рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах российской федерации
Рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах российской федерации
Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне.
Результаты Рейтинга
9 июля 2020 года Агентством стратегических инициатив был представлен топ-30 регионов Национального инвестиционного рейтинга субъектов РФ.
Структура рейтинга
Рейтинг состоит из 44 показателей, которые группируются в 17 факторов, составляющих 4 направления:
1. Показатели, оцениваемые путем экспертной оценки.
Для каждого региона формируется база из 35-40 экспертов на основании списков кандидатов, представленных деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия») и Агентством стратегических инициатив (АСИ). Выборка респондентов для экспертной оценки формируется случайным образом из списка представленных кандидатов. Количество опрошенных респондентов по каждому из регионов – не менее 20.
2. Показатели, оцениваемые путем опроса предпринимателей из общей генеральной совокупности.
Опрос по показателям, по которым нет специфических требований к респондентам, осуществляется с помощью многоступенчатой стратифицированной (квотной) выборки, представляющей качественную модель бизнеса региона в общем, а также репрезентирующей каждый регион по двум критериям – размер и отрасль предприятия. Объем базовой выборки составляет 300 респондентов на регион (максимальная статистическая погрешность составит 5,5%).
В рамках ПМЭФ-2021 подвели итоги Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах
Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах, направлен на оценку и выявление лучших практик в области предпринимаемых региональными властями усилий по созданию благоприятных условий ведения бизнеса. Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин принял участие в презентации результатов рейтинга.
Открывая презентацию рейтинга, Генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева отметила, что нынешние замеры проводились по итогам крайне сложного для всех года.
Так, по итогам 2020 г. количество субъектов МСП снизилось на 4%. Однако меры поддержки бизнеса принесли результаты, в 2021 г. тенденция развернулась и на конец апреля мы видим рост на 2 %. Преимущественно, этот рост наблюдается в регионах – лидерах рейтинга.
Светлана Чупшева представила результаты нацрейтинга. В ТОП-5 Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ 2021 вошли:
2️. Республика Татарстан
3️. Тюменская область
4️. Тульская область
5️. Республика Башкортостан
Глава Агентства стратегических инициатив также обозначила ряд ключевых выводов по результатам проведения нацрейтинга.
1) Ключевой сюжет – улучшение показателей в области присоединения бизнеса к технической инфраструктуре. Отмечается снижение средних сроков доступа бизнеса к инфраструктуре как по стране, так и в отдельных регионах.
2) В части поддержки МСП, несмотря на то, что 2020 год показал небольшой снижение доли МСП, впервые за 3 года увеличилась удовлетворенность процедурами получения государственных и муниципальных арендных платежей. Также увеличилась удовлетворенность и доступность кредитных ресурсов для малого бизнеса. Этому также способствовало то, что в прошлом году были выделены колоссальные ресурсы из федерального бюджета, а также субъекты РФ расширяли меры поддержки для тех представителей МСП, которые не подпадали под критерии федеральных программ. Это дало возможность помочь большему числу предпринимателей в сложной ситуации.
3) Сократился уровень давления на бизнес. По итогам 2020 г. на 30 % снизилась доля предпринимателей, указывающих на административное давление в отношении бизнеса. Улучшилась обратная связь от губернаторов по данному вопросу. Все региональные власти практически в ручном режиме решали проблемы предпринимателей, оказавшихся в сложной ситуации, связанной с пандемией. Канал прямой связи с властью в регионах улучшился в 2 раза.
Первый заместитель председателя Правительства РФ Андрей Белоусов подчеркнул важность наметившихся позитивных тенденций, таких как рост поддержки МСП в регионах и снижение административного давления на бизнес:
Отрадно, что мы видим несколько позитивных тенденций – прежде всего, рост поддержки регионами МСП. Также впервые было отмечено снижение административного давления на бизнес, причем замеры были проведены и в рейтинге, и вне рейтинга. В частности, бизнес отметил, что улучшилась регуляторика в строительстве, это заслуга курирующего данную отрасль вице-премьера Правительства РФ Марата Хуснуллина.
Замер проходил в экстремальных условиях. Если раньше рейтинг характеризовал достижения и возможности регионов по улучшению инвестиционного климата по тому или иному направлению, то сегодня он показывает степень положительного взаимодействия власти регионов и бизнеса, который оказался в сложных условиях. Сегодня необходимо не только сохранить эти успешные форматы совместной работы власти и бизнеса, но и найти новые, применительно к новым условиям.
