в каком году 360 дней
Глава 24. Годы продолжительностью 360 и 365 дней
Неизвестно, принесли ли египтяне свой год с собой или изобрели его уже в долине Нила, но есть мнение, что сначала он состоял только из 360 дней, то есть в нем не хватало 5 дней с четвертью. Вероятнее, что они принесли с собой лунный календарь, где месяц состоял из 30 дней (30×12 = 360), а не с самого начала взяли такую неверную продолжительность солнечного года, ведь в Египте, как ни в одной другой стране мира, было очень просто определить истинный год благодаря регулярно наступавшему разливу, как только они осознали эту регулярность. Здесь мы должны поставить себя на место этих первооткрывателей астрономии и цивилизации; сделав это, мы сразу же поймем, каким сложным делом было установить истинную продолжительность годового цикла, когда отсутствовали не только современные инструменты, но даже и идеи.
Поскольку 360 дней не соответствуют настоящей длине года, любой народ, использующий такой год, обнаружит, что его праздники и времена года то и дело смещаются. Более того, этот год совершенно бесполезен для садовода и земледельца, потому что через некоторое время не то что день месяца, а самый месяц уже будет соответствовать не началу жатвы или началу сева, а чему-то совсем другому.
И все же я должен подчеркнуть, что не все ученые согласны с тем, что египтяне пользовались 360-дневным годом, во всяком случае в известное нам время.
Иделер 3 придерживается того же мнения, что и Масперо: «Я не боюсь. заявить, что существование такого временного цикла — используемого без связи с движением солнца или луны исключительно ради простоты чисел — кажется мне чрезвычайно сомнительным».
Кралль замечает (P. 17): «Вероятно, год в 360 дней датируется временем до переселения в долину Нила, когда египтяне не руководствовались регулярным повторением разлива Нила. В любом случае оно вскоре убедило бы жрецов, что 360-дневный год не согласуется с фактами. Однако всем, кто знаком с такими вещами, хорошо известно, как много порой требуется времени на практическую реализацию подобного решения, особенно когда народ так консервативно относится к древним обычаям, как египтяне».
И, видимо, на этом основании он поддерживает процитированных выше ученых: «Египетские памятники в этом вопросе опровергают Иделера. Трехъязычная надпись в Танисе открыто говорит о том, что «обычай прибавлять пять эпагоменов появился уже позднее»; и, следовательно, сначала год состоял из 360 дней и делился на 12 месяцев по 30 дней каждый».
Кралль также утверждает, что выражения «большой год» и «малый год» и соответствующие им иероглифы относятся к годам продолжительностью 365 и 360 дней соответственно, и добавляет: «Если мы попробуем разобраться, когда были введены эпагомены, мы можем установить лишь приблизительное время. Если календари в мастабах при своей законченности не упоминают эпагоменов, тогда как надписи периода Аменемхета говорят о них, возможно, потому, что эпагомены были введены в этот промежуток времени, но, скорее всего, ближе не к нижнему, а к верхнему пределу. Для полноты картины можно упомянуть, что, согласно Цензорину, пять эпагоменов ввел царь Армин. Лут предполагает, что Армин идентичен Аменемхету I, при котором впервые упоминаются эпагомены. Но так как между Нитокрис и Аменемхетом I есть период в 500 лет, записи о котором отсутствуют, а имя Армин не имеет ничего общего с Аменемхетом, едва ли мы можем разделить это мнение».
Как бы египтологи ни решили впоследствии этот сложный вопрос, с точки зрения астрономии вполне убедительно звучат такие слова Иделера 4 : «Если бы невежество привело к введению 360-дневного года, опыт через несколько лет привел бы к отказу от него». В самом деле, можно спросить, не возможно ли, что 360-дневный год и связанные с ним осложнения имели какое-либо отношение к основанию солнечных храмов.
Давайте попробуем мысленно поставить себя на место древних египтян, которые использовали этот 360-дневный год в течение некоторого продолжительного времени. Совершенно ясно, что то в одной, то в другой части Нильской долины у всех жителей от фараона до земледельца календарь пришел бы в безнадежную неразбериху, по сравнению с которой «год путаницы» — это просто детский сад, и при помощи такого календаря практически невозможно было определить время ни государственных мероприятий, ни сева, ни жатвы, ничего другого.
Если каждый год теряется по 5 дней с четвертью, примерно через 70 лет (365×25 / 5×25) должен закончиться цикл, за который начало нового года пройдет через все месяцы. Один и тот же месяц (если судить по названию) приходится то на наводнение, то на время сева и т. д. Что касается планирования сельскохозяйственных работ на эти месяцы, то о нем не может быть и речи.
Значит, должны были быть локальные попытки сохранить соответствие между истинным и календарным годом — вставка дней или даже месяцев то в одном, то в другом месте; и эти попытки, разумеется, еще больше усугубили бы беспорядок, поскольку месяцы могли варьировать в зависимости от района, но не времени года.
Нет никаких сомнений, что именно так все и было на самом деле, отсюда и берется строгая клятва, которую должны были давать фараоны в более поздние времена, о чем я буду говорить ниже.
Для того чтобы признать ошибочность календарного года, требовалось знать продолжительность истинного года. Как египтяне ее нашли? По-моему, совершенно очевидно, что это произошло на основе наблюдений за солнцестояниями или равноденствиями. Да, у египтян был разлив Нила; но, как мы видели, отнюдь не регулярный, к тому же ему требуется много дней, чтобы дойти от острова Филэ до Каира (Мемфиса). Значит, если бы наводнение отмечало начало года, то в каждом номе новый год начинался бы в свое время, а этого ни за что не допустило бы единое правительство, управляющее всей долиной Нила, тем более притом, что царствование каждого фараона должно было начинаться в день нового года.
Думается, что храмы солнцестояния и пирамиды если и не были необходимы для решения проблемы, то, во всяком случае, если они существовали, то ничего другого не требовалось.
Но теперь мы подходим к самому интересному и важному моменту. Если наблюдение за солнцем в солнцестояние или равноденствие было единственным способом, то египтяне определили бы истинную продолжительность года за несколько лет. Но следующая картина из египетской истории показывает нам, что они определили не истинную продолжительность, а только приблизительную.
Каким образом? С точки зрения астрономии ответ очень прост.
Я уже говорил о том, что у всех известных нам древних народов был обычай приносить жертвы на рассвете, и показал, что для этого они рассчитывали время по звезде, восходившей перед восходом солнца. Наблюдение за так называемым гелиакическим восходом звезды — если звезда выбрана правильно — дало бы им нужную отсрочку для подготовки перед тем, как появлялось само солнце; а так как величайшим праздником был Новый год, то особенно важно было проделать все необходимые действия именно в это время.
Итак, если бы прецессия не влияла на положение звезд, то солнце и звезды через каждый истинный год находились бы точно в том же месте; но вследствие прецессионного движения звезд, о чем я говорил выше, наблюдаемая звезда и солнце не находились в одном и том же положении после истечения истинного года. Из-за этого интервал между гелиакическими восходами не соответствует истинной продолжительности года. Вдобавок гелиакический восход звезды происходит не в один и тот же день во всем Египте, потому что разница между Фивами и Мемфисом, зависящая от их широт, составляла около 4 дней; а кроме того, почти постоянные туманы по утрам в долине Нила затрудняют наблюдение точного момента восхода.
И все-таки египтяне определяли свой Новый год по восходу звезды, а продолжительность его — по интервалу, разделяющему два гелиакических восхода. Такой год не мог быть точным; и к тому же их поправка была неточной, так как продолжительность года была определена в 365 дней. Из этого следует, что поправка была сделана до того, как стали использоваться храмы солнца.
Сохранить 365-дневный год стало первой обязанностью царя, и, действительно, с тех пор на протяжении всей египетской истории фараоны неукоснительно выполняли ее, несмотря на то что впоследствии убедились в его ошибочности, как мы увидим ниже. И уже македонский царь постарался заменить год более верным.
Можно не сомневаться, что консерватизм храмовых жрецов заставлял их каждый раз хранить традиции старого отвергнутого года. Так, даже в поздние времена на Филэ, в храме Осириса, стояли 360 жертвенных чаш, которые ежедневно наполняли молоком поочередно сменявшие друг друга жрецы. В Аканфе была бочка с отверстиями, в которую один из 360 жрецов каждый день наливал воду из Нила.
Да, эти храмовые обряды сами свидетельствуют о своей древности, и чем дальше мы относим переход от 360-дневного к 365-дневному году, тем большую древность мы должны приписать им и, значит, самим храмам.
Примечания
1. Maspero. Histoire ancienne des peuples de l’Orient. P. 72.
2. «Исходя из новых наблюдений за движением солнца, астрономы решили каждый год после двенадцатого месяца и перед первым днем следующего года вставлять еще пять дополнительных дней, и эти пять дней в дополнение года они назвали эпагоменами (эпактами); эпоха этого нововведения настолько древняя, что мы не можем отнести ее ни к какому году, и египтянам самим пришлось отнести ее к давним мифическим временам еще до правления Менеса».
3. Ideler. Chronologie. I. P. 70.
4. Ideler. Op. cit. I. P. 187.
5. Krall. Studien zur Geschichte der Alten Aegypten. I. Wien, 1881. P. 20.
Год продолжительностью в 360 дней
Год продолжительностью в 360 дней
Перед последними катаклизмами, когда, как мы выяснили, земной щар вращался вокруг оси, повернутой в различных направлениях, с меняющимся положением полюсов, по разным орбитам, год не мог оставаться тем же, каким он был раньше.
Сохранились многочисленные данные, доказывающие, что раньше год составлял не 365Ул дня, а только 360 дней. Но и год в 360 дней не был изначальным; ато была промежуточная стадия между годом с еще меньшей продолжительностью и нынешним годом.
В период времени между последней из серии катастроф пятнадцатого века и первой в серии катастроф восьмого века, продолжительность сезонного обращения скорее всего составляла 360 дней.[951]
Чтобы конкретизировать мое утверждение, я приглашаю читателя совершить кругосветное путешествие. Начнем мы с Индии.
В текстах периода «Веды» известен год только в 360 дней. «Все ведийские тексты говорят неизменно и исключительно о годе, состоящем только из 360 дней. Отрывки, в которых длительность года прямо обозначена, обнаружены у всех брахманов».[952] «Поразительно, что в «Ведах» нигде не упоминается високосный год, в то время как постоянно повторяется, что год состоит из 360 дней; нигде не говорится о пяти или шести днях, которые реально составляют часть солнечного года».[953]
Индийский год из 360 дней был разделен на двенадцать месяцев по тридцать дней в каждом.[954] Тексты описывают прибывающую луну в течение первых пятнадцати дней и убывающую — в остальные пятнадцать дней; они также сообщают, что солнце шесть месяцев, или 180 дней, двигалось на север, и то же количество дней — на юг.
Сомнения ученых по поводу такой хронологии в брахманской литературе выразились в следующем суждении: «То, что это не просто неточные, а абсолютно неправильные данные, видно из отрывка в «Нидана-сутре», где говорится, что солнце остается 13,5 дня в каждом из 27 Naksatras, и таким образом реальная продолжительность солнечного года устанавливается в 360 дней. «Пятнадцать дней определены для каждого лунного периода — это больше, чем где-либо принято».[955]
В своих астрономических трудах брахманы пользовались весьма изощренными геометрическими методами, и их неумение определить, что год из 360 дней на 5,5 дня короче, кажется сомнительным. За десять лет такая ошибка составляет двадцать пять дней. Автор, которого я цитировал последним, вынужден был признать, что у брахманов «совершенно путанные представления об истинной продолжительности года». Только в последний период, говорил он, индусы оказались способными разобраться с такими очевидными фактами. В том же духе писал и другой немецкий автор: «Тот факт, что понадобился долгий период, чтобы начать исчислять год в 365 дней, доказывает существование древнеиндийского года в 360 дней и других вариантов, которые встречаются в ведийской литературе».[956]
Вот отрывок из «Ариабхатии», древнего индийского трактата по математике и астрономии: «Год состоит из, двенадцати месяцев. Месяц состоит из 30 дней. День состоит из 60 нади. Нади состоит из 60 винадикас».[957]
Месяц из тридцати дней и год из 360 дней создали основу древней индийской хронологии, которой пользовались для датировки исторических событий.
Брахманы сознавали, что продолжительность года, месяца и дня меняется с каждым новым мировым веком. Далее приводится отрывок из «Суриа-сиддханты» — классического памятника индийской астрономии. После вступления в нем говорится: «Здесь имеются различия во времени только «По причине смены веков».[958] Переводчик этого древнего учебника сопровождает свои слова пояснением: «Согласно комментарию, значение этих последних строк состоит в том, что в процессе движения мировых веков… происходят некоторые изменения в движении небесных тел». Объясняя значение термина «bija», который обозначает коррекцию времени в каждую новую эпоху, книга «Суриа» утверждает: «Время есть разрушитель миров».
Жреческий год, подобно мирскому календарному году, состоял из 360 дней, включающих двенадцать лунных месяцев по тридцать дней каждый. Примерно с седьмого века до нашей эры год у индусов стал составлять 365,5 дня, но в храмах сохранялся также год в 360 дней, и он назывался «savana».
Когда в индийском календаре установился год в 365,5 дня и лунный месяц в двадцать девять с половиной дней, старая система не была отброшена. «Природный месяц, составляющий около двадцати девяти с половиной дней, означает солнечное время, а тогда он делился на тридцать лунных дней tithi, и это деление, хотя и не соответствующее природному порядку и произвольное, по которому лунные дни начинаются и кончаются в момент естественного дня и ночи, приобретает для индусов исключительное практическое значение, так как им регулируются многочисленные религиозные церемонии, на нем основываются соображения о пропорциональном и непропорциональном времени и тому подобное».[959]
Двойная система была наложением нового времени на старые временные измерения.
Древний персидский год состоял из 360 дней, или двенадцати месяцев по тридцать дней каждый. В седьмом веке пять дней «Gatha» были добавлены к этому календарю.[960]
В «Бундахише», священной книге персов, 180 последовательных появлений солнца от зимнего до летнего солнцестояния и от летнего до следующего зимнего солнцестояния описаны следующими словами: «Существуют сто восемьдесят отверстий rogin на востоке и сто восемьдесят на западе… и солнце каждый день проходит через одно отверстие и выходит через другое… Оно возвращается в Варак через триста шестьдесят дней и пять «Gatha» дней.[961]
Gatha — это «пять дополнительных дней, добавленных к последнему из двенадцати месяцев по тридцать дней каждый, чтобы составить полный год; для этих дней специальных отверстий не было… Такой порядок скорее всего означал, что идея отверстий старше, чем уточнение календаря, которое добавило пять «Gatha» к первоначальному году из 360 дней».[962]
Древний вавилонский год состоял из 360 дней.[963] Астрономические таблицы периода, предшествующего Новому Вавилонскому царству, указывают на год такой же длительности без упоминания о добавленных днях. То, что вавилонский год состоял только из 360 дней, было известно еще до того, как были расшифрованы клинописные надписи: Ктесий писал, что стены Вавилона имели 360 фурлонгов в окружности, «столько, сколько было дней в году».[964]
Вавилонский зодиак был разделен на тридцать шесть деканатов; деканат означал пространство, которое охватывает солнце по отношению к фиксированным звездам в течение десятидневного периода. «Однако 36 деканат со своими декадами составляют год всего в 360 дней».[965] Чтобы объяснить эту кажущуюся произвольность продолжительности зодиакального пути, было сделано следующее добавление: «Сначала астрономам Вавилона был известен год в 360 дней, и разделение круга на 360 градусов должно было указывать на путь, который Солнце проходит каждый день в своем вращении вокруг Земли».[966] В этом случае оставалось еще пять неучтенных градусов зодиака.
Древний вавилонский год состоял из двенадцати месяцев по тридцать дней каждый, месяцы отсчитывались от времени появления новой луны. Поскольку период между новолуниями равен двадцати девяти с половиной дням, все изучающие вавилонский календарь сталкиваются с уже известным нам по другим странам противоречием. «Месяцы из тридцати дней начинаются с восходом новой луны. Как это согласовывалось с астрономической реальностью, мы не знаем. Неизвестно и то, каким образом осуществлялась прибавка дней для согласования календаря с солнечным годом».[967] Скорее всего пять дней были добавлены к вавилонскому календарю в седьмом веке. Они казались неблагоприятными, и люди испытывали перед ними суеверный страх.
Ассирийский год состоял из 360 дней; десятилетие называлось «а sarus»; «а sarus» состояло из 3600 дней.[968]
«Ассирийцы, подобно вавилонянам, имели год, состоящий из лунных месяцев, и кажется, что цель астрономических сообщений, относящихся к появлению луны и солнца, была в том, чтобы помочь определить и предсказать продолжительность лунного месяца. Если это было так, то год, общепринятый во всей Ассирии, должен был быть лунным. Календарь включает в каждый месяц тридцать полный дней; лунный месяц, однако, чуть больше двадцати девяти с половиной дней».[969]
Ассирийские источники касаются только месяцев из тридцати дней и отсчитывают такие месяцы от первой четверти луны.[970] Снова, как и в других странах, вполне очевидно, что лунный месяц, согласно ассирийским астрономам, равен тридцати дням. Современные ученые задают себе вопрос: как могли ассирийские астрономы сверять продолжительность лунных месяцев с обращениями луны и как могли наблюдения, представляемые ими в царский дворец, так упорно повторять одни и те же ошибки.
У израильтян месяц в период с пятнадцатого по восьмой век до нашей эры был равен тридцати дням, а двенадцать месяцев составляли год; о месяце короче тридцати дней не упоминается, так же, как о годе длиннее, чем в двенадцать месяцев. То, что месяц составлял тридцать дней, подтверждается Второзаконием (34:8 и 21:13) и Числами (20:29), где траур по умершему предписан на «целый месяц» и продолжается тридцать дней. История Потопа, изложенная в Книге Бытия, исчисляет месяцы по тридцать дней; сказано, что сто пятьдесят дней прошло между семнадцатым днем второго месяца и семнадцатым днем седьмого месяца (Книга Бытия 7:11 и 24; 8:4). Составление этого текста датирируется примерно периодом между Исходом и катастрофой времен Узии.[971]
Евреи следили за лунными месяцами. Это подтверждается тем фактом, что празднования новолуния имели огромное значение во времена Судей и Царств (Книга Самуила 20:5–6; 4-я Книга Царств 4:23; Книга Амоса 8:5; Книга Исайи 1:13; Книга Осии 2:11; Книга Иезекииля 46:1,3.).[972] «Празднование новолуния в древности стояло по крайней мере на том же уровне, что и празднование субботы».[973] Так как эти (лунные) месяцы составляли продолжительность в тридцать дней, и между ними не было месяцев по двадцать девять дней, и так как год состоял из двенадцати таких месяцев без добавленных дней или пересчитанных по солнечному календарю месяцев, толкователи Библии не могли найти способа связать между собой эти три цифры: 354 дня, или двенадцать лунных месяцев по двадцать девять с половиной дней каждый; 360 дней или двенадцать раз по тридцать, и 365 1/4 дня, т. е. нынешняя длительность года.
Египетский год состоял из 360 дней, прежде чем он стал 365 дней после добавления пяти дней. Календарь на папирусе Эбера, документе эпохи Нового царства, имеет год из двенадцати месяцев по тридцать дней в каждом.[974]
На девятом году царствования Птоломея Эвергета, т. е. в 238 году до нашей эры, часть готовых к реформам египетских жрецов собралась в Канопе и выработала декрет; он был найден в 1866 году около Таниса в Дельте на табличке. Целью этого декрета было установить соответствие календаря временам года, «согласно нынешнему устройству мира», как гласит текст. Было приказано добавлять каждые четыре года один день к году, составляющему 360 дней, и к пяти дням, которые велено было добавить позже».[975]
Авторы этого декрета не указали особой даты, когда следует добавлять пять дней к 360, но они ясно сказали, что такая реформа назначена после того, как год составлял только 360 дней.
На предшествующих страницах я ссылался на тот факт, что календарь из 360 дней был введен в Египте только после падения Среднего царства, во времена Иксоса. Пять дней должны были быть добавлены к 360 после падения Восемнадцатой династии. Мы не имеем сведений о «пяти днях» в бесчисленных надписях эпохи Восемнадцатой династии; эпигомены, или, как их называли египтяне, «пять дней, которые превышают год»,[976] упомянуты в документах седьмого и последующих столетий. Фараоны последней династии обычно пишут: «Год и пять дней». Последний день года отмечался не в последний из добавленных дней, а тридцатого числа месяца Мезори, двенадцатого месяца».[977]
В пятом веке Геродот писал: «Египтяне, насчитав тридцать дней в каждом из двенадцати месяцев, добавили пять дней к каждому году, и таким образом полный сезонный цикл пришел в соответствие с календарем».[978]
«Книга Сотиса», ошибочно приписанная египетскому жрецу Манефону,[979] и Георгий Синселл, византийский историк,[980] подтверждают, что первоначально дополнительные пять дней не присоединялись к 360 календарным дням, но были введены позже,[981] что соответствует тексту канопского декрета.
Го, что введение дополнительных дней не было результатом прогресса астрономии, а следствием реального изменения в движении планет, подчеркнуто в канопском декрете, так как в нем упоминается о «поправке ошибок небес». В работе «Исида и Осирис».[982] Плутарх в аллегорической форме описывает изменение продолжительности года: «Гермес, играя в шашки с луной, выиграл у нее семидесятую часть каждого из периодов полнолуния, и из всего выигрыша он составил пять дней и прибавил их к 360 дням». Плутарх сообщает нам также, что один из этих дополнительных дней считался зловещим; ни одно дело не благословлялось в этот день, и даже цари «не уделяли внимания своим подданным до наступления ночи».
Праздники новолуния были очень почитаемы во времена Восемнадцатой династии. На всех многочисленных надписях этого периода, где бы ни упоминались месяцы, они всегда составляли тридцать дней. Тот факт, что праздники новолуния устраивались с интервалом в тридцать дней, свидетельствует именно о такой продолжительности лунного месяца.
Суммируя все это, мы найдем согласованную дату. Канопский декрет утверждает, что в некий период прошлого египетский год составлял только 360 дней и что пять дней были добавлены к нему немного позже; папирус Эбера показывает, что при Восемнадцатой династии календарный год имел 360 дней и был разделен на двенадцать месяцев по тридцать дней в каждом; другие документы этого периода также свидетельствуют, что в лунном месяце было тридцать дней и что новая луна соблюдалась двенадцать раз за период в 360 дней. Книга Сотиса говорит, что этот год в 360 дней был установлен при Иксосе, который правил после падения Среднего царства, предшествующего Восемнадцатой династии.
В восьмом или седьмом веке к году было добавлено пять дополнительных дней, но при таких обстоятельствах, что эти дни стали считать неблагоприятными.
Хотя изменение количества дней в году было высчитано вскоре после того, как оно совершилось, многие народы в течение некоторого времени сохраняли официальный год в 360 дней, разделенный на двенадцать месяцев по тридцать дней каждый.
Клеобул, который считался одним из семи греческих мудрецов, в своей знаменитой аллегории представляет год состоящим из двенадцати месяцев по тридцать дней:
отец один, сыновей двенадцать, и у каждого из них по тридцать дочерей.[983]
Со времен Фалеса, еще одного из семи мудрецов, который предсказал затмение солнца, эллины знали, что год состоит из 365 дней; в Фалесе они видели человека, который определил количество дней в году. Так как он родился в седьмом веке, невозможно, чтобы он оказался первым из греков, узнавших новую продолжительность года; именно в начале этого века год достиг своей нынешней продолжительности. Современник Фалеса и также один из семи мудрецов, Солон, считался первым из греков, кто выяснил, что лунный месяц составляет меньше тридцати дней.[984] Несмотря на то, что греки знали о точной продолжительности года, после Солона и Фалеса они продолжали придерживаться устаревшего календаря: на этот счет мы располагаем свидетельствами Гиппократа («Семь лет составляют 360 недель»), Ксенофонта, Аристотеля и Плиния.[985] Привычка исчислять год в 360 дней связана не только с определенным почтением к более древнему астрономическому году, но также с его удобством для всякого рода подсчетов.
Древние римляне также признавали год из 360 дней. Плутарх писал в своем «Жизнеописании Нумы», что во времена Ромула, в восьмом веке, у римлян был год только в 360 дней.[986] Различные латинские авторы говорят, что древний месяц состоял из тридцати дней.[987]
На другой стороне океана год майя составлял 360 дней; позже были добавлены пять дней, и год тогда стал «tun» (период в 360 дней) и пять дней; каждый четвертый год добавлялся еще один день. «Они не считали эти дни отдельно и называли их пустыми, и в течение этих дней люди ничем не занимались», — писал Ж. де Акоста, ранний американский автор.[988]
Монах Диего де Ланда в своей книге «Юкатан до и после завоевания» писал: «У них такой же полный год, как и у нас, из 365 дней и шести часов, и они разделяли его на месяцы двумя способами. Сначала месяцы были из тридцати дней и назывались «и», что означало луну, и они отсчитывались от начала новолуния до исчезновения луны».[989] Другой способ подсчета по месяцам из двадцати дней uinal huneken отражает более древнюю систему, к которой я вернусь, когда буду исследовать системы более архаичные, чем год из 360 дней. Де Ланда также писал, что пять дополнительных дней рассматривались как «зловещие и несчастливые». Они назывались «днями без названия» Хотя мексиканцы в начале завоевания называли период в тридцать один день «луной», они знали, что синодический период составляет 29,5209 дней,[990] что более точно, чем григорианский календарь, введенный в Европе через девяносто лет после открытия Америки. Очевидно, они придерживались старой традиции, восходившей ко времени, когда год составлял двенадцать месяцев по тридцать дней каждый — всего 360 дней.[991]
В древней Южной Америке год также составлял 360 дней, разделенных на двенадцать месяцев.
«Перуанский год был разделен на двенадцать «Quilla», или лун, по тридцать дней. Пять дней добавлялись в конце и назывались «Allcacanguis».[992] Следовательно, к каждому четвертому году добавлялся еще один день, чтобы поддерживать точный календарь.
Мы пересекаем Тихий океан и возвращаемся в Азию. Календарь народов Китая имел год в 360 дней, разделенный на двенадцать месяцев по тридцать дней каждый.[993]
Следы системы года из 360 дней сохраняются при делении сферы на 360 градусов. Каждый градус представляет дневное движение земли по своей орбите, или такую позицию зодиака, которая возникает при переходе от одной ночи к следующей. После 360 смен небо возвращается, с точки зрения земного наблюдателя, к первоначальной позиции.
Когда год увеличился с 360 до 365 1/4 дня, китайцы добавили к своему году пять дней с четвертью, называя этот дополнительный период «Khe-ying», они также начали делить сферу на 365 1/4 градуса, принимая новую продолжительность года не только в календаре, но также в небесной и земной геометрии.[994]
Отсчет времени в Древнем Китае основывался на коэффициенте шестьдесят; подобным же образом число шестьдесят было универсальным коэффициентом в Индии, Мексике и Халдее.
Разделение года на 360 дней почиталось многими способами,[995] и это стало своего рода стимулом прогресса астрономии и геометрии, так как люди неохотно расставались с этим способом отсчета, когда он устарел. Они сохранили свои тридцатидневные «луны», хотя в действительности лунный месяц стал короче, и они считали пресловутые пять дней не принадлежащими году.
Мы обнаруживаем, что во всем мире в течение какого-то времени был один и тот же календарь, составляющий 360 дней, и что в более поздний период, около седьмого века до нашей эры, к концу года было добавлено пять дней — «дополнительные», или «пустые» дни.
Ученые, которые исследовали календари инков в Перу и майя в Юкатане, удивлялись, что они включали 360 дней; так же реагировали ученые, изучавшие календари египтян, персов, индусов, халдеев, ассирийцев, евреев, китайцев, греков и римлян. Большинство из них, обсуждая эту проблему в пределах собственного поля исследований, не подозревали, что одна и та же проблема возникает в связи с календарем любого древнего народа.
Вызывали недоумение два момента: ошибка на пять с четвертью дней в год наверняка могла быть замечена не только астрономами, но даже неграмотными крестьянами, так как за короткий период в сорок лет — время, доступное наблюдению отдельного человека — времена года сместились бы больше, чем на двести дней. Второй момент касается продолжительности месяца, «Кажется, что у древних преобладало мнение, что лунный, или синодический, месяц составляет тридцать дней».[996] Во многих памятниках письменности различных народов указывалось, что месяц, или «луна», равен тридцати дням и что начало такого месяца совпадает с новолунием.
Такие заявления древних астрономов ясно свидетельствуют, что не существует такой вещи, как условный календарь с общепринятой ошибкой. В сущности говорить об интернациональном календаре в ту эпоху вряд ли возможно. После столетий открытий морских путей и международного обмена идеями единый календарь для всего мира так и не утвержден: у мусульман существует лунный год, основанный на движении луны, который периодически, каждые несколько лет, сверяется с солнечным годом посредством прибавления. Многие религиозные системы и народы имеют свой календарь, сохраняющий следы древних систем. Деление месяцев на тридцать и тридцать один день также является пережитком прошлого: пять дополнительных дней были распределены среди старых лунных месяцев. Но в настоящее время календарь не указывает интервал между новолуниями в тридцать дней или продолжительность двенадцати лунных месяцев, равную 360 дням.
Причина универсального отсчета времени между пятнадцатым и восьмым веками лежит в реальном движении Земли вокруг своей оси и по орбите и в обращении луны на всем протяжении данного исторического периода. Продолжительность лунного обращения должна была составлять почти точно 30 дней, и продолжительность года варьировалась по отношению к 360 дням скорее всего лишь в пределах нескольких часов.
Затем произошла серия катастроф, которая изменила угол вращения и орбиту Земли и орбиту Луны; и древний год, пройдя через период, отмеченный нарушениями сезонного цикла, превратился в «медленно движущийся год» (Сенека), равный 365 дням, 5 часам, 48 минутам, 46 секундам, а лунный месяц стал равен 29 дням, 12 часам, 44 минутам, 2,7 секунды, что означает синодический период.
Читайте также
Камера наших дней
Изнанка дней
Изнанка дней Когда человек сбрасывает эфирное тело, он проживает свою жизнь в обратном порядке. Он переживает заново все, что испытал, но по-иному. Предположим, что человек умирает в семьдесят лет, проживает все свои годы до сорока, когда он дал кому-то пощечину; он
V. Моральные проблемы наших дней
V. Моральные проблемы наших дней Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия, и пока не будут в
Указатель содержания дней «Круга чтения»
Указатель содержания дней «Круга чтения» Бессмертие. 20 янв., 12 фев., 9 апр., 10 июня, 22 сент., 6 нояб., 28 нояб., 7 дек.Благо. 6 июля, 19 авг., 19 дек.Бог. 22 фев., 6 мар., 24 мар., 12 апр., 26 апр., 15 июня, 7 июля, 3 сент., 7 окт., 17 окт., 8 нояб.Богатство. 27 фев., 19 мар., 28 мая, 31 июля, 12 сент., 3 окт., 3 нояб., 15
4. Философия наших дней
4. Философия наших дней 4.1. О состоянии современной философии Основные направления современной философииСовременная философия представляет собой единое, но разнородное целое. Изучающему философию следует ориентироваться в этой разнородности. Недостаточно знать
Социологические причины культурного кризиса наших дней[37]
Социологические причины культурного кризиса наших дней[37] Наряду с кризисом душевной жизни людей симптомы распада современного общества и его преобразования проявляются в потрясениях, которым подвержена наша культура. То же напряжение, которое нарушает развитие
Раскол между сердцем и умом, вызванный книгопечатанием, — это травма, переживаемая Европой со времени Макиавелли и до наших дней
Раскол между сердцем и умом, вызванный книгопечатанием, — это травма, переживаемая Европой со времени Макиавелли и до наших дней Результатом развития книгопечатания и изоляции визуальности уже на ранней стадии был раскол между сердцем и умом, или формирование своего
4.4. Вселенные с конечной продолжительностью
4.4. Вселенные с конечной продолжительностью Насколько привлекательна вселенная, существование которой конечно? Некоторым людям мысль о гибели всей вселенной внушает ужас несмотря даже на то, что это уничтожение может произойти в отдаленном будущем, через много
Искусства и ремесла наших дней
Искусства и ремесла наших дней «Прикладное искусство» <1>— вот название, избранное вашим Обществом для тех искусств, о которых мне придется говорить с вами. Что понимать под этим названием? Я должен ответить, что под прикладным искусством Общество подразумевает те
Моральные проблемы наших дней [183]
Моральные проблемы наших дней[183] «Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино — государственная власть и философия, и пока не будут в
Глава II История религий от 1912 года до наших дней
Глава II История религий от 1912 года до наших дней (В 1962 году издатели журнала «Journal of Bible and Religion» попросили меня дать в максимальном объеме на 7000 слов обзор эволюции истории религий за последние 50 лет. Поскольку эволюцию изучения Старого и Нового Завета исследовали другие
Часть третья ЭТИ ДЕСЯТЬ ДНЕЙ
Часть третья ЭТИ ДЕСЯТЬ ДНЕЙ Андрей Адамович. На первом экзамене, десятого июня, он получил «удовлетворительно» и повторял, что доволен, как слон. А шестнадцатого июня был экзамен по патофизиологии. Доктор медицинских наук Б. накануне второго экзамена, на консультации,