вдова клико шампанское история создания
Николь Клико: как предприимчивая вдова завоевывала Россию, или Немного из истории шампанского
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В 1798 г. дочь предприимчивого буржуа Николь Понсардэн вышла замуж за сына другого известного предпринимателя Франсуа Клико. Так было положено начало семейному бизнесу: у отца невесты были виноградники, у отца жениха – винокурни. Но в 1805 г. муж Николь скоропостижно скончался и, к удивлению окружающих, его дело продолжила молодая вдова.
В те времена женщин вообще неохотно пускали в винные погреба, говорили: едва женщина приблизится к подвалам, вино превратится в уксус. Искусство виноделия издавна считалось сугубо мужским занятием. Но Николь это не смущало. Название компании «Клико и сын» она поменяла на «Вдова Клико-Понсардэн» и активно взялась за дело.
Николь Клико придумала, как избавить вино от мутного осадка: в течение 2-3-х месяцев бутылки держали горлышком вниз под определенным углом. Осадок скапливался в горлышке бутылки, его замораживали и аккуратно доставали. В результате шампанское стало прозрачным. Кроме того, вдова разработала ярко-оранжевую этикетку, украшенную гербом семейства Клико, что несомненно привлекало внимание покупателей.
Через 10 лет, когда напиток завоевал популярность во Франции, вдова Клико принялась штурмовать Россию. Поражение Наполеона неожиданно стало победой Клико. После того, как русские войска вошли во Францию и опустошили погреба вдовы, она снарядила в Петербург корабль «Добрые намерения» с 25 тысячами бутылок своего шампанского. В России товар тут же раскупили по невероятной цене – 12 рублей за бутылку (корова стоила дешевле). Этот хитрый маркетинговый ход с лихвой покрыл ее убытки от разоренных погребов.
Русские аристократы закупали шампанское на год вперед, сам Александр I питал слабость к этому напитку. В светском обществе игристое вино называли «веселой вдовой» или «кликовским», в купеческих кругах – «щипаньским» (за нос щиплет). Одно время почти вся продукция винодельни Клико уходила в Россию.
Конкуренты недоумевали по поводу невероятного успеха компании «Вдова Клико-Понсардэн» в России. Чем только ни объясняли ее триумф – например, тем, что фамильный герб супругов Кликов напоминал якорь – герб Санкт-Петербурга.
Николь Клико не обращала внимания на завистников и продолжала трудиться. Замуж она больше не вышла, все силы вкладывала в свое дело. Ее девизом было «шампанское Клико может быть только одного качества – лучшего!». До самой смерти – до 89 лет – энергичная женщина заботилась о винодельне.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Вдова Клико Понсарден — всемирно известная компания-производитель шампанских вин и бренд; находится во французском Реймсе. Фирма основана в 1772 году Филиппом Клико-Муирон. Марка сыграла значимую роль в становлении шампанского как любимого изысканного напитка европейской знати и буржуазии.
Популярность дома шампанских вин Veuve Clicquot растёт год от года. У этого шампанского потрясающий вкус и интригующее название. Хотя, мадам Клико действительно осталась вдовой в молодом возрасте.
Для этого у нее были все качества: ум, амбиции, талант продавца. Прежде всего, она решила попытаться улучшить качество предлагаемого шампанского, в то время шампанские вина были мутными от присутствующих в них дрожжах. Вдова придумала технологию, позволяющую избавиться от дрожжей в бутылке и получить прозрачное, более презентабельное на вид вино.
Эта технология используется и по сей день: бутылки хранятся горлышком вниз, таким образом, чтобы дрожжевой осадок весь скопился в горлышке, после этого бутылка охлаждается так, чтобы дрожжи замерзли, и затем открывается бутылка, а льдинка с дрожжами под давлением вылетает из бутылки с частью вина.
В 1828 году Клико сделала своим партнером управляющего Эдуарда Верле, ставшим после её смерти в 1866 году главой компании. К этому времени название «Вдова Клико» уже было не только винодельческим домом, но и признанным брендом. Если в 1805 году «дом Клико» производил около 100 тысяч бутылок шампанского, то в конце её жизни — около 750 тысяч.
Пока Европа была охвачена огнем войны, мадам Клико удалось наладить поставки шампанского в другие страны, где этот праздничный напиток на тот момент был гораздо более уместен. После окончания военных действий ее вина ждал огромный коммерческий успех.
