в краю магнолий история создания песни
В краю магнолий история создания песни
Год 1980-й. Композитору Александру Морозову пришло письмо. В конверте было простенькое стихотворение про танцы, гитары и магнолии. Текст композитора не впечатлил. Сидеть над ним желания не было. Но мелодия будто сама пришла в голову, и через несколько минут композиция была готова. То, что получилось, Морозов предложил другу – солисту ВИА «Ариэль» Валерию Ярушину, который вовсю экспериментировал с рок-обработками народных песен. Он не сразу согласился взять «Магнолии» в свой репертуар. Боялся, что коллеги по сцене не поймут.
Валерий Ярушин, певец:
– Меня буквально затюкали: если мы сейчас начнём эти песенки петь, нас вообще не будут считать за музыкантов. Я говорю: «Ребят, ведь что-то в этом есть, давайте сделаем наоборот: я не серьёзно её сделаю, а как пародию на 50-е годы.
Выпустить пластинку с новой песней ансамблю так и не удалось. Худсовет звукозаписывающей студии забраковал текст.
Валерий Ярушин, певец:
– Выходит, в краю магнолий можно говорить свободно, а в других краях нельзя? Измените! Второй пункт: глаза не могут быть как агаты. Я говорю: «Да любой булыжник отшлифуйте – будет блестеть». Физик попался какой-то, пытался возразить.
Зато на телевидении к песне претензий не было. Ярушину тут же предложили номер в программе «Утренняя почта». А через несколько дней после эфира «Магнолии» стали неофициальным гимном всех курортов черноморского побережья.
Валерий Ярушин, певец:
– Музыканты накрывали поляну в каждом городе: «Мы на вашей песне целое состояние нажили!» Она страшно стала популярной. Особенно в курортных городах.
Такого успеха композитор Александр Морозов никак не ожидал. Он даже боялся, что песня останется без внимания. А потому решил подстраховаться и дал права на её исполнение ещё одному другу – популярному в то время певцу Ренату Ибрагимову.
Валерий Ярушин, певец:
– Он её поёт: «В краю магнолий плещет море. » Ну хочется ему так петь, он мой друг, я его обожаю, он хороший солист, но не для этой песни. Все признают, что наша аранжировка более утончённая.
Недавно Валерий Ярушин отметил своё 70-летие. Он продолжает писать новые альбомы и гастролировать по миру. Правда, отыграть свежую программу удаётся редко. Чаще зовут выступить всё с теми же «Магнолиями». Как и певца Рената Ибрагимова. В начале 2000-х список любителей южной флоры пополнился – композиция вошла в репертуар артиста Витаса.
В краю магнолий
Он когда-то был знаком с Геннадием Хазановым и надеется, что тот его не забыл и поможет с залом. А еще он ждет звонка от Аллы Пугачевой — они когда-то дружили. Но никто не звонит. И мне нечем ему помочь
Когда мы встретились в какой-то кошмарной забегаловке возле метро «Марксистская» и я включил диктофон, а он попросил у официантки ручку, чтобы оставить мне автограф на томике своих мемуаров, который («библиографическая редкость!») он мне подарил, — я уже понимал, что интервью-то я у него возьму, но писать про него ничего не буду. Я вообще вел себя с ним не вполне искренне, даже не сознался, что эти его мемуары у меня уже давно стоят на книжной полке. Они хоть и библиографическая редкость и тираж всего тысяча экземпляров, но в магазине «Москва» эта книга уже три года как пылится на не самой заметной полке, потому что никому не интересно читать автобиографию лидера старинной и всеми забытой советской поп-группы. Никому, кроме меня, — а я купил, прочитал и подумал, что было бы интересно пообщаться с этим дядькой.
Дядька когда-то был лидером популярного ВИА — очень популярного, почти как «Песняры». Эту группу и сейчас многие помнят: наивный советский фолк («Порушка-пораня», «По полю-полю» и т.п.), две рок-оперы (одна — по «Пугачеву» Есенина и еще вторая какая-то), цикл на стихи Владимира Солоухина («Благодарствуйте, сударыня» и прочее), несколько песен Раймонда Паулса и главный, почти кабацкий хит Александра Морозова «В краю магнолий», известный новому поколению слушателей по фильму «Груз-200».
Собственно, в своих мемуарах этот дядька подробно писал, как его группа воевала с худсоветами вначале у себя на родине, на Урале. Потом покорила Москву, победив на каком-то престижном эстрадном конкурсе. После конкурса музыкантам стал покровительствовать Никита Богословский, и, видимо, этого было достаточно. Потому что хоть и были, конечно, проблемы с цензурой и прочим, но и в «Утренней почте» редкий эфир обходился без клипов этой группы, и на гастроли в соцстраны музыканты ездили вполне регулярно. Ну и вообще — если все их до сих пор помнят, значит, все с ними было в порядке.
Но это всё я и без мемуаров знал. Я не знал, что было потом — когда пришли новые времена и группа, ставшая уже очевидно старомодной и неинтересной, куда-то делась, причем делась основательно. Даже годы спустя, когда мода на дискотеки восьмидесятых и на советское ретро конвертировалась в рейтинги «Ретро FМ» и в аншлаги на концертах в «Олимпийском» и когда даже чудовищные «Самоцветы» занялись чесом по регионам, — эта группа почему-то никуда не вернулась. Я не знал, что случилось с музыкантами, а этот дядька в своих мемуарах обо всем этом мне рассказал.
Случилось, если коротко, вот что. Как это часто бывает у музыкантов, долго работающих вместе, в группе регулярно возникали какие-то конфликты. Ну, всегда какому-нибудь бас-гитаристу кажется, что слава и деньги распределяются между участниками группы несправедливо — ну и так далее, обычная история. В случае с этими музыкантами обычная история совпала по времени с концом перестройки, когда даже на заводах директоров выбирали прямым тайным голосованием. В восемьдесят девятом году музыканты группы создали совет трудового коллектива, провели выборы художественного руководителя и выразили недоверие своему лидеру — тому самому автору мемуаров. Его исключили из группы, музыканты начали играть без него и вроде бы даже играют до сих пор. Но уже не выезжая из родного Челябинска, потому что оказалось, что без лидера они даже и в Челябинске никому особенно не нужны.
А лидер, надо отдать ему должное, отчаиваться и, например, судиться не стал. Денег у него было по тем временам достаточно, а тут еще за границу стало можно ездить — он поехал в Лондон, чтобы сфотографироваться на Эбби-роуд (этой поездке посвящена почти треть книги, поэтому и я считаю своим долгом упомянуть о ней — если человек считает эту поездку настолько важной, значит, она действительно важна). Потом вернулся в Челябинск, собрал новых музыкантов и новую группу под названием «Иваныч» и поет теперь какой-то жуткий шансон. К книге прилагался диск с новыми песнями группы «Иваныч» — по-моему, ужасными, но сам автор от них в восторге.
Так вот, сильнее всего меня как раз это в его мемуарах и поразило. Я не музыкальный критик и вообще не специалист, но мне кажется, что группа, от которой осталась песня «В краю магнолий», или «Комната смеха» («Там маленькие кажутся большими» — помните?), или «Роняя свет печальный и тень твою качая, фонарь глядит из темноты», — это, по крайней мере, не последняя группа в и без того достаточно скудной истории русской поп-музыки. А группа «Иваныч» — нет такой группы, вообще нигде ее нет, даже на радио «Шансон». А у этого дядьки почему-то от тех времен, когда он пел «В краю магнолий», остались только воспоминания о худсоветах и прочей гадости, а главным событием в своей жизни он считает бессмысленную турпоездку в Лондон. И гордится тем, что поет теперь идиотский шансон.
И эта история показалась мне жутко интересной именно с той точки зрения, что вот ведь как все устроено — в условиях несвободы человек чего-то стоил, а пришла свобода — и тот же человек не стоит теперь ничего. И, самое главное, ему это нравится. И я решил разыскать этого человека, взять у него интервью, написать о нем, чтобы все эту историю прочитали и вместе со мной ужаснулись или просто удивились этому парадоксу.
Искал я его долго. Мне почему-то казалось, что он живет в Челябинске, а челябинские знакомые про этого дядьку вообще ничего не слышали. С полгода назад я ездил в Челябинск по совсем другому делу, но о дядьке не забывал и у всех, кто хотя бы теоретически мог бы мне чем-то помочь, спрашивал, не слышали ли они чего-нибудь о его судьбе и о том, где теперь его можно найти.
Найти удалось каких-то дальних его родственников, которые сказали мне, что он продал свою челябинскую квартиру и уехал жить куда-то в Подмосковье — кажется, в Люберцы. Я оставил этим родственникам свой телефон, и они мне пообещали, что, когда этот дядька позвонит им, они обязательно расскажут ему про меня, и он, если сочтет нужным, мне позвонит.
Позвонил он практически сразу же, я еще не успел вернуться в Москву. Через два или три дня мы встретились — вот в той самой забегаловке около метро «Марксистская». Он подарил мне свои мемуары и диск группы «Иваныч» со всеми ее песнями в формате mp3. Он действительно продал челябинскую квартиру и действительно купил квартиру в Люберцах, но больше ничего хорошего в его жизни не происходит. Группа «Иваныч» скорее мертва, чем жива; и вообще, он, хоть и любит группу «Иваныч», прекрасно понимает, что ей очень, очень далеко до той группы, которая когда-то собирала стадионы, исполняя почти кабацкий хит «В краю магнолий» и другие хорошие песни. Он хотел отметить юбилей — либо свой, либо группы, как получится по времени, в Театре эстрады; правда, на аренду зала у него нет денег. Но он когда-то был знаком с Геннадием Хазановым и надеется, что Хазанов его не забыл и поможет с залом хотя бы на каких-то льготных условиях. А еще он ждет звонка от Аллы Пугачевой — они когда-то дружили, а еще она участвовала в том же конкурсе, на котором его и его группу заметил Никита Богословский. Он ждет, а ему никто не звонит, и денег у него нет, а «Самоцветы» вон чешут по провинции и по дискотекам восьмидесятых, а ему даже чесать не с кем. И когда родственники сказали ему, что его ищет какой-то журналист из Москвы, он сразу же примчался со мной встречаться и даже угостил меня чаем, думая, что вдруг я ему чем-нибудь помогу. А мне нечем ему помочь, и поэтому я решил даже не писать про него. Потому что, если бы я про него написал, в статье обязательно было бы что-нибудь очень для него обидное, а я совсем не хочу его обижать.
Автор — заместитель главного редактора журнала «Русская жизнь»
andreygarin
Иван Троицкий
«В краю магнолий плещет море»
слова: Юрий Марцинкевич
Виниловая пластинка : «Парад Ансамблей» диск первый (С60—18819-20)
© «Мелодия», 1983. Ленинградский Завод Грампластинок
Записи 1980-1982 гг.
В видеоролике использованы фрагменты:
ВИА Ариэль
Советская и российская музыкальная группа из Челябинска, датой основания которой принято считать 7 ноября 1970 года.
Руководитель ансамбля до 1989 года — Валерий Ярушин.
http://www.yarushin.com/
С 1989 года и по сегодняшний день — Ростислав Гепп.
http://www.via-ariel.ru/
Вокально-инструментальный ансамбль «Ариэль» был создан студентом Челябинского музыкального училища Львом Фидельманом в 1968 году.
В начале 1968 года, на новогоднем празднике, состоялось первое выступление ансамбля (тогда ещё не было названия). Продлилось оно
недолго, так как директор музучилища потребовал его прекратить (успели спеть всего три песни).
В 1968 году появился состав, который мог давать концерты. Появилось и название. Пели в основном песни собственного сочинения на музыку The Beatles, The Monkees, The Tremeloes, The Turtles.
В 1970 году, по инициативе райкома комсомола Центрального района города Челябинска, на творческую встречу были приглашены три ведущих в то время вокально-инструментальных ансамбля: «Ариэль», «Аллегро» и «Пилигримы». «Пилигримы» от встречи отказались, а вот среди ансамблей «Ариэль» и «Аллегро» состоялось своего рода творческое соревнование, в результате которого из двух челябинских ансамблей «Ариэль» и «Аллегро» был создан один — «Ариэль», руководителем которого стал Валерий Ярушин.
Датой образования ансамбля его участники решили считать 7 ноября 1970 года.
Сначала новой группе хотели дать название «Эра», но во время обсуждения кто-то вспомнил, что такое же название носит и стиральный порошок. В результате было принято решение назвать группу Ариэль. Изначально и ныне, название группы Ариэль (название придумал студент ЧПИ Валерий Паршуков в 1967 году) подразумевало только одно: Ариэль — повелитель воздушных стихий, властелин эфира. Но, понимая, что название группы с таким смыслом не пропустит советская цензура, музыканты придумали легенду о том, что группа названа в честь летающего мальчика Ариэля,
угнетаемого английскими капиталистами, героя одноимённой книги, роман Ариэль, выдающегося советского писателя-фантаста Александра
Беляева. Правда, позже, Лев Гуров вспоминал: «В 1975 году впервые выехав «за границу» мы узнали, что «Ариэль» — это тоже стиральный порошок».
Сейчас же можно рассказать об истинном значение слова Ариэль — честно говоря никто в начале 70-х не думал, что это слово имеет такой глубинный мистический смысл и упоминается даже в Библии!
Группа часто обращается к русскому фольклору. Одна из их самых известных песен — «Баба Яга». На счету Ариэля — ряд концептуальных сценических постановок, «рок-опер», в том числе: «За землю русскую», «Мастера», «Сказание о Емельяне Пугачёве».
«Золотой состав»:
Современный состав:
«Песня с историей»: В краю магнолий
Сегодня мы вернемся в 1982 год. Именно тогда вся страна узнала про удивительный край, в котором всегда цветут магнолии и живет любовь. В тоже время лидер Советского Союза Андропов приглашает в страну маленькую американскую девочку Саманту Смит, которая отважилась написать ему письмо и стала известной на весь мир, а Валентина Толкунова призналась всем, что ее сердце не камень.
По инициативе секретаря центрального комитета Горбачева была принята продовольственная программа, а Алла Пугачева не смогла повернуть время на старинных часах. На космодроме Байконур запустили космический корабль Союз-Т5, а весь советский народ мечтал попасть в край магнолий.
Все права на материалы, находящиеся на сайте m24.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53981 от 30 апреля 2013 г.
Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» создано при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. (С) АО «Москва Медиа».
Информация о погоде предоставлена Центром «ФОБОС». Информация о курсах валют предоставлена Центральным банком Российской Федерации. Информация о пробках предоставлена ООО «Яндекс.Пробки».
Секреты мира
Все открытия впереди!
В краю магнолий плещет море кто первый исполнитель
Язык текста: русский
музыка: А. Морозовслова: Ю. Марцинкевич
Исполнитель: Ариэль (1982)
Список альбомов, в которых встречается песня:
Щелчок по названию группы откроет список песен группы.Щелчок по названию альбома откроет информацию об альбоме.
Щелчок по музыканту откроет информацию о музыканте.
Не зная горя, горя, горя, В краю магнолий плещет море. Сидят мальчишки на заборе
И на меня наводят грусть.
Танцуют пары, пары, пары. Мотив знакомый, даже старый. И сладкий голос бас-гитары Тревожит память мою, ну и пусть, ну и пусть,
Припев: Вот так же когда-то Сюда мы бегали ребята, ребята, Глаза блестели, как агаты, агаты, И на щеках играла кровь. Как модно, как модно Танцуют пары под аккорды, аккорды. И можно говорить свободно, свободно
Про жизнь и про любовь.
В краю магнолий плещет море, Сидят мальчишки на заборе. И восхищенье в каждом взоре Невольно я сейчас ловлю. Мальчишкам надоело драться, Им по ночам девчонки снятся. Но не для них сегодня танцы,
Но эта песня для них, им сейчас я ее дарю.
Главная > А > Ариэль > В краю магнолий
Тег audio не поддерживается вашим браузером.
По заказу Андрея (Санкт-Петербург)
Вступление: Am6 Dm Am E E Am Am Не зная горя, горя, горя, Am Dm В краю магнолий плещет море Dm G Сидят мальчишки на заборе, C E E7 И на меня наводят грусть Am Танцуют пары, пары, пары Am Dm Мотив знакомый, даже старый Dm G И сладкий голос бас-гитары E Am Тревожит память мою, Am/G Am/F# Am/F E A7 Ну и пусть, ну и пусть и пу-у-усть! Припев: Dm Вот так же, когда-то, Am Сюда мы бегали ребята, ребята, E Глаза блестели, как агаты, агаты, F A7 И на щеках играла кро-о-овь Dm Как модно, как модно, Am Танцуют пары под аккорды, аккорды, E И можно говорить свободно, свободно E7 Am F EПро жизнь и про любовь В краю магнолий плещет море, Сидят мальчишки на заборе, И восхищенье в каждом взоре Невольно я сейчас ловлю Мальчишкам надоело драться, Им по ночам девчонки снятся Но не для них сегодня танцы, Но эта песня для них, И им сейчас я её дарю!Припев. Проигрыш: Am Dm7 G F E
Ариэль — «В краю магнолий»
Не зная горя горя горя В краю магнолий плещет море Сидят мальчишки на заборе И на меня наводят грусть Танцуют пары пары пары Мотив знакомый даже старый И сладкий голос бас-гитары Тревожит память мою ну и пусть ну и пусть И пусть Вот так же когда-то сюда мы бегали ребята ребята Глаза блестели как агаты агаты И на щеках играла кровь как модно как модно Танцуют пары под аккорды аккорды И можно говорить свободно свободно Про жизнь и про любовь В краю магнолий плещет море Сидят мальчишки на заборе И восхищенье в каждом взоре Невольно я сейчас ловлю Мальчишкам надоело драться Им по ночам девчонки снятся Но не для них сегодня танцы Но эта песня для них им сейчас я ее дарю Вот так же когда-то сюда мы бегали ребята ребята Глаза блестели как агаты агаты И на щеках играла кровь как модно как модно Танцуют пары под аккорды аккорды И можно говорить свободно свободно Про жизнь и про любовь Вот так же когда-то сюда мы бегали ребята ребята Глаза блестели как агаты агаты И на щеках играла кровь как модно как модно Танцуют пары под аккорды аккорды И можно говорить свободно свободно