влияние социальных сетей на навыки общения

Как социальные сети влияют на язык?

Аннотация: В этой статье говорится о влиянии социальных сетей на язык человека. Путем проведения исследования, мы выявили актуальные проблемы влияния.

Ключевые слова: язык, культура, человек, молодёжь, социальные сети

Актуальность статьи не вызывает сомнения, поскольку сегодня в социальных сетях проводят время не только молодёжь, но и более взрослая аудитория, которые показывают влияние социальных сетей на их культуру общения / язык.
По результатам опроса среди пользователей (60 человек), среднее времяпровождения в соцсетях – 3 часа (12 человек в среднем 1-3 часа, 48 человек – более трёх часов).

1. Интернет-сленг как причина снижения грамотности правописания. В социальных сетях люди упрощают слова, сокращая или используя вводные слова. Пользователи не задумываются о орфографии (часто допустимая ошибка – пунктуация), тем самым наличие ошибок входит в повседневную привычку.

2. Интернет-сленг как причина снижения грамотности произношения. Люди упрощают слова, словосочетания, предложения, используя мемы, жаргон, «олбанский язык» и т. п. для выражения своих мыслей, эмоций. Этим поступком они показывают пример подрастающему подрастающему поколению. Поколение, выросшее на этой субкультуре, позже не будут искать различие между хорошим и плохим текстом.

Что думают люди, которые часто проводят время в социальных сетях:

«Социальные сети портят наш язык. В соц. сетях люди упрощают слова, потому что им лень писать длинные тексты. Люди часто используют жаргонные слова и слэнги, тем самым превращая это в повседневную коммуникациСоциальные сети портят наш язык. В соц. сетях люди упрощают слова, потому что им лень писать длинные тексты. Люди часто используют жаргонные слова и слэнги, тем самым превращая это в повседневную коммуникацию..»

«Я думаю, что социальные сети хоть и в незначительной, но положительной мере влияют на язык, ведь это глобальная паутина, позволяющая общаться с кем угодно и когда угодно, в том числе и с носителями тех или иных языков. Таким образом люди могут обмениваться знаниями об языках и взаимно совершенствовать своё владение этими языками.»

У влияния социальных сетей на язык не только отрицательный характер, но и есть положительные моменты. Интернет-сленг делает речь / текст / предложение более краткой, то есть общедоступным (понятным для всех). Использующий интернет-сленг может легко выразить свои мысли и эмоций.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, социальные сети, несомненно, влияют на язык. У влияния, к сожалению, преобладает отрицательный характер. Мы считаем, что в целом, если контролировать использование сленгов и т. п. – можно избежать деградации. Нельзя забывать про положительные аспекты. Ведь упрощение текстов / мыслей / выражение эмоций облегчает нашу жизнь. Главное не допускать ошибки, которые повлияют на грамотность других людей, как и на культуру речи (произношение, жаргоны), так и на орфографию (правописание, пунктуации), особенно нужно следить чтобы это не влияло на подрастающее поколение.

Социальная сеть — онлайн-платформа, которую люди используют для общения, создания социальных отношений с другими людьми, которые имеют схожие интересы или офлайн-связи.

Источник

Влияние социальных сетей на навыки общения

влияние социальных сетей на навыки общения. Socseti. влияние социальных сетей на навыки общения фото. влияние социальных сетей на навыки общения-Socseti. картинка влияние социальных сетей на навыки общения. картинка Socseti. Аннотация: В этой статье говорится о влиянии социальных сетей на язык человека. Путем проведения исследования, мы выявили актуальные проблемы влияния.

С появлением популярных соцсетей, привычные навыки общения между людьми изменились и похоже необратимо. Какие положительные и какие отрицательные последствия общество получило в результате этих перемен?

Новые схемы общения и их последствия

Социальные сети позволили людям освоить новые схемы общения. Каждый получил возможность делиться событиями из повседневной жизни, публиковать фотографии, следить за жизнью своих друзей и знакомых. Все это пробудило в людях желание быть успешными, выглядеть лучше, чем на самом деле, в конце концов, быть не хуже других пользователей, выставляющих свою жизнь напоказ.

Казалось бы, соцсети, объединяя пользователей, заставляют их быть лучше. Но так ли это на самом деле или социальные сети — это лишь иллюзия единства взаимных интересов? Однозначного ответа на вопрос нет, так как положительные моменты присутствуют, но есть и негативное воздействие, и его нужно учитывать.

Считается, что социальные сети положительно влияют на коммуникативные навыки пользователей, так как позволяют общаться людям далеким друг от друга, или людям не приемлющих непосредственного контакта. Согласно опросам, 39% респондентов сообщили, что благодаря Facebook, Twitter, LinkedIn и аналогичным сервисам сближаются со своими друзьями. В то же время 26% выборки полагают из-за соцсетей у них появилось больше друзей.

Тем не менее, многочисленные исследования, доказывают обратное: социальные медиа-платформы не только ухудшают способность пользователя делиться мыслями, но искажают коммуникационные процессы, тем самым создавая больше проблем, чем они способны решить.

Среди примеров негативного влияния социальных сетей на человека отметим:

Рассмотрим каждый из перечисленных пунктов подробнее.

Сокращение живого общения

влияние социальных сетей на навыки общения. sokrashenie obsheniya. влияние социальных сетей на навыки общения фото. влияние социальных сетей на навыки общения-sokrashenie obsheniya. картинка влияние социальных сетей на навыки общения. картинка sokrashenie obsheniya. Аннотация: В этой статье говорится о влиянии социальных сетей на язык человека. Путем проведения исследования, мы выявили актуальные проблемы влияния.

Общение в социальных сетях попросту не оставляет времени, сил и желания для общения в реальном мире. Какой смысл с кем-либо встречаться вне своего жизненного пространства для того, чтобы что-либо обсудить, о чем-либо рассказать и т.д., если есть смартфон и мессенджер в качестве средства коммуникации?

Негативные последствия очевидны, так как молодая и наиболее перспективная часть населения планеты замыкается в себе, постепенно отказываясь от контакта с другими людьми, лишая себя опыта совершенствования коммуникативных качеств.

Снижение качества межличностной связи

влияние социальных сетей на навыки общения. kachestvo svyazi. влияние социальных сетей на навыки общения фото. влияние социальных сетей на навыки общения-kachestvo svyazi. картинка влияние социальных сетей на навыки общения. картинка kachestvo svyazi. Аннотация: В этой статье говорится о влиянии социальных сетей на язык человека. Путем проведения исследования, мы выявили актуальные проблемы влияния.

Вероятно, наиболее тревожным явлением, связанным с использованием виртуального общения, является снижение качества межличностной связи. Выросло новое поколение, которое предпочитает общаться, решать личные и рабочие проблемы только посредством социальных сетевых сервисов.

По статистике последних лет, почти 93% опрошенных подростков большую часть общения воспринимают как невербальный процесс, требующий дополнительных средств – эмотиконов. Речь о смайликах, эмодзи и прочих заменителях мимики и интонаций присущих живому общению.

Это создает ряд проблем, так как без этих дополнительных средств, людям все труднее понять друг друга и в классической переписке, и в живом общении. Последствия не заставили себя ждать и сегодня, внутри некоторых семей общение между членами по большей мере происходит в чате!

Обнищание языка

влияние социальных сетей на навыки общения. texting abbreviations. влияние социальных сетей на навыки общения фото. влияние социальных сетей на навыки общения-texting abbreviations. картинка влияние социальных сетей на навыки общения. картинка texting abbreviations. Аннотация: В этой статье говорится о влиянии социальных сетей на язык человека. Путем проведения исследования, мы выявили актуальные проблемы влияния.

Еще одним серьезным нарушением коммуникативных навыков, вследствие всеобщего использования социальных сетевых сервисов, является обнищание языка. Пользуясь мессенджерами люди часто применяют укороченные и сокращенные версии слов. Делается это для того, чтобы как можно быстрее записать свою мысль и отправить сообщение.

Велика вероятность того, что онлайн собеседник поймет ваш новообразованный сленг и, казалось бы, ничего страшного в этом нет, наоборот, очевидно преимущество. Но по статистике, сокращения из мессенджеров все чаще используются собеседниками в процессе живого общения, когда в укороченных словах нет явной необходимости. И эта тенденция только набирает обороты.

Впрочем, сокращение отдельных слов — это лишь полбеды, гораздо опаснее вопиющая безграмотность, с которой в соцсетях все похоже смирились и воспринимают как норму. Разумеется, молодежь, вследствие продолжительного онлайн общения, подобно губке впитывает неписанные правила сетевой орфографии и пунктуации. По мнению специалистов негативные последствия описанного процесса можно будет наблюдать уже в обозримом будущем.

Депрессия как результат продолжительного общения в соцсетях

влияние социальных сетей на навыки общения. bullying. влияние социальных сетей на навыки общения фото. влияние социальных сетей на навыки общения-bullying. картинка влияние социальных сетей на навыки общения. картинка bullying. Аннотация: В этой статье говорится о влиянии социальных сетей на язык человека. Путем проведения исследования, мы выявили актуальные проблемы влияния.

Как было ранее сказано, пользователи популярных соцсетей в своих постах стараются выглядеть лучше, чем в действительности. В Одноклассники, Вконтакте, Instagram и подобных сервисах эти люди жизнерадостны, веселы, богаты, красивы, здоровы и т.д. Что же остается тем пользователям, которые не относятся к категории «счастливчиков»? Разумеется, их удел – зависть, самоуничижение и депрессия.

«Люди могут говорить очень обидные вещи, а сейчас, в век социальных сетей, у них стало еще больше возможностей для этого.»

Иной вариант развития событий — это озлобленность некоторых пользователей, которые в ответ на чье-то показное благополучие оставляют негативные оценки и обидные комментарии, доводя оппонента до бешенства или что, гораздо чаще, вгоняя его в депрессивное состояние. В данном случае анонимность собеседника не позволяет человеку адекватно отреагировать или наоборот не реагировать на обидные высказывания, оскорбления или прямые угрозы.

«Поставь лайк всякому кто оставит обидный комментарий»

Психическая зависимость

влияние социальных сетей на навыки общения. zavisimost. влияние социальных сетей на навыки общения фото. влияние социальных сетей на навыки общения-zavisimost. картинка влияние социальных сетей на навыки общения. картинка zavisimost. Аннотация: В этой статье говорится о влиянии социальных сетей на язык человека. Путем проведения исследования, мы выявили актуальные проблемы влияния.

Все больше современных специалистов и, в частности, профессор Дмитрий Кристиакис (Dimitri Christakis) сходятся во мнении о том, что из-за продолжительного времяпровождения в соцсетях может выработаться зависимость. Зависимость от соцсетей вполне сравнима с игроманией и аналогичными психическими пороками. Особенно беспокоит то, что группа риска в данном случае гораздо моложе, чем применительно к игромании. Ведь никто не запрещает детям и подросткам проводить все свободное время в том же Вконтакте или Instagram.

Внимание! Некоторые родители доброхоты из благих побуждений сами регистрируют для своих малолетних детей аккаунты в социальных соцсетях. Ни в коем случае не делайте этого, а если уж и оформили регистрацию, постарайтесь активировать все возможные фильтры, для того чтобы ограничить ребенка от доступа к взрослому контенту.

Подведем итоги

Из всего вышесказанного следует, что соцсети гарантируют негативные последствия. Впрочем, не стоит полагать что те же Одноклассники и прочие социальные сети — это абсолютное зло. Просто чувствуйте меру, нормируйте свое пребывание в соцсетях и старайтесь не меньше общаться вживую. Ну и уж, конечно, исключите виртуальное общение из жизни ваших детей, вплоть до достижения ими подросткового возраста.

Соблюдение этих несложных правил сделает вашу жизнь комфортной и менее зависимой от социальных сетей.

Источник

Дети и соцсети: безопасность и правила поведения. Что говорят исследователи

влияние социальных сетей на навыки общения. %D0%B2%D0%BB%D0%B8%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5 %D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85 %D1%81%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B8%CC%86 %D0%BD%D0%B0 %D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B8%CC%86. влияние социальных сетей на навыки общения фото. влияние социальных сетей на навыки общения-%D0%B2%D0%BB%D0%B8%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5 %D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85 %D1%81%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B8%CC%86 %D0%BD%D0%B0 %D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B8%CC%86. картинка влияние социальных сетей на навыки общения. картинка %D0%B2%D0%BB%D0%B8%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5 %D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85 %D1%81%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B8%CC%86 %D0%BD%D0%B0 %D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B8%CC%86. Аннотация: В этой статье говорится о влиянии социальных сетей на язык человека. Путем проведения исследования, мы выявили актуальные проблемы влияния.

влияние социальных сетей на навыки общения. photo 2021 09 30 16 09 30. влияние социальных сетей на навыки общения фото. влияние социальных сетей на навыки общения-photo 2021 09 30 16 09 30. картинка влияние социальных сетей на навыки общения. картинка photo 2021 09 30 16 09 30. Аннотация: В этой статье говорится о влиянии социальных сетей на язык человека. Путем проведения исследования, мы выявили актуальные проблемы влияния.

Цифровизация повседневной жизни затрагивает современное детство: социальные сети становятся всё более привычной формой досуга для детей. Домашнее пространство становится одновременно приватным и публичным — ребёнок может общаться с целым миром, сидя в своей комнате. Влияние социальных сетей на ребёнка вызывает интерес не только родителей и образовательных институтов, но и исследователей.

влияние социальных сетей на навыки общения. Frame 11. влияние социальных сетей на навыки общения фото. влияние социальных сетей на навыки общения-Frame 11. картинка влияние социальных сетей на навыки общения. картинка Frame 11. Аннотация: В этой статье говорится о влиянии социальных сетей на язык человека. Путем проведения исследования, мы выявили актуальные проблемы влияния.

Как практики общения и саморепрезентации в интернете влияют на эмоциональное состояние ребёнка, в чём кроется конфликт между родительским контролем и стремлением детей к независимости, а также какие риски приходят в жизнь детей вместе с социальными сетями — выяснили с сотрудницей Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ.

влияние социальных сетей на навыки общения. %D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%80 %D0%B2%D1%88%D1%8D. влияние социальных сетей на навыки общения фото. влияние социальных сетей на навыки общения-%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%80 %D0%B2%D1%88%D1%8D. картинка влияние социальных сетей на навыки общения. картинка %D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%80 %D0%B2%D1%88%D1%8D. Аннотация: В этой статье говорится о влиянии социальных сетей на язык человека. Путем проведения исследования, мы выявили актуальные проблемы влияния.

доцент Института образования НИУ ВШЭ, научный сотрудник Центра исследований современного детства, преподавательница Высшей школы экономики

Безопасность детей в соцсетях

Основные родительские тревоги вокруг интернет-безопасности детей связаны с кибербуллингом, киберагрессией, а также сексуализированной агрессией в отношении их ребёнка. Родители также боятся, что дети скомпрометируют себя через откровенную переписку с партнёром или публикации в соцсетях, станут жертвами шантажа, откроют незнакомцам своё местоположение. Другой круг тревог относится к интернет-зависимости и злоупотреблению цифровыми технологиями — чем плотнее соцсети входят в повседневность ребёнка, тем больше у родителей страха, что пострадают учёба и социализация. Беспокойство также вызывает неподконтрольность поведения ребёнка в соцсетях.

При этом обучение интернет-безопасности у детей скорее происходит естественным путём. Например, подростки зачастую знакомы с историями про «сливы» личных переписок и приватных фотографий известных людей, а также последствий этих ситуаций: вред репутации, публичное унижение, нарушение границ частной жизни. На подобных кейсах дети учатся быть более бдительными, добавляя эти истории к своему опыту.

Контроль родителей за поведением ребёнка в социальных сетях

Воспитательный процесс подразумевает поиск золотой середины между контролем для обеспечения безопасности ребёнка и поддержанием условий для развития самостоятельности.

Поведение ребёнка в соцсетях не становится исключением. Родители выбирают разные тактики в отношении активности своих детей в интернете, это зависит от ряда факторов: возраста ребёнка, характера отношений между ребёнком и родителями, опыта использования информационных технологий.

влияние социальных сетей на навыки общения. %D0%B2%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B8%CC%86%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5 %D0%BE%D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%B8%CC%86%D0%BD. влияние социальных сетей на навыки общения фото. влияние социальных сетей на навыки общения-%D0%B2%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B8%CC%86%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5 %D0%BE%D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%B8%CC%86%D0%BD. картинка влияние социальных сетей на навыки общения. картинка %D0%B2%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B8%CC%86%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5 %D0%BE%D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%B8%CC%86%D0%BD. Аннотация: В этой статье говорится о влиянии социальных сетей на язык человека. Путем проведения исследования, мы выявили актуальные проблемы влияния.

С появлением социальных сетей в жизни ребёнка появляются риски, которые стоит обсудить заранее на примере гипотетических ситуаций: что ты сделаешь, если под твоим постом напишут оскорбительный комментарий или тебя попросят прислать фотографию в обнажённом виде. Шантаж, кибербуллинг и другие неприятности в интернете — во всех этих случаях ребёнку нужна поддержка, он не должен оставаться один на один с такими проблемами. Поэтому полное игнорирование со стороны родителей детского опыта использования соцсетей недопустимо.

Другая крайность — избыточный контроль и гиперопека. Проверка истории запросов в браузере и специальные программы родительского контроля ситуативно помогают снизить тревогу, но негативно сказываются на доверии в отношениях с детьми. Особенно высок риск разрушить отношения с ребёнком, если подобные программы устанавливаются тайно от него. Из каких бы побуждений они ни совершались, подобные действия родителей говорят ребёнку об отсутствии уважения в семье, доверия, нарушают границы субъектности ребёнка, означают отсутствие личного пространства.

Конечно, даже в таких условиях дети чему-то учатся. В условиях жёсткого контроля ребёнок чаще всего учится быть покорным внешнему контролю — это вредный психологический опыт, ведь у человека теряется ощущение уверенности в себе и своих компетенциях, падает самооценка, в будущем он чувствует, что ничего не может сделать самостоятельно. Некоторые же дети в такой ситуации учатся обходить родительские запреты и слежку — они начинают обманывать, скрываться, заводить секретные аккаунты.

Социальные сети как пространство автономии и саморепрезентации

Интернет предоставляет как новые риски, так и новые возможности: к последним относятся прежде всего новые способы достижения ребёнком автономии. Эмансипационный потенциал интернета для детей стал особенно заметен в период пандемии и самоизоляции. Но даже вне подобных кризисных ситуаций соцсети расширяют горизонт возможностей для творчества и общения. Многие дети и подростки используют свои аккаунты в социальных сетях для того, чтобы делиться своей деятельностью с аудиторией, которая может состоять из близких друзей, одноклассников, друзей по переписке, сообщества людей со схожими интересами (самый яркий пример — фандомы произведений популярной культуры).

Для большинства пользователей, и детей в том числе, интернет функционирует как территория исследований. Расширение информационного поля за счёт доступности различных источников знаний о мире, безусловно, способствует интеллектуальной автономии подростка. Множество научно-популярных ресурсов позволяет подросткам выбрать наиболее удобный для себя формат получения знаний — для кого-то это подкасты, для кого-то статьи, для кого-то короткие видео на ютьюбе.

влияние социальных сетей на навыки общения. Frame 2097. влияние социальных сетей на навыки общения фото. влияние социальных сетей на навыки общения-Frame 2097. картинка влияние социальных сетей на навыки общения. картинка Frame 2097. Аннотация: В этой статье говорится о влиянии социальных сетей на язык человека. Путем проведения исследования, мы выявили актуальные проблемы влияния.

Другой фактор, который нужно учитывать, размышляя об автономии подростка в интернете, — выстраивание идентичности, то есть попытка рефлексировать на тему самого себя. Идентичность неразрывно связана с независимостью — только самостоятельный субъект может осознавать себя целостным.

В соцсетях можно пробовать новые модели поведения, отличающиеся от принятых в семье, ведь в интернете легче делать что-то, скрытое от родительского глаза. Часто такие эксперименты оказываются полезными для подростков, хотя и тревожны для родителей. Дети экспериментируют с образами и моделями общения в интернете, а отсутствие наблюдения снимает с них давление и стеснение. На каждой интернет-площадке — в онлайн-игре, фандоме, сообществе блогеров — есть свои ценности и сложившиеся правила общения: у детей появляется возможность для сопоставления социальных моделей из семьи и школы с чем-то новым. Это важный этап взросления, который реализуется в разных сферах жизни, одной из которых может выступать интернет-общение.

Влияние соцсетей на коммуникативные навыки

Существуют четыре равно подтверждённые и принятые гипотезы по поводу влияния социальных сетей на коммуникативные навыки ребёнка.

Социальные сети и здоровье подростков

Согласно данным исследователей, наблюдается связь между низким эмоциональным благополучием ребёнка и чрезмерным использованием интернета. По результатам теста PISA — Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся — за 2015 год, 88% школьников пятнадцатилетнего возраста воспринимают интернет как важнейший информационный ресурс, 84% считают, что обладание аккаунтами в соцсетях полезно. Однако при использовании соцсетей более шести часов в будни у детей снижается удовлетворённость жизнью и самооценка, такие дети чаще становятся жертвами буллинга и агрессии.

В современных условиях пандемии, а также в зависимости от условий жизни конкретного ребёнка, оптимальное количество часов использования интернета в сутки может меняться, и оно растёт с каждым годом в связи с переходом на онлайн-образование. Важный показатель — самочувствие ребёнка в ситуациях, когда интернет и цифровые устройства недоступны.

влияние социальных сетей на навыки общения. %D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B. влияние социальных сетей на навыки общения фото. влияние социальных сетей на навыки общения-%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B. картинка влияние социальных сетей на навыки общения. картинка %D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B. Аннотация: В этой статье говорится о влиянии социальных сетей на язык человека. Путем проведения исследования, мы выявили актуальные проблемы влияния.

Основные негативные последствия того, что ребёнок слишком долго сидит в интернете, и как с ними справляться

Вероятно, общение и досуг в соцсетях сами по себе не влияют на ухудшение эмоционального состояния ребёнка. Однако резкое увеличение времени, проводимого онлайн, скорее всего, будет сигнализировать об имеющейся проблеме в жизни ребёнка. Чрезмерное использование интернета может усугублять или даже вызывать проблемы с психологическим и физическим здоровьем, но чаще всего избыточное времяпрепровождение онлайн — это не причина, а симптом серьёзной неудовлетворённости жизнью. Для детей, которые сталкиваются с депрессией, одиночеством, стигматизацией, нездоровой обстановкой дома, соцсети становятся формой эскапизма от неблагополучной среды.

Что запомнить

Изображение на обложке: Defaced / Dribbble

Приближающий человека к свободе и независимости (прим. ред.)

Источник

Влияние социальных сетей на навыки общения

Библиографическая ссылка на статью:
Шматко М.В. Влияние социальных сетей на коммуникативные навыки подростков // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/12/18054 (дата обращения: 21.11.2021).

Коммуникативные навыки являются сегодня важнейшим фактором, определяющим успех человека как в профессиональной, так и личной сфере. Невозможно устроиться на хорошую работу, добиться карьерного роста, получить признание в своем социальном окружении, развиваться как личности без эффективных коммуникаций с другими людьми. Поэтому проблема развития коммуникативных навыков становится особенно актуальной, если речь идет о подростковом возрасте, когда молодые люди только начинают активно включаться в общественную жизнь и пытаются найти в ней способы для проявления своей индивидуальности.

В связи с этим целью нашего исследования является изучение возможностей социальных сетей в Интернете как среды и средства формирования коммуникативных навыков у подростков. Сегодня молодые люди проводят значительную часть времени в «Instagram», «В контакте», «Одноклассниках», «Facebook». Погружение в их среду может привести к замещению живого личного общения и снизить коммуникативный потенциал молодежи. Однако социальные сети в Интернете содержат в себе не только угрозы, но и возможности для эффективных коммуникаций подростков, что мы и попытаемся обосновать в рамках нашего эмпирического исследования.

Прежде чем представить его результаты, рассмотрим теоретические аспекты этой проблемы. Очень часто термины «коммуникабельность» и «коммуникативные навыки» представляются как тождественные понятию «общительность». Вместе с тем, общительность – это качество личности, которое во многом обусловлено природными задатками человека. Оно характеризуется вербальным взаимодействием между людьми, в процессе которого они обмениваются разного рода информацией. Однако активность этого взаимодействия у каждого человека определяется именно невербальным сопровождением передаваемого сообщения, например, степенью эмоциональности, выразительностью мимики и жестикуляции, внешней физиологической привлекательностью и, соответственно, связано с его врожденными психофизиологическими особенностями [1, с. 222].

Коммуникабельность – качество личности, которое также как и общительность направлено на обмен информацией с другими людьми, но при этом отличается высокой степенью контроля и управляемостью со стороны человека за каждым элементом этого процесса. За счет этого из коммуникации устраняется спонтанность, непредсказуемость результата или реакции сторон (ответного слова, действия), а любое слово, эмоциональная реакция, улыбка, выражение лица, поза или жест – продуманным инструментом воздействия на реципиента (получателя сообщения).

Процесс коммуникации подразумевает, что его инициатор четко представляет себе реакцию, которую хочет получить от реципиента (индивида, социальной группы, общества в целом), определяет ее для себя в форме конкретного измеряемого результата (цели) и для его достижения осуществляет заранее спланированный акт вербального и невербального воздействия с применением таких навыков, как:

1. Анализ получателя информации по ряду параметров

— потребности реципиента, в т.ч. информационные (актуальные для реципиента темы, воспринимаемый объем информации, предпочтительный для него стиль изложения, степень владения определенной терминологией и т.д.),

— особенности восприятия информации, например, преимущественное использование реципиентом аудиальной информации из-за плохого зрения,

— основные каналы получения определенного рода информации (личные или массовые, в устной форме «глаза в глаза» или по телефону, в письменной форме через официальный документ или неофициально посредством интернет-переписки, в аудиовизуальной форме через специализированный ресурс в Интернете, телеканал или другое традиционное СМИ),

— реакция реципиента на разного рода информацию и формы ее выражения, например, способен ли он скрыть удивление или искусственно «натянуть» улыбку, либо все его реакции достаточно искренние и неуправляемые.

2. Планирование процесса воздействия на реципиента путем подбора соответствующих методов, форм и каналов передачи информации.
3. Осуществление процесса коммуникации с устранением всевозможных «шумов», которые могут возникать в ходе информационного воздействия и способствовать утрате значительной части информации, например, таких как головная боль реципиента, сбои в работе технических средств, шум от проезжающего автомобиля и т.д.
4. Определение ответной реакции реципиента на переданную ему информацию и оценка «обратной связи» на соответствие той цели, которую планировалось достигнуть в процессе коммуникации.
5. Выявление причин в случае получения отрицательной «обратной связи» (иного, по сравнению с запланированным, результата) и их устранение при повторной инициации коммуникации с этим или аналогичным реципиентом.

Таким образом, мы рассмотрели, какие навыки необходимо задействовать в процессе коммуникации. Их анализ говорит о возможности направленного обучения личности осуществлять эффективные коммуникационные взаимодействия с другими людьми и формирование у нее коммуникативной компетентности. Безусловно, основой для такого обучения выступает коммуникативный потенциал каждого индивида, т.е. врожденные способности, определяющие его предрасположенность к активному информационному обмену [1, с. 223]. Например, в психологии наиболее приспособленным по своим природным данным к коммуникации считается человек с таким типом темперамента как сангвиник. Однако, на наш взгляд, применение специальных педагогических и психологических методик может способствовать коммуникативной социализации личности, даже вопреки ее предрасположенности к чрезмерной экспрессивности или замкнутости на своем внутреннем мире.

Основываясь на этом утверждении, нами была разработана программа исследования, промежуточные результаты которого будут представлены в рамках данной статьи.

Целью нашего продолжающегося исследования является выявление возможностей использования социальных сетей в Интернете для формирования и развития коммуникативных навыков школьников. Гипотеза, на которую мы опирались, состоит в том, что использование социальных сетей в качестве среды, замещающей личные контакты, может привести к снижению коммуникативного потенциала подростков и создать сложности при формировании у них коммуникативных навыков. И наоборот – использование социальных интернет-сетей в качестве инструмента реализации целей может способствовать раскрытию коммуникативного потенциала и развитию коммуникативных навыков у молодых людей.

В соответствие с этим, было осуществлено четыре этапа исследования:

Представим более подробные данные, полученные нами на разных этапах исследования, и опишем суть осуществленного среди старшеклассников эксперимента.

В таблице 1 приведем результаты диагностики уровня коммуникативного контроля старшеклассников, которая проводилась с использованием психологического теста. Данный тест позволяет выявить психофизиологическую предрасположенность личности к осуществлению эффективных коммуникаций и оценить ее использование в повседневной практике [2, с. 120-121].

Таблица 1 – Уровень коммуникативного контроля старшеклассников

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *