все персонажи 12 стульев
Великий Комбинатор Остап Бендер
Персонажи
Поиск персонажей
Группы персонажей
Бывший вор, ставший на путь исправления. Владелец и водитель автомобиля «Антилопа-Гну».
В прошлом камергер императорского двора. Обитатель «Вороньей слободки»
Подпольный миллионер, скопивший огромное состояние разнообразными жульническими операциями.
Завхоз 2-го дома Старсобеса, застенчивый воришка
Варфоломей Коробейников, служивший некогда в архиве Стакомхоза и сохранивший сведения об имуществе, реквизированном после революции.
Гробовых дел мастер в уездном городе N.
Жена Васисуалия Лоханкина
Причисляет себя к русской интеллигенции и много размышляющий о её судьбе, имеет начальное образование (он исключён из пятого класса гимназии), нигде не работает и на досуге любит рассматривать картинки из иллюстрированного еженедельника «Родина» за 1899 год.
Гениальный слесарь-интеллигент, кустарь-одиночка с мотором. Член «Союза меча и орала».
Вполне созревший недотёпа, лет под тридцать. Член «Союза меча и орала».
Немецкий инженер. Подписал контракт на год работы в СССР, или, как определял сам Генрих, любивший точность, — в концерне «Геркулес».
Бывший горский князь, а ныне трудящийся Востока. Обитатель «Вороньей слободки»
Арендует койку в комнате тети Паши. Обитатель «Вороньей слободки»
Хозяин «Быстроупака». Член «Союза меча и орала».
Ответственный работник «Геркулеса»
Бывшая красавица-прокурорша, любовница Воробьянинова. Член «Союза меча и орала».
Жена инженера Щукина, в общении легко обходится тридцатью словами.
Двенадцать стульев
«Двена́дцать сту́льев» — роман И. Ильфа и Е. Петрова. Написан в 1927 году. Жанр — остросатирический роман-фельетон. У романа есть продолжение — «Золотой телёнок».
Содержание
Персонажи
Центральные
Эпизодические (в порядке появления)
История создания романа
История создания романа описывается в одной из глав книги Валентина Катаева «Алмазный мой венец». Валентин Катаев предложил Илье Ильфу и Евгению Петрову (своим другу и брату) сюжет о бриллиантах, спрятанных во время революции в одном из двенадцати стульев гостиного гарнитура. Они должны были разработать тему, написать черновик романа, а Валентин Катаев просто пройдётся по их трудам своим «блестящим пером».
Валентин Катаев оставил новоиспечённым литературным неграм подробный план будущего романа, а сам уехал на Зелёный мыс под Батумом сочинять водевиль для Художественного театра. Несколько раз И.Ильф и Е.Петров присылали ему отчаянные телеграммы, прося советов по разным вопросам, возникающим во время написания романа. Валентин Катаев сперва отвечал им односложно: «Думайте сами», а вскоре и вовсе перестал отвечать, целиком поглощенный жизнью в субтропиках.
Едва он вновь появился в Москве, как перед ним предстали его соавторы. С достоинством и даже несколько суховато они сообщили ему, что уже написали более шести печатных листов. Один из них достал из папки аккуратную рукопись, а второй начал читать вслух. Уже через десять минут Валентин Катаев понял, что «рука мастера» этому роману вовсе не потребуется, а он сам не имеет никаких прав указывать своё имя на обложке: соавторы не только великолепно выполнили заданные им сюжетные ходы и отлично изобразили портрет Воробьянинова, но, кроме того, ввели совершенно нового, ими изобретённого великолепного персонажа — Остапа Бендера.
