венок на руси значение

Венок в славянской культуре

венок на руси значение. d79b7ffda0108524e76053ab49eb9f2a. венок на руси значение фото. венок на руси значение-d79b7ffda0108524e76053ab49eb9f2a. картинка венок на руси значение. картинка d79b7ffda0108524e76053ab49eb9f2a. В славянской культуре венок из живых цветов на голову имел очень глубокий сакральный смысл. Начиная с древних времен и по сегодняшний день во время «буйства» цветов славянские девушки украшали свои головы венками из живых цветов по самым разным поводам. Что это были за поводы и какой смысл несет в себе венок на голове?

В славянской культуре венок из живых цветов на голову имел очень глубокий сакральный смысл. Начиная с древних времен и по сегодняшний день во время «буйства» цветов славянские девушки украшали свои головы венками из живых цветов по самым разным поводам. Что это были за поводы и какой смысл несет в себе венок на голове?

Венок в Древней Руси – это одно из самых главных женских украшений. Во время проведения праздников он являлся главным атрибутом в наряде девушки. В зависимости от выбранных цветов, венок нес некий посыл, который помогал ей осуществить желаемое. Например, венок Надежды. Его плели из васильков и полевого мака. Венок Надежды надевали молодые незамужние девушки, которые хотели поскорее привлечь к себе заветного жениха. Если у девушки уже есть избранник, но он все ещё не решился заслать сватов, девушка собственноручно плела венок и надевала парню на голову, тем самым давая понять, что он ей не безразличен.

Языческий праздник Купало

В ночь на Купало (не современный Ивана Купала, а именно языческий) до сегодняшнего дня сохранилась один из самых значимых обрядов этого торжества. Молодые славянки прыгали вместе с юношами через костер, плели венки из живых цветов, а после спускали их в воду.
венок на руси значение. 73757fd0b77a7082bc4c61ebcc5c937f. венок на руси значение фото. венок на руси значение-73757fd0b77a7082bc4c61ebcc5c937f. картинка венок на руси значение. картинка 73757fd0b77a7082bc4c61ebcc5c937f. В славянской культуре венок из живых цветов на голову имел очень глубокий сакральный смысл. Начиная с древних времен и по сегодняшний день во время «буйства» цветов славянские девушки украшали свои головы венками из живых цветов по самым разным поводам. Что это были за поводы и какой смысл несет в себе венок на голове?
Как правило, венки на Купало плели из душистых трав и лесных цветов, а дополнительным украшением служили яркие цветные ленты. Каждая девушка старалась сделать свой венок самым красивым и изящным. К сожалению, после того, как появилось христианство на Руси, Купало переименовали в христианский праздник Ивана Купала, а также перенесли дату его празднования. Древнеславянский праздник Купало выпадал на день солнцестояния, но теперь он празднуется в совсем другой день, из-за чего утратил свое ведическое наполнение.

Венок Любви

Все девушки, которым уже исполнилось 13 лет, но которые ещё не были замужем, плели венок Любви на голову из живых цветов. В состав этого венка обычно входит ромашка, между цветками которой часто помещают цветы яблоки и вишни, а над самим челом закрепляли цветущую гроздь калины. Чтобы подчеркнуть не только свою красоту, но и ум, молодые славянки вплетали в венок Любви из живых цветов ещё и усики хмеля.

Другие виды венков из живых цветов

Венок Девицы: его делали в основном из ромашки и василька, изредка добавляя другие цветы, которые сочетались с основными.

Венок Преданности: для замужних женщин и помолвленных девушек существует венок Преданности. Основа венка состоит из васильков, а между ними, как правило, вплетали цветущий любисток. Когда же девушка рожала первого своего ребенка, то она плела венок из роз, украшенный зелеными листьями.

венок на руси значение. f232971c907e028fc74be424782e4f15. венок на руси значение фото. венок на руси значение-f232971c907e028fc74be424782e4f15. картинка венок на руси значение. картинка f232971c907e028fc74be424782e4f15. В славянской культуре венок из живых цветов на голову имел очень глубокий сакральный смысл. Начиная с древних времен и по сегодняшний день во время «буйства» цветов славянские девушки украшали свои головы венками из живых цветов по самым разным поводам. Что это были за поводы и какой смысл несет в себе венок на голове?

Венок Разлуки: этот венок плели в том случае, если юноша и девушка должны были надолго разлучиться. Его основа состояла из первоцвета – символа недолговечности, а также из вереска, который на языке цветов означает безнадежность и одиночество.

В древние времена существовал некий языческий обряд по плетению венка на голову в самом конце лета, когда отцветали последние цветы. Из последнего снопа девушки плели венок на свой вкус, в то же время гадая на суженного и загадывая свое будущее. Этот венок надевали на голову самой красивой незамужней девушке в поселении, и она, в сопровождении односельчан, которые поют и пляшут вокруг неё, несет этот венок в свою деревню. Данный обряд – знак того, что сезон сбора урожая и полевых работ наконец-то подошел к концу.

Значение лент в венке из живых цветов на голову

Лентами украшали венки, как сделанные из цветов, так и сделанные из ветвей. Со временем украшение веночка лентами сохранилось лишь как элемент национального костюма украинок. Каждый цвет ленточки имел свое особое значение:

Какой цветок что означал?

венок на руси значение. 68def27a6f0a2e8c4b58d34becde6352. венок на руси значение фото. венок на руси значение-68def27a6f0a2e8c4b58d34becde6352. картинка венок на руси значение. картинка 68def27a6f0a2e8c4b58d34becde6352. В славянской культуре венок из живых цветов на голову имел очень глубокий сакральный смысл. Начиная с древних времен и по сегодняшний день во время «буйства» цветов славянские девушки украшали свои головы венками из живых цветов по самым разным поводам. Что это были за поводы и какой смысл несет в себе венок на голове?

Помимо лент, свой смысл имели также цветы в венке. Самым правильным венком на голову считался тот венок, в котором было вплетено 12 цветущих трав, каждая из которых имела свое значение, и сама по себе являлась оберегом. Каждый из цветков символизировал:

Интересный факт:согласно старым легендам, девушка, которая сплела себе венок на голову из живых цветов на Яблочный Спас, в следующем году обязательно выйдет замуж!

Источник

ВЕНОК (ВЕНЕЦ): ИСТОРИЯ ТРАДИЦИИ И ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛА

Венок (от ст.-слав. вно «дар») — плетёное в виде кольца украшение из цветов, листьев, веток, иногда также из материалов, имитирующих натуральные. В народных традициях — ритуальный предмет, элемент убранства исполнителей обрядов, талисман.

Символ награды, почета, а также законченности, совершенства, бессмертия и величия. Образ венка соотносится с символикой головы как средоточия духовной силы и круга как образа вечности, а также с символикой растительности как олицетворения жизненных сил. Венец во многих традициях являлся атрибутом богов.

Венок представляет собой плетёное из трав, веток, цветов, кольцо. Венок является традиционным украшением не только для славянских, но и для многих других народов, и имеет очень древнюю историю. Венки существовали в древней Греции, где ими награждали победителей различных соревнований, героев, воинов, правителей в Риме, в Китае, в Индии.

В мировоззрении древних славян венок являлся солярным (солнечным) символом. Магический смысл имеет сама его форма, он воспринимался как слияние совершенства и единства в образе круга, кольца. До сих пор есть поверье о том, что в венках, сплетенных девушками собственноручно, заключалась великая и мистическая сила оберега.

Венки вешали над дверьми и у входа, чтобы отвратить нечистую силу или уничтожить недобрые помыслы злого человека или человека с «нехорошим глазом». Венки клали под первый сноп нового урожая от грызунов. Подкладывали под подушку роженице для отвращения сглаза и помощи в будущих родах. Также окуривали подожженным венком, созданным из специальных трав, больных.

В Древнем Риме символом года был круг или овал. Отсюда и пришла к нам традиция праздничных новогодних венков, которыми римляне и украшали двери своих домов. 1 января каждого года, римляне устраивали праздник в честь бога Януса: вешали на ворота и двери своих домов, украшенные ленточками и шишками венки в форме овала. Янус (Janus) – одно из божеств, знающее и прошлое, и будущее; он – бог солнца и любого начала. Его почитали и уважали, у него просили защиты и благословления на предстоящие труды. Отсюда и назвали первый месяц года январем (Januarius) в честь этого бога.

Более поздняя традиция украшать дом кругом из еловых ветвей со свечами пришла к нам из западных стран, где масштабно празднуют Рождество Христово. А зародилась у лютеран, которые, как и католики с протестантами, отмечают Рождество 25 декабря.

Первый Рождественский венок для своих маленьких воспитанников изготовил богослов-лютеранин из Гамбурга – Иоганн Вихерн. Дети с таким нетерпением ждали праздника, что постоянно спрашивали, не наступило ли уже Рождество. Тогда-то и родился символ, обозначающий адвент (период поста, ожидания и подготовки к Рождеству Христову) – Рождественский венок. Венок Вихерна представлял собой круг из еловых ветвей, закрепленных на деревянном колесе, и вставленных в них 24 малых и 4 больших свечей. Каждый день дети зажигали по одной свече (большие свечи зажигали по воскресеньям) и таким образом могли посчитать, сколько дней осталось до праздника.
Идея украсить дом рождественским венком настолько пришлась по вкусу западным христианам, что быстро распространилась и прижилась.

В Рождественский венок вкладывают и духовный смысл. Круг символизирует вечную жизнь, зелень – это цвет жизни, свечи – божественный свет, освещающий мир в день великого Рождества.

Источник

Венок и Ленты

У славян символ девичьей чести, красоты, счастливой судьбы, чистоты. Обычай плести венки и украшаться ими или украшать достойных исследователи засвидетельствовали у всех древних племен. Этот весенний обычай берет истоки еще в языческих временах.

Венок – праздничный девичий головной убор. Плели венки из живых цветов – чернобривцев, роз, васильков, мака, георгин, барвинка, цвета вишни, яблони и др. Из каких бы цветов венок не был, он должен быть невысокий и опрятно прилегать к голове. В славянской традиции венок могли надевать только дети и девушки. Молодица венок не имеет права носить. Плели венки на протяжении весны-лета-осени. Венок – не только головной убор, украшение головы; он – оберег волос и головы от злых духов, нечисти, болезней, лихого глаза. На Зеленые святки девушки вплетали в венки зелье, которое защищало их от нечистой силы – любисток, полынь, чеснок.

венок на руси значение. 383116 1100 i 789. венок на руси значение фото. венок на руси значение-383116 1100 i 789. картинка венок на руси значение. картинка 383116 1100 i 789. В славянской культуре венок из живых цветов на голову имел очень глубокий сакральный смысл. Начиная с древних времен и по сегодняшний день во время «буйства» цветов славянские девушки украшали свои головы венками из живых цветов по самым разным поводам. Что это были за поводы и какой смысл несет в себе венок на голове?

В полном украинском венке двенадцать трав, которые, по народным представлениям, имеют чудесную силу: барвинок, любисток, васильки, ромашки, незабудки, чернобривцы, розы, бессмертник, деревий, мальва, пион, цвет калины (могут быть сменные компоненты: цвет вишни или яблони, усики хмеля). К венку прикрепляли цветные ленты, которые были короче, чем косы.

«Каждый цвет ленты был символом. Светло-коричневый – символ Земли; желтый – Солнца; светло-зеленый – символ живой природы; темно-зеленый – красоты и юности; синий – неба; голубой – воды; оранжевый – символ хлеба; фиолетовый – ума; малиновый – искренности; розовый – богатства, достатка; белый – символ чистоты. Ленты белого цвета начинали и заканчивали венок. Надевали такие венки лишь на большие праздники: Троицу, Ивана Купала, Спаса. Идя в церковь, девушки также вплетали в косы ленту: белую – девушки до 16 лет и обрученные перед свадьбой; голубую – сироты; красную – у которых уже есть парень; зеленую – те, что не имели парня; коричневую – когда в семье кто-то тяжело болен; черную – если в семье скорбь» (Надежда Бугай).

В Украине невесте на свадьбу надевали свадебный венок (венец), который подруги под обрядовые песни плели из полевых цветов, руты-мяты, вплетая барвинок – символ вечной любви. Были свадебные венки на обручах, украшенные кроме цветов перьями, монистом, монетами, бляшками, зеркальцами. К свадебному венку крепили много лент разных цветов. Ленты (стежки) – узкие разноцветные полоски любой материи, которыми густо украшали свадебный венок невесты и венки дружек. Иногда разноцветные ленты свисали почти до пят. Ленты еще – бынды. В старину бында – длинная цветная лента, которой девушка подбирала волосы на лбу, вплетая ее потом в косу. Бында – принадлежность незамужней девушки, символ девичества. Сменить бынды на чепец (укр. «очипок») – выйти замуж.

«Когда невеста после венчания снимает девичий венок, а свекровь надевает на нее платок молодицы – она раздает присутствующим незамужним девушкам по ленте со своего венка на счастье. Если кому-нибудь из девушек не досталась лента, это к несчастью. Потому лент в свадебном венке должно быть значительно больше, по несколько одного цвета (Н. Бугай).

Свадебный венок берегли до конца жизни; отдать этот обрядовый оберег означало «отлучить своего мужа». По поверьям, нельзя примерять вдовий венок, ибо та, кто примерит, сама вдовой будет.

Венок также символ почета. На могилы умершим предкам клали венки и живые цветы. В более поздние времена в женских монастырях начали делать восковые венки.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

НАПОЛЕОН III ВОЗЛАГАЕТ ВЕНОК ИЗ ФИАЛОК НА ГОЛОВУ ЕВГЕНИИ

НАПОЛЕОН III ВОЗЛАГАЕТ ВЕНОК ИЗ ФИАЛОК НА ГОЛОВУ ЕВГЕНИИ Бывают жесты, говорящие о многом… Поль Клодель Однажды утром Наполеону III захотелось с кем-нибудь поговорить о своей любви. Он попросил вызвать графа Флери, предложил ему сесть, а сам подошел к окну. Долго в молчании

Глава одиннадцатая ВЕНОК ИЗ ПИСЕМ: «ЗА» И «ПРОТИВ»

Глава одиннадцатая ВЕНОК ИЗ ПИСЕМ: «ЗА» И «ПРОТИВ» Сдать эти письма в архив не поднимается рука. Это отклики, пришедшие в «Комсомольскую правду» и другие газеты, на радио, телевидение после публикаций материалов о Саблине и «Сторожевом».Прежде всего — слово участникам

Добавление 5 В.А. Захаров Еще один «венок на гробницу» Императора

Добавление 5 В.А. Захаров Еще один «венок на гробницу» Императора В советской исторической литературе сложилось отрицательное отношение к Павлу I. Император правил всего четыре года, четыре месяца и четыре дня, но за столь кратковременный период он оставил целых четыре

ВЕНОК НА ВОДЕ

ВЕНОК НА ВОДЕ В те и эти дни люди не только молились или проклинали, они ещё и писали стихи, давая чувствам вырваться из души. Писали – маститые поэты и безусые матросы, вдовы и старики-ветераны, слагали горькие и молитвенные строки в России и Англии, в Америке и Австралии…

СКОРОСТЬ КОРАБЛЕЙ. ОТ «МЕЙФЛАУЕР» ДО ПРИЗЕРОВ ГОЛУБОЙ ЛЕНТЫ

СКОРОСТЬ КОРАБЛЕЙ. ОТ «МЕЙФЛАУЕР» ДО ПРИЗЕРОВ ГОЛУБОЙ ЛЕНТЫ За всю историю «Мейфлауер» был, пожалуй, самым знаменитым пассажирским судном. Название его известно каждому школьнику Англии и Соединенных Штатов. Означает оно «Майский цветок», так называют в Англии

Венок

Венок По кабинетам Генштаба секретчики разносят указ президента № 46 «Об учреждении военного геральдического знака — эмблемы Вооруженных сил Российской Федерации».На эмблеме орел держит в одной лапе меч, а в другой венок.Глядя на них, я думаю, что самое подходящее

Звездный венок Волошина Дина Бережная

Звездный венок Волошина Дина Бережная «Закрыт нам путь проверенных орбит!»В наши дни, когда заново открывается, издается, обсуждается литературное наследие русского модернизма, долгие годы ждавшее своего часа в архивах, Максимилиана Волошина знают многие. Кто-то любит

Кипарисовый венок Перевод П. Мелковой

Кипарисовый венок Перевод П. Мелковой О леди, ты венок мне свей Из кипарисовых ветвей. Блестящ и ярок остролист, Нарцисс прекрасен и душист, Но скрасить могут ли цветы Мои печальные черты? Нет, леди, нет, венок мне свей Из кипарисовых ветвей. Пусть украшает, как и встарь,

LХХХIII. ОРДЕНСКИЕ ЛЕНТЫ И СКОБЫ К ЗНАМЕНАМ И ШТАНДАРТАМ

LХХХIII. ОРДЕНСКИЕ ЛЕНТЫ И СКОБЫ К ЗНАМЕНАМ И ШТАНДАРТАМ 1838 года июня 25 состоялся на имя Военного министра высочайший указ, в котором изложено:“Желая сохранить в победоносной нашей армии память незабвенного ее основателя и в каждом полку передать позднейшему потомству

ВЕНОК ИЗ ПИСЕМ: «ЗА» И «ПРОТИВ»

ВЕНОК ИЗ ПИСЕМ: «ЗА» И «ПРОТИВ» Сдать эти письма в архив не поднимается рука. Это отклики, пришедшие в «Комсомольскую правду» и другие газеты, на радио, телевидение после публикаций материалов о Саблине и «Сторожевом».Прежде всего — слово участникам событий. Письмо

Тесьма, пояски, ленты

Тесьма, пояски, ленты Учёные пишут: прежде чем освоить настоящее ткачество, человечество, по-видимому, в совершенстве освоило разного рода плетение. В самом деле, «настоящее» тканьё – технически сложный процесс, подразумевающий, во-первых, разделение нитей на основу и

Источник

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

Например, венок из мяты в Польше означал девственность, а венок из гороховых побегов с полными стручками означал нежелание девушки выходить за нелюбимого замуж. Венок из лавровых листьев в Риме считался признаком воинской славы и императорской власти, а из дубовых листьев вручался воинам, которые проявили особую отвагу в бою или спасли своего товарища. Миртовые венки у римлян считались избавляющими от опьянения, поэтому в таких венках часто проводились застолья. А вот венок из колючего терна предназначался осуждённым на смертную казнь. Венок из цветов апельсина у арабов предназначался невесте, как символ плодородия. Оливковый венок у китайцев вручался литераторам, поэтам, писателям.

Всё это являлось сакрально-символическим кодом, который соответствовал тому или иному событию. Особое внимание уделяли составу венков. Если сегодня венки заплетают ради забавы или в дань древней традиции из любых трав, которые попадутся под руку, то в древности каждый вид венка состоял из определённых растений, например, на русальной неделе и в праздник Купалу, в венок вплеталась полынь, как средство против нечистой силы. К тому же, венки, которые состоят из определённых трав и надетые на голову, являются настоящей ароматерапией, которая способна подарить благотворное состояние, настроить на нужный лад и даже помочь в излечении некоторых болезней.

По причине того, что венки были ещё и оберегами, ими украшали домашних животных и различные части своего дома как снаружи, так и изнутри. Венками украшали не только людей и домашнюю скотину, но также дома и постройки, колодцы, столбы, кладбища, забрасывали на плодовые деревья в огородах и крыши домов. В некоторых регионах плелись специальные венки для коров, коз, овец, а в сёлах Поморья даже сохранился обычай плести венки для гусей, индюков, кур и другой домашней птицы.

Что касается празднично-обрядового предназначения венка, то здесь существует масса различных традиций, связанных с использованием этого нехитрого предмета. Сквозь купальский венок доили домашнюю скотину или процеживали молоко. Через большой венок пролезали сами, как бы символизируя этим новое рождение, которое оставляло в прошлом болезни, негатив и неприятности. Также через венок протаскивали различные вещи, которым хотели подарить новую жизнь или новые силы. Через венок смотрели в ходе определённых ритуальных игрищ, сквозь него пили и умывались. Предназначений купальского венка более чем предостаточно и в каждом регионе древней Руси, племени или поселении существовали свои особенности и методы его использования.

По причине того, что венок (круг с отверстием) считается символом рождения и новой жизни, он являлся непременным атрибутом свадеб. Наряду с венком, традиционными атрибутами свадеб также являлись кольца, калачи, караваи с отверстием посередине. Всё это символы новой жизни, любви, счастья. В обычай славян также вошла традиция дарить венок девушке в знак предложения сватовства. Венок невесты символизирует новое рождение в качестве жены. Обновление человека, сбрасывание старой жизни и вход в новую жизнь. Это, своего рода, символ умирания старой, девичьей жизни, обновление души и тела и рождения новой жизни в качестве замужней женщины. Брачные венки, в отличие от праздничных, обычно сохранялись на долгое время или даже на всю жизнь. Брачные венки сохраняли в сундуках, их ставили в красный кут, где они, благополучно высыхая, стояли долгие годы, зашивали в подушку молодожёнам, клали под колыбель новорождённого. Возможно, что именно древнейшая традиция украшения венками на свадьбах, обмен венками между невестой и женихом, послужила тем самым прообразом колец, которые затем стали изготавливать в кузницах специально для свадеб, а сегодня в ювелирных мастерских.

Существовал обычай плести венок при последней жатве. По окончании жатвы оставляли последний сноп, который также известен как «Велесу на бородку». Это сноп оставляли на поле или приносили в дом, где хранили его до следующего года, как оберег, который привлечёт хороший урожай и в следующем году. Кроме последнего снопа, плёлся и венок из последних скошенных колосьев. Такой венок надевали на голову самой красивой девушке, которая была символом удачи, хорошего плодородия, символом богини плодородия, которая подарила людям хороший урожай.
В этом венке девушка приходила в поселение, где устраивался праздник и где она, конечно же, была главным персонажем торжества, которого восхваляли и благодарили за обильный урожай.

Впоследствии венки из листьев, веток и цветов стали заменять на искусственные материалы, которые могли сохраняться дольше. Считается, что после того, как венки стали делать из металла, появились царские короны, которые стали отличительным элементом одежды правителя.

Источник

Венок и его волшебная сила

В мировоззрении наших предков венок всегда был символом солнца. Его использовали практически на всех важных этапах жизни: в религиозных обрядах, при рождении ребенка, в свадебных и погребальных ритуалах, как оберег от всех бед и неприятностей.

Прообраз короны

В истории античного мира венку принадлежит самое почетное место, что было предопределено его формой, соединившей в себе космическую символику круга (совершенство) и кольца (вечность, союз).

В Древней Греции и Риме венку нашлось весьма широкое применение, и это привело к большому разнообразию его символических трактовок, всегда, впрочем, позитивных. Миртовые венки девяти афинских высокопоставленных архонтов символизировали победу и славу; венки римских солдат представляли эмблему воинской доблести; венки невест олицетворяли радость, надежду, начало новой жизни, а похоронные или поминальные венки являлись воплощением бессмертия и памяти. Кроме того, венками в античные времена украшали статуи богов, венки надевали ораторы перед выступлениями, а также участники пиршеств и веселых музыкальных шествий (комосов).

К религии венок всегда имел самое непосредственное отношение. Сплетенные из священных трав, растений и цветов, венки преподносились в качестве жертвенных или посвящались тем или иным богам. Так, победителей Олимпийских игр, проводившихся в честь бога Зевса Олимпийского в местечке Олимпия в Элиде, главные распорядители состязаний награждали венками, сплетенными из ветвей священной оливы, произраставшей в роще Алтис, на берегу Алфея. Церемония награждения спортсмена происходила следующим образом: сначала распорядитель игр обвязывал голову победителя шерстяной лентой, затем, под восторженные крики зрителей, увенчивал оливковым венком и вручал зеленую пальмовую ветвь, а радостные болельщики, тем временем, осыпали своего любимца цветами и гирляндами. По завершении игр чемпион торжественно следовал в храм Зевса, где жертвовал свой венок повелителю богов.

Примерно так же греки чествовали победителей и всех прочих спортивных соревнований, с той лишь разницей, что материалами для плетения венка служили уже иные растения. На Пифийских играх, устраивавшихся в честь Аполлона на Криссейской равнине около Дельф, наградой победителю становился лавровый венок. На Немейских играх, проходивших в память о великом подвиге Геракла, голову атлета увенчивали венком из плюща. В качестве награды за призовое место на Истмийских играх, посвященных Посейдону, полагался венок из сосновых веток. И, наконец, на Панафинеях великих, проводившихся в честь богини Афины, чемпиона ожидал двойной приз. Это была панафинейская амфора, наполненная оливковым маслом, и пышный венок из листьев священной маслины. Что же касается веселых гуляний древних греков в честь Диониса Вакха, именуемых Дионисии или Вакханалии, то их участники носили на головах венки, сплетенные из виноградной лозы.

Древние германцы, возжигая костры в честь бога плодородия Бальдра, рассыпали золу и пускали по воде венки из цветов. У арабов венок из цветов апельсина — символ плодородия; его надевают невесты на свадьбу.

В христианской иконографии главенствующие позиции прочно удерживает по сей день колючий терновый венок — христианский символ мученичества. Терновым венцом римские воины в насмешку увенчали перед распятием Иисуса Христа как царя Иудейского. С тех пор христианская церковь рассматривала этот венец как одну из величайших реликвий. В XIII веке, после провала Седьмого крестового похода, когда крестоносцы утратили почти все свои владения в Святой земле, французский король Людовик IX (1226—1270) вывез бесценную реликвию из занятой сарацинами Палестины и поместил в специально возведенную часовню Сент-Шапель. Еще через сотню лет терновый венец Христа торжественно перенесли в собор Парижской Богоматери, где он находится и поныне.

По свидетельствам очевидцев, основу знаменитого венка составляет кольцо из пучков тростника, с внутренней стороны которого прикреплены загнутые к середине терновые ветви. В католической иконографии, пестующей идею мученичества, колючки тернового венца, сами по себе небольшие, к эпохе Ренессанса достигли на иконах и полотнах живописцев поистине устрашающих размеров.
В военном деле венки различных форм использовались римлянами в качестве почетной награды. Воин, спасший в бою товарища от неминуемой смерти, отмечался почетным венком из дубовых листьев. Римский полководец, блестящей победой заслуживший право на триумфальный въезд в Рим, гордо увенчивал голову лавровым венком. Со временем этот венок триумфатора претерпел большие метаморфозы: сначала натуральные листья были заменены золотыми, а еще позднее золотой венок приобрел зубчатую форму и новое название — корона радиата (венец лучистый). Так родилась корона — символ верховной власти цезарей, императоров и королей.

«Солнце с маревами»

По представлениям наших предков, венок (от ст.-слав. вено — «дар») символизировал вечное возвращение растительной жизни, плодоношение земли, женское начало, тайну жизни и тайну смерти. Вера славян в волшебную силу венка нашла свое выражение в многообразии его видов: это величальные, свадебные, ритуальные, погребальные и прочие.

Девушки с древних времен украшали себя венками из цветов. Цветы в венке — хрупкость и недолговечность, непорочность и чистота. Венок для девушки был символом девичьей чести, девичества, он защищал ее от «дурного глаза», от «нечистой силы».

Возрастные венки плели соответственно возрасту девочки. Когда ей исполнялось 3 года, мама сплетала дочке первый веночек. В него вплетали бархатцы (чернобривцы), незабудки и ромашку, барвинок. Каждый из цветков лечил ребенка: бархатцы – от головной боли, барвинок и незабудки – зрение развивали, ромашка – сердце успокаивала. Кроме того, ромашка вплеталась для того, чтоб дочка честь берегла, имела ясный ум и чистые помыслы.

И, наконец, приходило время венка любви. Этот веночек выплетали девушки в возрасте от 13 лет и до замужества. Основу такого венка составляют ромашки – символ юности, доброты и нежности. Между ромашками вплетают цвет яблони и вишни. Над челом – цветущую гроздь калины. Между цветами вплетают усики хмеля, чтоб каждый видел, что девушка не только красива, но и умна. Конечно же, для девушек этот венок был самым главным.

Чтобы снять «венец безбрачия», девушке полагалось рано утром, пока не просохла роса, собрать ворох полевых цветов, сплести из них венок и надеть его на голову. Затем девушка трижды произносила заговор: «Двенадцать цветов с двенадцати полей, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажись, ко мне повернись и на меня посмотри!» После завершения обряда, венок следовало засушить, завернуть в чистый лоскут и носить с собой, пока не встретится тот единственный, который зашлет сватов. Кстати, существует поверье, что если девушка на Яблочный Спас сплетет венок из яблок, то в следующем году она обязательно выйдет замуж.

Важную роль в жизни девушки играл свадебный обряд, который начинался со сватовства. Существовал обычай вручать любимой или любимому венок в знак согласия, который позже перерос в традицию обмениваться кольцами в знак помолвки. Если девушка была согласна выйти за сватавшегося к ней парня, она, как правило, надевала барвинковый венок. После венчания невеста бросала в толпу подружек не букет, а свой венок. Кто поймает – тот скорее других выйдет замуж.
В свадебных обрядах венок является символом девичества невесты, поэтому свадебный венок не надевала выходящая замуж вдова или невеста, утратившая девственность до брака.