Королевские и императорские дворы были покорены шампанским от мадам Клико. Постоянного клиента Дома Клико-Понсарден, прусского правителя Фридриха Вильгельма IV за его пристрастие к знаменитой «Вдове» подданные прозвали «королем Клико».
Николь Клико-Понсарден скончалась в 1866 году, дожив до 89 лет. Она оставила после себя большой Дом, носящий ее имя и верный традициям безупречного качества, который и в наше время рождает на свет шедевры шампанского виноделия.
В 1909 году фирма приобрела за пределами Реймса месторождение известняка (новые штольни), в которых сейчас расположены производство и туристический центр.
В 1987 году компания Veuve Clicquot стала частью транснациональной компании LVMH Moët Hennessy — Louis Vuitton. Она владеет обширными виноградниками в Шампани (около 300 гектаров), расположенными в классических районах выращивания винограда и включающими в себя большое число вин из категорий Гран Крю и Премье Крю (см. Виноделие во Франции). Сырьё с собственных виноградников покрывает потребности производства только на треть, остальной виноград поставляют по многолетним контрактам другие хозяйства региона. Традиционное Veuve Clicquot изготавливается из винограда Пино нуар (42 %), Шардоне (47 %) и Пино менье (11 %). В старом центре Реймса фирма имеет винные подвалы общей площадью 12 гектаров. Ежегодно производится свыше 10 миллионов бутылок вина: невыдержанного брют «Желтая этикетка» (Brut Yellow Label), розового (Rose), выдержанного Резерв (Reserve), престижного Ля Гранд Дам (La Grande Dame). Продукцию фирмы закупают почти 150 стран мира.
Интересной является и история покорения Вдовой Клико России: в то время, как Наполеон проиграл русским войну, русские полностью покорились любви к Шампанскому Вдова Клико.
В 1814 году в Санкт-Петербурге постоянно жил ее личный посланец месье Бонэ. Так что Александр I попробовал шампанское не так уж случайно. Среди посланий Бонэ к мадам Клико есть такое, датированное первым годом его пребывания в русской столице: «Сообщаю вам радостную новость. Царица беременна. Если она родит наследника, в этой огромной стране будет выпито море шампанского. Только не говорите никому ни слова, а то наши конкуренты могут этим воспользоваться». Конкуренты, конечно же, были. Тот же Моэт. И все же клиентуру вдова Клико завоевывала в России более умело. Этого она добивалась не только за счет качества своего напитка, но и за счет тщательного изучения нравов и привычек русской знати. Русские, писал ей г-н Бонэ, получают почти детское удовольствие, наблюдая за тем, как пенится шампанское, и как пробка сама по себе выстреливает, а пена орошает платья сидящих за столом дам. Соответственно при компоновке шампанского для России это учитывалось. Шампанское сердца (и тела) лилось рекой. Успех проведенной операции по засылке шампанского Клико в Россию был полным. Проспер Мериме писал по этому поводу: «Мадам Клико напоила Россию. Здесь ее вино называют Кликовское и никакого другого знать не хотят».
Теперь бутылка из замка Torosay находится в штаб-квартире Veuve Cliquot во французском Реймсе.
Всё дело в волшебных пузырьках: Как война и Россия спасли вдову Клико
Барб-Николь Клико, урождённая Понсарден, овдовела в 27 лет. В конце XVIII века ей по статусу полагалось выйти замуж во второй раз или горевать до самой смерти, вышивая подушки и принимая гостей. Она не испытывала нужды — её отец был состоятельным господином, а от брака с Франсуа Клико осталась только одна дочь. Но вдова Клико любила виноделие и верила в то, что сможет исполнить мечту супруга и построить знаменитый винный дом. Этой уверенностью она смогла заразить собственных отца и свёкра, которые ссужали деньги её предприятию, бывших сотрудников и компаньонов мужа, а также императора Наполеона и царя Александра Первого. История её бизнеса — это череда неудач и борьбы с обстоятельствами, погодой, законами, санкциями и предрассудками. «Секрет» прочитал книгу Тилар Маццео и рассказывает, как появилось самое известное шампанское в мире.