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин, в свою очередь, обозначил главную цель работы Правительства в сфере строительства – максимально освободить строительство от ненужных ограничений. Уже значительно снизили количество обязательных требований. Из существовавших более 10 тыс. требований, которые зачастую были абсурдны и являлись тормозящим фактором, 3000 норм отменили в 2020 г., 3800 норм будут отменены в 2021 г. Еще 2000 требований в работе. Останется порядка 2000 тысяч норм, которые четко влияют на безопасность эксплуатации зданий. Все остальное – это функция заказчика, проектировщика, инвестора, государству не нужно контролировать этот процесс, нужно проверять качество со стороны строительного надзора.
Экономику создает промышленность. Ключевая задача – сокращение времени инвестиционно-строительного цикла на 30 %. Это принесет в экономику строительства 2 трлн рублей. Это чисто бумажная работа, за которую всем нужно взяться и провести ее до конца.
Продолжается работа с Градостроительным кодексом. Серьезная работа ведется по вопросам, связанным с обеспечением необходимой рабочей, проектной, строительной документации. На весеннюю сессию подготовлено 17 законов, на осеннюю сессию еще порядка 35 законопроектов и поправок.
Также правительство готовит новые законодательные инициативы. Например, законопроект о приаэродномных территориях.
Конечная цель достижения всех целей – закон о комплексном развитии территорий (КРТ), это даст серьезное движение вперед.
АСИ: топ-5 российских субъектов для инвестиций
Эксперты Агентства стратегических инициатив (АСИ) представили данные Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2021).
Специалисты в этом году изменили подход к формированию рейтинга. Теперь одну позицию могут занимать несколько регионов.
Согласно полученным результатам, в топ-5 вошли Москва, Республика Татарстан, Тюменская область, Тульская область и Республика Башкортостан.
В презентации Национального рейтинга принял участие первый вице-премьер Андрей Белоусов. Он отметил, что в этом году результаты исследования показывают степень положительного взаимодействия регионов и бизнеса.
40 из 85 субъектов улучшили свой индекс в рейтинге по сравнению с 2020 годом, несмотря на трудности, которые возникли на фоне COVID-19. В регионах удалось добиться снижения административного давления на бизнес.
«Результаты рейтинга показали несколько позитивных тенденций. Первое – был зафиксирован рост поддержки государством и регионами субъектов малого и среднего предпринимательства. Второе – впервые было отмечено снижение административного давления на бизнес. Третье – бизнес отметил, что улучшилась регуляторика в строительстве. За прошлый год было отменено 3 тысячи регуляторных норм. Бизнес это почувствовал», – рассказал Белоусов.
В презентации рейтинга также участвовали заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин, гендиректор Агентства стратегических инициатив (АСИ) по продвижению новых проектов Светлана Чупшева, президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин, председатель «Деловой России» Алексей Репик, руководители субъектов страны и высшие представители деловых объединений.
Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ оценивает усилия властей всех уровней по формированию комфортной среды для бизнеса.
Основные критерии отбора – регуляторная среда, инфраструктура, ресурсы, институты для бизнеса и поддержка малого и среднего предпринимательства.
Рейтинг формирует Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов при участии ведущих деловых объединений страны. Впервые он был представлен в 2014 году.
Ранее РЕН ТВ собрал основные заявления, сделанные участниками пленарного заседания ПМЭФ-2021. Со следующего года компании, которые занимаются общепитом в России, ждут послабления.
Опубликован рейтинг инвестиционного климата АСИ
Результаты рейтинга объявила генеральный директор АСИ Светлана Чупшева в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2021). Третий год подряд список возглавила Москва, а за ней в пятерку лидеров вошли Татарстан, Тюменская и Тульская области и Башкортостан.
Впервые в топ-10 в рейтинге вошла Нижегородская область, заняв 6-е место. Примечательно, что региону удалось подняться с 2018 года на 64 позиции. Высокие показатели Нижегородской области по итогам 2020 года обусловлены ростом объема инвестиций в основной капитал региона, развитием центров «Мой бизнес», созданием геопортала государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД), цифровыми решениями по упрощению процессов получения разрешений на строительство и подключение к электросетям и другими нововведениями.
Первый заместитель председателя правительства Российской Федерации Андрей Белоусов подчеркнул, что Нижегородская область в условиях пандемии сделала «фантастический рывок». «Такой успех не бывает случайным», — подчеркнул Белоусов.
«Вхождение Нижегородской области в ТОП-10 регионов по качеству инвестиционного климата в стране, тем более в столь непростой 2020 год, — это настоящий прорыв. Это означает, что мы принимали оптимальные и действенные решения, что позволило выйти на новый уровень работы с инвесторами. Несмотря на пандемию, по итогам года объем инвестиций в основной капитал Нижегородской области вырос на 20,6%, до 383,1 млрд рублей. И это заслуга не только правительства региона, но и всех представителей инфраструктуры поддержки бизнеса», — отметил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.
Национальный рейтинг инвестиционного климата оценивает усилия региональных управленческих команд по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и рассчитывается на основе опросов предпринимателей. Он включает такие направления оценки, как скорость и легкость административных процедур (разрешения на строительство и регистрации права собственности), наличие и качество инфраструктуры и ресурсов, работа институтов для бизнеса и поддержка малого бизнеса. На сегодняшний день методология подсчетов Нацрейтинга АСИ включает 44 показателя.
Национальный рейтинг
Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ
Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне.
Пилотная апробация Национального рейтинга прошла в 2014 году в 21 субъекте Российской Федерации. Первый полномасштабный рейтинг был проведен в 2015 году. Работу региональных команд по созданию комфортных условий для бизнеса оценили в 76 субъектах Российской Федерации. В 2016 году исследование охватило все 85 регионов России. В 2017 году в рейтинге на общих условиях приняли участие все регионы России, 51 регион продемонстрировал общий рост интегрального показателя по сравнению с прошлым годом. В 2018 году рост в рейтинге продемонстрировали 78 регионов.
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕЙТИНГА
В 2019 году презентация результатов Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ состоится 7 июня на площадке Петербургского международного экономического форума.
«Мы хотели привлечь внимание к тем регионам, которые дают результаты, и у кого есть смысл учиться. Сегодня важно смотреть на тех, кто двигает страну вперед и дает нам хорошие практики поддержки и развития бизнеса».
Методология
Методология включает в себя три ключевых элемента: систему показателей, принципы сбора и обработки данных, методику расчета результатов. При разработке методологии учтен опыт существующих отечественных и международных рейтингов и иных механизмов оценки инвестиционного климата.
Структура рейтинга
Система показателей Рейтинга разработана с учетом лучшего отечественного и мирового опыта, направленного на оценку состояния инвестиционного климата, а также с учетом опыта пилотной апробации рейтинга в 2014 году.
Рейтинг Рейтинг рассчитывается по 44 показателям по 4 направлениям:
Качество предоставления государственных услуг – показатели эффективности оказания различных государственных услуг для бизнеса: время прохождения, количество процедур и удовлетворенность предпринимателей типовыми административными процедурами (например, регистрация юридических лиц, выдача разрешений на строительство, выдача лицензий, регистрация прав собственности на недвижимость, подключение к электросетям).
Вне рамок Рейтинга проводится сбор данных по 31 дополнительному показателю в целях анализа их применимости для включения в методологию в будущих периодов, а так же для выявления лучших практик в регионах по показателям, не включенным в Рейтинг.
Сбор и первичная
обработка данных
Получение информации по показателям осуществляется путем проведения опросов предпринимателей и экспертов, а также с использованием статистических данных.
Выделяются три различных подхода к формированию выборок для опросов:
Для каждого региона формируется база из 35-40 экспертов на основании списков кандидатов, представленных деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия») и Агентством стратегических инициатив (АСИ).
Выборка респондентов для экспертной оценки формируется случайным образом из списка представленных кандидатов. Количество опрошенных респондентов по каждому из регионов – не менее 20.
Опрос по показателям, по которым нет специфических требований к респондентам, осуществляется с помощью многоступенчатой стратифицированной (квотной) выборки, представляющей качественную модель бизнеса региона в общем, а также репрезентирующей каждый регион по двум критериям – размер и отрасль предприятия.
Для каждого региона строится общая выборка предприятий на основе данных официальной региональной статистики о количестве действующих предприятий. В основу структуры выборочной совокупности закладываются критерии репрезентативности: размер предприятия, определяемый по ФЗ числом сотрудников и годовым объемом выручки, а также отрасль, согласно коду ОКВЭД. Предприятия-респонденты выбираются по квотам случайным образом из базы данных предприятий «Спарк-Интерфакс». Принцип случайности отбора респондентов обеспечивается механическим путем внутри сформированной совокупности по каждому из регионов.
Объем базовой выборки составляет 300 респондентов на регион (максимальная статистическая погрешность составит 5,5%).
Данная выборка формируется с помощью невероятностного отбора одноступенчатым способом.
Для каждой группы вопросов формируется базовая совокупность. При этом могут использоваться списки потенциальных респондентов, представленные деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия»), АСИ, а также федеральными, региональными и местными органами исполнительной власти, ведомствами, организациями, осуществляющими оцениваемые действия (например, регистрацию предприятий или подключение к электросетям).
Из заданной совокупности случайным образом опрашивается необходимое количество респондентов. При необходимости базовая совокупность может быть рекрутирована несколько раз.
Внутри каждой из базовых совокупностей осуществляется механический (систематический) отбор. Минимально возможное количество опрошенных при целевом отборе для каждого региона настоящего исследования – 25 респондентов (за исключением ситуаций, когда вся генеральная совокупность менее 25).
Методика
расчета результатов
После формирования массива исходных данных результат Рейтинга рассчитывается и представляется на четырех уровнях:
Переходы от одного уровня представления данных к другому осуществляются путем агрегирования.Все переходы агрегирования можно разделить на два качественно разных этапа.
Этап 1: переход от собранных исходных данных к полному набору показателей по всем субъектам РФ в единой шкале (переход от уровня исходных данных к уровню показателей).
В собранных исходных данных может быть несколько характерных проблем:
Также области значений всех показателей достаточно сильно различаются и после всех дополнительных преобразований для удобства восприятия все их нужно привести к одной шкале 0-100-баллов:
Таким образом, для перехода от собранных исходных данных к полному набору показателей по всем регионам в единой шкале необходимо пройти следующую последовательность шагов, стандартную для работы с данными в рейтингах:
Обработка выбросов в исходных данных
Проверка на наличие выбросов осуществляется только для типа данных «опрос-числовые параметры». К таким показателям, например, относится среднее время регистрации юридических лиц или среднее количество процедур, необходимых для получения разрешений на строительство. Выбросами считаются ответы отдельных респондентов, которые отклоняются от медианного ответа больше чем на 2 сигма, что соответствует попаданию в 2% хвост стандартного нормального распределения. Расчет стандартных отклонений от медианы ответов респондентов, а не от среднего, обусловлен тем, что при малом количестве ответов и экстремальных выбросах среднее значение заметно смещается в сторону выбросов. Это приводит к тому, что ответы, которые явно являются выбросами, могут не попадать в 2% хвост распределения.
Попадание в 2% хвост распределения не является жестким требованием для определения выбросов и может меняться в зависимости от характера полученных данных. Например, если при определении выбросов изначальным методом систематически обнаруживаются ответы, которые, явно являются выбросами, но не попадают в 2% хвост распределения, то имеет смысл увеличить зону выбросов, например, до 3% и оценить результат.
Расчет показателей
После обработки выбросов в опросных числовых данных, ответы респондентов агрегируются для получения единой оценки по показателю. Так, например, среднее время подключения к электросетям рассчитывается по отдельным ответам респондентов. Ответы в натуральных величинах на вопрос о времени подключения к электросетям агрегируются в одну цифру для субъекта РФ – среднее время подключения к электросетям. По показателям удовлетворенности для каждого респондента, считается средняя оценка по различным критериям удовлетворенности. Затем аналогичные оценки, полученные для всех респондентов, усредняются и получается средняя оценка удовлетворенности по региону в целом. Более подробное описание см. в документе «Таблица расчёта показателей».
Восстановление пропущенных данных
Исходные данные по некоторым субъектам РФ /показателям могут быть недостаточно качественными (например, количество респондентов в регионе ниже целевых значений, что серьезно повышает процент погрешности результата, большое количество ошибок в ответах респондентов и экспертов) или могут быть пропущены. Такие случаи необходимо обрабатывать особым образом.
Для расчета Рейтинга в случае отсутствия данных, их недостаточного количества или их низкого качества используется восстановление значения. Возможны четыре типа восстановлений: 1) по наихудшему значению для данного показателя по всем регионам, 2) по средней перцентиле данного региона по всем показателям, 3) с использованием данных по прошлому году для данной пары регион-показатель, 4) для парных показателей «среднее время – среднее количество процедур» пропущенное значение восстанавливается по наихудшему значению группы парного показателя, если оно имеется. Тип восстановления задается экспертно.
Восстановленное значение используется исключительно для целей расчета Рейтинга, однако оно не является результатом региона по пропущенному показателю. Восстановленное значение не сообщается региону при раскрытии результатов Рейтинга (т.е. по пропущенному показателю в карточке региона ставится прочерк).
Приведение всех показателей к единой шкале пропорциональным масштабированием
В последнем шаге первого этапа агрегирования все значения показателей приводятся к шкале от 0 до 100 при помощи пропорционального линейного масштабирования. При этом 100 баллов соответствует наилучшему результату, а 0 – наихудшему. Если по показателю известны теоретические границы (т.е. минимально и максимально возможные значения), то к нему применяется преобразование
Если же по показателю теоретические границы не известны, то к нему применяется несколько иное линейное преобразование
x_norm= 100((x-minX)/(maxX-minX )∙(¯x-▁x)+▁x),
x_norm= 100-100((x-minX)/(maxX-minX )∙(¯x-▁x)+▁x),
если показатель является убывающим.
Этап 2: переход между уровнями представления информации (от показателей к факторам, от факторов к направлениям, от направлений к интегральному индексу).
Факторы рассчитываются как средние значения, входящих в него показателей. Направления – как средние значения, входящих в него факторов. Интегральный индекс рассчитывается как сумма индексов по направлениям, и таким образом, ограничен шкалой от 0 до 400.