we can do it плакат история
Рози-клепальщица
Плакат «We Can Do It!» художника Дж. Говарда Миллера, приведённый в начале этого поста, появился на свет в 1942-м и первоначально никак не был связан с именем Рози-клепальщицы. Да и самой Рози ещё не было.
Впервые это имя прозвучало в начале 1943-го года в песенке Редда Эванса и Джона Джейкоба Леба:
Делает историю
Работает на победу
Рози. ррррр. клепальщица
Так родилась Рози – образ собирательный, вымышленный, дитя агитационной машины. Одна работница авиационного завода в Мичигане послужила прототипом для этого образа, вторая позировала для плаката, третья снималась в роли Рози в пропагандистских фильмах…
Патриотическое воодушевление набирает обороты, образ Рози становится всё популярнее, постеры Миллера и Роквелла разлетаются, как горячие пирожки. Лейтмотив агитации прост – работающая на заводе женщина приближает победу и помогает сохранить жизнь своего мужа, брата, друга.
В скобках заметим, что, несмотря на патриотическую пыль, бизнес есть бизнес. Женщинам за ту же работу платили меньше, чем мужчинам.
Тем не менее, считается, что широкое привлечение женщин (в т.ч. чернокожих) на заводы сыграло свою роль в послевоенном ослаблении половой и расовой дискриминации в Америке. По окончании войны многие женщины были уволены, но количество работающих женщин уже никогда не упало до довоенного уровня.
После войны тиражи плаката Роквелла сдерживались авторскими правами, в то время как количество копий постера Миллера не ограничивалось ничем. Благодаря этому «We Can Do It!» стал сверхпопулярен, со временем присвоил себе имя Рози-клепальщицы и стал культовым изображением, которое цитируется сегодня всеми
от Хилари Клинтон
до Кристины Агилеры
«We can do it!»
История Розины, женщины итальянского происхождения, которая вдохновила создание феминистского плаката.
На бумаге персонаж впервые изобразил в 1942 году художник Норман Рокуэлл, который взял за модель 19-летнюю Мэри Дойл Кифа, которая умерла в 2015 году в возрасте 92. На обложке журнала Saturday Evening Post в мае 1943 года появляется картина: мускулистая женщина в комбинезоне, с грязным лицом, изображённая в обеденный перерыв во время еды бутерброда, с ногами, опирающихся на книгу «Mein Kampf» и с коробкой для обеда на коленях с надписью «Рози».
Наибольшую известность плакат «We can do it!» получил в 80-е годы. На самом деле, плакат был частью серии плакатов, которые координационный комитет по военному производству компании Вестингауз заказал Миллеру, чтобы мотивировать сотрудников во время войны не унывать и упорно работать. Плакаты постоянно находились внутри производственных помещений и демонстрировались на публике только пару недель в 1943 году. Лишь в 1982 году, когда работы Миллера были выставлены, плакат «We ca do it!» стал символом женской независимости и борьбы за права женщин.
Прототипом для персонажа «Рози» послужила настоящая женщина, которая была рекордсменкой по установке заклёпок: двадцатилетняя Розина Бонавита, фабричная рабочая в его начале двадцатых годов из города Пикскилл штата Нью-Йорк, о которой в 1943 году писалось во всех газетах, потому она со своей коллегой Дженни Фиорито смогли просверлить за шесть часов 900 отверстий и поставить 3345 заклепок, которые требуются при изготовлении одного крыла строящегося самолета-истребителя. Когда этот рекорд был превышен другой бригадой, Рози не потеряла присутствие духа, и с другой напарницей смогла изготовить крыло самолёта за 4 часа и 10 минут.
Этого было достаточно, чтобы сделать её известным персонажем, хотя она сама себя не чувствовала героиней. Она думала только о работе, постоянно строила самолёты, работая по 12 часов семь дней в неделю. Персонаж из неё сделали вопреки желанию, когда Эванс и Лоэб написали песню, а художники Роквелл и Миллер нарисовали плакаты. И миллионы американских женщин стали идентифицировать себя с ней.
Рози, которая умерла в 1996 году, жила на протяжении большей части своей жизни всегда в том же доме в Пикскиле, она вышла замуж за своего школьного товарища Джимми Хики. Брак был зарегистрирован во время одного из отпусков с фронта Джимми. У неё было трое детей, мирная жизнь, она не работала больше, но стала известной жительницей города, участвуя в общественной жизни, делая торты для праздников и стирая формы местной футбольной команды.
