рейтинг русских поэтов 20 века
Рейтинг-21. Поэты России. От Ломоносова до Бродско
РЕЙТИНГ-21. ПОЭТЫ РОССИИ. ОТ ЛОМОНОСОВА ДО БРОДСКОГО
(РАСПОЛОЖЕНЫ ПО ГОДАМ РОЖДЕНИЯ)
Ломоносов 1711
Державин 1743
Радищев 1749
Жуковский 1783
Батюшков 1787
Вяземский 1792
Дельвиг 1798
Пушкин 1799
Баратынский 1800
Тютчев 1803
Языков Ник 1803
Полежаев 1804
Одоевский 1804
Кольцов 1809
Лермонтов 1814
Толстой А.К. 1817
Полонский 1819
Фет 1820
Некрасов 1821
Майков 1821
Григорьев 1822
Мей 1822
Случевский 1837
Апухтин 1840
Надсон 1862
Фофанов 1862
Поэты Серебряного века и 20-30-х годов XX в.
Сологуб 1863
Мережковский 1865
Вяч. Иванов 1866
Бальмонт 1867
Лохвицкая 1869
Брюсов 1873
Кузмин М. 1875
Волошин 1877
Блок 1880
Белый 1880
Чёрный 1880
Чуковский 1882
Хлебников 1885
Ходасевич 1886
Северянин 1887
Маршак 1887
Ахматова 1889
Асеев 1889
Пастернак 1890
Мандельштам 1891
Эренбург 1891
Цветаева 1892
Маяковский 1893
Багрицкий 1895
Есенин 1895
Рождественский Вс. 1895
Антокольский 1896
Тихонов Ник. 1896
Сельвинский 1899
Щипачёв 1899
Исаковский 1900
Луговской 1901
Заболоцкий 1903
Уткин 1903
Светлов 1903
Мартынов 1905
Кирсанов 1906
Корнилов Бор. 1907
Поэты середины и конца XX в.
Тарковский 1907
Шаламов 1907
Петровых 1908
Твардовский 1910
Берггольц 1910
Некрасова Кс. 1912
Смеляков 1913
Михалков С. 1913
Шефнер 1914
Тушнова 1915
Симонов 1915
Алигер 1915
Луконин 1918
Галич 1918
Коган Павел 1918
Слуцкий 1919
Глазков 1919
Самойлов 1920
Гудзенко 1922
Левитанский 1922
Межиров 1923
Асадов 1923
Жигулин 1923
Чичибабин 1923
Гамзатов 1923
Окуджава 1924
Друнина 1924
Коржавин 1925
Ваншенкин 1925
Винокуров 1925
Рязанов 1927
Соколов Вл. 1928
Корнилов Вл. 1928
Дементьев 1928
Горбовский 1931
Рождественский Р. 1932
Казакова 1932
Вознесенский 1933
Евтушенко 1933
Городницкий 1933
Матвеева 1934
Айги 1934
Рейн 1935
Соснора 1936
Кушнер 1936
Рубцов 1936
Найман 1936
Ахмадулина 1937
Мориц 1937
Кохановский 1937
Высоцкий 1938
Чухонцев 1938
Бродский 1940
Пригов 1940
Рубальская 1945
Кибиров 1955
Воденников 1968
Самые читаемые поэты глазами клерка, студента и литератора
Коллаж Ольги Макарычевой
В 2019 году Prosodia провела опрос «Русская поэзия и читатель», в нем приняли участие 516 человек. Это люди, которых можно назвать читателями поэзии, – им предлагалось заполнить довольно большую анкету, посвященную восприятию поэзии. Заполняли, безусловно, добровольцы, география – весь русскоязычный мир. Мы видим, что анкеты заполняли представители самых разных социальных групп: учащиеся и студенты (20%), госслужащие (29%), наемные сотрудники (18%), предприниматели (6%), а также прочие, среди которых большая часть – литераторы (27%). То есть сложность российского общества, которое состоит не только из литераторов, здесь видна, а главное – мы сразу видим, что читатели поэзии есть в самых разных сферах деятельности.
В анкету был включен открытый вопрос: читателю было предложено назвать имена трех своих любимых поэтов. В этом вопросе, заметим, нет никаких ограничений: можно назвать поэта любого времени, любой культуры и даже того, кого сам читатель по какой-то причине считает поэтом. Этот вопрос развязывает читателю руки и позволяет ему самому сформировать иерархию имен.
Всего нам назвали 270 имен, частота их повторяемости позволяет создать условный рейтинг поэтов с позиции читателей. В этом рейтинге интересна не только верхушка, но и то, как отвечали представители разных социальных групп, а также структура всего списка поэтов.
Как поэты поделили топ-20
Обший рейтинг показывает двух лидеров, у которых довольно заметный отрыв, – Иосиф Бродский и Александр Пушкин. Пушкин современную русскую поэзию в некотором смысле слова начинал, Бродский – заканчивал. Между этими фигурами – большая часть поэтической истории страны. И примечательно, что Бродский все же побеждает.
Вторая по значимости группа в топ-20 – Марина Цветаева и Осип Мандельштам – трагические фигуры, сформированные Серебряным веком и, по сути, убитые веком двадцатым. Следующая пара, если судить по частотности упоминаний, – Лермонтов и Маяковский – поэты-бунтари; первый расправлялся с Золотым, второй – с Серебряным веком. Оба стали жертвами своего бунта.
Дальше мы видим пять подряд ключевых имен начала XX века: Ахматова, Блок, Есенин, Пастернак, Гумилев. Было бы натяжкой давать им иную общую характеристику, кроме той, что все они первую популярность обрели тогда, когда Серебряный век еще не закончился.
Высоцкий и Тарковский – это уже первые в рейтинге имена советского времени, но примечательно, что они уже за пределами первой десятки имен. Завершают рейтинг два поэта, которых можно назвать современными – Эдуард Асадов умер в 2004 году, Дмитрий Быков здравствует. Оба работают с жанрами массовой культуры. Асадов – поэт подростковых любовных баллад, Быков свою узнаваемость получил, скорее, благодаря газетным стихам на злобу дня. И тем не менее, они в рейтинге выше всех – всех! – ныне здравствующих современных поэтов. Единственный в рейтинге постсоветский поэт в полном смысле слова – Борис Рыжий. Примечательны и одинокие фигуры: эмигрант Владислав Ходасевич, который в списке попал явно не в свою компанию, Федор Тютчев – единственная фигура второй половины XIX века, Райнер Мария Рильке – единственный попавший в топ российского читателя европейский поэт.
Как меняет иерархию поэтов социальная роль читателя
Однако это – общий результат, но у разных групп опрошенных свои фавориты. Например, наибольшую долю голосов Бродский получает у наемных сотрудников, для которых Пушкина вовсе не существует в качестве особенной величины. Цветаева и Ахматова в этой группе получают больше голосов, чем Пушкин, и поэтому отрыв Бродского – запредельный, ни в одной из аудиторий больше мы такого не наблюдаем. Более того, во всех остальных группах с незначительным перевесом побеждает Пушкин. Глядя на эти результаты, можно сказать, что Бродский преимущественно поэт клерков, для которых Пушкин это уже не живая фигура. Именно они определили результаты общего голосования – не только высокой оценкой Бродского, но и низкой оценкой Пушкина. А вот в среде литераторов лидер именно Пушкин, а Бродский – лишь на четвертой позиции после Цветаевой и Мандельштама. Таков профессиональный взгляд на табель о рангах. Следом за Бродским идет Блок – у литераторов этот поэт получает самые высокие оценки. Примечательна картина мира учащихся и студентов. Хотя бы потому, что главный поэт для них не Бродский и не Пушкин, а Владимир Маяковский. И именно эта группа отдала наибольшую долю голосов за Лермонтова – он набирает столько же, сколько и Пушкин. К примеру, за Лермонтова в группе предпринимателей не отдано ни одного голоса.
Благодаря молодежному голосованию за поэтов-бунтарей последние занимают такие высокие позиции в итоговом рейтинге. И за Серебряный век студенты голосуют очень вяло, выделяя в нем, кроме Маяковского, только Есенина. Зато они знают Бориса Рыжего. А вот у госслужащих к бунтарям любви не просматривается. Именно эта группа обеспечила основные голоса фигурам Серебряного века. Впрочем, Бродского она оценила выше, а Пушкина – еще немного выше. В этой группе наибольшую долю голосов набирают Высоцкий и Рождественский.
Как ищут лучших поэтов в сети?
Результаты опроса читателей мы решили сравнить с результатами анализа поисковых запросов по тем же именам. Сервис Яндекса wordstat.yandex.ru выдает количество поисковых запросов по определенному слову за предыдущий месяц. Главный вывод: если судить по количеству запросов, Бродский не соперник Пушкину. У Пушкина вообще нет соперника – настолько велик его отрыв от ближайшего преследователя в рейтинге запросов (3,3 млн против 750 тысяч у Лермонтова). Однако надо учесть, что Пушкин и Лермонтов вошли в русскую литературу не только как поэты, но и как прозаики, драматурги. Далее в рейтинге мы видим других героев школьной программы: Есенин, Цветаева, Мандельштам, Пастернак. В связи с этим нужно сказать: для того, чтобы искать поэта в сети, не обязательно быть читателем поэзии. На активность поисковых запросов влияют самые разные факторы – например, домашние задания в школе. Если сравнивать этот список с читательской версией иерархии поэтов, мы увидим, во-первых, что разница в составе имен не колоссальна. Хотя у читателей поэзии отсутствуют в топ-15 Чуковский, Окуджава, Бунин, Вера Полозкова, Маршак и Визбор. Это можно было бы попытаться объяснить. Чуковского и Маршака часто ищут как детских поэтов, но реально никому в голову не придет их сопоставлять с Мандельштамом или Бродским. Окуджава и Визбор многими воспринимаются исключительно как барды или поэты-песенники – и это тоже некая отдельная полочка в иерархии. Бунин не только поэт, его прозаические произведения проходят в рамках школьной программы. А вот для популярности Полозковой дополнительных объяснений нет – она поэт, и в рейтинге запросов ее место выше, чем в рейтинге читателей.
Примечательно, что по состоянию на 18 сентября количество запросов у Пушкина вдруг выросло до 4,3 миллионов. Курс Лермонтова подскочил до 940 тысяч. У Сергея Есенина – на 256 тысяч, у Цветаевой примерно на столько же. Чем объясняется такой внезапный интерес к поэзии? Просто начался учебный год.
Поэтов, которых проходят в школе, легко вычислить по графикам Яндекса: летом – провал, осенью – резкий подъем. У всех прочих поэтов – всплеск интереса совпадает с днями рождения и смерти. Так, у Бродского пик запросов обычно приходится на май. В этом году всплеск аномальный (троекратный) – это потому, что поэту исполнилось 80 лет, круглая дата. Ну и пандемия виновата. Самое популярное стихотворение этого весенне-летнего сезона – «Не выходи из комнаты» Бродского. В апреле 2020 года – 72 тысячи запросов, в апреле 2019-го – всего 6 тысяч.
Впрочем, очевидно, что интересуются не значит любят. У Чикатило 100 тысяч запросов в месяц – чуть меньше, чем у Высоцкого. Вряд ли кто-то любит Чикатило, хотя, вне всякого сомнения, он интересует людей. Поэтому рейтинг читателей, называвших любимых поэтов, для нас – главный ориентир.
