вес двуручного меча на руси
lsvsx
Всё совершенно иначе!
Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.
Александр Невский – одна из наиболее величественных фигур в истории Древней Руси, талантливый полководец, строгий правитель и бравый воин, получивший свой прозвище в легендарной битве со Швецией 1240 года на реке Неве.
Оружие и защитная амуниция Великого Князя стали славянскими реликвиями, почти обожествлёнными в летописях и житиях.
Сколько весил меч Александра Невского? Есть мнение что пять пудов
Взгляните на картину ниже. Она изображает Великого Князя в парадной форме, соответственно и меч большего объёма — для парада, для придания величия!
Откуда же появились 5 пудов? Видимо историкам прошлых столетий (а особенно Средневековья) было свойственно приукрашивать действительные события, выставляя посредственные победы великими, обычных правителей – мудрыми, некрасивых князей – прекрасными.
Это продиктовано необходимостью: враги, узнав о доблести, мужестве и могучей силе князя, должны были отступить под натиском страха и такой мощи. Именно поэтому есть такое мнение, что меч Александра Невского «весил» не 1,5 кг, а целых 5 пудов.
Меч Александра Невского хранится на Руси и защищает её земли от вторжения врагов, правда ли это?
Орудия 13 века – это редкие реликвии. Почти все они утеряны. Наиболее знаменитый меч, принадлежавший князю Довмонту (правил в Пскове с 1266 по 1299 годы) – хранится в Псковском музее:
Меч Александра Невского обладал волшебными свойствами?
В битве на Неве славянские войска были в меньшинстве, однако многие шведы бежали с поля боя ещё до того, как началось сражение. Был это тактический ход или роковая случайность – не ясно.
Русские воины стояли лицом к восходящему солнцу. Александр Невский был на возвышении и поднял меч вверх, призывая воинов к битве, – в этот момент лучи солнца попали на клинок, заставив сталь светиться и напугав противника.
Согласно летописям, после Невского сражения меч отнесли в дом старейшины Пелгусия, где хранились и другие драгоценные вещи. Вскоре дом сгорел, а погреб был засыпан землёй и обломками.
С этого момента мы начинаем путешествие по шаткому миру домыслов и догадок:
1. В 18 веке монахи недалеко от Невы возводили церковь. При строительстве они обнаружили сломанный надвое меч Александра Невского.
2. Монахи справедливо решили, что обломки клинка должны защищать храм от напастей, а потому положили их в фундамент здания.
3. Во время революции 20 века церковь и сопутствующие ей документы уничтожили.
4. В конце 20 века учёные обнаружили дневник Андрея Ратникова (это белый офицер), несколько страниц которого были посвящены легендарному клинку.
Сколько весил меч Александра Невского? Одно мы можем сказать наверняка: не 5 пудов, скорее всего как обычный клинок 1,5 кг. Это был прекрасный клинок, принёсший воинам Древней Руси победу, повернувшую ход истории!
И все таки хотелось бы знать, была ли заключена в нём могущественная магия.
Сколько весит меч князя Александра Невского?
В почте, которая приходит на редакционный e-mail, часто встречается один и тот же вопрос. Люди хотят знать, сколько весит меч князя Александра Невского. Увы, тут совсем не все просто.
Известны три меча, которые приписывают русским князьям. Это каролингский меч князя Святослава Игоревича, готический меч князя Псковского Довмонта и полутораручный меч еще одного князя Псковского — Всеволода. Бегло коснемся каждого из них.
Меч князя Святослава Игоревича
Про меч князя Святослава мы уже упоминали в статье «История меча: каролингский удар». Если вкратце, то это меч каролинского типа, очень хорошей сохранности и богатой выделки. Был найден совершено случайно — 7 ноября 2011 года киевлянин Сергей Пьянков забросил удочку и вытащил 96-сантиметровый меч из воды.
Оснований приписывать этот меч Святославу на самом деле нет никаких.
Да, это очень богато украшенный меч. Да, он современник Святослава. Да, его нашли в том самом месте, где Святослав дал последний бой. Все это — да, так и есть.
Однако, ничто не подтверждает, что этим мечом сражался именно Святослав.
Ни единый штришок не подтверждает!
Меч князя Псковского Всеволода
Князь Всеволод Мстиславич был внуком Владимира Мономаха и племянником Юрия Долгорукого. Собственно говоря, дядя не сильно любил Всеволода и в свое время даже силой забрал у него наследство — княжество Переяславльское.
Есть еще нюанс. На мече содержится надпись «Honorem meum nemini dabo» — «Чести моей не отдам никому». Шрифт, которым она сделана, называется «готический минускул», и появился он только в конце XIV века.
Что же касается ножен, то их крепления для портупеи, по мнению специалистов, характерны вообще для XV столетия.
Словом, налицо подмена. Видимо, настоящий меч князя Всеволода пришел в негодность от времени или был утерян. Тогда-то его и заменили самым лучшим, самым достойным памяти великого князя, мечом.
Меч князя Псковского Довмонта
С мечом князя Довмонта тоже не все просто. Начнем с того, что сам князь Довмонт весьма интересная личность. Он был изгнан из Прибалтики, где княжил и обрел новую родину во Пскове. Псковичи под его началом одержали победу над Тевтонским орденом в битве при рыцарском замке Раквере — это сражение еще называют Раковорской битвой.
Теперь про меч князя Довмонта. Это одноручный меч готического типа, о котором мы рассказали вот здесь http://proshloe.com/istoriya-mecha-5-odnoruchnyj-goticheskij-mech.html
Легендарный исследователь и коллекционер мечей Эварт Окшотт указывает, что мечи готического типа применялись еще в конце XIII века, однако в широкое употребление вошли именно в XIV столетии.
И здесь ситуация «50 на 50». В принципе, Довмонт мог владеть таким мечом, однако тогда это должен быть один из самых первых мечей своего типа. И если это окажется правдой, то у нас есть еще один повод для национальной гордости.
Меч князя Бориса, брата Глеба
Еще в древнерусской литературе упоминается меч князя Бориса — имеются в виду весьма чтимые в древнерусских дружинах святые мученики князья Борис и Глеб.
А как же меч князя Александра?
Науке он неизвестен. Однако не надо сдаваться. Сейчас все решим.
Разумеется, меч у Александра Невского был, и, скорее всего, даже не один. Возможно, даже, это один из тех мечей, что лежат в наших музеях, в запасниках или на витринах. Другое дело, что мы его не знаем «в лицо».
Но мы можем воспользоваться дедуктивным методом старины Холмса. Итак, сперва вспомним, когда жил Александр Невский.
Даты его жизни: 13 мая 1221 — 14 ноября 1263. Иными словами середина XIII века.
Это время меча романского типа.
О том, какие именно мечи этого типа имели хождение на Руси, мы очень подробно расписали вот здесь: http://proshloe.com/istoriya-mecha-4-3-romanskij-meh-na-rusi.html
От этой ссылки и будем отталкиваться. Мы знаем, что вес мечей романского типа колеблется от килограмма до полутора. В среднем он составляет 1,3 килограмма или тысячу триста граммов.
А вот почему не три пуда — это другой разговор. И мы его скоро начнем — оставайтесь с нами!
Фото — Дмитрий Якушев, «Тоже Форум», «ВКонтакте»
Сколько весил меч Александра Невского?
Александр Невский – одна из наиболее величественных фигур в истории Древней Руси, талантливый полководец, строгий правитель и бравый воин, получивший свой прозвище в легендарной битве со Швецией 1240 года на реке Неве.
Оружие и защитная амуниция Великого Князя стали славянскими реликвиями, почти обожествлёнными в летописях и житиях.
Сколько весил меч Александра Невского? Есть мнение что Пять пудов
Взгляните на картину ниже. Она изображает Великого Князя в парадной форме, соответственно и меч большего объёма — для парада, для придания величия!
Откуда же появились 5 пудов? Видимо историкам прошлых столетий (а особенно Средневековья) было свойственно приукрашивать действительные события, выставляя посредственные победы великими, обычных правителей – мудрыми, некрасивых князей – прекрасными.
Это продиктовано необходимостью: враги, узнав о доблести, мужестве и могучей силе князя, должны были отступить под натиском страха и такой мощи. Именно поэтому есть такое мнение, что меч Александра Невского «весил» не 1,5 кг, а целых 5 пудов.
Меч Александра Невского хранится на Руси и защищает её земли от вторжения врагов, правда ли это?
Орудия 13 века – это редкие реликвии. Почти все они утеряны. Наиболее знаменитый меч, принадлежавший князю Довмонту (правил в Пскове с 1266 по 1299 годы) – хранится в Псковском музее:
Меч Александра Невского обладал волшебными свойствами?
В битве на Неве славянские войска были в меньшинстве, однако многие шведы бежали с поля боя ещё до того, как началось сражение. Был это тактический ход или роковая случайность – не ясно.
Русские воины стояли лицом к восходящему солнцу. Александр Невский был на возвышении и поднял меч вверх, призывая воинов к битве, – в этот момент лучи солнца попали на клинок, заставив сталь светиться и напугав противника.
Согласно летописям, после Невского сражения меч отнесли в дом старейшины Пелгусия, где хранились и другие драгоценные вещи. Вскоре дом сгорел, а погреб был засыпан землёй и обломками.
С этого момента мы начинаем путешествие по шаткому миру домыслов и догадок:
1. В 18 веке монахи недалеко от Невы возводили церковь. При строительстве они обнаружили сломанный надвое меч Александра Невского.
2. Монахи справедливо решили, что обломки клинка должны защищать храм от напастей, а потому положили их в фундамент здания.
3. Во время революции 20 века церковь и сопутствующие ей документы уничтожили.
4. В конце 20 века учёные обнаружили дневник Андрея Ратникова (это белый офицер), несколько страниц которого были посвящены легендарному клинку.
Сколько весил меч Александра Невского? Одно мы можем сказать наверняка: не 5 пудов, скорее всего как обычный клинок 1,5 кг. Это был прекрасный клинок, принёсший воинам Древней Руси победу, повернувшую ход истории!
И все таки хотелось бы знать, была ли заключена в нём могущественная магия.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Какие на Руси были мечи (9 фото + 1 видео)
Мечи. Типовые формы: 1—17 — IX — XI вв.; 18—25 — XI — XIV вв. 1 — Бор, юго-восточное Приладожье; 2 — Гнездово, Смоленская обл.; 3 — Пиркинское, юго-восточное Приладожье; 4, 5 — Днепровские пороги (о. Хортица); 6 — Вахрушева, юго-восточное Приладожье; 7 — Гнездово, Смоленская обл.; 8 — Шестовицы, Черниговская обл.; 9 — Ручьи, юго-восточное Приладожье; 10 — Шестовицы, Черниговская обл.; 11 — Михайловское, Ярославская обл.; 12 — Горка Никольская, юго- восточное Приладожье; 13 — Ленинградская обл.; 14 — Черная могила, Черников; 15 — Фощеватая, Полтавская обл.; 16 — Карабичев, Хмельницкая обл.; 17 — Краснянка, Харьковская обл., 18 — Полтавщина; 19 — Воздвиженское, Костромская обл.; 20 — Малы, Псковская обл.; 21 — Киев; 22 — Киев, 23 — Киев; 24 — Городище, Хмельницкая обл.; 25 — Райки, Житомирская обл.
Мечи X — первой половины XI в. 1 — Фощеватая Полтавской обл. (тип «скандинавский); 2, 3 — Киев и Карабичев, Хмельницкая обл. (оба — тип А местный); 4 — Усть Рыбежна, юго-восточное Приладожье (тип Е); 5 — Гнездово, Смоленская обл. (тип Д); 6 — Глуховцы, Житомирская обл. (тип А местный)
Мечи IX — XI вв. 1 — Новгород (тип X); 2 — Ручьи, юго-восточное Приладожье (тип V — особый); 3 — Усть Рыбежна, там же (тип Е); 4 — Гнездово, Смоленская обл. (тип V); 5 — Гнездово, там же (тип Е); 6 — Ленинградская обл. (тип Н); 7 — Вахрушева, юго-восточное Приладожье (тип Т — 2); 8 — Бор, там же (тип В); 9 — Заозерье, там же (тип Т — 2)
Когда речь заходит о высококачественном холодном оружии ближнего боя, то сразу вспоминается знаменитый булат. Булат – это особый вид стали с содержанием углерода более 1 процента и с неравномерным его распределением в металле. Меч, выполненный из такой стали, обладал поистине взаимоисключающими свойствами – например, булатный клинок был способен рубить железо и даже сталь, в то же время он не ломался, будучи согнут в кольцо. Всем он был хорош, но… не выдерживал лютых северных морозов, поэтому был практически непригоден в условиях русского климата. Как же славяне выходили из положения?
Чтобы получить металл с неравномерным содержанием углерода, славянские кузнецы брали прутья или полосы железа и стали, складывали или скручивали их вместе через один и затем множество раз проковывали, вновь складывали в несколько раз, перекручивали, собирали «гармошкой», резали вдоль, проковывали ещё раз и так далее. Получались полосы красивой и очень прочной узорчатой стали, которую травили для выявления характерного рисунка «ёлочкой». Эта-то сталь и позволяла делать мечи достаточно тонкими без потери прочности, это благодаря ей клинки распрямлялись, будучи согнуты вдвое.
Часто полосы сварочного булата («Дамаска») составляли основу клинка, по краю же приваривали лезвия из высокоуглеродистой стали: её предварительно подвергали так называемой цементации — нагреванию в присутствии углерода, который пропитывал металл, придавая ему особую твёрдость. Подобный меч вполне способен был рассекать панцири и кольчуги врага, ведь их, как правило, делали из стали или железа более низких сортов. Перерубали они и клинки мечей, изготовленных менее тщательно.
Специалисты подчёркивают, что сварка железа и стали — сплавов, заметно различающихся температурой плавления, — процесс, требующий от кузнеца высочайшего мастерства. И археологические данные подтверждают, что в IX—XI веках наши предки вполне владели этим мастерством, а не только «умели изготавливать простые железные предметы»!
В связи с этим нелишне рассказать историю меча, найденного в местечке Фощеватая, что в Полтавской области на Украине. Его долгое время считали «бесспорно скандинавским», поскольку на рукояти просматриваются узоры в виде переплетающихся чудовищ, очень похожие на орнамент памятных камней Скандинавии XI века. Правда, скандинавские учёные обращали внимание на некоторые особенности стиля и предлагали искать родину меча в Юго-Восточной Прибалтике. Но когда в конце концов клинок обработали специальным химическим составом, на нем неожиданно проступили четкие кириллические буквы: «ЛЮДОТА КОВАЛЬ». В науке разразилась сенсация: «бесспорно скандинавский» меч оказался сделан у нас, на Руси!
Чтобы не обмануться, покупатель первым делом проверял меч по звону: хороший меч от лёгкого щелчка по клинку издавал чистый и долгий звук. Чем он выше и чище, тем лучше булат. Испытывали и на упругость: не останется ли искривлённым после того, как его положили себе на голову и пригнули (к ушам) за оба конца. Напоследок меч должен был легко (не тупясь) перерубить толстый гвоздь и разрезать тончайшую ткань, брошенную на лезвие.
Хорошие мечи, как правило, богато украшались. В рукоять меча некоторые воины вставляли драгоценные камни, словно в благодарность за то, что меч не подвел своего хозяина в бою. Такие мечи ценились поистине на вес золота.
Когда разговор заходит о воинах на Руси, воображение тут же рисует могучих былинных богатырей в кольчугах и с мечами в руках. Булатные мечи ценились не только славянскими витязями, но и далеко за пределами Руси. Они были высокопрочными, могли рассекать шелковые платки на лету и сгибались почти вдвое, не ломаясь.
Булатный меч IX-X вв.
Рукояти славянских мечей.
Рисунок дамасской стали.
Булатные мечи, о которых упоминали былинные сказители, пришли на Русь из Дамаска. Булатом называют особый вид стали с содержанием углерода более 1% и его неравномерным распределением в металле. Высокая прочность булата поистине поражала. Клинки из него могли перерубить железо и сталь. А если согнуть изделие из булата, то оно и не думало ломаться. Все бы ничего, вот только особенности российского климата не подходили. Во время лютых морозов он был непригоден.
Славянские мастера нашли выход из положения. Они брали прутья из железа и дамасского булата, скручивали их между собой и проковывали, затем складывали, разрезали вдоль и снова проковывали. И так много раз. Полученная сталь позволяла делать мечи тонкими, сохраняя при этом прочность. Такие клинки с легкостью рассекали кольчугу и доспехи, сделанные, как правило, из металла более низкого сорта.
Ножны славянского булатного меча.
Современные специалисты отмечают, что подобные технологии изготовления клинков свидетельствуют о чрезвычайном мастерстве кузнецов IX-XI вв. Поэтому не стоит думать, что наши предки могли делать только «простые железные предметы».
Рукояти с орнаментами.
Чтобы определить, насколько хорош меч, покупатель сперва слушал звон, исходивший от лезвия после щелчка пальцами по нему. Чем выше был звук, тем лучше считался булат. Затем нужно было положить меч себе на голову и за концы притянуть к ушам. Хорошие клинки не гнулись и не ломались. В конце желающий приобрести клинок, пробовал его на остроту. Обычно мечом перерубали толстый гвоздь или бросали полоску ткани на лезвие, при этом она рассекалась.
