волонтерство история возникновения кратко
Волонтерство история возникновения кратко
Контакты
346780 Ростовская область
г. Азов, Петровский б-р 20
тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15
E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВОЛОНТЁРСТВА
История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей обществу в целом или отдельным людям, основана на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследует целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста. Она может принимать различные формы: от традиционных видов взаимопомощи до совместных усилий тысяч людей, направленных на преодоление последствий стихийного бедствия, урегулирование конфликтных ситуаций, искоренение бедности. Добровольная помощь включает в себя действия, предпринимаемые на местном, общенациональном и международном уровнях, а также на уровне международного сообщества в целом, которые осуществляются, невзирая на границы.
Понятие «добровольчество», а в современной западной социологии «волонтёрство» (Volunteerism) применяется для обозначения добровольческого труда как деятельности, осуществляемой людьми добровольно на безвозмездной основе и направленной на достижение социально значимых целей, решение проблем сообщества. Добровольцы играли и продолжают играть значительную роль в развитии прогресса и повышении общего уровня благосостояния индустриально развитых и развивающихся стран, как в рамках национальных программ, так и программ ООН по оказанию гуманитарной помощи, технического содействия, соблюдению прав человека, демократизации общества и укреплению мира. На идеях добровольной помощи основана деятельность многих неправительственных организации, профессиональных ассоциаций, профсоюзов и других гражданских организаций. Многие кампании по ликвидации безграмотности, иммунизации населения, защите окружающей среды в значительной степени зависят от усилий, предпринимаемых добровольцами. Вовлеченность в добровольчество не имеет религиозных, расовых, возрастных и даже политических границ. Многочисленные транснациональные платформы и сети добровольческих некоммерческих организаций привлекают в свои проекты и программы свыше сотни миллионов людей ежегодно.
История волонтёрства, благотворительности, бескорыстной помощи нуждающимся, думается, ничуть не короче истории самого человечества. Особенную актуальность эти идеи получили в связи с распространением христианства, где заповедь о милосердии, о любви к ближнему является одной из центральных. В Византии, в неделю Ваий (праздник Входа Господня в Иерусалим) и в другие крупные церковные праздники император выходил на улицы и сам раздавал милостыню нищим. Разумеется, его примеру следовало большинство состоятельных граждан империи. В Византии же появились первые богадельни, дававшие приют беспомощным старикам. Волонтерство в Европе средних веков подразумевало помимо всего прочего и неблагодарную профессию божедома во время эпидемий чумы и холеры. Странствующие врачи пытались лечить инфицированных прижиганием бубонов, прочими нехитрыми, почти шарлатанскими средствами того времени и в итоге заражались сами.
Слово волонтер произошло от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского voluntarius, и в дословном переводе означает доброволец, желающий. Французское «volontaire» восходит к общеиндоевропейскому корню, означающему стремление, желание: латинское «voluntas» и славянское «воля» из той же парадигмы.
Волонтерами в XVII- XVIII веках во Франции, Англии и других странах называли людей, добровольно идущих на военную службу. В то время всеобщей воинской повинности в Европе еще не существовало, и при объявлении войны стране и королю шли служить добровольцы. Так складывалось понятие волонтерства за границей, хотя и в России в XVIII веке бытовал термин «волентир» или «вулентёр» с тем же значением. Современное, более широкое понимание слово «волонтер» получило лишь в ХХ столетии.
А дальше было ещё сложнее. Пик развития волонтёрского движения пришёлся на годы самого жёсткого противостояния времён «холодной войны». В 1961 году президент США Джон Фитцджеральд Кеннеди с одобрения конгресса основал государственное агентство «Корпус мира». Романтики говорят: ради оказания бескорыстной помощи развивающимся странам. Реалисты: для повышения имиджа США в этих самых странах. Верно и то и другое. Помощь действительно оказывалась и оказывается, однако законы мировой политики таковы, что любое государственное решение принимается, прежде всего, в интересах самого государства — иначе для чего государство нужно населяющим его людям? Поэтому советской пропагандой Корпус мира был раз и навсегда объявлен филиалом ЦРУ, а его сотрудники — квалифицированной, специально подготовленной разведывательной агентурой противника, ведущей подрывную идеологическую работу против системы социализма. Наша идеология тогдашних лет просто отказывалась принимать саму возможность массового бескорыстного труда со стороны представителей капиталистического общества.
Тем не менее, сотрудники Корпуса мира были волонтёрами. Романтически настроенная американская молодёжь по призыву правительства практически бесплатно отправлялась в беднейшие районы планеты сопровождать гуманитарные грузы, а заодно «поделиться плодами свободы и демократии» — именно к этому и призывал их DFK — основатель корпуса, президент Кеннеди. Среди 8 тысяч первых добровольцев разведчики, возможно, и были. Да наверняка были: в преддверии третьей мировой важна была всякая крупица информации с нейтральной полосы, за которой начинался «железный занавес». Но работали они там всё-таки не джеймсами бондами, а врачами и преподавателями.
Разумеется, у нас тоже были мирные добровольцы. Они отправлялись возводить Комсомольск-на-Амуре, поднимать целину и строить БАМ. Но всё же — за деньги, будущие квартиры и прочие незатейливые житейские блага, хотя и в весьма отдалённой перспективе. Пожалуй, единственными настоящими волонтёрами можно было называть лишь тимуровцев — детишек от 12 до 14 лет, помогавших по разнарядке райкома ВЛКСМ одиноким старикам.
Образ комсомольца-добровольца, сражавшегося в рядах Красной Армии, восстанавливавшего разрушенное войнами народное хозяйство, ехавшего покорять целину, оставил глубокий след в сознании русских людей. Особо следует сказать о женщинах, которые добровольно уходя на фронт в годы Великой Отечественной войны не только возрождали традицию сестер милосердия, но и сражались наравне с мужчинами. Вспомним, например, пронзительную повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие».
Как бы волонтёрами становилось всё население СССР в день ленинского субботника. Мыли потемневшие за зиму оконные стёкла в своих институтах и конторах, подметали территории заводов, фабрик и жилых, дворов, исправляя недостатки работы коммунальных служб и экономя бюджетные средства. Но всё же именно «как бы». С другой стороны, особой необходимости в создании организаций систематического бесплатного труда в стране не было, поскольку заработная плата огромной части населения и так не достигала размеров волонтёрского пособия.
Тем временем добровольческое движение в мире с каждым годом становилось всё шире. Возникали международные организации волонтёров, в том числе под патронажем ЮНЕСКО и ООН. К настоящему времени ежегодно в различных добровольческих акциях принимают участие более 110 млн. человек. Подсчитано, что 19% взрослого населения Франции хотя бы раз в жизни участвовали в волонтёрских акциях. Две трети из них регулярно участвуют в добровольческой работе, отдавая ей более 20 часов в месяц. Каждый третий житель Германии является волонтёром, посвящая работе в добровольческих ассоциациях, проектах и группах взаимопомощи более 15 часов в месяц. Примерно те же пропорции характеризуют волонтёрское движение Японии, Ирландии, США и многих других экономически развитых стран.
Естественно, что идеи волонтёрской деятельности с 1990-х годов понемногу начали проникать и в Россию. Масштабной деятельностью похвастаться мы пока не можем, однако российские студенты-волонтёры во многих городах работают с трудными подростками и детьми из детских домов, охраняют природу и очищают территории от мусора, помогают возрождать архитектурные памятники, пропагандируют донорство и профилактику СПИДа и делают многое другое. Волонтёрские отряды создаются в крупных городах и глубинке не по приказу сверху, а по убеждениям. Пусть они пока не слишком многочисленны. Самое главное, что эти первые ростки лишены какой-либо идеологической окраски, превращающей любую благотворительность в смешную и жалкую пародию на саму себя. Бескорыстная деятельность очищает человеческую душу, сегодня она – своего рода маленький, но постоянный подвиг, требующий от совершающего его, как и всякий подвиг, немалой решимости и душевной силы. Пожалуй, степень готовности к нему наилучшим образом характеризует цивилизованность государства и всех его институтов. Волонтёрство не самоцель, а следствие, результат нравственного роста человека и общества в целом.
Возможно, наши волонтёры ещё очень нескоро отправятся в дальние страны помогать тамошнему населению и на своей земле дел невпроворот. Главное, чтобы они были, чтобы их становилось больше. Именно это станет знаком долгожданного всеобщего выздоровления.
Из истории волонтёрского движения в России
Понятие «волонтёр» появилось в Европе в XVII в. В России это понятие известно с XVIII в. Наряду с ним в нашей стране использовалось также понятие «доброволец». Волонтёрами или добровольцами в то время называли молодых людей, которые добровольно записывались на военную службу для участия в боевых действиях. Пример употребления этого слова в указан ном значении представлен в историческом словаре галлициз мов русского языка: «Именовать сей полк всегда полк Гусар ский волонтёров Екатеринославских. 1788». С течением вре мени роль и задачи волонтёров изменились. В XIX — XX вв. как в России, так и во всём мире волонтёром, добровольцем стали называть человека, добровольно и совершенно бескорыстно помогающего другим людям (например, сестры милосердия и др.). Рассмотрим этапы развития волонтёрства в России.
Этап 1. Древняя Русь и Московское княжество. Зарождение благотворительности в Древней Руси связывают с принятием христианства. Особую роль в становлении добровольчества сыграла церковь. В Древней Руси была определена десятина на содержание монастырей, церквей и больниц. Духовенство занима лось общественным призрением (присмотром, опекой). Церкви и монастыри стали основными центрами социальной помощи пожи лым и больным людям.
По инициативе государства начали реализовываться програм мы помощи незащищённым слоям населения. В 1072 г. князь Яро слав Мудрый учредил училище для детей-сирот, в котором про живало и обучалось на его средства 300 человек. Князь Владимир Мономах в своём «Поучении» призывал: «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавай те сироте. »
При Иване Грозном призрение сирот было включено в круг задач органов государственного управления. Открывались сирот ские дома и богадельни, которые получали финансирование из казны государства и за счёт пожертвований частных лиц.
Этап 2. Императорская Россия. Этот период принято считать временем расцвета благотворительности и волонтёрства в России.
В 1850-е гг. во время Крымской войны зародилось массовое добровольческое движение сестёр милосердия. Эти женщины добровольно отправлялись на фронт для оказания помощи раненым воинам. Одна из первых военных сестёр милосердия, Дарья Севастопольская (Дарья Лаврентьевна Михайлова), во время обо роны Севастополя на свои средства оборудовала первый поход ный перевязочный пункт.
На рубеже XIX — XX вв. в России числилось около десяти ты сяч благотворительных учреждений. В них работали волонтёры, которые собирали пожертвования, проводили просветительские акции, посещали бедных и больных.
В 1911 г. была создана Всероссийская лига борьбы с туберку лёзом. Одной из наиболее известных её акций стал День Белого цветка, главной целью проекта было распространение информа ции о болезни и сбор пожертвований. К его реализации были при влечены врачи, которые читали лекции о туберкулёзе, а также волонтёры, распространявшие информационные листы. Организаторам этого мероприятия удалось договориться о бесплатном выступлении духовых оркестров, бесплатном проезде для участ ников проекта и об отчислениях в Лигу с продажи билетов в теа-
трах и кино. Предпринятые действия были настолько эффектив ны, что потребность в интенсивном сборе пожертвований отпала.
Благотворительные учреждения также вносили свой вклад в установление равных прав для женщин наряду с мужчинами, в охрану окружающей среды, в защиту прав потребителей и т. д.
Деятели литературы и искусства также поддерживали идеи благотворительности и добровольчества.
Писатель Л. П. Толстой был инициатором проведения и участ ником переписи населения Москвы, организованной в целях ока зания помощи нуждающимся. Это был один из первых опытов системной благотворительности.
А. П. Чехов во время своего путешествия на Сахалин посетил тюрьмы и места пребывания каторжников. Им было собрано огромное количество документального материала о труде и быте сахалинских каторжников, о тюремных начальниках и чинов ничьем произволе. По возвращении в Москву он написал книгу «Остров Сахалин» и тем самым привлёк внимание властей к существующим на острове проблемам. А. П. Чехов собирал пожертвования в пользу голодающих, во время холерной эпидемии рабо тал земским врачом, открывал на собственные средства медицин ские учреждения, снабжал лекарствами больных. На свои средства он построил несколько школ в Московской губернии. Также А. П. Чехов организовал посадку тысячи вишнёвых де ревьев для засева не покрытых лесом участков. Писатель создал общественную библиотеку в Таганроге, в которую жертвовал книги из своего личного фонда.
После революции 1917 г. все средства общественных и част ных благотворительных организаций были в короткие сроки на ционализированы, их имущество передано государству, а сами ор ганизации упразднены специальными декретами.
Этап 3. Советский период. В этот период государство взяло на себя ответственность за решение всех социальных проблем. Добровольчество в это время было связано с деятельностью ком мунистических детских и молодёжных организаций и обществен но-государственных объединений, таких как ВЛКСМ (Всесоюз ный ленинский коммунистический союз молодёжи), Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина, ДОСААФ (Доброволь ное общество содействия армии, авиации и флоту) и др. Многие общественные акции носили обязательный характер.
В 1940-е гг. под влиянием повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда» среди школьников и пионеров зародилось тимуровское движение. Тимуровские отряды оказывали помощь семьям воен-
8 нослужащих, инвалидам, ветеранам войны и труда, пожилым лю дям, ухаживали за могилами погибших воинов.
Огромное количество людей вовлекалось в общественную жизнь. Особенно это было актуально в период после Великой Отечественной войны, когда требовалось максимальное сплочение людей для быстрого восстановления страны.
В 1960-е гг. зародилось добровольческое движение помощи реставраторам под руководством П. Д. Барановского. Оно дей ствовало под эгидой Общества охраны памятников истории и культуры. Добровольцы откликались на призывы, размещённые в газетах, и по выходным отправлялись помогать на стройках, на реставрационных работах. Например, представители доброволь ческого движения П. Д. Барановского участвовали в восстановле нии уникальных построек в Царицыно.
Этап 4. Современная Россия. Принято считать, что волонтёр- ство как социальное явление в Российской Федерации начало формироваться в 1990-х гг. в условиях сложной экономической ситуации в стране и, как следствие, большого количества соци альных проблем. Общественные и благотворительные организации направили свои силы на помощь незащищённым слоям населения и решение экологических проблем.
Прообразами первых программ по организации волонтёрского труда были профильные группы добровольцев, создаваемые вну три общественных объединений, например группы, специализи ровавшиеся на уходе за пожилыми и немощными людьми на до му, на оказании информационной и технической помощи. Эффек тивной формой организации добровольческих действий стали добровольческие акции. К середине 1990-х гг. такие акции приоб рели характер масштабных благотворительных действий, осно ванных на многостороннем сотрудничестве между добровольче скими организациями, структурами органов власти, коммерческими компаниями с привлечением широкой общественности.
Правовая база волонтёрской деятельности в России начала закладываться в 1995—1996 гг. Были приняты нормативные пра вовые акты, регулирующие общественную, благотворительную и некоммерческую деятельность: федеральные законы от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О неком мерческих организациях». Эти федеральные законы, с измене ниями и дополнениями, действуют и сегодня.
В целом в период с начала 2000-х гг. по настоящее время на блюдается интенсивное развитие волонтёрства в России. Подъём добровольческого движения в стране во многом связан с проведе нием большого количества международных событий культурной и спортивной направленности, что позволило привлечь к участию в них десятки тысяч людей.
Вопросы викторины:
1. Кого считали волонтёрами и добровольцами до середины XX в.?
2. Какие формы благотворительности были в Древней Руси?
3. Почему период императорской России можно считать временем расцвета волонтёрства и благотворительности?
4. Отличалось ли волонтёрство в советский период от волонтёрства в современной России? Аргументируйте свою точку зрения.
5. Каких известных личностей, занимающихся волонтёрством и благотворительностью, вы знаете? Какой вклад в развитие волонтёрского движения они вносят?
Волонтерство история возникновения кратко
Общее понятие волонтёрской деятельности
Волонтёр — человек, добровольно занимающийся за свой счёт безвозмездной общественно полезной деятельностью.
Слово «волонтёр» родом из французского языка «volontaire» и означает «доброволец», а французы стали употреблять это слово, взяв из латинского языка. От латинского «voluntarius» означает «добровольный, действующий по своей воле».
Кстати, от этого же слова происходит название философского течения «волюнтаризм», которое рассматривает волю в качестве высшего принципа бытия и призывает действовать вопреки обстоятельствам и изменять мир вокруг себя.
Почему же так получается, что люди иногда считают, что волонтёры – это не добровольцы, а некоторые полагают такое обращение даже оскорбительным? Такой стереотип сформировался под воздействием русофилии и неприятия всего западного. На самом деле, оба эти слова обозначают одно и то же явление в разных языках. Законодательно уровнял понятия федеральный закон, который вступил в силу с 2018 года. Этот законодательный акт внёс поправки во многие законы России, где приравнял эти два термина, навсегда положив конец дискуссии.
Краткая история развития волонтёрского движения
В интернете вы можете встретить информацию, что первыми добровольцами были названы солдаты в ходе европейских войн XVII века, а также Первой мировой войны. Это, конечно же, абсурд, потому что традиции взаимопомощи всегда были свойственны людям. Пожалуй, будет правильным сказать, что первые волонтёры появились ещё во времена первобытных общин, когда люди жили в суровом мире стаями и защищали друг друга от опасностей. Сколько существует мир, столько есть и возможность проявить доброту.
