С чего начать учиться игре на гитаре
Что нужно знать, чтобы начать играть на гитаре
Начать играть на гитаре никогда не поздно, особенно если есть желание. Возможно, вы не прирожденный Джимми Хендрикс или Ангус Янг, но после года тренировок «Enter Sandman» или «Kill the King» освоите точно! Главное – придерживаться основ, которые и изложены в этой статье.
Базовые гитарные аккорды
Игра на гитаре – это гармоничное складывание разных аккордов в мелодию, поэтому с этого и начинается знакомство с инструментов. Про барре и сладинг пока даже не задумываетесь – стартуйте с простых звуков.
Вот аккорды на гитаре, необходимые для новичков. Ничего не понятно? Просто научитесь их читать:
Запись может незначительно отличаться.
Уже на этом этапе многие новички задумываются, сложно ли им будет научиться играть на гитаре. Если сразу ничего не выходит – не отчаиваетесь, со временем движения дойдут до автоматизма.
Для начинающих не с нуля, ноты для гитары могут быть удобнее. Их порядок выглядит так.
Как научиться играть на гитаре: основы
И так, вы попробовали зажать аккорд, а звук глухой. Все нормально, ваши руки еще не привыкли. В среднем, период адаптации длиться 2-3 месяца. Упорно тренируясь, за это время гитарист уже начинает играть не глядя.
Как держать гитару
С чего начать учиться играть на гитаре? С постановки инструмента:
Как правильно держать инструмент – точно сказать нельзя. Посадка подбирается индивидуально, учитывая длину рук, высоту корпуса и размах.
Как ставить пальцы на струны
Перед тем, как играть на инструменте – научитесь правильно ставить пальцы. Струны должны зажиматься кончиками пальцем, а не всей подушечкой.
Давление должно быть сильным, чтобы струна прижалась к ладу. Если зажатие хорошее, звук будет звонким, если нет – дребезжащим или отсутствующим. Скорее всего, сразу поставить пальцы не получится – нужна практика. Всего есть 2 причины, почему не получается зажать струну:
Большой палец — опора для грифа. В идеале, он не должен выступать вообще, чтобы большая часть ладони покрывала струны.
Игра на одной струне
Когда пальцы более-менее освоились, можно начинать играть на одной струне на гитаре. Начните тренировки с классики, а именно – “Iron Man” группы Black Sabbath. Играется она на 5-й струне (вторая сверху) следующим образом:
— глиссандо или «скольжение». То есть, переходя с 10 лада на 9 не отрывайте пальцы.
Многие преподаватели запускают уроки игры на гитаре для начинающих с нуля именно в Iron Man, но у нее есть конкурент – Smoke On The Water группы Deep Purple.
Играется она на той же пятой струне со следующей последовательностью:
«0» означает, что бить нужно по не зажатой струне.
За сколько можно научиться играть на гитаре эти мелодии? В среднем, у новичков уходит полчаса, чтобы играть их не глядя на гриф.
А в добавок, вот обучающее видео, где разбирается 7 мелодий на одной струне.
Игра аккордами
Теперь самое сложное — научиться играть на гитаре аккордами самостоятельно с нуля. Пока что вы не чувствуете гриф и зажимаете струны под присмотром.
Избавится от этого поможет тактильные упражнение, вроде «змейки» и «паука».
Змейка
Классика из самоучителя игры на гитаре для начинающих. Выполняется упражнение так:
Постоянно меняйте струны для обучения. Затем берите не близлежащие, а удаленные, например 3 и 6.
Ответ на вопрос: «Как играть перебором на гитаре?». В отличие от змейки, двигаться нужно не вдоль струн, а поперек, спускаясь верху вниз.
Как только зажмете лад, на диафрагме дергаете соответствующую струну. Упражнение хорошо тренирует координацию обеих рук и улучшает топологические навыки.
Переход к бою и перебору
Техника боя – это последовательность ударов вниз регистра и вверх. Отмечаются они стрелочками.
Какой-либо совет здесь дать нельзя – только практика. Ищите подходящую мелодию, зажимайте аккорд и начинайте играть. Часто бойные указатели идут вместе с табулатурой (картинки с аккордами на грифе). Вот, например, табулатура песни Егора Летова «Все идет по плану» и бой к нему.