Теги: опрос читателей, рейтинг поэтов, Пушкин, Бродский, Золотой век, Серебряный век, советская поэзия, школьная программа, современная поэзия
paia
1. Осип Мандельштам.
Кто остался за бортом?
Геннадий Шпаликов, Варлам Шаламов, Дмитрий Кедрин, Зинаида Миркина, Несмелов, Елагин, Смоленский, Тэффи, Смеляков, Рейн, Межиров, Самуил Маршак, Корней Чуковский, Борис Поплавский, Георгий Адамович, Новелла Матвеева, Эдуард Багрицкий, Николай Асеев, Николай Тихонов, Константин Симонов, Илья Сельвинский, Сергей Клычков, Михаил Исаковский, Михаил Светлов, Седакова, Липкин, Охапкин, Губерман, Гандлевский, Губанов, Борис Рыжий.
Спасибо) Пожалуй, Юнну Мориц можно.
Оболдуева у нас мало знают. Он играл в 4 руки с Рихтером) У меня была в 80-ом году книга его стихов, изданная в ФРГ, там было немало хорошего.
Edited at 2015-07-04 08:52 pm (UTC)
СЛ о Бродском
И он предугадал — в 1983 году! — что Перестройка (если она будет) кончится реставрацией “политического и, если угодно, нравственного климата николаевской России”.
Re: СЛ о Бродском
Саня Лурье
75 лучших поэтов XX века
пора популярить изыски
1. Самые-самые любимые поэты, невероятно нравится практически всё:
— Янко Купала (Белоруссия)
— Булат Окуджава (Россия)
— Александр Твардовский (Россия)
2. Любимые поэты, очень нравится практические всё:
— Якуб Колас (Белоруссия)
— Давид Самойлов (Россия)
— иеромонах Роман (Россия)
— Игорь Жданов (Россия)
и здесь же выдающиеся русские детские поэты:
— Самуил Маршак
— Корней Чуковский
— Агния Барто
3. Очень ценю, очень нравится многое:
— Юлиан Тувим (Польша)
— Владимир Короткевич (Белоруссия)
— Константин Симонов (Россия)
— Владислав Броневский (Польша)
— Жанна Бичевская (Россия, пишет по сей день)
— Ян Лесьмян (Польша)
— Сергей Есенин (Россия)
— Павел Антокольский (Россия)
— Жорж Брассенс (Франция, читала только в переводе)
4. Ценю, нравится многое:
— Данута Бичель-Загнетова (Белоруссия, пишет по сей день)
— Григорий Бородулин (Белоруссия)
— Анна Ахматова (Россия)
— Владимир Маяковский (Россия)
— Николай Добронравов (Россия)
5. Отдельные произведения очень понравились:
— Милютин Боич (Сербия, читала только в переводе)
— Леопольд Стафф (Польша)
— Максим Богданович (Белоруссия)
— Ян Лехонь (Польша)
— Борис Пастернак (Россия)
— Владимир Высоцкий (Россия)
Если к этому добавить поэтов двадцать первого века, начавших писать в двадцатом веке, то по вышеуказанным категориям:
1. Самые-самые любимые поэты, невероятно нравится практически всё:
— Сергей Веремейчик, пишет также как В. Ромейко-Залесский (Белоруссия, пишет с конца 80-х)
2. Любимые поэты, очень нравится практические всё:
— Михаил Анемподистов (Белоруссия, пишет с начала 90-х)
— Кшиштоф Рознер (Польша, пишет с середины 80-х)
5. Иренеуш Ужелецкий (Польша, пишет с середины 80-х)
Вам интересно было прочитать этот упорядоченный список?
Топ-10 русских поэтов-классиков за все время
Русская поэзия по праву занимает особое место в литературном искусстве. Стихи классиков – это великолепный образец передачи мыслей и чувств поэтов. В них человеческий мир отображен со всеми своими страстями и противоречиями, горечью и счастьем.
Представляем список ТОП-10 русских поэтов-классиков, поэтические произведения которых вдохновляют деятелей различных сфер культуры и искусства на создание экранизаций, театральных и хореографических постановок, спектаклей, произведений живописи.
Александр Сергеевич Пушкин
Гениальный поэт является национальным достоянием России. Своим творчеством он заложил основы создания современного русского литературного языка. Его поэтические произведения предназначены для любой возрастной категории. Во всем мире детям читают «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказку о золотом петушке». Становясь старше, люди знакомятся с великолепными поэмами «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник». Одно из грандиозных произведений русской словесности — роман в стихах «Евгений Онегин» — переведен на многие языки мира. В наследство потомкам великий поэт оставил сотни стихотворений, в которых отражал свое социальное, политическое, философское или лирическое отношение к жизни, к людям, их переживаниям, чувствам и поступкам.
Михаил Юрьевич Лермонтов
Величайший русский поэт, самим временем назначенный продолжатель достижений мировой поэзии. Лермонтов, потрясенный трагической гибелью Пушкина, решительно предъявил обвинение общественности в своем стихотворении «Смерть поэта». Такой литературный выпад предопределил его последующее творчество. Романтизм, философские рассуждения, смелое выражение гражданской позиции, неудержимое свободолюбие, утверждение достоинства личности – все, что тревожит разум, поражает душу, вдохновляет на поступок, можно найти в поэзии Лермонтова. Стихотворения и поэмы насыщены эмоциями, жизненными идеями, любовью к родине, лирическими откровениями. Его «Парус», «Мцыри», «Демон», «Бородино», как и многие другие произведения, тревожат сокровенные струны русской души.
