Речной вокзал после реконструкции что посмотреть
Северный речной вокзал открылся после масштабной реконструкции
В Москве завершилась реставрация Северного речного вокзала. Уже с 5 сентября жители и гости столицы могут посетить историческое здание, а также увидеть обновленную набережную и парк. Рассказываем о подробностях реставрации, а также о том, как благоустройство изменило пространства Северного речного вокзала.
Вокзал останется историческим
Фото: портал мэра и правительства Москвы/Сергей Быстров
Строительство Северного речного вокзала закончилось в 1937 году. Его открыли одновременно с наполнением водой канала Москва – Волга, проложенного за четыре года и восемь месяцев. Высокий шпиль, увенчанный звездой, и широкая центральная лестница являются отличительными чертами здания.
С начала 90-х годов речные перевозки стали сокращаться, поэтому вокзал пришел в упадок. А в 2009 году его и вовсе закрыли из-за аварийного состояния: капитального ремонта здесь не было 70 лет.
В конце концов в 2017 году вокзал передали в собственность города, после чего начали готовить к реставрации. Проект включал в себя реконструкцию набережной, причалов и площади у основного здания, а также прилегающей парковой территории.
Основной целью реставрации было сохранение первоначального облика вокзала. При этом в оформлении пространств парка решили использовать современные технологии и материалы. Посетители обновленного речного найдут и внутри, и на фасаде вокзала массу знакомых деталей.
Например, восстановлены 24 больших фарфоровых блюда, которые украшали центральную часть вокзала. Поврежденные медальоны диаметром 1,5 метра каждый были сняты и отправлены на реставрацию, во время которой исходную форму воссоздавали, а затем расписывали в соответствии с оригинальным рисунком.
Однако не все элементы удалось восстановить. Например, знаменитые бетонные скульптуры «Южанка», «Красноармеец», «Северянин» и «Краснофлотец» были в настолько плачевном состоянии, что было принято решение снять с них копии, нежели отреставрировать. После завершения работ их вернули на привычное место – туда, где башня вокзала соединяется с его центральной частью.
В самом здании вокзала провели капитальный ремонт. Несмотря на то что в отделке использовались современные материалы, она напоминает оригинальную. Внутри архитекторы воссоздали исторический облик стен, сняли копии с сохранившихся окон и дверей и создали новые, точно такие же и обязательно деревянные, восстановили подсветку.
Таким образом, богатое убранство и отголоски дворцовой архитектуры никуда не делись – все исторические достоинства вокзала уже можно оценить.
Звезда
Наибольшее внимание во время реставрации привлекло восстановление звезды, которая находилась на шпиле Северного речного вокзала. Работы велись целый год.
Специалисты вручную перебирали и восстанавливали полудрагоценные камни, а их там почти семь с половиной сотен. Знаменитая звезда с серпом и молотом вернулась на шпиль Северного речного вокзала в августе. И это стало хорошим знаком – приближением открытия исторического места.
Многофункциональность
Фото: портал мэра и правительства Москвы/Сергей Быстров
Несмотря на то что Северной речной вокзал – символ Химкинского водохранилища – давно уже стал памятником архитектуры, он сохранит свои первоначальные функции.
В первую очередь речной вокзал вернет статус важнейшего транспортного узла. В здании установлены кассы по продаже билетов на прогулочные катера, а также рейсы дальнего следования.
В здании речного открылось заведение «Волга-Волга» – ресторан с историческими интерьерами, в котором посетители могут попробовать блюда советской кухни, естественно, в современной интерпретации.
Новый облик набережной
Привокзальная набережная изменилась до неузнаваемости – она превратится в современную прогулочную зону, еще одно место притяжения для жителей и гостей столицы.
Начнем с первой особенности проекта: набережная, причалы и привокзальная площадь – все выполнено в едином стиле. В оформлении деталей просматривается речная тематика. При оформлении набережной использовались натуральные материалы и цвета – бежевый, серый, белый.
В целом прогулочная зона напоминает парк: повсюду клумбы с растениями, лавочки, маленькие кафе, трибуны на газонах с видом на реку.
Привокзальная площадь
После открытия к зданию вокзала можно подъехать для посадки и высадки пассажиров на частном легковом транспорте, такси или каршеринге. Парковка доступна в двух местах – вдоль Ленинградского шоссе (51 место) и на территории, прилегающей к парку Северного речного вокзала (около 210 мест).
Туристические автобусы будут останавливаться раньше – для них новая транспортная схема предполагает создание пересадочного узла за пределами территории Северного речного вокзала. Там группы пассажиров пересядут на электрические шаттлы, которые провезут их до самого здания вокзала.
На самой привокзальной площади для пассажиров водного транспорта и просто отдыхающих оборудованы билетные кассы, развернуто несколько кафе, а также пункт проката спортивного инвентаря.
Скалодром и теплые бассейны
Создатели проекта благоустройства подумали не только о приятной обстановке обновленной набережной, но и о доступных там развлечениях.
В месте, где берет свое начало миниатюрная копия канала имени Москвы, появилось 11 детских и спортивных площадок. Элементы площадки в северной части парка вдохновлены комедией «Волга-Волга». Там появился многопалубный корабль, напоминающий пароход «Севрюга».
Парк Северного речного вокзала
Фото: РИА Новости/Валерий Мельников
Благоустройство этой зоны станет кульминацией реконструкции всего пространства Северного речного вокзала. Напомним: парк был разбит одновременно со строительством здания вокзала, его площадь составляет 49 гектаров.
В исторической точности
Парк Северного речного вокзала является объектом культурного наследия – это учли при разработке проекта благоустройства. Поэтому прежде всего сохранилась историческая планировка пространства. Во время реконструкции обновили и заменили 7,7 километра сетей водоснабжения и канализации, 774 метра сетей теплоснабжения, 10 километров электросетей с шестью подстанциями. Появились новые ливневые канализации.
Кроме того, все исторические фигуры парка привели в надлежащий вид, не подвергая их при этом переделке. Например, отреставрировали исторические памятники – памятник кораблестроителю А. Н. Крылову, памятник воинам-речникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, скульптуры «Водный путь» и «Спорт». Также реконструировали два существующих фонтана, возвели один новый светодинамический.
Не забыли и про озеленение: в парке высадили более трех тысяч кустарников, свыше четырех тысяч квадратных метров цветников и 22 гектара газона. В планах на осенне-зимний период – высадить в парке семь тысяч деревьев.
«Это наш город»: около 20 тыс человек посетили Северный речной вокзал
Северный Речной вокзал после ремонта: прогуляться по крыше и поесть в «Волга‑Волге»
Главным открытием в честь Дня города в Москве стал парк с круизным настроением – Северный Речной вокзал. Его отреставрировали и благоустроили в традициях Тимофея Шафранского, который и спроектировал парк в 1936 году. За 2 года реконструкции удалось воссоздать фасад, статуи, живописные панно и открыть знаменитые фонтаны. Через неделю в здании вокзала заработает музей, а уже сейчас можно попасть в исторический ресторан «Волга-Волга» и подняться на крышу к шпилю. Обозреватель РИАМО провела день в парке и узнала, зачем чем можно заняться в Северном Речном вокзале.
Парк из советского кино
Историческое здание Северного Речного вокзала, легендарный ресторан «Волга-Волга», живописные панно, деревянные часы и лепнину помнят немногие посетители обновленного парка. Ведь в последнее время вокзал и набережная находились в запущенном состоянии, и москвичи уже не ожидали, что увидят парк, будто бы сошедший с экранов советского фильма. Также удалось отреставрировать два фонтана по бокам от здания – «Север» и «Юг».
«Я помню парк только по фильму «Волга-Волга». Совсем не ожидала такого ремонта и что сегодня смогу перенестись в советское время. Проводила огромный круизный теплоход с панорамными окнами, полюбовалась чайками и сталинским ампиром. Сам вокзал, как корабль – гуляешь по смотровым, и ощущение, что ты идешь по палубе», – рассказывает пенсионерка Марина.
Пусть не каждый, кто провел здесь свою молодость, остался доволен реконструкцией, но то, что здание сохранили и восстановили, отмечают все опрошенные горожане.
«Если честно, мы немного разочарованы. По сравнению с тем, что было, это выглядит как дешевая подделка. Было помпезно, барокко. Вместо художественного панно была лепнина. Это воспоминания из детства и юности – панно из мозаики. И мы ожидали увидеть здесь нечто подобное. Из того, что сохранилось – зал ожидания, выход к причалам галереи и фонтаны. Ресторан «Волга-Волга» тоже был, но вот зачем они повесили эти простые часы в зал ожидания? Раньше были деревянные… Но все равно спасибо, что благоустроили парк и набережную», – делятся впечатлениями Любовь Николаевна и Андрей Сергеевич.
«И мы туда же!»: как всего за неделю москвичи влюбились в открытый после реставрации Речной вокзал
Построенный в 1937 году Речной вокзал был главным зданием среди многочисленных сооружений канала Москва — Волга (в настоящее время канал имени Москвы — прим.ред.). К тому времени это был уже двенадцатый речной вокзал столицы, но, несмотря на это, ему немедленно удалось стать единственным в своем роде. В первую очередь благодаря тому, что при его строительстве было решено отойти от сугубо функционального подхода и уделить внимание эстетической стороне. То есть сделать красивым.
Говорят, что главный архитектор вокзала Алексей Рухлядев и его соавтор Владимир Кринский вдохновлялись венецианскими мотивами, задумывая сделать стилизацию под дворец дожей в Венеции, однако весьма своеобразную: московский «дворец» воссоздает образ парохода — три яруса открытых веранд символизируют его палубы, а центральная башня с высоким шпилем — трубы. Что, собственно, и требовалось, так как подобный символизм тут более чем уместен.
Здесь было много чего: ярусы и галереи, аллеи и фонтаны, шпиль и куранты, кафе и рестораны. Неудивительно, что 23 марта 1987 года Исполнительный комитет народных депутатов присвоил зданию вокзала статус памятника архитектуры общесоюзного значения.
Удивительно, однако, то, что подобные почести ничем Речному вокзалу не помогли. Отработав, насколько хватило сил, в 2010-м он был закрыт на реконструкцию. А спустя несколько лет поползли нехорошие слухи, что вокзала этого больше никому не видать. Почему? Потому что реконструкция велась по большей части лишь на бумаге, то есть ни шатко ни валко, а практически никак. Картина вырисовывалась печальная: к 2018 году здание оставалось по-прежнему в аварийном состоянии, многие элементы фасада были значительно повреждены, внутренние помещения разрушены, утрачена большая часть декоративных элементов.
Вот тут-то и случилось чудо. Работы по восстановлению Северного речного вокзала начались в декабре 2018 года, а уже к апрелю 2019-го специалисты восстановили большую часть из более чем 500 исторических светильников. В июле для реставрации со шпиля здания демонтировали звезду. И пошло-поехало…
5 сентября 2020 года Северный речной вокзал, к удивлению и радости многих, был наконец открыт. Причем в полностью обновленном виде. Специалисты восстановили исторический фасад трехэтажного вокзального здания, внутреннее убранство и интерьерные элементы, в том числе башенные часы XVIII-XIX веков, фарфоровые медальоны у главного входа, большую позолоченную звезду с серпом и молотом, украшавшую шпиль вокзала с 1937 года.
Только за минувшие выходные вокзал посетили около 20 тысяч человек. И с каждым днем эта цифра стремительно увеличивается.
Впечатления у людей разные. В соцсетях пишут:
«Территория прилегающего парка облагорожена, променад потрясающий, клумбы яркие и цветущие, здание великолепное! Наверное, с верхней его площадки вид классный, но нам не суждено было его увидеть: забраться с коляской по ступенькам на третий этаж — то еще удовольствие, а лифтов мы не нашли».
«Ох, друзья! Вы же меня знаете, я люблю красивые места, и просто щенячий восторг случился сегодня! Северный речной вокзал. БЕГИТЕ туда)))) а ресторан «Волга-Волга» — ну про-о-осто огонь. Там безумно красиво!»
И, конечно, постят фотографии. Их можно понять.
Партнерские материалы
Moslenta, 2021 г. 18+
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Северный речной вокзал в Москве после реставрации (фото + видео)
В последние годы новыми парковыми зонами жителей столицы вряд ли удивишь. Другое дело, когда это не просто парк, а в сочетании с архитектурным памятником. В общем, выждав две недели с момента официального открытия, я отправился посмотреть на отреставрированный и открытый Северный речной вокзал.
Полный репортаж о походе я предлагаю посмотреть на видео.
Здесь же выскажусь тезисно.
Итак, зачем туда стоит ехать.
1. Главное здание Северного речного вокзала.
Это памятник советского периода, так называемый сталинский ампир. Нередко советская архитектура ассоциируется с унылыми коробками, только портящими городские пейзажи – тут история совершенно иная.
Особенно эффектно смотрится массивная звезда на очень тонком и высоком шпиле, а здание настолько широкое, что уместить его в один кадр у меня не вышло.
Помимо звезды, здание имеет еще ряд занятных элементов, включая зоофонтаны внутри двух колоннад по краям и четыре копии советских скульптур, изначально украшавших основание шпиля.
Внутри интересны убранство потолков, стен и окон, а в одном из залов устроена полноценная мини-экспозиция. Экспонат один, макет первого советского серийного самолета-амфибии, но подан очень жирно.
Ну и забавно вышло с рестораном, где тоже интересна потолочная роспись, которую все норовят заснять, и в этой не самой интимной обстановке народ пытается выпивать и закусывать:)
А еще у здания целых два смотровых яруса, откуда видно и парк, который просматривается аж до самого главного входа, и другую фишку этого места – набережную.
2. Набережная Северного речного вокзала
Казалось бы, набережная и набережная, но макет Канала имени Москвы, к которому эта самая набережная и относится – как по мне, очень оригинальное решение.
Да и панорама самой Москвы с набережной смотрится здорово – по крайней мере, в хорошую погоду.
Правда, с трибунами посреди газона вышел косячок, так как сидеть на них можно (а, может, и нужно), но подхода нет, так что трава потихоньку вытаптывается – этот момент есть на видео.
Вот, собственно, и все, ради чего в это места стоит съездить. Дополнением будет…
3. Парк Северного речного вокзала
Это очень симпатичная зона отдыха с очень развитой инфраструктурой: куча лавочек совершенно на любой вкус, а одних пунктов питания, с учетом тех, что на набережной, и ресторана, я насчитал больше 5 штук. Туалеты, кстати, открыты до 22.00:)
В качестве украшений парка – два исторических фонтана с черными лебедями (к вечеру очень красиво подсвечены) и очень эффектная скульптура Водный путь, открывающая вход в парк.
4. Резюме
Как по мне, несмотря на мелкие косячки, место классное. На прогулку и полноценное знакомство можно потратить 2-3 часа, а в качестве дополнения пройтись по расположенному совсем рядом с метро «Речной вокзал» Парку Дружбы – это тоже советский памятник и тоже в очень неплохом состоянии. Занятные скульптуры в наличии (на видео есть немного его).
Метки: москва 2020, северный речной вокзал
Комментарии 38
Вроде бы симпатично, но 3 часа там делать нечего. Зон притяжения минимум.
Ну я это все еще снимал;)
Я там на парАходе жил пару дней в начале 90х.
Было что-то типо районного рынка…
Был на северном речном вокзале 4 сентября. Была поездка «Москва Углич Москва» на 3 дня. когда уже все работы там заканчивали… очень и очень красиво сделали! На фото конечно не так «живо и ярко выглядит» это все дело!
Углич — мрачный, но прикольный городишко
Так это же провинция…
Провинция бывает очень разная.
Если честно, мне не нравится как теперь это место выглядит в целом. Оно стало безжизненным, гулял в порту еще с тех пор, как в само здание вокзала было открыто, я тогда совсем мальчишкой был. Даже когда само здание только начали закрывать на реконструкцию, там была какая-то теплота что-ли. А теперь везде собянинская плитка, и ощещение мертвечины какой то. Дикие толпы народу парковки. Из классного места сделали полнейшнее гавно в духе современной москвы.
Если честно, мне не нравится как теперь это место выглядит в целом. Оно стало безжизненным, гулял в порту еще с тех пор, как в само здание вокзала было открыто, я тогда совсем мальчишкой был. Даже когда само здание только начали закрывать на реконструкцию, там была какая-то теплота что-ли. А теперь везде собянинская плитка, и ощещение мертвечины какой то. Дикие толпы народу парковки. Из классного места сделали полнейшнее гавно в духе современной москвы.
Согласен, на все 100!
Если честно, мне не нравится как теперь это место выглядит в целом. Оно стало безжизненным, гулял в порту еще с тех пор, как в само здание вокзала было открыто, я тогда совсем мальчишкой был. Даже когда само здание только начали закрывать на реконструкцию, там была какая-то теплота что-ли. А теперь везде собянинская плитка, и ощещение мертвечины какой то. Дикие толпы народу парковки. Из классного места сделали полнейшнее гавно в духе современной москвы.
То, что здание вокзала спасли и привели в нормальный вид, респект и уважуха, как говорится! ( хотя подсветка башни и шпиля уже барахлит и не все работает исправно)! То, что убрали забор, который не позволял подойти к воде, тоже отлично! А в остальном… тоже не плохо, но СРВ стал как и все «собакинские» парки… утратил свою душу, чтоли …
Про утрату духовности еще скажите;)
Про утрату духовности еще скажите;)
Утрата духовности? Запросто. Замена/подмена исторических мест, которые формируются не столько самим зданием, но и окружением на псеводоисторические атракционы — да, утрата духовности.
Касаемо СРВ. Само здание убито как раз «перепаханной» причальной набережной плиткой-дорожками-разметками-знаками и пр. собянинским диатезом. Изначальный смысл здания был в том, что бы сходя по главной лестнице захлёбываться от простора, а не утопать взглядом и шагом в размазанные кучки «похорошелостей».
Изначальный смысл здания был, чтобы там продавать билеты и ожидать отправления;)
Если честно, мне не нравится как теперь это место выглядит в целом. Оно стало безжизненным, гулял в порту еще с тех пор, как в само здание вокзала было открыто, я тогда совсем мальчишкой был. Даже когда само здание только начали закрывать на реконструкцию, там была какая-то теплота что-ли. А теперь везде собянинская плитка, и ощещение мертвечины какой то. Дикие толпы народу парковки. Из классного места сделали полнейшнее гавно в духе современной москвы.
Современная Москва — это гуд. И Собянин — молодец.
Что бы не делалось в Москве якобы хорошего, но делается это на сдачу. Основное, что происходит в Москве — это катастрофическое уплотнение. Жилыми домами застраивается каждый свободный клочёк. Но этого мало. Застраиваются парки, как у стадиона Динамо, а так же доведённые до отчаяния промзоны.
Таким же макаром новыми жилыми кварталами меняется очертание горизонта и в Подмосковье, которое всей своей массой давит на свой центр.
Город уже мало приспособлен для жизни. Передвижение в нём крайне затруднительно. Пробки как были, так и остались. Вдобавок ко всему, ещё трудно найти место, где можно было бы припарковаться. Места — вал, но везде стоят знаки 3.27. С одной стороны, Собянин строит какие-то скоростные магистрали в городе, но приехать куда-либо невозможно. Москва превратилась в одну сплошную развязку, по которой можно только ехать (ползти), но невозможно приехать.
Можно в будке и под навесом, а можно в таком вот здании.
А мне не очень понятно, какого хрена я, а не мэр, читаю желчные претензии в адрес мест, которые мне нравятся?
И да, Питер в сравнении с Москвой — те еще каменные джунгли. Был там крайний раз в 2016 году и возвращаться пока желанием не горю совсем.
Ну так облик задния и формирует пространство вокруг него. А пространство уничтожено, что влечёт и потерю «вот такого здания».
И ты читаешь это как цокающий языком от удовольствия осоловевший заказчик, которому вся это псевдоисторическая подмена очень даже заходит. И пока есть спрос на эти «Нью-Васюки» таких как ты, то Собянин и Ко будет тратить миллиарды, что бы угодить малой кучке людей.
Если уж совсем обращаться к тебе адресно, то могу тебе предложить самому оплачивать все эти «мне нарвятся» хотя бы за меня. Там сущие копейки. Парковка за две машины, налог за землю за гараж, взнос на капремонт, штрафы. Это всё то, что на меня взвалил Собянин, но без чего мой город обходился до его прихода сюда. Разве это не будет справедливо? Тебе нравится — ты и оплачивай.
А справедливо и не должно быть. Мир так устроен. И если тебе что-то не нравится, то это твои проблемы.
Ну, значит ты сам себе ответил на вопрос «какого хрена я должен это читать». А это уже твои проблемы.
Точно. Спасибо за совет. Впредь твои комментарии читать не буду)))
Для этого надо ходить на выборы. ВСЕМ.
Добротно строили до войны. Может быть и социализм построили бы… но война отбросила страну назад…
добротно, если учесть что внутри он был деревянный, и перед реконструкцией представлял ужасный вид особенно со стороны технических помещений.После реконструкции не был,
надо будет посмотреть.
Я помню его еще с советских времен. Раньше по Москве реке движение было оживленным и внешне он не плохо выглядел.
Быстро сделали. Но главное здание, делали ппц как долго. Подзабил на него года как два, раньше частенько там прогуливались, наверное из-за того, что живу рядом. Надо бы посетить. Не знаю как сейчас там с парковкой, но авто оставлял, на платной в ТЦ речной.
Если живёш рядом сходи пешком. И парковка не понадобится.
Я то и пешком дойду, но думаю не только о себе 👆
А пароходы то ходят? Экскурсионные на Волгу и в Питер и т.п. или это не вокзал больше?
Ходят. Заходи на сайт пароходства. Есть маршруты выходного дня.