Вот видео-урок боя на гитаре для начинающих с нуля.
Самоучитель игры на акустической электрогитаре говорит, что перебор – это техника последовательного перебирания струн. Она чуть сложнее и требует сенсорной ориентации по инструменту.
В момент зажатия струны на ладу, гитарист дергает ее на диафрагме, что создает определенный звук. Вот, например, табулатура перебором для песни Кино «Кукушка».
Плюс в том, что многие переборы стандартные: знаешь их – знаешь все. Ознакомиться с ними можно в видео.
Техники игры на гитаре
Скорее всего, вопрос: «Как быстро научиться играть на гитаре?» — у многих уже отпал. Навык вырабатывается практикой и трудом.
Но если вы осилили игру на аккордах, можно выбрать и саму технику игры. Всего их 4.
Играется, как на акустической, так и на электрогитаре. Характерен жесткий, ровный бой с переборами в «соляке». Количество аккордов небольшое, преобладают квинты (они же пауэр-аккорды).
Смотря концертные записи, многие не понимают, чем музыканты играют на гитаре вместо пальцев. Это медиатор – пластиковый флажок, которым удобнее бить по струнам. На акустике он позволяет добиться более яркого и громкого звука.
Кстати, некоторые новичка сразу целятся в металл или панк. Рекомендуется до того, как научиться играть на электрогитаре, освоить акустику – она дешевле и проще.
Блюз более техничный и требует хорошей игры перебором вперемежку с легким боем. Характерно минорное звучание и «заигрывающий» мотив.
Преимущественно играется на электрогитаре, но есть и композиции для акустики. Например, можно попробовать эту инструкцию.
Соло-гитарист украшает композицию отдельным небольшим кусочком. Как правило, соляк более техничный и богатый на аккорды и квинты.
Сейчас соло встречаются только в металле, роке, джазе и блюзе.
Импровизация
Высшая ступень «гитарной науки». Импровизатор должен уметь на ходу подбирать звуки, складывающиеся в красивую музыку.
С чего начать обучение игре на гитаре
Сегодня гитара — это самый популярный музыкальный инструмент.
Каждый год в мире продаётся более 10 миллионов гитар.
Если вы зашли к нам на сайт, то скорее всего тоже хотите научиться играть на гитаре.
Отлично! Давайте приступим к обучению.
1. Решите, что вы научитесь играть на гитаре
Как говорил Магистр Йода: «Делай или не делай, не надо пытаться».
2. Найдите гитару для занятий
Лучше иметь собственную гитару, чем взятую напрокат у знакомых.
Советую начинать учиться играть на классической гитаре с нейлоновыми струнами. Вам будет легче прижимать стуны и вы быстрее сможете научиться зажимать аккорды левой рукой.
Когда вы научитесь играть на нейлоновых струнах, то с легкостью сможете перейти на гитару с металлическими струнами.
Если же вы всё таки решили начать учиться играть сразу на металлических струнах, то советую поставить самые тонкие (толщина первой струны должна быть 0.010). Струны обязательно должны быть для акустической гитары (не для электрогитары).
3. Научитесь играть что-то очень простое
Научитесь играть «В траве сидел кузнечик», «Цыганочку», вступление к «Smoke on the Water» или что-то в этом роде.
Умение играть простые мелодии придаст вам уверенности в собственные силы. И вы уже фактически будете уметь что-то играть на гитаре.
Очень важно добиваться успехов в процесс обучения игре на гитаре.
Ваши занятия должны быть построены так, чтобы вы добивались много успехов!
4. Выберите методику по которой будете заниматься
Если вы нашли профессионального преподавателя, то это замечательно — он будет вас учить по своей методике и вам остаётся только делать то, что он говорит.
Если же вы решили заниматься самостоятельно, то желательно начать с какого-либо самоучителя или курса для начинающих, а не просто пытаться изучать всё подряд из того что сможете найти в интернете.
Очень важный принцип в обучении — это идти от простого к сложному.
Важно, чтобы учащийся постоянно получал успехи на протяжении всего обучения.
4. Занимайтесь
Чтобы чему-то научиться нужно этому учиться. Просто купить гитару, стопку самоучителей и мечтать недостаточно.