Булатные мечи, о которых упоминали былинные сказители, пришли на Русь из Дамаска.
Дальше не читал. Пришли они из Ирана. Это первое. Второе между булатной сталью и дамасской сталью большая разница. Так как это две абсолютно разные технологии производства стали.
Булат привезенный на Русь, это вообще не дамасская сталь. И не иранский булат. Это персидско-индийская тигельная сталь.
Прежде чем перепосты откуда либо делать, проверять информацию стоит.
«бросали полоску ткани на лезвие, при этом она рассекалась.»
*Во время лютых морозов он был непригоден.* Шта?!
Кровостоком,а не кровопуском. Да, распространённое заблуждение.
«Битва на реке Пьяне 1367 года»
«Битва на реке Пьяне 1367 года». Лист из серии «Летопись Суздаля». 2019 год.
Бумага, тушь, орешковые чернила, изограф. 600х800 мм.
Сарматский железный меч
Почти 600 лет сарматы держали в ужасе античный мир, пока в начале IV века н. э. не оказались на пути еще более грозных гуннов. С тех пор лишь степные курганы и труды античных авторов хранят память об этом кочевом народе, «опоясанном мечом».
Самое, наверное, яркое описание сарматских тяжеловооруженных всадников (с точки зрения интереса к их оружию и доспехам) оставил древнеримский историк Тацит:
«В тот день, однако, шел дождь, лед таял, и они не могли пользоваться ни пиками, ни своими длиннейшими мечами, которые сарматы держат обеими руками: лошади их скользили по грязи, а тяжелые панцири не давали им сражаться. Эти панцири, которые у них носят вожди и знать, делают из пригнанных друг к другу железных пластин или из самой твердой кожи, они действительно непроницаемы для стрел и камней, но, если врагам удается повалить человека в таком панцире на землю, то подняться сам он уже не может».
Один из сарматских железных мечей (длиной 97,3 см) украшает экспозицию Государственного исторического музея Южного Урала. Он датируется IV веком до н.э. и был найден в 1937 году недалеко от села Усть-Караболка Багарякского района Челябинской области.
Меч длиной 94 см, датируемый 14 веком, найденный в средневековом замке Айн (Кастельон, Испания)
Меч найден на острове Скопелос, Спорады, Греция. 1500-е годы до нашей эры
Изображение на вазе. 5 век до н.э. Греческий гоплит против перса. В руках воинов махайры-кописы.
На русский язык слово μάχαιρα может переводится как «меч», «кинжал» или «сабля». (Например, саблезубые тигры в научной терминологии зовутся «махайроды«)
Махайра из гробницы Севта III, правителя Одрисского царства (Фракии) и «вассала» Ксандра Македонского. Единственный (!) царский меч.
Один из образцов меча (длиной 70 см) был найден в погребении мужчины эллинистического периода у Карантинного шоссе под Керчью.
В одной из раннеримских комедий за авторством Плавта (250-184 гг. до н.э.) действие происходит в державе диадоха Селевка. И хвастливый главный герой, «вспоминает», как отрубил слону целую ногу своей махайрой.
Возможно, кописами именовали махайры, имеющие более серповидную форму.
Махайра для трапезы
На вазах с изображением Троянской Войны махайры изображены в руках у ахейцев-греков, убивающих троянцев внутри храмов. Возможно, это аллегория жертвоприношения.
Но вот махайре меньше повезло быть увековеченной в камне, чем скифосу.
Кстати, клинок эльфийского меча Оркриста, которым сражался Торин Дубощит из «Хоббита» напоминает формы махайры.
Обилие изображений, на которых греческий воин предстаёт лишь с копьем и щитом, может натолкнуть на мысль, что мечи эллины использовали для церемониальных целей или же попросту пренебрегали ими. Но это далеко не так.
Реконструкция меча 4 века до н.э. Д. Андреев и А. Дедюлькин. Изображение с wikiwarriors
Своей причудливой формой с расширением ближе к острию, отличающей его от мечей Рима, Иберии и кельтов, а также ребру жесткости ксифос обязан мечам микенской эпохи и Тёмных веков. Никакого особенного функционала у этого рудимента нет. Ксифос отличается своей простотой. Даже мечи из гробницы Филиппа Македонского, отца Александра, не отличаются невероятными украшениями в сравнении с находящимися рядом доспехами и щитом. Одним из скудных примеров богато украшенного меча данного типа является описание ножен ксифоса понтийского царя Митридата Евпатора.
Ксифос носили не на поясе, а в более высоком положении, на уровне груди, практически под мышкой.
После кровопролитного завоевания Греции Римом ксифосы были вытеснены гладиусами, превосходящими их по качеству материала. Однако, эллинистическая эстетика ксифоса пришлась по вкусу римскому искусству: именно ксифос постепенного стал ассоциироваться с архетипом античного меча, спокойно «дотянув» вплоть до классицизма.
Жало. Меч из «Властелина Колец» и «Хоббита». Несмотря на европейскую средневековую рукоять, он своей формой напоминает именно ксифос.
По мотивам видео: https://youtu.be/8BTLEkfG8eQ (Беседа с археологом Антоном Дедюлькиным)
Сам видос уже был на Пикабу, но без текстовой версии. Вопрос к вам: делать ли пост по мотивам видео про махайру?
Каталог Фрикера
Предлагаю вашему вниманию фотографии свежего каталога известного немецкого антикварного оружейного дилера Fricker Historische Waffen за 2020 год.
Краткое описание имеется под фотками.
На сегодня всё, спасибо за внимание!
Ответ на пост «Правда ли, что мечи никогда не носили за спиной?»
Позволю себе выступить с резкой критикой.
При этом положение рукояти меча всегда +/- одно и то же.
Далее приводится изображение из погребения. Все бы ничего, но положение меча за спиной в погребении отнюдь не говорит о том, что его так носили при жизни.
После чего упоминается какая-то миниатюра, которую автору не удалось найти. Думаю, тут комментарии излишни.
Что мы имеем? Полное отсутствие прямых доказательств.
Существует изображение японского солдата с но-дати за спиной. Спасибо @SagaraA за изображение. Изображений с подобным ношением европейских мечей не встречал, двуручные мечи традиционно носили оперев гарду на плечо.
О королях и капусте, о мечах и масонах
Приветствую всех заглянувших!
Сперва немного копипасты.
Основной версией происхождения масонства считается версия о происхождении от средневековых строительных гильдий каменщиков, однако существуют теории о более древнем происхождении масонства, начало которого выводится от орденов тамплиеров или — в других версиях — от ордена розенкрейцеров. Название «масон» или «франкмасон» происходит от фр. franc-maçon (в старофранцузском masson, англ. freemason), употребляется также буквальный перевод этого названия — вольный каменщик.
Зародившись в 1717 году, масонское движение существует и поныне, разбросав свои щупальца ложи по всему миру. Сохраняя принципы нравственного и духовного усовершенствования как себя, так и мира вокруг, однако же многие ложи не признают друг друга и зачастую доходят до конфликтов на административном уровне.
Вообще, надо сказать, что масоны очень тяготеют к ритуалам, знакам и аллегориям.
Тому способствуют костюмы, атрибуты, музыкальное сопровождение церемоний, а также вообще стилистика тайной организации, куда не бывают допущены посторонние.
Немалую роль в ритуалах масонов играют такие атрибуты как угольник, циркуль и меч.
А вот фото более современного Привратника:
Привратник никогда (т.е. все время работы ложи) не вкладывает меча в ножны (иногда он лишь полуобнажен).
Вообще, в масонских практиках мечи играли огромную роль, поскольку активно использовались при проведении церемоний. Свое добровольное решение стать членом Ордена новичок был обязан скрепить не только клятвой на священной Библии, но и на мече.
Традиционно масонские церемониальные мечи изготавливался исключительно мастерами братства. Практически все старинные мечи масонов имели навершия в форме головы рыцаря.
Вот, кстати, ничего не напоминает? )))
Впрочем, были и другие мечи, не такие вычурные:
И даже такие. Меч масонской ложи «Ключ к Добродетели» из Ульяновского музея.
Дело в том, что в конце позапрошлого-начале прошлого века масонское движение получило огромное распространение, в частности, в Соединённых Штатах.
Целые гильдии американских оружейников массово выпускали «братские мечи».
Кто-то сегодня собирает масонские мечи и они становятся украшением коллекций:
А для кого-то они и по нынешний день являются в первую очередь символом, артефактом, предметом культа и посредником ритуалов:
Также традиционно приношу благодарность авторам фото и материалов, которые помогли написать этот пост.
С тем остаюсь искренне ваш, fenrirvolk1984.
Сталь из легенд. Булат. Финал
Понятие «Булат» включает в себя немалое количество разнящихся по цвету, узору и характеристикам булатных сталей. Только в Индии и Персии в зависимости от способа и места изготовления выделяли несколько десятков сортов булата.
По окончанию Бухарской экспедиции 1814 г. полковник Бутенев в статье «Оковке булата в Бухарии» указывал, что в Бухаре высшими сортами булата считались симдани, газгани, гунеужевгар (новый алмаз), наурис (нейрис) и хорасан. К низшим относились мишеди (из Мешхеда), гиндустани (новый индийский булат), собсидар (зеленый) и гиндустани ахак. При этом бухарцы предпочитали округлые и правильные узоры угловатым, иранские булаты – индийским, а старые сорта – новым.
Большинство булатных клинков названо по местности, где их создавали, а отличить их можно было по узору. К низшим сортам принадлежали сирийские булаты наурис и шам, элиф стамбул, которые имели мелкий прямолинейный узор, серый или бурый грунт, а так же египетский баяз и буйад стамбул, хотя узор у последних мог быть струйчатым.
Под булатами среднего качества следует понимать идийские сари, гинди, кум-гинди и иранский бедр со средним и крупным волнистым узором, в котором преобладали кривые линии на буром и черном грунте.
Высоким качеством отличались иранские хорасан и табан с крупным сетчатым и коленчатым узором на темном фоне с отливом.
К булатам высочайшего качества относились кара-табан и кара-хорасан («кара» означает «черный») со сложным сплетением узоров в виде узких лент или волокон некруглого сечения, четко выступающих на темном грунте с золотистым отливом.
При определении качества булата следует руководствоваться некоторыми правилами:
Чем больше точек и поперечин, четче и крупнее узор и темнее фон, тем выше достоинство стали. Качество и форма узора свидетельствуют о структуре металла и о том, как клинок ковали. Цвет узора и фона говорит о химическом составе стали.
По характеру звона определяется монолитность булата. Чистый и долгий звон свидетельствует о целостности клинка, о том, что нет трещин и разрывов. Если разница в составе соседних слоев велика, металл расслаивается – звук получается низким и недолгим, так как гасится при переходе через границы слоев.
Виктор Викторович Кузнецов в своих статьях дает следующие инструкции к проверке качества булата:
«Первая проверка – замер плотности: она должна быть не ниже 7,8г/см3. Плотность стали – 7,8г/см3. Замер плотности сделать нетрудно при наличии безмена (кантора): подвешиваем слиток, взвешиваем и записываем – 4,0кг. Опускаем слиток в воду, взвешиваем – 3,5кг. Первую цифру делим на объём вытесненной воды 4,0 : 0,5 = 8, это и есть плотность (пример абстрактный).
Вторая проверка: надпилите слиток болгаркой с отрезным диском 2,5мм. с двух сторон, а посередине оставьте столбик шириной в 5мм. Переломите ударами ручника и внимательно рассмотрите кристаллы. Во-первых, они должны быть белыми, если есть чугунная серость, даже пятнами – это грязный булат. Во-вторых, они длинные – 10-12мм., может быть не все, но большая часть. Чистый булат переламывается не сразу, а со второго, третьего перегибания.
Третья проверка: отполировать срез, посмотреть в 20-ти кратную лупу. Если зёрна окружены блестящей каймой ледебурита – хорошо, если кайма чёрная – это сульфиды железа.
Последняя проверка: протравите отполированный срез HNO3 (5%) несколько минут, если появились чёрные точки – булат грязный. Если булат прошёл все испытания на отлично, то он куётся легко, даже при С=3,0%.»
К сожалению, большое количество рецептов превосходных сортов булата много веков назад было безвозвратно утеряно. Только сейчас благодаря современным технологиям и сохранившимся образцам удается приоткрыть тайну их производства. Но полностью повторить индийский, иранский или хотя бы аносовский булат пока не удалось.
На этом цикл о булатах заканчивается. Благодарю всех подписавшихся за внимание и поддержку, а так же пользователя @BasilAlibaba за ссылку на сайт В.В. Кузнецова.
В ближайшее время будет запущен цикл «паровые машины» и «оружейная».
Сталь из легенд. Булат. Продолжение.
Булатная сталь – композит, химически, физически и структурно неоднородная сталь. Устойчивость булата к коррозии объясняется его чистотой и плотностью, а в отдельных сортах и некоторым легированием.
Во-первых, закрытость касты кузнецов: секрет производства определенного сорта булата тщательно оберегался в среде ремесленников того или иного региона и передавался лишь от мастера к ученику.
В-третьих, появлением дамасской стали, которая была проще в производстве и обладала не меньшим спросом на рынке, а так же многочисленных подделок булата. В XVI в. литую сталь начали изготавливать во многих уголках мира, и любой клинок можно было искусственно «дамаскировать», воспроизведя характерный рисунок с помощью подручных инструментов.
В-четвертых, ликвидацией мест производства булата. Большинство опустошительных завоеваний Тамерлана, великого полководца и основателя империи Тимуридов, пришлось на области, где и получали данный вид стали. По приказу эмира Тамерлана всех кузнецов, плененных на захваченных территориях, угоняли в столицу его империи – Самарканд.
Тем не менее, памятуя об отменных качествах булата, металлурги и кузнецы по всему миру работали над возрождением технологии его выплавки. Задумывался над этой задачей и выдающийся английский физик и химик Майкл Фарадей. Сын кузнеца, он имел все необходимое для получения булата: лабораторию, слиток высококачественной стали, вывезенный из Бомбея в качестве образца, и средства для исследований. Несмотря на то, что при воссоздании столь удивительного материала Фарадей вводил даже серебро, золото и платину, секрет производства он так и не обнаружил.
То, что не поддалось английскому ученому, после 10 лет проб и ошибок удалось выпускнику Горного кадетского корпуса – русскому горному инженеру-металлургу Павлу Петровичу Аносову.
Сначала Аносов пошел по пути Фарадея и подтвердил его результаты: примеси алюминия, платины и некоторых других металлов придают характерный для булата узор, но в целом получившийся материал далек от оригинала. Ученый установил, что свойства стали зависят не только от компонентов, но и от содержания и способа введения углерода, чистоты исходных материалов, метода охлаждения и кристаллизации.
«Сплавление железных руд с графитом, или восстановление и соединение железа с углеродом; сплавление железа при доступе углей, или соединение его предварительно с углеродом и восстановление его посредством закиси железа или с помощью продолжительного отжигания без доступа воздуха; и, наконец, сплавление железа непосредственно с графитом, или соединение его прямо с углеродом.
Первый способ требует чистейших железных руд, не содержащих кроме закиси железа никаких посторонних примесей, в особенности серы. Но подобные руды встречаются чрезвычайно редко, притом и потеря в графите весьма значительна, а успех в насыщении железа углеродом не всегда в зависимости от искусства. Сверх того, руды, по малой относительной тяжести, занимают более объёма, нежели железо, и, заключая в себе металла около половины своего веса, уменьшают количество продукта при одной вместимости с железом до ¼ и даже до ⅛ при одних и тех же прочих расходах. Из этого видно, сколь сей способ дорогостоящ. Таким образом, трудность отыскать в совершенстве первые материалы, случайность соединения железа с углеродом в надлежащей пропорции и дороговизна соделывают сей способ не доступным для введения в большом виде. Но он знакомит и с способом древних и с причиной драгоценности совершенных азиатских булатов, ибо древние скорее могли попасть на способ простой, нежели сложный. Употребление тиглей столь же древне, как и известность золота: ничего не могло быть ближе для древних алхимиков, как испытание плавкой всех тел, похожих по наружному виду на металлы, и в этом случае для них ближе было испытывать графит, нежели для нас, привыкнувших думать, что он не плавится и может быть полезен токмо в тиглях и карандашах.
Второй способ не мог быть введен в употребление по затруднительной ковке при значительном содержании углерода, что происходит, по моему мнению, от недостаточной чистоты кричного железа и от затруднения очистить оное совершенно помощью железной закиси. Железо может быть улучшено способом, употребляемым в Японии и вообще в Азии,- продолжительным сохранением в воде или земле, а очищение угля едва ли будет столь совершенно, как в графите.
Третий способ введен уже в употребление, но как литая сталь для сохранения ковкости не может заключать много углерода, то она и составит особый разряд литых булатов, годных на выделку дешевых изделий: ибо пуд литого булата обходится около 10 рублей.
Четвёртый способ, как почитаемый мною удобнейшим и соответственнейшим при наименьших расходах, к получению настоящих булатов.»
— П.П.Аносов. «О булатах»
Парадоксально, но после смерти ученого, секрет производства булата был утерян вновь. Некоторые аспекты, которые Павел Петрович понимал интуитивно, так и не были зафиксированы им на бумаге. Его же современников больше интересовало количество, а не качество, поэтому восстановлением результатов, полученных Аносовым, кроме немногих энтузиастов никто не занимался.