Оставшись вдовой, Рози последовала за своим сыном Джо, когда тот переехал в Хилтон Хид, в Юэную Каролину. В последние годы жизни были отмечены серьезным нарушениям здоровья, она страдала от остеопороза, что возможно явилось результатом тяжелой работы в сборочном цеху. Несмотря ни на что, Рози никогда не сдавалась. Она оставалась бойцом до конца.
Прославиться через 70 лет: кем была героиня плаката «We Can Do It!»
В США, в городке Лонгвью, штат Вашингтон, умерла Наоми Паркер Фрэйли, ставшая прототипом «Клепальщицы Рози» для культового военного плаката «We Can Do It!». Ей было 96 лет. Десятки лет она жила в неизвестности, в то время как американским символом феминизма считали другую женщину.
Полагают, что прообразом для плаката Миллера стала фотография женщины, склонившейся над долбежным станком. Это фото напечатал ряд журналов в 1943 году. Однако там не было даты и имени модели.
Автор фото, Bettmann Archive
То самое фото: Наоми Паркер Фрэйли у долбежного станка
Пролить свет на эту историю решил профессор Джеймс Кимбл, доцент американского университета Сетон Холл в Нью-Джерси. Он провел исследование, развеявшее мифы вокруг Рози.
Плакат вдохновлял многих, от Бейонсе до дизайнеров журнала New Yorker
Профессор Кимбл искал настоящую героиню снимка шесть лет. В 2015 году он нашел еще одно изображение Паркер Фрэйли, и через обратный поиск в интернете смог выйти на продавца старинных газетных снимков.
В тот момент ученый думал, что Паркер Фрэйли уже умерла, и попытался найти ее родственников через генеалогическое общество. Но через несколько месяцев получил ответ, что этика не позволяет им распространять данные о живых людях.
«Клепальщица Рози» вдохновила и художника Нормана Роквелла, использовавшего для своей картины другую модель
Наоми Паркер Фрэйли родилась в Талсе, штат Оклахома, в августе 1921 года. Она была третьей из восьми детей в семье. Её отец, Джозеф Паркер, работал горным инженером. Мама, Эстер Лейс, была домохозяйкой.
В 1942 году, после нападения Японии на Перл-Харбор, 20-летняя Наоми отправилась со своей 18-летней сестрой Адой на военно-морскую станцию в Аламиде. Именно там, в мастерской, её сфотографировал фотокорреспондент агентства Acme. Фото опубликовали в Oakland Post-Enquirer.
Статью с фото в Oakland Post-Enquirer Паркер Фрэйли аккуратно вырезала и хранила на протяжении 70 лет, пока весь мир ошибочно считал, что на ее месте была Джеральдин Дойл.
We Can Do It! Запутанная история одной песни, двух плакатов и многих замечательных женщин
Совсем недавно, в марте, в возрасте 95 лет в своем доме на Манхеттене умерла Rosalind P. Walter, известная не только юридической деятельностью и поддержкой самых разных благотворительных проектов, но и причастностью к истории культового феминистского плаката. Но это не совсем «та самая Рози с плаката», потому что Рози с плаката была не одна.
Рози из песни
Розалинд П. Уолтер точно была первой! Правда, на плакате ее не изображали, зато о ней написали песню. Во время Второй мировой войны 18-летняя Рози Уолтер (тогда еще Палмер) пошла работать клепальщицей на авиастроительный завод. Она быстрее всех трудилась на линии, собиравшей самолеты-истребители, при этом требуя равной с мужчинами оплаты для своих коллег-женщин.
В 1942 году в одну из ночных смен на завод пришел журналист, и Рози Палмер попала в газету. Заметка вдохновила авторов Редда Эванса и Джона Джейкоба Леба на написание песни Rosie the Riveter — «Рози клепальщица». «У Рози есть парень, Чарли. Чарли морской пехотинец. Рози защищает Чарли, работая сверхурочно на клепальной машине. Она делает историю, работает на победу — Рози-клепальщица…»
Женщины-работницы в то время стали популярными героинями. Военное ведомство США развернуло целую агитационную кампанию, чтобы привлечь женщин на военные заводы. Целевой аудиторией статей и плакатов были домохозяйки. Американское правительство рассчитывало на то, что женщины, имеющие мужей, устроятся на временную работу, а когда их мужья придут с фронта, бывшие домохозяйки освободят рабочие места и снова вернутся на кухню.
Рози Уолтер происходила из состоятельной семьи: ее отец был профессором искусств, а мать возглавляла фармацевтическую компанию. Богатенькая наследница, которая пошла работать простой клепальщицей, чтобы помочь армии, — лучший пример для подражания трудно придумать. Песню записали многие популярные артисты и биг-бэнды, она стала хитом. В 1944-м про Рози-клепальщицу сняли голливудский фильм.
Рози-летчица
О том, что прообразом Рози из песни была Розалинд П. Уолтер, журналисты The New York Times узнали в 2013 году. До этого считалось, что песня написана о Роуз Уилл Монро, которая во время войны тоже работала на заводе.
Эта Рози строила бомбардировщики и снялась в агитационном фильме — она действительно на все сто соответствовала образу героини песни. Может быть, именно во время войны Рози Монро начала мечтать о полетах. Но мечту свою осуществила в пятьдесят лет, получив лицензию пилота. В 1978 году двигатель ее маленького самолета вышел из строя, и Рози попала в аварию — это привело к потере почки, перестал видеть один глаз. Роуз Уилл Монро умерла в 77 лет от почечной недостаточности.
Опять не та Рози
В том же 1942 году, когда была написана песня про Рози, тот же комитет, отвечающий за агитацию, заказал художнику Дж. Говарду Миллеру плакат, призванный поднять дух работников электротехнической компании Westinghouse. Так появился знаменитый постер We Can Do It! — «Мы можем сделать это!»
С ним тоже произошла путаница: долгое время все были уверены, что на плакате изображена Джеральдин Хофф (Дойл) из Мичигана. Художник якобы использовал для эскизов ее черно-белую фотографию. Сотрудник новостного агентства сфотографировал Джеральдин на рабочем месте, хотя на заводе она проработала всего две недели, — девушка была виолончелисткой и боялась повредить руки.
Но в 2015-м один университетский профессор разыскал оригинальную фотографию, которую использовал Миллер. Фото было подписано: «Naomi Parker». Ученый нашел и саму Наоми Паркер — ей тогда было 93 года, — а Наоми Паркер нашла в своих бумагах точно такую же карточку, на которой она была изображена у заводского станка. Историческая справедливость была восстановлена! К счастью, при жизни Наоми, которой не стало в 2018 году.
Кстати, во время Второй мировой войны плакат We Can Do It! не был популярен (ведь его сделали для одного-единственного завода, где он и висел). С образом Рози-клепальщицы его тоже не связывали. Символом феминизма картинка стала в 1980-х, когда ее заново открыли, связали с культовым образом Рози и стали печатать на постерах, в журналах и даже на почтовых марках. Сегодня это изображение является одним из десяти наиболее востребованных в американском Национальном управлении архивов.
Та самая «Рози»
И опять нам придется вернуться в военные годы — а именно в 1943-й. Девушки трудились на заводах, хит про Рози-клепальщицу набирал популярность, военное ведомство продолжало агитационную кампанию. Плакат с «той самой Рози из песни» просто не мог не появиться!
И он появился. Журнал The Saturday Evening Post напечатал на обложке работу популярного американского иллюстратора Нормана Роквелла. На картинке была изображена мускулистая женщина в рабочем комбинезоне, украшенном значками (среди них награды и значок донора), перекусывающая во время обеденного перерыва. Ногами она опирается на книгу Гитлера «Майн Кампф», а на ее ланч-боксе написано «Rosie». Но читатели и без этой подсказки сразу поняли — это та самая Рози из музыкального хита! Журнал быстро раскупили, картинка с обложки стала очень популярной. The Saturday Evening Post разрешил Министерству финансов использовать ее для агитационных материалов.
У этой картинки тоже была реальная модель — жительница Вермонта 19-летняя Мэри Дойл (в замужестве Киф). Норман Роквелл вообще не любил работать с живыми моделями и, как и Дж. Говард Мюллер, тоже рисовал свою героиню по фото. Мэри знала об этом и понимала, что рисунок будет отличаться от снимка. Она была телефонисткой, носила не комбинезон, а юбку и блузку, у нее не было клепального пистолета и защитной маски. Как выяснилось, сам художник тоже никогда в жизни не видел ни клепальщицы, ни клепальщика и наделал ошибок в изображении рабочего инвентаря.
Со всем этим можно было смириться. Но Мэри считала, что художник ее изуродовал! У нее были рыжие волосы, и во время фотосъемки она тоже держала в руке бутерброд, на этом сходство с «Рози» заканчивалось. Вместо ее красивых тонких рук иллюстратор нарисовал большие, мускулистые. Широкие бедра, расслабленная поза… Это была не она! Мэри так расстроилась, что Роквеллу пришлось звонить ей и извиняться.
Если изображение с плаката We Can Do It! можно было свободно использовать и копировать, рисунок Роквелла был защищен авторскими правами, и после войны его почти никто не видел. В 2002 году оригинал продали на аукционе Sotheby’s почти за 5 миллионов долларов. На церемонию пригласили Мэри Дойл, которая когда-то получила за позирование фотографу всего 10 долларов. В 2009-м иллюстрацию выкупил Музей американского искусства в Арканзасе. Мэри Дойл ушла из жизни в 2015 году в возрасте 92 лет.
Все, все Рози
В том, что на звание прообраза обоих плакатов претендовали несколько женщин, не было ничего удивительного. Многие американки в то время выглядели, жили и работали так же, как клепальщица Рози. До Второй мировой нечасто можно было увидеть женщину в брюках. Работницы, помогавшие «ковать победу», носили штаны и комбинезоны, это стало обычным делом. На губах у Рози помада, на ногтях лак. Считалось, что в трудные времена косметика помогает женщинам сохранить психическое здоровье.
Американское правительство начало привлекать женщин к работе на предприятиях, когда мужчины ушли на фронт и возник дефицит рабочих рук. Многие мужья, руководители, сотрудники-мужчины отнеслись к этому начинанию очень негативно.
Но рабочие руки были нужны, и, как мы уже знаем, в 1942-1944 годах правительство развернуло активную агиткампанию. Отдел военной информации США выпустил для редакторов журналов специальное руководство с информацией, идеями и слоганами для публикаций. Статьи должны были представлять собой смесь гламура и патриотизма. Женщинам говорили, что на заводе они смогут хорошо заработать, а главное, помочь своим мужьям, может быть, даже спасти их жизни.
Все получилось, домохозяек удалось вытащить из дома. Во время Второй мировой войны около 6 миллионов американок впервые вышли на работу. Многие из них были замужними женщинами среднего класса, которые раньше ни о чем таком и не помышляли.
Сохранились воспоминания женщин того времени: «Когда я устроилась на работу, мама предупредила меня, что я никогда не буду прежней, — рассказала Инес Зауэр, работавшая на заводе Boeing. — Она сказала: ты никогда не захочешь вернуться к тому, чтобы быть домохозяйкой. Она была права… В «Боинге» я нашла свободу и независимость, которых никогда не знала… Война полностью изменила мою жизнь. Думаю, в тридцать один год я наконец выросла».
Мама Инес оказалась права во всем. Бывшие домохозяйки не захотели снова посвящать себя исключительно семье. Планировалось, что когда мужчины вернутся на свои рабочие места, женщины вернутся домой. Но этого не произошло — число работающих женщин в США никогда больше не падало до довоенного уровня.
Умерла героиня известного американского плаката We Can Do It!
Знаменитый постер предназначался для повышения морального духа рабочих во время войны, однако позже стал символом феминизма.
В США скончалась Наоми Паркер Фрэйли, являвшаяся прототипом Рози-клепальщицы с пропагандистского плаката времён Второй мировой войны We Can Do It!. Как сообщает The New York Times, она умерла в городе Лонгвью, штат Вашингтон, в возрасте 96 лет.
In 1942, Pittsburgh artist J. Howard Miller was hired by the Westinghouse Company’s War Production Coordinating Committee to create a series of posters for the war effort. One of these posters became the famous «We Can Do It!» pic.twitter.com/zzB3X2gUg8
На создание постера, который позже станет символом феминизма, Говарда Миллера вдохновила фотография Фрэйли. Снимок был сделан в 1942 году на калифорнийской станции авиации ВМС США. На нём девушка стоит за токарным станком в рабочем халате и красном платке в белую крапинку.
Naomi Parker Fraley, the Real “Rosie the Riveter”, Dies at 96.
The famous “Rosie the Riveter” picture, which showed Fraley flexing her arm with the caption “We Can Do It!”, has become an iconic feminist & trade union image.https://t.co/0VTumapnY3#1u #canlab #RosieTheRiveter pic.twitter.com/SczYBHWvs4
Интересно, что долгое время за изображённую на плакате женщину себя выдавала мичиганская рабочая Джеральдин Дойл. Сама Фрэйли не знала о снимке, и потому о её связи с постером не было известно более 70 лет.
Плакат We Can Do It!, изначально предназначавшийся для повышения морального духа рабочих во время Второй мировой войны, к концу XX века стал одним из главных символов феминизма и прославил изображённую на ней американку.