Освоение гитары требует времени. Нужно заниматься!
Я уверен, что каждый человек может научиться хорошо играть на гитаре. Просто одним потребуется больше времени, чем другим. Главное не остановливаться на половине дороги, а продолжать занятия несмотря на возникающие трудности.
Желаю вам больших успехов.
Что тормозит обучение игре на гитаре?
Нарушение принципа постепенности. Если вы попытаетесь начать разучивать слишком сложное (на данный момент) для вас произведение, то это будет выглядеть, как попытка запрыгнуть с земли сразу на второй этаж. Можно пытаться сколько угодно, но у вас это не получится.
Необходимость переучиваться. Если вы научились играть какой-то приём неправильно, то, в дальнейшем, это может стать препятствием для освоения более сложного приёма, и в результате вам прийдётся переучиваться. Самая распространённая проблема — это неправильное положение правой руки при игре перебором. Переучиться будет достаточно сложно.
Как ускорить своё обучение?
Более важно количество занятий, а не их длительность. Если вы будете упражняться 5 раз в день по 5 минут, то результат будет лучше, чем если вы бы занимались один раз в течении часа. Оптимально будет, если вы сможете уделять занятиям на гитаре 10-15 минут по два-три раза в день.
Если у вас заболели пальцы, то лучше дать пальцам отдохнуть. Не нужно заниматься испытывая боль. Пальцам необходимо привыкнуть к нагрузке. Со временем вы сможете долго играть на гитаре не испытывая никакой боли.
Учиться играть лучше на гитаре с нейлоновыми струнами или тонкими металлическими, так как они более мягкие и их легче прижимать. Потом, когда пальцы окрепнут, вы можете, если хотите, перейти на толстые металлические струны.
Если у вас не получается сыграть какое-либо упражнение, то разбейте его на элементы и отрабатывайте по-отдельности каждый элемент. Потом, когда вы научитесь играть все элементы по отдельности, у вас получится научиться играть и упражнение полностью.
Обращайте внимание на чистоту и красоту звука, а не на скорость. Грязная быстрая игра — это показатель любителя. Играйте чисто и красиво! Будьте профессионалом.
Уроки игры на гитаре
Уроки игры на гитаре. Вводная информация
Как научиться играть на гитаре? Этим вопросом задается почти каждый человек, который решил посвятить часть своей жизни музыке. И это вполне закономерно – поскольку одни говорят, что сделать это можно самому, а другие сразу отправляют в музыкальную школу, на частные уроки преподавателя. Разумеется, при должной сноровке и усердии научиться играть на гитаре можно любыми методами, и эта статья как раз посвящена всему списку возможных способов.
Самоучитель на гитаре, подборка статей для начинающих
Данный раздел содержит в себе список статей и уроков, которые позволят научиться играть самостоятельно. Весь материал написан понятным языком, а для особо проблемных моментов сняты специальные ролики, которые визуально объясняют постановку рук, манеру исполнения и другие важные технические вещи.
Стоит также сказать, что эти уроки «Как научиться играть на гитаре самостоятельно» могут быть полезны не только совсем новичкам, но и опытным музыкантам, которые решили сами подтянуть какие-то пробелы в своих знаниях. Все упомянутые ниже статьи актуальны как для новых людей, так и для уже продвинутых в области гитары.
Основные аккорды для начинающих
В этом разделе представлены уроки, посвященные самым азам игры на гитаре – стандартным «блатным аккордам», как их ставить, менять, и какие песни можно сыграть на них. В целом, эти уроки отлично подойдут для человека, который взял в руки гитару вообще в первый раз, и хочет начать свой путь обучения. Обязательно обратите внимание на этот раздел, если собираетесь учиться самостоятельно.
Виды переборов
Следующий раздел полностью посвящен видам переборов. Сюда входят как классические аккордовые рисунки, так и основы фингерстайл-паттернов, и различные красивые переборы. Если вы увлеклись акустической гитарой и игрой пальцами – обратите внимание на данные статьи.
Виды боя
Этот раздел по большей своей части посвящен освоению различных ритмических рисунков, опять же, начиная с элементарных «четверки» и «шестерки» и заканчивая сложными боями, которые потребуют координации и серьезного чувства ритма.
Постановка рук на гитаре
Этот раздел хоть и стоит четвертым по списку, но по факту является самым важным для каждого музыканта, независимо от его навыков игры. Все уроки тут посвящены важнейшему моменту – технике игры и постановке рук. Статьи и уроки поясняют, как правильно держать гитару, в каком положении должны быть пальцы и прочие нюансы данного вопроса.
Упражнения на гитаре
На этот раздел также рекомендуется обратить пристальное внимание. В нем имеются разборы различных гитарных упражнений, а также советов по развитию техники игры, скорости пальцев, четкости штриха. В основном они состоят из роликов, но также имеются и текстовые варианты статей с подробными объяснениями и разборами.
Настройка гитары
Раздел посвящен тому, какие гитарные строи бывают, какие ноты они содержат и чем отличаются друг от друга. Здесь почерпнуть много информации сможет новичок, который и понятия не имеет о том, как правильно настраивать гитару.
Импровизация и техника игры
В этом блоке уроков подробно рассказываются основы и глубины такой вещи как импровизация. По большей части здесь собраны различные блоки гамм, пентатоник, основы музыкальной и теории, и жанровые стандарты и фразы, на которых строится любая импровизация. Этот комплекс уроков будет полезен не только новичкам, но и опытным гитаристам, у которых имеются проблемы с сочинением песен и гитарных соло.
Помимо этого, ниже вы найдете блок статей, посвященный общим гитарным моментам, которые должен знать каждый – например, замене струн, а также проработке вашей техники игры.
Статьи по классической гитаре
Практика. Учим любимые песни
От теории надо медленно переходить к практике – например, к Разбору песен на гитаре.
В этом разделе составлен список композиций с разбором, по которым можно начать свое обучение – они все играются по-разному, но хорошо подойдут для новичков и уже освоившихся гитаристов.
Три способа обучения игре на гитаре
1. Научиться играть на гитаре самостоятельно
2. При помощи платных онлайн-курсов
Это более простой вариант, поскольку, как правило, подобные работы делают опытные гитаристы и преподаватели, и при хорошем выборе курса вы полностью пройдете через все этапы обучения так, словно вы обучились у этого человека лично.
3. С помощью преподавателей музыкальных школ у вас в городе
Самый эффективный вариант – обратиться к преподавателю лично. Именно таким способ можно обучиться быстрее всего – поскольку у вас будет человек, который покажет, как надо и не надо делать.
Минусы и плюсы самостоятельного обучения
Плюсы
— Вам никто не составляет программу, вы полностью предоставлены сами себе. Можете учить то, что хотите, обучаться тому, чему хотите – и в целом предоставлены сами себе;
— Зачастую видеоуроки дают всю ту же самую информацию, что и преподаватели в музыкальных школах, но бесплатно. На самостоятельно обучении вы буквально не потратите ни копейки;
— Многие преподаватели не смогут объяснить вам, как работает тот или иной музыкальный жанр – и это вам в любом случае придется исследовать самому.
Минусы
— При всей своей бесплатности этот процесс займет гораздо больше времени для обучения. Причина проста – вам никто не покажет, как надо и не надо делать, вы до всего будете доходить самостоятельно. Особенно если вы не используете в процессе обучения различные онлайн-уроки и видеокурсы;
— Как правило, подобранная преподавателем программа будет рассчитана на ваш уровень игры, и будет для вас максимально комфортной. Чего не скажешь о самостоятельном обучении, когда вы выбираете что учить самостоятельно;
— Помимо технических моментов, вам постепенно будут давать различную музыкальную теорию – которая также очень важна для грамотного развития навыка игры.
Как добиться успеха в гитаре?
Что делать после освоения всех азов?
Ответ очень прост – учиться дальше. Продолжать смотреть уроки, усложнять все упражнения и двигаться. В идеале, если вы начинали обучение самостоятельно – найти себе преподавателя для того, чтобы отточить ваши навыки и вывести их на качественно новый уровень. Постоянно обучайтесь чему-то новому – поскольку в области гитары невозможно достичь вершин, когда двигаться уже некуда.
С чего начать обучение игре на гитаре взрослому самоучке
Гитарная музыка звучит захватывающе во всех стилях и направлениях на самых разных типах гитар. Как говорится, всё такое вкусное. То есть вопрос не только в том, как сделать первый шаг, но и куда.
Для взрослого самоучки начать обучение игре на гитаре логично с общих навыков, необходимых всем гитаристам. То есть для любого стиля, направления и типа гитары. Сюда входят базовые технические навыки, понимание музыкальной фактуры, развитие музыкальной памяти, подбор учебного репертуара и даже выбор первой гитары.
Такой вывод я сделал, когда решил, что пора осуществить свою давнюю мечту научиться играть на гитаре. Разумеется, передо мной встал естественный вопрос, с чего начать обучение. В тот момент я осознал, что даже не понимаю, чего именно я хочу.
Оказалось, что это и есть та проблема, в которую упирается большинство желающих научиться играть на гитаре во взрослом возрасте. Не сталкиваются с ней только дети, которых родители отдают учиться в ДМШ. Там всегда преподают только классическую гитару и по устоявшейся программе. А решения за ученика принимают компетентные преподаватели.
Начинающие взрослые самоучки, как правило, лишены такой роскоши. В результате этого они легко впадают в растерянность и постоянно откладывают начало занятий. Иногда новички точно знают, что и на какой гитаре они хотят научиться играть. Но их — меньшинство. Как выясняется, большинство остальных даже не представляет, что гитары бывают разные.
Чему вы хотите научиться на гитаре?
Независимо от стиля и направления, речь в любом случае идёт о красивой музыке. Значит, не будет ошибкой начать с изучения неотъемлемых основ любой красивой музыки. К их числу можно бесспорно отнести мелодию, ритм и красивый звук.
Чтобы дальше всё было ясно, давайте определимся с отправными понятиями. Красивая музыка в чистом виде, это то, у чего есть слушатель. Проще говоря, это то, что вы будете слушать ушами, не занимаясь больше ни чем. То есть ни фоном за рулём, ни в спортзале, ни рисуя презентацию для шефа и т.п. Здесь важно отметить, что и мелодия и ритм и красивый звук составляют музыку только вместе. Если что-то одно убрать, то музыка в чистом виде исчезнет.
Представьте штатив для камеры. Нельзя убрать одну ногу, не подперев его чем-то другим. Иначе конструкция просто упадёт.
Из чего состоит красивая гитарная музыка?
Сделанное выше утверждение легко проверить. Что будет, если убрать из музыки линию мелодии? Неважно даже, исполняется она на инструменте или вокально. Останется аккомпанемент, который воспринимается только фоном к чему-то ещё, но не сам по себе.
Вот несколько простых примеров для большей наглядности. Как долго вы сможете слушать аккорды песни «Пачка сигарет» без самой песни? Или слушать турецкий барабан, не видя танца живота, который, по сути, заменяет мелодию. А как часто вы выделяете хотя бы час времени, чтобы насладиться музыкой риверданса? Не на живом концерте с толпой ногастых красоток, а закрыв глаза в аудиофильских наушниках.
Аналогично и с другими компонентами музыки. Что будет, если гитарист играет красиво, попадает в ритм, и вдруг случайно сфальшивил? Никто не обратит на это внимания. А если попадание в ноты и ритм идеальное, но звук некрасивый? Такую музыку мало кто будет слушать. И наконец, что если звук красивый, ноты точные, но гитарист всё время сбивается с ритма? Это тоже сильно раздражает слушателей.
Таким образом, любому начинающему гитаристу нужно:
Ниже я более подробно раскрою смысл каждого пункта и расскажу о том, как их реализовать.
Зачем гитаристу нужно развитое чувство ритма?
Хотя главной в музыке и является мелодическая линия, но строится она всегда на ритме. Ритм — это основа и фундамент музыки.
Для большей наглядности приведу аналогию со зданием. Любое здание можно менять как угодно. Надстроить, уменьшить, реконструировать, изменить интерьер, заменить окна и сантехнику, перекрасить. Но всё это происходит на невидимом, но неизменном фундаменте. Можно даже совсем снести здание и на этом же фундаменте построить совершенно новое. Но основа будет та же самая.
Аналогично любую мелодию можно сыграть в разных тембрах и темпах или перенести в другую тональность. Но при сохранении неизменного ритма это будет та же самая легко узнаваемая мелодия. Если же в одинаковой последовательности нот и интервалов изменить ритм, то получатся разные мелодии. Вот простой пример (верхняя строка — ритмический рисунок).
Это нисходящая гамма «Соль мажор».
Гамма «Соль мажор» (нисходящая)
А это фрагмент Адажио из балета Чайковского «Щелкунчик».
Адажио из балета «Щелкунчик» (фрагмент)
Чем можно заменить основные компоненты музыки?
Здесь сама собой напрашивается другая аналогия. Что будет если из стихов убрать вообще всякий ритм, то есть стихотворный размер и рифму? Стихи станут прозой, но благодаря смысловой нагрузке самих слов, останутся литературой. Разрозненные звуки, в отличие от слов, никакой смысловой и художественной нагрузки не несут. Поэтому и мелодия без ритма, то есть организации звуков во времени, не существует.
Проще говоря, ритм можно заменить только другим ритмом. Но это будет уже и другая мелодия.
Начинаем строить с незаменимого фундамента
Итак мы подходим к неожиданному для многих начинающих гитаристов ответу на вопрос из названия статьи. Обучение игре на гитаре, особенно взрослому самоучке, будет очень правильно начинать с развития чувства ритма.
Ритм вообще пронизывает всё мироздание. Природа живёт в определённом ритме. Для нашего организма важен сердечный ритм. Случись у сердца аритмия, человеку становится нехорошо. Любовь бывает ритмичной, а дворник легко сбивает с ритма весь квартал. В автомобиле, вы киваете в такт музыке головой и барабаните ритм пальцами по рулю.
Обратите внимание на детские стихи Остера и взрослые одностишия Вишневского. Ведь они напрочь лишены какой бы то ни было рифмы. И всё равно мы считаем их стихами именно благодаря их ритму.
И ещё один ключевой момент, почему начинать лучше именно с ритмических упражнений. Ваш нулевой технический уровень ещё долго не позволит вам играть хоть сколько-то сложные мелодии. А сложные ритмические упражнения вы сможете выполнять уже очень скоро. При этом одновременно и закладывая правильный фундамент, и чувствуя прогресс в результате усилий. Ведь ваши упражнения будут становиться всё сложнее и сложнее.
Более того, это позволит вам плавно влиться в плотный интенсивный график регулярных занятий. Потому что большинство ритмических упражнений вообще не требуют наличия гитары и специального времени. Проще говоря, во время каждого перекура на работе вы можете вместо лишней палочки здоровья пять минут потопать-похлопать. И вот вам вместо пачки смолы в лёгких полтора часа более полезных занятий каждый день.
Что есть развитое чувство ритма у гитариста?
Но какова в идеале финальная цель занятий ритмическими упражнениями? И можно ли измерить степень развития чувства ритма?
Первый шаг в этом направлении — уметь чувствовать ритм и уверенно воспроизводить его.
Однако любому гитаристу гораздо важнее научиться рождать собственные ритмические пульсации во время исполнения музыки. В противном случае ваш слушатель вряд ли начнёт пританцовывать или напевать под вашу музыку. А это, пожалуй, самое главное мерило того, что вы на правильном пути.
С чего начать обучение на гитаре? С развития чувства ритма.
Кстати, интересный факт: испанцы очень нервно относятся к неритмичному исполнению их жгучей народной музыки иностранцами. Вы можете сфальшивить, сыграть недостаточно страстно, не выделить музыкальные интонации — к вам отнесутся снисходительно. Но если вы не попали в ритм фламенко — пусть даже звук был идеальным — горе вам.
Где найти ритмические упражнения и как по ним заниматься, мы обсуждаем в отдельной статье. Здесь же необходимо дать небольшое пояснение. Предложенный мной путь вовсе не означает, что вам сначала надо заниматься исключительно развитием чувства ритма. А к собственно музыкальной части занятий приступить только после достижения ритмической нирваны.
Начинать извлекать звуки из струн можно и нужно одновременно с ритмическими упражнениями. Каким образом это совместить я расскажу ниже.
Как гитаристу найти и покорить слушателя?
Помните, мы обсуждали чуть выше, что музыка — это то, у чего есть слушатель. А слушатель появляется, когда вы рассказываете ему что-то важное и значимое именно для него. И не менее важно, чтобы рассказ был связным и внятным. При этом нет никакой разницы, рассказываете вы словами или музыкой. Отсюда опять напрашивается аналогия, на этот раз с человеческой речью.
Устный рассказ — это не монотонный набор текста на одном дыхании без ударений, пауз и акцентов. В интересном рассказе всегда есть интонации, подводки, кульминации, темп и логика повествования. В гитарной музыке всё то же самое.
Представьте, что звуки гитары — это не ноты, а иностранная речь на неизвестном слушателю языке. Не понимая ни слова, он, тем не менее, легко определяет начало и конец предложения. И даже запросто чувствует настроение говорящего или в каком месте надо смеяться.
То есть гитаристу нужно научиться играть так, чтобы его музыка захватывала как интересный рассказ.
Что такое музыкальная фразировка?
Таланты талантами, но этому можно научиться, просто разобравшись в том, что и как происходит. Если дробить устный рассказ на фрагменты, то получится вот такая цепочка. Буква — слово — словосочетание — предложение — абзац — рассказ.
Слово — это минимальная смысловая единица с ударением. Словосочетания содержат несколько слов и имеют более оформленное смысловое содержание. При этом последнее слово в словосочетании обычно выделяется интонацией как опорное или имеющее больший вес. Между ним и словом, открывающим следующее словосочетание, делается отчётливая пауза, выраженная знаком препинания. Жирным шрифтом я для наглядности выделил эти самые опорные слова.
Несколько словосочетаний составляют предложение, которое обладает смысловой, а главное — интонационной законченностью. И окончательно выраженная мысль может иметь форму абзаца, который состоит из нескольких предложений.
Вернёмся к музыке и разберём аналогичные понятия.
Не пугайтесь, все эти страшные термины — на будущее, и для тех, кто продолжит учиться серьёзно. Сейчас для начала достаточно усвоить фразу и предложение. Это уже сделает вашу игру осмысленной даже на простых учебных мелодиях самого начального уровня. Чем раньше гитарист начинает мыслить музыкальными фразами, тем быстрее он начинает именно красиво играть. Это не то же самое, что и просто вовремя попадать в нужные ноты.
Кроме прочего, игра на гитаре с фразировкой очень тесно связана с развитием чувства ритма. В устной речи дыхание всегда берётся на фразу или предложение, в зависимости от ситуации. Перед следующей фразой или предложением надо сделать паузу на новый вдох. Научившись брать такое же дыхание на музыкальную фразу, вы начнёте чувствовать пульс произведений. Через дыхание всё ваше тело начинает попадать в ритмические пульсации того, что вы играете.
Как научиться строить мелодические фразы?
Однако вспомним, что тема этой статьи не общие теоретические основы игры на гитаре. Мы обсуждаем вопрос «с чего начать обучение взрослому самоучке». Лично мне начать освоение мелодической фразировки помог вдумчивый подбор учебного репертуара.
На раннем этапе в него очень желательно включить не просто элементарные пьесы самого начального уровня. Лучше всего для этих задач подходят короткие детские песенки. Они не только просты для начала игры на гитаре, но и содержат слова. Ключ к правильному старту — пение этих простых песенок одновременно с дёрганьем струн.
Обратите внимание, что вокальные данные в этом случае не важны. Мы сейчас не учимся петь под гитарный аккомпанемент. Нам нужно использовать тесную связь мелкой моторики пальцев с речевым аппаратом. То есть наша цель — приучить пальцы к плавной связной игре с правильными интонациями. А использовать мы для этого будем речь, для которой такое звучание привычно и естественно. И подстраивать дыхание под мелодические фразы через текстовые мы тоже начнём рефлекторно.
Кроме того, есть ещё один способ связать ритмические упражнения с занятиями мелодической фразировкой. Эти же самые песенки с простыми текстами можно использовать в качестве ритмических упражнений. То есть помимо игры на гитаре их можно просто хлопать со счётом или по слогам.
В примере ниже верхняя линия — это ритмический рисунок, а нижняя — нотная запись мелодии. Для простоты вся пьеса играется на одной открытой струне. В данном случае «АНДРЕЙ — ВОРОБЕЙ,» — это фраза, интонационно отделённая логической запятой. «АНДРЕЙ — ВОРОБЕЙ, НЕ ГОНЯЙ ГОЛУБЕЙ.» — это предложение, на всю длину которого берётся дыхание.
Учебная пьеса «Андрей-воробей»
Красивый звук
Чтобы извлекать из гитары красивый звук, надо научиться двум вещам. Во-первых, внимательно слушать то, что играешь сам во время занятий. Практически никто из новичков этого не делает. Потому что всё внимание первое время сосредоточено на попадание пальцами в ноты. Звук получается резкий, некрасиво острый, отрывистый и с дребезгом. А половина нот наоборот глохнет раньше времени. И со временем привычка играть, не слушая самого себя, к сожалению, закрепляется. Надо с самого начала обращать на это внимание и вырабатывать правильные привычки.
Во-вторых, будет полезно регулярно слушать самую разную красивую музыку. Причём важно делать это не фоном к другому занятию, а именно уделить внимание слушанию музыки. Совершенно необязательно каждую неделю посещать симфонический концерт. Одной композиции раз в два-три дня в интернете вполне достаточно. Главное — эти несколько минут внимательно вслушиваться в каждый звук.
В результате таких регулярных усилий очень скоро придёт понимание разницы между плохим и красивым звуком.
Что касается техники качественного звукоизвлечения, лично мне помогли два источника. Книга Джона Тэйлора «Звукоизвлечение на классической гитаре» и мастер-классы известного гитариста и педагога Евгения Финкельштейна. И то и другое легко найти в интернете. И хотя оба источника посвящены классической гитаре, они здорово формируют направление мысли для любого гитариста.
Дело в том, что они учат размышлять, как это работает и почему получается именно так. Для новичка голословное утверждение «потому что так правильно» — это пустой звук. Море вещей и так полностью поглощает его внимание во время овладения новыми навыками. В этот период всё, что не имеет ясной причины, влетев в одно ухо, тут же вылетает из другого. Это пример того, как полезно сразу вдаваться в «физику» процесса, независимо от стиля и направления.
Одна очень полезная привычка для любого гитариста
На мой взгляд, формирование стойкой привычки разбираться в деталях — это самый продуктивный путь к мастерству.
Возьмём, к примеру, постановку рук. Даже держа руки правильно, гитарист совершенно не обязательно будет играть красиво. Потому что есть огромное количество других факторов, которые тоже надо учитывать.
А вот ища способ сыграть красиво, гитарист неминуемо и уже осознанно придёт к тому положению рук, из которого только и можно это сделать. И со всеми сопутствующими факторами автоматически произойдёт то же самое.
Я бы даже выделил это в отдельный подпункт. Начинающему гитаристу самоучке надо приучать себя постоянно думать о том, что и зачем он делает на гитаре.
С чего начать обучение игре на гитаре взрослому самоучке: 2 комментария
Я слышал про чувство юмора. И про навык внимательного чтения. Судя по всему, Вы не знаете старый анекдот про дворника, контекст которого полностью пропустили во второй части предложения. И при чем тут подмена понятий? Вы когда любовью занимаетесь, занимаетесь чувством? Или у этого слова есть несколько значений? Или Вы любовью не занимаетесь, потому что чувством нельзя заниматься? Да и про верлибр… Умное слово ради умного слова? Статью-то про самостоятельное обучение игре на гитаре вообще прочитали? Или мой сайт выпал Вам в поисковике по запросу «стихи без рифмы про любовь»? По теме есть, что сказать? Или спросить? Или Ваш пост — это просто спам, в котором главное — ник с названием бренда? Видите, сколько вопросов из-за одной необдуманной попытки поумничать.
Добавить комментарий Отменить ответ
Гитара по-взрослому для самоучек
С 2016 года я самостоятельно учусь играть на гитаре. Это стало моей страстью. На моём сайте для таких же самоучек я с удовольствием делюсь тем, чему уже сумел научиться.