в каком классе изучают историю ссср
Время меняет историю: современные учебники не оставили места для героев Великой Отечественной
Одной из самых кровавых страниц в истории нашей Родины в школьном учебнике отведено 36 страниц. Великую Отечественную войну проходят в 9‑м и 11‑м классах за 7—8 уроков. Программа вскользь затрагивает блокаду Ленинграда, одним пунктом проходит по партизанскому движению, а про Зою Космодемьянскую, Александра Матросова и Николая Гастелло даже не упоминает. Эксперты-историки объяснили, как время меняет героев и нужно ли подробно изучать события Второй мировой в школе.
Фотогалерея
Альтернативная наука
7 часов, 36 страниц — это много или мало? Притом что с каждым мгновением наша история растет, в ней появляются новые факты, цифры, события и герои. Преподаватели считают, что часов явно недостаточно, и разворачивают стратегические действия в умах учеников на дополнительных занятиях, викторинах и тематических кинопоказах.
— Мы проходим самое основное, по верхам. Будь я министром образования, ввела бы по Великой Отечественной войне отдельный предмет, — считает учитель истории Чигиринской школы Лариса Раздобреева. — Мы изучаем начало и окончание войны, основные битвы — Московскую, Сталинградскую, Курскую, тыл и партизанское движение, культуру в годы войны. Потребность в дополнительных знаниях есть. Ребятам интересны факты, детали, они с интересом смотрят фильмы, где показаны форма, техника, быт солдат, читают дополнительную литературу и от руки пишут рефераты о героях.
Дети рекомендуют посмотреть: «А зори здесь тихие», «В бой идут одни старики», «Они сражались за Родину», «Список Шиндлера», «Пианист», «Сталинград», «Мы из будущего».
Современные дети склонны сомневаться, рассуждать и выяснять — в интернете на любое событие можно найти достаточно противоречивую информацию.
— Я всегда говорю ученикам, что существует множество разных точек зрения на историю, есть даже такое понятие, как альтернативная история, — продолжает Лариса Анатольевна. — Один говорит так, другой — этак. Ваше право принимать любое мнение, но послушайте меня, послушайте другого человека, почитайте сами. Прежде чем о чем‑то судить, нужно узнать об этом как можно больше.
Случай с Зоей Космодемьянской
Российский кандидат исторических наук педагог Дмитрий Занков в одной своей статье описал такой случай. «После рассказа в общих чертах о партизанском движении даю задание подготовить рефераты о Зое Космодемьянской. Каюсь, я совершил немалую ошибку. Ведь знал же, что практически единственным источником для подготовки рефератов у современного студента является интернет. Разумеется, следовало бы и мне вбить фамилию Зои в поисковик и посмотреть, а что же за ссылки будут на первой страничке, дальше которой заглядывает совсем уж редкий студент. Сделать это все‑таки пришлось, но уже после того, как мои студенты точно в срок принесли мне рефераты.
Вокруг личности Зои Космодемьянской в современное время развернулась острая полемика.
Говорилось в них о том, что Зоя Космодемьянская была, скорее всего, сумасшедшей, с детства страдавшей приступами шизофрении. Поступок Зои объявлялся абсолютно бессмысленным с военной точки зрения, аморальным по отношению к русским колхозникам, которые из‑за партизанки лишились своего жилья. Особо смаковалось, что именно русские и требовали от немцев жестокого наказания девушки, оскорбляли и избивали ее. В общем, обычный материал в стиле разоблачения всего и вся, сопровождающийся многочисленными заверениями в раскрытии страшных тайн, но очень слабо подкрепленный доказательствами. И ведь студенты ни в чем не виноваты — честно выполнили домашнее задание».
Военные рассекретили новые знания
Сегодня, действительно, в связи с рассекречиванием военных архивов возникают спорные моменты в оценке многих фактов, событий и личностей.
Поток информации растет, и невозможно уместить в один учебник абсолютно все аспекты. Чтобы разобрать по полочкам четыре тяжелых военных года и рассмотреть каждое событие со всех точек зрения, просто не хватит школьных уроков. К слову, количества часов, отданных на изучение истории, в школах меньше не стало. Как было два часа в неделю, так и осталось. А на войну выделили даже больше времени. По словам методистов педагогического университета, если в 2011 году на изучение Второй мировой в девятых классах давалось пять уроков, то в этом году — восемь. В 10‑х классах — пять и семь соответственно.
