С чего начинается служба в храме утром

Какие службы есть в Церкви и что они означают?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Утреня — вечером, вечерня — в обед, а обедни вообще нет. Примерно так для неподготовленного человека выглядит расписание в храме. На самом деле то, что обычно называют вечерней и утренней службой, включает в себя гораздо больше богослужений. Все они образуют так называемый суточный богослужебный круг — службы, которые проходят в храме каждый день.

Что такое богослужебный круг?

Богослужебный круг — цикл регулярных церковных богослужений. Всего таких круга четыре: суточный (ежедневный), седмичный (недельный) и два годовых: подвижный и неподвижный. Недельный и годовые круги — тематические, то есть в них богослужения суточного круга группируются по евангельским и историко-церковным событиям.

Какие службы входят в суточный круг?

В службы суточного круга в зависимости от праздников включаются песнопения и чтения остальных богослужебных кругов: седмичного и годового. Обычно в сутки положено совершать шесть богослужений: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, литургия. Все службы кроме литургии описаны в книге Часослов, которая сформировалась в IX веке.

Вечерня

Богослужение, чаще всего совершаемое вечером. Вечерня бывает вседневная, малая и великая. Малая вечерня служится накануне воскресных дней и больших праздников. Великая вечерня служится либо отдельно накануне праздников, либо вместе с утреней в составе всенощного бдения. Вседневная вечерня служится в будние дни. Иногда вечерня служится совместно с литургией, как ее первая часть — например, Великим постом.

Утреня

Раньше этого богослужение совершалось утром — отсюда такое название. Сейчас утреня часто совершается сразу после вечерни, то есть вечером (но может быть и утром, как раньше). Эта служба — благодарность Богу за прошедшую ночь и просьба о Его благословении на следующий день.

Всенощное бдение

Богослужение накануне больших праздников и воскресных дней. Состоит из вечерни, утрени и первого часа. В этом случае вечерня и утреня совершаются более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.

Часы

Краткие богослужения, совершаемые четыре раза в сутки и освящающие молитвой весь день.

Первый час соответствует нашему седьмому часу утра, освящает молитвой уже наступивший день.

Третий час соответствует нашему девятому часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

Шестой час соответствует нашему двенадцатому часу дня, вспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.

В обычной богослужебной практике 1-й час присоединяется к утрене, 3-й и 6-й час совершаются непосредственно перед литургией, 9-й — перед вечерней.

Литургия

Главное богослужение, во время которого совершается таинство Евхаристии — пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Установлено Спасителем во время Тайной Вечери. Есть три вида литургии:

Литургия святителя Иоанна Златоустого совершается в течении всего года.

Литургия святителя Василия Великого служится 10 раз в году: 5 воскресений Великого поста (кроме Входа Господня в Иерусалим); в Великий Четверг и Великую Субботу — на Страстной седмице; 14 января (праздник Обрезания Господня); 6 и 18 января — накануне праздников Рождества Христова и Крещения.

Литургия святителя Григория Двоеслова (литургия Преждеосвященных Даров) совершается по средам и пятницам Великого поста; понедельник, вторник и среду Страстной седмицы; в день памяти Иоанна Предтечи (8 марта) и Сорока мучеников Севастийских (22 марта), если эти праздники приходятся на период Великого поста и не выпадают на воскресный день. Литургия называется так потому, что на ней верующие причащаются Дарами, ранее освященными на литургии св. Иоанна Златоустого или св. Василия Великого.

Повечерие

Богослужение, совершаемое вечером. Название происходит от монастырской практики совершать повечерие после вечерней трапезы — вечери. Бывает великое (совершается в Великий пост, праздники Рождества Христова и Богоявления) и малое (в остальные дни).

Полунощница

Богослужение, совершаемое в полночь. Оно посвящено Страшному Суду и Второму Пришествию Христа. Обычно полунощница совершается рано утром в монастырях, на приходах практически не служится.

Как все выглядит на практике?

Службы суточного круга сгруппированы для удобства в две части, которые совершаются утром и вечером. Утром — 3-й, 6-й, 9-й часы и литургия; вечером — всенощная (или вечерня с утреней) и 1-й час. Все исключения из этой практики встречаются либо в монастырях, где стараются служить без сокращений, либо во время Великого поста, когда устав предписывает иной порядок богослужений.

Источник

Утреня

У́треня (заут­реня) (греч. ὄρθρος (орт­хрос) (от гла­гола ὀρθρίζω — рано при­хо­дить)) – одно из бого­слу­же­ний суточ­ного круга – цер­ков­ное обще­ствен­ное бого­слу­же­ние, совер­ша­е­мое, согласно Уставу, утром.

Время совер­ше­ния и место Утрени в суточ­ном круге бого­слу­же­ний

Суточ­ный круг, согласно сло­жив­шейся тра­ди­ции, зафик­си­ро­ван­ной в Типи­коне (книге, изла­га­ю­щей бого­слу­жеб­ный устав), при­вя­зан не к аст­ро­но­ми­че­скому, но к так назы­ва­е­мому бого­слу­жеб­ному вре­мени. Так, первое бого­слу­же­ние суточ­ного круга – Полу­ноч­ница (слав. Полу­нощ­ница) – должна начи­наться по про­ше­ствии поло­вины ночи. Сле­ду­ю­щая служба – Утреня. Согласно Типи­кону, ее окон­ча­ние сов­па­дает с рас­све­том («Слава Тебе, Гос­поди, пока­зав­шему нам свет!» — харак­тер­ное начало вос­пе­ва­е­мого или чита­е­мого в конце утрени т. н. вели­кого сла­во­сло­вия). Далее – Первый час, совер­ша­е­мый как пра­вило сразу после утрени, в первом часу начи­на­ю­ще­гося с вос­хо­дом солнца дня. Сле­ду­ю­щие бого­слу­же­ния суточ­ного круга – Третий час, Шестой час, Изоб­ра­зи­тельны (по сути, древ­нее молит­вен­ное пра­вило ко Свя­тому При­ча­ще­нию: у мона­хов в то время, когда скла­ды­вался устав, была рас­про­стра­нена прак­тика еже­днев­ного келей­ного при­ча­ще­ния запас­ными дарами, освя­щен­ными за вос­крес­ной или празд­нич­ной Литур­гией; после при­ча­ще­ния пола­га­лась тра­пеза), Девя­тый час, Вечерня, Пове­че­рие (по-вече­рие, то есть служба после “вечери” – ужина).

Литур­ги­че­ская тема Утрени

Каждое бого­слу­же­ние под­ра­зу­ме­вает выра­же­ние неко­то­рой основ­ной идеи; в част­но­сти, утреня, завер­ша­ю­ща­яся на вос­ходе солнца, носит мес­си­ан­ский харак­тер, вос­пе­вая восход Солнца Правды – первое при­ше­ствие в мир обе­то­ван­ного Спа­си­теля, Гос­пода Иисуса Христа. Уже в самом начале утрени, перед шесто­псал­мием, начи­нает рас­кры­ваться эта тема: «Слава в вышних Богу…» – песнь Анге­лов на Рож­де­ство Хри­стово.

Про­ис­хож­де­ние Утрени

Утреня в целом состав­лена из двух частей раз­лич­ного про­ис­хож­де­ния, обо­зна­ча­е­мых обычно как кафед­раль­ная (город­ская) и мона­ше­ская. Первая из них, при­зна­ва­е­мая наи­бо­лее древ­ней, совер­ша­лась на рас­свете в Иеру­са­лиме в храме Вос­кре­се­ния Хри­стова начи­ная с IV в. и окан­чи­ва­лась выше­упо­мя­ну­тым вели­ким сла­во­сло­вием. Вторая, назы­ва­е­мая тогда «канон», – пред­ше­ство­вала первой, совер­ша­лась в конце ночи, еще до рас­света, и сло­жи­лась в мона­ше­ской прак­тике. Счи­та­ется, что в V в. в мона­сты­рях эти службы совер­ша­лись уже соеди­нен­ными друг с другом.

Виды Утрени

Утреня бывает все­днев­ная (буд­нич­ная) и празд­нич­ная (вари­анты – вос­крес­ная, поли­е­лей­ная, сла­во­слов­ная). Рядом осо­бен­но­стей обла­дают вели­ко­пост­ная и заупо­кой­ная Утреня.

Чин все­днев­ной утрени вклю­чает в себя бла­го­сло­ве­ние, начало обыч­ное, псалмы 19 и 20, тро­пари, каж­де­ние храма, екте­нию, шесто­псал­мие, вели­кую екте­нию, тро­пари, кафизмы и седальны, псалом 50, каноны, сти­хиры на хва­ли­тех, вели­кое сла­во­сло­вие, екте­нию, сти­хиры на сти­ховны, молитву «Отче наш», тро­парь, отпуст.

Празд­нич­ная утреня допол­ня­ется пением поли­е­лея (после кафизм и седаль­нов), а в вос­кре­се­ния также пением бла­го­сло­вен­ных, ипа­коев и анти­фо­нов, про­ким­нов и чте­нием Еван­ге­лия, после кото­рого поется вос­крес­ная песнь «Вос­кре­се­ние Хри­стово видевше».

Празд­нич­ная утреня, соеди­ня­е­мая с Вели­кой вечер­ней и первым часом, состав­ляет Все­нощ­ное бдение.

Пас­халь­ная утреня начи­нает слу­житься после крест­ного хода в при­творе бла­го­сло­ве­нием и пением пас­халь­ного тро­паря и состоит из пас­халь­ных тро­па­рей, канона, све­тильна, стихир, чтения пас­халь­ного слова Иоанна Зла­то­уста, екте­ний и отпу­ста.

Основ­ные тексты Утрени

Среди тек­стов, чита­е­мых и вос­пе­ва­е­мых во время утрени (как и любой другой службы), обычно выде­ляют неиз­ме­ня­е­мые (сотав­ля­ю­щие своего рода каркас службы) и изме­ня­е­мые, кото­рые под­би­ра­ются согласно уставу в зави­си­мо­сти от: а) дня сед­мицы (из Окто­иха – книги, вклю­ча­ю­щей тексты бого­слу­же­ний сед­мич­ного круга), б) дня года (из Миней – книг, содер­жа­щих тексты бого­слу­же­ний годо­вого круга), в) дней Вели­кого поста или Пасхи (из Триоди Пост­ной и Триоди цвет­ной соот­вет­ственно). Таким обра­зом, в утреню как службу суточ­ного круга, сохра­ня­ю­щую четко опре­де­лен­ную струк­туру (неиз­ме­ня­е­мые части), вклю­ча­ются тексты сед­мич­ного и годо­вого бого­слу­жеб­ных кругов, а также вели­ко­пост­ного и пас­халь­ного цикла. Неиз­ме­ня­е­мые части утрени поме­щены в Часо­слове и Слу­жеб­нике.

Важ­ней­шим и в то же время наи­бо­лее древним неиз­ме­ня­е­мым тек­стом утрени явля­ется псалом 50, в кото­ром по-осо­бому звучит тема жертвы: «Жертва Богу – дух сокру­шен». Вечер­ние и утрен­ние бого­слу­же­ния, во вре­мена Вет­хого Завета свя­зан­ные с жерт­во­при­но­ше­ни­ями, в хри­сти­ан­ское время вклю­чили такие тексты, где пред­ла­га­ется новое пони­ма­ние слу­же­ния Богу, когда на смену жерт­вам при­хо­дит молитва и сокру­ше­ние сер­деч­ное. Также клю­че­выми неиз­ме­ня­е­мыми тек­стами явля­ются хва­лит­ные псалмы 148–150 и вели­кое сла­во­сло­вие – ран­не­хри­сти­ан­ский гимн, состав­лен­ный из стихов Св. Писа­ния.

К выше­ука­зан­ным древ­ней­шим неиз­ме­ня­е­мым тек­стам утрени в мона­ше­ской прак­тике были при­со­еди­нены шесто­псал­мие (псалмы 3, 37, 62, 87, 102 и 142) и канон, состо­яв­ший изна­чально из 10 биб­лей­ских песней. При­бли­зи­тельно в ХII в. к самому началу утрени была при­со­еди­нена допол­ни­тель­ная служба для особой молитвы за царя – дву­псал­мие, цен­тром кото­рой явля­ются два “цар­ских” псалма, 19‑й и 20‑й, где царь и пророк Давид про­об­ра­зует веч­ного Царя – Гос­пода Иисуса Христа. Так мес­си­ан­ская тема утрени стала про­яв­ляться с самого ее начала.

Устав буд­нич­ной Утрени изло­жен в 9 главе Типи­кона, празд­нич­ной – в главах 2, 3, 4 и 5.

Основ­ные отли­чия совре­мен­ной цер­ков­ной прак­тики совер­ше­ния утрени от пред­пи­са­ний Типи­кона

Время совер­ше­ния

В наши дни в горо­дах утреня нередко совер­ша­ется вече­ром, в соеди­не­нии с вечер­ней, причем как в случае вос­крес­ной или празд­нич­ной утрени в составе Все­нощ­ного бдения, так и в случае буд­нич­ных служб.
Неустав­ная прак­тика слу­же­ния Утрени вече­ром впер­вые появи­лась в нашей Церкви в XIX в. Ещё в XVIII в. службы совер­ша­лись обычно трижды в день: в 3–5 утра — Утреня, в 8–10 — Часы и Литур­гия, в 15–16 — Вечерня. Такой рас­по­ря­док был как в мона­сты­рях, так и на при­хо­дах. Однако в XIX в. ритм жизни в сто­ли­цах стал пре­пят­ство­вать ста­рому бого­слу­жеб­ному гра­фику. Как след­ствие, в Санкт-Петер­бурге и в Москве воз­никла прак­тика слу­жить Утреню вече­ром, чтобы соби­раться на службы 2 раза в сутки, а не 3. Это ново­вве­де­ние при­жи­лось не сразу. Многие цер­ков­ные авто­ри­теты были его про­тив­ни­ками. В част­но­сти, митр. Мос­ков­ский Фила­рет запре­щал в своей Мос­ков­ской епар­хии слу­жить подоб­ным обра­зом, упре­кая свя­щен­но­слу­жи­те­лей в лено­сти. Но несмотря на сопро­тив­ле­ние, к началу XX в. в России Утреня совер­ша­лась утром почти только в одних мона­сты­рях. Св. Иоанн Крон­штадт­ский был один из немно­гих, кто в конце XIX — начале ΧΧ вв. ещё служил Утреню утром. В его время это уже была ред­кость.

Коли­че­ство тек­стов

Сокра­ще­ние устав­ного коли­че­ства бого­слу­жеб­ных тек­стов встре­ча­ется очень часто, причем сокра­ще­нию или отмене под­вер­га­ются не только про­дол­жи­тель­ные свя­то­оте­че­ские чтения и рядо­вые кафизмы, но и тро­пари канона (рас­про­стра­не­ныы вари­анты чтения «на 6» и «на 4»), сти­хиры и прочие изме­ня­е­мые части.

Изме­не­ние набора исполь­зу­е­мых тек­стов

В совре­мен­ном бого­слу­же­нии про­изо­шла, в част­но­сти, прак­ти­че­ски полная замена «Непо­роч­ных» (17‑й кафизмы, пс. 118) на поли­е­лей. Непо­рочны по логике Типи­кона – вос­крес­ный текст. Согласно Типи­кону, поли­е­лей совер­ша­ется только от отда­ния Кре­сто­воз­дви­же­ния до пред­праздн­ства Рож­де­ства Хри­стова и от отда­ния Бого­яв­ле­ния до недели Сыро­пуст­ной. В осталь­ное время на его месте в службе преду­смот­рены Непо­рочны.

Дони­ко­нов­ский Типи­кон (Око Цер­ков­ное) пред­пи­сы­вал пение Непо­роч­ных в про­дол­же­ние всего года, даже тогда, когда поется поли­е­лей. В послед­нем случае пола­га­лось петь Непо­рочны, затем тро­пари по непо­роч­ных и поли­е­лей.

Кроме того, тро­пари каждой песни канона пред­ва­ря­лись и пере­ме­жа­лись сти­хами соот­вет­ству­ю­щих биб­лей­ских песней, что сохра­ни­лось до насто­я­щего вре­мени на буд­нич­ной вели­ко­пост­ной утрене.

Схема Утрени на все­нощ­ном бдении

Еван­гель­ские чтения на вос­крес­ной Утрене

Общее число эпи­зо­дов Еван­ге­лия, чита­е­мых на вос­крес­ной все­нощ­ной, — один­на­дцать. Это чтение может быть заме­нено лишь в случае сов­па­де­ния вос­крес­ного дня с дву­на­де­ся­тым празд­ни­ком.

Вос­крес­ные еван­ге­лия на утрене ока­зы­вают вли­я­ние на состав экса­по­сти­ла­рия, его бого­ро­дична и еван­гель­ской сти­хиры, кото­рые зави­сят от еван­гель­ского чтения (а не от гласа) и нахо­дятся в при­ло­же­нии Окто­иха.

Источник

Служба в церкви: во сколько начинается и как проходит

Старинная православная традиция вселяет в каждого человека веру в то, что каждый человек является вместилищем частички души Господа. Чтобы попросить Бога о чём-то, необязательно посещать храм. Достаточно обратиться к нему с просьбой через молитвенные слова. Церковные службы — это земное воплощение верования в Господа. Во время богослужебных мероприятий можно посетить церковь для покаяния, благословения. Многие люди нуждаются в постоянной поддержке Бога. Для них важно видеть поддержку, чувствовать её духовно, наблюдая за воплощением Спасителя в иконах. Все богослужения проводятся согласно канонам и определённым правилам.

С чего начинается служба в храме утром. voskolkonachinaetsyazautrennyayamolitvavtserkvi. С чего начинается служба в храме утром фото. С чего начинается служба в храме утром-voskolkonachinaetsyazautrennyayamolitvavtserkvi. картинка С чего начинается служба в храме утром. картинка voskolkonachinaetsyazautrennyayamolitvavtserkvi. Приблизительное время чтения: 3 мин.

Когда проводятся литургии

Для православных церквей не существует общепринятого правила проведения божественных литургических мероприятий. Особенно это касается будничных заутрений. Открываются православные храмы поутру. Время проведения литургии священнослужителями напрямую зависит от пожеланий людей, которые посещают подобные богослужения. Если же выпал день большого христианского праздника, то совершается две литургии (утром и вечером).

Помимо этого, молебен проводится в воскресный день. Начало утренней службы приходится на семь часов утра (иногда на 8). Некоторые храмы сдвигают время молебна на один час. Именно поэтому время проведения заутрени и утрени уточняется у священнослужителей. Для каждого храма присуще своё время литургии. Вечерняя литургия (вечерня) проводится в период с 19-20 часов. Помимо этого, бывают ночные богослужения. Они зачастую приходится на Великие православные праздники, например, Крещение, Пасху. Также организовываются крестные ходы для прославления Господа.

Длительность церковной службы

Время проведения и длительность богослужения напрямую зависит от значимости торжества. Например, в будничные дни она может длиться всего 1-2 часа. В воскресение богослужения длятся три часа. Это правило распространяется на утренние и вечерние службы. Всё связано с масштабом праздника.

Вечерняя служба может начинаться в 16:00 (это самое раннее время) или 18:00 (максимально позднее время). Длительность богослужения составляет 2-4 часа. Если в этот день празднуется значимое церковное торжество, то все службы делятся на вседневные, малые и большие. Помимо этого, бывает всенощное бдение.

Разновидности служб

Независимо от того, какой церковью проводится богослужение или кто его проводит, существуют суточные, годовые и недельные мероприятия. Полноценные службы организовываются монастырскими обителями, так как монахи старательнее других придерживаются всех церковных канонов.

В маленьких церквях служения проводятся согласно расписанию, создающемуся служителями. Ежедневно отмечаются различные праздники, проводятся службы, посвященные определённым моментам. Например:

Если вы не можете ежедневно посещать церковь, то читать соответствующие молитвы можно и не выходя из дома, зная расписание. Сам же верующий человек сам вправе решать, когда ему посещать церковь. Для этого церковные приходы открыты чуть ли не круглосуточно.

С чего начинается служба в храме утром. . С чего начинается служба в храме утром фото. С чего начинается служба в храме утром-. картинка С чего начинается служба в храме утром. картинка . Приблизительное время чтения: 3 мин.

Условно весь суточный круг божественных служений можно разделить на девять равнозначных частей:

А вот литургическое служение, проводимое с 6-9 часов утра до 12 часов дня, не является составляющей церковного круга служений. В это время все церкви должны раскрывать свои двери перед прихожанами!

Особенность проведения богослужений

Особенность организации божественных служб зависит священника, главенствующего в церкви. Например, вечерни и утрени в деревнях организовываются исключительно крупными храмами и соборами. Разница может заключаться во времени проведения и длительности службы. Основным богослужебным мероприятием любой церкви является литургия. В это время происходит чтение молитвы, все прихожане со священнослужителями вспоминают о Христе. Заканчивается литургия предложением пройти через таинство Причастия. Проводится оно в период между 6 и 9 часами утра.

По воскресениям проводится одно богослужение, называющееся Евхаристическим. Все службы соединяются в единую, сменяя одна другую. Недавняя смена положений церковного устава установила проведение повечерья исключительно во время начала Великого поста. Помимо больших служб, православная Церковь приемлет проведение параллельно обрядов и таинств, чтение молитвословов, акафистов.

Источник

Как проходит литургия в Православной Церкви

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Литургия – это главное христианское богослужение, во время которого происходит главное таинство – Евхаристия: под видом хлеба и вина верующие вкушают Тело и Кровь Христовы. Перед началом службы прихожане пишут записки о живых и уже ушедших в мир иной. Этот обычай хорошо известен невоцерковленным людям, но смысл его часто остается «за кадром». Суть в том, что во время службы верующим предоставляется возможность несколько раз помянуть своих сродников и друзей, и записки – это одна из таких возможностей.

Начинается Литургия верных. Дары с жертвенника переносятся на престол. Священник втайне молится, чтобы Господь сделал его достойным совершать это великое Таинство. В это время хор поет песнопение, которое называется Херувимская песнь. Потом священник, неся перед собой Святую Чашу, вместе с дьяконом выходит на амвон и произносит молитву о Патриархе, епископах и всех православных. После чего они совершают Великий вход в алтарь.

Раздается призыв возлюбить Святую Троицу, и верующие поют «Символ веры», которые напоминает о том, в чем состоит надежда и упование Церкви. Затем начинается «Святое Возношение». Верующие кланяются, благодарят Господа за все его блага и милость Его. Священник в тайной молитве просит Господа ниспослать Своего Святого Духа на людей в церкви и на Предложенные Дары. Также возносятся молитвы, чтобы верующие укрепились в добре, чтобы Бог позволил им обращаться к Себе со своими нуждами. Вслух священник благословляют присутствующих, и начинается просительная ектения. Поется молитва «Отче наш» всеми присутствующими.

Пока причащаются священнослужители, поется так называемый Запричастный канон. Наконец открываются Царские врата. Выходит священник с Чашей в руках, произносит особую молитву, причастники подходят, сложа руки крестообразно на груди и называя свое имя. После Причащения верующим дают запивку (вино, смешанное с горячей водой). Это нужно для того, чтобы во рту не остались частички Святых Даров. Священник заносит чашу в алтарь и опускает в нее частицы из принесенных просфор с молитвой, чтобы Господь омыл грехи всех, кто поминался на Литургии. Это последний раз, когда мы можем молитвенно помянуть своих сродников и братьев и сестер по вере. Совершается Отпуст, верующие подходят и целуют крест в руках священника. Желательно провести остаток дня благоговейно, храня полученную благодать и памятуя о Боге.

Источник

Суточный круг богослужения

Содержание

И был вечер, и было утро: день один

– Для начала вопрос, задаваемый многими: почему богослужебные сутки начинаются с вечера?

– Это заимствовано христианством из иудейской традиции: и был вечер, и было утро – день один ( Быт. 1, 5 ). У иудеев до сих пор шаббат – субботний покой – начинается перед заходом солнца в пятницу.

– Как исторически складывался богослужебный круг? Когда-то ведь была только одна Евхаристия…

– Да, в первые века христианства, действительно, была Евхаристия и, как правило, соединенная с нею агапа – трапеза любви. Но такие богослужения, как вечерня и утреня, сложились очень рано. Вечерня была призвана освятить темное время суток, утреня – светлое. По Типикону, вечерня должна совершаться после захода солнца, утреня начинается до восхода, завершается, когда солнце уже взошло. В III веке, как сообщают документы, вечерня была короткой и главным в ней было внесение в богослужебное помещение светильника. За этим следовали благословение, чтение Священного Писания, короткая молитва и отпуст.

Утреня же отделилась от агапы. В древности утреннее богослужение включало в себя две библейские песни: песнь Моисея и песнь трех отроков в печи огненной (из книги пророка Даниила). Пелись также некоторые псалмы и Великое славословие, которое мы поем и сегодня: «Слава в вышних Богу…». В последующие века чинопоследования вечерни и утрени расширялись, и появились часовые богослужения – часы, как мы их называем, 1-й, 3-й, 6-й и 9-й.

– Почему часы именно так нумеруются? Каково содержание часовых богослужений и когда они совершаются в храме?

– Евреи, современники Христа, как известно, жили в Римской империи и, соответственно, по римскому времени. Римские сутки делились – как и наши сегодня – на 24 часа и на две равные части, светлую и темную, ночь и день. Каждая из половинок, в свою очередь, делилась на трехчасия. 1­й, 3­й, 6­й, 9­й – это первые часы каждой из четвертей дня; первый час соответствует шести утра. Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого ( Лк. 23, 44 ). О том, что именно эти часы было принято освящать молитвой, нам сообщает книга Деяний апостольских: Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый ( Деян. 3, 1 ); Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться ( Деян. 10, 9 ). В настоящее время в наших храмах первый час присоединяется к утрене (которая, как мы знаем, совершается вечером), третий и шестой предваряют Литургию, а девятый – вечерню.

– Значит, совершение часовых богослужений, или, как мы привыкли говорить, чтение часов, призвано поддержать в нас память о новозаветных событиях, помочь нам жить по евангельскому времени?

– По сути, да. Возможно, поэтому Русская Православная Церковь, в отличие от некоторых других православных автокефальных церквей, хранит эту традицию: часы у нас совершаются во всех приходских храмах, а не только в монастырских, как, например, в Греции. При этом приходится с горечью констатировать, что мы забываем о смысле часовых служб, перестаем его чувствовать, не можем соотнести свое время – собственные текущие сутки – со временем евангельских событий. Однако Церковь всегда рассчитана на высшее состояние человеческого духа, лучшее, нежели то, которое можем принести ей сегодня мы. Поэтому она не отказывается от того, что кажется «слишком трудным» для нас, сегодняшних. Часы – богослужение второстепенное по сравнению с утреней и вечерней, но они, обрамляя собой основные богослужения, служат для нас духовными ступенями к ним. И если мы дадим себе труд быть внимательными во время чтения часов, мы это почувствуем.

– Вернемся в начало суток, в вечер. Почему утреню у нас служат вечером, после вечерни, и все это вместе с первым часом именуется всенощным бдением?

– Понятие «всенощное бдение» пришло к нам из древнего иерусалимского монашеского устава, согласно которому ночь перед церковным праздником и просто перед воскресным днем монахи проводили в молитве, без сна. Уставное всенощное богослужение начиналось после захода солнца и продолжалось, по всей видимости, восемь-десять часов. Оно включало многочисленные поучения, чтение Священного Писания и святоотеческих трудов и завершалось утреней. «Слава Тебе, показавшему нам свет» – раздавалось именно тогда, когда молящиеся видели первый луч солнца. Насколько это реально в нашей приходской практике, кто из нас способен каждую ночь с субботы на воскресенье проводить вот так? Ну разве что два раза в год.

Положение утрени в нашей богослужебной практике действительно проблемно: по своему содержанию она относится именно к утру – «исполним утреннюю молитву нашу Господеви», а совершаем мы ее вечером. Голоса, призывающие это исправить и совершать утреню именно утром, раздаются в Церкви периодически. Однако и здесь встает вопрос: а насколько мы к этому готовы, не станет ли это для нас проблемой? Представьте: вечернее богослужение, то есть, собственно, одна вечерня – тридцать-сорок минут, зато утром – утреня, часы 1-й, 3-й, 6-й, Божественная литургия – все вместе больше четырех часов. Следует подчеркнуть, Божественная литургия не входит в обсуждаемый нами сейчас суточный богослужебный круг – она выше суточных богослужений. Но в Греции «правильная» практика (вечерня вечером, утреня утром) приводит к тому, что прихожане приходят только на Литургию, а краткую вечерню и утреню, которая начинается в семь утра, игнорируют.

– Мы с Вами все время как бы пребываем в обычном приходском храме; но если мы захотим какое-то время пожить и помолиться в монастыре, наш суточный круг окажется иным, мы встретимся с полунощницей и повечерием. Что это за богослужения?

– Повечерие в монастыре – это, по сути, общая молитва на сон грядущий: ее совершают после вечери, т. е. ужина, потому она и носит такое название. В конце повечерия священник просит прощения у паствы, и монашествующие просят друг у друга прощения за минувший день, после чего расходятся по кельям. А полунощница – это, напротив, общая утренняя молитва: она называется так потому, что издавна совершалась в монастырях до рассвета. Это краткое богослужение, большую часть которого занимает чтение 17-й кафизмы: длинного 118-го псалма, в котором человек просит Бога научить его судьбам правды Твоея (7) – жизни по заповедям, и молитв. Из приходской практики полунощница и повечерие практически исчезли: полунощница совершается лишь в Пасхальную ночь, она предваряет день Воскресения Христова, а повечерие, Великое или Малое – в дни Великого поста и иногда в предпразднство Рождества Христова. Следует, однако, подчеркнуть, что совершение полунощницы и повечерия в обычном приходском храме отнюдь не возбраняется, если у настоятеля и прихожан есть такое желание.

– Само понятие «суточный круг» говорит о том, что все время нашей жизни должно быть освящено молитвой, не так ли?

– Да, ведь в идеале мы призваны славить Бога постоянно, всей своей жизнью. И богослужения суточного круга помогают нам это понять. Девятый час, который читается перед вечерней, относится ко дню уходящему. А с вечерни, как мы уже сказали, в Церкви начинается следующий день. Это момент встречи, он говорит о непрерывности, нескончаемости славословия.

– Но ведь это совсем непросто – освоить все богослужения суточного круга. В храме нам часто бывает что-то непонятно: когда-то читают слишком быстро, когда-то слов песнопений не разобрать. Что может нам помочь?

– Часослов. Книга, содержащая все богослужения суточного круга. Когда-то он имелся в каждом православном доме, по нему детей учили церковнославянскому языку и одновременно знакомили с богослужением. А теперь Часослов почему-то уходит из нашего обихода. Меж тем, заранее прочитав те же часы дома по Часослову, вы лучше поймете их, увидите их красоту, их смысл и уже не будете скучать и томиться во время этой службы в храме.

Беседовала Марина Бирюкова

Суточный круг богослужения

Церковное богослужение циклично, и литургисты говорят о трех кругах богослужения: суточном, седмичном и годовом. В настоящем очерке Алексея Сергеевича Кашкина, преподавателя СПДС, речь пойдет о суточном круге богослужения.

Суточный круг богослужения составляют службы, совершаемые в течение суток, причем сутки по церковному счислению начинаются с вечера, так что каждый вечер в богослужебном смысле относится уже к завтрашнему дню. Это счисление перешло в Христианскую Церковь из Ветхого Завета. Евреи считали началом суток время солнечного заката (примерно 18.00), и поэтому сутками считался период между солнечным закатом настоящего дня и следующего дня.

В своем современном виде суточный круг богослужения Православной Церкви сформировался к XI в. Он включает в себя восемь отдельных служб: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, 1-й час, 3-й час, 6-й час и 9-й час. Каждая из указанных служб «привязана» к определенному времени суток, о чем подробнее будет сказано далее. Как видно, в этот перечень не включено самое главное богослужение Церкви – литургия, причем сделано это намеренно, так как, несмотря на почти ежедневное совершение литургии, есть серьезные основания против ее отнесения к суточному кругу богослужения. Во-первых, литургия никак не может считаться рядовым богослужением, но является таинством, более того, «таинством таинств». Во-вторых, Устав знает немало дней, когда литургия не совершается (среда и пятница сырной седмицы, понедельник, вторник и четверг 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 6-й седмиц Святой Четыредесятницы, понедельник и вторник 5-й седмицы, Великая Пятница). В то же время остальные службы, в частности, вечерня, утреня и часы, совершаются во все дни без исключения. В-третьих, Евхаристия в Уставе не связывается с определенным временем суток, литургия может совершаться в различное время. Чаще она совершается утром (хотя и здесь возможны вариации: в воскресные дни и в великие праздники она по Типикону должна начинаться «в начале 3-го часа» (≈ 9.00), в субботу – «в начале 4-го часа» (около 10.00), во все остальные дни седмицы – «в начале 5-го часа» (≈ 11.00)), но в некоторые дни церковного поста она полагается после вечерни, то есть во 2-й половине дня.

Устав для совершения каждой службы назначает определенное время, причем различные виды одной и той же службы могут совершаться в разное время.

Вечерня почти всегда совершается вечером (кроме тех случаев, когда она соединяется с литургией). Однако все три вида вечерни (малая, вседневная и великая) должны, согласно Уставу, совершаться в разное время. Малая вечерня бывает «прежде солнечного захождения» (Типикон, глава 1-я); великая вечерня на бдении начинается «по еже зайти солнцу мало» (Типикон, глава 2-я); тогда как вседневная вечерня – «пред вечером мало» (Типикон, глава 9-я). Как видно, Типикон указывает только приблизительное время для начала богослужений; конкретный же час определяется в соответствии с местом и временем года (скорее всего, это обстоятельство связано с тем, что в средние века люди вообще не имели обычая указывать конкретное время, так что даже минутная стрелка на часах долгое время отсутствовала).

Повечерие совершается «по вечери», то есть после вечерней трапезы, после ужина, который бывает по окончании вечерни. В монастырском укладе повечерие еще играет роль богослужения на сон грядущий; в конце повечерия совершается ежедневный чин прощения: сначала священник просит прощения у братии, затем монашествующие просят друг у друга прощения за минувший день, после чего расходятся по кельям. Повечерие бывает двух типов: малое и великое. Малое полагается чаще всего, тогда как великое повечерие (более торжественная и продолжительная служба) совершается редко, всего 34 раза в году (седмичные дни Великого поста, накануне Рождества Христова и Богоявления, а также на сырной седмице во вторник и четверг).

Полунощница совершается рано утром, сразу после ночного сна. По своему идейному значению она может рассматриваться как общая утренняя молитва, а ее основу составляет чтение 17-й кафизмы (то есть 118-го псалма), в каждом стихе которой есть упоминание заповедей Господних, так что ежедневное чтение данной кафисмы служит напоминанием необходимости выстраивать свою жизнь в соответствии с законом Божиим. В настоящее время полунощница совершается только в монастырях (хотя есть и исключения, например, в Санкт-Петербургской духовной академии недавно появилась практика служить полунощницу на 1-й седмице Великого поста).

Утреня, если она не входит в состав всенощного бдения, совершается рано утром, почти сразу же после полунощницы (после небольшого перерыва). Интересно, что греческое название утрени «орфрос» связывают с глаголом «орфризо», который означает «с трудом различать» и указывает, что утреня должна начинаться еще затемно, но с таким расчетом, чтобы к концу утрени уже взошло солнце, так что возглас перед славословием «Слава Тебе, показавшему нам свет» уже должен произноситься после рассвета. В Неделю Пасхи утреня начинается ровно в полночь, а два дня в году – четверг 5-й седмицы Великого поста (день чтения Великого канона) и в Великую Пятницу – служение утрени назначается в вечернее время самим Уставом.

Службы часов назначены Уставом на 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы дня по восточному счислению. В переводе на современную систему отсчета времени получится следующее:

1-й час ≈ 6 часов утра;

3-й час ≈ 9 часов утра;

6-й час ≈ 12 часов дня;

9-й час ≈ 15 часов дня.

Почему именно в такое время? Нужно вспомнить, что римские сутки делились на две равные части: день и ночь. Каждая из половинок, в свою очередь, делилась на трехчасия. 1-й, 3-й, 6-й, 9-й – это первые часы каждой из четвертей дня; первый час соответствует шести утра. О том, что именно эти часы было принято освящать молитвой, нам сообщает Книга Деяний апостольских: Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый ( Деян. 3, 1 ); Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться ( Деян. 10,9 ). Часы также напоминают о событиях Священной Истории, происходивших именно в эти временные отрезки. На службе первого часа вспоминается путь Иисуса Христа от первосвященника Каиафы в преторию к прокуратору Понтию Пилату и лжесвидетельства на Него; на третьем часе – суд Пилата и истязания Господа, а также сошествие Святого Духа на апостолов. Шестой час – шествие Спасителя на Голгофу, Его распятие, тьма по всей земле; наконец, час девятый – воспоминание Крестной смерти Спасителя.

В древности, особенно в монастырях, каждая служба суточного круга совершалась отдельно от других. Но впоследствии Церковь, снисходя к житейским нуждам христиан, к их немощи, назначила отправлять по несколько служб вместе за один раз. В итоге сформировались 3 группы служб: утренняя, дневная и вечерняя.

Утреннюю группу служб составили, таким образом, полунощница, утреня, 1-й час; дневную – 3-й час, 6-й час и литургия; вечернюю – 9-й час, вечерня и пове­черие. Такова идеальная картина богослужения в соответствии с Типиконом. Особенное внимание следует обратить на положение 9-го часа в этой схеме: являясь началом вечернего богослужения, которое имеет отношение к грядущему дню, 9-й час сам завершает службу уходящего дня, так как на нем читаются тропарь и кондак уходящего дня. Это символизирует непрерывность богослужения в Православной Церкви.

Такое разделение суточного круга на три группы служб имеет своим основанием слова Псалмопевца: «Вечер и заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой» ( Пс. 54, 18 ), а также слова церковной молитвы: «Вечер, и заутра, и полудне, хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех…» (молитва входа на вечерне).

В современной приходской практике все службы суточного круга делятся на две части: вечернюю и дневную (утреннюю). В вечернее богослужение входят: 9-й час, вечерня, утреня и 1-й час. Утреннее богослужение включает в себя 3-й, 6-й часы и Божественную литургию. Как видно из перечня (а также из самой практики), на приходах редко совершаются такие службы, как повечерие и полунощница. При этом великому повечерию, можно сказать, «повезло» в большей степени; оно совершается в Навечерие Рождества Христова и Богоявления, а также в седмичные дни Великого поста. Малое же повечерие совершается крайне редко (например, в храме Саратовской духовной семинарии оно совершается 5–6 раз в году: в предпразднство Рождества Христова, накануне Великого Понедельника и Великого Четверга, а также вечером на Пятидесятницу). Полунощница в классическом виде не совершается вовсе (служба, именуемая «пасхальной полунощницей», на самом деле является богослужением совсем другого типа – это вышедшая из употребления константинопольская служба «паннихис»).

Начало вечернего богослужения колеблется от 15.00 до 18.00 (в зависимости от времени года и возможностей прихожан), а утреннее богослужение начинается в 8.00–10.00. Ранние литургии, совершающиеся в больших соборных храмах, могут начинаться в 7.00. Такова современная богослужебная практика в течение большей части года (кроме периода Великого поста).

Источник: Газета «Православная вера» № 9 (509). «Троицкий листок»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *