Ритмослоги сольфеджио что это
Ритм и метр в музыке: что это такое и зачем они нужны?
Музыка – это такое искусство, языком которого является звук. Звуки различаются между собой не только своей высотой, но еще и длительностью, то есть временной протяженностью. Редко встречаются мелодии, составляют которые звуки строго одинаковые по протяженности. Гораздо чаще мы сталкиваемся с сочетанием различных нот: долгих и коротких. Вот это сочетание как раз и называют ритмом.
Что такое ритм в музыке?
Определение понятия РИТМ – очень простое. Ритм – это чередование звуков и пауз разной продолжительности. Такое объяснение этого термина можно встретить во многих учебниках по теории музыки.
Обратите внимание, что образуют ритм мелодии не только длительности звуков, но еще и паузы – моменты тишины, так как они тоже занимают время.
Почему ритм является основой музыки?
Часто задают такой вопрос: «могла бы музыка существовать без ритма»? Правильный ответ: конечно, нет, не могла бы. Почему? Да потому что музыка существует только во времени, точно также как и кино или театральная постановка. Если остановить время, остановится, пропадет и музыка.
Вам нужно запомнить, что музыка – это искусство временное, а ритм, то есть длинные и короткие ноты, паузы – это как бы события, которые происходят в этом времени.
Как отмеряется музыкальное время?
Но время в музыке – не такое, как в физике. Его не отмерить точными, эталонными секундами. Время в музыке относительное, оно похоже на биение сердца человека, и единицы музыкального времени даже называются таким словом – ПУЛЬС.
Что такое пульс? Пульс в музыке – это равномерные одинаковые удары. Эти удары могут быть быстрыми, могут быть и медленными, главное – чтобы они были равномерными. Послушайте, например, равномерный пульс на ноте ЛЯ.
В ритме чередуются долгие и короткие звуки, но основой всего является пульс. Конечно, в музыкальных произведениях удары пульса вслух не отбиваются, чтобы не портить музыку, но музыканты их всегда чувствуют и слышат внутри себя. Чувство равномерной пульсации – это главное чувство, которое должен выработать у себя музыкант, если он хочет научиться играть ритмично.
Сильные и слабые удары пульса
Удары пульса всегда равномерны, но не однородны. Есть удары сильные, а есть слабые. Это явление можно сравнить с ударением в словах: есть слоги ударные и есть безударные. И если ударные и безударные слоги чередуются в определенном порядке, то получается поэзия. В стихосложении есть даже свои ритмические фигуры – стопы ямба и хорея, дактиля, амфибрахия и анапеста и т.д. Но это тема отдельной статьи, а мы вернемся снова к ритму музыкальному.
Кстати, расстояние, то есть время от одной сильной доли до следующей сильной доли в музыке называется ТАКТОМ. В нотной записи такты отделяются друг от друга вертикальными тактовыми чертами. Таким образом, получается, что каждый такт содержит в себе одну сильную долю и одну или несколько слабых.
Что такое музыкальный метр?
Метр как термин имеет связь со словом «измерять», то есть считать, превращать свойства явлений в числа. Метры бывают разные: простые и сложные. Простые метры – это двухдольный и трехдольный.
ДВУХДОЛЬНЫЙ МЕТР – содержит две доли, то есть два удара пульса: сначала сильный, затем слабый. Счет будет как в марше: РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА и т.д. Послушайте пример с таким метром.
ТРЕХДОЛЬНЫЙ МЕТР – содержит три удара пульса, один из них – первый – сильный, а два других – слабые (второй и третий). Счет метра напоминает о вальсе: РАЗ-ДВА-ТРИ, РАЗ-ДВА-ТРИ и т.д. Послушайте для сравнения пример и такого метра.
Сложные метры получаются, когда склеиваются, соединяются два или несколько простых метров. Причем соединяться могут как одни и те же (однородные), так и разные метры. То есть можно соединить два двухдольных, но можно и смешать двухдольный метр с трехдольным.
Числовое выражение метра
Числовым выражением метра является МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗМЕР. Понятие размера относится к музыкальным тактам – именно их он измеряет. Музыкальный размер с помощью двух чисел рассказывает нам о том, какой в такте должен быть метр (сколько должно быть долей всего), и о том, какой из длительностей бьётся пульс (четвертной, восьмушкой или половинной).
Музыкальный размер обычно пишется в начале нотного стана после скрипичного ключа и ключевых знаков альтерации, если они, конечно, в пьесе есть. Запись его представляет собой два числа, которые помещаются одно над другим по типу математической дроби.
Подробнее о музыкальном размере мы еще поговорим в следующих выпусках. Давайте повторим важнейшие определения сегодняшнего урока.
Если у вас по ходу чтения материала возникли какие-то вопросы, пожалуйста, задайте их в комментариях. Нам очень важно, чтобы вы понимали все, что мы хотели до вас донести.
Виды ритма в музыке
Ритм в музыкальном произведении – это непрерывное чередование звуков и пауз самой разной продолжительности. Вариантов ритмических рисунков, которые могли бы образоваться в таком движении, очень много. И поэтому ритм в музыке бывает тоже разным. На этой страничке мы рассмотрим лишь некоторые, особые ритмические фигуры.
1. Движение ровными длительностями
Движение ровными одинаковыми длительностями встречается в музыке нередко. Причем чаще всего это движением восьмыми, шестнадцатыми или триолями. Следует отметить, что подобная ритмическая монотонность часто создает гипнотический эффект – музыка заставляет полностью погрузиться в передаваемое композитором настроение или состояние.
Пример №1 «Слушаем Бетховена». Ярким примером, который подтверждает вышесказанное, является знаменитая «Лунная соната» Бетховена. Посмотрите нотный отрывок. Ее первая часть целиком построена на непрерывном движении восьмых-триолей. Вслушайтесь в это движение. Музыка просто завораживает и, действительно, как будто гипнотизирует. Может быть, за это ее так любят миллионы людей на Земле?
Другой образец из музыки того же композитора – Скерцо – вторая часть прославленной Девятой симфонии, где после краткого энергичного громоподобного вступления мы слышим «дождь» ровных четвертных нот в очень быстром темпе и в трехдольном размере.
Пример №2 «Прелюдии Баха». Не только в музыке Бетховена встречается прием ровного ритмического движения. Аналогичные примеры представлены, например, в музыке Баха, во многих его прелюдиях из «Хорошо темперированного клавира».
В качестве иллюстрации представим вам Прелюдию До мажор из первого тома ХТК, где ритмическое развитие построено на ровном неспешном чередовании шестнадцатых нот.
Еще один показательный случай – Прелюдия ре минор из того же первого тома ХТК. Здесь сочетаются сразу два типа моноритмического движения – четкие восьмые в басу и шестнадцатые-триоли по звукам аккордов в верхних голосах.
Пример №3 «Современная музыка». Ритм ровными длительностями встречается у многих классических композиторов, но особую любовь к такому виду движения проявили сочинители «современной» музыки. Мы сейчас имеем в виду, саундтреки ко популярным фильмам, ряд песенных композиций. В их музыке можно услышать примерно такие биения:
2. Пунктирный ритм
В переводе с немецкого слово «пункт» значит «точка». Пунктирный ритм – это ритм с точкой. Как известно, точка относится к знакам, увеличивающим длительности нот. То есть точка удлиняет ноту, рядом с которой она стоит, ровно наполовину. Часто после ноты с точкой следует другая, короткая нота. И вот как раз именно за сочетанием долгой ноты с точкой и короткой после нее закрепилось название пунктирный ритм.
Давайте сформулируем полное определение рассматриваемому нами понятию. Итак, пунктирный ритм – это ритмическая фигура из долгой ноты с точкой (на сильном времени) и следующей за ней короткой нотой (на слабом времени). Причем, как правило, соотношение долгого и короткого звуков бывает 3 к 1. Например: половинная с точкой и четверть, четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая и т.д.
Но, надо сказать, что в музыке вторая, то есть короткая нота чаще всего является как бы замахом к следующей длинной ноте. По звучанию получается что-то наподобие «та-Дам, та-Дам», если выразить это в слогах.
Пример №4 «Снова Бах». Пунктирный ритм, составленный мелкими длительностями – восьмыми, шестнадцатыми – обычно звучит остро, напряженно, повышает экспрессию музыки. В качестве примера предлагаем вам послушать начало Прелюдии соль минор Баха из второго тома ХТК, которая целиком пронизана острыми пунктирными ритмами, которых здесь несколько видов.
Пример №5 «Мягкий пунктир». Не всегда пунктир звучит остро. В тех случаях, когда пунктирный ритм образуют более-менее крупные длительности, острота его смягчается и звучание получается мягким. Так, например, в Вальсе из «Детского альбома» Чайковского. Пунктированная нота приходится на синкопу после паузы, что делает общее движение еще более плавным, растянутым.
3. Ломбардский ритм
Ломбардский ритм – то же, что и пунктирный ритм, только наоборот, то есть в обращенном виде. В фигуре ломбардского ритма короткая нота помещена на сильном времени, а нота с точкой – на слабом. Звучит очень остро, если он составлен мелкими длительностями (является к тому же разновидностью синкопы). Однако острота данной ритмической фигуры по характеру не тяжелая, не драматическая, не угрожающая, как у пунктира. Часто она, наоборот, встречается в музыке легкой, грациозной. Там эти ритмы сверкают словно искорки.
Пример №6 «Ломбардский ритм в сонате Гайдна». Ломбардский ритм встречается в музыке композиторов разных эпох и стран. А мы в качестве примера предлагаем вам фрагмент фортепианной сонаты Гайдна, где названный вид ритма звучит продолжительное время.
4. Затакт
Пример №7 «Новогодняя песня». Текст известной новогодней песни «В лесу родилась елочка» начинается с безударного слога «В ле», соответственно, безударный слог в мелодии должен приходиться на слабое время, а ударный слог «су» – на сильное. Вот и получается, что начинается песня еще до наступления сильной доли, то есть слог «В ле» остается за тактом (до начала первого такта, до первой сильной доли).
Пример №8 «Государственный гимн». Еще один характерный пример – современный российский гимн «Россия – священная наша держава» по тексту также начинается с безударного слога, а по мелодии – с затакта. Кстати, в музыке гимна много раз повторяется фигура уже знакомого вам пунктирного ритма, который прибавляет музыке торжественности.
Важно знать, что затакт не является самостоятельным полноценным тактом, время для его музыки заимствуется (занимается) из самого последнего такта произведения, который, соответственно, остается неполным. Но вместе, в сумме затакт и последний такт образуют один полный нормальный такт.
5. Синкопа
ЧИТАТЬ ПРО СИНКОПЫ – ЗДЕСЬ