Как появилось шампанское
История шампанского, как и всякого романтизированного продукта, полна лжи и недомолвок. Например, Пьер Периньон, монах-бенедиктианец, вовсе не изобретал его. Легенда о том, что впервые игристое вино начали производить в 1660 году в аббатстве Овилле появилась в конце XIX века — её придумали маркетологи дома Moёt, чтобы лучше продавать вино под маркой «Дом Периньон». Легенда возникла не совсем на пустом месте, действительно в подвалах аббатства иной раз в холодные зимы созревало вино с пузырьками, но дом Периньон как раз это не одобрял и старался от игристости избавиться. А любили вино с пузырьками в то время не во Франции, а в Англии — там к 1660 году уже существовал небольшой рынок производства и продажи игристого вина.
Ещё один обман — настоящее шампанское, которое обожали цари и придворные, вовсе не сухое. Оно было примерно в 4-5 раз слаще самого сладкого современного вина. Кроме того, в основном оно было тёмно-розового цвета. Такими разоблачениями наполнена книга историка Тилар Маццео о вдове Клико, потому что сведений о самой вдове удалось собрать катастрофически мало. Отлично сохранились её хозяйственные и бухгалтерские книги, но ни личных дневников, ни любовных писем не нашлось, поэтому восстанавливать её судьбу пришлось по крупицам.
Начало предприятия
Барб-Николь родилась в Реймсе в 1777 году, через 7 лет после свадьбы короля Людовика XVI и Марии Антуанетты. Королева Франции, обожавшая веселье, обожала также и вино с пузырьками, креплёное и более пьянящее, чем обычное. В то время в Шампани, откуда родом была Барб-Николь, уже производили несколько тысяч бутылок игристого вина в год для королевского двора и знати. Производством вина в то время занимались маленькие домашние хозяйства, которые маркировали свои бочки клеймом, а бутылки — разноцветным сургучом, только для того, чтобы отличать их от тех, что делают соседи.
Отец Барб-Николь, состоятельный предприниматель, который занимался текстильной промышленностью, мечтал породниться со знатью, но революция заставила его объявить себя якобинцем и противником монархии. Он выдал старшую дочь Барб-Николь за сына другого состоятельного мануфактурщика из Реймса господила Клико. Семья Клико тоже занималась текстилем, но также и торговала вином — скупала бочки у производителей в Шампани и перепродавала их в другие регионы Франции и немного за границу. В то время это была стандартная схема ведения бизнеса — виноградарям важно было быстрее сбыть вино, чтобы освободить склады для новых бочек и не нести ответственности за испорченный продукт. По бутылкам вино тогда практически не разливали, все бутылки делались вручную, были очень хрупкие и разного размера. Кроме того, до 1720 года Реймсе закон не разрешал бутилировать вино.
Франсуа Клико, молодой супруг Барб-Николь, решил реформировать семейный винный бизнес. Во-первых, он собрался заняться экспортом, во-вторых решил, что выращивание винограда и производство вина тоже должна делать его компания. В качестве свадебного подарка они с Барб-Николь получили солидные угодья и в том числе виноградники. В 1801 году Франсуа решил, что в общем объёме продаж его собственное вино должно составлять четверть. Кроме того, он задумал производить дорогое бутилированное вино — вино в бутылках можно было продать в три раза дороже, чем точно такое же, но в бочках.
Чтобы найти клиентов в конце XVIII-начале XIX века, нужно было ехать к ним со своим вином и проводить дегустацию — трястись месяц в карете, ночевать на сомнительных постоялых дворах, страдать от холода, насекомых, длинной дороги, разлуки с семьёй. Пока Франсуа и его агент по продажам Луи Бона пытались убедить важных господ в Европе заказывать их вино, Барб-Николь растила младенца и приглядывала за продажами на местном рынке. По утрам она ходила проведать виноградники — чтобы получить хорошее вино, собирать урожай нужно на рассвете, когда ягодны влажны и тяжелы от выпавшей росы. Это было её любимое время дня, так она писала в письмах к мужу.
Выращивать и перерабатывать собственный виноград супруги Клико решили после того, как Наполеон, уже став императором, посетил Шампань, остановился в отеле отца Барб-Николь и сообщил, что собирается развивать французское виноделие. Известно, что Наполеон покровительствовал семье Moёt, которая производила в том числе несколько десятков тысяч бутылок игристого в год. Император ценил пузырьки и считал, что винное дело может поправить экономику страны, пошатнувшуюся после революции и очередного витка Англо-французской войны, который закончился в 1802 году. Чтобы подстегнуть рынок, Наполеон заказал химику и министру внутренних дел Франции Жану-Антуану Шапталю трактат о производстве вина.
Труд «Искусство изготовления, хранения и совершенствования вина» считается классической работой по виноделию и советы оттуда до сих пор используются. Для начала XIX века это была революционная работа, регламентирующая и стандартизирующая многие процессы, ранее нигде не записанные и передающиеся от отца к сыну. У супругов Клико, конечно, был экземпляр трактата, и они тщательно следовали всем рекомендациям. У Барб-Николь, кстати, обнаружился талант к купажированию вина — она была великолепным дегустатором и различала очень тонкие оттенки вкуса, это позволяло составлять изысканные букеты из разных сортов винограда, выросших в разных условиях.
Фото: © Veuve Clicquot
Вообще то, что Барб-Николь занималась бизнесом вместе с мужем, было исключением из правил. Если при Людовике XVI примеры женщин-предпринимательниц и жён, участвующих в управлении семейными компаниями, встречались, то при Наполеоне дамам, особенно знатным и состоятельным, предписывалось заниматься подобающими благочестивыми вещами — благотворительностью, рукоделием, образованием детей, балами и приёмами. Женщина должна была быть безымянным украшением света, если чьё-то имя было на слуху — это вызывало кривотолки. Единственное исключение делалось для вдов. Вдовы, с одной стороны, обладали уважением и социальным статусом замужних женщин, с другой, получали право вести дела как мужчины. В винной индустрии как раз было довольно много вдов, которые выращивали виноград, делали вино и продавали его дистрибьюторам. Причём многие из них занимались именно игристым — сегмент рынка был настолько мал, а производство было таким рискованным, что мужчины из больших винных домов просто не хотели тратить на это свои силы.
Франсуа за несколько лет работы испытал, кажется, все тяготы на себе. Он договорился о поставках в Великобританию — там во время войны французское вино было под запретом, и англичане истосковались по нему, поэтому делали щедрые заказы. Но в 1803 году война началась снова, и торговать с Англией опять стало сложно. Лето 1802 года было очень жарким, 80% бутылок с шампанским полопались в погребах, не выдержав высокой температуры. Луи, торговый агент, который работал с семьёй Клико, поехал в Германию, а затем в Россию, рассчитывая на хорошие продажи, но обманулся в своих ожиданиях — немцы и русские заказали куда меньше вина, чем он рассчитывал. Всё это нагоняло тоску на Франсуа. Он вообще был склонен к меланхолии, хотя между приступами был энергичным и весёлым человеком. Вероятно, современные психологи диагностировали бы у него биполярное расстройство. В 1805 году он подхватил тиф и скончался в муках. Барб-Николь стала его единственной наследницей.
В каком-то смысле ей повезло, ни у неё, ни у Франсуа не было братьев. Возможно, если бы в семье были другие молодые мужчины, Барб-Николь даже не задумалась бы о том, чтобы взять дело в свои руки и просто вышла бы второй раз замуж, как хотел её отец. Через месяц после смерти Франсуа, в Реймс примчался Луи (по тем временам он очень быстро, почти молниеносно добрался из Санкт-Петербурга) и начал уговаривать вдову Клико не бросать предприятие. Ему наконец удалось завязать нужные знакомства в России, и он надеялся конвертировать их в хорошие продажи. Так вдова Клико начала превращаться в бренд.
Ещё одна попытка
Фото: © Veuve Clicquot
В 1806 году бизнес-климат во Франции был довольно суровым. В 1803 году начались наполеоновские войны, император с 1805 года противостоял коалиции, в которую входили Англия, Россия, Швеция и Неаполь. Многие дороги были перекрыты, страны вводили санкции друг против друга, правила игры менялись часто, так как соседи поддерживали то одну сторону, то другую. В этих условиях Клико собрала заказы на 55 000 бутылок шампанского ($3 млн по сегодняшнему курсу). Везти их партнёры решили через Амстердам — Голландия была нейтральной страной, из порта в Амстердаме корабли уходили во все концы Европы и в Россию.
Вместе с грузом поехал Луи Бон, и удача подвела его — не хватило не то что дней, часов на отплытие гружёных кораблей. Амстердамский порт закрылся в связи с военным положением, французские суда не выпускали, и вино застряло на складе. Надежды на то, что блокаду снимут скоро, быстро таяли. Лето снова выдалось жарким, и товар Клико испортился. Вдова терпела колоссальные убытки, мало того, что её вино не удавалось продать, приходилось оплачивать дорогой склад и держать зафрахтованное судно под парусами на случай, если блокада падёт. Отправить груз можно было контрабандой на английском или американском корабле, но был риск потерять всю партию — шампанское в таком большом количестве можно было везти только из Франции, а император запрещал торговать с врагами.
Ситуация осложнялась тем, что сам рынок рушился. Война выкачивала деньги из Европы — шампанское уже никого не интересовало, было не до роскоши. Бон доехал до России и благодаря своим связям разузнал, что императрица Елизавета Алексеевна в положении — появилась надежда, что наконец родится наследник престола, и по этому случаю будет устроен пир, без игристого вина обойтись не получится. Но увы, родилась девочка, которая скоро скончалась — продать вино не вышло. Бона тем временем обвинили в шпионаже на Наполеона и чуть не сослали в Сибирь, свою работодательницу он постоянно предупреждал в письмах, чтобы она не касалась политики и писала только о делах, ведь его свобода и жизнь под угрозой. Доставить 50 000 бутылок в Санкт-Петербург удалось только в 1808 году.
Когда между Францией и Россией, где вдову Клико уже хорошо знали и успели полюбить её вино, установился хрупкий мир, снова подвела природа — 1809 год выдался неурожайный, и в 1810 партнёр покинул Барб-Николь. Она задумалась о ликвидации предприятия, но на этот раз её уговорил не сдаваться отец. Он прокредитовал дочь, которая теперь осталась одна не только в семейной жизни, но и в бизнесе, и Клико сумела купить 10 000 бутылок, 125 000 пробок и шесть дюжин бочонков на 30 000 франков. Она стала независимой знатной женщиной, которая в одиночку управляла достаточно крупным интернациональным бизнесом — выдающийся пример для наполеоновской эпохи.
Первое, что сделала вдова, когда стала единственной главой собственной фирмы — навела порядок в счетах и бухгалтерских книгах. Второе — переориентировалась на местный рынок, снизила долю дорогого, но ненадёжного шампанского и увеличила долю простых, но качественных домашних столовых вин. К декабрю 1810 года, когда вдове Клико исполнилось 33, она практически рассчиталась с долгами предыдущего совместного предприятия, вернула себе старых поставщиков и клиентов, распродала изрядную часть своего добротного вина французам для празднования Нового года. Встречая 1811 год, она была готова к тому, чтобы он принёс ей удачу. И он принёс.
Счастливая звезда
Пьер Безухов наблюдал комету, «которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света», когда ехал по ночной Москве. Она появилась над Пречистенкой, и Пьер «радостно, мокрыми от слёз глазами, смотрел на эту светлую звезду». Шампанское, произведённое в 1811 году, встречается в «Евгении Онегине», в романе Валентина Пикуля «Каждому своё» и в других произведениях. Это, конечно, вино «Вдова Клико». Барб-Николь наконец повезло — лето выдалось нежарким, вино и шампанское 1811 года получились невероятно прозрачными, с медовым привкусом. Пролетавшая над виноградниками Большая комета добавила ему загадочности (и прибавила несколько десятков франков к цене). Бутылки этого урожая Клико считала жемчужинами своего производства.
Вдова Клико (Veuve Clicquot): особенности технологии, характеристики вкуса, обзор линейки бренда
О шампанском Вдова Клико знают даже те, кто не особенно интересуется французскими игристыми. Это своего рода легенда в мире изысканного алкоголя. Бутылки украшены элегантными этикетками, что только подчеркивает статус вина. И вкус напитка вполне соответствует такому дизайну — благородный и утонченный. Поговорим о шампанском Veuve Clicquot. Как появился бренд и что нового он привнес в технологию производства игристых вин?
История Veuve Clicquot
Барбе-Николь Клико могла бы быть обычной благородной дамой, ведущей праздный образ жизни, как и многие женщины из богатых французских семей в 18-19 веке. Но она выбрала другой путь. После смерти мужа в 1805 г., который был успешным виноделом, вдова вплотную занялась развитием его предприятия. Ей удалось превратить небольшое семейное дело в знаменитый на весь мир Дом шампанского.
Вдова Клико расширила угодья компании, начав выращивать лучшие сорта винограда для изготовления игристых вин. По ее мнению, секрет успеха любого алкогольного напитка — это именно качественное сырье. Она, конечно, не ошибалась. Уже в 1811 г. свет увидела первая бутылка шампанского Veuve Clicquot (в переводе с французского — «Вдова Клико»). Дальше Барбе-Николь активно работала над усовершенствованием качества производимых напитков.
Торговая марка «Veuve Clicquot P. Werle» была зарегистрирована только в 1877 г. К тому моменту мощности предприятия выросли в десятки раз. Премиальное шампанское поставлялось во многие страны. Со временем была расширена ассортиментная линейка напитков.
В 1987 г. компания Veuve Clicquot стала частью гиганта рынка Louis Vuitton — Moët Hennessy (LVMH).
Veuve Clicquot — официальный поставщик игристых вин для британского королевского двора, что автоматически поднимает статус бренда.
Особенности производства шампанского Veuve Clicquot
Veuve Clicquot — самое что ни на есть настоящее шампанское из французской провинции Шампань. Его производят по классической технологии для напитков этой категории. Сначала происходит базовая ферментация виноградного сока. Получившееся кислое вино отфильтровывается и купажируется (если нужно), в состав вводят дрожжи и сахар. Вторичное брожение шампанского проходит в бутылках. Созревание может занимать разное время — от 3-5 мес. до 7 лет. Бутылки сначала лежат в горизонтальном положении, а затем их вручную или автоматически располагают вниз горлышком. Из напитка потом убирают осадок, компенсируют потери напитка после удаления дрожжей и бутылки закупоривают.
Для изготовления классических напитков бренда, как правило, используется виноград сортов Шардоне, Пино нуар и Пино менье. Часть сырья получают на базе собственных угодий, а недостающие его объемы закупают, предъявляя серьезные требования по качеству.
Ни точной рецептуры, ни нюансов технологии бренд не разглашает.
Интересные факты, связанные с брендом Veuve Clicquot
Вдова Клико активно работала над усовершенствованием самой технологии шампанского. И с ее именем связано несколько интересных событий в сфере производства французских игристых. Открытиями предприимчивой женщины пользуются на предприятиях до сих пор.
Раньше шампанское не отличалось шикарным вкусом, поскольку в нем присутствовал осадок. Вдова Клико вместе с Антуаном Мюллером, с которым тогда работала, придумала, как сделать «чистое» вино. Начиная с 1816 г. они стали использовать наклонный деревянный стол с круглыми отверстиями для вторичного созревания напитков. Конструкция этой стойки позволяла медленно переворачивать бутылки таким образом, чтобы из начального горизонтального положения они к концу брожения оказывались вверх дном. Дрожжевой осадок скапливался у горлышка. Потом было очень просто его убрать, и шампанское получалось прозрачным без лишних потерь ценного продукта. Предприятие Veuve Clicquot стало первым, кто выпустил прозрачное игристое вино с чистым вкусовым букетом.
Еще одно новаторское «изобретение» мадам Клико — розовое шампанское. До этого подобные напитки уже выпускали, но их просто подкрашивали темным соком бузины или других ягод. Но вдову Клико это совершенно не устраивало, и она попробовала добавить в свое классическое шампанское тихое красное вино на основе винограда Пино нуар. Кстати, этот способ используется брендом и по сей день. Вскоре идею подхватили и другие виноделы.
Виды шампанского Veuve Clicquot
Veuve Clicquot — классика французских игристых вин. Это образец того, каким должно быть настоящее шампанское. В линейке бренда присутствуют и молодые игристые вина, и винтажные.
Среди классического шампанского, производимого Veuve Clicquot, можно выделить:
Brut, 12 % об
Это основа всей коллекции шампанских вин от бренда. Бутылка украшена узнаваемой желтой этикеткой. По заверениям компании, используется тот же рецепт, что и несколько веков назад. В купаж входит несколько десятков разнообразных вин.
У Veuve Clicquot Brut шелковистый, освежающий вкус, в котором ощущаются ноты сливы и груши с легким шлейфом ванили. Аромат наполнен фруктами, виноградом и свежеиспеченной сдобой.
Extra Brut «Extra Old», 12 % об
В купаже шампанского исключительно премиальные выдержанные вина (около 20 сортов) региона Шампань.
В ярком аромате звучат ноты цитрусовых цукатов и персиков. Во вкусе ощущается фруктово-пряный шлейф с приятной кислинкой на финише.
Rose, 12 % об
Напиток производится по той же рецептуре, что и несколько веков назад. Для составления купажа используются вина Вдова Клико с выдержкой не менее 5 лет.
В аромате присутствуют сочные земляника и клубника, прикрытые шлейфом ванили. Вкус сначала раскрывается нотами ягод, грейпфрута и древесины, а потом плавно переходит в оттенки сухофруктов, булочек и печенья.
Rich, 12 % об
Классическое сладкое шампанское сверкающего золотистого оттенка. Его отличает сочный вкус с фруктовыми и цветочными нотами. Аромат наполнен персиком, ананасом и манго. Несмотря на высокое содержание сахара, напиток не оставляет ни малейшего намека на приторность. Наоборот — дарит «долгоиграющее» освежающее послевкусие.
Сладкое игристое Veuve Clicquot Rich создано специально для приготовления коктейлей.
Rich Rose, 12 % об
Коллекция «Rich» представлена и розовым шампанским. У напитка изысканный фруктовый вкус с яркими нотами красных ягод. В аромате доминируют клубника, земляника и вишня.
Благодаря интенсивному сладкому вкусу Veuve Clicquot Rich Rose, напиток тоже часто используют для приготовления коктейлей.
Rich Reserve, 12 % об
Это шампанское производят исключительно из винограда, собранного в наиболее благоприятные сезоны. На этикетке указывается год сбора урожая.
Богатый, бархатистый вкус напитка раскрывается фруктово-цветочными мотивами. В аромате чувствуется лакрица, цитрусовые и мята.
Demi-Sec, 12 % об
У шампанского выдержанная, очень приятная сладость. Во вкусе слышится звучание нежного пралине и фруктов. Аромат раскрывается белыми цветами, персиками и свежими булочками бриошь.
La Grande Dame, 12,5 % об
Это шампанское выпущено в 1972 г. В рецептуре высоко содержание винограда Пино нуар, что для напитков Veuve Clicquot не типично. Шампанское удостоено высших оценок от дегустаторов.
В аромате доминируют акации, миндаль и абрикосы. Вкус переливается нотами сочных фруктов и сливочного десерта.
La Grande Dame Rose, 12,5 % об
Это шампанское стало гармоничным дополнением коллекции «La Grande Dame».
Аромат напитка наполнен красными фруктами и ягодами с приятным шлейфом свежей выпечки. Вкус раскрывается очень изящно — сначала это свежие клубника и земляника, а потом терпкая вишня с пряностями.
Cuvee Saint-Petersbourg, 12 % об
Компания Veuve Clicquot стала первой поставлять игристые вина в Российскую империю. Именно этому событию посвящено шампанское бренда.
В освежающем вкусе напитка ощущаются фрукты с чуть сладковатым шлейфом на финише. Аромат наполнен изюмом, ванилью и миндалем.
В ассортименте Дома «Клико» присутствует и серия винтажных игристых вин — классических белых и розовых. Напитки производят только в самые удачные высокоурожайные годы. От длительного хранения их вкус становится намного богаче.
Сколько стоит шампанское Veuve Clicquot?
У шампанского Veuve Clicquot «стандартная» цена для напитков этой категории. Это игристое вино класса премиум, которое априори не стоит дешево.
Средняя цена за бутылку классического белого и розового брюта — 4000-6500 руб. Extra Brut дороже — до 8000 руб. за стандартный объем 0,7 л. Примерно в той же ценовой категории шампанское из коллекции «Rich» и «Cuvee Saint-Petersbourg» — 6000-8000 руб. Veuve Clicquot La Grande Dame стоит около 15-17 тыс. руб. Розовая версия шампанского дороже — до 20 тыс. руб.
Стоимость винтажных напитков колеблется в зависимости от конкретного года урожая. К примеру, бутылка Veuve Clicquot Vintage, 2004 стоит около 8000 тыс. руб.
Стоимость шампанского Вдова Клико может сильно отличаться от серии к серии. Какие-то из напитков упаковываются в эксклюзивные боксы, другие — продаются в наборе с бокалами. Все это повышает конечную стоимость продукта. Но самое главное — некоторые напитки являются миллезимными, что напрямую сказывается на цене.