Не очернение, а реальная картина
— Любой вопрос о войне — спорный, дискуссионный. Сегодня нет единой оценки, как это было в советской историографии, — говорит доктор исторических наук Андрей Кузин. — Мы со студентами и за 20 часов не все успеваем обсудить.
Фото: Дмитрий Тупиков
Поэтому преподаватели вузов сознательно наращивают количество часов на военную тематику и разбирают вопросы, которые не рассматриваются в школьной программе. Чтобы студент — будущий учитель истории был подкован и не ориентировался только на учебник.
— В школе есть толковые ребята, которые интересуются темой, могут задать спорный вопрос. Например, считается, что Германия вероломно напала на СССР, а в периодических научных изданиях опубликованы документы о подготовке превентивного удара агрессору со стороны нашей страны. Понятно, что со школьниками такие вещи не обсуждаются. Но учитель должен владеть информацией.
Речь, по словам Андрея Васильевича, идет не об очернении событий войны, а о новом подходе к их оценке и освещению.
— С подачи Сталина долгие десятилетия говорили, что у Гитлера было преимущество — больше солдат, танков, самолетов. А когда рассекретили архивные данные, оказалось, что соотношение сил было равным, а по отдельным параметрам Красная армия даже превосходила силы противника. Манипуляция статистикой, Сталин оправдался перед народом, почему немцы дошли до Волги, Москвы и блокировали Ленинград. Наверняка сегодняшний школьник в курсе этого, но даже если не знает, нужно давать тему объективно, — считает профессор. — Показывать реальную ситуацию накануне нападения Германии.
Учат в школе
⇔ 7 параграфов отдано в учебнике по истории за 9-й класс на изучение Второй мировой.
⇔ СССР накануне Великой Отечественной войны — 4 страницы.
⇔ Начало Великой Отечественной войны — 8 страниц.
⇔ Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома — 7 страниц.
⇔ Советский тыл в Великой Отечественной войне — 7 страниц.
⇔ Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны — 5 страниц.
⇔ Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом — 5 страниц.
⇔ СССР на завершающем этапе Второй мировой войны — 10 страниц.
Устами детей: почему важно помнить о войне
— Война — это одновременно и самый гордый, и самый кровавый момент в истории нашей Родины, — говорит 9-классник Богдан Ушаков. — Потому что мы смогли побороть такую силу, как нацистская Германия и блок «Оси». А кровавый — потому что погибло много невинного народа.
Оба прадеда Богдана — Валентин и Михаил Каноненко — прошли всю войну, вернулись с орденами и медалями. «Я горд, что память о них жива, — истории о них есть в музее Чигирей», — говорит школьник.
— О тех событиях нужно помнить, чтобы подобное не повторялось. Особенно актуально это сейчас, в наше время, когда процветают неонацистские организации, которые могут подрывать внутреннюю стабильность государства, — по-взрослому рассуждает Богдан Ушаков.
Вперед в прошлое: как российских детей учат по «сталинским» учебникам
Курсы по изучению грамоты 1940-50 годов, онлайн-магазины, торгующие переизданными букварями 70-летней давности, семейные классы, где по таким учебникам преподают, — тысячи родителей в России убеждены, что советская педагогика лучше современной. В особенностях «нового старого» образования разбиралось РИА Новости.
Пока в большинстве семей привыкали к школьным урокам по скайпу, некоторые энтузиасты искали ответы в прошлом. В последнее время в России появились активисты и группы родителей, организующие занятия по старым советским учебникам. Особенно популярны издания послевоенных лет.
Основной аргумент: раньше было лучше. Впрочем, есть и конкретные претензии к современному образованию.
Упор на фонетику в первом классе мешает ребенку стать грамотным, уверяет в разговоре с РИА Новости администратор тематической группы «ВКонтакте» жительница Иркутска Наталья Шульга. В математике ее раздражает примитивность программы.
«Застопоривание на счете: на составе числа, на понятиях «больше», «меньше», на квадратах и кружочках. Сейчас сын проходит этот примитив в детском саду. Учитывая, что двухлетняя дочь у меня уже решает часть этих заданий, становится страшно. Сын просто теряет время на элементарное», — говорит она.
Шульга считает, что заниматься с современным детьми стоит только по советским пособиям.
«Мои знания — это образование 1990-2000-х, — рассуждает она. — Я в курсе всех его минусов и не хочу детям такой беды. Чтобы понять, что советская программа самая лучшая, достаточно прочитать учебники. Если кто-то знает более эффективную программу, пусть покажет — сравним».
Буквари от «партизан»
В еще одной группе —»Сталинский букварь: партизанское движение в области образования» — почти 43 тысячи подписчиков. Это крупнейший в соцсетях источник практической информации для родителей, недовольных нынешним подходом к обучению. Участники паблика хотят возродить традиции советской педагогики.
По мнению организаторов группы, современные пособия полны «нелепых ошибок, противоречий, нестыковок». В них якобы хромает «логика, структура и последовательность».
«Обычное дело сегодня — невнимательность, безграмотность, апатия и безынициативность школьников. Ребенок погряз в социальных сетях, ему ничего не интересно, он не хочет учиться, не стремится познавать новое», — считает основатель группы Дмитрий Фронтов.
В 2017 году Фронтов решил переиздать сталинский «Букварь» А. И. Воскресенской 1952 года. На краудфандинговой платформе собрал 420 тысяч рублей — в два с половиной раза больше, чем предполагал.
Сегодня у «Сталинского букваря» есть собственный онлайн-магазин, где можно купить перевыпущенные учебники для школьников первых — четвертых классов по русскому языку, арифметике, естествознанию, истории и другим предметам.
В группе можно скачать электронные копии этих пособий и методические материалы. Например, энтузиасты настаивают на возрождении чистописания перьевыми ручками: дают указания, какими чернилами и перьями лучше пользоваться.
«Ручка считается более подходящей при длине 15 сантиметров, толщине восемь миллиметров и по форме круглая. Слишком толстая ручка затрудняет учащихся, когда им нужно делать нажимы при письме букв. Ручка должна быть деревянной. Ручка с металлическим наконечником при влажных пальцах скользит и требует затраты лишних усилий при письме», — перечисляет «Сталинский букварь».
Проект Фронтова — далеко не единственный. В группе «Методический кабинет Марии Рутскаускас» больше 21 тысячи подписчиков. Сама Рутскаускас представляется профессиональным педагогом и обещает дать правильную методику работы по старым учебникам. Эпоху правления Сталина называет лучшим периодом в советском образовании — благодаря вкладу А. И. Воскресенской, Н. А. Костина, Н. С. Попова и других.
Учебники того времени переиздает и «Родительское Всероссийское сопротивление». В отличие от букварей Фронтова, в них вносят правки: корректируют устаревшие тексты, добавляют современные иллюстрации.
По этим книгам уже полноценно занимаются. К примеру, в Москве работает группа «Данко» для первоклассников во главе с педагогом Анной Кульчицкой.
В группу набирают детей, получающих семейное образование: это разрешенная законом практика. Знания проверяют раз в четверть или в год в учебном заведении, к которому прикреплен ребенок.
Уроки в семейном классе продолжаются с восьми утра до шести вечера. Даже зимние каникулы здесь, в отличие от обычных школ, в этом году не продлевались.
Количество подобных «альтернативных классов» в России подсчитать сложно. Это даже не частные школы, а добровольные объединения родителей, нанимающих учителя и арендующих помещение.
В Иркутске уже есть один семейный класс, работающий по советским пособиям. Вскоре может появиться и второй — его хочет организовать Наталья Шульга. Сейчас она ищет преподавателя и место для занятий.
«Я знаю, что такое учить детей. Знаю, что гореть любовью к профессии можно в разном возрасте. В России есть прекрасные педагоги, их много. Самое главное в учителе — желание осваивать новое и менять образование. А советская методика для многих — как новая», — объясняет Шульга.
«Не надо фетишизировать учебник»
Директор петербургского Президентского физико-математического лицея № 239, заслуженный учитель России Максим Пратусевич отмечает, что сам пользуется «замечательными советскими и даже дореволюционными учебниками».
При этом он предостерегает от чрезмерного увлечения пособиями прошлых эпох.
«Современная биология развивается очень серьезно. В этом плане советские учебники устарели достаточно сильно. География тоже меняется из-за событий в мире. Поэтому старые книги важно использовать с пониманием», — подчеркивает педагог.
К обучению в семейных классах он относится скептически.
«Чудес не бывает. Это трудозатратное дело. Чтобы вышло хорошо, надо вложиться хотя бы с точки зрения привлечения специалистов», — считает Пратусевич.
Доцент МПГУ и заслуженный учитель России Александр Снегуров уверен: главное — эрудированность и компетентность преподавателя.
«Можно вести урок и с опорой на советские издания, но дополняя достижениями современной науки через рассказ педагога», — отмечает он. — Учебник — лишь один из инструментов, его надо использовать, а не фетишизировать. Если ребенок не заинтересован, он его просто откинет. А если вовлечен в процесс, прочитает еще на каникулах».
Еще год назад на семейном обучении находилось меньше десяти тысяч детей по всей стране. Часть занималась по советским учебникам. Сегодня эксперты прогнозируют неизбежный рост интереса к домашней форме получения знаний. Параллельно с этим может увеличиться и число «советских» классов.
За учебники по математике от Монро, я бы три года расстрела ставил. В них и не умение чётко поставить вопрос и допущение двояких толкований. Авторам самим сначало научиться бы учебники писать, а не детский мозг калечить. Зато есть замечательный Петерсон, которого во многих школах не хотят признавать.
Одно могу сказать точно, по учебникам, которые были в 80-90х годах можно было учиться самому, они более-менее просты и понятны, о современных такого сказать не могу.
с истоков проект «Сталинский букварь» наблюдаю. недавно книгу заказал
«тысячи родителей в России убеждены, что советская педагогика лучше современной.»
месье намекает что все остальные убеждены в обратном?
Ниже сборник интересных фото страниц из учебников.
В особенностях «нового старого» образования разбиралось РИА Новости.
Как наш дядя Вася пил Лакрима Кристи на банкете у Сталина
Перед самой войной наш дядя Вася закончил с отличием Ленинградское военное училище связи, и вместе с другими лучшими выпускниками военных вузов Советского Союза был приглашён в Кремль на банкет. Традиция такая есть и до сего дня.
После его ухода все выдохнули, оживились, давай смотреть меню.
Чего там только не было!
А в конце была приписка: «Если Вы хотите заказать какое-либо другое блюдо или напиток, обратитесь к официанту».
Уж не знаю, как и где, но слышал наш дядя Вася про удивительное и редкое вино Лакрима Кристи.
Оно вообще-то итальянское, из винограда делается, который только на Везувии растёт. Но при Николае II князь Голицын его и в Крыму на своей Массандре стал выращивать.
Рассказал он товарищам своим, те тоже захотели попробовать.
Зовут они официанта, и спрашивают:
— Скажите, а можно принести нам вино Лакрима Кристи? Есть у вас такое?
— Это очень редкое вино и оно у нас есть, но хранится в самом дальнем подвале. Вам придется подождать.
— Мы согласны подождать. А сколько?
Ребята (вот дают!) еще и время засекли.
Через восемь минут официант вернулся и принёс тёмную старую бутыль, обёрнутую в белоснежную крахмальную салфетку.
Лакрима Кристи оказалось тёмным, вишнево-рубиновым, обволакивающим нёбо и дёсны, бархатистым. В слоистом аромате проступали оттенки вяленой вишни, крымского кизила, даже почему-то малины и шоколада с горчинкой.
Вскоре началась война.
Воевал Василий Александрович с первого до последнего дня талантливо, решительно, инициативно.
Пришлось ему и Крым освобождать, где Лакрима Кристи делают.
За Крым дядя Вася орден Александра Невского получил.
Закончил полковником, а после войны и генералом стал.
Много горького и сладкого случалось ему пить в своей жизни, но то вино он не забывал никогда.
(генерал Василий Александрович Лебедев)
Могилу для Сталина копали, пока по Красной площади гуляли прохожие
60 лет назад по решению съезда Коммунистической партии саркофаг с телом ее бывшего лидера вынесли из Мавзолея и перезахоронили у Кремлевской стены
XXII съезд КПСС уже подходил к концу, когда собравшиеся со всей страны партийные лидеры приняли решение, с которым вошли в историю. 30 октября 1961 года первый секретарь Ленинградского обкома Иван Спиридонов предложил, а остальные делегаты единогласно поддержали перезахоронение останков советского лидера Иосифа Сталина. Восемь лет — с 1953 по 1961 год — он делил вечный покой с основателем партии большевиков Владимиром Лениным. Но перемены, произошедшие после осуждения культа личности в 1956-м, осложнили это соседство. К октябрю 1961 года Сталинград, а также сотни городов, поселков и улиц еще сохраняли свои названия, полученные в честь вождя. Но принципиальное решение об их переименовании уже было принято. Новые власти во главе с Хрущевым готовились убрать Сталина с карты, потому не могли надолго оставить его и в Мавзолее.
Избавиться от образа Сталина — задача не из легких, даже несмотря на то, что к середине 1950-х годов лидерство настаивавшего на этом Хрущева было безоговорочно признано в СССР. После того как в 1956 году Хрущев зачитал с трибуны XX съезда доклад о злоупотреблениях своего предшественника, волнения разгорелись на родине старого вождя в Грузии. Проспект Руставели в Тбилиси заполнили демонстранты, требовавшие от водителей давать гудки в честь Сталина, а от прохожих — снимать шапки. Раздавались призывы к выходу из Советского Союза. Волнения были подавлены силой, и число жертв оказалось значительным — по разным оценкам, от 15 до 150 человек.
На исторической сцене мелькнуло новое (или забытое старое) действующее лицо. Дора Лазуркина (в 1961-м — ей 77) в буквальном смысле была ветераном партии. Родившаяся в 1884 году, она примкнула к большевикам в 1902-м и в юном возрасте встречала Ленина, которого запомнила на всю жизнь. В 1930-е по обвинению в контрреволюции женщину репрессировали.
Вернувшаяся на свободу (18 лет в тюрьмах, ссылках и лагерях) Дора оказалась нужна новой власти: ее пригласили на съезд партии, где она выступила — среди прочих — с осуждением сталинских репрессий.
Как считалось необходимым в советской практике, официально перезахоронение Сталина было представлено как инициатива, шедшая снизу. Перед съездом в ЦК получили обращение рабочих из Кирова, просивших оставить Ленина в Мавзолее одного. Предложение поддержал ленинградский партийный руководитель Спиридонов, огласивший его съезду.
Председательствовавший Хрущев взял остальное на себя. «Тогда я ставлю на голосование. Кто за предложение, прошу поднять руки. Хорошо. Кто против? Нет! Кто воздержался? Тоже нет», — проговорил он почти скороговоркой. В зале ожидали чего-то еще: напрашивалось официальное заключение на важную тему, но ничего не последовало. Хрущев ограничился тем, что просто объявил заседание закрытым.
Перезахоронение саркофага с телом Сталина состоялось вечером следующего дня, 31 октября. Работы у Кремлевской стены начали заранее, а когда стемнело, доступ к ней перекрыли совсем. Для этого имелся законный повод: Москва готовилась к параду в честь годовщины Октябрьской революции. На деле же власти опасались волнений, подобных тбилисским и тем, что случились на первых сталинских похоронах в марте 1953 года, когда давка в окрестностях Трубной площади унесла жизни десятков человек.
В похоронную комиссию назначили пятерых чиновников, двое из которых представляли Грузию. Впрочем, местному партийному руководителю Василию Мжаванадзе эта честь показалась неприятной. Сразу после завершения голосования на съезде он покинул столицу, так что участия в перезахоронении не принял — проигнорировал свою обязанность.
Зато другой участник комиссии пятерых — глава КГБ Александр Шелепин — запомнил вторые похороны Сталина надолго.
Как создавался первый учебник истории в СССР
После битвы при Садовой, кардинально повлиявшей на исход Австро-прусской войны 1866 года, профессор географии из Лейпцига Оскар Пешель изрек фразу, которой было суждено стать крылатой:
«Когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем». (считают что это сказал Бисмарк)
В конце октября 1931 года Сталин отправляет в редакцию журнала «Пролетарская Революция» (письмо) статью «О некоторых вопросах истории большевизма». Из данной статьи можно сделать вывод, что руководство ВКП(б) понимает, что революция становится историей и необходимо разъяснять некоторые аспекты.
Необходимо отметить, что в это время в средней школе СССР отсутствовал курс истории, а в университетах страны не было исторических факультетов.
5 марта 1934 года по инициативе Сталина Политбюро ЦК ВКП(б) рассматривает вопрос о постановке преподавания гражданской истории в школах. Разработку конкретных предложений Политбюро поручает наркому просвещения РСФСР Андрею Сергеевичу Бубнову, которого Сталин хорошо знал лично.
14 марта 1934 года нарком направляет на имя генсека проект соответствующего постановления, в котором предлагается, начиная с будущего 1934/35 учебного года, «ввести в качестве самостоятельных курсов курсы всеобщей истории и истории России и СССР». На изучение всеобщей истории предусматривается существенное увеличение числа учебных часов за счет соответствующего (на 180 часов!) уменьшения числа уроков обществоведения и труда.
К составлению материалов для чтения по истории наркому он предлагает привлечь писателей Юрия Тынянова, Алексея Толстого, Константина Паустовского.
Ознакомившись с предложениями Бубнова, Политбюро четырежды (20 марта, 29 марта, 15 апреля и 15 мая 1934 г. анализирует сложившуюся ситуацию и в конечном итоге утверждает проект совместного постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) о преподавании гражданской истории во всех средних школах.
7 июля 1934 года Сталин получает от Бубнова конспект будущего учебника «История СССР», внимательно читает его с карандашом в руках и делает принципиально важное замечание:
«1) нет истории народов
2) учебник д[олжен] б[ыть] смертным приговором царизму, как поработителю народов».
Вероятно Сталин также предвидел возможность появления коллаборантов, готовых сотрудничать с врагами своей родины под знаменем национального возрождения и бороться линией партии.
8 августа 1934 года Сталин, Жданов и Киров так сформулируют главную претензию к авторам концепции будущего учебника:
«В конспекте не даны условия и истоки национально-освободительного движения покоренных царизмом народов России, и, таким образом, Октябрьская революция как революция, освободившая эти народы от национального гнета, остается немотивированной, равно как немотивированным остается создание Союза ССР».
Это и другие принципиальные сталинские замечания будут 14 августа 1934 года рассмотрены на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) и одобрены специальным Постановлением № П 12/99, имевшим гриф «Строго секретно». Пройдет полтора года, и 27 января 1936 года «Замечания по поводу конспекта учебника по истории СССР» будут напечатаны в «Правде».
Также авторы учебника не в полной мере смогли доходчиво обосновать некоторые вопросы. И тогда Сталин, получив 29 марта 1937 года проект постановления жюри конкурса на лучший учебник по истории СССР для начальной школы, лично редактирует один из пунктов, добиваясь предельной прозрачности мысли:
Постановление было опубликовано в газете «Правда» 22 августа 1937 года.
Писатель Михаил Михайлович Пришвин, осознает глубину сталинского замысла и воспримет публикацию «Правды» как важную веху в судьбе страны и в своей собственной биографии, о чем оставит запись в дневнике:
А в начале декабря 1936 года Пришвин, чутко уловивший изменение вектора сталинской политики, обращенной в прошлое, сделает вывод:
«В агитационном отношении теперь нужен сценарий, поднимающий великорусское национальное самосознание».
Писатель оказался провидцем. 1 декабря 1938 года выйдет на экраны и заслужит всенародную любовь фильм режиссера Сергея Эйзенштейна «Александр Невский».
Победа профессора Шестакова
27 августа 1937 года Политбюро примет решение N П51/806, подводящее итоги конкурса на написание лучшего учебника истории. Пальму первенства получит профессор А.В.Шестаков.
Андрей Васильевич Шестаков (1877-1941)
«Ввиду отсутствия какого бы то ни было учебника по истории СССР, составленного в духе марксизма, признать целесообразным преподавание краткого курса истории СССР Шестакова не только в 3-м и 4-м, но и в 5, 6 и 7-м классах, впредь до появления другого более пространного учебника по истории СССР».
За несколько лет до начала мировой войны школы получили учебник, который не только приучал гордиться прошлым, но и «объяснял» школьникам настоящее, в том числе причины уже начавшегося в стране арестов.
И далее призыв к детям: «Надо тщательно следить за всеми подозрительными людьми».
Учебник истории СССР А.В. Шестакова (1877-1941) с пометками И.В. Сталина.