С чего начать учить английский ребенку 3 года
Английский для детей 3 лет: разбираем методики обучения и даем советы
В три года маленькие непоседы с неподдельным интересом познают окружающий их мир. И чем больше в этом мире найдется занимательных вещей – тем лучше. Так и английский для детей 3 лет станет увлекательным приключением. Юные «исследователи» живо интересуются новым и неизведанным, а уникальные возможности естественного познания вещей помогут им воспринять иностранный язык буквально на подсознательном уровне. О том, как правильно проводить обучающие занятия по английскому языку с детьми трех или четырех лет расскажем в сегодняшней статье.
С какого возраста лучше начинать учить английский?
Подобным вопросом задается каждый родитель, переживающий за будущее своего чада. Среди педагогов также нередки жаркие дискуссии и расхождения во мнениях: одни выступают за изучение английского «с пеленок», а другие полагают, что рациональнее знакомиться с иностранным языком перед поступлением в школу.
Не вдаваясь в подробности этой полемики, выделим ее зерно. Корень проблемы кроется в чрезмерной нагрузке и «лишении детей детства». Но секрет успеха состоит как раз в том, что уроки английского языка для детей дошкольного возраста проводятся исключительно в игровой форме. Методика обучения английскому для самых маленьких представляет собой не заучивание, а увлекательную игру, органично вписывающуюся в детские забавы.
Начинать учить английский можно и с годовалым малышом, и с ребенком 2 лет, и с детьми от 3 лет и старше. Главное развить у учащихся искренний интерес к занятиям английским языком. Маленькие дети открыты и очень любознательны сами по себе, поэтому увлечь их новым занятием несложно. Тем более что естественные потребности познания максимально включают в работу все возможности мозга. Это дает детишкам в возрасте от 2 до 4 лет следующие преимущества:
Изучение иностранных языков в более взрослом возрасте уже не будет сопровождаться этими благоприятными факторами. Поэтому стоит ковать железо пока оно горячо. Однако, чтобы уроки английского языка для детей 3-4 лет были действительно успешными, прежде чем их начать, следует учесть несколько нюансов детской психологии.
Как объяснять английский для детей 3 лет – практические рекомендации
Итак, вы решили научить своего ребенка говорить на английском, но пока не знаете с чего начать первые занятия. Приступить к обучению детей легко, главное помнить уже сказанный секрет – никакого принуждения, только игра!
Прививаем интерес
Малыши от 1 года и старше активно познают мир, интересуясь каждой неизведанной его частичкой. Задача родителя в данном случае – подхватить этот естественный интерес и развить его в увлекательное игровое «занятие». Играя с ребенком в игрушки, расскажите ему про английский язык на примере названий этих предметов. Но не требуйте сразу же обязательного запоминания и повторения: если малыш заинтересовался, то позже он сам продемонстрирует усвоенные знания.
Для обучения английскому языку используйте любые бытовые ситуации. Что чаще всего делают трехлетки? Задают вопросы. Отвечайте на них, добавляя в предложения английские слова, и поясняя их значения визуально, т.е. показывая предметы. Ребёнок познает мир глазами и ощущениями, поэтому не стоит делать длинные устные пояснения, которые быстро наскучат и запутают малыша.
Не даем скучать
Главный принцип, по которому преподают английский для детей с 3 лет – никакого насилия. Ваши занятия даже отдаленно не должны быть похожи на школьные уроки. Никаких «садимся и учимся». Мы играем с детьми в английский язык, и играем не в какое-то конкретное время дня, а в любой подходящей ситуации.
Например, предложите ребенку на прогулке изучать цвета по-английски. Пусть карапуз на все предметы, содержащие зеленый цвет, радостно кричит Green! Или вы можете соревноваться с малышом, кто найдет больше зеленых предметов вокруг. Наградой за игру станет опять же зеленое лакомство: яблоко, груша, а для летнего периода подойдет и сладкий арбуз.
Такие простые игры дают азарт и положительные эмоции, развивают тягу к новым знаниям и позволяют легко осваивать и запоминать новую лексику.
Поощряем успехи
Похвала и добрые слова приятны даже серьезным взрослым, что уж говорить о восприимчивых к ласке детях, которым всего 3 или 4 года.
Подмечайте даже небольшие улучшения в знаниях малыша. Реагируйте на каждую верно сказанную фразу, вдохновляя и мотивируя ребенка чаще использовать английские слова в своей речи и строить из них целые предложения.
Выражение похвалы не должно быть сухим и формальным. Проявляйте больше эмоций, обнимайте, целуйте, кружите, подкидывайте ребенка и т.п. Малыши остро чувствуют фальшь, поэтому проявление восторга должно быть искренним. Неплохо помимо русских восхвалений активно применять лексику английского языка. Предлагаем воспользоваться выражениями из приведенной ниже таблицы.
Фраза | Перевод |
Excellent! | Отлично! |
That’s perfect! | Замечательно! |
Good job! | Хорошая работа! |
You’ve got it! | Ты сделал это! |
High Five! | Дай пять! |
I’m proud of you! | Я горжусь тобой! |
Congratulations! | Поздравляю! |
You’re the champion! | Ты чемпион! |
You’re the best! | Ты лучший! |
Подаем собственный пример
Часто родители хотят дать ребенку то, чего не было у них, или научить тому, чему в свое время сами не смогли научиться. Если по отношению к английскому у вас складывается именно такая ситуация, то готовьтесь в первую очередь начинать с изменения своих знаний.
Если мы учим ребенка иностранному языку, то мы и сами должны его знать в достаточной степени. Для этого необходимо выделить время и силы: записаться на курс, пройти онлайн-уроки или самостоятельно изучать материалы для занятий с ребенком. Не каждый готов решиться на такой шаг, но помните, что от вас зависит образование ваших детей. Если вы сами не будете развиваться и интересоваться английским, то и ребенок, глядя на пример родителей, будет считать изучение иностранных языков скучным и ненужным делом.
Мы перечислили основные принципы, в соответствии с которыми преподается английский для детей дошкольного возраста. Теперь, приняв во внимание указанные рекомендации, подберем способы подачи материала.
Обучающие методики
Для современного образования привить ребенку интерес к обучению является приоритетной задачей. Поэтому разработано множество методик и способов преподавания и для малышей, которым всего один годик, и для детей старше трёх лет. Задача родителя – попробовать различные способы обучения и отследить реакцию малыша на них.
Карточки
Карточные наборы дают возможность освоить с малышом тематическую лексику. Маленькие картонки удобны в использовании, а красочные рисунки делают их не только привлекательными и интересными, но и легко понятными для детей. Кроме того, с карточками можно придумать множество забавных развлечений, позволяющих проверить, насколько малыш усвоил информацию.
Принцип обучения с помощью карт прост: родитель показывает карточку и произносит слово, а ребенок смотрит на картинку и повторяет сказанное. Важно заметить, что при этом не учат перевод! С помощью рисунка ребенок самостоятельно понимает значение слова, и закладывает его в своей памяти. Для проверки изученного используйте мини-игры: угадай карту по описанию, назови лишнего в ряду, отыщи пропажу и т.п.
Для малышей до 3 лет можно купить или сделать самостоятельно крупные карточки, так чтобы ребенок мог на них встать ногами. Из таких карт собирают дорожку, и ведут по ней малыша, с каждым шагом называя новую карточку. После того, как ребенок запомнит лексику, дорожку наоборот разбирают на отдельные «островки». Теперь родитель называет слово, а задача малыша быстро прыгнуть на правильную карточку.
Стихи и песни
Еще один универсальный метод, который подойдет детишкам любого возраста. Годовалым малышам песенки заботливо пропоет мама, а уже к двум годам дети способны самостоятельно запоминать простейшие строки.
Ну а английский язык для детей 4 и 5 лет и вовсе неразрывно связан с заучиванием стихов и песен наизусть, т.к. этот метод помогает пополнять словарный запас и совершенствовать произношение. Также несомненный плюс рифмованных строк в том, что изучаются целые фразы и контексты, а не отдельные слова.
Важно отметить, как учить стихи на английском с детьми. Делать это следует поэтапно.
Естественно, такой объем работы выполняют не за один день. На одно стихотворение тратится несколько занятий.
Что касается песен, то здесь все намного проще. Главное, чтобы ребенку нравилась музыка, а мотив и слова песенки привяжутся сами собой. Сегодня в интернете можно найти сотни обучающих песенок для детей, с которыми малыши могут быстро и весело изучить популярные английские слова и выражения на различные темы.
Сказки
Изучение языка с помощью сказок тоже приносит свои плоды. Конечно, если карапузу только идет второй год, то ему будет трудно воспринять большой объем информации. А вот ребята старше 3 лет уже способны работать в такой форме.
Для занятий необходимо подбирать либо очень короткие истории, либо зарубежный перевод уже знакомых детям русских сказок. Работая с иностранной версией русской сказки, ребята учатся сопоставлять английские имена персонажей, их слова и поступки с русскими аналогами, осевшими в детской памяти. Немаловажно, чтобы сказка сопровождалась интересными иллюстрациями, тогда ребенок лучше поймет текст или просто сможет немного отвлечься от работы со словами.
Не забывайте про возможность использования аудиоверсий сказок. К трём годам малыш умеет внимательно слушать и подсознательно запоминать услышанную информацию.
На нашем сайте есть несколько сказок, их можно слушать и смотреть:
Если вы сначала поработаете с текстом, а потом начнете слушать реплики героев в аудио, то ребенок наверняка сможет назвать говорящего героя и немного понять его речь. Таким образом, у детей развивается восприятие речи на слух. Кроме того, повторение реплик героев улучшает произношение и способствует пополнению активного словарного запаса.
Видеоролики
В эпоху цифровых технологий уже невозможно представить обучение английскому языку дошкольников без использования видеороликов. Красочная анимация мгновенно привлекает внимание и малышей и взрослых. Даже уже рассмотренные нами песни учатся намного быстрее, если они дополнены увлекательным видеорядом, наглядно показывающим значение звучащих слов.
Именно с простеньких песен и стоит начинать изучение английского по видео. Здесь собраны все способствующие успешному обучению факторы:
Кроме того, песни для детей на английском имеют свойство «западать» в память даже помимо воли, что способствует подсознательному запоминанию слов и выражений.
Потренировавшись на песнях, начинайте работать с обучающими мультфильмами и сказками. Детишкам понравится следить за новыми приключениями любимых персонажей, а это значит, что занятия английским точно станут желанными и долгожданными.
И хотя английский язык для детей 3 или 4 лет это всегда игровая форма, мы выделим описание игр отдельным пунктом.
На самом деле изучение иностранного можно совместить с любой игрой. Если ваш малыш непоседа, то советуем поиграть в съедобное-несъедобное на английском, прятки (с английским счетом), считалочки на английском языке, карточные острова, или просто называть предметы, встречающиеся на прогулке.
Спокойным и размеренным малышам стоит купить карточки и настольные игры на английском. Интеллектуальным ребятам придутся по душе такие забавы, как угадай-ка, бинго, перестановка букв и составление слов.
Отдельно отметим компьютерные и мобильные приложения. Обучающие компьютерные игры тщательно продуманы: здесь и красочный дизайн, и четкое актерское озвучивание, и доступные объяснения, и автоматизированная проверка знаний. Кроме того, большинство игр содержат сквозной сюжет, что дополнительно мотивирует детей на изучение английского языка и выполнение заданий.
Возможности мобильных приложений скромнее. С ними чадо может изучать и повторять новые слова, слушая их произношение и сопоставляя с картинками. Некоторые программы содержат дополнительные мини-игры и видеоролики, но их необходимо оплачивать отдельно.
В любом случае, при работе с интерактивными цифровыми приложениями, родитель обязательно должен быть рядом с ребенком и помогать ему выполнять задания. Если вы просто дадите малышу в руки ноутбук или смартфон и оставите его играть одного, то эффективного результата в обучении вы не добьетесь. Помните, что ребенок берет пример с родителей, и формируете ответственное отношение к занятиям английским именно вы.
Итак, подведем итог всему вышесказанному, выделив опорные пункты.
Следуя этим советам, вы грамотно построите учебный процесс и привьете своему малышу интерес к иностранным языкам, нисколько не ущемляя его прав на счастливое и беззаботное детство. Успехов в начинаниях и до новых встреч!
С чего начать учить английский ребенку 3 года
Когда начинать занятия, если ребенку уже исполнилось 3 года, но он еще не ходит в школу, как выбрать педагога и какие подходы к обучению использовать – об этом рассказывает Анна Цветкова, преподаватель английского и основатель сообщества Рамаменки.
Английский язык для детей 3-6 лет: как заниматься и чему учить
Когда можно начинать занятия
Если ребенок был заграницей, слышал английский язык или видел, как вы разговаривали на нем, и спрашивал “Что это?”, можно смело начинать занятия. Ориентируйтесь на интерес ребенка – это лучший сигнал.
Есть мнение, что оптимальный возраст для знакомства дошкольника с английским языком – пять лет. В этом возрасте ребенок уже хорошо произносит звуки родного языка, а также понимает, что есть другие страны и языки и видит применение языку в жизни. Но если вы хотите познакомить ребенка с английским раньше и есть хорошие преподаватель и методика, то смело приступайте к занятиям.
В России важно знакомить детей с английским до школы. Школьные учебники, которые используются в обычных российских школах, составлены таким образом, что полюбить английский через них очень сложно. К тому же изначально они были написаны для детей от пятого класса и старше. Когда было принято решение, что английский нужно учить со второго или первого класса, учебники просто « спустили» на два-три года ниже. В них практически с первого дня ученику дается как алфавит, так и еще одна параллельная знаковая система — транскрипция. В результате детям учиться по ним очень сложно, а школьные учителя, которые адаптируют программу, чтобы детям нравился язык, большая редкость.
Частота занятий
В большинстве своем дошкольники, которые пока не освоили чтение на английском, учат язык со слуха. Поэтому важно заниматься как можно больше. Если вы самостоятельно обучаете своего ребенка, лучше проводить занятия каждый день. Если вы выбрали языковую школу, берите минимум два урока в неделю (а лучше три) и ни за что не пропускайте занятия.
Методика изучения английского языка для детей дошкольного возраста: как и чему учить
В возрасте трех-пяти лет дети больше всего любят играть, рисовать, лепить, гулять. Стройте занятия именно на этих видах деятельности. При этом в течение урока довольно важно часто менять вид деятельности (например, подвижные игры сменяются творческим заданием с клеем и цветной бумагой, а потом — разучивание песенки). Если урок длится двадцать-тридцать минут, то смена активности должна происходить каждые пять минут.
Ребенок учит язык через общение. Поэтому на начальном этапе обучения (по крайней мере, в течение года) не рекомендуется вводить ни письмо, ни чтение. Даже если ребенок в пять лет уже пишет и читает на русском, не нужно сразу учить с ним буквы английского алфавита. Это взрослым важно быстро начать писать, чтобы записывать грамматические правила и составлять списки новых слов. Ребенок учит язык не через анализ
Дети живут «в моменте» и лучше всего запоминают то, что видят и что могут потрогать. Если сегодня выпал снег, не нужно изучать с ними цвета радуги – они не увидят ее до весны. Поэтому подбирайте темы и задания, соответствующие времени года или каким-то событиям в жизни детей.
Как выбрать педагога
Хорошего педагога для дошкольника найти сложно. Идеальный преподаватель должен отлично знать язык, быть творческим и уметь налаживать контакт с детьми. Высокий уровень владения языком — обязательный пункт
Высокий уровень владения языком — обязательный пункт. Кроме этого, хороший преподаватель будет совмещать в себе еще хотя бы два пункта из списка выше.
Ребенку нужно знать, как называются на английском те вещи, которые он встречает ежедневно. Он будет опираться на это знание. Более того, выучить все это ребенок может только сейчас – потом он пойдет в школу, и там будут стандартные учебники и скучные «топики» о семье, Лондоне и летних каникулах с самой простейшей лексикой.
Ни в коем случае не нужно идти к преподавателям, которые объясняют детям грамматику. Ребенок не понимает грамматические правила, это абстрактно-логический уровнь, которые становится доступен детям в семь-десят лет. Детям нужны яркие предметы, которые можно потрогать, песенки с движениями, которые можно повторить. Даже знакомство с письменной речью опытный преподаватель отложит на довольно продолжительное время (от нескольких месяцев до года).
На этапе выбора преподавателя узнайте:
Какой учебник выбрать
Как создавать среду обучения дома
Ничего нельзя создать искусственно. Если вы сами не любите английский язык и не используете его в жизни, то привить любовь ребенку и заинтересовать его будет сложно.
Дети постарше мотивируются поездками в другие страны, просмотром фильмов. Дети помладше просто впитывают все новое. Поэтому если вы хотите создать языковую среду для ребенка, создайте ее для себя. Языковая среда – это когда язык есть у вас дома. Когда вы поете песни на языке, читаете книги, разговариваете на нем, к вам приходят иностранные друзья. При этом ребенок может не знать и не учить язык, но видеть, что он применим.
Самый главный вопрос для маленького ребенка – полезна та или иная вещь в реальной жизни или нет. Если с ней ничего нельзя делать, ее никак нельзя использовать, мозг автоматически от нее отказывается.
Если вы живете в России и не можете месяц или несколько месяцев в году жить в Англии или в Америке, а ребенок ходит в русскую школу, то главная задача, которую вы можете решить через занятия английским языком – показать ребенку, что он может учить язык и справляется с ним. Максимальный упор на язык нужно делать в подростковом возрасте – это будет английский, максимально пригодный ко взрослой жизни.
Автор — Анна Цветкова, преподаватель английского, основатель сообщества Рамаменки.
Английский с рождения: как обучать ребенка языку с пеленок
И получить результат
«Don’t cry, baby. Take my car», — недавно сказал мой трехлетний сын плачущей девочке на детской площадке. Тогда я поняла, что не зря учу его английскому с самого рождения.
У нас обычная семья, мы не билингвы и не живем за границей. В этой статье расскажу, как проходит наше обучение и каких результатов мне удалось добиться к трем годам.
Это личный опыт
Все дети разные. Если ребенок спокойный, с ним может быть проще организовать процесс обучения. Мой сын активный и неусидчивый, потому мне часто приходится идти на хитрости, чтобы закрепить какой-то навык.
Если ребенок не хочет заниматься английским строго по графику, а купленные игрушки его не интересуют, не стоит настаивать. Возможно, требуется сменить подход или обратиться к профессионалам.
Почему я начала учить сына так рано
Моя мама — учитель английского, она научила меня азам языка еще до школы. Это дало мне хороший старт для последующего образования и работы: сейчас я легко сотрудничаю с иностранными заказчиками, например пишу статьи в американский журнал о русской культуре.
Еще во время беременности я решила, что буду учить сына английскому с самого рождения. Мама объяснила, что в раннем возрасте проще заложить основы: обучение в процессе игры естественно для ребенка и не вызывает протеста. Дети восприимчивы к поглощению информации, и знания, которые удается заложить в раннем возрасте, остаются, даже если в дальнейшем интерес к иностранному языку теряется.
Как поставить цель и не бросить ее
Где найти профессиональных преподавателей
Найти специалистов, которые готовы учить малышей и знают, как это правильно делать, непросто. Расскажу, какие варианты я рассматривала и почему все-таки решила заниматься с сыном самостоятельно.
Языковые школы. В большинство кружков принимают детей от трех лет. Я хотела начать раньше, чтобы сын воспринимал английский не как иностранный, а как еще один родной язык, поэтому искала центры, которые работают с детьми помладше. Вот о каких мне удалось узнать.
Международная сеть школ английского языка Helen Doron также представлена во многих городах. Там обучение можно начинать с трех месяцев. Курс для детей в возрасте до двух лет состоит из 40 или 70 уроков по 45 минут. Занятия проводятся на английском, но в небольших группах и с родителями. По итогам курса ребенок должен освоить около 550 слов. Цена — от 650 Р за урок.
В Липецке, где мы живем, таких центров не нашлось, а к занятиям по «Зуму» мы оказались не готовы: я решила, что мой сын не просидит у экрана даже полчаса и уроки будут неэффективными.
Сайты репетиторов. Поискать педагога можно, например, на сайте «Ассоциация репетиторов» или «Профи». Там можно выбрать населенный пункт, формат занятий и диапазон цен, сортировать репетиторов по стажу, статусу, полу. На страницах педагогов часто бывают отзывы.
Стоимость одного занятия у разных репетиторов сильно отличается. Например, в Липецке педагоги берут 400—1500 Р за 60 минут.
Обращаться к репетиторам я не видела смысла: по одному из образований я лингвист-переводчик, а еще всегда могла посоветоваться с мамой, поэтому решила заниматься с сыном сама.
Как я отрабатываю с сыном устную речь
В первые же дни после рождения я постаралась окружить сына английским языком, интегрируя отдельные слова и фразы в повседневную речь. Например, называла ингредиенты, когда готовила еду, или считала вслух ступеньки на лестницах.
Например, сын одинаково верно реагирует на фразы « Let’s go to the potty» и «Идем на горшок», а также понимает, когда я прошу «Give me your hand» или «Дай руку». Еще он немного понимает времена — знает, что, когда я говорю «You are eating bananas», это означает «Ты ешь бананы прямо сейчас», а когда произношу «You eat bananas», имею в виду «Ты вообще ешь бананы». Обороты вроде «You have been eating bananas all this time», что означает «Ты ел бананы все это время», мы пока не используем.
Я могу говорить на английском полчаса подряд, могу сказать только одну фразу, но включаю его в свою речь как можно чаще в течение дня. Долгое время сын только слушал. В полтора года сказал первое английское слово go и показал, куда хочет пойти.
Еще один способ отработать устную речь — ролевые игры. В них сын начал играть ближе к трем годам. Например, мы катаем машинки, а потом они встречаются и вступают в короткий диалог вроде такого:
— Hello! How are you?
— Fine. Thanks. And you?
— I am fine, thank you. What are you doing?
— I am playing. Let`s play with me!
— Ok. Thank you!
Мне кажется, подобные диалоги можно разыгрывать с любыми игрушками, к которым ребенок проявляет интерес. Так у него не только отрабатывается устная речь, но и развивается фантазия, работает мышление. Он учится применять фразы, которыми овладел.
Песни на английском языке
Песни, конечно, тоже относятся к устной речи, но вынесу их в отдельный раздел: знаю, что для кого-то такой способ в приоритете.
Я использую песни на английском языке в дополнение к постоянному озвучиванию действий. Есть версия, что новые слова и грамматические конструкции усваиваются легче, если они сопровождаются музыкой. Еще в роддоме я скачала на телефон английские песни и периодически включала их, а некоторые выучила. Примерно до трех месяцев сын успокаивался под песни If You’re Happy and You Know It, One Little Finger, Old McDonald. Со временем вкусы изменились.
Если песню можно показать жестами, советую это делать. Так ребенок будет понимать, о чем в ней поется. Например, когда я пою «If you’re happy and you know it, clap your hands», хлопаю в ладоши. Далее в этой же песне есть слова «If you’re happy and you know it, stomp your feet» — на фразе «Stomp your feet» я топаю ногами.
Все песни скачиваю бесплатно, еще мы часто слушаем их онлайн на «Ютубе». Для этого достаточно вбить в поисковую строку что-то вроде «английские песни для детей», kids songs или nursery rhymes.
Каналов с детскими песнями на английском много, но нам больше всего понравились три: Cocomelon — Nursery Rhymes, Super Simple Songs — Kids Songs и LooLoo Kids — Nursery Rhymes and Children’s Songs. Некоторые песни в них повторяются, но графика отличается — для сына это оказалось важно. Например, он любит смотреть песню Wheels on the Bus на канале Cocomelon — Nursery Rhymes, но на канале Super Simple Songs — Kids Songs она ему не нравится.
Иногда мы сразу смотрим видео вместе, а потом я выключаю ролик, и мы поем песню по памяти. Правда, чтобы запомнить слова, одно и то же видео чаще всего приходится пересматривать несколько раз.
Вот какие еще каналы я могу порекомендовать.
English Singsing. Помимо песен там собраны сказки и диалоги, которые пригодятся детям постарше. Есть забавные образовательные видео по глоссарию — можно выучить части тела, цвета, фрукты, овощи. Собраны видео для обучения определенным звукам, алфавиту, конкретным темам.
Little Treehouse Nursery Rhymes and Kids Songs. Еще один канал, где помимо детских песен есть колыбельные и небольшие образовательные видео.
ChuChu TV. На этом канале много оригинального контента: помимо песен и сказок здесь можно найти караоке для малышей, уроки по рисованию с пошаговыми инструкциями или игровые занятия, которые помогают выучить алфавит и цифры.
Какие игрушки использую
я потратила на обучающие игрушки за три года
Буквы я повесила на холодильник, и сыну они понравились. Сначала я просто называла их и расставляла по порядку. Когда сын запомнил, начала менять местами, чтобы расставил сам.
Сейчас игры усложнились:
После знакомства с алфавитом можно учить читать, но мой сын пока не проявляет интереса к чтению. Поэтому я решила подождать. Когда заинтересуется, расскажу ему про буквосочетания.
Принцип прост: в маркер заливается вода, и ребенок раскрашивает элементы на карточках, благодаря чему они приобретают цвет.
Я покупала карты с числительными, видела в продаже карты с геометрическими фигурами и цветами. Вероятно, есть и другие. Они помогли выучить числительные, но быстро поцарапались, из-за чего перестали закрашиваться и разонравились сыну. Покупать другие я не стала.
Для игры мы начали использовать его недавно. На нашем коврике нарисован город, а названия учреждений написаны на английском. Сын гоняет по дорогам машинки, а параллельно описывает на английском, что видит перед собой.
У наших кубиков есть выступы с одной стороны и отверстие с другой, благодаря чему кубики скрепляются. Так как скреплять их можно только определенным образом, расположить буквы зеркально или вверх ногами не удастся. Это важно, чтобы у ребенка сформировалось правильное представление о письме.
Обычные игрушки. Например, цвета мы в основном учили по резиновым кубикам и цветным карандашам, животных — по мягким игрушкам, а геометрические фигуры — с помощью сортера.
В процессе обучения важно использовать все, что есть под рукой. Так, меняя расположение резинового гнома относительно игрушечной машины, мы отработали предлоги места.
Какие книги у нас есть
Пока я редко использую для занятий книги: сын проявляет к ним слабый интерес. Ему больше нравится, когда мы изучаем английский с помощью игрушек. Однако некоторые могу посоветовать.
Еще у нас есть мягкая книга с английским алфавитом. Книга тоже шуршит, а при нажатии на некоторые страницы в определенных местах раздается писк. В дополнение на переплете-кольце имеются яркие геометрические фигурки, которые можно двигать. Книга рассчитана на детей от года до трех лет, но сыну пока нравится.
Way Ahead 1: Pupil’s Book. Way Ahead — курс английского языка из шести уровней для учащихся начальной и средней школы от издательства Macmillan. Курс рассчитан на детей младшего и среднего школьного возраста.
Занимательный английский для малышей — English for Fun for the Little One. Эта книга 1994 года издания и уже не продается. Мне она досталась от мамы и нравится забавными иллюстрациями к стихам, но учить английскому только по ней я бы не стала: в книге мало упражнений на отработку тем и всего пять уроков.
Грамматика в стихах. Веселые грамматические рифмовки английского языка. Обычно дети любят стихотворения и рифмовки, и с их помощью можно облегчить изучение грамматических конструкций. Справочник я использую для себя: учу рифмовки и рассказываю сыну. Рифмовки разбиты по темам, но мне не нравится то, что книга черно-белая, — ребенку скучно ее листать.
Как мы играем
Я стараюсь превращать в игру каждое занятие. Вот какие механики я использую особенно часто.
Прятки. Сын становится у стены и произносит считалочку на русском или английском. Например, эту:
One potato, two potatoes,
Three potatoes, four.
Five potatoes, six potatoes,
Seven potatoes, more.
One, two, three, four,
Mary at the cottage door,
Five, six, seven, eight,
Eating cherries off a plate.
Я в это время прячусь. Рассказав считалку, сын ходит по комнате, приговаривая: «Where is mummy?» («Где мама?») Иногда комментирует свои действия: «Under the sofa? No. Under the table? No. She is here!» («Под диваном? Нет. Под столом? Нет? Она здесь!»)
Затем мы меняемся. Сначала свои действия комментировала только я, но постепенно сын стал брать пример.
Горячо-холодно. Я прячу какой-нибудь предмет, которым сын в данный момент заинтересован, и он начинает искать. Я же произношу «Warm» («Тепло»), если он идет в правильном направлении, или «Cold» («Холодно») — в противном случае. Когда предмет находится, восклицаю «Hot» («Горячо»). Общение при этом тоже стараюсь вести на английском.
Поймай мячик. Я называю слово и бросаю сыну мячик. Задача — поймать и назвать другое слово, после чего перекинуть мячик мне. Разумеется, повторяться нельзя. Так мы развиваем память, пополняем словарный запас и развиваем скорость реакции.
Думаю, чуть позже мы сможем играть в снежный ком, когда нужно повторять еще предыдущие слова.
Найди предметы определенного цвета или геометрической формы. Эту игру я подсмотрела в одном из мультфильмов. Например, спрашиваю сына: «Where is yellow?» («Где желтый?») Он начинает искать в комнате предметы желтого цвета. Можно попросить назвать предметы определенной геометрической формы. Помимо памяти игра развивает логику и внимание.
Где твой нос. Эта игра помогла нам выучить части тела. Сначала я показывала на себе части тела и называла их на английском, а потом спрашивала сына: «Where is your nose?» («Где твой нос?») — и он должен был найти его у себя. Сейчас мы сразу начинаем с вопроса, и части тела сын показывает не только на себе, но и на мне или игрушках.
Кто дольше продержится на мяче для фитнеса. Сын любит прыгать на мяче для фитнеса, и я решила, что во время этого занятия тоже можно изучать английский. У нас два мяча. Мы садимся на них, и я говорю, к примеру, «Touch your nose» («Дотронься до своего носа») или «Jump» («Прыгай»). Сын должен выполнить задание и не упасть с мяча. Потом выполняю его просьбы.
Покажи эмоции. Эту игру я тоже придумала на основе мультфильма. Сначала показываю эмоции, сопровождая словами. А затем начинаю путать, например улыбаюсь, говоря при этом «Sad» («Грустный»). Сын должен поправить.
Придумывать игры не так сложно, как может показаться, а идеи можно брать из видео или книг. Главное, чтобы занятие увлекало ребенка.
Что еще помогает мне учить сына
Мультфильмы. Примерно до полутора лет я старалась не включать сыну мультфильмы, но потом поняла, что без их помощи не справляюсь. Вот какие каналы на «Ютубе» сын обычно смотрит.
Gogo Loves English. Это небольшой мультипликационный сериал о дракончике Гого, который прилетел с другой планеты, встретил на Земле друзей и хочет выучить английский язык. Каждая серия длится около 5 минут, и в ней показана конкретная жизненная ситуация. Лексика простая, и этот мультфильм стал одним из первых, которые я показала малышу. Когда сын начал лучше понимать английский язык, мультфильм ему наскучил, но для начинающих рекомендую.
SeeZis Kids. На канале собрано много интерактивных мультфильмов: по ходу сюжета ребенку предлагается повторить что-то за героем или выполнить задание, к примеру посчитать обезьянок.
Super Why — WildBrain. Это забавный мультсериал, в котором герои попадают в разные переделки. Но этот канал мы смотрим редко: видео длятся около 20 минут, а ребенку тяжело концентрироваться все это время.
В последнее время сын начал смотреть на английском некоторые мультфильмы, которые он до этого уже видел на русском. Больше всего ему нравятся «Маша и Медведь» и «Щенячий патруль». Эти мультфильмы легко найти на «Ютубе», вбив в поисковую строку paw patrol или masha and the bear.
Чему сын научился к трем годам
Мне не удалось найти в свободном доступе тестов и других способов проверить результативность занятий с малышом. На сайтах курсов по обучению английскому языку обычно пишут, что к трем годам ребенок знает около 700 английских слов. Иногда предполагается, что он уже умеет немного читать, но мне пока не удалось заинтересовать сына книгами. Возможно, есть более подробная информация, что должен знать и уметь ребенок к трем годам, если учит английский с рождения, но я не смогла найти. Расскажите в комментариях, если знаете.
Сейчас мой сын знает алфавит: называет буквы по порядку и вразброс, узнает на письме.
Сын использует в речи существительные, глаголы, числительные, прилагательные и некоторые наречия, редко — местоимения. Свободно считает до 50 и понял, как образуются числительные до 100. Знает на английском 12 цветов, называет геометрические фигуры, причем довольно сложные вроде трапеции или шестиугольника.
В основном правильно применяет формы глагола to be, строит отрицательные предложения, вопросы. Умеет составлять трехсложные предложения и отвечает на простые вопросы, вступает в короткие диалоги. Еще иногда устраивает импровизированные концерты — знает наизусть семь песен с движениями и шесть стихотворений.
Надеюсь, что на следующий год сын станет усидчивее, и тогда я планирую отдать его в кружок по английскому языку, чтобы он учился воспринимать речь других людей и вступать с ними в беседу. К тому же мне не хватает педагогического образования, чтобы заинтересовать сына тем, что он пока изучать не хочет. Однако для начального обучения, мне кажется, занятий дома достаточно.
С какими стереотипами я столкнулась
Когда окружающие узнали, что я хочу учить ребенка английскому с рождения, начали отговаривать. Расскажу, какие доводы мне приводили и как все оказалось на самом деле.
Способности к языкам есть не у всех. Я не ставила перед собой цель научить сына к трем годам бегло читать по-английски или составлять сложные предложения. Мне было важно, чтобы он научился строить простые предложения и понимать английскую речь. Действительно, кому-то проще даются гуманитарные науки, кому-то — технические, но по-русски начинают говорить все, для этого способностей не требуется. Поэтому я решила, что хотя бы базовый уровень сын тоже сможет освоить.
В раннем возрасте нет мотивации. Малышу бесполезно объяснять, что знание английского языка может пригодиться в будущем для карьеры. На помощь приходят игры.
Ребенок будет путать языки, из-за чего возникнут сложности с коммуникацией. Сначала мы действительно столкнулись с тем, что сын выбирал из русского и английского более легкие для него слова. Например, вместо «чашка» говорил «cup», а вместо «машина» — «car». Окружающие не всегда его понимали, но по мере взросления смешение языков прошло.
Могут возникнуть сложности с произношением. Об этом меня предупреждала подруга-логопед. Есть мнение, что так как в разных языках разные звуки, ребенок может начать путаться, например вместо [th] говорить [з] или наоборот. Однако на ранних стадиях обучения артикуляционный аппарат ребенка не задействуется. Ребенок активно слушает и начинает говорить тогда, когда к этому готов. При этом сразу формируются не все звуки.
Учить язык в раннем возрасте нужно с носителем языка. Некоторые считают, что только носитель языка может научить правильному произношению и правильной речи, иначе ребенок будет допускать ошибки. Но ведь ошибки мы совершаем и в русском языке, но это не мешает на нем говорить. Ребенок в любом случае будет путать грамматические правила, допускать ошибки в произношении, да и просто забывать некоторые слова. Над ошибками надо работать. Я на них обязательно указываю и объясняю, как правильно.
Например, сначала сын часто забывал использовать глагол-связку to be. Вместо «My name is Tima» мог сказать «My name Tima». По-русски это означает «Меня зовут Тима», но второй вариант на английском не верен, и я каждый раз поправляла. Сейчас такую ошибку он допускает редко.
К чему спешить, ведь в школе научат. Дома — это игра, а в школе — обязанность, которая может вызвать протест. К тому же если ребенок с детства владеет некоторыми знаниями, то ему наверняка будет проще на уроках.
Что могу посоветовать
Светлана, а у вас работа связана с языком? Язык теряется, и я согласна, что если ребенок выучил и не применяет его в быту, толку не будет. Я сама в детстве учила еще французский, но мне оказалось негде его применять, и сейчас простые, казалось бы, конструкции вспоминаю уже с трудом. Другое дело, что в раннем детстве сложно все предугадать.
Юлия, вообще не связана, но я живу за границей. Язык пришлось подтягивать уже самой во взрослом возрасте
Что касается ошибок, дети и с одним языком делают ошибки вначале. Потом понемногу разбираются. Хорошо, когда в ребёнка есть постоянный доступ к источнику языка: аудио книги, мультики, образовательные передачи, помимо мамы. Там они набирают правильные конструкции и при необходимости могут и маму исправить.
Удобнее всего лично для меня система OPOL, один родитель, один язык.
В итоге дочь говорит по-англ лучше чем по-русски. Хотя ходит в русскую школу уже четвёртый год. Мой косяк. Пустила русский на самотёк.
Lera, полностью согласна насчёт ошибок. А можете какие-либо аудио книги и образовательные передачи для маленьких детей посоветовать? Пожалуйста. Почему-то по этой теме так мало информации (или у меня плохо получается искать).
Юлия, Мои кроме улицы Сезам смотрели и смотрят umizoomi, numberjacks, alphablocks, Bo on the go, и просто мультики типа Ben and Holly’s little kingdom тоже дают кучу пользы.
А что касается книг, это на ваш вкус. Любые сказки, истории, какие найдёте. Можно по классике пройти. Допустим, аналог колобка Johnny cake
Lera, спасибо большое! Обязательно изучу.
Юлия, там по большей части американский англ, но numberjacks британские.
Anastasiya, спасибо за фото библиотеки!
Lera, вот я, допустим, не лингвист, и сама ребёнка научить не смогу. Это значит, что мне с пелёнок надо какие-то детские группы, репетиторы и тд. Ну и плюс тьма детских пособий, которые непонятно зайдут ли. Так себе экономия, учитывая, что успех не гарантирован.
У меня оба старших ребёнка начали английский лет с 5, и это прекрасно. Сейчас обе говорят нормально.
IK, ну они ж не из воздуха научились?
Lera, все правильно. Но не с пелёнок.
Единственная цель научить ребёнка иностранному языку в год-это хвастаться на детской площадке))) ну и дополнительный рынок для репетиторов и языковых школ.
Ну и вы как преподаватель должны также понимать, что язык уходит без активного использования. С кем ваш годовасик будет по английски болтать? Реально, бесполезный процесс.
IK, со мной, с сестрой. Мультики смотреть, книжки слушать. Дочь моя находит, как использовать английский, все 10 лет своей жизни. Думаю, брат ея тоже не растеряется)
Ничто так не радует глаз, как «бесплатная электронная версия»
Можно и зайца научить курить. Вопрос только зачем?
Понимаю, что чем раньше начать учить язык, тем он легче даётся, но не с грудничкового же возраста. Всему свое время должно быть: и читать, и писать, и на горшок, и иностранный язык
IK, ребёнок окунается в речь с самого рождения, и это уже то время, когда его начинают учить языку. Родному, но почему бы не быть двум родным языкам? Поделюсь любопытной историей: на уроке японского нашу группу как-то попросили сделать упражнение «услышал-повтори». Мы были не новички, но провалились все. Знаете, почему? Из-за, назову это так, фонетической чуждости. В другом языке существуют непривычные звукосочетания, которые наш мозг, используя принцип экономии энергии (он же автоматизм) быстренько достраивает до знакомых. И получается ерунда. И вроде уши работают, но если времени на реакцию дают мало, то «слышал» и «услышал» могут начать различаться. Решается это только практикой.
Так что я окружаю ребёнка двумя языками. А там посмотрим.
Супер материал, огромное Вам спасибо! В закладки))
Валерия, рада, что понравился.)
Полностью была бы согласна, но. Мой пока и по-русски в свои три года не очень разговаривает 😅🙈
Меня начали учить английскому с 9 лет, основной пласт знаний, которые есть сейчас, заложила репетитор с 5 по 8 класс. Занимались по оксфордскому учебнику, надо признать, меня это страшно увлекало. Гарри Поттера читала как только выйдет на английском, не дожидаясь перевода, а потом спойлерила одноклассникам.
Короче, не вижу смысла учить ребенка второму языку с рождения, если только это не вызвано объективными обстоятельствами, типа мама русская, папа американец, живут на две страны. В приоритете должен быть тот язык, на котором говорят с обществе, где в данный момент растет ребенок.
Смущает, что ребенок в песочнице использует английский. Он точно понимает, в какой среде растет, когда уместен русский, а когда английский? Получается, в его картине мира все люди должны говорить на двух языках. Не возникнет проблем, когда пойдет в сад и школу, что будет смешивать русский и английский? И кстати, какой у него запас русских слов? Вы используете аналогичные методики развития русской речи?
Фрёкен, смешение языков первое время было, но сейчас сын прекрасно во всем разобрался. Ну, иногда любит похвастаться, но пока я не вижу в этом ничего плохого. Проблем в садике нет. Количество русских слов, которые сын активно использует, даже не берусь подсчитать, потому что болтает он постоянно.
Ой, как в тему! Дочке сейчас 2,5, тоже задумываюсь над английским. Сейчас мы с ней говорим на двух языках (я и папа на разных), так как живем за границей. Конечно язык окружения выигрывает и говорит она пока в основном на языке страны, где мы живем, но есть слова, которые она предпочитает говорить по-русски. Типа «собака», «горшок». И воспитателям в яслях пришлось научиться 🙂 Знаю, что это нормально и ребенок начнет со временем разделять языки и разделять с кем на каком говорить.
Автор конечно проделала огромную работу, перелопатив все эти ресурсы для детей и выбрав лучшие для сына. Но хочу сказать, если кто-то тоже хотел был научить второму языку как родному, но пугает такой сложный процесс, то на первом этапе достаточно просто говорить (при условии конечно достаточного владения языком). Просто нормально говорить, как мы говорим с малышом с самого рождения. Я говорю, что-то рассказываю, читаю книжки. Читаю прямо те, что есть, иностранные, с ходу переводя на русский. Все-таки это пока совсем простые тексты и запросто можно переводить с русского те что есть, не заморачиваться и не переплачивать за книжки иностранные (кроме стихов конечно). И дочь все отлично понимает. Так же можно русские книжки «читать» на французком или немецком. Так как говорить вобще она пока только начинает, то думаю со временем начнет больше по-русски говорить.
Уже потом нужно будет учить алфавиту, читать-писать по-русски. И вобще больше работать над поддержанием языка, но для начала просто говорить с ребенком уже очень много дает.
Я читала, что ребенок до шести лет в состоянии усвоить до 5 языков просто общаясь. Сейчас много смешанных семей, где между собой родители говорят по-английски, с ребенком каждый на своем, живут они еще в какой-то третьей стране, а няня еще откуда-то. И дети вполне себе нормально адаптируются и все понимают без специальных методик.
Lera, >> чтобы потом не тратиться на преподавателей английского
Вандербильдиха, ну если мама преподаватель, то здесь вообще никаких затрат. Просто разговариваешь с ребёнком и все. У меня именно так.
Если мама не преподаватель, ребёнок, который воспринял иностранный язык как родной, дальше уже может развивать его сам, если давать ему такую возможность. Смотреть на языке, читать на языке. Конечно, для поддержки уровня ребёнка хорошо бы маме самой тоже подтянуть свой уровень. Но в целом сейчас ребёнок может общаться в играх или ходить периодически на встречи детских клубов. Это куда дешевле, чем зубрить язык в более старше возрасте с репетитором.
Я говорю именно о естественном восприятии языка, а не об изучении.
Lera, ну, про маму-преподавателя там сразу все понятно 🙂 но мне всё-таки кажется, что это можно делать все не с пелёнок, а лет с 5, и результат хуже не будет, как минимум, если говорить именно об обучении через погружение в среду. Например, когда мне было 5, мы переехали в другую страну, и через полгода я без проблем разговаривала как местные дети (дома, конечно, по-русски). А вот с сохранением родного языка у многих приезжих плохо, даже при том, что учили они его именно с рождения, и дома говорили на нем. Поэтому мне кажется, что выхлоп маленький, когда детишки ещё совсем малыши. И без мамы-преподавателя, несколько это вообще будет эффективно (только на мультиках и встречах в клубе), тоже интересно )
Вандербильдиха, ну переехать-то понятное дело, язык выучить, никуда не денешься)))
Что касается поддержки двух языков, это работа, конечно, реально работа. Регулярно проседает тот, что послабее. Но все самое полезное вообще редко даётся легко и без усилий)
Автор, вы умница! Главное, чтобы русский язык не остался за кадром в процессе такого активного обучения английскому.
Яна, в России русский язык физически за кадром остаться не может.