После этого Валентин Катаев переписывает договор с издательством на И. Ильфа и Е. Петрова. Однако не стоит думать, что он был совсем уж бескорыстен: соавторам было выдвинуто два условия. Во-первых, они должны были посвятить роман ему и это посвящение должно было быть напечатано во всех изданиях — как на русском, так и на иностранных языках, на что соавторы с лёгкостью согласились, тем более они не были даже с точностью уверены, будет ли хоть одно издание. И до сих пор, даже если вы открываете современное издание «Двенадцати стульев», на первой страничке неизменно написана короткая фраза: «Посвящается Валентину Петровичу Катаеву».
Во-вторых, с гонораров за книгу соавторы обещали подарить ему золотой портсигар. Это условие также было принято после небольшого обсуждения.
После этого события соавторы по-прежнему пишут вдвоём — днём и ночью, азартно, как говорится, запойно, не щадя себя. Наконец в январе 1928 года роман завершён, и с января по июль он публикуется в иллюстрированном ежемесячнике «Тридцать дней». В первой журнальной публикации было 37 глав. В первом отдельном издании 1928 года (издательство «Земля и Фабрика») была 41 глава, во втором 1929 года, того же издательства, уже 40. В архивах сохранилось два авторских варианта романа: рукопись Петрова и машинопись с правками обоих авторов. Ранний рукописный вариант содержит двадцать глав без названий. В машинописном варианте текст был разбит на сорок три главы с титульными листами. После второго книжного издания в октябрьском номере «Тридцати дней» за 1929 год были опубликованы еще две ранее не издававшиеся главы. Однако дальнейшие издания базировались на первом книжном издании с 40 главами.
Завязка сюжета
На протяжении всего романа дуэт Остапа Бендера и Ипполита Матвеевича Воробьянинова (он же Киса) занимается поиском сокровищ мадам Петуховой, которая была тёщей Ипполиту, а именно бриллиантов, спрятанных в одном из 12 стульев изящного гарнитура мастера Гамбса. Она спрятала их, остерегаясь обыска, но не решалась признаться зятю, памятуя о том, что он раньше был ужасным мотом и транжирой и уже промотал состояние её дочери. Открывается мадам Петухова ему только перед смертью. Эту тайну узнаёт и отец Фёдор, которому она исповедовалась. Ипполит Матвеевич пускается в погоню за бриллиантами, но так как его авантюристские наклонности весьма слабы (впрочем, как и организаторские), он доверяется молодому человеку с шарфом, но без носков по имени Остап Бендер. С этого момента их уносит в круговорот из поисков, неудач, стараний и головокружительных авантюр — от создания тайного общества до превращения захолустного городишки в шахматную столицу вселенной.
Прообразы
Основой сюжета романа послужил рассказ А. Конан-Дойля «Шесть Наполеонов», в котором драгоценная жемчужина спрятана внутри одного из гипсовых бюстиков Наполеона. За бюстиками охотятся двое бандитов, один из которых перерезает другому горло бритвой. После выхода книги «Двенадцать стульев» авторы получили подарок от друзей по писательскому цеху — коробку, внутри которой лежало шесть пирожных «наполеон».
По мнению краеведов, Старгород «списан» с города Старобельска Луганской области, возле которого расположены еще двое «тезок» — деревня Чмыровка и Лучанск — Луганск. Осенью 1926 Ильф и Петров побывали здесь в служебной командировке, почерпнув из местной жизни ряд деталей для будущего романа. [1] В 2008 году здесь был установлен памятник Остапу Бендеру, беседующему с беспризорником.
Пока же в Ветлуге с завистью смотрят на предприимчивость самопровозглашенных васюкинцев. Впрочем, история с «украденным» брендом как раз в стиле Остапа.
Гробовых дел мастер Безенчук получил свою фамилию от названия небольшого поселка городского типа под Самарой — там проездом был один из авторов книги.
Постановки
Интересные факты
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Двенадцать стульев» в других словарях:
ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ — Роман И. Ильфа и Е. Петрова, входящий в дилогию «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок». Романы были написаны соответственно в 1927–1928 и в 1930–1931 гг. Публикация романа «Двенадцать стульев» началась в 1928 г. в журнале «30 дней». Три года… … Лингвострановедческий словарь
Двенадцать стульев (фильм — Двенадцать стульев (фильм, 1970) Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Двенадцать стульев (фильм). Двенадцать стульев The Twelve Chairs … Википедия
Двенадцать стульев (фильм) — «Двенадцать стульев» название кинофильмов и телефильмов по мотивам одноимённого романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Известные экранизации: Двенадцать стульев (1933), режиссёры Мартин Фрич и Михал Вашинский. Двенадцать стульев (Las doce… … Википедия
Двенадцать стульев (значения) — «Двенадцать стульев» роман Ильфа и Петрова. Экранизации и постановки «Двенадцать стульев» (1933, Польша), режиссёры Мартин Фрич и Михал Вашинский. исп. Las doce sillas) (1962, Куба), режиссёр Томас Гутьеррес Алеа (Tomás Gutiérrez Alea) … Википедия
ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ (1971) — ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ, СССР, Мосфильм, 1971, цв., 161 мин. Эксцентрическая комедия. По одноименному роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Первая серия : «Лед тронулся»; вторая «Заседание продолжается». Лидер проката (1971, 6 место) 39.3 млн. зрителей … Энциклопедия кино
ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ (1977) — ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ, СССР, Экран (Останкино), 1977, цв., 305 мин. Телесериал, комедия. По одноименному роману И. Ильфа и Е. Петрова. В ролях: Андрей Миронов (см. МИРОНОВ Андрей Александрович), Анатолий Папанов (см. ПАПАНОВ Анатолий Дмитриевич),… … Энциклопедия кино
Двенадцать стульев (фильм, 2005) — У этого термина существуют и другие значения, см. Двенадцать стульев (значения). Двенадцать стульев … Википедия
Двенадцать стульев (фильм, 1970) — У этого термина существуют и другие значения, см. Двенадцать стульев (значения). Двенадцать стульев The Twelve Chairs Жанр комедия … Википедия
Двенадцать стульев (фильм, 1933) — У этого термина существуют и другие значения, см. Двенадцать стульев (значения). Двенадцать стульев Dvanáct křesel, Dwanaście krzeseł … Википедия
Двенадцать стульев (фильм, 2004) — У этого термина существуют и другие значения, см. Двенадцать стульев (значения). Двенадцать стульев Zwölf Stühle Жанр комедия Режиссёр Ульрике Оттингер … Википедия
12 стульев краткое содержание
Сатира «12 стульев» Ильфа и Петрова была написана в 1927 году. Яркий, искрометный роман двух писателей в сатирической форме отобразил социалистическую действительность России образца 20-х годов прошлого века.
Главные герои
Ипполит Матвеевич Воробьянинов (Киса) – интеллигентный, расчетливый, трусоватый мужчина пятидесяти лет, бывший дворянин.
Остап Бендер – молодой привлекательный человек, невероятно дерзкий, находчивый, остроумный.
Федор Востриков – священнослужитель, глуповатый, мелочный, алчный мужчина.
Другие персонажи
Клавдия Ивановна Петухова – теща Воробьянинова, хозяйка драгоценностей.
Мадам Грицацуева – средних лет женщина, наивная, любвеобильная, доверчивая, жена Бендера.
Александр Яковлевич — завхоз 2-го дома Старсобеса, застенчивый воришка.
Варфоломей Коробейников — заведующий старгородским архивом, хитрый и жадный старик.
Элла Щукина (Эллочка Людоедка) — молодая, красивая, но глупая, недалекая женщина.
Краткое содержание:
Часть 1. Старгородский лев
Главы 1-8
«В уездном городе N» жил Ипполит Матвеевич Воробьянинов, в прошлом предводитель дворянства, который «служил в загсе, где ведал столом регистрации смертей и браков». Пятидесятилетний вдовец вел откровенно скучную, ничтожную жизнь. Компанию ему составляла престарелая теща Клавдия Ивановна Петухова, которая перед смертью сообщила, что в смутные времена все свои бриллианты она зашила в один из стульев гостиного гарнитура, который остался в Старгороде.
О спрятанных драгоценностях узнал и «священник церкви Фрола и Лавра, отец Федор Востриков», исповедовавший мадам Петухову. И Воробьянинов, и Востриков немедленно выехали в Старгород. Ипполит Матвеевич остановился у своего бывшего дворника, где произошла судьбоносная встреча с молодым авантюристом Остапом Бендером, ставшим его компаньоном в поисках сокровищ.
Главы 9-11
От дворника новоиспеченные охотники за бриллиантами узнали, что всю мебель семейства Воробьяниновых увезли. Лишь один стул оказался во владении завхоза «2-го дома соцобеса» Александра Яковлевича – застенчивого воришки, который крал все, что плохо лежало, и при этом «постоянно стыдился». Под видом инспектора пожарной охраны Бендер оказался в бывшем Воробьяниновском доме, где доживали свой век одинокие старухи, но стула нигде не было – его продал предприимчивый братец супруги завхоза.
Выяснилось, что стул приобрел отец Федор, которого случайно встретил в городе Воробьянинов. Между мужчинами завязалась драка за стул, который они стали стремительно потрошить, но «бриллиантов не было».
Главы 12-16
Тем временем компаньоны поселились в местной гостинице, и Бендер отправился к архивариусу искать след пропавшего орехового гарнитура. Им оказался хитрый и жадный старик Варфаломей Коробейников. От него великий комбинатор узнал, что один из стульев находится у Грицацуева, а остальные хранятся в московском музее мебели. Вслед за Бендером у Коробейникова появился отец Федор, и архивариус подсунул ему ордера на другой гарнитур.
Узнав, что гражданин Грицацуев умер, Остап Бендер решил жениться на вдовушке – «знойная женщина – мечта поэта» – и проверить оставшийся у нее стул на наличие бриллиантов. Но поиски ни к чему не привели, и компаньоны отправились в Москву.
Часть 2. В Москве
Главы 17-23
В Москве компаньоны поселились в «общежитии студентов-химиков», у одного из многочисленных знакомых Бендера. Первым делом они отправились в музей мебели, где узнали, что на следующий день состоится аукцион, на котором будет выставлен и заветный гарнитур. В музее они случайно встретили Лизу – жену бедного студента-чертежника. Воробьянинов, очарованный неискушенной девушкой, стал ей жаловаться на «отсутствие женской ласки». Желая пустить в глаза Лизе, Ипполит Матвеевич пригласил ее в ресторан, где потратил все деньги, отложенные на покупку стульев.
На следующий день компаньоны поспешили на аукцион, и Остап Бендер блестяще провел сделку, купив все стулья за двести рублей. Он еще не знал, что у Воробьянинова нет денег. В итоге стулья были проданы поштучно. Остап заплатил беспризорникам, и те проследили, куда «ушел» каждый стул. Для того, чтобы заполучить мебель, у Бендера на вооружении было множество «испытанных приемов: 1) простое знакомство, 2) любовная интрига, 3) знакомство со взломом, 4) обмен, 5) деньги и 6) деньги. Последнее — самое верное».
Главы 24-33
Первой «жертвой» Остапа стала Эллочка Щукина – молодая красивая женщина «с воображением дятла» и почти полным отсутствием словарного запаса. В утомительной борьбе с американской миллионершей Вандербильд за право зваться самой красивой и роскошной, Эллочка приобрела два стула на аукционе. При одном взгляде на хозяйку и ее комнату Остап «сразу понял, как вести себя в светском обществе». Он с легкостью выменял на обычное чайное ситечко заветные стулья, но они оказались пусты.
Тем временем Воробьянинов отправился к профессиональному юмористу Авессалому Изнуренкову, но его попытка раздобыть стул не увенчалась успехом. Тогда в дело вмешался Бендер, который под видом судебного исполнителя вынес мебель.
Далее Остап Бендер отправился в редакцию газеты «Станок», где прямо на месте вскрыл Воробьяниновский стул. Неудачным оказалось и вскрытие стула в квартире рифмоплета Никифора Ляписа-Трубецкого. К этому времени из всего гарнитура неисследованными остались четыре стула театра Колумба, который должен был вот-вот отправиться на гастроли по стране, а также один стул, исчезнувший в неизвестном направлении с товарного двора Октябрьского вокзала.
Все пережитые волнения и мытарства оставили на Воробьянинове отпечаток – «Ипполит Матвеевич постепенно становился подхалимом». Это не ускользнуло от внимания Бендера, ставшего называть своего компаньона Кисой. Великий комбинатор чувствовал, что приближается «последний акт комедии «Сокровище моей тещи»». Он решил направить все силы на то, чтобы достать стулья из театра, разумно полагая, что шансов там было больше.
Часть 3. Сокровище мадам Петуховой
Главы 34-37
Узнав, что театр остался без художника, Остап без зазрения совести предложи свои услуги. Так Бендер и Киса оказались на теплоходе, и в их обязанности входило «исполнение художественных плакатов, надписей и окончание транспаранта». Достаточно долго им удавалось поддерживать иллюзию работы над плакатами, но в итоге в Васюках их выгнали с парохода за дурно написанный плакат. К тому времени компаньоны вскрыли только один стул, и все надежды они возлагали на последние стулья, уплывшие с театром. Неунывающий Остап быстро сформулировал новый план действий – «обогнать тиражную лоханку и встретиться с колумбовцами на суше — в Сталинграде». Выдав себя за известного гроссмейстер, Бендер, игравший в шахматы второй раз в жизни, организовал сеанс одновременной игры. Проиграв все партии и прихватив «заработанные» деньги, компаньоны пустились наутек.
Главы 38-40
На дачном поезде Киса и Бендер добрались до Пятигорска. Догнав театр Колумба, компаньоны с грустью поняли, что теперь «проникнуть в театр, как они предполагали, было невозможно». Остап договорился с театральным монтером, что тот вынесет им оставшиеся три стула за двадцать рублей. Чтобы раздобыть нужную сумму, великий комбинатор настоял на том, чтобы Воробьянинов принялся «на французском, немецком и русском языках просить подаяние». Сам же Бендер отправился к главной достопримечательности Пятигорска – Провалу, за проход к которому предприимчивый молодой человек принялся взимать деньги с доверчивых туристов. Собрав двадцать рублей, компаньоны получили от монтера только два стула, но и они оказались «пустышками».
Тем временем отец Федор также колесил по стране в поисках «липового» гарнитура. Отыскав его, он написал письмо жене, чтобы та распродала имущество и прислала все деньги для приобретения стульев. Когда же в предвкушении бриллиантов отец Федор методично вскрыл их один за другим, стулья оказались пусты.
Заключение:
Проблемы, поднятые в авантюрно-приключенческом произведении Ильфа и Петрова, не утрачивают своей актуальности и по сей день. Главная мысль романа – в погоне за призрачными сокровищами можно не заметить многих радостей жизни.
После ознакомления с кратким пересказом «12 стульев» рекомендуем прочесть роман в полной версии.
Краткое содержание «12 стульев»
Всего получено оценок: 351.
О произведении
Сатирический роман «12 стульев» Ильфа и Петрова написан в 1927 году. Яркое, искромётное произведение двух писателей в фельетонной форме отобразило социалистическую действительность России образца 20-х годов прошлого века.
В книге присутствуют признаки плутовского, авантюрного романа и романа большой дороги, описаны приключения героев в поиске бриллиантов, спрятанных в одном из стульев из гостиного гарнитура работы мастера Гамбса.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «12 стульев» по главам и частям.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Часть 1. Старгородский лев
Главы 1–8
Главы 9–11
Главы 12–16
Тем временем компаньоны поселились в местной гостинице, и Бендер отправился к архивариусу искать след пропавшего орехового гарнитура. Им оказался хитрый и жадный старик Варфоломей Коробейников. От него великий комбинатор узнал, что один из стульев находится у Грицацуева, а остальные хранятся в московском музее мебели. Вслед за Бендером у Коробейникова появился отец Федор, и архивариус подсунул ему ордера на другой гарнитур.
Узнав, что гражданин Грицацуев умер, Остап Бендер решил жениться на вдовушке – «знойная женщина – мечта поэта» – и проверить оставшийся у нее стул на наличие бриллиантов. Но поиски ни к чему не привели, и компаньоны отправились в Москву.
Часть 2. В Москве
Главы 17–23
Главы 24–33
Тем временем Воробьянинов отправился к профессиональному юмористу Авессалому Изнуренкову, но его попытка раздобыть стул не увенчалась успехом. Тогда в дело вмешался Бендер, который под видом судебного исполнителя вынес мебель.
Далее Остап Бендер отправился в редакцию газеты «Станок», где прямо на месте вскрыл Воробьяниновский стул. Неудачным оказалось и вскрытие стула в квартире рифмоплета Никифора Ляписа-Трубецкого. К этому времени из всего гарнитура неисследованными остались четыре стула театра Колумба, который должен был вот-вот отправиться на гастроли по стране, а также один стул, исчезнувший в неизвестном направлении с товарного двора Октябрьского вокзала.
Часть 3. Сокровище мадам Петуховой
Главы 34–37
Главы 38–40
Тем временем отец Федор также колесил по стране в поисках «липового» гарнитура. Отыскав его, он написал письмо жене, чтобы та распродала имущество и прислала все деньги для приобретения стульев. Когда же в предвкушении бриллиантов отец Федор методично вскрыл их один за другим, стулья оказались пусты.
Главы 41–43
Вечно пьяный монтер не сдержал своего обещания и не вынес компаньонам третий стул. Им пришлось пешком идти за театром, который направился в Тифлис. По дороге Киса и Остап встретили отца Федора, который на фоне неудачи с бриллиантами совсем лишился рассудка.
Когда герои прибыли в Тифлис, театр уже уехал в Ялту, и им ничего не оставалось, как последовать за ним в Крым. Они держали уже стул в руках, когда неожиданно «удар большого крымского землетрясения 1927 года» вырвал его у них из рук. Когда же компаньоны вскрыли его, он оказался пуст. Из всего гарнитура оставался последний стул, затерявшийся на московском вокзале.
Заключение
Проблемы, поднятые в авантюрно-приключенческом произведении Ильфа и Петрова, не утрачивают своей актуальности и по сей день. Главная мысль романа – в погоне за призрачными сокровищами можно не заметить многих радостей жизни.
После ознакомления с кратким пересказом «12 стульев» рекомендуем прочитать роман в полной версии.
Тест по роману
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Остап Бендер и другие персонажи «12 стульев» и «Золотого теленка»
Культовые книги Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев» и «Золотой теленок» популярны до сих пор. Читатели наслаждаются юмором, а литературоведы ищут прототипов полюбившихся героев. Надо сказать, что у любого персонажа этих замечательных произведений имелись черты реальных людей, с которыми писатели были знакомы.
Бендер с Малой Аранутской
Самым главным и запомнившимся героем книг Ильфа и Петрова является, конечно, «Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер-бей, отец которого был турецко-подданным и умер, не оставив сыну своему Остапу-Сулейману ни малейшего наследства». Более известен он как Остап Бендер.
Эта фамилия не была придумана писателями. Дом Илюши Файнзильберга, ставшего знаменитым Ильей Ильфом, стоял на Малой Арнаутской улице, где «делают всю контрабанду». А расположенный по соседству магазин носил пышное название «Мясоторговля Бендера». Есть еще одна версия происхождения имени и фамилии Остапа Бендера. В начале века существовал торговый дом «Тарас Бендер и сыновья». Не исключено, что Ильф и Петров провели здесь цепочку от гоголевского Тараса Бульбы и его сына — Остапа.
Многие черты характера обаятельнейший Остап Бендер унаследовал от своих создателей. Например, музыкальность (идя на первое «свидание» с миллионером Корейко, Бендер напевал: «И радость первого свиданья мне не волнует больше кровь») — это черта Евгения Петрова, любившего музыку до самозабвения.
Неожиданное хорошее знакомство Остапа с бухгалтерией — следствие работы Ильи Ильфа в финансово-счетном отделе одесского Опродкомгуба: («Ого! Если вы уже открываете мне лицевой счет, то хоть ведите его правильно. Заведите дебет, заведите кредит. В дебет не забудьте занести 60 000 рублей, которые вы мне должны, а в кредит — жилет. Сальдо в мою пользу — 59 992 рубля»).
Обучение Бендера в частной гимназии Илиади, из которой он вынес латинские исключения «пуэр, соцер, веспер, генер, либер, мизер, аспер, тенер» — факт биографии писателя Льва Славина, друга Ильи Ильфа.
Веселый Осип
Но это все лишь мелкие детали в облике энергичного авантюриста. А от кого же Остап Бендер унаследовал свою оборотистость и предприимчивость? По мнению родного брата Евгения Петрова, Валентина Катаева, реальным прототипом этого литературного героя был некто Осип Шор, знакомец братьев по одесским временам.
В своей книге «Алмазный мой венец» Катаев писал: «Остап Бендер написан с одного из наших одесских друзей. Он был старшим братом одного замечательного поэта-футуриста. Брат футуриста был Осип, внешность которого авторы сохранили в своем романе почти в полной неприкосновенности: атлетическое сложение и романтический, чисто черноморский характер. Он не имел никакого отношения к литературе и служил в уголовном розыске по борьбе с бандитизмом, принявшим угрожающие размеры»…
Как мы видим, прототип Остапа Бендера действительно имел отношение к криминальному миру, но только с другой стороны. Однако в непростые послереволюционные годы в России так все перемешалось, что авантюристами приходилось быть людям самых добропорядочных профессий.
В 1917 году Осип Шор был студентом Петроградского Университета. После революции он долгое время добирался домой, в Одессу. Это было тяжелое путешествие, сопряженное со множеством опасностей для жизни. Деньги каждый день обесценивались, еду добыть было практически невозможно. Осип Шор постоянно придумывал различные хитрости, помогающие ему сохранить жизнь и получить кусок хлеба. Он прикидывался шахматным гроссмейстером, чтобы получить кусок хлеба. Устраивался художником на пароход, который совершал агитационные путешествия по Волге. Работал пожарным инспектором в доме престарелых, начальником которого был застенчивый «голубой воришка». И даже познакомился с некой вдовой, послужившей прототипом мадам Грицацуевой, у которой прожил целую зиму, отъедаясь и накапливая силы на дальнейшее путешествие.
Лишь спустя 10 месяцев Осип Шор вернулся в Одессу. О своих приключениях он потом красочно рассказывал своим друзьям, среди которых был Евгений Петров…
Дальнейшая судьба Осипа Шора сложилась более благополучно, чем у героя, появившегося благодаря его рассказам. Может быть потому, что свои силы он направил не на поиск бриллиантов мадам Петуховой и сокровищ миллионера Корейко, а на борьбу с бандитами. В 30-е годы он уехал в Челябинск, и умер в 1978 году…
Нобелевский лауреат Воробьянинов
Интересно, что когда Ильф и Петров только собирались писать «12 стульев», Остап Бендер задумывался как второстепенный герой. Главным персонажем должен был быть Ипполит Матвеевич Воробьянинов, бывший предводитель дворянства.
Вот как описывают его Ильф и Петров: «В пятницу 15 апреля 1927 года Ипполит Матвеевич, как обычно, проснулся в половине восьмого и сразу же просунул нос в старомодное пенсне с золотой дужкой. Очков он не носил. Однажды, решив, что носить пенсне не гигиенично, Ипполит Матвеевич направился к оптику и купил очки без оправы, с позолоченными оглоблями. Очки с первого раза ему понравились, но жена (это было незадолго до ее смерти) нашла, что в очках он — вылитый Милюков, и он отдал очки дворнику. Дворник, хотя и не был близорук, к очкам привык и носил их с удовольствием».
Мало кто знал, что один очень известный человек послужил прототипом к описанному образу и что это именно он обладает сходством с историком и политиком Милюковым… Этим человек был Нобелевский лауреат, знаменитый русский писатель Иван Андреевич Бунин…
Многие черты характера Бунина остались в истории литературы как описание личности Кисы Воробьянинова…
Развязный Никифор
Были еще и другие персонажи, имевшие реальных людей своими прототипами. Например, Никифор Ляпис «очень молодой человек с бараньей прической и нескромным взглядом», забрасывающий редакции бесконечными произведениями про Гаврилу.
По некоторым версиям, Никифор Ляпис является «двойником» Владимира Маяковского — а загадочная Хина Члек, которой он посвящал свои произведения — Лиля Брик.
Писатель Лев Славин в своих воспоминаниях рассказывает о встрече с «Никифором» — в редакции «Гудка», где он работал с Ильфом и Петровым, но не называет его имени…
«Если б он мог предвидеть последствия опасных знакомств, он бежал бы от нашей комнаты как от чумы. Но он находился в счастливом неведении. Он приходил к нам зачастую в самое неподходящее время и, подсаживаясь то к одному, то к другому, усердно мешал работать. Чаще всего развязный Никифор (оставим уж за ним это звучное имя!) хвастался своими сомнительными литературными успехами. Халтурщик он был изрядный. Что же касается дремучего невежества, то в главе о «Гаврилиаде» оно ничуть не было преувеличено. Однажды Никифор страшно разобиделся на нас. Он вошел сияющий, довольный собой и жизнью и гордо объявил:
— Я еду на Кавказ! Вы не знаете, где можно достать шпалер?
Мы ответили вопросом на вопрос:
— А зачем вам шпалер, Никифор?
Тут-то он и сделал свое знаменитое откровение насчет шакала, который представлялся ему «в форме змеи».
Славин дальше подробно описывает вся ляпсусы «Ляписа» и заканчивает так: «Он прекратил свои посещения лишь после того, как узнал себя в авторе «Гаврилиады». Не мог не узнать. Но это пошло ему на пользу. Парень он был способный и в последующие годы, «поработав над собой», стал писать очень неплохие стихи».
Но фамилию молодого человека с бараньей прической Славин так и не назвал… Зато он рассказал, кому принадлежит образ Авессалома Изнуренкова. «Об Авессаломе Владимировиче Изнуренкове можно было сказать, что другого такого человека нет во всей республике. И за всем тем он оставался неизвестным, хотя в своем искусстве он был таким же мастером, как Шаляпин — в пении, Горький — в литературе, Капабланка — в шахматах… Авессалом Изнуренков — острил. Он никогда не острил бесцельно, ради красного словца. Он делал это по заданиям юмористических журналов. На своих плечах он выносил ответственейшие кампании, снабжал темами для рисунков и фельетонов большинство московских сатирических журналов».
Такой человек действительно имелся в окружении Ильфа и Петрова. Это был сотрудник «Гудка» Михаил Глушков, который действительно был изумительным остряком, перу которого принадлежало множество печатных перлов. Однажды на партсобрании он сострил так «удачно», что на 20 лет был посажен в тюрьму…