Самыми яркими проявлениями добровольчества в истории были миссионерские миссии первых христиан, а также приюты и дома милосердия. В Библии есть даже притча о самаритянине, который бескорыстно помог умирающему путнику и отвёз его в гостиницу.
Начиная с середины XVIII века начали появляться международные организации, которые объединяли именно волонтёров – людей, которые стремились помогать раненным на войне, бедным и обездоленным. Самая известная организация – «Красный крест», которая провозгласила, что будет оказывать помощь всем, независимо от стороны конфликта, расы, мировоззрения и вероисповедания. Идею её создания предложил французский писатель-журналист Дюнан, потрясенный кровавыми картинами битвы при Сольферино.
Первый документ, который утверждал на международном уровне ценности добровольческого движения приняли XI Конгрессе Международной ассоциации волонтеров 14 сентября 1990 г. в Париже. Согласно Всеобщей декларации волонтеров, волонтерство – добровольное, активное, совместное или личное участие гражданина в жизни человеческих сообществ для реализации его основных человеческих потребностей и улучшения качества жизни, экономического и социального развития.
Во времена Российской Империи волонтёрами именовали себя дворяне, которые были особенно отличившимися на фронте, поэтому слово имело негативный оттенок.
В СССР слово «волонтёр» употреблялось довольно редко; ему предпочитали слова «доброволец» и «ополченец». Идеологически социальную миссию гражданской взаимопомощи и пропаганды здоровых «тела, ума и духа» возложили на созданные по типу западных волонтёрских обществ «добровольные» организации вроде ВПО имени В. И. Ленина, ДОСААФ и ВЛКСМ.
С распадом СССР и роспуском перечисленных организаций в стране образовался временный социальный вакуум. Низкий уровень жизни, сопряжённый с тяжёлой порой всесторонней переоценкой ценностей, обусловил вынужденный перерыв в развитии волонтёрских принципов и организаций в России.
Однако к середине 2000-х годов запрос на подобного рода деятельность в стране, очевидно, сформировался. Стали появляться первые волонтёрские ассоциации.
С 2010 года о поддержке волонтёрских проектов официально объявило правительство. Мощное развитие волонтёрское движение получило благодаря созданию волонтёрских программ при крупных событиях: Празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, Олимпиаде Сочи – 2014, Кубок Конфедераций FIFA 2017, Всемирном фестивале молодёжи и студентов 2017, Чемпионате Мира 2018 и т.п. После таких событий энергию сформированных волонтёрских корпусов нужно было куда-то направить, так и появились всероссийские движения «Волонтёры Победы», «Волонтёры-медики», «Российское движение школьников» и т.д.
Современное развитие волонтёрской деятельности
Президент России подписал указ «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтёра)» 6 декабря 2017 года.
Подписанию этого документа предшествовала многолетняя работа некоммерческих организаций и институтов по развитию гражданского общества.
Руководство страны поставило перед данными структурами повысить вовлечённость населения России в добровольческую деятельность хотя бы до 30%, как в других государствах. Чтобы выполнить данную задачу, были организованы прозрачные конкурсы на выделение грантов, созданы волонтёрские программы на крупных событиях, развито международное добровольчество, разработана нормативная база и само понятие волонтёрства, что позволило планировать бюджет на развитие данной сферы. Как итог всей этой предварительной работы, руководство страны было убеждено в необходимости проведения года добровольца, чтобы привлечь внимание общества максимально к данной теме.
Уже в 2017 году количество тех, кто так или иначе участвует в волонтёрской деятельности составило около 7 миллионов человек в России. Согласно данным Росмолодёжи, в начале 2016 года в стране насчитывалось 4 168 228 добровольцев, а к 2017 году их число достигло 5 283 778 человек, то есть за год число молодых россиян, вовлечённых в волонтёрскую деятельность, возросло на 27%. А результаты этого года нам предстоит ещё узнать, но уже сейчас можно увидеть среди прохожих ребят в ярких футболках, атрибутике с различных фестивалей, спортивных чемпионатов, молодёжных форумов, представителей различных направлений волонтёрства и общественных организаций, тех, кто помогает в области культуры, заботится о стариках, спасет леса, разыскивает пропавших, делает праздники яркими, проводит время с детишками, бросается в огонь лесных пожаров, спешит оказать первую помощь.