уддизм значительно отличается от других мировых и национальных религий. Хотя в буддизме есть своё «священное писание» – собрание слов Будды (Типитака), опора в большей степени делается не на книжное слово, а на буддийскую практику. Только личный опыт, обретённый после изучения слова Будды и последующей буддийской практики, позволяет обрести истинную мудрость.
Будда, в отличие от пророков других религий, начинал изложение своего Пути не с рассказов о творении мира, о богах, героях, или каких-либо других гипотетических явлениях. Он начинал с простых вещей, с которыми люди сталкиваются ежедневно – о страданиях и о методах, испытанных им на практике, с помощью которых можно избавиться от страданий.
Его проповеди были рассчитаны на людей из самых разных слоёв общества. Среди слушателей были как люди из самых низших варн, так и влиятельнейшие особы своего времени: купцы, цари и учители-брахманы. Он находил нужное поучение для каждого. Простым земледельцам и домохозяевам, которые хотели жить в миру, Будда рассказывал о пользе нравственности и щедрости. Поднаторевшим в диспутах философам-брахманам и аскетам-йогинам он говорил о методах буддийской концентрации и о правильном образе жизни.
Будда не требовал веры в свои слова. Напротив, он советовал слушателям проверять его учения так, как проверяют на фальшивость золотую монету, и принимать только то, что прошло проверку. Учение буддизма носило чёткий практический характер, без туманных намёков и без опоры на священные писания. Хотя иногда для большей доходчивости в своих проповедях он всё же использовал привычные для древних индийцев метафоры и понятия из Вед. Однако не следует думать, что Будда исповедовал какую-то ветвь индуизма. Буддизм – самостоятельное учение, открытое Буддой, и на данный момент являющееся старейшей мировой религией.
удда не хотел, чтобы к его учению относились как к магии, а его самого воспринимали бы как бога, который чудесным образом может решить все людские беды. Учение буддизма, практика и путь – это рациональный метод, при использовании которого человек, прилагая правильные усилия, получает благой результат. Поскольку очищение ума – это долгая, непростая и кропотливая работа, Будда советовал запастись усердием, доверием и терпением. В зависимости от мотивации, плодами может быть обретение счастья: – в этой жизни – в следующих жизнях – высшего счастья (ниббана)
Если человек следовал советам и не откладывал практику «в долгий ящик», то достаточно скоро получал первые благие плоды, поначалу пусть и незначительные, но видимые уже здесь и сейчас – как им самим, так и другими людьми. Он начинал меняться в лучшую сторону – становился менее эгоистичным, менее раздражительным, уменьшал или полностью отбрасывал вредные привычки, совершал меньше поступков, порицаемых окружающими, за которые ему было бы стыдно. По мере очищения своего внутреннего мира человек становился спокойным и счастливым, не испытывал затяжных депрессий, не впадал в отчаяние от тяжёлых жизненных ситуаций и проблем. Именно так буддист обретает счастье уже в этой жизни.
Если человек не хотел ограничиваться столь минимальным результатом, он развивал щедрость – одаривая монахов и неимущих, принимал и исполнял обеты нравственности, становился мирским последователем Будды, закладывая фундамент для обретения счастья в следующих жизнях.
Если же ученик уже был достаточно подготовлен, чист и обладал решимостью, ему легко давалась практика медитативного сосредоточения и созерцания, за счёт которой он мог достичь самой вершины буддийского пути – полного искоренения даже мельчайших загрязнений сознания и достижения абсолютного, совершенного и неразрушимого счастья – ниббаны.
е так просто сразу понять и объективно оценить свои способности и возможности. Часто начинающие буддисты пытаются браться за самые сложные буддийские практики и в результате испытывают разочарование от нереализованных мечтаний. Чтобы не было подобных неудач, лучше всего начинать с самых простых вещей и постепенно, размеренно, аккуратно продвигаться к более сложным ступеням Благородного Восьмеричного Пути. В целом этот путь можно разделить на три составляющие:
1. Нравственность 2. Сосредоточение 3. Мудрость
Хотя все эти три аспекта даже на самом поверхностном уровне действуют одновременно, и неразрывно связаны друг с другом, основой буддийского учения всё же является нравственность, без которой невозможно отчистить ум для достижения необходимого уровня спокойствия и сосредоточения – второй составляющей пути. А без сосредоточения невозможно развитие совершенной мудрости, заключающейся в глубоком прозрении в реальность жизни и мира.
Учение буддизма (Дхамма) – это долгий процесс, похожий на составление сложной мозаики. Для получения всей картины нужно хорошо знать наследие Будды. Но для начала практики совсем не обязательно знать всю доктрину целиком. Базовые учения Будды касаются нравственного образа жизни и внимательного самонаблюдения, а потому каждому доступны для практики уже сейчас.
осле ухода Будды все его проповеди, называемые суттами, были оглашены на Первом Буддийском Соборе и заучены наизусть учениками, а впоследствии и зафиксированы в письменном виде на языке пали. По этой причине Типитаку часто называют «Палийский Канон», чтобы отличать её от собрания текстов других буддийских школ.
Монахи-тхеравадины бережно хранили Типитаку в течение многих веков, ограждая древние тексты от привнесения искажений и нововведений. Считается, что Типитака школы Тхеравада содержит слова Будды в наиболее точном виде. В настоящее время Типитака переведена с пали на разные языки мира. С некоторыми фрагментами на русском языке вы можете ознакомиться на нашем сайте.
течением времени язык и культура народов, исповедующих буддизм, менялись, а потому потребовались разъяснения непонятных мест Типитаки. Таким образом начал формироваться корпус канонических комментариев, написанных великими учителями прошлого. Но и учители, жившие позже, вносили вклад в разъяснение аспектов буддийских учений и буддийской практики. Этот процесс не закончен и до настоящего времени, ибо буддизм – живая традиция, которая по прежнему показывает людям дорогу к ниббане. В нынешнее время стали доступны многочисленные книги и лекции современных буддийских учителей.
юди, заинтересовавшиеся буддизмом, нередко сталкиваются с проблемой выбора буддийской традиции и приемлемых для себя способов практики. Основоположник буддизма – Будда Готама – жил в Индии примерно 2600 лет назад. С момента просветления Будды его учение стало распространяться по соседним странам, а после его Париниббаны (великого ухода), Дхамма (учение) распространилась и за пределы Индии. Естественно, что на этом пути многие концепции, изложенные Буддой и его ближайшими учениками, исказились, либо были разбавлены новыми идеями. В течение столетий ошибки от неверного понимания и интерпретации продолжали накапливаться. Сам Будда Готама предвидел подобное развитие событий и предупреждал, что его учение будет искажаться со временем и приходить в упадок.
(Подробнее по этой теме)
Современный буддизм имеет целый ряд различных направлений. Как сориентироваться во всём этом многообразии? Нетрудно догадаться, что не стоит доверять методу, который возник относительно недавно и имеет маловразумительную историю происхождения. Куда больше доверия методу, существование которого можно проследить на протяжении тысячелетий.
Тхеравада – наиболее древнее из сохранившихся направлений, ведущее своё начало от Будды Готамы и событий Первого буддийского собора. Тхеравада в своих воззрениях опирается на Типитаку – Палийский Канон. Это самый древний и наиболее достоверный сборник учений Будды, дошедший до нашего времени.
(Подробнее по этой теме)
После выяснения ситуации с буддийскими направлениями, встаёт вопрос о том, что же делать дальше. Поскольку буддизм – это религия практики, то с чего именно следует начать эту практику? За ответом нужно обратиться к рекомендациям самого Будды. В качестве первого шага Будда предлагал применить на практике и проверить ту часть его учения, результаты которой видны уже здесь и сейчас, в этой жизни. Вкратце это можно выразить всего одной строфой из Дхаммапады (сборника кратких изречений Будды):
«Неделание зла, Достижение добра, Очищение своего ума – Вот учение просветлённых».
Разберём это краткое наставление чуть подробнее, начав с последней строки.
Очищение ума – вот учение Просветлённых
Будда говорил, что в нашем уме присутствуют загрязнения, и до определённой степени их может увидеть в себе любой человек. Это такие вредоносные качества как недоброжелательность, алчность, неведение и их многочисленные производные: злоба, гнев, раздражение, уныние, жадность, скупость, высокомерие, зависть, ревность и множество других. Все эти тенденции отравляют как нашу собственную жизнь, так и жизнь окружающих. Из-за наличия в умах людей загрязнений в мире происходят ссоры, конфликты, войны. Различные стрессы, страхи и фобии, вызванные гневом, завистью, ревностью, жадностью, отравляют наше существование и наполняют его страданием. Отчищая ум от загрязнений, мы можем на собственном опыте убедиться, уменьшает ли это наши страдания или нет, обретаем ли мы спокойствие и радость в жизни или не обретаем. Именно такой здравый подход может создать для нашей практики устойчивый базис.
Итак, буддийский путь – это практика очищения сознания. Но отчистить ум от загрязнений не так просто. Для плодотворной работы в этом направлении нужны соответствующие внешние условия, которые бы помогали, а не препятствовали практике. Для начала нужно сбавить темп нашей жизни, уменьшить накал жизненных страстей, чтобы добиться успокоения ума. Только спокойный, а не взбудораженный ум годится для буддийской практики. Само собой, что взаимная неприязнь и конфликты между людьми, возникающие из неблагих действий, также не будут способствовать успокоению ума. Именно для обеспечения условий для такого успокоения ума нам и требуется создать вокруг себя благожелательную и спокойную атмосферу. На этом этапе нам нужно попробовать отказаться от грубых слов и резких речей, а также от сплетен. Нужно стараться не причинять вреда другим. Возможно, это будет не так просто сделать из-за укоренившихся в нашем уме неблагих привычек в поведении. Но ни в коем случае не нужно считать, что исправить себя невозможно, что «я таким родился». Залог успеха на этом этапе – в планомерных и постоянно прикладываемых усилиях.
Если мы реализовали данный этап, то стоит двигаться дальше. Теперь можно направить усилия на созидание добра. Здесь нам нужно попробовать помогать другим людям. Сделать или подарить что-либо полезное для окружающих, не ожидая за это благодарности. Присматриваясь к своему внутреннему состоянию, мы сможем увидеть, что альтруистические действия дарят нам частичку счастья, радости и благополучия, в то время как часть страданий, окружающих нас, исчезла. Быть может, пройдёт несколько месяцев или даже год, прежде чем мы увидим, что эта практика приносит реальные видимые благотворные результаты, как для нас, так и для окружающих. Если мы добились успеха на этом этапе, то у нас появляется основание для следующего.
(Подробнее по этой теме)
Следующим шагом является обретение веры (доверия) Будде. Самый надёжный способ развития веры по отношению к Будде и его Учению лежит через реальные результаты нашей же личной практики. Чем дольше мы будем практиковать очищение ума, избегание зла и сотворение добра, чем больше будем изучать наставления Будды, тем чаще мы будем замечать, что «Будда в очередной раз был прав». Возможно, наступит момент, когда мы будем восхищены и поражены мудростью Будды во всей её полноте.
Только на этом этапе ученик готов полностью принять всю перспективу буддийского учения, не ограниченного материалистическими рамками одной жизни. Будда говорил о множественности жизней, через которые проходит живое существо, и о том, что наше следующее существование во многом зависит от наших же поступков в этой жизни. С помощью более глубокого изучения Дхаммы и более интенсивной практики можно создать условия для благоприятного следующего перерождения или даже целой серии перерождений. Если же этого не сделать, то существует вполне реальная возможность переродиться в неблагих уделах и мирах, где жизнь тяжела, наполнена страданиями и муками. Истинность этих утверждений не видна обычному человеку. И вот почему нам требуется принять это на веру, предварительно убедившись в глубине мудрости Будды и правдивости всех его наставлений.
(Подробнее по этой теме)
5. Становление буддистом
Когда мы на собственном опыте убедились в действенности описанных методов и готовы принять всю полноту учения Будды в качестве руководства к жизни, тогда нам стоит задуматься о том, чтобы стать буддистом формально. Чтобы это сделать, следует принять Прибежище у буддийского монаха традиции Тхеравады. Это хорошо укрепит нашу решимость не сходить с буддийского пути.
Многие принимают Прибежище до выполнения даже первых шагов, и нередко оказывается так, что их решение было не очень осмысленным. Поэтому лучше пройти официальную церемонию становления буддистом после того, как в течение некоторого времени вы уже придерживались рекомендаций, данных Буддой, и на опыте убедились в правильности его учения. Тогда этот опыт станет хорошей поддержкой для вашей дальнейшей практики.
В традиции Тхеравады вместе с принятием Прибежища практикующий принимает ещё и пять правил буддиста-мирянина, которые нужно стараться соблюдать в течение всей жизни. Таков минимальный набор требований к человеку, движущемуся по буддийскому пути. Он включает в себя отказ от:
1). убийства 2). воровства 3). прелюбодеяния 4). лжи 5). употребления алкоголя и наркотиков.
(Подробнее по этой теме)
Если наша практика окрепла, тогда стоит двигаться дальше. Здесь можно выделить четыре более-менее последовательных стадии практики:
– развитие нравственности – развитие щедрости – развитие медитации – развитие правильных воззрений
На данном этапе становится недостаточно лишь иногда воздерживаться от неблагих поступков и привносить в жизнь благие. Теперь, приняв вместе с Прибежищем пять обетов, мы должны стараться постоянно придерживаться этих правил. Если какое-либо из них нарушается, нужно отметить это и постараться исправиться в будущем. Если же пять правил освоены и стали достаточно лёгкими для осуществления, тогда можно усилить практику, принимая восемь обетов мирянина по лунным дням.
Вместе с этим следует продолжать и практику щедрости. Теперь мы знаем, что щедрость не просто делает других радостными и уменьшает нашу жадность, но и позволяет нам накапливать благие заслуги и влиять, таким образом, на события этой и следующих жизней. Самую щедрую поддержку нам следует оказывать буддийским монахам, нашим родителям и тем, кто крайне нуждается в помощи. Наибольший благой плод приносит даяние Сангхе – общине монахов.
Медитация является важной частью буддийского пути. Будда отмечал, что достичь высшей цели буддийской практики – Ниббаны (полного уничтожения загрязнений ума) – можно только посредством глубокой медитации, основанной на правильных воззрениях, нравственности и щедрости. Дойти до этой цели нелегко. Скорее всего, для достижения Ниббаны потребуется не одна жизнь, но усилия, прикладываемые к развитию медитации, не пропадут напрасно. Любые накопленные заслуги, в число которых входит и практика медитации, так или иначе, дадут свои плоды – если не в этой жизни, то в следующих.
Развитие правильных воззрений
Если на первых этапах практики от нас требовалась лишь некоторая мудрость и вера, то теперь нам необходимо развивать Правильное Воззрение и исправлять неправильное, поскольку только правильные воззрения в комбинации с медитацией способны принести сверхмирскую мудрость, помогающую в достижении Ниббаны.
Лучшим средством для развития правильных воззрений и исправления неправильных являются наставления самого Будды Готамы, изложенные в суттах Палийского Канона, а также лекции и комментарии учителей Тхеравады. На этом этапе необходимо посвятить себя более глубокому изучению Дхаммы.
Для более комплексного взгляда на Дхамму необходимо понимать структуру сердцевины буддийского учения – Благородного Восьмеричного Пути, тщательно раскрыв и поняв для себя все его восемь факторов в подробностях и деталях. Очень важно обратить внимание на изучение самого первого фактора – Правильных Взглядов (Воззрений). Впоследствии, к каким бы лекциям современных учителей или же древним суттам Палийского Канона мы бы не приступили, мы всегда сможем уложить всю эту дополнительную информацию в рамки именно этого самого Восьмеричного Пути, соотнося те или иные учения с теми или иными его факторами.
(Подробнее по этой теме)
7. Друзья на пути и живое общение
К вышесказанному стоит добавить ещё несколько слов о важности живого общения с другими практикующими буддистами-мирянами. Нередко случается так, что буддисту-одиночке не хватает мотивации для преодоления всех помех на пути. Здесь очень сильно могут помочь советом и личным примером опытные буддисты, которые уже много лет изучают и практикуют Дхамму. В традиционных странах Тхеравады найти таких людей довольно просто, но в России и западных странах с этим может возникнуть проблема. Отчасти здесь помогут интернет-сообщества и форумы тхеравадинов, но, всё-таки, это не заменит живого общения, поэтому, если есть возможность, желательно собрать небольшую группу людей, разделяющих ваш интерес к Дхамме, с которыми можно было бы хотя бы изредка собираться для совместной практики и общения.
(Подробнее по этой теме)
Наиболее полно идея добрых друзей на пути воплощается в лице монахов и учителей, как наиболее подготовленных и опытных практиков. Новичку часто советуют «найти учителя» или «обратиться к учителю», который сможет дать сверхценный совет, чудесным образом решающий все проблемы. Такое мнение распространилось, во многом, благодаря влиянию тибетского и дальневосточного буддизма, а также индуизма, в которых очень высока роль гуру.
В традиции Тхеравады роль учителя также значима. Но, всё-таки, не стоит её переоценивать. Не рассчитывайте на то, что монах или учитель сделает всё за вас и волшебным образом ускорит вашу практику. Не рассчитывайте на то, что он скажет вам нечто такое, чего вы никогда не сможете узнать сами, или же что вам дадут «именно то наставление, которое предназначено специально для вас».
Чтобы получить от опытного учителя более-менее стоящий совет, нужно прожить рядом с ним бок о бок долгое время – возможно, несколько месяцев, а может быть даже и лет. Если же вы увидели монаха в первый, или пусть даже в пятый раз, не ждите, что он сможет дать исчерпывающий ответ на все ваши вопросы и проблемы. Скорее всего, вы услышите от него только лишь самые общие наставления. Поэтому не рассчитывайте сверх меры на результативность подобных встреч, а лучше прикладывайте усилия к самостоятельному продвижению в пути. Этот совет не отрицает значимости встреч с каким-либо опытным мастером, но, как правило, глубокие рекомендации, полученные от таких учителей, нужны только на весьма продвинутых уровнях практики, не освоив которые, вы, возможно, даже и не сумеете оценить качество рекомендаций.
Стоит также отметить ещё и тот факт, что даже старый, уважаемый монах или известный учитель, имеющий широкую известность, могут иметь неправильные воззрения или заблуждаться в некоторых вопросах, до тех пор, пока они не стали Архатами (полностью просветлёнными). Поэтому не стоит сразу всецело доверять всему, что говорит учитель. Если у вас возникают сомнения, лучше сравнить его слова с наставлениями самого Будды, которые дошли до наших дней в Палийском Каноне и помнить о том, что при расхождении между суттами и словами учителя, больший авторитет имеют слова Будды.
(Подробнее по этой теме)
Рекомендуемая литература к каждому из вышеперечисленных этапов (этот список материалов будет периодически обновляться и дополняться)