Ребенок плачет не хочет идти в школу что делать
Ребенок не хочет в школу: последствия и мотивация
Рекомендации родителям, как убедить ребенка вовремя вставать и мотивировать его на учебу
Девятилетний Илья почти каждое утро плачет и делает всё возможное, чтобы не идти в школу. Его родители жалуются: «Он постоянно хнычет, говорит, что плохо себя чувствует и что ему скучно в школе. Но раньше ему нравилось ходить в школу. Мы не знаем, что случилось, но в последнее время стало очень трудно убедить его пойти на учебу».
Если ваш ребенок учиться в младших классах, скорее всего, вы не раз сталкивались с ситуацией, когда он не хотел собираться и идти в школу. В таком случае важно выяснить истинную причину его поведения. Это может быть сильная загруженность в школе, проблемы с одноклассниками или способ справляться с негативными эмоциями. Родителям важно разобраться в ситуации: возможно, ему требуется больше времени на сон, у него проблемы с общением, или ему не хватает силы воли вставать рано утром и идти в школу.
Иногда дети боятся буллинга со стороны одноклассников. То, что ребенок не хочет идти в школу, является первым признаком буллинга, поэтому проверьте, не случилось ли это с вашим ребенком. Некоторым детям трудно привыкнуть к распорядку и правилам поведения в школе. Прогулы уроков у них являются некой формой протеста. В любом случае, отказываясь идти в школу, ребенок пытается решить какую-то реальную проблему. Однако такой способ решения проблем приводит к еще большим проблемам. Поэтому родителям важно помочь малышу самостоятельно справляться с трудностями.
Ребенок может жаловаться на то, что в школе ему скучно. Психологи утверждают, что в некоторых случаях, когда ребенок жалуется на скуку, он испытывает небольшую злость. И иногда дети действительно злятся на школу, а иногда им просто скучно. Вы должны объяснить ребенку, что ходить в школу – это его обязанность. Скажите ему: «Ты должен ходить в школу, даже если тебе там скучно. Это твоя ответственность, чтобы ходить туда независимо от своего настроения. Если ты хочешь, чтобы в школе тебе не было так скучно, найди там что-то интересное для себя».
Мотивация и последствия у взрослых и детей
Миллионы людей вынуждены вставать утром и идти на работу. И они справляются с этой задачей, потому что выработали навыки, которые помогают им приспосабливаться к реальному миру.
Если посмотреть на то, как взрослые решают подобные задачи, можно выделить две основные составляющие: мотивацию и последствия. Мотивация – это ответ на вопрос, почему нужно идти на работу (например, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы иметь возможность купить новую машину, дорогую одежду и т. д.). Последствия заключаются в том, что, если взрослый не будет вставать по утрам и ходить на работу, его уволят. Если он будет продолжать это делать, со временем у него начнутся финансовые и социальные проблемы.
Подобная мотивация и последствия должны быть и у ребенка, чтобы он понимал, зачем ему ходить в школу. Объясните ему это. Перед родителями стоят две задачи: мотивировать ребенка ходить в школу и помочь ему определить, почему он не хочет это делать, чтобы решить проблему.
Мотивировать ребенка несложно, для этого нужно придумать какое-нибудь вознаграждение. Например, вы можете сказать ребенку: «Если ты будешь вставать вовремя, ты можешь позже ложиться спать или в течение часа отдыхать в своей комнате днем». Такое поощрение должно происходить также при условии, что ребенок получает хорошие оценки и хорошо себя ведет в школе. Не забывайте хвалить ребенка за то, что он встает вовремя. Например, вы можете сказать: «Мне нравится, что ты встаешь вовремя. Бывало ли такое, что ты не хотел вставать? Как ты заставлял себя в таких случаях?» Так вы сможете понять, что чувствует ребенок и как можно решить проблему.
Установить последствия тоже несложно. Главное при этом – не вступать с ребенком в противостояние и установить такие последствия, которые будут соответствовать ситуации. Важно объяснить ребенку последствия как можно раньше – с самых первых случаев, когда он не хочет идти в школу. В качестве последствий можно в чем-то ограничить ребенка, например, не разрешать ему ложиться спать позже установленного времени. Можно, наоборот, укладывать его спать раньше. Вы можете сказать ребенку: «Ты целую неделю не вставал вовремя, поэтому всю следующую неделю ты будешь ложиться спать на час раньше. Если ты будешь ложиться и вставать по распорядку, через неделю, возможно, ты опять сможешь ложиться, как раньше».
Если ребенку трудно вставать по утрам, уберите из его комнаты телевизор, компьютер и мобильный телефон – они могут быть причиной проблем со сном. В качестве последствий вы можете также ограничить ребенку время для просмотра телевизора или компьютерных игр.
Установите ребенку границы и покажите ему реальные последствия его поведения
Когда ребенок не хочет ходить в школу, он не выполняет свои обязанности в школе и дома. Здесь важно обратить внимание на несколько моментов. Во-первых, важно то, как родители объясняют ребенку его обязанности – от этого зависит, как он будет их выполнять. Если ребенок отказывается учиться, родители должны найти новый способ общения с ним и обратить внимание на то, какую ответственность он несет перед семьей. Задайте себе вопрос: «Отказывается ли ребенок выполнять то, что я его прошу? Выполняет ли он домашние обязанности?» Он отказывается учить уроки или помогать по дому, а вместо этого играет в компьютерные игры? Стоит ограничить ему доступ компьютеру. Впоследствии доступ к компьютеру можно использовать в качестве поощрения за то, что он вовремя встает и идет в школу. Это хорошо помогает мотивировать ребенка.
Не пытайтесь утром вести с ребенком беседы о необходимости вставать вовремя. Утром ребенок не способен воспринимать такую информацию и, скорее всего, он начнет оправдываться или вступать в конфликт. Поэтому такую беседу лучше провести позже. Кроме того, если поход в школу становится постоянной проблемой, родители должны понять, что последствия за такое поведение устанавливает и школа, а не только родители. Позвольте малышу встать позже, но не оправдывайте его поведение. Напишите учителю записку примерно такого содержания: «Ребенок опоздал без уважительной причины и готов понести за это ответственность». Если ребенка не пустят в класс – это хорошо. Не защищайте ребенка от последствий за свои действия. Старшим детям, которые пропускают уроки, сложнее учиться – и это тоже последствие их поведения.
Поэтому, если ребенок не хочет вставать утром и идти в школу, подумайте о трех вещах.
Как призвать ребенка к ответственности?
Когда проблемы с ранним подъемом и выходом в школу возникают у младшего школьника, следует задействовать не только родителей, но и школьную систему. Такой же подход нужно применять и для детей старшего школьного возраста, но при этом они могут оказывать сопротивление. Необходимо приложить максимум усилий, чтобы помочь сыну или дочери. Но при этом следует понимать, что иногда родители могут быть бессильны, когда речь идет о том, чтобы заставить подростка ходить в школу. В данном возрасте дети уже способны противостоять родительскому влиянию, и плохая успеваемость в школе может быть их сознательным выбором. Родителям следует понять, что подросток уже более ответственен перед обществом, чем перед ними. Примите тот факт, что вы уже не во всем можете контролировать вашего ребенка, а затем сделайте всё возможное, чтобы помочь ему.
Родители часто чувствуют себя одинокими в борьбе за хорошее поведение ребенка. И для этого есть много оснований. Современная молодежная культура пропагандирует безответственное поведение и свободу от всяких обязанностей. Наивно думать, что подросток будет прилагать усилия для того, чтобы развивать навыки, необходимые во взрослой жизни, если у него нет достаточной мотивации или если он не видит последствий. В современном обществе (во многом благодаря молодежной культуре и системе образования) бытует миф о том, что излишняя ответственность не гарантирует успех в жизни. Это приводит к тому, что вокруг так много посредственности, и общество считает это нормальным. Если придерживаться такой позиции, воспитывать детей становится легче, но во взрослой жизни им придется трудно.
Ребёнок боится школы. Что делать? Советует психолог
Окончание лета вызывает у ребенка спад настроения. Школа и учёба не вдохновляют. Учение еще не началось, а энергии и мотивации для него уже нет. Как справиться с этой проблемой, рассказывает психолог Наталия Власихина.
Беседа состоялась в прямом эфире радио «Теос» и его передачи «Формула семьи». С Н. Власихиной беседует ведущий программы В. Юртов.
– Итак, дети идут в школу. И это ужас не только для родителей – «предвкушение» предстоящих бессонных ночей, написания рефератов, выпиливания и выделывания чего-то из пластилина – всё это нас ожидает в той или иной степени.
Некоторые дети боятся идти в школу, и сегодня мы и будем говорить именно об этом.
Наталья Вячеславовна, вот наша тема: ребенок боится школы до истерики – что, собственно говоря, делать в этой ситуации нам самим с собой, с нашими детьми, и что делать детям, подросткам?
– Поговорим именно о таком остром нежелании идти в школу. Итак, что с ребёнком происходит? Возникает вопрос, что за острая реакция – вплоть до истерик, с чем она может быть связана, если порассуждать на эту тему, что за этим может стоять.
Мы возьмём, так скажем, рабочий вариант, что это начальная школа, младшая школа, например, класс второй-третий, и ребёнок начинает рыдать, он начинает говорить, что я, мол, не хочу в эту школу, и это острая реакция. Понятно, что после каникул всем особенно не хочется. С чем это может быть связано?
– Я думаю, что-то не получается в школе, над ним издеваются учителя и одноклассники,. Как оказывается, мы часто даже не понимаем, что наши дети не понимают каких-то вещей, когда это связано с дислексией, дисграфией.
Эти проблемы мы, как родители, часто просто не понимаем, не видим их, что именно в этом беда для ребенка, это кошмар и ужас – идти в школу с такими бедами и проблемами.
Возможно, над ним издевались по другому какому-то поводу дети, одноклассники, и он в ожидании очередного года ужаса и кошмара.
Какое-то пережитое насилие в прошлом от взрослых – да всё, что угодно. Либо неадекватное поведение родителей, которое сопровождает их весь год.
Вот они думают, что всё лето мы классно с папой, с мамой время вместе проводили, а сейчас начнутся скандалы и истерики, рукоприкладство, лишение сладостей, компьютеров, планшетов и всего остального. И это, наверное, тоже может напрягать?
– Действительно, вот эти все причины могут иметь место. То есть это либо проблема в какой-то несостоятельности, либо в отношениях со сверстниками, либо в реакциях родителей.
Дело в том, что разговор можно начинать с того, как родители относятся к такой реакции. То есть насколько они воспринимают это действительно серьезно для того, чтобы в этом разбираться.
Обычно они начинают как-то «агитировать за советскую власть» – в том плане, что ты, мол, потерпи, да там друзья, там вот… – но если это говорят, не разобравшись, что стоит за вот этой реакцией, то эти слова просто уйдут в пустоту, и напряжение у ребёнка останется.
Если прямо говорить о рекомендациях, то первый момент, если это происходит, то с ребёнком важно поговорить на эту тему. Важно, чтобы разговор был непринуждённый – где-нибудь в парке, чтобы было хорошее настроение, чтобы он как-то рассказал, что такое происходит.
– Наталья, но ведь даже когда родители деликатные и тактичные, дипломатичные, всё равно есть дети, которые просто не рассказывают.
И они не рассказывают ни какие-то стыдные постыдные вещи – предположим, о сексуальном насилии им стыдно рассказать.
Они в принципе не хотят доверять родителям свои проблемы, свои мысли, свои переживания – при том, что на самом-то деле их любят и им доверяют.
– Юрий, здесь у меня возникает вопрос вот к этому «не хотят». Всё равно родители и дети как-то общаются, и, может быть, с одним родителем лучше контакт.
По крайней мере, заговорите о настроении: слушай, мне это понятно, я тоже не хочу ходить на работу, то есть не всегда хочу – после отпуска не хочу, я могу тоже быть уставшим.
А вот ты вчера так плакал, говорил, что ты не хочешь в школу, что тебе там не нравится – а что тебе там особенно не нравится?
Можно вот так зайти, подыскать какие-то вопросы, и это не выведывание, а серьёзные разговоры, именно такой жанр обсуждения.
Такой хороший приём, когда родитель (и, кстати, для детей это очень полезно) присоединяется к ребенку и говорит: знаешь, я тебя очень понимаю, когда я ходил в школу, у меня тоже были такие настроения в конце каникул.
Ребёнок понимает, что он, собственно, тут не один. То есть мы можем не хотеть ходить на работу, мы можем там чего-то не хотеть, и они могут этого хотеть и не хотеть. И вот здесь вот эта легитимность, что да, такое возможно, ты просто мне расскажи, что такое.
Откуда эта картинка, что обязательно надо хотеть в школу? Необязательно.
Но на самом деле здесь вопрос вот этого настроения, что же там происходит.
Более того, часто родители в курсе, почему такая реакция. Потому что есть какие-то сложности, какие-то проблемы с прошлого учебного года, которые могут тянуться.
И тогда у нас стоит вопрос, как их решать в будущем году, то есть что родитель может сделать.
Если это травля сверстников и отсутствие контакта, то это одна история, и ребёнку важно помогать в этом разобраться.
Если это касается учебы, то здесь задача другая – так или иначе создать ребенку возможность для получения успеха, потому что это важно.
– Комментарий от Марины: «Меня как взрослого тоже напрягают вынужденное наказание и лишения моего ребёнка из-за учёбы».
То есть она уже ожидает этих проблем, неизбежной необходимости наказывать ребёнка, и вот эти отрицательные предвкушения её напрягают.
– Здесь очень хочется спросить, сколько лет ребёнку, потому что если это напрягает даже родителя, то может быть имеет смысл поискать другие пути дисциплины, ограничений и договариваться вместе с ребёнком, чтобы это не носило такой мучительный характер.
Ребёнку, может быть, сложно учиться, он действительно этого может не хотеть, потому что ему сложно, и здесь надо разбираться с этими сложностями.
И вот здесь, кстати говоря, я бы хотела, чтобы родители подумали о распорядке дня на учебный год: достаточно ли ребёнок отдыхает, достаточно ли он спит, как он питается, сколько он гуляет.
Здесь очень важно, чтобы это отдельной строкой в голове как-то отпечаталось, что школа – это не вся жизнь ребенка. Школа – это только часть. И вот здесь, может быть, надо пересмотреть требования, пересмотреть своё восприятие – например, вот тех же оценок. Что родитель хочет от школы? Чтобы ребёнок – что?
Мне бы очень хотелось, чтобы за школьное время мой ребёнок увлекся, понял, какая область ему интересна, чтобы он научился учиться.
Потому что в наше время никуда не денешься, всю жизнь будешь учиться, ничего не поделаешь. И важно, чтобы какой-то маломальский интерес к этому процессу сохранился. Как бы это фантастично ни звучало в рамках нашей школы, но тем не менее.
Хочется, чтобы ребёнок подружился, чтобы у него было много друзей. Потому что я могу сказать, что мои самые старые друзья – это ещё со школы. И чтобы он вот это школьное время вспоминал с увлечением, чтобы он, может быть, куда-то ходил, ещё чем-то интересовался, во что-то играл, чем-то занимался. Это очень важно.
И когда родитель честно себе отвечает на вопрос, чего он хочет: он хочет круглого отличника, и, что называется, мы за ценой не постоим, но это будет у нас одна история учебного года. Либо он хочет других вещей.
И вот здесь вопрос, который очень важен: насколько в этом процессе он видит своего ребёнка – с его индивидуальностью, дисграфией, дислексией, интересами, ограничением сил – по темпераменту, усталостью, кружками. Насколько он видит отдельного человека в этом процессе.
– Допустим, у ребёнка есть проблема. Вот, в частности, у моего среднего ребенка были и есть проблемы с концентрацией внимания.
В какой-то момент мы решили отвести его к психологу, и этот психолог провела с ним ряд тестов. Эти тесты настолько захватили моего сына – и эта новая ситуация: психолог, тесты, кабинет, что-то необычное, – что он все тесты решил выше среднего.
А психолог потом сказала: зачем вы пришли с этим ребёнком ко мне, если у него результаты выше среднего по концентрации внимания и по всему остальному? Я говорю: да ему просто интересно было, поэтому он сконцентрировался.
Но если мы перенесемся в обычную бытовую ситуацию, то всё вернётся на круги своя – это витание в облаках, это рассеянное внимание. Как быть, если мы, допустим, как родители, приходим к психологам, а психологи не верят, что у ребенка проблемы?
– Наверное, здесь вопрос в расширенной диагностике и в том, что – да, это тесты, но это же один инструмент. Если мы говорим о произвольном и непроизвольном внимании, то у ребёнка может быть непроизвольное внимание, то есть когда ему интересно.
Взять, например, другого ребёнка: он может часами по инструкции собирать и разбирать «Лего». Но там, где нужна произвольная концентрация, то есть мне неинтересно, но я сосредотачиваюсь, – вот с этим уже может быть сложность.
И тогда нужно сделать акцент на этот запрос. Многие вещи, которые мы можем делать, не всегда интересны, но всё равно нам надо сосредотачиваться, что-то делать, писать, разрабатывать.
И что делать тогда с произвольным вниманием и где-то, может быть, волевыми характеристиками? Да, тесты могут увлечь, ребёнок сосредоточится, тут ещё незнакомая тётя – да, такое возможно.
– Сообщение от Марины: «Стоит ли платить ребёнку деньги за хорошую учёбу, ведь оценки – это и есть поощрение, но они почему-то не помогают как стимул?»
– Здесь на этот счёт существует очень много мнений. Вот этот подход может не решать проблему.
Если у ребёнка всё получается легче пуха и пера, но он по лени своей просто «забил», то есть совершенно легко учился на «отлично». А потом как-то всё это стало неинтересно… Но вот сам момент мотивации – это всё-таки про какую-то внутреннюю причину, что же происходит там, что совсем ничего не интересно.
Может быть, какие-то предметы более или менее интересны. Может быть, это какие-то сложности порядка дисграфии, дислексии, просто человеку сложно, а, например, в музыке у него всё получается.
Поэтому здесь вопрос в этой внутренней причине. Потому что деньги – это не тот стимул: ребёнок может загореться, но при этом у него всё равно не получится, потому что причины другие, а родителю кажется, что не работает.
– Вопрос по поводу дислексии и дисграфии. У нас сегодня что ни ребёнок, то у него дислексия и дисграфия.
Это действительно проблема, которая стала такой массовой, или это просто модная проблема, которую мы ищем у своих детей по каким-то причинам. Что это такое?
– Во-первых, дислексия, дисграфия – это всё-таки диагнозы, как, собственно говоря, и синдром дефицита внимания и гиперактивности – это тоже диагноз. И поэтому, извините, каждого бедного холерика под СДВГ подпихивать – это тоже не вариант. То есть это вопрос к дефектологу, к логопеду, к тому, к кому можно отвести ребёнка продиагностировать.
И тогда он говорит о том, что – да, скорее это вот это. Это один момент. То, что стало этого больше – не факт, просто об этом стали говорить.
Раньше считалось: «ах, ты плохо читаешь, значит, ты просто мало читаешь, и вообще ты ленишься, больше читай и всё пройдёт» – а то, что у ребёнка просто расплываются буквы, и он не может это прочитать, у него вообще другое восприятие – это уже другое.
Здесь я бы не занималась самодиагностикой, а если есть какие-то вопросы, то просто отвела бы к специалисту и уже подтвердила или не подтвердила свои опасения.
В целом современные дети, конечно, от нас отличаются – по одной простой причине: у нас не было интернета. Потому что сейчас у детей более развиты другие навыки, с этим приходится считаться.
Да, внимание, сосредоточенность стала именно хуже в том плане, что если мы посмотрим цифровые технологии, то там всё быстрей. То есть вот эта сосредоточенность на чём-то одном, вот это количество времени стало меньше.
Даже если ты за собой понаблюдаешь: если там что-то медленно грузится, или там ещё что-то, ты быстро переключаешься с ссылки на ссылку, не ждёшь. И вот у детей это также присутствует.
– Мы настолько привыкли к тому, что у нас всё быстро происходит, что мы уже не готовы ждать, когда это происходит с нормальной скоростью.
– И вот здесь вопрос так же более к развитости, например, пространственного воображения, там более развитость, с одной стороны, именно реакции, но менее –вербального интеллекта.
То есть сейчас детей надо заставлять говорить, чтобы они учились говорить и доносить свою мысль, и делать ставку на те навыки, которые могут быть менее задействованы.
– Татьяна пишет: «Подруга делает всё за ребёнка двенадцати лет, и он приносит нормальные оценки.
Только где тут потом самостоятельность и ответственность?»
Верно ли это решение проблемы с учебой, когда родители, чтобы, может быть, не позориться, чтобы ребёнка не позорить – или чтобы у него аттестат хороший был – делают все за него?
– Мы возвращаемся к вопросу, который я уже задавала: чего родитель хочет от школы? Если я всё делаю за ребёнка, и мне важны его хорошие оценки и больше ничего, то тогда это вот такой ответ на вопрос.
Но здесь же ещё есть момент сформированности навыков обучения. То есть насколько я могу сам, например, себя организовать, насколько я могу сам что-то прочитать, что-то написать, проанализировать полученную информацию.
Даже в Интернете найти – вот, казалось бы, сейчас жалуются по поводу того, что всё они смотрят в Сети. Ну, хорошо, смотрят – но даже если нужно написать реферат – не просто его сдуть, а именно, написать по информации, которая там предоставлена.
И вот здесь большой вопрос: как человек анализирует полученную информацию, как он отсеивает её, что он берёт, и вот эти навыки важны в процессе обучения. И вот если родитель прямо всё делает, то у меня тогда возникает вопрос: как ребёнок справляется, например, с теми же контрольными в классе.
И если в этом комментарии прозвучало, что он учится на пятёрки – ну, тогда он что-то понимает, может, они вместе делают. Потому что есть же самостоятельная работа в классе. И если родители всё делают за ребенка, то ребёнок в классе не будет справляться и писать контрольные, и, таким образом, совершенно ничего не будет знать.
Это первый момент. А второй момент – ну, хорошо, такой ребёнок поступает в вуз – и всё, вот это проверка. Если поступает, то первый семестр и первая сессия часто расставляют всё по местам.
И это не вопрос знаний, а вопрос сформированности навыков обучения. Тем более если вуз сложный, и есть ещё вопрос дисциплины и организации обучения.
То есть, чтобы быть допущенным до экзаменов в первую сессию, тебе надо очень хорошо побегать, надо сдать зачеты, тебе надо успеть, бежать, поймать преподавателя и под нос сунуть эту зачётку, чтобы он про тебя не забыл.
В вузе на первом курсе и даже, к сожалению, на втором некоторые не справляются, вылетают. Потому что сталкиваются с той реальностью, когда приходится делать всё самому, и никто не будет стоять над тобой и что-то говорить.
– Есть большая проблема: многим детям сегодня просто ничего не надо, им неинтересно, учиться они не хотят, и, как ты ни пытаешься их мотивировать, менять школу, менять преподавателя, что-то ещё – в общем, ничего не помогает, они как не хотели учиться, так и не хотят.
– Вот с этим явно не соглашусь, потому что, с одной стороны, много детей, которые ничего не хотят, и они, например, сидят в этих компьютерных играх. Но я считаю, важно разобраться, что стоит за этим «ничего не хочу».
Потому что, если мы говорим о средней школе, это младший подростковый возраст, то этот уход в компьютерные игры – это может быть уход компенсаторного типа, то есть компенсация плохого самочувствия, то есть что-то с человеком происходит, и ему так тошно, что он туда уходит.
А, с другой стороны, это тот возраст, когда очень важно пробовать разные занятия. И в этом возрасте, если посмотреть, есть также достаточно много детей, которые увлекаются какими-то вещами. Другой момент, что вот это увлечение может быть не по душе родителям.
Потому что если, например, ну хорошо – взять даже это компьютерные игры, то тогда можно попробовать программирование этих игр, то есть создание этих игр.
Это может быть робототехника – и я знаю людей, детей моих друзей, которые не вылезали из компьютерных игр, а теперь они программисты, и вообще всё прекрасно.
То есть они переключились на создание, изучили, как это создаётся, и это стало этаким делом жизни.
И если тебе нравятся компьютерные игры, ты можешь их создавать – скорее, это дело –математика. А для того, чтобы тебе из точки А прибыть вот в ту точку Б, тебе надо знать хотя бы вот эти два предмета, например, математику и английский.
То есть, вот мотивация. А бывает так, что человеку, например, в школе неинтересно. Но я знаю нескольких детей, которые занимаются в Ботаническом саду или в кружках, связанных с растениями и прямо там горят, причем мальчики.
Есть те, кто, например, собирал машинки, собирал поезда и пошёл по этому пути. Это такой возраст, когда родителю важно предлагать. И не так, что «я записал тебя в кружок, вот ты и ходи, раз я тебя записал!»
Нет, это всё-таки эксперимент. Потому что здесь же очень важно, если ребёнок втягивается, и ему интересна и тусовка, и сами занятия, и он ходит, и ему нравится – так это же замечательно!
Я вспоминаю свой ранний подростковый возраст – очень много было вещей интересных, и я действительно пробовала много чего, пробовала заниматься и в кружках, и в секциях.
– Я пробовал, Дом пионеров и юных техников я обежал и побывал практически везде, в каждом кружке, остановившись на двух из них.
Но, правда, не все дети такие, многим правда ничего не интересно. И родителей этих детей это очень и очень беспокоит.
– Да, вот здесь часто этот симптом, когда всё неинтересно – опять же, он из разряда компенсации. Но это из разряда, когда передавили, и это часто вопросы к начальной школе, к тому, когда записали в кучу кружков: английский, «развивалки», и у ребёнка нет права выбора. И в результате у него после таких вот «ты будешь ходить вот туда, туда, туда» нет пространства и возможности просто сесть, или полежать и подумать: а что же надо мне, что мне интересно?
И вот здесь интерес важно пробуждать, то есть задавать вопросы, чтобы было интересно быть в этом процессе. То есть я бы обращала внимание не на то, что ему ничего не интересно – а на то, что за этим стоит.
Где-то, может, пережали, где-то устал, а может, и депрессия, кто знает. Потому что за словами «ему ничего не интересно» – может стоять другое: «ему ничего не интересно из того, что нравится нам».
– Наверное, ты где-то права, а где-то я с тобой не соглашусь. Ведь, если родители более-менее беспокоятся о судьбе ребенка, то когда ему неинтересно одно, опять же ему подсовывают что-то другое, потом второе, третье, четвёртое, пятое, десятое, – и вот, всё неинтересно.
– Здесь первый шаг – прекратить это подсовывание, оставить ребенка в покое и заняться самому тем, что тебе интересно. Потому что часто подростки задают такой вопрос: а как я могу чем-то увлекаться, когда я не вижу твоей увлеченности?
И здесь есть важный момент, что если родитель сам увлечен жизнью, и у него есть то, что ему нравится, чем он занимается, то часто для детей это очень хороший пример в том, чтобы любознательность и любопытство сохранялись.
И тогда юный человек видит, что родитель любит читать – причём читает не то, что ему надо, а то, что ему нравится; или занимается спортом, или рыбалкой, или создает какие-то проекты.
Возвращаясь к ответу, важно спросить: что же такое с человеком происходит, что ему, как мне кажется, ничего не интересно?
Как раз то, что может убивать интерес к чему бы то ни было, это постоянная гиперопека и ощущение ребёнком себя как под микроскопом.
То есть очень важно, чтобы вот это было время, пространство, где ребёнок предоставлен сам себе.
А если ребёнок постоянно как под прицелом: «что ты делаешь, куда ты пошёл, а что ты сейчас читаешь, а что ты сейчас смотришь?» – ну, что же это такое-то, ну, дайте уже человеку в покое-то побыть, своими делами позаниматься!
Было проведено исследование, коли мы тут заговорили о подростках, – подростки, когда их спрашивали о том, что бы вы пожелали своим родителям, чтобы они как-то могли сделать, чтобы вам было хорошо, – то большая часть ответила: я хочу пожелать родителям просто быть счастливыми.
И вот это счастье родителя – в том, что он отдельно, он увлечен, вообще, что он счастливый человек – это для подростка очень важно.
– Моя дочка очень хочет в садик, и меня это обижает, если честно. Мне кажется, что она меня не любит. Глубоко в душе у меня это засело как ревность.
А есть всё-таки дети, которые в коллектив не хотят, они, правда, боятся предстоящей школы.
Как мы, родители, можем подготовить маленьких детей, которым предстоит пойти в первый класс? Они боятся всего – неизвестности, и, может быть, ещё тысячу чего. Что мы можем сделать?
– Подготовительный процесс – это работа, когда ребёнку вот эта неизвестность становится известностью. То есть мы всё рассказываем, показываем. Можно прийти в школу, попросить пройтись по этим этажам, показать, где туалет, где будет класс. Вот эту неизвестность сделать известностью.
– И если все-таки повышенное беспокойство у самих родителей, то им как с этим справиться?
– Родителям надо задать себе вопрос: что именно меня беспокоит? Беспокоит, что ребёнок не справится?
Кстати, родители могут переносить свои школьные травмы, коих предостаточно, на своих детей, и через своих детей помогать себе. Соответственно, здесь надо проанализировать отношение к школе самого родителя, и это также может помочь отделять себя от ребёнка.
– Как бы мы ни умели отделять себя от школы и как бы мы ни пытались сконцентрировать усилия своего ребенка только лишь на успехах – всё равно мы регулярно проваливаемся, и нам непросто.
И, может, стоит иногда просто отдохнуть, попить с ребенком чаю, начать жить, а не гоняться за оценками, за успехами в школе – его и вашими собственными в нем, в этом ребенке.
Всем вам, как и себе, желаю поменьше переживать, потому что нам предстоит достаточно тяжелый, непростой путь.