рейтинг собянина на сегодняшний день 2021г
Собянин ввел в Москве локдаун на нерабочую неделю
Мэр Москвы Сергей Собянин своим указом ввел временный локдаун на территории столицы на время нерабочих дней с 28 октября по 7 ноября. В этот период в столице будут работать только аптеки и магазины с товарами первой необходимости.
Посещение музеев и театров будет разрешено при предъявлении QR-кодов. На этот период также объявлены школьные каникулы.
Власти ожидают, что за неделю ситуация с коронавирусом улучшится, поэтому пока планов продлевать локдаун нет, рассказали РБК два источника, близкие к мэрии.
Как заверил в эфире телеканала «Россия 24» руководитель департамента экономической политики и развития города Кирилл Пуртов, власти обсудят ситуацию с предпринимателями и примут решение о введении дополнительных мер поддержки бизнеса.
После 7 ноября будет введен еще ряд защитных мер. Так, спортивные мероприятия, театры и музеи можно будет посещать только при предъявлении QR-кода вакцинированного, переболевшего или ПЦР-теста. Также для них будет введено требование 70-процентной заполняемости.
Массовые развлекательные и спортивные мероприятия можно будет проводить без введения QR-кодов, если численность их посетителей не будет превышать 500 человек, сказано в указе. Организациям и индивидуальным предпринимателям предлагается самим решить, вводить ли QR-коды на территории своих заведений.
Подмосковные власти планируют ввести меры, аналогичные московским, рассказал РБК источник в регионе. Речь идет о синхронных действиях в виде локдауна, уточнил он. Эту информацию подтвердил собеседник, близкий к московским властям. Вскоре после выхода этой публикации губернатор Андрей Воробьев издал указ о новых ограничениях в регионе, они практически не отличаются от столичных.
Также было объявлено о новых мерах поддержки бизнеса в пандемию: предприятия смогут получить разовый грант и взять кредит под 3% годовых с большой рассрочкой. Представители торговых центров в Москве в ответ заявили, что готовы пойти на любые меры, чтобы их не закрывали, о чем сообщил президент Союза торговых центров Булат Шакиров. Поэтому владельцы торговых центров готовы оплатить работу «COVID-патрулей», которые бы следили за соблюдением санитарных мер в зданиях, уточнил он.
До этого мэр Москвы Собянин объявил о новых ограничениях в столице, которые в основном касались пожилых москвичей старше 60 лет, которые не прошли курс вакцинации и не переболели COVID-19. Для них был введен режим самоизоляции до 25 февраля. Работодателей мэр обязал перевести на дистанционный режим работы не менее 30% от общего числа сотрудников и всех работников старше 60 лет или страдающих хроническими заболеваниями.
По состоянию на 21 октября в России количество заболевших COVID-19 за сутки достигло 36 339 человек, в Москве — 7897. Также за сутки было зафиксировано 1036 смертей, это новый рекорд с начала пандемии. За два дня до этого был поставлен абсолютный рекорд по заболеваемости в стране.
Коррупция, амбиции и ковид: отсидит ли Собянин свой второй срок
Промежуточные итоги деятельности мэра Москвы
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА
Сергей Собянин отработал три года из своей последней пятилетки. При этом все это время муссируются слухи то о его резком взлете на федеральный уровень, то о скорой отставке. На этом фоне мэру постоянно приходится лавировать в непростой ситуации пандемии коронавируса и отвечать на вызовы антикоррупционной повестки. О взлетах и падениях столичного градоначальника, его отношениях с правоохранителями и перспективах дальнейшей карьеры — в материале ПАСМИ.
Мэр на качелях
Три года назад — 9 сентября 2018 года — Сергей Собянин был переизбран на пост мэра Москвы на второй пятилетний срок. По нормам избирательного законодательства, больше Собянин на эту должность выдвигаться не может. Правда, практически сразу после переизбрания градоначальника в сети стали появляться сообщения, что и до конца второго срока он на своем посту не останется. Речь шла о повышении: предрекали, что Собянин сменит Дмитрия Медведева на посту премьер-министра. О столичном мэре говорили даже как о возможном преемнике президента Владимира Путина.
Впрочем, этим предсказания не сбылись: пост главы правительства в январе 2020 занял Михаил Мишустин, правда, в федеральный кабинет министров попали зам московского мэра Марат Хуснуллин и Максим Решетников, который до своего губернаторства в Пермском крае также работал в столичной администрации.
Более того, премьерские и президентские амбиции Собянина чуть не сыграли с ним злую шутку. По данным источника ПАСМИ, весной текущего года в Кремле всерьез обсуждали вопрос о его отставке, а одной из причин называли именно попытки мэра занять кресло премьер-министра, раздать ключевые посты в правительстве своим людям, чтобы получить плацдарм для реализации плана “преемник”.
Второй причиной недовольства высшего руководства деятельностью Сергея Собянина, по данным источника, стала коррупция. Поводом стал арест заместителя главы Департамента экономической политики и развития Москвы Леонида Костромы. Ему вменили получение взятки в размере 5 млн рублей от предпринимателя за содействие в подписании актов выполнения работ по госконтракту. Фигурантами дела также стали первый заместитель директора и начальник организационно-планового отдела ГБУ «Городское агентство управления инвестициями» — Дмитрий Рославцев и Михаил Самылов.
Как рассказывал собеседник редакции, этот коррупционный скандал якобы должен был сподвигнуть Сергея Собянина на добровольный уход с должности мэра.
Но, как показало время, прав был третий собеседник редакции, никак не связанный с двумя первыми. Он заявил, что о серьезной антикоррупционной разработке в данном случае речь не идет, а задержание Костромы — единичный случай. Он также не исключил, что посредством данной операции могут решаться текущие политические и, возможно, “экономические” задачи.
В зоне невнимания
Таким образом, более или менее высокопоставленные чиновники столичной администрации по-прежнему остаются неприкасаемыми для правоохранителей. Как сообщал ПАСМИ информированный источник, секрет — в аффилированности мэра и главы МВД Владимира Колокольцева, который ранее руководил столичным главком полиции. Также безопасность подчиненных Собянина обеспечивают глава УФСБ по Москве и Московской области Алексей Дорофеев, ранее в этой схеме была задействована Ольга Егорова, которая после отставки с поста председателя Мосгорсуда стала советником мэра Москвы.
Кстати, тот же подчиненный Собянина, оценивая уровень коррупции в столице, заметил, что в карманах столичных чиновников ежегодно оседает порядка 400 млрд рублей. Правда, один из источников редакции назвал эти цифры сильно заниженными.
По словам собеседников ПАСМИ, ни один контракт ни в одном из департаментов столичной администрации якобы не обходится без коррупционной составляющей, правда, обычно речь не идет об откровенных откатах или прямых завышениях стоимости: “Все нарушения хорошо завуалированные, ведь схемы на протяжении многих лет затачивались под коллизии в законодательстве, что, на первый взгляд, дает полное ощущение легитимности”.
Впрочем, не гнушаются в администрации Собянина и таких банальных схем как раздача господрядов “своим людям”. Ранее притчей во языцех стала “строительная мафия” бывшего зама Собянина, а ныне вице-премьера Марата Хуснуллина: его коллеги и бизнес-партнеры из Татарстана подмяли под себя строительный рынок столицы, распределяя между собой госконтракты на сотни миллионов и миллиарды рублей.
А буквально на днях по стопам Хуснуллина решила пойти вице-мэр по вопросам социального развития Анастасия Ракова: контракт на обслуживание столичных паркоматов стоимостью 238 млн рублей достался небольшой тюменской компании, гендиректором в которой трудится брат заместительницы Собянина Алексей Раков.
Столичный размах
Правоохранители закрывают глаза не только на нарушения при освоении трехтриллионного столичного бюджета, но и на плоды этих нарушений в виде не соответствующих официальным доходам атрибутов красивой жизни московских чиновников, о которых постоянно пишут журналисты-расследователи.
Никто из должностных лиц, к примеру, не задается вопросом, на какие доходы приобрела 17 элитных квартир и огромное поместье в Подмосковье семья заместителя Собянина по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петра Бирюкова. Его движимое и недвижимое имущество оценили примерно в 5,5 млрд рублей.
Семью Бирюкова обогнали родственники первого заместителя мэра Натальи Сергуниной. Их активы в Москве и за рубежом потянули на 6,5 млрд рублей. Значительная часть недвижимости — здания в историческом центре Москвы, выкупленные у города за бесценок и приносящие весьма неплохой доход.
Немного меньше — чуть более 3 млрд рублей — стоит семейное имущество теперь уже бывшего зама Собянина Марата Хуснуллина. Его родня коллекционирует землю и здания, зарабатывая на сдаче их в аренду. А сам Хуснуллин живет в поместье на территории Серебряного бора, которое ни разу не указал в своей декларации. Только земельный участок, который облюбовал Хуснуллин, стоит 1 млрд рублей.
Самые нуждающиеся
Также объектом внимания СМИ, но не контролирующих органов, постоянно становится бесплатная раздача весьма недешевого столичного жилья “нужным людям”. О доме по адресу Садовническая набережная, 80, построенном на месте снесенного исторического здания якобы для очередников, стало известно еще летом 2019 года. Жильцами квартир, в которых стоимость квадрата была как минимум полмиллиона рублей, стали столичные и федеральные чиновники, у которых и так с жилплощадью было неплохо. Один из показательных примеров — жилье площадью 135 кв. м и приблизительной стоимостью 70 млн рублей досталось семилетнему на тот момент сыну министра культуры Москвы Александра Кибовского.
Расследование про “очередников Собянина” вызвало широкий резонанс, но в политике столичной мэрии по предоставлению элитного жилья после его публикации ничего не изменилось. Так, бесплатную квартиру площадью 105 кв. метров и примерной стоимостью 60 млн рублей бесплатно получила глава Ростуризма Зарина Догузова. Таким же жильем одарили замначальника депздрава Москвы Эллу Попову и замглавы департамента информационных технологий Владимира Макарова. Глава департамента финансов Елена Зяббарова удостоилась 150 кв. метров, а министр науки и образования Валерий Фальков вскоре после назначения получил почти 200 «квадратов».
Скамейки и перчатки
Тем не менее, рейтинг доверия москвичей у Собянина всегда был достаточно высокий. Так, опрос “Левада-центра”* перед его переизбранием на второй срок, в мае 2018 года, показал, что к мэру хорошо относились 50% москвичей, средне — 39%, плохо — около 9%. В 2019 о хорошем отношении к градоначальнику заявили же 57% жителей столицы, а вот в 2020 показатели стали падать: августовский опрос показал, что положительно к нему относятся 45% жителей Москвы, а у 24% отношение отрицательное. К концу года первых оказалось уже 42%, а вторых — 21%.
Тогда падение рейтинга объясняли экономическими проблемами, которые, в свою очередь, были вызваны ограничениями, введенными Собяниным в связи с пандемией коронавируса. Впрочем, были еще и цифровые пропуска, а также график прогулок.
Позднее от практики локдаунов мэр Москвы отказался, но принимаемые им “щадящие” меры борьбы с распространением инфекции, носили, мягко говоря, непоследовательный характер. Так, 12 июля градоначальник запретил использовать скамейки и другие объекты инфраструктуры парков под угрозой штрафа в 4 тыс. рублей, а уже 18-го решил вывести скамейки из числа запретных объектов.
22 июня он ввел обязательный QR-код для посещения ресторанов и кафе, 8 июля дал поблажку для летних веранд, а 16 — и вовсе разрешил посещать общепит непривитым гражданам. Более того, 30 июля мэр официально отменил обязательное ношение перчаток в общественных местах, которые уже больше года и так никто не носил, а 13 августа отдельным указом разрешил посещение зоопарков.
Как все это повлияло на рейтинг Сергея Собянина, сказать сложно — в 2021 году опросов москвичей независимые социологи, судя по всему, не проводили. Но есть данные федеральных исследований ВЦИОМ, согласно которым мэра Москвы назвали в числе политиков, которым доверяют 2,2% респондентов в начале мая 2020 года и 1,6% в июне текущего. О недоверии высказались соответственно 1,3 и 0,9% опрошенных.
Впрочем, администрация Сергея Собянина традиционно выделяет серьезные суммы на освещение своей деятельности в СМИ. Так, на 2020 годы на пиар было заложено 15 млрд рублей.
Кстати, опрос читателей ПАСМИ, открытый еще до всех ковидных ограничений, показывает скептическое отношение к деятельности Собянина. На вопрос, справляется ли он со своими задачами, положительно ответили лишь 15% из 11 тыс. проголосовавших. 75% придерживаются противоположного мнения, 10% ответить затруднились.
16 тыс. респондентов согласились сравнить уровень коррупции при Сергее Собянине и его предшественнике Юрии Лужкове. 85% участников опроса ПАСМИ не увидели изменения ситуации, 9% полагают, что уровень коррупции при Собянине снизился, 6% ответить затруднились.
Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях московских чиновников — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».
Сергей Собянин – едва ли не самый непопулярный градоначальник в стране
Это подтверждают опросы общественного мнения. Непопулярность мэра накануне всероссийского голосования по поправкам в Конституцию ставит под вопрос стабильность социально-политической ситуации в столице.
Одна из малозаметных, но важных новостей начавшегося лета – начало масштабного опроса общественного мнения от ИА «Регнум». Опрос касается деятельности Сергея Собянина на посту мэра Москвы. К моменту, когда автор этих строк заинтересовался результатами, в опросе приняли участие уже более 4900 человек.
Из них за управление Москвой «единицу» и «двойку» по пятибалльной шкале мэру поставили 69%, за борьбу с коронавирусом – 76%. 73% выразили готовность прийти на следующие выборы мэра, чтобы проголосовать против Собянина за другого кандидата (за него остались 10%, ещё 9% – против всех).
Так как анонимный опрос проводится только в интернет-формате и только на сайте этого информационного агентства, социологи, конечно, имеют полное право говорить о «сдвинутой выборке» – действительно, если позиция «Регнума» по ряду вопросов вам не близка, вы, скорее всего, не примете участия в исследовании (чтобы пояснить, как «сдвигается» выборка, проще всего привести в пример «Эхо Москвы» и его опросы про то, кто прав – Америка или Россия. У либералов всегда права Америка, понятно).
Однако, учитывая, как серьёзно подошли авторы опроса к его организации (смысл опроса не в том, чтобы пропагандировать какие-то взгляды, а в том, чтобы читатель увидел своего «информационного двойника»), вполне можно считать, что в нём удалось уловить преобладающую сегодня в Москве тенденцию: Сергей Собянин оказался на самом дне… ну или у самого подножия горы политической популярности. Причина этого – его очень эффективные, по мнению самой мэрии, и совершенно безумные, с точки зрения остальных москвичей, действия в период эпидемии и на выходе из неё.
Вы делаете вид, что запрещаете, а мы – что соблюдаем запреты
На языке политических технологов в таких случаях говорят, что политик «не попадает в избирателя». Проще говоря, Собянин и контролируемые им политические комментаторы и СМИ гордятся именно теми решениями, которые вызывают у горожан недовольство и раздражение. К тому же руководители города, по-видимому, считают реально работающими и необходимыми меры, которые горожане просто игнорируют.
От глобальных до локальных – ситуация, известная из советской сатиры: вы делаете вид – мы делаем вид. Вы делаете вид, что запрещаете, мы делаем вид, что соблюдаем.
Вот, к примеру, центральное телевидение сообщает гражданам, что в открывающихся магазинах промтоваров пока нельзя будет примерить одежду. Купить можно, а примерить – нет. Покупайте, уносите с собой, не понравится – возвращайте.
Граждане, естественно, возмущаются в социальных сетях… Пока другие граждане, уже побывавшие в магазинах, не начинают писать: да ладно вам, все всё меряют, никто и не думал этот дурацкий запрет соблюдать или проверять соблюдение.
Это мелкий пример. А вот воистину глобальный: супернововведение Московской мэрии – прогулки по графику, разделение всех московских домов на шесть групп, гуляющих не более трёх раз в неделю. Дивная по подробности и красоте бюрократического слога инструкция: «. следование к месту прогулки без использования транспорта».
Потрясающие пассажи, из которых следовало, что для прогулки пропуск не нужен, но получать его надо обязательно. Пояснительная таблица ко всему этому – грандиозная и красочная, как кафкианский бред. Ведомственные документы о создании патрулей – один из таких документов, содержащий только восточные имена и фамилии проверяющих, чуть не вызвал в Сети отдельный бунт.
В парках и скверах гуляем по графику. Фото: Konstantin Kokoshkin / Globallookpress
Но никакого бунта не нужно, бороться с «замком» москвичам совершенно не обязательно. «Прогулки по графику» существуют только в воображении тех, кто их придумал. В реальности люди гуляют как хотят, и ни один разумный полицейский не станет спрашивать у них пропуска. Как, кстати, не спрашивали они этих пропусков и раньше, разве что у тех, у кого проверяли документы безо всякого карантина. Как игнорировала необходимость проверять те же цифровые пропуска у клиентов половина служб такси (а кто не игнорировал, те извинялись перед клиентами всеми возможными способами: простите, не мы это придумали).
Если бы все изобретения московской мэрии карантинного времени реально действовали, можно было бы кричать о вредительстве, парализовавшем жизнь мегаполиса. Но большая часть этих нововведений не действовала никогда, другая большая часть – действовала в той мере, в которой не очень мешала гражданам.
Однако кое в чём на жизни города изобретения мэра всё же сказались: город, живущий не так, как от него требовали, а вопреки этому, отучился уважать городскую власть.
Нынешний низкий рейтинг Сергея Собянина – это по большей части не рейтинг активного возмущения. Поводов для возмущения тоже хватает: тут и работающие вопреки всему гастарбайтеры, и оборудованные в неожиданных местах за дикие деньги совершенно никому не нужные резервные инфекционные больницы. Но господствующее отношение к мэру сегодня – именно как к досадной помехе нормальной жизни, которую хотелось бы, но не получается игнорировать полностью.
Что делать теперь с боярином-воеводой?
Всё это было бы, в общем, частной проблемой, иди речь о каком-то другом субъекте Федерации. Ну, прокалывается губернатор раз за разом, нелюбим жителями, не может наладить с ними контакт, не понимает реальной обстановки в своём регионе.
Неприятно, но, в общем-то, «пустяки, дело житейское». Понятно, что деятельность этакого «медведя на воеводстве» подрывает авторитет власти в целом, но поспешная его отставка авторитета тоже не добавит, так что досидеть срок ему, скорее всего, дадут… Постепенно «выращивая» нового регионального лидера. Или готовя назначение авторитетного, заведомо незапятнанного местной грязью «варяга». Как это происходит обычно, можно посмотреть, например, в Иркутской области, где после сложного политического кризиса губернатором стал генерал МЧС, или в Севастополе, где неловкого в общении с горожанами губернатора сменил профессиональный коммуникатор.
Беда в том, что Москва – не любой другой субъект Федерации, а столица нашей родины с населением в 12 миллионов человек. И стандартное «снижение рейтинга губернатора сказывается на рейтинге федеральной власти» здесь просто опасно для стабильности во всей стране.
Беда также в том, что это самое «снижение рейтинга» – уникальная примета Москвы в сложившейся ситуации. По данным ведущих социологических служб, доверие к губернаторам по России за время коронакризиса выросло. ВЦИОМ и ФОМ показывали, что это доверие в начале мая в целом было даже несколько выше, чем доверие к президенту. Немудрено: власть, близкая к народу, демонстрировала в сложной ситуации активность и принимала иной раз непопулярные, но понятные и интуитивно одобряемые карантинные меры. И вот вся губернаторская рота в ногу, а столичный губернатор, руководитель рабочей группы Госсовета по противодействию кризису – наоборот.
Город, живущий не так, как от него требуют, а вопреки этому, отучается уважать городскую власть. Фото: Konstantin Kokoshkin / Globallookpress
Понятно, что вопрос реальной популярности волнует мэра Москвы сегодня в последнюю очередь. Во-первых, потому, что следующие выборы отнюдь не завтра, и будет ли он в них участвовать, совершенно неизвестно. Во-вторых, потому, что он убеждён в том, что полностью контролирует на своей территории если не политическую ситуацию, то уж избирательную систему точно.
А такая реакция на мэра столицы опасна не только и, может быть, не столько для него самого. Она угрожающе опасна для социально-политической стабильности в России.
Указ мэра Москвы от 21 октября 2021 года № 62-УМ «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. № 68-УМ»
Комментарии Российской Газеты
В соответствии с Законом города Москвы от 8 июля 2009 г. № 25 «О правовых актах города Москвы»:
1. Внести изменения в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. № 68-УМ «Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности» (в редакции указов Мэра Москвы от 22 июня 2020 г. № 74-УМ, от 9 июля 2020 г. № 77-УМ, от 3 сентября 2020 г. № 89-УМ, от 25 сентября 2020 г. № 92-УМ, от 29 сентября 2020 г. № 93-УМ, от 29 сентября 2020 г. № 94-УМ, от 1 октября 2020 г. № 96-УМ, от 6 октября 2020 г. № 97-УМ, от 14 октября 2020 г. № 100-УМ, от 15 октября 2020 г. № 101-УМ, от 28 октября 2020 г. № 103-УМ, от 5 ноября 2020 г. № 106-УМ, от 10 ноября 2020 г. № 107-УМ, от 13 ноября 2020 г. № 109-УМ, от 17 ноября 2020 г. № 110-УМ, от 26 ноября 2020 г. № 114-УМ, от 2 декабря 2020 г. № 116-УМ, от 29 декабря 2020 г. № 127-УМ, от 14 января 2021 г. № 1-УМ, от 21 января 2021 г. № 3-УМ, от 27 января 2021 г. № 5-УМ, от 5 февраля 2021 г. № 7-УМ, от 5 марта 2021 г. № 13-УМ, от 12 июня 2021 г. № 29-УМ, от 16 июня 2021 г. № 32-УМ, от 18 июня 2021 г. № 33-УМ, от 22 июня 2021 г. № 35-УМ, от 24 июня 2021 г. № 37-УМ, от 25 июня 2021 г. № 38-УМ, от 8 июля 2021 г. № 40-УМ, от 16 июля 2021 г. № 42-УМ, от 30 июля 2021 г. № 45-УМ, от 13 августа 2021 г. № 51-УМ, от 19 октября 2021 г. № 61-УМ):
1.1. Абзац первый пункта 13 указа изложить в следующей редакции:
1.3. Абзац второй пункта 38.2 указа признать утратившим силу.
40.1. Приостанавливается доступ посетителей и работников в здания, строения, сооружения (помещения в них), на территории, в которых осуществляется реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе:
1) ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания, в том числе в парках культуры и отдыха, за исключением:
— обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений таких предприятий, а также доставки заказов;
— предприятий, оказывающих услуги общественного питания в гостиницах, хостелах и иных объектах размещения гражданам, проживающими в этих объектах размещения, при условии отсутствия доступа в такие помещения граждан, не проживающих в них;
— предприятий, оказывающих услуги общественного питания (в том числе столовых, буфетов, кафе) для работников организаций и индивидуальных предпринимателей, при условии отсутствия доступа в такие помещения граждан, не являющихся работниками;
2) объектов розничной торговли, за исключением:
— аптек и аптечных пунктов;
— объектов розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости, определенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. № 762-р, при условии, что доля таких товаров в ассортименте, определенная в порядке, установленном Департаментом торговли и услуг города Москвы, составляет не менее 30 %;
— объектов розничной торговли в части продажи товаров дистанционным способом, в том числе с условием доставки;
3) организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих бытовые услуги, за исключением обслуживания без посещения гражданами помещений таких предприятий;
4) салонов красоты, косметических салонов, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун и иных объектов, в которых оказываются подобные услуги;
5) физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес-клубов, бассейнов;
6) массовых физкультурных, спортивных мероприятий;
7) медицинских организаций для оказания стоматологических услуг, за исключением заболеваний и состояний, требующих оказания стоматологической помощи в экстренной или неотложной форме;
9) культурных, выставочных, просветительских мероприятий (в том числе выставочных залов, библиотек, лекций, тренингов);
10) кинотеатров, концертных залов, цирков, в том числе в целях проведения без участия зрителей репетиций творческих коллективов;
11) детских игровых комнат, детских развлекательных центров, детских лагерей дневного пребывания, иных мест проведения подобных мероприятий для несовершеннолетних, в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах;
12) зоопарков, за исключением территорий, расположенных на открытом воздухе.
Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на организации, деятельность которых не может быть ограничена в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
При этом организации и индивидуальные предприниматели вправе сохранить присутствие на соответствующих территориях, в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них) лиц, обеспечивающих охрану и содержание указанных объектов, а также поддержание процессов, которые не могут быть приостановлены с учетом их технологических особенностей, лиц, обеспечивающих начисление и выплату заработной платы.
40.2. Устанавливаются каникулы для обучающихся образовательных организаций, предоставляющих на территории города Москвы дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование, дополнительное образование, осуществляющих спортивную подготовку.
При этом в образовательных организациях, предоставляющих дошкольное образование, функции и полномочия учредителей которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, обеспечивается работа дежурных групп.
40.3. Приостанавливается предоставление государственных и иных услуг в помещениях органов власти города Москвы и государственных учреждений города Москвы (в том числе многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы, многофункционального миграционного центра города Москвы), за исключением государственных услуг:
— по государственной регистрации рождения при организации ее предоставления в медицинских организациях, осуществляющих медицинскую деятельность на территории города Москвы, оказывающих медицинские услуги по родовспоможению и в послеродовой период;
— по государственной регистрации расторжения брака, если дата государственной регистрации расторжения брака назначена в период с 28 октября 2021 г. по 7 ноября 2021 г.;
— по государственной регистрации смерти.
При этом государственные и иные услуги, предоставление которых возможно в электронном виде, предоставляются исключительно в электронном виде.
Несовершение (несвоевременное совершение) в указанный период действий, необходимых для предоставления государственных и иных услуг (осуществления государственных функций), в том числе в виде представления, подписания, получения документов, не может являться основанием для отказа в предоставлении государственных и иных услуг (осуществлении государственных функций). Заявители не утрачивают прав, за реализацией которых они обратились. Срок совершения таких действий, а также срок предоставления государственных и иных услуг (осуществления государственных функций) подлежит продлению на 11 календарных дней.
40.4. Допускается проведение при условии соблюдения требований, установленных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве, требований по использованию QR-кодов и иных требований, установленных пунктом 23 настоящего указа, а также наличия у посетителей средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы):
1) официальных мероприятий, организуемых органами исполнительной власти;
2) мероприятий, проведение которых согласовано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве.
40.5. Посещение театров и музеев допускается при условии соблюдения ранее установленных ограничений и требований, в том числе установленных пунктом 1.3 настоящего указа, за исключением положений пункта 33.4 настоящего указа, а также при условии использования QR-кодов, соблюдения иных требований, установленных пунктом 23 настоящего указа, и наличия у посетителей средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы).
41. Установить, что с 8 ноября 2021 г. до улучшения эпидемиологической ситуации:
Действие билетов продлевается при обращении пассажира в Государственное унитарное предприятие города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина», Государственное унитарное предприятие города Москвы «Мосгортранс» на соответствующее количество приостановленных дней в месяце, в котором пассажир обратился за продлением билетов, либо следующем за ним месяце.
41.2. Устанавливается возможность возобновления использования для льготного и бесплатного проезда транспортного приложения социальных карт, выпущенных на основании решений органов исполнительной власти города Москвы (уполномоченных ими организаций), ранее приостановленная в соответствии с настоящим указом, при условии, что в ЕМИАС или в ЕГИСЗ имеются сведения о получении гражданином первого компонента вакцины или однокомпонентной вакцины против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, либо о том, что гражданин перенес коронавирусную инфекцию и с даты его выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев.
Порядок приостановления и возобновления возможности использования для льготного и бесплатного проезда транспортного приложения социальных карт, выпущенных на основании решений органов исполнительной власти города Москвы (уполномоченных ими организаций), устанавливается Департаментом информационных технологий города Москвы.
42. Установить, что с 8 ноября 2021 г. до улучшения эпидемиологической ситуации:
42.1. Посещение гражданами концертных, развлекательных, культурных, зрелищных, просветительских, спортивных мероприятий с одновременным присутствием более 500 человек допускается при условии соблюдения организациями, индивидуальными предпринимателями требований по использованию QR-кодов и иных требований, установленных пунктом 23 настоящего указа, а также наличия у посетителей средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы).
42.2. Посещение театров и музеев допускается при условии соблюдения требований по использованию QR-кодов и иных требований, установленных пунктом 23 настоящего указа, а также при условии одновременного присутствия не более 70 процентов посетителей от общей вместимости и наличия у посетителей средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы).
42.3. Организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории города Москвы деятельность, связанную с оказанием услуг гражданам с их очным присутствием, рекомендуется самостоятельно принять решение об осуществлении деятельности с соблюдением требований по использованию QR-кодов и иных требований, установленных пунктом 23 настоящего указа, а также требований о наличии у посетителей средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы).
42.4. Департаменту торговли и услуг города Москвы усилить контроль за соблюдением предприятиями общественного питания ранее установленных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве, а также Департаментом торговли и услуг города Москвы специальных требований к работе (оказанию услуг, доступу посетителей и (или) работников) организаций и индивидуальных предпринимателей.».
1.5. Пункты 40 и 41 указа считать пунктами 43 и 44 указа соответственно.
2. Контроль за выполнением настоящего указа оставляю за собой.
Мэр Москвы С.С.Собянин
Размещение нормативно-правовых актов регионов на сайте «Российской Газеты» не является их официальной публикацией