внешняя политика руси при владимире
Отношения между Русью и Византией
во время правления великого князя
Владимира I Святославича
В процессе общения с разными проповедниками во время т.н. «выбора вер», наибольшее впечатление на князя оказал присланный из Константинополя греческий монах. После совета со своими подчинёнными Владимир решил направить посольство в столицу Византии для ознакомления с обрядами греческой церкви.
Несмотря на восторженные отзывы вернувшихся в Киев послов, Владимир не спешил с окончательным выбором. Лишь в 988 году, после взятия князем Корсуня и требованием руки царевны Анны у византийских императоров, Владимир согласился креститься, т.к. это было обязательным условием для заключения брака.
Паломничество в Константинополь
Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере. Однако Владимир ещё не принял окончательного решения и советовался со своими ближайшими боярами. Было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, у немцев и у греков. Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев, они с восторгом сообщили князю:
«Паломничество в Константинополь»
худ. И. Машков
Осада и взятие Корсуни
В 988 году князь Владимир собрал войско пошёл на Корсунь — греческую колонию в Крыму, также называемую Херсонес. Историки выдвигают различные версии, объясняющие поход Владимира на Корсунь. По наиболее распространённой версии Византия, получив шеститысячный русский отряд, не торопилась выполнить унизительный с её точки зрения договор: отдать замуж за «варвара», крещённого без участия византийской церкви, родную сестру императора. Дед Анны, император Константин VII Багрянородный написал для своих потомков (949) трактат «Об управлении империей», в котором выразил однозначное отношение к династическим бракам с варварскими северными народами, среди которых он указал и русов:
«Если когда-либо народ какой-нибудь из этих неверных и нечестивых северных племен попросит о родстве через брак с василевсом ромеев, то есть либо дочь его получить в жены, либо выдать свою дочь, василевсу ли в жены или сыну василевса, должно тебе отклонить и эту их неразумную просьбу […] Поскольку каждый народ имеет различные обычаи, разные законы и установления, он должен держаться своих порядков, и союзы для смешения жизней заключать и творить внутри одного и того же народа».
В «Житие Владимира особого состава» [5] «Житие Владимира особого состава» из Плигинского сборника
является источником XVII века, корсуньская история
из него частично содержится в Проложном житие XV века.
Выдержки из него опубликованы в книге: Карпов А. Ю.
«Владимир Святой» из серии ЖЗЛ. — М.: Молодая гвардия,
2005. излагается следующая версия похода Владимира на Корсунь.
Осада Корсуни князем Владимиром
Худ. И.Я. Белов
Во время осады некий варяг из Корсуни по имени Ждберн (или Ижберн) послал стрелу в лагерь к своим соплеменникам варягам и крикнул:
К стреле была привязана записка с сообщением:
«Если будешь с силою стоять под городом год, или два, или три, не возмешь Корсуня. Корабельники же приходят путём земляным с питием и с кормом во град».
Владимир велел перекопать земляной путь и через 3 месяца взял город.
Далее последовало надругательство Владимиром над дочерью правителя Корсуни:
Крещение Владимира в Корсуни и помощь Византии
Василий II выдвинул Владимиру в качестве обязательного условия требование креститься самоу и распространить Христианство среди подданных, а когда узнал о согласии киевского князя принять крещение — смог уговорить сестру Анну:
«Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть»
Владимир дождался Анны с церковной свитой, после чего крестился, заключил брак и вернул Корсунь Византии. По возвращении в Киев Владимир приступил к крещению народа с помощью византийских священников. Летописец замечает, что князь вывез из Корсуни не только мощи святых и иконы, но и прочие трофеи, включая всякую утварь и медные статуи.
Яхъя Антиохийский так описывает русско-византийский союз:
«Был им [Вардой Фокой] озабочен царь Василий по причине силы его войск и победы его над ним. И истощились его богатства и побудила его нужда послать к царю русов — а они его враги, — чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве и женился царь русов на сестре царя Василия [Анне], после того, как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ великий. И не причисляли себя русы тогда ни к какому закону и не признавали никакой веры. И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов, и они окрестили царя и всех, кого обнимали его земли, и отправил к нему сестру свою, и она построила многие церкви в стране русов. И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей, в Хрисополь. И победили они Фоку…» [7] Яхья Антиохийский «Летопись»
Итоги и результаты
Итогом действий Владимира I Святославича стали следующие изменения в отношениях Руси и Византии:
Владимир Святой
Владимир Святой, Владимир Святославич (около 960 г. — 15 июля 1015 г.) — князь новгородский с 970 г., великий князь Киевский (978/980—1015). В крещении – Василий. Известен также как Владимир Великий, Владимир Креститель (в церковной истории), Владимир Красное Солнышко (в былинах). Св. равноапостольный князь.
Детство, семья
Князь Владимир был сыном князя киевского Святослава Игоревича и Малуши, которая была ключницей у его матери княгини Ольги. Исследователям не удалось установить год рождения Владимира точно, однако большинство из них считает, что это произошло в 962 г. В связи с тем, что его мать была служанкой, молодой Владимир имел обидное прозвище «робичич», которое преследовало князя не одно десятилетие (хотя в то время социальный статус ребенка в Киевской Руси определялся по отцу).
До крещения Владимир состоял в нескольких официальных языческих браках, в частности, с полоцкой княжной Рогнедой, с «чехиней» и «болгарыней» (из волжских или дунайских болгар — неизвестно; по одной из версий, это была дочь царя дунайских болгар Петра, а Борис и Глеб были детьми от неё). Кроме того, Владимир сделал наложницей беременную вдову своего брата Ярополка, греческую монахиню, похищенную Святославом во время одного из походов. Вскоре она родила сына Святополка, который считался «от двух отцов»; Владимир рассматривал его как своего законного наследника, в то время как сам Святополк, по косвенным данным, считал себя сыном Ярополка, а Владимира — узурпатором.
После крещения Владимир состоял предположительно в двух последовательных христианских браках — с византийской царевной Анной и, после её смерти в 1011 г., с неизвестной «мачехой Ярослава»..
Владимир имел тринадцать сыновей (среди которых Ярополк Окаянный, Ярослав Мудрый, Борис и Глеб) и не менее десяти дочерей.
Объединение восточнославянских земель
Академик А.А. Шахматов называл Владимира «настоящим основателем» Древнерусского государства: именно при нём был завершён процесс объединения восточнославянских племен под властью киевских князей.
Известно, что в Новгород малолетний князь был посажен на княжение в 970 г., а его наставником стал воевода Добрыня (его дядя). После смерти Святослава в 972 г. великое киевское княжение переходит к Ярополку, однако мир его сыновьям надолго сохранить не удалось. В итоге начавшейся через три года усобицы погибает брат Святослава и Ярополка, древлянский князь Олег, а немного позже и сам князь Ярополк. Приход к власти Владимира Святославича был омрачён братоубийством.
Во время походов 981 и 992 г. власть Киева распространилась на западные области (территория Червенских городов, включая Восточное Прикарпатье). В 981 г. Владимиру пришлось снова покорять вятичей. В 984 г. князь усмирил радимичей.
Ещё более важно, что произошли качественные перемены в отношениях Киева и подчинённых земель. Сыновья Владимира стали его наместниками на этих землях. Суд и управление переходили к киевским наместникам, которым подчинялась местная верхушка. Создавались новые крепости, становившиеся новыми административными центрами. В крепостях размещались дружинники, местная верхушка частично уничтожалась, частично вливалась в ряды княжеской дружины, ставшей господствующей социальной группой в государстве. Всё это означало важный шаг на пути к превращению слабо связанных племенных территорий в единое государство с единой системой управления, подчиненной единому главе – киевскому князю.
Меры по защите от кочевников
В конце IX – пер. пол. Х в. большую часть степей между Волгой и Дунаем занял печенежский союз племен. Отношения их с восточнославянскими землями не всегда были враждебными, но всё же представляли опасность: нападения печенегов затрудняли связи между Русью и Византией.
Владимир принял важные меры для борьбы с ними: строились «грады» – крепости по рекам Десне, Трубежу, Суле, Стугне. Для их заселения князь посылал людей из северо-западных и северо-восточных областей. Также были построены протянувшие на километры укрепленные линии – «валы» высотой около 3,5-4 м, окруженные глубоким рвом.
Законодательная деятельность
После принятия христианства был выполнен древнерусский перевод «Эклоги» – византийского свода законов VIII в., в котором говорилось о наказаниях разбойников смертной казнью и членовредительскими мерами. Владимир ввёл такие же меры. Но после принятия таких норм в казну перестали поступать штрафы. Тогда Владимир отказался от принятых введений и стал жить «по устроению отню и дедню». Таким образом, Владимир мог отменять старые и принимать новые нормы, что говорило о нём как о правителе, обладавшим всей полнотой власти.
С принятием христианства и возникновением новой социальной группы духовенства связано появление «Устава Владимира». В нём отразились два важных постановления: 1) на содержание церкви выделялась десятая часть княжеских доходов,; 2) в ведение церкви передавались все те дела, которые подлежали юрисдикции духовного суда по установлениям церковных канонов. Суд церкви распространялся на дела о браке, нарушении норм семейных отношений и др.
Крещение Руси
Крещение Руси было обусловлено комплексом внутри- и внешнеполитических причин: неудовлетворённостью языческими культами в качестве национально-консолидирующего фактора, стремлением к укреплению власти князя, необходимостью вступления Древнерусского государства в число мировых держав. Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества.
Согласно «Корсунской легенде», князь принял крещение в захваченном им г. Корсунь, центре византийских владений в Крыму, в 988 г. (однако фактически взятие Корсуни произошло, вероятнее всего, в 989 г.); там же состоялось бракосочетание Владимира с сестрой византийских императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII Анной.
За крещением князя и его дружины последовало организованное государственной властью массовое крещение жителей крупнейших городов, прежде всего Киева и Новгорода. На первые годы после крещения (не позднее 997 г.) приходится учреждение в Древнерусском государстве митрополии с центром в Киеве, подчинённой Константинопольскому патриархату. Одновременно с митрополией в ней было учреждено не менее трех епархий: в Новгороде, в Белгороде Киевском, а также, вероятно, в Полоцке и/или Чернигове. Первыми епископами были греки.
Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.
Крещение Руси было важно и для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти. Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.
Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.
Внешняя политика
К княжению Владимира относятся первые свидетельства о контактах с целым рядом стран и народов – соседей Руси.
С западом – Венгрией и Польшей – отношения были мирные. Сын Владимира Святополк около 1009-1010 гг. женился на дочери польского короля Болеслава Храброго. Также установились союзные отношения с Византией.
На востоке продолжалась борьба с кочевниками. В 985 г. Владимир предпринял поход на волжских болгар. Судя по сообщениям летописи, поход был удачным, но княжеское войско встретило сильного противника. Вероятно, они разграничили сферы влияния. Впоследствии долгое время отношения с Волжской Болгарией были мирными.
Итоги правления
Величайшей заслугой Владимира Крестителя является крещение Руси, повернувшее ход русской истории. При нём был завершён процесс объединения восточнославянских племен под властью киевских князей. Происходила активная борьба с кочевниками и укрепление границ, шло расширение контактов с соседними государствами.
Литература
Карпов А. Ю. Владимир Святой. М., 2006.
Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII в. СПб., 1913.
Свердлов М.Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI — первой трети XIII в. СПб., 2003.
Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси X–XIII вв. М., 1989.
Читайте также:
Владимир Святой
Татьяна Черникова. Расцвет древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром в конце Х – середине XI вв. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе (середина XI- начало XII вв.)
ЕГЭ. История. КРАТКО. Владимир Святой(980-1015)
ЕГЭ. История. КРАТКО
Владимир Святой(980-1015)
Внутренняя политика
Внешняя политика
981-982-укрощал, подчиняя себе, вятичей, радимичей, хорватов.
988 — крещение Руси.
981— первое столкновение Руси с Польшей: Владимир отвоевал Волынь, Перемышль, Червень и др. города.
985- поход против Дунайской Болгарии, заключение мира.
988— поход на Корсунь
увенчавшиеся успехом.
Внутренняя политика
Проведение военной реформы :вместо наёмников- варягов стали служить « мужи лучшие» из славян.
Строительство оборонительной черты к югу от Киева.
Укрепление южных границ страны (« Змиевы Валы»)
Дальнейшее развитие культуры. Перевод книг с греческого, начало распространения грамотности на Руси.
Введение десятинного налога на развитие церкви.
Начало масштабного каменного строительства
Основание городов: Владимира-на- Клязьме, Белгорода, Переяславля и др.
Внешняя политика
981— первое столкновение Руси с Польшей: Владимир отвоевал Волынь, Перемышль, Червень и др. города.
Постоянно поддерживал связи с Западом: послы киевского князя дважды посещали Папу Римского ( в 988 и 991), в 994 и 1000- посольство Владимира ездило в Рим, неоднократно происходил обмен посольствами с Германией.
Заключил мирные договоры с Венгрией, Чехией, Польшей, Византией.
992 — разгром Владимиром левобережных печенегов на реке Суле.
992-996- походы против печенегов, не увенчавшиеся успехом.
Итоги деятельности
Объединение и усиление государства, повышение авторитета княжеской власти
Формирование единой идеологии с принятием христианства
Завершение процесса формирования государственной территории
Укрепление международного положения Руси
Сделан значительный шаг в развитии культуры
ЛИЧНОСТИ
Новгород крестили « Путята- мечом, а Добрыня- огнём».
Путята— тысяцкий Владимира, Добрыня— воевода, дядя Владимира. Они принимали участие в насильственном крещении новгородцев.
Добрыня поджёг дома новгородцев, чтобы отвлечь их от битвы с Путятой.
ТЕРМИНЫ
Пантеон – группа богов одной религии
Владимир в 980 году приказал установить идолы 6-ти божеств, включённых в государственный пантеон:
Перун— бог рома и молнии. Покровитель князя и его дружины
Дажьбог –бог Солнца и плодородия
Стрибог – бог ветра
Зорс— солнечный конь, бог солнечного света
Мокошь— богиня женского рукоделия
Симарг( значение неизвестно, возможно, вестник между земными и небесными делами; по некоторым источникам- бог почвы)
Христианство— одна из мировых религий, основанная на жизни и учении Иисуса Христа – Сына Божьего, Спасителя.
Крещение – первое и важнейшее христианское таинство, через крещение человек становится членом Церкви.
Причины принятия христианства:
Усиление авторитета князя, власть становится велением Божьим.
Повышение международного авторитета, установление дипломатических отношений со странами, так как Русь уже не будет ими восприниматься как варварская, с её языческими традициями и культами.
Развитие культуры, влияние культуры более развитых стран, прежде всего Византии.
Итоги принятия христианства:
Внешнеполитические— Русь добилась равноправия с христианскими странами. Стали возможны династические браки, происходило дальнейшее сближение стран
Культурные— формирование письменности, появление архитектуры и живописи, иконописи, кладки из кирпича, камнерезного дела. Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира.
Интересные факты
В 1782 году Екатериной II был учреждён орден Святого Равноапостольного Князя Владимира 4-х степеней.
Князь Владимир был канонизирован русской Православной церковью во 2-ой половине 13 века, после победы Александра Невского в 1240 году в Невской битве. Точная дата неизвестна.
30 января 1991 года в России был учреждён праздник- «День славянской культуры и письменности».
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
ЕГЭ. История. КРАТКО. Владимир Святой(980-1015)
ЕГЭ. История. КРАТКО
Владимир Святой(980-1015)
Внутренняя политика
Внешняя политика
981-982-укрощал, подчиняя себе, вятичей, радимичей, хорватов.
988 — крещение Руси.
981— первое столкновение Руси с Польшей: Владимир отвоевал Волынь, Перемышль, Червень и др. города.
985- поход против Дунайской Болгарии, заключение мира.
988— поход на Корсунь
увенчавшиеся успехом.
Внутренняя политика
Проведение военной реформы :вместо наёмников- варягов стали служить « мужи лучшие» из славян.
Строительство оборонительной черты к югу от Киева.
Укрепление южных границ страны (« Змиевы Валы»)
Дальнейшее развитие культуры. Перевод книг с греческого, начало распространения грамотности на Руси.
Введение десятинного налога на развитие церкви.
Начало масштабного каменного строительства
Основание городов: Владимира-на- Клязьме, Белгорода, Переяславля и др.
Внешняя политика
981— первое столкновение Руси с Польшей: Владимир отвоевал Волынь, Перемышль, Червень и др. города.
Постоянно поддерживал связи с Западом: послы киевского князя дважды посещали Папу Римского ( в 988 и 991), в 994 и 1000- посольство Владимира ездило в Рим, неоднократно происходил обмен посольствами с Германией.
Заключил мирные договоры с Венгрией, Чехией, Польшей, Византией.
992 — разгром Владимиром левобережных печенегов на реке Суле.
992-996- походы против печенегов, не увенчавшиеся успехом.
Итоги деятельности
Объединение и усиление государства, повышение авторитета княжеской власти
Формирование единой идеологии с принятием христианства
Завершение процесса формирования государственной территории
Укрепление международного положения Руси
Сделан значительный шаг в развитии культуры
ЛИЧНОСТИ
Новгород крестили « Путята- мечом, а Добрыня- огнём».
Путята— тысяцкий Владимира, Добрыня— воевода, дядя Владимира. Они принимали участие в насильственном крещении новгородцев.
Добрыня поджёг дома новгородцев, чтобы отвлечь их от битвы с Путятой.
ТЕРМИНЫ
Пантеон – группа богов одной религии
Владимир в 980 году приказал установить идолы 6-ти божеств, включённых в государственный пантеон:
Перун— бог рома и молнии. Покровитель князя и его дружины
Дажьбог –бог Солнца и плодородия
Стрибог – бог ветра
Зорс— солнечный конь, бог солнечного света
Мокошь— богиня женского рукоделия
Симарг( значение неизвестно, возможно, вестник между земными и небесными делами; по некоторым источникам- бог почвы)
Христианство— одна из мировых религий, основанная на жизни и учении Иисуса Христа – Сына Божьего, Спасителя.
Крещение – первое и важнейшее христианское таинство, через крещение человек становится членом Церкви.
Причины принятия христианства:
Усиление авторитета князя, власть становится велением Божьим.
Повышение международного авторитета, установление дипломатических отношений со странами, так как Русь уже не будет ими восприниматься как варварская, с её языческими традициями и культами.
Развитие культуры, влияние культуры более развитых стран, прежде всего Византии.
Итоги принятия христианства:
Внешнеполитические— Русь добилась равноправия с христианскими странами. Стали возможны династические браки, происходило дальнейшее сближение стран
Культурные— формирование письменности, появление архитектуры и живописи, иконописи, кладки из кирпича, камнерезного дела. Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира.
Интересные факты
В 1782 году Екатериной II был учреждён орден Святого Равноапостольного Князя Владимира 4-х степеней.
Князь Владимир был канонизирован русской Православной церковью во 2-ой половине 13 века, после победы Александра Невского в 1240 году в Невской битве. Точная дата неизвестна.
30 января 1991 года в России был учреждён праздник- «День славянской культуры и письменности».
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна