Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на что
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ основное общее образование
воспитания и социализации обучающихся
основное общее образование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Конвенция ООН о правах ребенка;
Конституция Российской федерации;
Семейный кодекс РФ. Раздел 4 « Права и обязанности родителей и детей»;
Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ярцевская средняя школа №1».
Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУ «Ярцевская средняя школы №1» предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Программа обеспечивает преемственность с программой воспитания и социализации обучающихся начальной школы, учитывает возрастные особенности обучающихся и основные жизненные задачи возраста, отечественные воспитательные традиции, базовые российские ценности, с учетом современных социокультурных условий развития детства в современной России, культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иные особенностей региона, запросы семей и других субъектов образовательного процесса.
Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития обучающегося в основной школе. Такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, социально значимую деятельность, семейную деятельность обучающегося и его родителей, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Программа обеспечивает духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс в начальной школе на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных организаций.
Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу общеобразовательной школы.
1. ЦЕЛЬ И ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ основной ШКОЛЫ
Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.
В области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
• формирование нравственного смысла учения, социально ориентированной и общественно полезной деятельности;
• формирование морали — осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
• усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;
• укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
• развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
• формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
• формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;
• осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
• формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
В области формирования социальной культуры:
• формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;
• развитие патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
• формирование у подростков первичных навыков успешной социали-зации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различных социальных групп;
• формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
• укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понима-ния и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
• усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование осознанного и уважительного отношения к традицион-ным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;
• формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
• укрепление отношения к семье как основе российского общества;
• формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
• укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• усвоение нравственных ценностей семейной жизни: любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;
• формирование начального опыта заботы о социально- психологическом благополучии своей семьи;
• знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.
2. ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ВОСПИТАНИЯ
И СОЦИАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Программа духовно-нравственного воспитания опирается на традиционные источники нравственности такие как:
гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
3. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся
Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.
Аксиологический принцип. Принцип ориентации на идеал интегрирует социально-педагогическое пространство образовательного учреждения. Аксиологический принцип позволяет его дифференцировать, включить в него разные общественные субъекты. В пределах системы базовых национальных ценностей общественные субъекты могут оказывать школе содействие в формировании у обучающихся той или иной группы ценностей.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.
Принцип идентификации. Идентификация — устойчивое отождеств-ление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм — происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть — нравственную рефлексию личности, мораль — способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность — готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.
Принцип полисубъектности воспитания и социализации. В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др. При этом деятельность образовательного учреждения, педагогического коллектива школы в организации социально-педагогического партнёрства должна быть ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности. Социально-педагогическое взаимодействие школы и других общественных субъектов осуществляется в рамках Программы воспитания и социализации обучающихся.
Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание — это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в ходе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:
• периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
• духовной культуры и фольклора народов России;
• истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
• жизненного опыта своих родителей и прародителей;
• общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
• других источников информации и научного знания.
Системно-деятельностная организация воспитания должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.
Школе как социальному субъекту — носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка.
Программа «Воспитание и социализация обучающихся основного общего образования»
«В оспитание и социализация обучающихся основного общего образования»
Пристальное внимание государства к вопросам духовно-нравственного развития и воспитания, создание условий для успешной социализации подрастающего поколения и формирование у детей способности к саморазвитию и совершенствованию во благо себе и обществу, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России, – все это становится важнейшими факторами модернизации России на современном этапе.
Повышение роли школы в деле воспитания декларируется в нормативных документах, но в практической деятельности не всегда реализуется в образовательных организациях.
Школа несет ответственность за воспитание нового поколения российских граждан. Она обязана организовать образовательный процесс так, чтобы создать благоприятные условия для формирования и развития культурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной личности.
Духовно-нравственное развитие гражданина России – это осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности посредством осознанного принятия ею ценностей:
— классного и школьного коллектива;
— культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных религий России;
— российской гражданской нации;
Сегодня в педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения личности, динамичности, толерантности. Следовательно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих духовных ценностей. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более гибкой, разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают различные разделы и направления программы.
Проанализировав воспитательный процесс школы за последние пять лет, мы пришли к идее создания новой воспитательной программы, которая отвечает всем требованиям ФГОС ООО.
Целью воспитания и социализации обучающихся основного общего образования в контексте ФГОС ООО является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
На уровне основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются определенные задачи.
В области формирования личностной культуры:
— усвоение обучающимися базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России, Тамбовской области;
— развитие у обучающихся трудолюбия, последовательности и настойчивости в достижении результата;
— формирование у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
В области социальной культуры:
— укрепление у обучающихся веры в Россию, чувство ответственности и гордости за свой край, Отечество;
— формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, гражданина России;
— усвоение обучающимися гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
— укрепление школьных традиций, школьного уклада жизни, уважительного отношения к истории школы;
В области формирования семейной культуры:
— укрепление у обучающихся уважительного отношения к родителям, заботливого отношения к старшим и младшим;
— усвоение обучающимися таких нравственных ценностей семейной жизни, как взаимопомощь, забота о близких людях;
В основе Программы воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования лежат следующие принципы:
— принцип ориентации на идеал;
— принцип следования нравственному примеру;
— принцип диалогического общения.
программа ориентирована на воспитание личности образованной, творческой, самостоятельной, способной ценить себя и уважать других;
содержание программы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного развития ребенка, запросу родителей (законных представителей);
содержание программы ориентировано на региональные особенности;
воспитание ребенка в социуме.
взаимодействие ведомств, государственных и общественных учреждений и организаций;
программа построена с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрофессиональную;
программа ориентирует детей на признание и принятие абсолютных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля.
программа ориентирует обучающихся на активное участие в работе детских объединений, ученическом самоуправлении.
В программе представлены формы и методы воспитательной работы:
— встречи с интересными людьми;
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования состоит из следующих блоков:
1 блок – программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся;
2 блок – программа социализации и профессиональной ориентации обучающихся;
3 блок – программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся;
Программа воспитания и социализации обучающихся опирается на следующие нормативно-правовые документы:
— Закон «Об образовании Российской Федерации»;
— Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
— Примерную образовательную программу основного общего образования;
— Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
— Программу развития воспитательной компоненты ( методические рекомендации к программе );
— Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 № 795);
— Закон «О защите прав ребенка»;
— Концепцию воспитательной системы школы;
Портрет выпускника основной школы представлен следующим образом:
— любящий свой край и свою Родину, знающий свой язык, уважающий свой народ;
— осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества;
— активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
— социально активный, уважающий закон и порядок;
— осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни;
— уважающий природу, ее законы, активно участвующий в ее сохранении;
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
И РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Воспитание свободоспособного гражданина предусматривает развитие у него с малых лет умения пользоваться своими силами: духовными, культурными, общественными, семейными, а также создание такой социальной среды, в которой возможна полноценная реализация его жизненного потенциала, его духовно-нравственное развитие.
Сегодня духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.
Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация представляет собой процесс формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.
Духовно — нравственное воспитание гражданина России – это начало и результат, смысл и основной ресурс социального и экономического прогресса общества. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить. Но сама модернизация нужна для повышения качества жизни в стране, т.е. создания максимально благоприятных (по мировым стандартам) условий для развития личности.
Таким образом, воспитание гражданина и модернизация образования в России есть две стороны одного процесса, который приближенно можно назвать прогрессом общества. Соответственно, национальный воспитательный идеал и цель современного образования не могут быть осуществлены одной только системой образования. Их реализация требует, применительно к образованию, консолидации сил, согласования полномочий и ответственности важнейших субъектов национальной жизни – личности, общества и государства.
Цель и задачи программы:
Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования является высоконравственный обучающийся, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
В условиях образовательной организации должны решаться задачи развития духовно-нравственной культуры обучающихся:
1. Воспитывать у обучающихся способность к восприятию нравственных чувств, убеждений, этнического сознания.
2. Формировать у обучающихся гражданскую сознательность, чувство патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям через культурные, семейные традиции, общенациональные отношения.
3. Формировать у обучающихся навыки экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Формировать основы эстетической культуры.
4. Воспитывать трудолюбие, сознательное отношение к образованию, готовить к сознательному выбору профессии.
5. Воспитывать социальную ответственность и компетентность.
Адресат Программы духовно-нравственного развития и воспитания.
В решении комплекса задач духовно-нравственного развития и воспитания должны принимать участие все субъекты общеобразовательной организации – обучающиеся, родители (законные представители), педагоги.
Сроки реализации Программы воспитания и социализации.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся предполагает реализацию в рамках основного общего образования (5-9 классы).
Планируемые результаты Программы.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся направлена на :
— воспитание у обучающихся способность к восприятию нравственных чувств, убеждений, этнического сознания.
— формирование у обучающихся гражданскую сознательность, чувство патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям через культурные, семейные традиции, общенациональные отношения.
— формирование у обучающихся навыки экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Формировать основы эстетической культуры.
— воспитание в обучающихся трудолюбия, сознательного отношения к образованию, подготовки к сознательному выбору будущей профессии.
— воспитание в обучающихся социальной ответственности и компетентности.
Программа определяет 6 направлений воспитания и социализации школьников:
«Дорога к человечности, дорога к нравственности».
«Экология природы. Здоровье человека».
«Дорога к человечности, дорога к нравственности»
Базовые национальные ценности: честь, милосердие, забота о старших и младших, помощь, толерантность,
весенняя Неделя Добра (ВНД);
цикл мероприятий «Поклон земной вам, наши дорогие!» (день Матери, День учителя, День пожилого человека, День семьи и семейных ценностей и т.д.)
встречи с интересными людьми;
акция «От чистого сердца», поздравление ветеранов ВОВ, тружеников тыла, педагогического труда с государственными праздниками;
акция «Счастливый новый год»;
акция милосердия «Рука в руке» (сотрудничество с д/с № 4 «Солнышко», оказание посильной помощи приюту «Надежда» и социально нуждающимся группам населения);
Базовые национальные ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, правовое государство, долг перед Отечеством, старшим поколением, семьей.
конкурс на лучшую семейную фотографию «Это я, это я, это вся моя семья»;
выставка творческих работ «Меня научила мама»;
смотр-конкурс песни и строя «Статен и сроен, уважения достоин!»;
конкурс чтецов «Строки, опаленные войной»;
викторина «Государственные символы России. История и современность»;
цикл мероприятий «Мой край. Мой город. Моя школа»;
цикл встреч «Жизнь замечательных людей»: встречи с ветеранами
ВОВ, воинами-интернационалистами и т.д.;
экскурсии в музеи города, области, страны;
совместно с родителями проведение традиционных школьных мероприятий:
— Праздник Последнего звонка;
-День мам и бабушек;
«Экология природы. Здоровье человека»
Базовые национальные ценности : жизнь, родная земля, экологическое сознание, заповедная природа.
выставка поделок из природного материала «Осень золотая»;
«Экология и человек», ученическая конференция старшеклассников;
месячник экологического равновесия;
операция «Цвети мой школьный двор».
декада «Безопасная дорога»;
месячник «Внимание! Дети!»;
месячник «Безопасность детей в наших руках»;
акция «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»;
спортивные соревнования по различным видам спорта;
день спорта. Декада ЗОЖ;
встречи с интересными людьми (лучшими спортсменами, тренерами, врачами, сотрудниками правоохранительных органов).
Базовые национальные ценности : стремление к познанию и истине, творчество и созидание, бережливость, трудолюбие, уважение к труду и людям труда, нравственный смысл труда, выбор профессии.
встречи с интересными людьми, людьми разных профессий в рамках Недели профориентации;
экскурсии на предприятия города;
школьный конкурс рисунков «Все работы хороши, выбирай на вкус»;
конкурс сочинений по профориентации;
конкурс стенгазеты по профориентации;
защита проекта по профориентации;
трудовые десанты, субботники, летняя трудовая практика;
акция «Цвети мой школьный двор» (благоустройство школьной территории);
Базовые национальные ценности : красота, гармония, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве;
«Осень золотая», выставка поделок из природного материала;
Фестиваль детского творчества;
«Рождественская сказка», конкурс творческих работ;
«Вторая жизнь вещей и материалов», конкурс творческих работ из бросового материала;
«Рисунки на асфальте», выставка детских тематических работ;
конкурсы чтецов («Живая классика», «Строки, опаленные войной…», «День матери» и т.д.);
конкурс инсценированной песни;
Базовые национальные ценности: правовое государство, закон и правопорядок, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своего края. Своей страны.
благоустройство пришкольной территории «Цвети, мой школьный двор»;
благотворительная акция «Рука в руке»;
работа волонтерских отрядов;
социально-значимые акции, посвященные Дню пожилого человека, для ветеранов педагогического труда, тружеников тыла, ветеранов ВОВ;
КТД, посвящённые социальным государственным праздникам: День Матери, День семьи;
оказание шефской помощи д/с №4, приюту «Надежда».
Знания и умения обучающихся на разных возрастных этапах.
На разных возрастных этапах обучающиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями.
Главная задача : Формировать способность к саморегуляции.
Обучающиеся должны знать:
— историю своего города;
— особенности своего организма и состояния здоровья;
— правила здорового образа жизни;
— элементарные правила культуры поведения и общения;
— особенности профессий своих родителей и родственников;
— ценности общественной жизни;
Обучающиеся должны уметь:
— пользоваться знаниями о своем городе, уважать его историю, традиции, обычаи;
— заботиться о своем здоровье и здоровье близких людей;
— вести себя в обществе;
— строить свои отношения с людьми согласно принципам уважения и доброжелательности;
— применять полученные знания о профессиях своих родных в целях своей профориентации;
Главная задача : Расширять представления о социальном устройстве жизни.
Обучающиеся должны знать:
— историю своего города и края;
— обычаи и традиции народов, проживающих в крае;
— элементарные правила оказания первой помощи;
— основы экономических знаний и культуры;
— социальные роли в семье, интересы и увлечения родных, биографии своих родителей и предков, культуру быта;
— профессиональные и общественные функции человека в обществе;
Обучающиеся должны уметь:
— применять полученные знания об истории города и края в просветительских целях;
— оказывать первую медицинскую помощь;
— планировать совместно с родителями семейный бюджет;
— поддерживать доброжелательные отношения с соседями;
— защищать природу и интересы малой родины;
— планировать свою деятельность с целью наблюдения за своим поведением, волей, сравнивать себя с другими, анализировать;
— свободно ориентироваться в рынке профессий в рамках своего города с учетом индивидуальных особенностей человека;
Главная задача : становление и самоактуализация личности.
Обучающиеся должны знать:
— историю своей страны, обычаи и традиции своего народа;
— культуру умственного и физического труда в целях сохранения здоровья;
— роль и место человека в обществе, нормы культурной жизни, законы общества;
— устройство семьи как ячейки общества, культуру быта;
Обучающиеся должны уметь:
— защищать свой народ и Родину, быть полезным обществу;
— осознанно определять свою жизненную позицию, вести здоровый и безопасный образ жизни;
— выбирать свою позицию по отношению к окружающей действительности, достойно использовать характеристики человеческой жизни (счастье, свобода, долг, совесть);
— определять свои профессиональные склонности, интересы, готовность к выбору профессии;