следить за правильностью дыхания. Ребенку предстоит научиться выстраивать логические цепочки и последовательно выполнять все этапы программы.
Театрализованная ритмическая пластика подразумевает чтение сказок по ролям. Сказки подбираются индивидуально, основываясь на возрасте деток. Так, самая младшая группа детского сада будет заниматься чтением сказки «Колобок». После чтения сказки группе детей необходимо сыграть театрализованную постановку, где они изображают своих любимых сказочных героев.
На музыкальных занятиях
Ритмопластика на музыкальных занятиях в детском саду подразумевает объединение (или чередование) нейродинамической и театрализованной гимнастики. Так, деткам предлагают петь песни, которые будут сопровождаться не просто танцем, а поясняющим движением (жестом, мимикой). Например, когда воспитатель будет исполнять композицию В. Шаинского, деткам предлагается петь песню «В траве сидел кузнечик» Н. Носова. Причём группа дошколят, помимо слов, будет играть небольшую сценку, изображая кузнечика.
Такой род занятий особенно нравится деткам, потому что они могут проявлять себя творчески. И хотя обычно ритмопластика в детском саду проводится дважды в неделю, возможность совмещать театральный кружок и музыкальные уроки с пластикой дарят воспитателям ещё немного дополнительного времени для работы над психическим и физическим развитием дошколят.
Как проводится занятие по ритмической пластике
График занятия простой: семь минут разминки (простые упражнения на общее развитие); двадцать минут на основное занятие (ритмопластика); три минуты на расслабление (завершающие упражнения, растяжка, релаксация). Занятия танцами, сценки, постановки – это также ритмопластика в детском саду. Методика обучения состоит в правильном выборе преподнесения информации.
Так, деткам предлагается освоить информацию одним из нескольких методов, таких как: пример (малышу требуется повторить упражнение за педагогом); фантазия (задание выполняется со слов воспитателя); импровизация (ребенку нужно самому придумать, что делать, в зависимости от полученного задания); иллюстрация (ребенку необходимо воспроизвести сказку по картинкам из книги); игра (весь процесс проходит в дружеской обстановке). Занятие необходимо проводить в творческой атмосфере, чтобы дошколята чувствовали себя раскованно и уютно.
Подборка упражнений для занятий ритмопластикой
У любого воспитателя возникают вопросы о том, как проводить занятие, когда он слышит впервые такое понятие, как ритмопластика. В детском саду упражнения при этом достаточно простые, и их довольно просто найти и взять себе за основу готовые. Для выполнения упражнений ритмичного характера деткам предлагается: изображать различных животных; повторять физические упражнения за педагогом; выполнять движения с атрибутикой (кругами, лентами, мячами). Для занятий по гимнастике деткам необходимо выполнять упражнения с использованием логоритмики (стихов):
разминка стоп; растяжка тела (в том числе позвоночника); развитие гибкости («мостик», «лодочка», «березка»).
Танцевальные упражнения: точный шаг по кругу; выбрасывание ног вперед перед собой на носок и пяточку; хоровод по кругу; «волна» руками; различные прыжки; танцы в парах.
Танцевальные постановки с сюжетом: «кузнечик»; «Антошка». Музыкальные занятия: «ручеек»; «горелки». Упражнения также могут выполняться под стихотворения, которые будет зачитывать воспитатель. Так, например, каждое короткое слово произведения может сопровождаться хлопком или шагом. Такие занятия помогают детям познакомиться с понятием чувства ритма.
Ритмопластика в детском саду выполняется в игровой форме и без принуждения.
Подборка музыки для занятий
Музыка для ритмопластики в детском саду подбирается с учетом возрастной категории группы. Наиболее популярными являются такие произведения, как: «Щелкунчик», «Времена года» (Чайковский П.). «Маленькая ночная серенада» (Моцарт В.). «Картинки с выставки» (Мусоргский М.). «Вальс» (Брамс И.). «Времена года» (Вивальди А.). Музыка, которая поспособствует релаксации дошколят: «Аве Мария» (Шуберт Ф.). «Лунный свет» (Дебюсси К.). «Сентиментальный вальс» (Чайковский П. И.). «Лунная соната» (Бетховен Л.). Музыка также может подбираться, исходя из движений, которые необходимо сделать. Так, например, для выполнения хлопков в ладоши прекрасно подойдет песня «Ладушки». Почему ритмопластика важна Достаточно большая аудитория людей заинтересовалась учреждениями, в которых ребенок может заниматься оздоровительной гимнастикой. Зачастую встречается ритмопластика в детском саду. Отзывы о данной программе в большинстве своём положительные, потому что занятия способны не только усовершенствовать двигательные функции ребенка, но и улучшить его здоровье в целом. Ритмопластика важна, потому что она влияет на общее развитие ребенка. Эмоциональное состояние детей существенно улучшается после посещения оздоровительной гимнастики. С каждым днем программу совершенствуют, вносят в неё все новые методики, предлагают различные игры. На самом деле заниматься преподаванием ритмопластики своему ребенку может каждый родитель в отдельности. Однако наибольших результатов удается достигнуть лишь тогда, когда упражнения выполняются в группе детей под присмотром опытного профессионала. Положительным моментом преподавания ритмопластики педагогом, а не самим родителем, также является то, что у родителя появляется свободное время для выполнения домашних дел, в то время как ребенок обучается у специалиста.