Брачные венки обычно сохранялись в семье для счастья в супружестве: их хранили за образами, чтоб брак был крепким, зашивали в подушку новобрачной или подвешивали в доме на потолочной балке или над дверью.

Для изготовления оберега на любовь, деторождение, богатство и счастье в венок вплетали чеснок, лук, ленты, хлебные колосья, сладости, кольца, особые магические травы. Бытовало поверье, что прибитые на дверях веночки обеспечивают всей семье здоровье на целый год. Венки оставляли на деревьях и чердаках от молний, клали под первый сноп для увеличения следующего урожая, подкладывали в гнездо наседки, в колыбель новорожденного, прятали под одежду от ведьм, вешали в полях и огородах. Девушки умывались водой с мокрого венка для красоты и здоровья. Нередко на шляпу жениху, оберегая его от сглаза, надевали венок из искусственных цветов или разноцветных ниток.

Существовали и венки разлук, которые дарили парням и мужчинам, отправляющимся на войну или на заработки, или если парень разлюбил и встречается с другой. Основой этих головных уборов были первоцвет как символ недолговечности и вереск, обозначавший одиночество и безнадежность.

Венок мог быть также атрибутом погребальной обрядности, чаще всего при похоронах детей и неженатой молодежи. В этом случае он служил одним из элементов символической «свадьбы», которую устраивали для умершего. Венок возлагали на голову покойнику или на крышку гроба. По поверьям, такие венки надо было сплести из тех же растений, что и свадебные.

Венки участвовали и в других обрядах наших предков, обычно выступая в роли оберега от нечистой силы, сглаза и порчи. В календарных ритуалах весенне-летнего цикла (Юрьев день, Троица, Зеленые святки, Иван Купала, др.) венки служили непременным украшением их участников, защитой жилых построек и домашнего скота, объектом магических действий. Так, например, на Степана сеновала 15 августа плели так называемый Степанов венок из двенадцати целебных трав: мяты, пижмы, клевера, полыни, ромашки, душицы, тысячелистника и других. Называли такой венок — «солнце с маревами».

Всей семьёй, травинка к травинке, цветок к цветку собирался он и бережно свивался. Принеся в дом, его славили и вешали в красном углу. Обычно такой венок использовали для лечения болезней и как оберег. Когда приходили беда, старшая женщина в доме отрывала от венка несколько травинок и цветков и окатывала их крутым кипятком. Дом наполнялся ароматом, который считали целебным, верили, что добрый дух цветущего луга поможет одолеть любые недуги и беды. По поверьям, сила этого венка сохранялась до будущей весны – до 10 апреля, когда ему на смену придет цветок мать-и-мачеха.

Одним из распространенных ритуалов на Ивана Купалу был обряд гадания на венках, по которому под «дерево счастья» сажали девушку с завязанными глазами, возле нее клали сплетенные заранее венки из свежих и увядших цветов, и она наугад давала каждой девушке венок, который для вручаемой был символом будущей судьбы.

Тогда же девушки водили хороводы с венками. Каждая держала два венка, поднимая их вверх к солнцу, медленно ступая одна за другой, пели купальские песни. Под вечер эти венки пускали на воду. По тому, как венки плыли (быстро, вращаясь, утопая, связавшись с другим венком и т.п.), разгадывали свою будущую судьбу. Если веночек поплывет — девица выйдет замуж в этом же году, пристанет к берегу — не ждать суженого, а если утонет – то она скоро умрет.

На Троицу плели венки во время сбора «троицкой» зелени, предназначенной для украшения дома и двора. В головные венки часто вплетали полынь как надежную защиту от русалок. Старались в Троицын день не выходить из дома без венка, их надевали и старые, и малые, и мужчины, и женщины.

Особое значение придавалось жатвенному венку, который плели из колосьев в день окончания жатвы прямо на поле, украшали цветами и лентами, возлагали на голову лучшей жнице, и она, в сопровождении поющих и пляшущих сельчан приносила его в деревню и хранили в амбаре до следующей жатвы или до засева. Считалось, что жатвенный венок сохраняет силу зерна и передает ее будущему урожаю.

В современном мире самыми популярными оберегами и украшения интерьера стали рождественские и пасхальные венки. Считается, что такой элемент убранства на двери или на праздничном столе служит символом семейного уюта, тепла и взаимопонимания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *