Рисунок без лица что означает
«Колорит»: Творчество Рене Магритта. Что значит образ человека без лица?
Человек без лица как символ анонимности
Магритт был не только интересным художником, но и интересным человеком: свои вызывающие картины он рисовал не с целью эпатажа, быстрого признания или материального обогащения за счет падкой на сюрреализм публики. Это был тихий, неприметный человек, который в жизни и творчестве стремился к анонимности, ибо признавался, что живет в неприятном мире и своим искусством контратакует его. Видимо, такое мироотношение и позволило ему создать такой впечатляющий и широко известный сегодня образ современного человека, лишенного индивидуальности, «человека толпы», человека без лица.
Целая серия картин Магритта объединена этим интригующим образом, который берет начало в картине «Сын человеческий», написанной в 1964 году. Задумывалась картина как автопортрет художника, однако результат мало напоминает традиционный автопортрет. На картине нет самого главного – лица человека. Разглядеть можно только строгий костюм и котелок. Смысл этого образа не стоит ограничивать рамками автопортрета, на картине не Магритт как Магритт, а Магритт как сын века, как представитель современного общества. Именно поэтому образ бизнесмена с яблоком вместо лица приобрел такую популярность и довольно неоднозначно воспринимается аудиторией.
Этот персонаж присутствует на многих полотнах художника, что подчеркивает его важность, смысловую нагруженность. В связи с этим персонаж вызвал множество вопросов. Попробуем хоть что-то прояснить. Во-первых, Магритт как представитель авангарда начинает с игры с самим жанром портрета, который подразумевает максимально точное изображение конкретного человека, обладающего характерными чертами, неповторимыми особенностями внешности.
Как правило, портретистов всегда привлекала очень выразительная внешность, как бы отражающая душу. Магритт разрушает эту традицию, создавая портрет человека своего времени, общий портрет своего поколения, к которому принадлежит и сам.
Как правило, человека в котелке никогда нельзя хорошенько рассмотреть, этому всегда мешают какие-то предметы, странным образом возникающие перед его лицом: то висящее в воздухе яблоко, то пролетающая мимо птица, то курительная трубка. Часто этот господин оказывается стоящим спиной к зрителю, в окружении своих двойников или попросту бесплотным силуэтом. Этот «человек толпы» всегда выглядит одинаково – как мужчина в строгом костюме и котелке.
«Живи незаметно»
Все в этом персонаже, от одежды до внешности, кажется апогеем усредненности, безличности, невыразительности. Нетрудно заметить, что в таком случае персонаж попросту лишен лица, то есть того, что позволило бы отличить его от других. Это персонаж – схема, в которую можно вписать любого человека, ведь костюм и котелок подойдет каждому независимо от качеств его личности.
О чем же говорит нам Магритт через этот повторяющийся образ? Поскольку мы не можем увидеть лица человека, это наталкивает на такое объяснение: на картинах Магритта воплощена идея обезличенности современного человека, превращения человека в бездушный, заменяемый предмет, призванный не осуществлять индивидуальную волю, а просто выполнять бессмысленные действия. Наверное, это не только портрет человека, но и портрет современного общества, устроенного таким образом, что жизнь человека приобретает все более анонимный характер.
Если считать лицо отражением души, то человек Магритта ее не имеет, при этом он отворачивается от мира, от реальности, уходя в пространство иллюзий и воображения, как раз свойственных сюрреализму. По сути перед нами хорошо знакомый одномерный человек, человек без свойств. Из них и состоит общество, как можно понять по картине «Голконда», где с неба в виде дождя на землю сыплются уже сотни таких людей в котелках.
Вершиной этой серии картин, изображающих загадочного господина, считается работа под названием «Сын человеческий». Очевидно, что уже само название играет большую роль в интерпретации этого образа. Все мы – сыны Адама, именно происхождение и первородный грех объединяет всех людей, делает нас одинаковыми. Этот ветхозаветный мотив реализуется в нарисованном яблоке (запретном плоде), которое закрывает лицо человека в котелке.
Напрашивается такой вывод: сегодняшний человек разучился действовать, исходя из самого себя как носителя свободы, а также нести ответственность за свои поступки. Лишенный самодостаточности и самоосновности, он становится продуктом господствующей идеологии.
Этим можно объяснить и все эти предметы вместо лица. Человек прикрывается первородным грехом, искусством, любовью к природе, базовыми потребностями, системой и тому подобным, чтобы снять с себя груз ответственности, которым наделен только Человек, имеющий лицо.
Как господин в котелке повлиял на культуру?
Созданный Магриттом персонаж был настолько впечатляющим, что повлиял даже на самих сюрреалистов, которым подобного рода причуды были не в диковинку. Под влиянием Магритта оказался и поп-арт, а вскоре образ человека в котелке взяла на вооружение и массовая культура, переиначивая автопортрет Магритта на разные лады.
Современные художники очень заинтересовались идеей двойничества, одинаковости, безликости и стали подставлять в уравнение Магритта свои переменные. Можно сказать, что это и подтверждает нашу догадку, согласно которой человек в котелке – предельно обобщенный образ, открывающий широкое пространство для интерпретаций.
Конечно, интерпретация, приведенная в статье нашей редакцией, одна из множества возможных. Вполне вероятно, что человек в котелке – наоборот панегирик человеку-анониму, который живет незаметно, маскируясь под общую массу, при этом выполняя свое предназначение.
Зная самого Магритта, можно вполне допустить, что этот странный персонаж результат его страха перед миром. А может, эти картины говорят о том, что со временем изменился только костюм, человек же остался прежним. В конечном счете Магритт оставляет за каждым право найти свое в фигуре человека в котелке.
Люди без лиц: образ Слендермена в современнной рекламе
Пускай Художник, паразит, другой пейзаж изобразит.
Краткое содержание статьи:
Было проведено количественное исследование с помощью OMI (Online Market Intelligence), которое показало:
Большинству людей нравятся картинки с лицами. Мало кому нравятся картинки без лиц. ЧТД.
Cтатья написана в соавторстве с Анастасией Жичкиной.
Мы очень признательны Александру Шашкину и Ольге Стрелковой из OMI за реализацию этого проекта.
Есть такой тренд – рисовать людей без лиц. Этому тренду уже порядка 20 лет – впервые иконки людей без лиц появились еще в Windows XP.
Постепенно эта тенденция проползла в рекламу. Вот относительно свежие примеры:
У нас как психологов и исследователей эта идея всегда вызывала сомнения.
Действительно, в проективных тестах лица не рисуют специально, чтобы человек мог фантазировать про эти ситуации. Но задача проективного теста совершенно другая, чем у рекламы. Проективные тесты нужны, чтобы выявить ключевые темы, вызывающие тревогу. Изображения без лиц в этих тестах используются, чтобы усилить смутную тревогу, которая у человека присутствует в фоновом режиме. В то время как у рекламы точно нет задачи усилить тревогу пользователя.
Но эти аргументы тонули в море образов без лиц, используемых дизайнерами.
Поэтому мы решили провести исследование. Такое, которое бы позволило точно сказать, как на самом деле воспринимаются картинки без лиц.
Очевидно, что надо сравнивать картинки с лицами и те же картинки, но без лиц.
Но как сделать это корректно?
Мы предполагали, что может быть разница в восприятии между рисунками, в которых изначально не было лиц, и мы их дорисовали, и теми рисунками, где лицо было, но мы его стерли. Поэтому мы выбрали несколько рисунков с лицами и без лиц на сервисе FreePik, из которых отобрали наиболее интересные варианты (авторы изображений указаны в конце статьи).
Затем художница Марина Любецкая стерла лица на одних картинках и дорисовала их на других.
Далее, мы с Ольгой Стрелковой сформировали анкету. Предъявление картинок было рандомизировано. В исследовании были использованы 4 пары изображений:
Респондентам было предложено выбрать из восьми картинок одну, которая им больше всего нравится.
Кроме выбора картинок, мы использовали оценку картинок по шкалам и открытый вопрос по поводу восприятия всех картинок без лиц и всех картинок с лицами.
Были опрошены интернет-пользователи, участники онлайн-панели ОМИ, из России, в возрасте старше 18 лет, в количестве 30150 человек.
Если предпочтение картинок без лиц – подростково-молодежная особенность, интересно посмотреть предпочтения картинок в молодежной выборке.
Это абсолютный максимум.
В остальных возрастных группах людей, предпочитающих картинки без лиц, намного меньше.
Количество людей, предпочитающих картинки без лиц, резко снижается с возрастом. Среди молодежи в возрасте 25-34 таких людей чуть больше 7 процентов. В возрастной группе 35-65 хотя бы одна картинка без лиц нравится всего 3 (трём!) процентам опрошенных.
Картинки без лиц получили негативные оценки по всем шкалам, а картинки с лицами – позитивные оценки.
Картинки без лиц оцениваются как закрытые, непривлекательные, чужие, далекие.
Картинки с лицами оцениваются как добрые, открытые, приятные, привлекательные, доступные.
Ответы на открытый вопрос помогли дать ответ на вопрос, почему одни респонденты выбирают картинки без лиц, а другие – картинки с лицами.
Вопреки распространенному мнению, никто из предпочитающих картинки без лиц не идентифицируется с их персонажами. Хотя многие из них высказывают идею, что «отсутствие лица позволяет наблюдателю лучше ассоциировать себя с персонажем на картинке» и поэтому картинки без лиц хорошие. Но нет. Живые люди обычно не отождествляют себя с анонимной фигурой. Для идентификации нужна эмоция, а не пустота.
Взгляд дизайнера может быть относительно более описательным или относительно более аналитическим.
Оказывается, в основном нет. То есть иногда деконструируют, конечно, но реже.
Люди, вышедшие из юношеского возраста, выбирая персонажей без лиц, могут видеть в них глубоко личные темы, которые их трогают и позволяют пережить определенные эмоции. Человек без лица становится художественным образом, выражающим глубоко личные смыслы, который «пугает и одновременно нравится». Это крайне редко встречающееся восприятие картинок. Оно свойственно единичным респондентам старше 25 лет.
Респонденты обычно предпочитают картинки с лицами, а картинки без лиц им не нравятся.
Человек, которому картинки без лиц не нравятся, обычно не деконструирует их, а воспринимает непосредственно и эмоционально. Он видит в персонажах на картинке вероятных партнеров по общению. Логично, что контакт с человеком без лица будет так себе:
С человеком, у которого нет лица, не просто трудно общаться. Совершенно не факт, что это в принципе живое существо: «манекены», «на робота похожи». А если оно не живое, то оно опасно: «крипота», «Слендер», «из фильмов ужасов».
Персонажи без лиц описываются как:
Отношение к персонажам на картинках как к вероятным партнёрам распространяется и на персонажей с лицами. Важно, что эмоции персонажей с лицом понятны, и, то, что они улыбаются, означает, что они не опасны: «видны эмоции людей и они в хорошем настроении, что немаловажно для того, чтобы понять, что они хотят», «хорошо видно, что люди не агрессивны и жизнерадостны».
Персонажи с лицами — это привлекательные партнёры по общению. Они «веселые, доброжелательные и открытые», «люди, с которыми можно разговаривать».
Персонажи с лицами нравятся респондентам намного больше, чем персонажи без лиц. Точнее, персонажи без лиц сами по себе не нравятся почти никому. Просто картинки с ними небольшой (склонный к деконструкции[1]) сегмент подростково-молодежной аудитории считает модными и поэтому годными.
При этом ни с персонажами с лицами, ни с персонажами без лиц нет вообще никакой идентификации. Ее нет вне зависимости от отношения к картинкам. Ни те, кому картинки нравятся, ни те, кому они не нравятся, НЕ ИДЕНТИФИЦИРУЮТСЯ С ПЕРСОНАЖАМИ.
Происходит либо непосредственная эмоциональная оценка персонажей в качестве партнёров по общению (часто), либо деконструкция картинки как сообщения (редко).
При выходе в метапозицию[2] «я здесь сижу не как зритель, а как наблюдатель за зрителем» человек высказывает не непосредственные ощущения, а свое как бы экспертное мнение.
В нашем исследовании это экспертное мнение совершенно не совпадает с мнением по поводу тех же картинок большинства. Отстранённый взгляд для обычного пользователя не характерен.
Больше материалов об исследованиях можно прочесть в нашем телеграм-канале: https://t.me/postpostresearch/
В исследовании использовались работы следующих авторов: studiogstock, macrovector, jemastock; с сайта http://www.freepik.com
[1] Деконструкция – механический разбор на составные части и анализ их происхождения с целью понять, как работает целое.
[2] Метапозиция – восприятия человеком себя с точки зрения постороннего беспристрастного наблюдателя.
Тест «Рисунок человека».
Во время работы с ребёнком я часто прошу его выполнить рисунок человека.
Почему? Рисунок человека, выполненный ребёнком, очень многое может о нём рассказать: о его эмоциональном состоянии, умственном развитии, о его потребностях, раскрыть внутренний мир ребёнка.
Рисунок человека, мужчины, предлагается сделать будущим первоклассникам при выполнении известного теста школьной зрелости Керна-Йерасика.
С какого возраста выполняется тест «Рисунок человека»?
Этот рисуночный тест может выполняться детьми с трёх лет. Верхней возрастной планки у данного теста не существует.
Что нужно для выполнения теста?
Как проводится тестирование?
Ребёнку даётся инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь».
Просьба взрослого может вызвать у ребёнка вопросы,а иногда и отказ рисовать. В последнем случае постарайтесь его убедить. Вопросы ребёнка, как правило, носят уточняющий характер, их можно обобщить в одном вопросе «А какого человека?» Вы не даёте никаких ответов, содержащих точную информацию — подсказки для ребёнка. Можно ответить уклончиво, например: «Любого», «Рисуй какого хочешь».
Конечно, любой рисунок может предоставить важную информацию о ребенке, но тем не менее, если рисунок не удовлетворяет требованиям, ребенка просят взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз.
По завершении рисования проводится дополнительная беседа с ребенком, в которой уточняются непонятые детали и особенности изображения.
Можно задать ребёнку следующие вопросы:
Рисунок человека считается тесно связанной с автором рисунка и определенным образом характеризует его, интерпретация должна охватить максимум особенностей рисунка.
Как интерпретировать рисунок человека?
Для начала обратите внимание на размер и расположение рисунка на бумаге.
Испытывающие чувство незащищенности, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые скромно занимают лишь маленькую область доступного пространства. Маленькие размеры фигуры могут говорить о депрессии и чувстве неприспособленности. Напротив, хорошо приспособленные дети с развитым чувством безопасности рисуют свободно, легко, создавая рисунок, который своим размером, размахом и бросающимся в глаза размещением на странице выражает свободу от тревожности и беспокойства.
Каков характер выполнения рисунка (сила нажима карандаша, четкие линии, уверенные или дрожащие, есть ли штрихи)
Много темных линий, с силой прочерченных, чаще всего говорит о внутренней напряженности ребенка, его страхах или подавленных чувствах. Большое количество мелких штриховок, наносимых на лист перед основными контурами — может быть признаком высокой тревожности и эмоциональной неустойчивости.
Посмотрите, акцентирует ли ребёнок внимание на отдельных деталях рисунка (наиболее тщательная, яркая, заштрихованная, несколько раз обведённая или иным способом выделенная часть фигуры).
Внимание нужно обратить и на те детали, которые, наоборот, не проработаны или вовсе отсутствуют на рисунке.
Отметьте, имеют ли место грубые ошибки в изображении фигуры.
Рисунок человеческой фигуры символизирует образ тела, тело же достаточно восприимчиво ко всему, что может служить причиной нарушения эмоционального состояния ребёнка. Рисунок будет символически отражать проблемы, которые он испытывает. Чем больше нарушена эмоциональная сфера ребенка, тем больше страдает как его образ тела, так и рисунок, отображающий человеческое тело.
Рассмотрим кратко символическое значение фигуры человека.
Голова. Если ребенок уделяет голове слабое внимание – это может говорить о проблемах адаптации к социальной среде, трудностях общения или даже наличии невроза, поскольку голова и, в частности, лоб – отражение самоконтроля и сферы социальных контактов.
Волосы. Выделение волос на голове – стремление подчеркнуть мужественность мужской фигуры. Акцентирование девочек на волосах, тщательное изображение пышных причесок, длинных, ниспадающих каскадом волосах в сочетании с другими явными элементами украшения – раннее сексуальное созревание.
Лицо – символ сферы общения, самая социальная часть рисунка. Черты лица изображены нечетко, слабо прорисованы, лицо схематично, упускает изображение черт лица, лицо рисует в последнюю очередь – сложности в общении, робость, очень насторожен, ожидает от других только плохого, часто враждебно настроен к окружающим. Вытаращенные глаза, сжатые губы, открытый рот с оскаленными зубами – агрессия и враждебность. Хорошо прорисованные черты лица – внимание к себе, здоровое самоуважение. Закрашенное лицо, изображение звериного лица или напоминающего робота, обезличенного, ничего не выражающего лица — негативный знак, потеря идентичности, утрата чувства собственного «Я».
Уши – открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру. Пропуск этой части или сокрытие ее волосами незначительное упущение. Определенное выделение ушей – чувствительность к замечаниям и осуждению; косвенно – упрямство и неподчинение авторитетам.
Глаза – отражение внутреннего мира ребенка. Пристальный, пронизывающий взгляд – агрессивность. Глаза большие, с прорисованными зрачками или без зрачков,но с заштрихованными склерами – символ страха или тревоги. Глаза широко открытые, но не преувеличенные – любознательность. Взгляд не прямой, а скошенный – подозрительность. Маленькие глаза – скрытность, сосредоточенность на себе, поглощенность собственными чувствами. Закрытые глаза – попытка отгородиться от внешнего мира, от контактов. Отсутствие зрачков, пустые глазницы – крайний эгоцентризм, ребенок не находит вокруг ничего достойного своего внимания. Красивые, симметричные, хорошо прорисованные глаза – желание быть привлекательным, симпатичным другим людям.
Рот – многозначный элемент. Рот открыт – агрессивность, вербальная активность агрессивного характера; если прорисованы зубы – явная агрессия, возможно защитная. Выделение рта (стирание, смещение, непропорциональные размеры, подчеркивание и т.д.) – типично для маленьких детей, еще не так давно находившихся в оральной зависимости от матери. У детей более старшего возраста – признак несамостоятельности, зависимости. Рот, обозначенный одной прямой чертой – внутреннее напряжение.
Нос. Отсутствие носа – некоторая степень интеллектуальной недостаточности.
Руки – символ активности, коммуникативности и контактности. Руки разведены в стороны, как для объятия – признак общительности, активного взаимодействия с внешним миром. Руки спрятаны за спиной, вяло висят вдоль тела, плотно прижаты к телу, ладони скрыты в карманах – необщительность и замкнутость. Гибкие, подвижные, свободно располагающиеся руки – хорошая социальная приспособляемость, легкость установления контактов с окружающими. Жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямым углом – поверхностные, неэмоциональные контакты с внешним миром. Крупные, большие ладони – признак деятельного, взрывного характера. Отсутствие ладоней – неприспособленность, отсутствие веры в свои силы, чувство непригодности. Тщательно прорисованные пальцы – способность контролировать ситуацию, держать в руках, управлять ею. Длинные пальцы с ногтями или подчеркивание кулаков – агрессия, воинственность. Кулаки на руке отведенной от тела – открытая враждебность, бунтарство, противостояние. Руки со сжатыми кулаками прижаты к телу – скрытая, подавленная тенденция к бунту. Агрессия – пальцы как когти хищной птицы; руки, поднятые вверх, закрашенные руки. Отсутствие рук – крайняя степень пассивности, бездеятельности, необщительности, робости, интеллектуальной незрелости; для старшего возраста – чувство вины в связи со своим агрессивным отношением. То же и сильно заштрихованные кисти рук. Короткие руки – замкнутость, обращенность внутрь, на себя. Длинные руки – направленность на внешний мир, контактность. Большие, мускулистые руки – приоритет силы, стремление стать физически сильным, компенсация собственной слабости.
Туловище – символ представления ребенка о физическом облике человека. Сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупким, слабым ребенком – признак компенсации. Крупное, сильное тело с мощными плечами – внутренняя сила, сильное эго. Широкие, массивные плечи – выражение физической силы и превосходства. Сильный ребенок рисует слабое тело – это связано с переживанием из прошлого опыта. Хрупкое тело – выражение собственной слабости. Пупок (маленький ребенок) – признак эгоцентризма, если ребенок старшего возраста – инфантильность или стремление уйти в себя. Округлая форма туловища – уравновешенность, более спокойный характер, некоторая женственность. Угловатая, прямоугольной формы фигура – мужественность, энергичность и экспрессивность. Украшение фигуры (бантики, пряжки) – повышенное внимание к собственной персоне.
Ноги – символ опоры, устойчивости. Стопы нарисованы в профиль – признак устойчивости, уверенности в себе. Стопы пальцами к наблюдателю, или отсутствие стоп – чувство неуверенности. Слабые, короткие, плохо прорисованные или заштрихованные ноги – выражение неуверенности, слабости, собственной никчемности, упадка духа. Ступни одетого человека изображаются с пальцами – крайняя агрессивность. Маленькие, неустойчивые ступни – чувство незащищенности.
Я перечислила основные моменты, на которые можно обратить внимание, анализируя рисунок человека, сделанный ребёнком. Интерпретируя рисунок, важно помнить, что на основании только одного рисунка нельзя делать однозначных выводов. Тест «Рисунок человека», как и другие тесты, используются комплексно, диагностика проводится неоднократно.
Для диагностики можно также использовать проективные методики «Дом. Дерево. Человек», «Несуществующее животное» и «Рисунок школы».
Если у вас возникли вопросы, вы можете задать их в комментариях.
baby_secret_net
baby-secret.net
Шея является связующим звеном между телом (символ животных страстей, импульсивной жизни) и головой (интеллектуальный центр, разум, контроль). Области шеи уделяют внимание те, кто озабочены соотношением телесных побуждений и сознательного контроля.
Такие люди не уверены, что всегда могут справиться со своими импульсами. Для них характерно состояние некой раздвоенности. Длинная шея ассоциируется с зажатым, скованным, морализаторским, манерным человеком, хорошо контролирующим себя.
Короткая шея может символизировать естественность, прямолинейность. Отсутствие шеи в рисунках детей является признаком незрелости.
Гениталии. Сокрытие области гениталий часто встречается в рисунках девочек-подростков. У женской фигуры руки изображаются застенчиво прикрывающими нижнюю часть живота, в то время как руки мужской фигуры смело разводятся в стороны. Одна девочка нарисовала невесту, держащую букет над центральной частью своего тела. Над нижней частью живота могут быть изображены и другие объекты.
Откровенное изображение гениталий. Изображение гениталий настолько необычно, что их присутствие на рисунке может быть очень значимо. Отказ воспроизвести половые органы, по-видимому, происходит не из-за культурного табу. Более вероятным объяснением может служить смещение интереса от своего тела к увлекательному окружающему миру, что характерно для поведения детей в период скрытой сексуальности. В промежутке от шести до двенадцати лет хорошо приспособленные дети все более и более вовлекаются в процесс овладения новыми умениями и в то, что соответствует нравам их школьных товарищей и друзей.
Поскольку нарисованная фигура считается тесно связанной с автором рисунка и определенным образом характеризует его, интерпретация должна охватить максимум особенностей рисунка. Такие аспекты рисунка человека, как размер фигуры, ее поза и расположение на листе, качество линий (нажим, твердость, продолжительность или прерывистость), последовательность изображения деталей, использование фона или фоновых эффектов, а также посторонних объектов, представляют собой значимые аспекты представления ребенка о самом себе и также подвергаются анализу. Учитываются пропорции частей тела фигуры, наличие незавершенных элементов рисунка, уровень прорисованности деталей, присутствие сильного нажима и его локализация, стирания, внесение изменений в рисунок, выраженные на лице человека и в его позе эмоции.
Размер и расположение
Испытывающие чувство незащищенности, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые скромно занимают лишь маленькую область доступного пространства. Маленькие размеры фигуры могут говорить о депрессии и чувстве неприспособленности. Напротив, хорошо приспособленные дети с развитым чувством безопасности рисуют свободно, легко, создавая рисунок, который своим размером, размахом и бросающимся в глаза размещением на странице выражает свободу от тревожности и беспокойства. Излишне большие, громоздкие размеры фигуры, по-видимому, выражают слабый внутренний контроль и экспансивность.
Крупная, нарисованная с размахом фигура, помещенная в центре листа, говорит о завышенной самооценке. Если ребенок рисует линию земли и располагает человека высоко от нее, так что тот кажется парящим в воздухе, то, вероятно, его характеризует оторванность от реальности, склонность к фантазии и играм воображения, слабый контакт с действительностью.
Перспектива
Другие особенности изображения
Эффект прозрачности (возможность видеть на рисунке одну деталь сквозь другую). Наличие прозрачных элементов в рисунке может быть вполне естественным фактором, если рисунок выполнен ребенком 6 лет.
Рис.19 В более старшем возрасте это может иметь уже негативное значение, поскольку прозрачность деталей противоречит реальности (рис. 19). Речь может идти как о небольшой задержке развития, так и о более серьезных нарушениях, таких, как дезорганизация личности или умственная отсталость. В «мягком» варианте прозрачность может также свидетельствовать о том, что ребенок чувствует себя лишенным поддержки и защиты. Негативное значение прозрачности оценивается по количеству прозрачных элементов и по размеру прозрачной детали (второй случай, по-видимому, более показателен).
Чрезмерная штриховка. Акцентирование на штриховке всей нарисованной фигуры или ее части можно наблюдать в рисунках тревожных детей. Штриховка может быть ограничена лицом, нижней частью тела или, в частности, областью гениталий.
Чрезмерную, энергичную штриховку, иногда направленную на область гениталий, можно наблюдать в рисунках подавленных, чрезмерно контролируемых младших школьников, в возрасте, близкому к периоду скрытой сексуальности. Для детей, прошедших этот этап, то есть старше 13 лет, достигших возраста, когда ребенок склонен к самоанализу и испытывает беспокойство относительно своих способностей, подобные реакции нетипичны. Случаи штриховки в рисунках могут быть показателями эмоционального расстройства.
Рисунки без людей. Рисунок человека был и продолжает быть любимым предметом детского творчества. В процессе интеллектуального и личностного роста ребенка рисунок человека подвергается ряду преобразований, но данный образ должен сохраниться, по крайней мере, на протяжении периода скрытой сексуальности как центральный мотив в рисунках, которые могут включать домашних животных, дом, цветы, дерево, сияющее солнце, возможно даже облако или два. Для маленьких детей настолько нетипично исключение из рисунка фигуры человека, что, безусловно, подтверждает предположение о вероятных трудностях в межличностных отношениях. Отказ рисовать человека и изображение неодушевленных объектов необходимо рассматривать как необычный, возможно, девиантный поступок, предполагающий трудности в межличностных отношениях, аномальное равнодушие, эмоциональную отчужденность, аутизм.
Темные облака и заштрихованное солнце. Много хорошо приспособленных детей могут осветить рисунок человеческой фигуры добавлением сияющего солнца. Обычно в одном из верхних углов листа, часто в форме дуги. Исходящие из окружности линии, представляют лучи, а солнце может иметь улыбающееся лицо.
Необычно для детей, если они добавляют ливневые облака и заштриховывают солнце. Эти зловещие признаки были замечены в рисунках несчастливых, тревожных, подавленных детей.
Стирания. Факты стирания считаются выражением тревоги и неудовлетворенности. Как правило, стирания приводят к ухудшению, а не к улучшению рисунка, подтверждая тем самым, что служат выражением конфликта.
Качество линий
При интерпретации рисунка оценивается и качество линий. Значение того или иного типа линий вы можете найти в части книги, посвященной особенностям детского рисунка в целом.
Кроме того, к данной методике в полной мере применимы все общие моменты, касающиеся рисуночных тестов, а также интерпретационный материал теста «Дом-Дерево-Человек» в той его части, которая относится к рисунку человека.
Заключение
Таким образом обобщая изложенное, можно сказать, что рисунок человека дает богатую информацию для размышлений. Рисунок ребенка позволяет выносить гипотетические суждения о таких свойствах и характеристиках личности, как: агрессивность и враждебное отношение к окружающим, озлобление, спутанная сексуальная роль, чувство фрустрации и импульсивность, тревога и многих других как более, так и менее серьезных нарушениях.