Николай Алексеевич Некрасов
Воистину, народный поэт. «Любить народ, родину, служить им сердцем и душой» — вот обязательство, которое Некрасов определил для себя однажды и пронес через всю свою жизнь. Для него простой русский народ служил источником вдохновения для творчества. Он обогатил русскую поэзию элементами фольклора и народного языка. Его стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» поражает с первого прочтения и оставляет добрые, теплые воспоминания на всю жизнь. Хорошо известны его эпические поэмы «Русские женщины», «Кому на Руси жить хорошо» о жизни простого народа, его трудолюбии и терпении, неизбежности борьбы за счастье и волю.
Константин Дмитриевич Бальмонт
Русский поэт конца XIX начала XX века. Он является ярким представителем символизма в литературе. Его характерная черта – выражение идей вечности и красоты, добра и зла, душевных переживаний, сомнений посредством символов. Эти условные знаки, намеки, таинственная недосказанность и загадочность наполняли стихотворения новыми, выразительными образами. Так сложилось, что Бальмонту на долю выпали и счастливые года и лишения. Он не принял Октябрьскую революцию. Последние 20 лет жизни провел во Франции. Но всегда любил Россию, тосковал по ней, огромное количество стихотворений посвятил своей родине.
Борис Леонидович Пастернак
Один из крупнейших русских поэтов XX века. Время расцвета его творчества припало на непростой исторический период. Тем не менее он находил смысл поэзии в постижении сущности жизни. Значительной в его творчестве была идея взаимосвязи человека с миром. Так сборник стихов «Сестра моя – жизнь» поэт посвятил творчеству Лермонтова. Оно представлено символом бессмертия в стихотворении «Памяти Демона». Посредством поэзии Пастернак выражал свой взгляд на миропорядок, ценность и цель жизни, любовь, многомерность и гармоничность мира. Не может оставить равнодушным читателя своеобразный, уникальный стиль написания произведений.
Александр Александрович Блок
Классик русской литературы прошлого столетия. Его творчество – яркий пример эволюции поэзии. Легкую, светлую, порой мистическую лирику символиста со временем сменяет прямой, резкий реализм. Это стало возможным в результате слияния двух судеб – страны и поэта – в переломную историческую эпоху. В творчестве Блока отражены его волнения за судьбу родины, свою роль в обществе. Для него значимы любовь и дружба, связь человека с природой, вопросы веры и мироздания. Но также его пугает страх надвигающейся безысходности. Недаром А. Ахматова называла Блока «трагическим тенором эпохи».
Иван Алексеевич Бунин
Первый русский писатель – лауреат Нобелевской премии по литературе. Его поэтические заслуги отмечены двумя Пушкинскими премиями. Его историческая, философская, любовная или пейзажная лирика – пример высокой русской культуры. Она выдержана в традициях поэтов «серебряного века». Поэзия Бунина глубоко национальна. Даже находясь в эмиграции, он продолжал воспевать красоту русской природы, значение родного слова. В его стихах отчетливо ощущается боль за родину, тоска по ее необъятным просторам, тяжелое понимание утраты.
Анна Андреевна Ахматова
Великая поэтесса, признанный классик русской поэзии. Она принадлежала к участникам акмеистического движения. Для них, в противоположность символистам, отличительными чертами были: четкость и ясность образов, предметная тематика, подчеркнутая сдержанность. Но в произведениях Ахматовой все это органично сплеталось с традиционной русской поэзией. Судьба поэтессы сложна и драматична. И конечно, это наложило отпечаток на ее творчество. Материнская, женская боль, неутешная печаль по невинно загубленным и страдающим душам – ее знаменитая поэма «Реквием».
Сергей Александрович Есенин
Всемирно известный русский поэт, певец крестьянской России. Его умение рисовать поэтические картины русской природы подчеркивает неразрывную связь с народом. Сила поэта – в безмерном чувстве любви к родине. Он выражает эту любовь в зримых образах. Причем они не всегда привлекательны. Край может быть обездоленным, заброшенным, но, все равно – любимым. Философствуя или размышляя о своем месте, о происходящем в жизни, поэт вновь и вновь обращается к родной природе. Редкий дар раскрепощенного видения мира, способность открыто смотреть на явления и поступки, умение найти счастье и радость в простых и обыденных вещах, неподражаемое умение выразить чувства – это Есенин.
Владимир Владимирович Маяковский
Русский поэт исключительно редкого дарования в сочетании с безудержной энергией. В начале литературной деятельности он поддерживал идеи футуристов. Они заключались в том, чтобы отбросить прочь классические художественные средства отображения реальности. По их мнению, стремительно меняющуюся действительность можно было изображать только с помощью новых форм и образов. Он безоговорочно принял революцию 1917 года и с энтузиазмом увлекся идеей утверждения нового миропорядка. Об этом его стихи, поэма «Хорошо!». Но произведения последнего периода творчества наводят на мысль о разочаровании. В стихотворении «Прозаседавшиеся» Маяковский открыто критикует бюрократизм. Бескомпромиссность, решительность, острый ум и резкое слово подняли его на вершину славы в начале пути и привели к трагическому финалу.
100 лучших русских поэтов
Списки и рейтинги наиболее значимых и известных российских и советских поэтов
100+ великих русских поэтов
по литературным периодам
Список наиболее известных поэтов России, СССР и годы их жизни, представленный по историческим периодам.
В список вошли наиболее известные и значимые поэты, драматурги, писавшие на русском языке, которые прославились в основном или в том числе благодаря поэтическим произведениям.
Русская поэзия XVIII века
Василий Тредиаковский (1703—1769)
Антиох Кантемир (1709—1744)
Василий Майков (1728—1778)
Иван Барков (1732—1768)
Михаил Херасков (1733—1807)
Александр Сумароков (1717—1777)
Гавриил Державин (1743—1816)
Василий Капнист (1758—1823)
Николай Николев (1758—1815)
Иван Крылов (1769—1844)
Золотой век русской литературы
Термин применяется к классической литературе XIX века. По выражению В. Б. Катаева, «между рождением Пушкина и смертью Чехова уместился целый век, золотой век русской классической литературы. Они стоят словно у двух концов единой неразрывной цепи — в её начале и в конце».
Русская поэзия Серебряного века
Серебряный век — образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к концу XIX — началу XX векаПонятие возникло в среде русской эмиграции и изначально было соотнесено с Золотым веком русской литературы, ретроспективно оценивая ушедшее время как второй расцвет русской культуры
Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. Условно Серебряный век датируется 1890-ми гг. — первым двадцатилетием XX в. Если в определении начала Серебряного века исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то конец этого периода — вызывает споры. Одни исследователи полагают, что Серебряный век окончился с началом Гражданской войны. Другие полагают, что Серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва. Также существует точка зрения, что концом Серебряного века можно считать рубеж 1920—1930-х годов, связанный с самоубийством Владимира Маяковского.
Литературные течения и объединения
Символизм, имажинизм, футуризм и акмеизм ‑ основные течения Серебряного века. Все они относятся к такому направлению в искусстве, как модернизм.
Основной философией модернизма служила идея позитивизма, то есть надежда и вера в новое ‑ в новое время, в новую жизнь, в становление новейшего/современного. Люди верили, что они рождены для чего-то высокого, у них есть свое предназначение, которое они должны воплотить.
СИМВОЛИЗМ
Иннокентий Анненский (1855—1909)
Фёдор Сологуб (1863—1927)
Дмитрий Мережковский (1865—1941)
Вячеслав Иванов (1866—1949)
Константин Бальмонт (1867—1942)
Зинаида Гиппиус (1869—1945)
Михаил Кузмин (1872—1936)
Валерий Брюсов (1873—1924)
Александр Блок (1880—1921)
Андрей Белый (1880—1934)
АКМЕИЗМ
Николай Гумилёв (1886—1921)
Владимир Нарбут (1888—1938)
Анна Ахматова (1889—1966)
Осип Мандельштам (1891—1938)
ФУТУРИЗМ
Футуризм ‑ одно из направлений модернизма, которое является составляющей частью русского авангарда. Впервые данный термин появился в манифесте «Пощёчина общественному вкусу», написанном членами петербургской группы «Гилея». В её состав входили Владимир Маяковский, Василий Каменский, Велимир Хлебников и другие авторы, которых чаще всего называли «будетляне».
Велимир Хлебников (1885—1922)
Алексей Кручёных (1886—1968)
Игорь Северянин (1887—1941)
Владимир Маяковский (1893—1930)
ИМАЖИНИЗМ
Вадим Шершеневич (1893—1942)
Сергей Есенин (1895—1925)
Анатолий Мариенгоф (1897—1962)
ДРУГИЕ
Максимилиан Волошин (1877—1932)
Николай Клюев (1884—1937)
Владислав Ходасевич (1887—1939)
Борис Пастернак (1890—1960)
Марина Цветаева (1891—1941)
Георгий Иванов (1894—1958)
Русская поэзия советского периода (в том числе русская литература зарубежья)
20-30-е
Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964)
Эдуард Георгиевич Багрицкий (1895-1934)
Николай Алексеевич Заболоцкий (1903-1958)
Михаил Аркадьевич Светлов (1903-1964)
40-50-е
Вера Михайловна Инбер (1890-1972)
Дмитрий Борисович Кедрин (1907-1945)
Александр Трифонович Твардовский (1910-1971)
Ольга Фёдоровна Берггольц (1910-1975)
Ярослав Васильевич Смеляков (1913-1972)
Константин (Кирилл) Михайлович Симонов (1915-1979)
Михаил Кузьмич Луконин (1918-1976)
Михаил Валентинович Кульчицкий (1919-1943)
Всеволод Эдуардович Багрицкий (1922-1942)
Семён Петрович Гудзенко (1922-1953)
Ю́лия Владимировна Друнина (1924-1991)
60-80-е
Арсений Александрович Тарковский (1907-1989)
Александр Аркадьевич Галич (1918-1977)
Борис Абрамович Слуцкий (1919-1986)
Михаил Леонидович Анчаров (1923-1990)
Александр Петрович Межиров (1923-2009)
Булат Шалвович Окуджава (1924-1997)
Наум Моисеевич Коржавин (1925-2018)
Генрих Вениаминович Сапгир (1928-1999)
Андрей Дмитриевич Дементьев (1928-2018)
Юз Алешковский (1929)
Римма Фёдоровна Казакова (1932-2008)
Евгений Александрович Евтушенко (1932-2017)
Роберт Иванович Рождественский (1932-1994)
Андрей Андреевич Вознесенский (1933-2010)
Новелла Николаевна Матвеева (1934-2016)
Ю́рий Иосифович (Юзефович) Визбор (1934-1984)
Геннадий Николаевич Айги (1934-2006)
Евгений Борисович Рейн (1935)
Александр Семёнович Кушнер (1936)
Игорь Миронович Губерман (1936)
Ю́лий Черсанович Ким (1936)
Николай Михайлович Рубцов (1936-1971)
Ю́нна Петровна (Пинхусовна) (Мориц 1937)
Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина (1937-2010)
Геннадий Фёдорович Шпаликов (1937-1974)
Владимир Семёнович Высоцкий (1938-1980)
Роман Харисович Солнцев (1939-2007)
Иосиф Александрович Бродский (1940-1996)
Дмитрий Александрович Пригов (1940-2007)
Ю́рий Поликарпович Кузнецов (1941-2003)
Константин Александрович Кедров (1942)
Виктор Борисович Кривулин (1944-2001)
Леонид Алексеевич Филатов (1946-2003)
Ю́рий Михайлович Кублановский (1947)
Тимур Ю́рьевич Кибиров (1955)
Список поэтов пушкинской поры
«Поэты пушкинской поры» («поэты пушкинской плеяды», «поэты пушкинского круга», «„Золотой век“ русской поэзии») — обобщающее именование русских поэтов-современников Александра Сергеевича Пушкина (1799—1837), вместе с ним входивших в число создателей «золотого века» русской поэзии, как называют первую треть XIX столетия (1810—1830-е гг).
• Баратынский, Евгений Абрамович
• Батюшков, Константин Николаевич
• Бестужев, Александр Александрович
• Веневитинов, Дмитрий Владимирович
• Вяземский, Пётр Андреевич
• Давыдов, Денис Васильевич
• Дельвиг, Антон Антонович
• Гнедич, Николай Иванович
• Жуковский, Василий Андреевич
• Катенин, Павел Александрович
• Козлов, Иван Иванович
• Крылов, Иван Андреевич
• Кюхельбекер, Вильгельм Карлович
• Одоевский, Александр Иванович
• Плетнёв, Пётр Александрович
• Рылеев, Кондратий Фёдорович
• Туманский, Василий Иванович
• Туманский, Фёдор Антонович
• Языков, Николай Михайлович
Лучшие русские поэты
50 лучших русских/советских поэтов
по версии редакции портала Selection
При составлении рейтинга учитывались следующие факторы: известность поэта в мире, национальная популярность и значимость, историческое влияние национальную литературу, количество изданнных произведений в России, СССР, других странах, места, занимаемые в авторитетных рейтингах и голосованиях.
1. Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
2. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)
3. Александр Грибоедов (1795—1829)
4. Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877/1878)
5. Федор Иванович Тютчев (1803-1873)
6. Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)
7. Александр Александрович Блок (1880-1921)
8. Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)
9. Сергей Александрович Есенин (1895-1925)
10. Анна Андреевна Ахматова (1889-1966)
11. Борис Леонидович Пастернак (1890-1960)
12. Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)
13. Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924)
14. Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)
15. Александр Трифонович Твардовский (1910-1971)
16. Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)
17. Константин Бальмонт (1867—1942)
18. Осип Мандельштам (1891—1938)
19. Иннокентий Анненский (1855—1909)
20. Николай Степанович Гумилев (1886-1921)
21. Владимир Семёнович Высоцкий (1938-1980)
22. Иосиф Александрович Бродский (1940-1996)
23. Алексей Константинович Толстой (1817-1875)
24. Андрей Белый (1880—1934)
25. Максимилиан Волошин (1877—1932)
26. Федор Кузьмич Сологуб (1863—1927)
27. Евгений Абрамович Баратынский (1800—1844)
28. Иван Андреевич Крылов (1769—1844)
29. Георгий Владимирович Иванов (1894-1958)
30. Владислав Ходасевич (1887—1939)
31. Велимир Хлебников (1885—1922)
32. Гаврила Романович Державин (1743-1816)
33. Александр Сумароков (1717—1777)
34. Константин Николаевич Батюшков (1787—1855)
35. Аполлон Николаевич Майков (1821-1897)
36. Иванов Вячеслав Иванович (1866—1949)
37. Игорь Северянин (1887—1941)
38. Дмитрий Мережковский (1865—1941)
39. Николай Алексеевич Заболоцкий (1903-1958)
40. Михаил Аркадьевич Светлов (1903-1964)
41. Александр Аркадьевич Галич (1918-1977)
42. Борис Абрамович Слуцкий (1919-1986)
43. Евгений Александрович Евтушенко (1932-2017)
44. Булат Шалвович Окуджава (1924-1997)
45. Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина (1937-2010)
46. Андрей Андреевич Вознесенский (1933-2010)
47. Роберт Иванович Рождественский (1932-1994)
48. Римма Фёдоровна Казакова (1932-2008)
49. Ю́лия Владимировна Друнина (1924-1991)
50. Андрей Дмитриевич Дементьев (1928-2018)
70 крупнейших русских поэтов по количеству изданий
Блог Российской книжной палаты russianbookchamber.blogspot.com
Краткая информация о поэтах
Александр Сергеевич Пушкин (1799 — 1837)
Александр Сергеевич Пушкин (26 мая [6 июня] 1799 — 29 января [10 февраля] 1837) — русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века. Для России Пушкин — поэт номер один.
Часто Пушкин рассматривается как основоположник современного русского литературного языка.
Своим литературным наследством, он произвел революцию в русской литературе, раскрывая всю красоту русского языка.
Наиболее читаемые и прославленные пушкинские поэмы: «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», Бахчисарайский фонтан», «Полтава», «Медный всадник». В списке лучших творений литератора сказки, проза и лирические и социальные стихотворения. Значительным прорывом в драматургии можно считает его пьесы, написанные поэтическим языком, объединенные в один том «Маленькие трагедии».
«…Пушкин – наше все: Пушкин – представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин – пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, – все то, что принять следует, отбрасывавший все, что отбросить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами, набросанный образ народной нашей сущности, – образ, который мы долго еще будем оттенять красками. Сфера душевных сочувствий Пушкина не исключает ничего до него бывшего и ничего, что после него было и будет правильного и органически – нашего… «
-Аполлон Григорьев
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 — 1841)
Михаил Юрьевич Лермонтов (3 [15] октября 1814— 15 [27] июля 1841) — знаменитый русский поэт, прозаик, драматург, художник.
Творчество Лермонтова, в котором сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе.
Прекрасный романтический писатель, художник, которого не редко называют «поэтом Кавказа». Лермонтов М. Ю. по праву считается наиболее важным русским поэтом после смерти А. С. Пушкина в 1837 году и величайшей фигурой российского романтизма.
Михаил Юрьевич Лермонтов оказал огромное влияние на развитие в русской литературы, внедрив в неё особый национальный колорит. Поэтическое наследие Лермонтова до сих пор ощущается, не только в его поэзии, но и в его прозе, в которую он привнёс традиции русского психологического романа, на примере «Герой нашего времени».
Стихи Лермонтова пронизаны лиричностью, неиссякаемой любовью к Отчизне, к ее просторам, к ее боли и радости. Острое восприятие мира, яркие откровения в любви, глубокая философия и искрометный юмор, все это вмещали многие произведения поэта: «Дума», «Парус», «Русалка», «Бородино», «Мцыри», «Демон», «Песня про царя Ивана Васильевича», «Тамбовская казначейша» и другие.
Александр Сергеевич Грибоедов (1795—1829)
Александр Сергеевич Грибоедов (4 [15] января 1795— 30 января [11 февраля] 1829) — русский дипломат, поэт, драматург, пианист и композитор, дворянин.
Грибоедов известен прежде всего благодаря пьесе в стихах «Горе от ума» (1824), которую до сих пор часто ставят в театрах России.
Комедия «Горе от ума» — вершина русской драматургии и поэзии. Яркий афористический стиль способствовал тому, она послужила источником многочисленных крылатых фраз.
«Никогда ни один народ не был так бичуем, никогда ни одну страну не волочили так в грязи, никогда не бросали в лицо публике столько грубой брани, и, однако, никогда не достигалось более полного успеха» (П. Чаадаев. «Апология сумасшедшего»).
Николай Алексеевич Некрасов (28 ноября [10 декабря] 1821— 27 декабря 1877 [8 января 1878)) — русский поэт, прозаик и публицист, классик русской литературы.
С 1847 по 1866 год — руководитель литературного и общественно-политического журнала «Современник», с 1868 года — редактор журнала «Отечественные записки».
Фёдор Иванович Тютчев (1803 —1873)
Фёдор Иванович Тютчев (23 ноября [5 декабря] 1803 — 15 [27] июля 1873) — русский лирик, поэт-мыслитель, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук с 1857 года, тайный советник.
Поэзия Тютчева насчитывает немногим более 400 стихотворений. Тема природы – одна из самых распространенных в лирике поэта. Так, пейзажи, динамичность, многоликость как будто живой природы показаны в таких произведениях Тютчева: «Осень», «Весенние воды», «Чародейкою зимою», а также многих других. Любовная лирика Тютчева является еще одной важнейшей темой поэта. Буйство чувств, нежность, напряженность проявляются в стихах Тютчева. Любовь, как трагедия, как болезненные переживания представлена поэтом в стихах из цикла, называемого «денисьевским» (составленном из стихов, посвященных Е. Денисьевой, возлюбленной поэта).
Он — «поэт одной темы: космизация человеческого присутствия в Сущем. В ней всё собрано, уплотнено и в то же время рассредоточено по нескольким руслам, наполненным игрой стихий, мерцанием ценностей и коннотатов.»
Ю. Н. Чумаков
В лирике Тютчева часто звучат экзистенциальные мотивы, на что указывал автор «Писем о Тютчеве» известный учёный Борис Михайлович Козырев, утверждая, что Тютчеву идеи Кьеркегора более созвучны, чем идеи Шеллинга.
Стихотворение, написанное в 1870 году, «Я встретил вас – и все былое», как прощальный аккорд обнажает душу поэта. Это настоящая жемчужина творчества Фёдора Ивановича. Эти стихи и музыка композитора и дирижёра Леонида Дмитриевича Малашкина сделали романс «Я встретил вас» одним из самых знаменитых и узнаваемых.
Афанасий Афанасьевич Фет (1820 —1892)
Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин; (23 ноября [5 декабря] 1820 — 21 ноября [3 декабря] 1892) — русский поэт-лирик и переводчик, мемуарист, член-корреспондент Петербургской Академии Наук.
«Человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнёт столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г.Фет».
Николай Некрасов
Афанасий Афанасьевич Фет оставил значительный след в русской литературе. В стихах поэта прослеживались три основные линии – любовь, искусство, природа.
Уже на раннем этапе в его творчестве проявилась характерная черта – Фет говорил о важных и вечных понятиях намеками, умел передавать тончайшие оттенки настроений, пробуждая у читателей чистые и светлые эмоции.
Литературные критики считают Фета утонченным лириком, отождествлявшим природу и человеческие чувства. Его называют большим художником, мастером лирических стихотворений. Но кроме лирических стихотворений, элегий, Фет писал и крупные произведения – баллады, думы, послания. Литературоведы считают Фета настоящим новатором, он изобрел и широко применял собственный жанр – «мелодии». Так поэт называл свои отклики на музыкальные произведения.
Афанасий Фет был талантливым переводчиком. Он отлично знал несколько языков, делал прекрасные переводы стихов латинских авторов, перевел с немецкого языка «Фауста» Гете.
Александр Александрович Блок (1880 — 1921)
Александр Александрович Блок (16 (28) ноября 1880— 7 августа 1921) — известный российский поэт, публицист, драматург и литературный критик.
Классик русской литературы XX столетия, один из крупнейших представителей символизма в русской поэзии русского символизма.
Начинал творить в духе символизма («Стихи о Прекрасной Даме», 1901—1902), и пришел к осознанию трагедии современного человека (пьеса «Роза и крест», 1912—19132]), идее неизбежности «возмездия» (одноимённый цикл 1907—1913; цикл «Ямбы», 1907—1914; поэма «Возмездие», 1910—1921).
Темы творчества Блока: тема поэта и его места в жизни общества; тема жертвенной любви, любви-поклонения; тема Родины и осмысление ее исторической судьбы; красота, как идеал и спасение мира;
тема революции; мистические и фольклорные мотивы
Парадоксальное сочетание мистического и бытового, отрешённого и повседневного в большой степени характерно для всего творчества Блока. Это есть отличительная особенность и его психической организации, и, как следствие, его собственного, блоковского символизма. Блок вообще был крайне чувствителен к повседневным впечатлениям и звукам окружающего его города и артистов, с которыми сталкивался и которым симпатизировал.
Особенностью поэтического стиля А. А. Блока является использование метафоры
«С Блока начинается … решительное освобождение русского стиха от принципа счета слогов по стопам, уничтожение канонизированного Тредиаковским и Ломоносовым требования метрического упорядочения числа и расположения неударных слогов в стихе. В этом смысле все новейшие русские поэты учились у Блока.»
В. М. Жирмунский
К основным работам Александра Блока можно отнести следующие примеры русского символизма:
«Незнакомка»;
«На железной дороге»;
«Фабрика»;
«Ночь, улица, фонарь, аптека…»;
«Вхожу я в темные храмы»;
«Девушка пела в церковном хоре»;
«Мне страшно с Тобой встречаться»;
«О, я хочу безумно жить»;
поэма «Двенадцать» и многое другое.
Владимир Владимирович Маяковский (1893 — 1930)
Владимир Владимирович Маяковский (7 [19] июля 1893 — 14 апреля 1930) — русский советский поэт, один из крупнейших поэтов XX века. Один из величайших представителей футуризма.
Помимо поэзии, ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник. Футуристическая группа, «Сегодняшний лубок», «Левый фронт искусств», рекламные «Окна РОСТА» — Владимир Маяковский работал во множестве творческих объединений, писал в газеты, выпускал журнал, снимал фильмы, создавал пьесы и ставил по ним спектакли.
Маяковский удостоен многих эпитетов: «Бешеный бык современной поэзии», «жало для бюрократов», «новатор поэзии», «мастер рифмовки», яркая личность и бунтарь устоявшихся вкусов и стандартов культуры.
Благодаря поэту, в русский язык были введены такие неологизмы, как «нате», «голоштанный», серпастый» и многие другие. Также Владимир Владимирович внёс огромный вклад и в стихосложение. Его «лесенка» помогает правильно расставить акценты при чтении. А лирические строки в творении «Лиличка! (Вместо письма)» стали самыми пронзительными любовными признаниями в поэзии XX века.
Маяковский оказал большое влияние на поэзию XX века. Особенно на Кирсанова, Вознесенского, Евтушенко, Рождественского, Кедрова, а также внёс немалый вклад в детскую поэзию.
Известные произведения: «Про это», «Владимир Ильич Ленин», поэма «Хорошо!», стихотворение «Паспорт», «Облако в штанах», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче» и многие другие.
Сергей Александрович Есенин (1895 ‑ 1925)
Известные произведения:
«Гой ты, Русь, моя родная!»;
«Письмо к женщине»;
«Письмо к матери»;
«Хулиган»;
«Собаке Качалова»;
« Ты меня не любишь, не жалеешь…»;
«Черный человек»;
«Мне осталось одна забава»;
Поэма «Анна Снегина»;
«Шагане ты моя, Шагане«
Анна Андреевна Ахматова (1889 — 1966)
Анна Андреевна Ахматова (урождённая Горенко; 11 [23] июня 1889 — 5 марта 1966) — видная поэтесса Серебряного века, переводчица и литературовед, одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века.
Именно Анне Ахматовой суждено было, пройдя через потери близких людей, муки унижения государственной системой, продлить в России звучание «серебряного» века. Не случайно в воспоминаниях современников о ней так часто звучит слово «царственная», «величественная». Ей удалось не подчиниться злобе дня и сохранить верность поэзии, сохранить «высокую русскую речь».
После публикации своих первых стихов в 1912 году Ахматова стал культовой фигурой среди интеллигенции и части литературной сцены Санкт-Петербурга. Ее вторая книга, Розария (1914), была одобрена критиками, которые высоко оценили достоинства осознанного, тщательно обработанного стиха, в отличии от расплывчатости стиля символистов, которые доминировали в русской литературе того периода.
Свои душевные переживания она выражает простыми будничными словами. И эта будничность лишь усиливает затаенный психологический смысл. В стихотворениях Ахматовой остаются запечатленными важнейшие переломные моменты ее жизни, душевное напряжение.
Литературовед В. М. Жирмунский говорил о том, что жизненные ситуации в стихах Ахматовой изображаются в самый острый момент, как в новеллах. «Новеллизм» Анны Андреевны усиливается благодаря живой разговорной речи, произносимой вслух.
Масштабной темой в поэзии поэтессы является тема любви. Как правило у нее она драматична и несчастна. Но эта тема не интимная, а наоборот масштабная и всеохватывающая. В ней отражаются сложность и богатство чувств человека, связь с миром. Героиня стихов не замыкается в себе, а видит всю красоту и безграничность мира, он ей дорог и любим.
Как пишет В. Мусатов, у Тютчева «виновником любовной трагедии становится демонизм самой стихии любовного чувства, делающий любящего палачом», а у А. Ахматовой поединок не с любимым человеком — они страдают оба. Но это именно поединок, — лирика живет по законам театрального искусства, ее внутренний драматизм звучит в любой бытовой мелочи, а каждая мелочь придает неповторимость как герою, так и любовной коллизии.
Вместе с основной темой любви в творчестве Анны есть место теме Петербурга и людей, живущих в нем. Героиня стихов Ахматовой влюблена в этот величественный город, в его площади, набережные, колонны и статуи. Часто тема любви и Петербурга присутствуют вместе в стихах.
Все писавшие о лирике Ахматовой отмечали необыкновенную остроту восприятия, ясность и сдержанность в передаче чувств. Каждая встреча или «невстреча», прощание или предчувствие расставания воспринимаются как эпизод судьбы.