Ребенок плачет не хочет идти в школу что делать

Ребенок не хочет в школу: последствия и мотивация

Рекомендации родителям, как убедить ребенка вовремя вставать и мотивировать его на учебу

Ребенок плачет не хочет идти в школу что делать. 45f0e1039c8d54616df9d7512d3c891c1bfab169 i. Ребенок плачет не хочет идти в школу что делать фото. Ребенок плачет не хочет идти в школу что делать-45f0e1039c8d54616df9d7512d3c891c1bfab169 i. картинка Ребенок плачет не хочет идти в школу что делать. картинка 45f0e1039c8d54616df9d7512d3c891c1bfab169 i. Девятилетний Илья почти каждое утро плачет и делает всё возможное, чтобы не идти в школу. Его родители жалуются: «Он постоянно хнычет, говорит, что плохо себя чувствует и что ему скучно в школе. Но раньше ему нравилось ходить в школу. Мы не знаем, что случилось, но в последнее время стало очень трудно убедить его пойти на учебу».

Девятилетний Илья почти каждое утро плачет и делает всё возможное, чтобы не идти в школу. Его родители жалуются: «Он постоянно хнычет, говорит, что плохо себя чувствует и что ему скучно в школе. Но раньше ему нравилось ходить в школу. Мы не знаем, что случилось, но в последнее время стало очень трудно убедить его пойти на учебу».

Если ваш ребенок учиться в младших классах, скорее всего, вы не раз сталкивались с ситуацией, когда он не хотел собираться и идти в школу. В таком случае важно выяснить истинную причину его поведения. Это может быть сильная загруженность в школе, проблемы с одноклассниками или способ справляться с негативными эмоциями. Родителям важно разобраться в ситуации: возможно, ему требуется больше времени на сон, у него проблемы с общением, или ему не хватает силы воли вставать рано утром и идти в школу.

Иногда дети боятся буллинга со стороны одноклассников. То, что ребенок не хочет идти в школу, является первым признаком буллинга, поэтому проверьте, не случилось ли это с вашим ребенком. Некоторым детям трудно привыкнуть к распорядку и правилам поведения в школе. Прогулы уроков у них являются некой формой протеста. В любом случае, отказываясь идти в школу, ребенок пытается решить какую-то реальную проблему. Однако такой способ решения проблем приводит к еще большим проблемам. Поэтому родителям важно помочь малышу самостоятельно справляться с трудностями.

Ребенок может жаловаться на то, что в школе ему скучно. Психологи утверждают, что в некоторых случаях, когда ребенок жалуется на скуку, он испытывает небольшую злость. И иногда дети действительно злятся на школу, а иногда им просто скучно. Вы должны объяснить ребенку, что ходить в школу – это его обязанность. Скажите ему: «Ты должен ходить в школу, даже если тебе там скучно. Это твоя ответственность, чтобы ходить туда независимо от своего настроения. Если ты хочешь, чтобы в школе тебе не было так скучно, найди там что-то интересное для себя».

Мотивация и последствия у взрослых и детей

Миллионы людей вынуждены вставать утром и идти на работу. И они справляются с этой задачей, потому что выработали навыки, которые помогают им приспосабливаться к реальному миру.

Если посмотреть на то, как взрослые решают подобные задачи, можно выделить две основные составляющие: мотивацию и последствия. Мотивация – это ответ на вопрос, почему нужно идти на работу (например, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы иметь возможность купить новую машину, дорогую одежду и т. д.). Последствия заключаются в том, что, если взрослый не будет вставать по утрам и ходить на работу, его уволят. Если он будет продолжать это делать, со временем у него начнутся финансовые и социальные проблемы.

Подобная мотивация и последствия должны быть и у ребенка, чтобы он понимал, зачем ему ходить в школу. Объясните ему это. Перед родителями стоят две задачи: мотивировать ребенка ходить в школу и помочь ему определить, почему он не хочет это делать, чтобы решить проблему.

Мотивировать ребенка несложно, для этого нужно придумать какое-нибудь вознаграждение. Например, вы можете сказать ребенку: «Если ты будешь вставать вовремя, ты можешь позже ложиться спать или в течение часа отдыхать в своей комнате днем». Такое поощрение должно происходить также при условии, что ребенок получает хорошие оценки и хорошо себя ведет в школе. Не забывайте хвалить ребенка за то, что он встает вовремя. Например, вы можете сказать: «Мне нравится, что ты встаешь вовремя. Бывало ли такое, что ты не хотел вставать? Как ты заставлял себя в таких случаях?» Так вы сможете понять, что чувствует ребенок и как можно решить проблему.

Установить последствия тоже несложно. Главное при этом – не вступать с ребенком в противостояние и установить такие последствия, которые будут соответствовать ситуации. Важно объяснить ребенку последствия как можно раньше – с самых первых случаев, когда он не хочет идти в школу. В качестве последствий можно в чем-то ограничить ребенка, например, не разрешать ему ложиться спать позже установленного времени. Можно, наоборот, укладывать его спать раньше. Вы можете сказать ребенку: «Ты целую неделю не вставал вовремя, поэтому всю следующую неделю ты будешь ложиться спать на час раньше. Если ты будешь ложиться и вставать по распорядку, через неделю, возможно, ты опять сможешь ложиться, как раньше».

Если ребенку трудно вставать по утрам, уберите из его комнаты телевизор, компьютер и мобильный телефон – они могут быть причиной проблем со сном. В качестве последствий вы можете также ограничить ребенку время для просмотра телевизора или компьютерных игр.

Установите ребенку границы и покажите ему реальные последствия его поведения

Когда ребенок не хочет ходить в школу, он не выполняет свои обязанности в школе и дома. Здесь важно обратить внимание на несколько моментов. Во-первых, важно то, как родители объясняют ребенку его обязанности – от этого зависит, как он будет их выполнять. Если ребенок отказывается учиться, родители должны найти новый способ общения с ним и обратить внимание на то, какую ответственность он несет перед семьей. Задайте себе вопрос: «Отказывается ли ребенок выполнять то, что я его прошу? Выполняет ли он домашние обязанности?» Он отказывается учить уроки или помогать по дому, а вместо этого играет в компьютерные игры? Стоит ограничить ему доступ компьютеру. Впоследствии доступ к компьютеру можно использовать в качестве поощрения за то, что он вовремя встает и идет в школу. Это хорошо помогает мотивировать ребенка.

Не пытайтесь утром вести с ребенком беседы о необходимости вставать вовремя. Утром ребенок не способен воспринимать такую информацию и, скорее всего, он начнет оправдываться или вступать в конфликт. Поэтому такую беседу лучше провести позже. Кроме того, если поход в школу становится постоянной проблемой, родители должны понять, что последствия за такое поведение устанавливает и школа, а не только родители. Позвольте малышу встать позже, но не оправдывайте его поведение. Напишите учителю записку примерно такого содержания: «Ребенок опоздал без уважительной причины и готов понести за это ответственность». Если ребенка не пустят в класс – это хорошо. Не защищайте ребенка от последствий за свои действия. Старшим детям, которые пропускают уроки, сложнее учиться – и это тоже последствие их поведения.

Поэтому, если ребенок не хочет вставать утром и идти в школу, подумайте о трех вещах.

Как призвать ребенка к ответственности?

Когда проблемы с ранним подъемом и выходом в школу возникают у младшего школьника, следует задействовать не только родителей, но и школьную систему. Такой же подход нужно применять и для детей старшего школьного возраста, но при этом они могут оказывать сопротивление. Необходимо приложить максимум усилий, чтобы помочь сыну или дочери. Но при этом следует понимать, что иногда родители могут быть бессильны, когда речь идет о том, чтобы заставить подростка ходить в школу. В данном возрасте дети уже способны противостоять родительскому влиянию, и плохая успеваемость в школе может быть их сознательным выбором. Родителям следует понять, что подросток уже более ответственен перед обществом, чем перед ними. Примите тот факт, что вы уже не во всем можете контролировать вашего ребенка, а затем сделайте всё возможное, чтобы помочь ему.

Родители часто чувствуют себя одинокими в борьбе за хорошее поведение ребенка. И для этого есть много оснований. Современная молодежная культура пропагандирует безответственное поведение и свободу от всяких обязанностей. Наивно думать, что подросток будет прилагать усилия для того, чтобы развивать навыки, необходимые во взрослой жизни, если у него нет достаточной мотивации или если он не видит последствий. В современном обществе (во многом благодаря молодежной культуре и системе образования) бытует миф о том, что излишняя ответственность не гарантирует успех в жизни. Это приводит к тому, что вокруг так много посредственности, и общество считает это нормальным. Если придерживаться такой позиции, воспитывать детей становится легче, но во взрослой жизни им придется трудно.

Источник

Ребёнок боится школы. Что делать? Советует психолог

Окон­ча­ние лета вызы­вает у ребенка спад настро­е­ния. Школа и учёба не вдох­нов­ляют. Уче­ние еще не нача­лось, а энер­гии и моти­ва­ции для него уже нет. Как спра­виться с этой про­бле­мой, рас­ска­зы­вает пси­хо­лог Ната­лия Власихина.

Беседа состо­я­лась в пря­мом эфире радио «Теос» и его пере­дачи «Фор­мула семьи». С Н. Вла­си­хи­ной бесе­дует веду­щий про­граммы В. Юртов.

– Итак, дети идут в школу. И это ужас не только для роди­те­лей – «пред­вку­ше­ние» пред­сто­я­щих бес­сон­ных ночей, напи­са­ния рефе­ра­тов, выпи­ли­ва­ния и выде­лы­ва­ния чего-то из пла­сти­лина – всё это нас ожи­дает в той или иной степени.

Неко­то­рые дети боятся идти в школу, и сего­дня мы и будем гово­рить именно об этом.

Ребенок плачет не хочет идти в школу что делать. scale 1200 1. Ребенок плачет не хочет идти в школу что делать фото. Ребенок плачет не хочет идти в школу что делать-scale 1200 1. картинка Ребенок плачет не хочет идти в школу что делать. картинка scale 1200 1. Девятилетний Илья почти каждое утро плачет и делает всё возможное, чтобы не идти в школу. Его родители жалуются: «Он постоянно хнычет, говорит, что плохо себя чувствует и что ему скучно в школе. Но раньше ему нравилось ходить в школу. Мы не знаем, что случилось, но в последнее время стало очень трудно убедить его пойти на учебу».

Ната­лья Вяче­сла­вовна, вот наша тема: ребе­нок боится школы до исте­рики – что, соб­ственно говоря, делать в этой ситу­а­ции нам самим с собой, с нашими детьми, и что делать детям, подросткам?

– Пого­во­рим именно о таком остром неже­ла­нии идти в школу. Итак, что с ребён­ком про­ис­хо­дит? Воз­ни­кает вопрос, что за ост­рая реак­ция – вплоть до исте­рик, с чем она может быть свя­зана, если порас­суж­дать на эту тему, что за этим может стоять.

Мы возь­мём, так ска­жем, рабо­чий вари­ант, что это началь­ная школа, млад­шая школа, напри­мер, класс вто­рой-тре­тий, и ребё­нок начи­нает рыдать, он начи­нает гово­рить, что я, мол, не хочу в эту школу, и это ост­рая реак­ция. Понятно, что после кани­кул всем осо­бенно не хочется. С чем это может быть связано?

– Я думаю, что-то не полу­ча­ется в школе, над ним изде­ва­ются учи­теля и одно­класс­ники,. Как ока­зы­ва­ется, мы часто даже не пони­маем, что наши дети не пони­мают каких-то вещей, когда это свя­зано с дислек­сией, дисграфией.

Эти про­блемы мы, как роди­тели, часто про­сто не пони­маем, не видим их, что именно в этом беда для ребенка, это кош­мар и ужас – идти в школу с такими бедами и проблемами.

Воз­можно, над ним изде­ва­лись по дру­гому какому-то поводу дети, одно­класс­ники, и он в ожи­да­нии оче­ред­ного года ужаса и кошмара.

Какое-то пере­жи­тое наси­лие в про­шлом от взрос­лых – да всё, что угодно. Либо неадек­ват­ное пове­де­ние роди­те­лей, кото­рое сопро­вож­дает их весь год.

Вот они думают, что всё лето мы классно с папой, с мамой время вме­сте про­во­дили, а сей­час нач­нутся скан­далы и исте­рики, руко­при­клад­ство, лише­ние сла­до­стей, ком­пью­те­ров, план­ше­тов и всего осталь­ного. И это, навер­ное, тоже может напрягать?

– Дей­стви­тельно, вот эти все при­чины могут иметь место. То есть это либо про­блема в какой-то несо­сто­я­тель­но­сти, либо в отно­ше­ниях со сверст­ни­ками, либо в реак­циях родителей.

Дело в том, что раз­го­вор можно начи­нать с того, как роди­тели отно­сятся к такой реак­ции. То есть насколько они вос­при­ни­мают это дей­стви­тельно серьезно для того, чтобы в этом разбираться.

Обычно они начи­нают как-то «аги­ти­ро­вать за совет­скую власть» – в том плане, что ты, мол, потерпи, да там дру­зья, там вот… – но если это гово­рят, не разо­брав­шись, что стоит за вот этой реак­цией, то эти слова про­сто уйдут в пустоту, и напря­же­ние у ребёнка останется.

Если прямо гово­рить о реко­мен­да­циях, то пер­вый момент, если это про­ис­хо­дит, то с ребён­ком важно пого­во­рить на эту тему. Важно, чтобы раз­го­вор был непри­нуж­дён­ный – где-нибудь в парке, чтобы было хоро­шее настро­е­ние, чтобы он как-то рас­ска­зал, что такое происходит.

– Ната­лья, но ведь даже когда роди­тели дели­кат­ные и так­тич­ные, дипло­ма­тич­ные, всё равно есть дети, кото­рые про­сто не рассказывают.

И они не рас­ска­зы­вают ни какие-то стыд­ные постыд­ные вещи – пред­по­ло­жим, о сек­су­аль­ном наси­лии им стыдно рассказать.

Они в прин­ципе не хотят дове­рять роди­те­лям свои про­блемы, свои мысли, свои пере­жи­ва­ния – при том, что на самом-то деле их любят и им доверяют.

– Юрий, здесь у меня воз­ни­кает вопрос вот к этому «не хотят». Всё равно роди­тели и дети как-то обща­ются, и, может быть, с одним роди­те­лем лучше контакт.

По край­ней мере, заго­во­рите о настро­е­нии: слу­шай, мне это понятно, я тоже не хочу ходить на работу, то есть не все­гда хочу – после отпуска не хочу, я могу тоже быть уставшим.

А вот ты вчера так пла­кал, гово­рил, что ты не хочешь в школу, что тебе там не нра­вится – а что тебе там осо­бенно не нравится?

Можно вот так зайти, подыс­кать какие-то вопросы, и это не выве­ды­ва­ние, а серьёз­ные раз­го­воры, именно такой жанр обсуждения.

Такой хоро­ший приём, когда роди­тель (и, кстати, для детей это очень полезно) при­со­еди­ня­ется к ребенку и гово­рит: зна­ешь, я тебя очень пони­маю, когда я ходил в школу, у меня тоже были такие настро­е­ния в конце каникул.

Ребё­нок пони­мает, что он, соб­ственно, тут не один. То есть мы можем не хотеть ходить на работу, мы можем там чего-то не хотеть, и они могут этого хотеть и не хотеть. И вот здесь вот эта леги­тим­ность, что да, такое воз­можно, ты про­сто мне рас­скажи, что такое.

Откуда эта кар­тинка, что обя­за­тельно надо хотеть в школу? Необязательно.

Но на самом деле здесь вопрос вот этого настро­е­ния, что же там происходит.

Более того, часто роди­тели в курсе, почему такая реак­ция. Потому что есть какие-то слож­но­сти, какие-то про­блемы с про­шлого учеб­ного года, кото­рые могут тянуться.

И тогда у нас стоит вопрос, как их решать в буду­щем году, то есть что роди­тель может сделать.

Если это травля сверст­ни­ков и отсут­ствие кон­такта, то это одна исто­рия, и ребёнку важно помо­гать в этом разобраться.

Если это каса­ется учебы, то здесь задача дру­гая – так или иначе создать ребенку воз­мож­ность для полу­че­ния успеха, потому что это важно.

– Ком­мен­та­рий от Марины: «Меня как взрос­лого тоже напря­гают вынуж­ден­ное нака­за­ние и лише­ния моего ребёнка из-за учёбы».

То есть она уже ожи­дает этих про­блем, неиз­беж­ной необ­хо­ди­мо­сти нака­зы­вать ребёнка, и вот эти отри­ца­тель­ные пред­вку­ше­ния её напрягают.

– Здесь очень хочется спро­сить, сколько лет ребёнку, потому что если это напря­гает даже роди­теля, то может быть имеет смысл поис­кать дру­гие пути дис­ци­плины, огра­ни­че­ний и дого­ва­ри­ваться вме­сте с ребён­ком, чтобы это не носило такой мучи­тель­ный характер.

Ребёнку, может быть, сложно учиться, он дей­стви­тельно этого может не хотеть, потому что ему сложно, и здесь надо раз­би­раться с этими сложностями.

И вот здесь, кстати говоря, я бы хотела, чтобы роди­тели поду­мали о рас­по­рядке дня на учеб­ный год: доста­точно ли ребё­нок отды­хает, доста­точно ли он спит, как он пита­ется, сколько он гуляет.

Здесь очень важно, чтобы это отдель­ной стро­кой в голове как-то отпе­ча­та­лось, что школа – это не вся жизнь ребенка. Школа – это только часть. И вот здесь, может быть, надо пере­смот­реть тре­бо­ва­ния, пере­смот­реть своё вос­при­я­тие – напри­мер, вот тех же оце­нок. Что роди­тель хочет от школы? Чтобы ребё­нок – что?

Мне бы очень хоте­лось, чтобы за школь­ное время мой ребё­нок увлекся, понял, какая область ему инте­ресна, чтобы он научился учиться.

Потому что в наше время никуда не денешься, всю жизнь будешь учиться, ничего не поде­ла­ешь. И важно, чтобы какой-то мало­маль­ский инте­рес к этому про­цессу сохра­нился. Как бы это фан­та­стично ни зву­чало в рам­ках нашей школы, но тем не менее.

Хочется, чтобы ребё­нок подру­жился, чтобы у него было много дру­зей. Потому что я могу ска­зать, что мои самые ста­рые дру­зья – это ещё со школы. И чтобы он вот это школь­ное время вспо­ми­нал с увле­че­нием, чтобы он, может быть, куда-то ходил, ещё чем-то инте­ре­со­вался, во что-то играл, чем-то зани­мался. Это очень важно.

И когда роди­тель честно себе отве­чает на вопрос, чего он хочет: он хочет круг­лого отлич­ника, и, что назы­ва­ется, мы за ценой не постоим, но это будет у нас одна исто­рия учеб­ного года. Либо он хочет дру­гих вещей.

И вот здесь вопрос, кото­рый очень важен: насколько в этом про­цессе он видит сво­его ребёнка – с его инди­ви­ду­аль­но­стью, дис­гра­фией, дислек­сией, инте­ре­сами, огра­ни­че­нием сил – по тем­пе­ра­менту, уста­ло­стью, круж­ками. Насколько он видит отдель­ного чело­века в этом процессе.

– Допу­стим, у ребёнка есть про­блема. Вот, в част­но­сти, у моего сред­него ребенка были и есть про­блемы с кон­цен­тра­цией внимания.

В какой-то момент мы решили отве­сти его к пси­хо­логу, и этот пси­хо­лог про­вела с ним ряд тестов. Эти тесты настолько захва­тили моего сына – и эта новая ситу­а­ция: пси­хо­лог, тесты, каби­нет, что-то необыч­ное, – что он все тесты решил выше среднего.

Ребенок плачет не хочет идти в школу что делать. scale 1200 2. Ребенок плачет не хочет идти в школу что делать фото. Ребенок плачет не хочет идти в школу что делать-scale 1200 2. картинка Ребенок плачет не хочет идти в школу что делать. картинка scale 1200 2. Девятилетний Илья почти каждое утро плачет и делает всё возможное, чтобы не идти в школу. Его родители жалуются: «Он постоянно хнычет, говорит, что плохо себя чувствует и что ему скучно в школе. Но раньше ему нравилось ходить в школу. Мы не знаем, что случилось, но в последнее время стало очень трудно убедить его пойти на учебу».

А пси­хо­лог потом ска­зала: зачем вы при­шли с этим ребён­ком ко мне, если у него резуль­таты выше сред­него по кон­цен­тра­ции вни­ма­ния и по всему осталь­ному? Я говорю: да ему про­сто инте­ресно было, поэтому он сконцентрировался.

Но если мы пере­не­семся в обыч­ную быто­вую ситу­а­цию, то всё вер­нётся на круги своя – это вита­ние в обла­ках, это рас­се­ян­ное вни­ма­ние. Как быть, если мы, допу­стим, как роди­тели, при­хо­дим к пси­хо­ло­гам, а пси­хо­логи не верят, что у ребенка проблемы?

– Навер­ное, здесь вопрос в рас­ши­рен­ной диа­гно­стике и в том, что – да, это тесты, но это же один инстру­мент. Если мы гово­рим о про­из­воль­ном и непро­из­воль­ном вни­ма­нии, то у ребёнка может быть непро­из­воль­ное вни­ма­ние, то есть когда ему интересно.

Взять, напри­мер, дру­гого ребёнка: он может часами по инструк­ции соби­рать и раз­би­рать «Лего». Но там, где нужна про­из­воль­ная кон­цен­тра­ция, то есть мне неин­те­ресно, но я сосре­до­та­чи­ва­юсь, – вот с этим уже может быть сложность.

И тогда нужно сде­лать акцент на этот запрос. Мно­гие вещи, кото­рые мы можем делать, не все­гда инте­ресны, но всё равно нам надо сосре­до­та­чи­ваться, что-то делать, писать, разрабатывать.

И что делать тогда с про­из­воль­ным вни­ма­нием и где-то, может быть, воле­выми харак­те­ри­сти­ками? Да, тесты могут увлечь, ребё­нок сосре­до­то­чится, тут ещё незна­ко­мая тётя – да, такое возможно.

– Сооб­ще­ние от Марины: «Стоит ли пла­тить ребёнку деньги за хоро­шую учёбу, ведь оценки – это и есть поощ­ре­ние, но они почему-то не помо­гают как стимул?»

– Здесь на этот счёт суще­ствует очень много мне­ний. Вот этот под­ход может не решать проблему.

Если у ребёнка всё полу­ча­ется легче пуха и пера, но он по лени своей про­сто «забил», то есть совер­шенно легко учился на «отлично». А потом как-то всё это стало неин­те­ресно… Но вот сам момент моти­ва­ции – это всё-таки про какую-то внут­рен­нюю при­чину, что же про­ис­хо­дит там, что совсем ничего не интересно.

Может быть, какие-то пред­меты более или менее инте­ресны. Может быть, это какие-то слож­но­сти порядка дис­гра­фии, дислек­сии, про­сто чело­веку сложно, а, напри­мер, в музыке у него всё получается.

Поэтому здесь вопрос в этой внут­рен­ней при­чине. Потому что деньги – это не тот сти­мул: ребё­нок может заго­реться, но при этом у него всё равно не полу­чится, потому что при­чины дру­гие, а роди­телю кажется, что не работает.

– Вопрос по поводу дислек­сии и дис­гра­фии. У нас сего­дня что ни ребё­нок, то у него дислек­сия и дисграфия.

Это дей­стви­тельно про­блема, кото­рая стала такой мас­со­вой, или это про­сто мод­ная про­блема, кото­рую мы ищем у своих детей по каким-то при­чи­нам. Что это такое?

– Во-пер­вых, дислек­сия, дис­гра­фия – это всё-таки диа­гнозы, как, соб­ственно говоря, и син­дром дефи­цита вни­ма­ния и гипе­р­ак­тив­но­сти – это тоже диа­гноз. И поэтому, изви­ните, каж­дого бед­ного холе­рика под СДВГ под­пи­хи­вать – это тоже не вари­ант. То есть это вопрос к дефек­то­логу, к лого­педу, к тому, к кому можно отве­сти ребёнка продиагностировать.

И тогда он гово­рит о том, что – да, ско­рее это вот это. Это один момент. То, что стало этого больше – не факт, про­сто об этом стали говорить.

Раньше счи­та­лось: «ах, ты плохо чита­ешь, зна­чит, ты про­сто мало чита­ешь, и вообще ты ленишься, больше читай и всё прой­дёт» – а то, что у ребёнка про­сто рас­плы­ва­ются буквы, и он не может это про­чи­тать, у него вообще дру­гое вос­при­я­тие – это уже другое.

Здесь я бы не зани­ма­лась само­ди­а­гно­сти­кой, а если есть какие-то вопросы, то про­сто отвела бы к спе­ци­а­ли­сту и уже под­твер­дила или не под­твер­дила свои опасения.

В целом совре­мен­ные дети, конечно, от нас отли­ча­ются – по одной про­стой при­чине: у нас не было интер­нета. Потому что сей­час у детей более раз­виты дру­гие навыки, с этим при­хо­дится считаться.

Да, вни­ма­ние, сосре­до­то­чен­ность стала именно хуже в том плане, что если мы посмот­рим циф­ро­вые тех­но­ло­гии, то там всё быст­рей. То есть вот эта сосре­до­то­чен­ность на чём-то одном, вот это коли­че­ство вре­мени стало меньше.

Даже если ты за собой пона­блю­да­ешь: если там что-то мед­ленно гру­зится, или там ещё что-то, ты быстро пере­клю­ча­ешься с ссылки на ссылку, не ждёшь. И вот у детей это также присутствует.

– Мы настолько при­выкли к тому, что у нас всё быстро про­ис­хо­дит, что мы уже не готовы ждать, когда это про­ис­хо­дит с нор­маль­ной скоростью.

– И вот здесь вопрос так же более к раз­ви­то­сти, напри­мер, про­стран­ствен­ного вооб­ра­же­ния, там более раз­ви­тость, с одной сто­роны, именно реак­ции, но менее –вер­баль­ного интеллекта.

То есть сей­час детей надо застав­лять гово­рить, чтобы они учи­лись гово­рить и доно­сить свою мысль, и делать ставку на те навыки, кото­рые могут быть менее задействованы.

– Татьяна пишет: «Подруга делает всё за ребёнка две­на­дцати лет, и он при­но­сит нор­маль­ные оценки.

Только где тут потом само­сто­я­тель­ность и ответственность?»

Верно ли это реше­ние про­блемы с уче­бой, когда роди­тели, чтобы, может быть, не позо­риться, чтобы ребёнка не позо­рить – или чтобы у него атте­стат хоро­ший был – делают все за него?

– Мы воз­вра­ща­емся к вопросу, кото­рый я уже зада­вала: чего роди­тель хочет от школы? Если я всё делаю за ребёнка, и мне важны его хоро­шие оценки и больше ничего, то тогда это вот такой ответ на вопрос.

Но здесь же ещё есть момент сфор­ми­ро­ван­но­сти навы­ков обу­че­ния. То есть насколько я могу сам, напри­мер, себя орга­ни­зо­вать, насколько я могу сам что-то про­чи­тать, что-то напи­сать, про­ана­ли­зи­ро­вать полу­чен­ную информацию.

Даже в Интер­нете найти – вот, каза­лось бы, сей­час жалу­ются по поводу того, что всё они смот­рят в Сети. Ну, хорошо, смот­рят – но даже если нужно напи­сать рефе­рат – не про­сто его сдуть, а именно, напи­сать по инфор­ма­ции, кото­рая там предоставлена.

И вот здесь боль­шой вопрос: как чело­век ана­ли­зи­рует полу­чен­ную инфор­ма­цию, как он отсе­и­вает её, что он берёт, и вот эти навыки важны в про­цессе обу­че­ния. И вот если роди­тель прямо всё делает, то у меня тогда воз­ни­кает вопрос: как ребё­нок справ­ля­ется, напри­мер, с теми же кон­троль­ными в классе.

И если в этом ком­мен­та­рии про­зву­чало, что он учится на пятёрки – ну, тогда он что-то пони­мает, может, они вме­сте делают. Потому что есть же само­сто­я­тель­ная работа в классе. И если роди­тели всё делают за ребенка, то ребё­нок в классе не будет справ­ляться и писать кон­троль­ные, и, таким обра­зом, совер­шенно ничего не будет знать.

Это пер­вый момент. А вто­рой момент – ну, хорошо, такой ребё­нок посту­пает в вуз – и всё, вот это про­верка. Если посту­пает, то пер­вый семестр и пер­вая сес­сия часто рас­став­ляют всё по местам.

И это не вопрос зна­ний, а вопрос сфор­ми­ро­ван­но­сти навы­ков обу­че­ния. Тем более если вуз слож­ный, и есть ещё вопрос дис­ци­плины и орга­ни­за­ции обучения.

То есть, чтобы быть допу­щен­ным до экза­ме­нов в первую сес­сию, тебе надо очень хорошо побе­гать, надо сдать зачеты, тебе надо успеть, бежать, пой­мать пре­по­да­ва­теля и под нос сунуть эту зачётку, чтобы он про тебя не забыл.

В вузе на пер­вом курсе и даже, к сожа­ле­нию, на вто­ром неко­то­рые не справ­ля­ются, выле­тают. Потому что стал­ки­ва­ются с той реаль­но­стью, когда при­хо­дится делать всё самому, и никто не будет сто­ять над тобой и что-то говорить.

– Есть боль­шая про­блема: мно­гим детям сего­дня про­сто ничего не надо, им неин­те­ресно, учиться они не хотят, и, как ты ни пыта­ешься их моти­ви­ро­вать, менять школу, менять пре­по­да­ва­теля, что-то ещё – в общем, ничего не помо­гает, они как не хотели учиться, так и не хотят.

– Вот с этим явно не согла­шусь, потому что, с одной сто­роны, много детей, кото­рые ничего не хотят, и они, напри­мер, сидят в этих ком­пью­тер­ных играх. Но я счи­таю, важно разо­браться, что стоит за этим «ничего не хочу».

Потому что, если мы гово­рим о сред­ней школе, это млад­ший под­рост­ко­вый воз­раст, то этот уход в ком­пью­тер­ные игры – это может быть уход ком­пен­са­тор­ного типа, то есть ком­пен­са­ция пло­хого само­чув­ствия, то есть что-то с чело­ве­ком про­ис­хо­дит, и ему так тошно, что он туда уходит.

А, с дру­гой сто­роны, это тот воз­раст, когда очень важно про­бо­вать раз­ные заня­тия. И в этом воз­расте, если посмот­реть, есть также доста­точно много детей, кото­рые увле­ка­ются какими-то вещами. Дру­гой момент, что вот это увле­че­ние может быть не по душе родителям.

Потому что если, напри­мер, ну хорошо – взять даже это ком­пью­тер­ные игры, то тогда можно попро­бо­вать про­грам­ми­ро­ва­ние этих игр, то есть созда­ние этих игр.

Это может быть робо­то­тех­ника – и я знаю людей, детей моих дру­зей, кото­рые не выле­зали из ком­пью­тер­ных игр, а теперь они про­грам­ми­сты, и вообще всё прекрасно.

То есть они пере­клю­чи­лись на созда­ние, изу­чили, как это созда­ётся, и это стало эта­ким делом жизни.

И если тебе нра­вятся ком­пью­тер­ные игры, ты можешь их созда­вать – ско­рее, это дело –мате­ма­тика. А для того, чтобы тебе из точки А при­быть вот в ту точку Б, тебе надо знать хотя бы вот эти два пред­мета, напри­мер, мате­ма­тику и английский.

То есть, вот моти­ва­ция. А бывает так, что чело­веку, напри­мер, в школе неин­те­ресно. Но я знаю несколь­ких детей, кото­рые зани­ма­ются в Бота­ни­че­ском саду или в круж­ках, свя­зан­ных с рас­те­ни­ями и прямо там горят, при­чем мальчики.

Есть те, кто, напри­мер, соби­рал машинки, соби­рал поезда и пошёл по этому пути. Это такой воз­раст, когда роди­телю важно пред­ла­гать. И не так, что «я запи­сал тебя в кру­жок, вот ты и ходи, раз я тебя записал!»

Нет, это всё-таки экс­пе­ри­мент. Потому что здесь же очень важно, если ребё­нок втя­ги­ва­ется, и ему инте­ресна и тусовка, и сами заня­тия, и он ходит, и ему нра­вится – так это же замечательно!

Я вспо­ми­наю свой ран­ний под­рост­ко­вый воз­раст – очень много было вещей инте­рес­ных, и я дей­стви­тельно про­бо­вала много чего, про­бо­вала зани­маться и в круж­ках, и в секциях.

– Я про­бо­вал, Дом пио­не­ров и юных тех­ни­ков я обе­жал и побы­вал прак­ти­че­ски везде, в каж­дом кружке, оста­но­вив­шись на двух из них.

Но, правда, не все дети такие, мно­гим правда ничего не инте­ресно. И роди­те­лей этих детей это очень и очень беспокоит.

– Да, вот здесь часто этот симп­том, когда всё неин­те­ресно – опять же, он из раз­ряда ком­пен­са­ции. Но это из раз­ряда, когда пере­да­вили, и это часто вопросы к началь­ной школе, к тому, когда запи­сали в кучу круж­ков: англий­ский, «раз­ви­валки», и у ребёнка нет права выбора. И в резуль­тате у него после таких вот «ты будешь ходить вот туда, туда, туда» нет про­стран­ства и воз­мож­но­сти про­сто сесть, или поле­жать и поду­мать: а что же надо мне, что мне интересно?

И вот здесь инте­рес важно про­буж­дать, то есть зада­вать вопросы, чтобы было инте­ресно быть в этом про­цессе. То есть я бы обра­щала вни­ма­ние не на то, что ему ничего не инте­ресно – а на то, что за этим стоит.

Где-то, может, пере­жали, где-то устал, а может, и депрес­сия, кто знает. Потому что за сло­вами «ему ничего не инте­ресно» – может сто­ять дру­гое: «ему ничего не инте­ресно из того, что нра­вится нам».

– Навер­ное, ты где-то права, а где-то я с тобой не согла­шусь. Ведь, если роди­тели более-менее бес­по­ко­ятся о судьбе ребенка, то когда ему неин­те­ресно одно, опять же ему под­со­вы­вают что-то дру­гое, потом вто­рое, тре­тье, чет­вёр­тое, пятое, деся­тое, – и вот, всё неинтересно.

– Здесь пер­вый шаг – пре­кра­тить это под­со­вы­ва­ние, оста­вить ребенка в покое и заняться самому тем, что тебе инте­ресно. Потому что часто под­ростки задают такой вопрос: а как я могу чем-то увле­каться, когда я не вижу твоей увлеченности?

И здесь есть важ­ный момент, что если роди­тель сам увле­чен жиз­нью, и у него есть то, что ему нра­вится, чем он зани­ма­ется, то часто для детей это очень хоро­ший при­мер в том, чтобы любо­зна­тель­ность и любо­пыт­ство сохранялись.

И тогда юный чело­век видит, что роди­тель любит читать – при­чём читает не то, что ему надо, а то, что ему нра­вится; или зани­ма­ется спор­том, или рыбал­кой, или создает какие-то проекты.

Воз­вра­ща­ясь к ответу, важно спро­сить: что же такое с чело­ве­ком про­ис­хо­дит, что ему, как мне кажется, ничего не интересно?

Как раз то, что может уби­вать инте­рес к чему бы то ни было, это посто­ян­ная гипе­ро­пека и ощу­ще­ние ребён­ком себя как под микроскопом.

То есть очень важно, чтобы вот это было время, про­стран­ство, где ребё­нок предо­став­лен сам себе.

А если ребё­нок посто­янно как под при­це­лом: «что ты дела­ешь, куда ты пошёл, а что ты сей­час чита­ешь, а что ты сей­час смот­ришь?» – ну, что же это такое-то, ну, дайте уже чело­веку в покое-то побыть, сво­ими делами позаниматься!

Было про­ве­дено иссле­до­ва­ние, коли мы тут заго­во­рили о под­рост­ках, – под­ростки, когда их спра­ши­вали о том, что бы вы поже­лали своим роди­те­лям, чтобы они как-то могли сде­лать, чтобы вам было хорошо, – то боль­шая часть отве­тила: я хочу поже­лать роди­те­лям про­сто быть счастливыми.

И вот это сча­стье роди­теля – в том, что он отдельно, он увле­чен, вообще, что он счаст­ли­вый чело­век – это для под­ростка очень важно.

– Моя дочка очень хочет в садик, и меня это оби­жает, если честно. Мне кажется, что она меня не любит. Глу­боко в душе у меня это засело как ревность.

А есть всё-таки дети, кото­рые в кол­лек­тив не хотят, они, правда, боятся пред­сто­я­щей школы.

Как мы, роди­тели, можем под­го­то­вить малень­ких детей, кото­рым пред­стоит пойти в пер­вый класс? Они боятся всего – неиз­вест­но­сти, и, может быть, ещё тысячу чего. Что мы можем сделать?

– Под­го­то­ви­тель­ный про­цесс – это работа, когда ребёнку вот эта неиз­вест­ность ста­но­вится извест­но­стью. То есть мы всё рас­ска­зы­ваем, пока­зы­ваем. Можно прийти в школу, попро­сить прой­тись по этим эта­жам, пока­зать, где туа­лет, где будет класс. Вот эту неиз­вест­ность сде­лать известностью.

– И если все-таки повы­шен­ное бес­по­кой­ство у самих роди­те­лей, то им как с этим справиться?

– Роди­те­лям надо задать себе вопрос: что именно меня бес­по­коит? Бес­по­коит, что ребё­нок не справится?

Кстати, роди­тели могут пере­но­сить свои школь­ные травмы, коих предо­ста­точно, на своих детей, и через своих детей помо­гать себе. Соот­вет­ственно, здесь надо про­ана­ли­зи­ро­вать отно­ше­ние к школе самого роди­теля, и это также может помочь отде­лять себя от ребёнка.

– Как бы мы ни умели отде­лять себя от школы и как бы мы ни пыта­лись скон­цен­три­ро­вать уси­лия сво­его ребенка только лишь на успе­хах – всё равно мы регу­лярно про­ва­ли­ва­емся, и нам непросто.

И, может, стоит ино­гда про­сто отдох­нуть, попить с ребен­ком чаю, начать жить, а не гоняться за оцен­ками, за успе­хами в школе – его и вашими соб­ствен­ными в нем, в этом ребенке.

Всем вам, как и себе, желаю поменьше пере­жи­вать, потому что нам пред­стоит доста­точно тяже­лый, непро­стой путь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *