викинги и славяне история взаимоотношений
Мастера проклятий и кровавых казней. Почему викинги не ходили воевать на Русь
Фото © Public Domain
Набеги этих свирепых рослых воинов потрясали Европу целых 350 лет. Они отличались отвагой, полным пренебрежением к смерти и крайней жестокостью к врагам и предпочитали добывать золото и славу тяжёлыми, остро отточенными мeчaми.
Впервые они появились в Дании в 725 году — как торговцы, но вскоре навели ужас на европейские города и монастыри. Первые столкновения викингов с местным населением произошли в Англии в 789 гoдy, когда северяне высадились на побережье графства Дорсет и разорили монастырь св. Kyбepтa, а позже атаковали побережье Ирландии, где основали королевство, и подвергли набегам северные территории Шотландии, Данию и Францию.
Грабежам подверглись Гамбург и Руан, Лиссабон и Тулуза, Йорк и побережье Северной Африки. Осада викингами Парижа в 839 гoду вошла во все европейские хроники и отличалась масштабом и жестокостью — город окружило не менее 40 тысяч викингов. Через год в Париже началась чума, и город сдался, откупившись от северных «рэкетиров» грузом серебряных монет.
Что же мы знаем о нравах этих свирепых варваров? Вплоть до XI века викинги оставались язычниками и верили, что погибший в бою воин отправляется в Валхаллу, где обретает новую жизнь и предаётся пирам и сражениям. Те, кто умирал от ран, попадали в объятия богини Фрейи, а погибшие в бою женщины обретали покой внутри священной горы Хёльгафел. Тех, кто умирал от болезни и старости, ждало мрачное подземелье мёртвых — Хёль.
Фото © Public Domain
Викинги были суеверны, боялись плохих примет и проклятий, но насылали их на других с помощью нитсшеста. Нитсшест сооружался из деревянного шеста, на котором вырезались руны проклятий. На шест насаживали голову лошади, а иногда — и человеческую голову, направляли в сторону врага. Отныне враг был проклят, а его боги-покровителя должны были изгнать его с земли, чтобы обрести покой. Согласно «Саге об Эгиле», берсерк Эгиль Cкaллaгpимccoн был изгнан из Норвегии и сделал нитсшест, чтобы проклясть врагов.
Дисциплина у викингов поддерживалась системой жестоких наказаний, самым крайним из которых была смертная казнь — она могла быть почётной или позорной. Часто человека вешали в священной роще, посвящённой богу Одину, у которого было ещё одно имя — Hangatýr, что значило «бог висельников». В его честь вешали не только людей, но и собак и даже скот.
Самой страшной казнью была казнь «кровавый орёл», она упоминается в «Младшей Эдде» и изображена на Стура-Хаммарском жертвенном камне, который был найден на шведском острове Готланд в Балтийском море. Во время казни человека клали на камень лицом вниз, боевым топориком взламывали рёбра вдоль позвоночника, раздвигали их и вытаскивали наружу лёгкие. Человек умирал от болевого шока.
Этой казни подвергали предателей или особо свирепых врагов — так были убиты король Нортумбрии Эллe II и король Эдмунд. Впрочем, официальная история гласит, что Эдмунда викинги расстреляли из луков.
Практиковали и сожжение в срубе — это считалось позорной казнью: так казнили рабов. А в голодные годы викинги убивали собственных детей, выбрасывая их на копья.
Для строптивых противников викинги приберегали особую пытку — хеймнар. Пленному врагу обрубали руки и ноги, затем человека лечили, чтобы не умер, и возили «обрубок» с собой, пугая им несговорчивых врагов. Известно, что так враги поступили с королём Норвегии Мангусом Эpлингccoном.
Больше всего викинги боялись. зомби. Они верили: если мёртвого сородича не похоронить как следует, он оживёт, станет живым мертвецом — драугра — и заберёт с собой ещё кого-нибудь. Умирать в собственных постелях викинги не собирались, поэтому похороны становились для них важным событием.
Арабский путешественник Ахмад ибн Фадлан в IX веке стал свидетелем похорон богатого викинга и описал обряд погребения. Сначала покойника закапывали в землю на 10 дней. За это время для него шили погребальные одежды, готовили ладью и выбирали жертву — рабыню, которую сажали под охрану и опаивали дурманом.
От людей, живших среди таких жутких обычаев и поверий, ждать пощады было бессмысленно. Так почему же эти жестокие воины не ходили войной на Русь? Почему, вместо того чтобы грабить славянские племена, они нанимались к русским князьям в наёмники и мирно проходили мимо русских городов в походы на Каспий, в Персию, а то и вовсе уходили в Европу?
Версия о том, что славянские народы и народы Скандинавии могли быть родственниками, давно развенчана специалистами ДНК-генеалогии. Викинги не оставили никакого генетического следа в генофонде русских и сами роднёй славянам не были.
Фото © Public Domain
Не выдерживает критики и версия о том, что грабить на Руси было некого, а дикие славянские племена жили в лесах в крайней бедности. Археологические находки свидетельствуют о том, что на месте Новгорода люди жили с VIII века, на месте Изборска и Старой Ладоги — с VI века, на месте Мурома — с начала I тысячелетия.
К концу X века на Руси было не менее 60 крупных городов. С русскими князьями мечтали породниться градоправители многих стран. Князь Владимир Святославич был женат на византийской царевне Анне, дочь Ярослава Мудрого Анна стала королевой Франции, а сыновья Изяслав и Святослав были женаты на европейках — первый на сестре польского короля Гертруде, а второй на австрийской принцессе Оде.
Тем не менее археологические находки свидетельствуют о том, что на Руси викинги бывали.
Остаётся лишь один вариант — что с VIII по X век с русскими не могли соперничать даже викинги. Возможно, что ещё раньше появления викингов на севере Руси существовало государственное образование русов, которых греки называли варягами (варангами), европейцы — путали с викингами и именовали норманнами, а в Киеве их звали мурманами.
Именно из племени русов-варягов были призваны князья: Рюрик — в Новгород, Синеус — на Белое озеро, а Трувор — в Изборск; и как пишет автор «Повести временных лет», «. от тех варягов и прозвалась Русская земля». Русом был и киевский князь Вещий Олег, который «прибивал свой щит» на врата Царьграда — то есть брал Константинополь.
Проще говоря, если бы викинги сунулись на Русь как враги, получили бы от русских князей-варягов достойный отпор. Что же тогда они делали на Руси?
Кадр из сериала «Викинги»/ © Кинопоиск
Служили русским князьям и искали невест. При всей жестокости скандинавы питали слабость к женскому полу и в современном понимании были подкаблучниками. Они проливали слёзы из-за несчастной любви и слагали в честь любимых романтические поэмы.
Убийство женщины ставило убийцу вне закона. За изнасилование женщины у викингов полагался огромный штраф. Если женщина считала брак неудачным, она имела право на развод, а над мужчиной смеялась вся родня.
Ярослав отказал Харольду, указав на его бедность и отсутствие удела. Тогда Харольд с дружиной ушёл в Константинополь, где на 10 лет стал наёмником, воевал на Балканах, на Ближнем Востоке, участвовал в заговорах. Во время службы он сочинял Висы Радости, в которых горевал, что не может заслужить любовь избранницы.
Эпоха викингов действительно закончилась вскоре после смерти Харольда — герцог Вильгельм Завоеватель разбил норвежское войско в битве под городом Гастингсом, после чего викинги уже не оправились. Считают, что их свирепый нрав помогло укротить и христианство, как раз в это время пришедшее на Скандинавский полуостров. Эпоха жестокости окончилась.
Викинги и путь викингов на Восток через Древнюю Русь
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Во главе отрядов викингов обычно стояли представители правящей верхушки скандинавского общества — короли и хёвдинги. Путем грабежа они приобретали богатства, которые затем делили между собой и со своими людьми. Победы в чужеземных странах приносили им славу и положение. Уже на ранних этапах вожди начали также преследовать политические цели и брать под свое управление территории в завоеванных странах. В хрониках мало говорится о том, что в течение эпохи викингов значительно выросла торговля, но об этом свидетельствуют археологические находки. В Западной Европе происходил расцвет городов, первые городские образования появились и в Скандинавии. Первым городом в Швеции была Бирка, расположенная на острове на озере Меларен, примерно в 30 километрах к западу от Стокгольма. Этот город существовал с конца VIII до конца X века; его преемником в районе Меларена стал город Сигтуна, который в наши дни представляет собой идиллический маленький городок примерно в 40 километрах к северо-западу от Стокгольма.
Для эпохи викингов также является характерным то обстоятельство, что многие жители Скандинавии навсегда оставляли свои родные места и оседали в чужих странах, в основном как земледельцы. Многие скандинавы, прежде всего выходцы из Дании, поселились в восточной части Англии, несомненно, при поддержке правивших там скандинавских королей и хёвдингов. На шотландских островах происходила широкомасштабная норвежская колонизация; норвежцы также плавали по Атлантическому океану в ранее неизвестные, незаселенные места: Фарерские острова, Исландию и Гренландию (ред- принимались даже попытки поселения в Северной Америке). В течение XII – XIII веков в Исландии были записаны яркие рассказы об эпохе викингов, не вполне достоверные, но все же незаменимые как исторические источники, дающие представление о языческой вере и образе мыслей людей того времени.
Контакты, осуществлявшиеся в эпоху викингов с окружающим миром, в корне изменили скандинавское общество. Миссионеры из Западной Европы прибыли в Скандинавию уже в первое столетие эпохи викингов. Наиболее известным среди них является Ансгарий, «скандинавский апостол», который был послан франкским королем Людовиком Благочестивым в Бирку около 830 г. и вернулся туда еще раз около 850 г. В поздний период эпохи викингов начался интенсивный процесс христианизации. Датские, норвежские и шведские короли осознали, какую мощь может придать их государствам христианская цивилизация и организация, и осуществили смену религий. Трудней всего проходил процесс христианизации в Швеции, где еще в конце XI века шла ожесточенная борьба между христианами и язычниками.
Эпоха викингов на Востоке.
Скандинавы отправлялись не только на запад, но предпринимали и длинные путешествия на восток в течение тех же столетий. По естественным причинам в этом направлении устремлялись прежде всего жители мест, теперь относящихся к Швеции. Походы на восток и влияние восточных стран наложили особый отпечаток на эпоху викингов в Швеции. Путешествия на восток также по возможности предпринимались на кораблях — через Балтийское море, по рекам Восточной Европы до Черного и Каспийского морей, и, по ним, до великих держав к югу от этих морей: христианской Византии на территории современных Греции и Турции и исламского Халифата в восточных землях. Сюда, как и на запад, корабли ходили на веслах и под парусом, но эти корабли были меньше тех, что использовались для походов в западном направлении. Их обычная длина составляла около 10 метров, а команда состояла приблизительно из 10 человек. Более крупные суда не были нужны для плавания по Балтийскому морю, к тому же на них нельзя было передвигаться по рекам.
Этот факт, что походы на восток менее известны, чем походы на запад, частично объясняется тем, что существует не так много письменных источников о них. Письмо стало использоваться в Восточной Европе только в поздний период эпохи викингов. Однако из Византии и Халифата, которые были настоящими великими державами эпохи викингов с экономической и культурной точки зрения, известны современные данной эпохе описания путешествий, а также исторические и географические работы, рассказывающие о народах Восточной Европы и описывающие торговые путешествия и военные походы из Восточной Европы в страны к югу от Черного и Каспийского морей. Иногда среди действующих лиц в этих изображениях мы можем заметить скандинавов. В качестве исторических источников данные изображения часто более достоверны и более полны, чем западноевропейские хроники, написанные монахами и носящие сильный отпечаток их христианского усердия и ненависти к язычникам. От XI века известно также большое количество шведских рунических камней, практически все — из окрестностей озера Меларен; они установлены в память о родичах, которые часто путешествовали на восток. Что касается Восточной Европы, то здесь имеется замечательная Повесть временных лет, относящаяся к началу XII в. и рассказывающая о древнейшей истории Русского государства — не всегда достоверно, но всегда живо и с обилием деталей, что сильно отличает ее от западноевропейских хроник и придает ей очарование, сравнимое с очарованием исландских саг.
В 839 году к франкскому королю Людовику Благочестивому, находившемуся в тот момент в Ингельхейме на Рейне, прибыл посол от императора Феофила из Константинополя (современный Стамбул). С послом прибыли также несколько человек из народа «рос», которые добирались в Константинополь столь опасными путями, что теперь хотели возвратиться домой через королевство Людовика. Когда король подробнее расспросил об этих людях, выяснилось, что они свеи. Людовик хорошо знал свеев-язычников, поскольку он сам ранее направил Ансгария миссионером в их торговый город Бирку. Король стал подозревать, что люди, называвшие себя «рос», на самом деле шпионы, и решил задержать их до тех пор, пока не выяснит их намерений. Такой рассказ содержится в одной франкской хронике. К сожалению неизвестно, что потом случилось с этими людьми.
Этот рассказ важен для изучения эпохи викингов в Скандинавии. Он и некоторые другие рукописи из Византии и Халифата более или менее очевидно показывают, что на востоке в VIII–IX веках скандинавов называли «рос»/«рус» (rhos/rus). Одновременно данное название использовалось для обозначения Древнерусского государства, или, как его еще часто называют, Киевской Руси (см. карту). Государство выросло в течение этих столетий, и от него ведут свое происхождение современные Россия, Беларусь и Украина.
О древнейшей истории этого государства рассказывается в Повести временных лет, которая была записана в его столице, Киеве, вскоре после окончания эпохи викингов. В записи о 862 годе можно прочесть, что в стране царила смута, и было принято решение искать правителя по другую сторону Балтийского моря. Были снаряжены послы к варягам (то есть скандинавам), а именно к тем, кто назывались «рус»; править страной пригласили Рюрика и двух его братьев. Они пришли «со всей русью», и Рюрик осел в Новгороде. «И от этих варягов получила свое название земля русская». После смерти Рюрика правление перешло к его родичу Олегу, который завоевал Киев и сделал этот город столицей своего государства, а после смерти Олега князем стал сын Рюрика Игорь.
Сказание о призвании варягов, содержащееся в Повести временных лет, является рассказом о происхождении древнерусского княжеского рода, и как исторический источник весьма спорно. Наименование «рус» пытались объяснить многими путями, но сейчас наиболее распространено мнение о том, что это название должно быть сопоставлено с названиями из финского и эстонского языков — Ruotsi/Rootsi, которые сегодня означают «Швеция», а ранее указывали на народы из Швеции или Скандинавии. Это название, в свою очередь, происходит от древнескандинавского слова, означающего «гребля», «гребная экспедиция», «члены гребной экспедиции». Очевидно, что люди, жившие на западном побережье Балтийского моря, были известны своими морскими походами на веслах. Надежных источников о Рюрике не существует, и неизвестно, как он и его «русь» пришли в Восточную Европу — однако едва ли это произошло столь просто и мирно, как говорится в сказании. Когда род утвердился в качестве одного из правящих в Восточной Европе, вскоре само государство и его жители стали называться «Русь». На то, что род был скандинавского происхождения, указывают имена древних князей: Рюрик — это скандинавский Рёрек, обычное имя в Швеции еще и в позднее средневековье, Олег — Хельге, Игорь — Ингвар, Ольга (жена Игоря) — Хельга.
Очевидно, что в рассматриваемом регионе находилось много скандинавов, занимавшихся не только войной и политикой, но также торговлей, ремеслом и сельским хозяйством — ведь сами скандинавы приходили из сельскохозяйственных обществ, где городская культура, точно так же, как и в Восточной Европе, начала развиваться только в течение этих столетий. Во многих местах северяне оставили ясные отпечатки скандинавских элементов в культуре — в одежде и искусстве изготовления украшений, в вооружении и религии. Но также очевидно и то, что скандинавы жили в обществах, в основе структуры которых лежала восточноевропейская культура. Центральная часть ранних городов обычно представляла собой густо населенную крепость — детинец или кремль. Подобные укрепленные ядра городских образований не встречаются в Скандинавии, но долгое время были характерны для Восточной Европы. Способ строительства в тех местах, где селились скандинавы, был в основном восточноевропейским, и большинство предметов быта, например, бытовая керамика, также носило местный отпечаток. Иностранное влияние на культуру приходило не только из Скандинавии, но также и из стран на востоке, юге и юго-западе.
Когда в 988 г. в Древнерусском государстве официально было принято христианство, скандинавские черты вскоре практически исчезли из его культуры. Славянская и христианская византийская культуры стали основными компонентами в культуре государства, а языком государства и церкви стал славянский.
Как и почему скандинавы участвовали в развитии событий, которые в конце концов привели к образованию русского государства? Вероятно, это была не только война и жажда приключений, но также и в большой степени торговля. Ведущей цивилизацией мира в этот период был Халифат — исламское государство, простиравшееся на восток до Афганистана и Узбекистана в Средней Азии; там, далеко на востоке, находились наиболее крупные серебряные рудники того времени. Огромное количество исламского серебра в форме монет с арабскими надписями распространялось по Восточной Европе вплоть до Балтийского моря и Скандинавии. Наибольшее количество находок серебряных предметов сделано на Готланде. С территории русского государства и материковой части Швеции, прежде всего из области вокруг озера Меларен, известен также ряд предметов роскоши, которые указывают на связи с Востоком, носившие более социальный характер — например, детали одежды или пиршественные предметы.
Когда исламские письменные источники упоминают «рус» — под чем, вообще говоря, можно подразумевать как скандинавов, так и другие народы из Древнерусского государства, интерес проявляется прежде всего к их торговой активности, хотя существуют также и рассказы о военных походах, например, против города Берда в Азербайджане в 943 или 944 г. В мировой географии Ибн Хордадбеха рассказывается о том, что русские купцы продавали шкуры бобров и чернобурых лисиц, а также мечи. Они приходили на кораблях в земли хазар, и, заплатив десятину их князю, отправлялись далее по Каспийскому морю. Часто они везли свои товары на верблюдах вплоть до самого Багдада – столицы Халифата. «Они выдают себя за христиан и уплачивают установленную для христиан подать». Ибн Хордадбех был министром безопасности в одной из провинций вдоль караванного пути в Багдад, и прекрасно понимал, что эти люди — не христиане. Причина того, что они называли себя христианами, была чисто экономической — христиане платили более низкий налог, чем язычники, поклонявшиеся многим богам.
Кроме меха, пожалуй, наиболее важным товаром, поступавшим с севера, были рабы. В Халифате рабы использовались как рабочая сила в большинстве общественных секторов, и скандинавы, как и другие народы, могли добыть рабов во время своих военных и грабительских походов. Ибн Хордадбех рассказывает, что рабы из страны «Саклаба» (примерно означает «Восточная Европа») служили как переводчики для русов в Багдаде.
Поток серебра из Халифата иссяк в конце X века. Возможно, причиной явилось то обстоятельство, что добыча серебра в рудниках на востоке сократилась, возможно, повлияли война и смута, царившие в степях между Восточной Европой и Халифатом. Но вероятно и другое — что в Халифате начали проводить эксперименты по уменьшению содержания серебра в монете, и в связи с этим интерес к монетам в Восточной и Северной Европе был потерян. Эономика на этих территориях не была денежной, стоимость монеты считалась по ее чистоте и весу. Серебряные монеты и слитки рубили на куски и взвешивали на весах, чтобы получить ту цену, которую человек готов был заплатить за товар. Серебро разной чистоты затруднило или сделало практически невозможным такой тип платежных транзакций. Поэтому взгляды Северной и Восточной Европы обратились в сторону Германии и Англии, где в поздний период эпохи викингов чеканилось большое количество полновесной серебряной монеты, которая распространялась в Скандинавии, а также в некоторых районах Русского государства.
Однако еще в XI веке случалось, что скандинавы доходили до Халифата, или Серкланда, как они называли это государство. Наиболее известный поход шведских викингов в этом столетии возглавлял Ингвар, которого исландцы называли Ингвар Путешественник. О нем написана исландская сага, весьма, однако, недостоверная, но около 25 восточно-шведских рунических камней рассказывают о людях, которые сопровождали Ингвара. Все эти камни свидетельствуют о том, что поход закончился катастрофой. На одном из камней неподалеку от Грипсхольма в Сёдерманланде можно прочесть (по И. Мельниковой):
«Тола велела установить этот камень по своему сыну Харальду, брату Ингвара.
Они отважно уехали
далеко за золотом
и на востоке
кормили орлов.
Умерли на юге
в Серкланде».
Так и на многих других рунических камнях, эти гордые строки о походе написаны в стихах. «Кормить орлов» — поэтическое сравнение, означающее «убивать врагов в бою». Используемый здесь стихотворный размер является старым эпическим размером и характеризуется двумя ударными слогами в каждой стихотворной строке, а также тем, что стихотворные строки попарно связаны аллитерацией, то есть повторяющимися начальными согласными и меняющимися гласными.
Хазары и волжские булгары.
Варяги у греков в Миклагарде.
Упор на роль Византии является упрощением действительности. Скандинавы приходили прежде всего в Древнерусское государство и оседали там. А торговля с Халифатом через государства волжских булгар и хазар должна была иметь самое важное значение с экономической точки зрения для Восточной Европы и Скандинавии в течение IX-X веков.
Однако в течение эпохи викингов, и в особенности после христианизации Древнерусского государства, значение связей с Византийской империей возросло. Об этом свидетельствуют прежде всего письменные источники. По неизвестным причинам число находок монет и других предметов из Византии относительно невелико как в Восточной, так и в Северной Европе.
Константинополь, или Миклагард, великий город, как называли его скандинавы, был для них невероятно привлекательным. Исландские саги рассказывают о многих норвежцах и исландцах, служивших в варяжской гвардии. Один из них, Харальд Суровый, стал по возвращении домой королем Норвегии (1045-1066). Шведские рунические камни XI века чаще говорят о пребывании в Греции, чем в Древнерусском государстве.
На старой тропинке, ведущей к церкви в Эде в Уппланде, есть большой камень с руническими надписями на двух сторонах. В них Рагнвальд рассказывает о том, что эти руны высечены в память о его матери Фастви, но прежде всего он заинтересован в том, чтобы рассказать о самом себе:
«Эти руны велел
высечь Рагнвальд.
Он был в Греции,
был предводителем отряда воинов.»
Солдаты из варяжской гвардии охраняли дворец в Константинополе и принимали участие в военных походах в Малую Азию, на Балканский полуостров и в Италию. Страна лангобардов, упоминающаяся на нескольких рунических камнях, подразумевает Италию, южные области которой входили в состав Византийской империи. В портовом пригороде Афин, Пирее, раньше стоял огромный роскошный мраморный лев, который в XVII веке был перевезен в Венецию. На этом льве один из варягов во время отдыха в Пирее вырезал руническую надпись змеевидной формы, которая была типичной для шведских рунических камней XI века. К сожалению, уже при обнаружении надпись была столь сильно повреждена, что прочесть можно только отдельные слова.
Скандинавы в Гардарике в поздний период эпохи викингов.
В конце Х века, как уже было сказано, поток исламского серебра иссяк, а вместо него на восток, в русское государство, хлынул поток немецких и английских монет. В 988 г. киевский князь и его народ принял количествах на Готланде, где они также копировались, и в материковой части Швеции и в Дании. Несколько поясов было обнаружено даже в Исландии. Возможно, они принадлежали людям, которые служили у русских князей.
Новгород, который скандинавы называли Хольмгард, приобрел за эти столетия огромное значение как торговая метрополия. Готландцы, продолжавшие в XI-XII веках играть важную роль в балтийской торговле, создали торговую факторию в Новгороде. В конце XII века на Балтике появились немцы, и постепенно главная роль в балтийской торговле перешла к немецкой Ганзе.
Конец эпохи викингов.
На простой литейной форме для дешевых украшений, сделанной из бруска и найденной в Тимансе в Руме на Готланде, два готландца в конце XI века высекли свои имена, Урмига и Ульват, и, кроме того, названия четырех дальних стран. Они дают нам понять, что мир для скандинавов в эпоху викингов имел широкие границы: Греция, Иерусалим, Исландия, Серкланд.
Назвать точную дату, когда этот мир сжался, и эпоха викингов закончилась, невозможно. Постепенно в течение XI и XII веков пути и связи меняли свой характер, и в XII веке путешествия вглубь Древнерусского государства и в Константинополь и Иерусалим прекратились. Когда число письменных источников в Швеции в XIII веке увеличилось, походы на восток стали лишь воспоминаниями.
В Старшей редакции Вестгёталага, записанной в первой половине XIII века, в Главе о наследовании есть, среди прочего, следующее установление, касающееся того, кто обретается за границей: Он никому не наследует, пока он сидит в Греции. Действительно ли по-прежнему в варяжской гвардии служили вестгёты, или же этот параграф остался с давно минувших времен?
В Гутасаге, рассказе об истории Готланда, записанном в XIII или на- чале XIV века, сказано, что первые церкви на острове освящались епископами по пути в Святую Землю или обратно. В то время шел путь на восток через Русь и Грецию в Иерусалим. Когда записывалась сага, пилигримы шли в обход через Центральную или даже Западную Европу.
Перевод: Анна Фоменкова.
Знаете ли вы что.
Скандинавы, служившие в варяжской гвардии, были, вероятно, христианами — или же принимали христианство во время пребывания в Константинополе. Некоторые из них совершали паломничество в Святую землю и Иерусалим, называвшийся на языке скандинавов Йорсалир. Рунический камень из Брубю в Тэбю в Уппланде поставлен в память об Эйстейне, который отправился в Иерусалим и скончался в Греции.
Другая руническая надпись из Уппланда, из Стэкета в Кунгсэнгене, рассказывает о решительной и бесстрашной женщине: Ингерун, дочь Хорда, велела высечь руны в память о самой себе. Она отправляется на восток и в Иерусалим.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: