в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает

Ведущая деятельность младшего школьника

в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает фото. в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Структура учебной деятельности включает: в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает фото. в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Структура учебной деятельности включает: в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает фото. в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Структура учебной деятельности включает: в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает фото. в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Структура учебной деятельности включает:

в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает фото. в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Структура учебной деятельности включает:

в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает фото. в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Структура учебной деятельности включает:

Структура учебной деятельности включает:

Мотивы учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Для осуществления деятельности необходима сформированность мотивационной сферы; как правило, это система разнообразных потребностей, мотивов, целей, интересов. Ребенок часто приходит в школу с мотивом «стать школьником», получить новый, более взрослый статус. И на первых порах мотивирующая сила этой тенденции может быть поразительно сильна.

Мальчик, семи лет, энергичный, подвижный, непоседливый, левша. Предвидя трудности с освоением письма, с мелкой моторикой, его мать в течение летних месяцев всевозможными способами пытается привлечь его к рисованию, раскрашиванию, лепке. Однако продолжительность занятий оказывается очень невелика, десять-пятнадцать минут, и ребенок находит для себя более увлекательное дело. «Как же он сможет работать на уроке», — сокрушенно думает мать. И вот приходит сентябрь. Первый день — три урока, а уже со следующего — четыре или пять. Ежедневно домашнее задание — еще на два-три часа. И поразительно терпение новоиспеченного школьника, стремление выполнить все, что задано. (А в короткие перерывы между домашними заданиями он буквально бросается к своим игрушкам, солдатикам и машинкам, ранее уже заброшенным.) Однако через некоторое время позиция школьника становится привычной; указанный мотив постепенно теряет побуждающее значение. К категории так называемых внешних мотивов (лежащих за пределами учебного процесса и связанных лишь с его результатом) относятся социальные мотивы. Социальные мотивы отвечают потребностям ребенка в общении с другими людьми, в их одобрении, в занятии определенного места в системе общественных отношений. Различают широкие социальные мотивы (учиться, чтобы быть культурным, развитым; занять достойное место после окончания школы, найти хорошую высокооплачиваемую работу; мотивы долга и ответственности) и узколичные, в том числе позиционные (избежать двойки, соответствовать ожиданиям родителей, снизить тревожность, быть лучшим учеником в классе, « пятерочником » ).

Широкие социальные мотивы в младшем школьном возрасте чаще относятся к категории знаемых, понимаемых (по А.Н. Леонтьеву). Реально действующими же чаще являются узкие социальные мотивы. Ориентация только на результат (на похвалу, отметку) сужает содержание учения, порождает школьную систему принуждения. Например, чтобы получить хорошую оценку (избежать двойки), можно установить приятельские отношения с соседом по парте, чтобы тот дал списать на контрольной.

в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает. 640 1. в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает фото. в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает-640 1. картинка в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает. картинка 640 1. Структура учебной деятельности включает:

Для эффективной организации обучения важно, чтобы мотив имел внутренний характер, т.е. чтобы содержание деятельности и мотив соответствовали бы друг другу. Такова, например, учебно-познавательная мотивация, отвечающая познавательной потребности, потребности в интеллектуальной активности («хочу все знать», «люблю узнавать интересное»).

Познавательные интересы выражены у детей в весьма различной степени. Но, как правило, мотивы познания не занимают ведущего места у младших школьников. Возникновение и поддержание познавательного интереса в младших классах традиционно связывается с игровыми и эмоциональными приемами организации занятия, приданием занимательности материалу, подлежащему усвоению, и т.д. Опираясь на эти способы, отталкиваясь от них, необходимо формировать внутреннюю познавательную мотивацию, теоретический интерес (например, найти общий способ решения всех задач данного типа).

Также важно обратить внимание ребенка на процесс самоизменения, выделить феномен роста собственных возможностей и придать ему ценность, повернуть школьника к оценке самого себя. Особенности познавательных интересов и мотивов, возрастная динамика мотивационной сферы не являются раз и навсегда данными и неизбежно присущими школьникам на том или ином возрастном этапе. Использование современных методов обучения и воспитания позволяет углубить, скорректировать или даже преобразовать тип отношения к учению, сформировать положительную устойчивую мотивацию к учебной деятельности.

Действия контроля (указание на правильность выполнения) и самоконтроля (действия сличения, соотнесения собственных действий с образцом, который дает учитель). Различают разные виды контроля — по конечному продукту; пооперационный, пошаговый, текущий; перспективный, планирующий. Основное направление развития контрольной части деятельности связано с постепенной передачей самому учащемуся функций контроля во все более расширяющейся сфере.

Действия оценки и самооценки связаны с определением того, достигнут ли результат, насколько успешно выполнена учебная задача. Подведение итогов изученного необходимо организовать так, чтобы учащиеся испытали чувство эмоционального удовлетворения, радость преодоления трудностей и познания нового. Обычно функция оценивания выполняется учителем — в развернутой словесной форме или в виде отметки, но для возникновения умения самостоятельно оценивать свою работу полезно использовать различные формы самоконтроля (составление схемы пройденного материала; формулирование вопросов для проверки уровня усвоения; обзорные доклады по отдельным аспектам темы и др.). Самооценка как неотъемлемая часть деятельности учения необходима для формирования рефлексии. Выполнение действий самооценки имеет регулятивное ретроспективное (хорошо или плохо я сделал?) и прогностическое значение (смогу ли я справиться с этой задачей?).

Центральная задача младшей школы — формирование «умения учиться». Только сформированность всех компонентов учебной деятельности и самостоятельное ее выполнение может быть залогом того, что учение выполнит свою функцию ведущей деятельности.

Полноценная учебная деятельность включает умения:

— выделять и удерживать учебную задачу;

— самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач;

— адекватно оценивать и контролировать себя и свою деятельность;

— владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности;

— использовать законы логического мышления;

— владеть и пользоваться разными формами обобщения, в том числе теоретическими;

— уметь участвовать в коллективно распределенных видах деятельности;

— иметь высокий уровень самостоятельной творческой активности.

Но в традиционной школьной практике на передний план обычно выступают проблемы обучения ребенка практическим умениям и навыкам чтения, письма и счета, а формирование отдельных компонентов собственно учебной деятельности происходит стихийно, неосознанно, как некоего побочного продукта, на основе интуитивного обобщения множества успешных и неуспешных учебных ситуаций. В 60—80-х гг. XX в. под общим руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова разработана концепция развивающего обучения школьников, альтернативная традиционному иллюстративно-объяснительному подходу. В системе развивающего обучения главная цель — развитие ученика как субъекта учения, умеющего и желающего учиться. Для ее достижения постулируется необходимость кардинального изменения содержания образования, основу которого должна составить система научных понятий. А это, в свою очередь, влечет за собой смену методов обучения: учебная задача формулируется как поисково-исследовательская, изменяется тип учебной активности учащегося, характер взаимодействия между учителем и учеником и взаимоотношений между учащимися. Подчеркивается, что развивающее обучение не может быть заимствовано в виде элементов, ибо это целостная система. Развивающее обучение предъявляет довольно высокие требования к уровню профессиональной подготовки учителя.

Трудности в учебе могут быть вызваны:

— несформированностью необходимых элементов учебной деятельности (позиции школьника, познавательной мотивации, подходящих учебных действий и т.д.);

— недостаточным развитием произвольности, низким уровнем памяти, внимания, зависимостью от взрослых;

— неумением или невозможностью приспособиться к темпу школьной жизни, личностными нарушениями, направленностью на другие, внешкольные интересы.

Установление истинных причин школьной дезадаптации, плохой успеваемости и поведения — важнейшая задача школьного психолога.

Общение в школе. Вступление в классный коллектив имеет существенное значение для развития социальных чувств и личности младшего школьника. Межличностное взаимодействие с одноклассниками и учителями, занятие определенного места в системе отношений сверстников обеспечивает практическое овладение школьником нормами и правилами общественного поведения. Младший школьник активно осваивает навыки общения, умения завязывать и поддерживать дружеские контакты. На протяжении младшей школы отношения со сверстниками существенно изменяются. В первом классе восприятие школьника, как правило, опосредовано отношением к нему учителя и уровнем успеваемости, а выбор друга определяется внешними обстоятельствами

(оказался рядом за одной партой, живут поблизости). Постепенно, к 10—11 годам, приобретают значимость личностные качества учащегося (внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность), его организаторские способности.

Особенности построения учебного процесса оказывают существенное влияние на формирование ученических коллективов и развитие личности учащихся. Классы развивающего обучения в целом более сплоченные, в значительно меньшей степени разделены на изолированные группировки. В них ярче проявляется ориентация межличностных отношений на совместную учебную деятельность, преимущества которой ученики видят в том, что она расширяет их познавательные возможности. Характерно, что в классах традиционного обучения ученики, отдающие предпочтение совместному учению, либо никак не мотивируют свой выбор, либо обосновывают его возможностями эмоциональных контактов («вместе учиться веселее»).

Источник

В младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает

а) потребность в социальной компетенции;

б) потребность в социальном соответствии;

в) становление самосознания;

г) формирование мотивационной иерархии

16.Ведущим фактором развития произвольности младшего школьника выступает:

а) игровая деятельность;

б) общение со сверстниками;

в) трудовая деятельность по самообслуживанию;

г) учебная деятельность;

Дидактическая единица 7. Особенности психического развития в подростковом и раннем юношеском возрасте

Умственное развитие в юношеском возрасте

а) в формировании индивидуального стиля мышления;

б) в накоплении знаний;

в) в формировании формальных операций;

г) в формировании абстрактного мышления.

В подростковом возрасте (по Ж. Пиаже) формируется мышление

Снижение интеллектуальной активности в подростковом возрасте обусловлено

а) кульминацией физического и полового развития;

б) сменой ведущей деятельности;

в) нестабильностью социального статуса;

г) все ответы верны.

Внимание в подростковом возрасте

б) подчинено логическому мышлению;

в) колеблется в течение дня.

г) все ответы верны;

Для эмоционально-волевой сферы подростков характерно

а) высокая саморегуляция;

б) появление психологических защитных механизмов;

в) колебания настроения;

г) все ответы верны.

Для подросткового возраста характерно

а) нарушение межсистемных и внутрисистемных связей в познавательной сфере;

б) мотивы формируются под влиянием учебной деятельности;

в) более значимыми являются отношения с родителями;

г) сформирована зрелая адекватная самооценка.

б) младшего школьного;

а) неуравновешенность состояния организма;

б) чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы;

в) патологические формы поведения как следствие психических нарушений;

г) все ответы неправильны.

На условия формирования научного мышления старшеклассников влияют

а) характер и содержание учебной деятельности;

б) наличие учебных предметов, синтезирующие знания о природе и обществе;

в) интерес к вопросам теории, познавательная активность;

г) все ответы верны.

Для юношеского возраста характерно

а) стремление к свободе, самореализации;

б) полностью сформирован социальный статус;

в) резкая смена настроений;

г) нет верных ответов.

Половое созревание как главнейший биологический фактор в пубертате влияет на поведение подростка

г) все ответы неверны.

Появление высших форм интеллекта и организации познавательной деятельности, а также перестройка самосознания характерны для

б) младшего школьного возраста;

в) подросткового возраста;

г) дошкольного возраста.

Виды поведенческих реакций

а) интеллектуально-эстетические, эгоцентрические;

б) накопительные, информационно-коммуникативные;

в) группирования, протеста, имитации, псевдокомпенсации, компенсации, сверхкомпенсации;

г) все ответы верны.

Мышление в подростковом возрасте становится

г) все ответы верны.

Юношеский возраст можно охарактеризовать как процесс

а) установления интимно-личностных отношений с противоположным полом;

б) индивидуализация познавательной сферы;

в) формирование специальных способностей;

г) все ответы верны.

Умение оперировать гипотезами появляется в

б) юношеском возрасте;

в) младшем школьном возрасте;

г) подростковом возрасте.

в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает. image052. в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает фото. в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает-image052. картинка в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает. картинка image052. Структура учебной деятельности включает:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает. image003. в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает фото. в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает-image003. картинка в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает. картинка image003. Структура учебной деятельности включает:

в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает. image054. в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает фото. в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает-image054. картинка в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает. картинка image054. Структура учебной деятельности включает:

в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает. image033. в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает фото. в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает-image033. картинка в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает. картинка image033. Структура учебной деятельности включает:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте. Особенности психических познавательных процессов младшего школьного возраста. Особенности формирования личности младшего школьного возраста.

в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает. 0e88 00098467 491b1f44. в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает фото. в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает-0e88 00098467 491b1f44. картинка в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает. картинка 0e88 00098467 491b1f44. Структура учебной деятельности включает:

Ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте.

Особенности психических познавательных процессов младшего школьного возраста.

Особенности формирования личности младшего школьного возраста.

Ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте.

Именно тот факт, что он становится учеником, человеком, учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на весь его психологический облик, на все его поведение. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память. Поведение приобретает черты произвольности, намеренности, осмысленности, способности следовать определенным правилам, нормам поведения. Новое для ребенка положение в обществе положение человека, который занят общественно важной и оцениваемой обществом деятельностью, т.е. учением, влечет за собой перемены в отношениях с другими детьми, с взрослыми, в том, как ребенок оценивает себя и других.

Формируется мировоззрение ребенка, складывается круг моральных, идейных представлений и понятий. Обогащается мир его чувств, эстетических переживаний, шире становятся увлечения, трудовые, художественные, спортивные.

Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте:

• содержание составляют научные понятия, законы науки и

опирающиеся на них общие способы решения практических задач;

• цель и результат деятельности совпадают.

Характеристика учебной деятельности включает пять основных параметров: структуру, мотивы, целеполагание, эмоции, умение учиться.

Ведущие мотивы учебной деятельности в младшем школьном возрасте

Для осуществления деятельности необходима сформированность мотивационный сферы. Ребенок часто приходит в школу с мотивом «стать школьником», получив новый, более взрослый статус. Интерес к школе существует почти у всех детей в первые несколько недель школьной жизни. В определенной степени в основе этой мотивации лежит реакция на новизну, новые условия жизни, новых людей. Однако интерес к форме обучения, новым тетрадям, книгам и т. д. достаточно быстро насыщается, поэтому важно уже в первые дни учебы сформировать новый мотив, связанный с содержанием знаний, с интересом к самому материалу.

К категории внешних мотивов (лежащих за пределами учебного процесса и связанных лишь с его результатом) относится социальные мотивы. Социальные мотивы отвечают потребностям ребенка в общении с другими людьми, в их одобрении, в занятии определенного места в системе общественных отношений. Различают широкие социальные мотивы (учиться, чтобы быть культурным, развитым, занять достойное место после окончания школы, найти хорошую высокооплачиваемую работу, мотивы долга и ответственности) и узколичные, в том числе позиционные (избежать двойки, соответствовать ожиданиям родителей, снизить тревожность, быть лучшим учеником в классе, «пятерочником»), реально действующими чаще являются узкие социальные мотивы. Ориентация только на результат (на похвалу, отметку) сужает содержание ученика, порождает школьную систему принуждения. Например, чтобы получить хорошую оценку (избежать двойки), можно установить приятельские отношения с соседом по парте, чтобы тот дал списать на контрольной.

Для эффективной организации обучения важно, чтобы мотив имел внутренний характер, т.е. чтобы содержание деятельности и мотив соответствовали бы друг другу.

В младшем школьном возрасте уже существует достаточно выраженная система соподчинения мотивов. Вопрос состоит в том, какой мотив преобладает в этой иерархии. Исследования структуры и степени осознанности иерархии мотивов младших школьников показали, что в большинстве случаев, несмотря на появление рефлексии и развитие самосознания детей, мотивации своих поступков они преимущественно не сознают. Отчетливое понимание своих стремлений и своей индивидуальности приходит только к концу этого периода, активно развиваясь в подростковом возрасте.

• выделять и удерживать учебную задачу;

• самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач;

• владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности;

• владеть и пользоваться разными формами обобщения, в том числе теоретически;

• уметь участвовать в коллективно распределенных видах деятельности;

• иметь высокий уровень самостоятельной творческой активности.

Трудности в учебе могут быть вызваны: несформированностью необходимых элементов учебной деятельности (позиции школьника, познавательной, мотивации, подходящих учебных действий и т. д.); недостаточным развитием произвольности, низкий уровень памяти, внимания, зависимости от взрослых; неумением или невозможностью приспособиться к темпу школьной жизни, личностные нарушениями, направленность на другие, внешкольные интересы.

Учась способам письма, счета, чтения и т. д., ребенок ориентирует себя на самоизменение – он овладевает необходимыми, присущими окружающей его культуре способами служебных и умственных действий. Рефлексируя,он сравнивает себя прежнего и себя нынешнего. Собственное изменение прослеживается и выявляется на уровне достижений.

Учебная деятельность имеет свою структуру из несколько взаимосвязанных компонентов:

• учебная задача – то, что ученик усвоить ученик, подлежащий усвоению способ действия;

• учебные действия – то, что ученик должен делать, чтобы сформировать образец усваиваемого действия и воспроизводить этот образец;

• действия контроля – сопоставление воспроизведенного действия с образцом;

• действия оценки – определение того, насколько ученик достиг результата, степени изменений, которые произошли в самом ребенке.

Это структура учебной деятельности в ее развернутой и зрелой форме. Однако такую структуру учебной деятельности приобретает постепенно, а у младшего школьника она весьма далеко от этого. Все зависит от организации учебной деятельности, от конкретного содержания усваиваемого материала и от индивидуальных особенностей самого ребенка. Так, при обучении чтению ребенка обучают ученому действию выделения основного способа чтения слога. При обучении письму выделяют элементы действия контроля. Различные дисциплины в курсе начальной школы содержат в себе необходимость использовать разные компоненты учебной деятельности. Все дисциплины вместе дают ребенку возможность осваивать компоненты учебной деятельности и постепенно психологически входить в нее.

Конечная цель учебной деятельности – сознательная учебная деятельность ученика, которую он сам строит по присущим ей объективным законам. Учебная деятельность, организуемая первоначально взрослым, должна превращаться в самостоятельную деятельность ученика в которой он формулирует учебную задачу, производит учебные действия и действия контроля, осуществляет оценку, т. е. учебная деятельность через рефлексию на нее ребенка превращается в самообучения.

В учебной деятельности действия совершаются прежде всего с идеальными объектами–буквы, числа, звуки. Учитель задает учебные действия с объектами учебной деятельности, а ребенок воспроизводит эти действия, подражая учителю. Затем он овладевает этими действиями, превращая их в действия новой высшей психической функции.

Учебная деятельность является сложившимся в культуре условием «социализации индивидуального интеллекта» на базе овладения знаками, прежде всего языком, появляются новые социальные отношения, которые обогащают и трансформируют мышление ребенка.

Постепенное наращивание потенциала существующих в культуре мыслительных операций и способов учебной деятельности – естественный путь развития индивидуального интеллекта и его социализации. Однако в теории содержания и строения учебной деятельности на протяжении десятков лет выкристаллизовывалась идея о том, что основой развивающего обучения служит его содержания и методы организации обучения.

Чтобы осваивать предлагаемые знания и сами учебные действия, ребенок учиться идентифицировать свои действия с теми, которые ему предстоит присвоить. При этом ребенок кооперируется со сверстниками – ведь способы действия сверстника ему ближе, так как здесь оказывает поддержку общая синхронность овладением учебными действиями

Особенности психических познавательных процессов младшего школьного возраста.

Таким образом, основными новообразованиями младшего школьного возраста в познавательной сфере можно считать: качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности, в том числе и «внутренней», психической; рефлексию, анализ, внутренний план действий; развитие познавательного отношения к действительности. Благодаря им психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе, для нормального перехода в подростковый возраст с его особыми возможностями и требованиями. Неподготовленность некоторых младших школьников к средней школе чаще всего связана с несформированностью этих общих качеств и способностей личности, определяющих уровень психических процессов и самой учебной деятельности.

Особенности формирования личности младшего школьного возраста.

Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.

В школе ребенок впервые встречается с системой моральных требований, выполнение которых контролируется. Дети младшего школьного возраста уже готовы к выполнению этих требований. Как уже говорилось, поступая в школу, они стремятся занять новую социальную позицию, с которой и связывают эти требования к ним. Учитель выступает носителем общественных требований. Он же и главный ценитель их поведения, ибо развитие моральных качеств учащихся идет через учение как ведущую деятельность на данном возрастном этапе.

Характерные особенности личности младшего школьника:

Доверчивость, исполнительность. Как правило, младшие школьники выполняют требования учителя беспрекословно, не вступают с ним в споры, доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя. Они не претендуют на самостоятельность и независимость.

Повышенная восприимчивость выражается в том, что младший школьник с готовностью и интересом воспринимает все новое, ему хочется научиться писать, читать, считать.

Повышенная реактивность проявляется на уроках в быстром поднимании руки, нетерпеливом выслушивании товарищей, стремлении отвечать самому.

Направленность на внешний мир выражается в интересе к фактам, событиям. При возможности дети подбегают к тому, что их заинтересовало, стараются потрогать незнакомый предмет руками, с удовольствием рассказывают об увиденном ранее.

Подражательность заключается в том, что ученики повторяют рассуждения учителя, товарищей. Такое внешнее копирование помогает ребенку в усвоении материала, но в то же время может привести к поверхностному его восприятию.

Направленность личности младшего школьника выражается в его потребностях и мотивах. У детей этого возраста сохраняется ряд потребностей, которые были характерны для дошкольника:

— потребность в игровой деятельности, но уже с другим содержанием;

— потребность в движениях;

— потребность во внешних впечатлениях.

Вместе с тем у младших школьников появляются и новые потребности:

точно выполнять требования учителя;

овладевать новыми знаниями, навыками, умениями;

получать хорошие отметки, одобрение со стороны взрослых;

быть лучшим учеником;

выполнять общественную роль.

Каждый ребенок оценивает себя по-своему, исходя из этого можно выделить как минимум три группы детей по степени сформированности у них представления о себе.

У младших школьников встречаются все виды самооценок: адекватная, высокая адекватная, завышенная, неадекватная заниженная. Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко.

Устойчивая привычная самооценка накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка.

Личность ученика формируется в процессе учебной деятельности. Эффективность развития личности зависит от характера учебного процесса, от соответствия его закономерностям усвоения. Личность характеризует человека как хорошего или плохого, ответственного или безответственного члена общества.

Благоприятно сказывается на формировании личности ребенка отсутствие внутренних конфликтов, это может быть несоответствие уровня притязаний реальному положению дел, стремление во что бы то ни стало сохранить превосходство.

Младший школьный возраст является важным периодом становления личности ребенка – здесь закладываются основные ценности, формируется мировоззрение человека. В этот период очень важную роль играет степень участия и степень вовлеченности семьи в жизнь ребенка. В младшем школьном возрасте начинает формироваться самооценка человека, его статус в обществе, в ближайшем окружении и в этот период ребенку очень важна поддержка семьи, родителей.

Учебная деятельность становится ведущей. Как правило, она побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию, ребенок хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное авторитетное, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план.

Преобразования, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития психики.

У ребенка появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство учиться, как все дети в его возрасте. Изменения происходят на всех уровнях развития. Продолжается закрепление физического и психологического здоровья ребенка.
Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Ее основным содержанием становится усвоение знаний, общих для всех детей. Поэтому надо помочь ребенку в этот трудный для него период жизни обрести самого себя, научить его отвечать за свои поступки.

Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации. М, 1980

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте, М, 1968

Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? М, Просвещение, 1969

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В., М., Просвещение, 1973.

Мухина В.С. Возрастная психология, М, 1998

Першина Л.А. Возрастная психология, М, Академический проспект, 2004

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *