была ли в истории россии прекращена деятельность прокуратуры
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ
Прокуратура – единая система органов, осуществляющих от имени государства надзор за соблюдением законодательства всеми органами и должностными лицами и исполнением законов, действующих на его территории. Прокуратура России осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов, выполняет и иные функции, установленные законами. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Прокуратура должна осуществлять свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти. На основании Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» обладает правом законодательной инициативы.
Так звучит официальное определение понятия «прокуратура».
В России прокуратура была учреждена на основании Именного Высочайшего Указа Петра I от 12 января 1722 г. А 29 декабря 1995 года Указом Президента РФ от № 1329 эта дата была провозглашена в качестве профессионального праздника всех работников прокуратуры, который отмечается с 1996 года.
В петровском Указе значилось: «Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору». Прокуратура должна была «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония». А беспорядков и беззакония было столько, что понадобилось осуществлять контроль и в каждом ведомстве (коллегии), и в провинциях, т.е. на местах.
Первым Генерал-прокурором Сената Петр I назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Его царь Петр сам называл «оком, которым он будет все видеть». Генерал-прокурор находился в подчинении непосредственно у императора. Согласно Указу от 27 апреля 1722 года «О должности Генерал-прокурора» это должностное лицо осуществляло непосредственный надзор за высшим государственным органом страны – Сенатом, для того, чтобы он выполнял свои действия исключительно на основании регламента и императорских указов. Генерал-прокурор также имел право предлагать Сенату варианты принятия решений относительно вопросов, которые не были урегулированы законодательно. П. И. Ягужинский осуществлял свою деятельность с 1722 по 1736 годы.
Прокуроры блюли интересы казны, осуществляли надзор арестантских дел и мест содержания заключенных под стражей. Они могли вносить предложения по мерам устранения различных нарушений закона.
После смерти Петра I в период дворцовых переворотов и частой смены правителей в Российской империи прокуратура не осуществляла активно свою деятельность. Надзор за осуществлением государственных интересов усилился во время царствования Екатерины П. Это связано с Учреждением о губерниях от 1775 года.
Губернские прокуроры должны были: сохранять «целостность власти установлений и интересов императорского величества»; наблюдать за тем, «чтоб запрещенных сборов с народа никто не собирал»; истреблять взяточничество; осуществлять надзор законности деятельности губернских и уездных органов, включая суды, а также проводить проверки того, соответствуют ли закону решения, которые ими принимаются. Впервые стало обязательным защищать интересы «лиц беспомощных», включая глухонемых, несовершеннолетних и других.
В непродолжительное время правления Павла I активность прокуратуры снова снизилась. По сути дела, Павел взял на себя роль прокурора и пытался разобраться во всех делах сам, все контролировать.
С созданием в 1802 году Министерства юстиции министр занял должность Генерал-прокурора, а губернские прокуроры были введены в штат соответствующих губернских органов юстиции.
В 1862 году Государственный Совет принял Основные положения о прокуратуре, которые определяли ее основную задачу – наблюдать за тем, чтобы законы в Российской империи исполнялись единообразно и точно.
Этот акт закреплял принципы организации прокуратуры и ее деятельности и независимости прокуроров от местных органов при принятии решений.
При этом Генерал-прокурор и губернские прокуроры назначались или освобождались от должности императором, а нижестоящие прокуроры – Генерал-прокурором Российской Империи.
В результате судебной реформы 1864 года прокуратура из надзорного органа стала органом уголовного преследования. Прокурору уже было подчинено полицейское дознание, он был обязан наблюдать за производством предварительного следствия. Прокуроры имели право присутствовать во время осуществления всех следственных действий, проводить дополнительное расследование. А после окончания предварительного следствия они могли представлять заключение о том, должен ли обвиняемый быть предан суду.
В то же время, будучи в составе суда, прокуроры были неподконтрольны ему. Они были обязаны наблюдать, чтобы суд соблюдал правила устройства и делопроизводства. Прокуроры принимали участие в рассмотрении дисциплинарных дел судебных работников и опротестовывать незаконные решения. При рассмотрении уголовных дел прокуроры выступали в качестве полноправных участников судебного процесса, могли приносить кассационные и апелляционные протесты по отношению к необоснованным решениям суда. После вынесения приговора они контролировали его исполнение. Кроме этого, они были обязаны осуществлять надзор соблюдения законности в местах отбывания заключенными наказания. При рассмотрении гражданских дел прокуроры только надзирали за соблюдением закона.
Такое положение дел сохранялось до 1917 года. 24 ноября 1917 года со сменой власти в России Декретом Совнаркома РСФСР «О суде» прокуратура в числе других институтов и органов была упразднена. Ее функции взяли на себя созданные народные суды и революционные трибуналы. Предварительным следствием занимались следственные комиссии, в составе которых работали идеологически грамотные представители с правильным происхождением и классовым сознанием.
Прокуратура в России возродилась с утверждением Положения о прокурорском надзоре, принятым 28 мая 1922 года на 3 сессии ВЦИК. Она являлась частью Народного Комиссариата Юстиции. Во главе ее стоял Прокурор Республики, являвшийся одновременно Народным Комиссаром Юстиции. Он имел право назначать прокуроров на должность или отстранять от нее, перемещать их. На прокуратуру были возложены задачи:
— осуществление от имени государства надзора за законностью действий органов власти, хозяйственных учреждений, организаций и граждан, которые осуществляют свою деятельность в общественном или частном порядке;
— надзор за деятельностью органов, которыми производится расследование;
— поддержание государственных обвинений в суде;
— опротестование постановлений и распоряжений, противоречащих закону;
— наблюдение за правильным содержанием заключенных.
Следует отметить, что на протяжении многих лет структура прокуратуры, функции и полномочия прокуроров регулировались законодательством о судоустройстве.
После образования Союза ССР была учреждена Прокуратура СССР. Она была выделена из органов юстиции и являлась самостоятельным государственным органом. Конституция СССР 1936 года закрепила принципы единства, централизации и независимости прокурорского надзора от местной власти.
Прокурор Союза ССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его Президиуму и Совнаркому СССР.
Первым прокурором Союза ССР был назначен Иван Алексеевич Акулов.
В годы Великой Отечественной войны деятельность всех органов прокуратуры была перестроена на военный лад. Сотрудники прокуратуры принимали активное участие в расследовании преступлений фашизма. А Роман Андреевич Руденко (в 1953 — 1981 гг. Генеральный прокурор СССР) выступал в качестве главного обвинителя от СССР на Нюрнбергском процессе над нацистскими военными преступниками в 1945 — 1946 гг. С наступлением мирного времени возникла необходимость перестроить и деятельность прокуратуры, учитывая особенности политической и экономической жизни страны. С 1946 года Прокурор СССР стал именоваться Генеральным прокурором СССР». Первым Генеральным прокурором СССР был Константин Петрович Горшенин.
С построением развитого социализма в СССР появляются и новые законодательные акты, регулирующие деятельность прокуратуры в стране. Однако, основными направлениями деятельности, как и прежде, остались: высший надзор за точным и единообразным исполнением законов; борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за совершенное преступление; разработка совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями, а также участие в совершенствовании законодательства.
После распада СССР и образования на его основе нового государства – Российской Федерации – в январе 1992 года был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Согласно этому закону, прокуратура в России является самостоятельным государственным органом, не входящим ни в одну из ветвей власти. Часть задач, ранее выполняемых прокуратурой, перераспределена между другими правоохранительными ведомствами.
Доминирующим в деятельности прокуратуры является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Одновременно приоритетными направлениями остаются обеспечение единого правового пространства страны, борьба с преступностью и коррупцией. От качества выполнения этих задач во многом зависит благосостояние и правовая защищенность граждан России, безопасность и интересы государства.
История прокуратуры России
Прокуратура до 1917 года
Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: «Вот око мое, коим я буду все видеть».
С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности стал Генерал-прокурором.
Судебная реформа 1864 года установила «Основные начала судебных преобразований», которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей», а также констатировали, что «власть обвинительная отделяется от судебной».
Прокуратура после революции
В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:
наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
В июне 1933 года Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР принято решение об учреждении прокуратуры Союза ССР, на которую возлагались, в том числе, дополнительные функции:
Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. Прокурор Союза ССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его Президиуму. Помимо этого Прокурор Союза ССР был подотчетен и СНК СССР. Это обеспечивало независимость Прокурора Союза ССР от каких-либо государственных органов и должностных лиц.
Первым прокурором Союза ССР был назначен Иван Алексеевич Акулов. В «Положении о Прокуратуре Союза ССР» были определены отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и, правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений. В Положении были определены система и структура органов прокуратуры. В качестве структурных подразделений в Прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры. Весьма обстоятельно были сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР. Его главное предназначение заключалось в осуществлении руководства нижестоящими прокуратурами
путем издания различного рода указаний и распоряжений, созыва совещаний подчиненных прокуроров и следователей, проведение проверок деятельности нижестоящих прокуратур, получение регулярных отчетов об их деятельности. На Прокуратуру СССР возлагались функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.
Проведение в жизнь «Положения о Прокуратуре Союза ССР» в существенной мере способствовало укреплению единства и строгой централизации органов прокурорского надзора. Конституция СССР, принятая в декабре 1936 г., впервые в истории конституционного законодательства вводит понятие высшего надзора за точным исполнением законов. Причем, эта прерогатива была отнесена к полномочиям только Прокурора Союза ССР (ст. 113).
Таким образом, в 1936 г. произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему.
С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 г. прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.
Учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР в марте 1946 г. принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР».
Первым Генеральным прокурором СССР стал Константин Петрович Горшенин.
В мае 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утвержден такой важный законодательный акт как «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 Положения возлагает на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР.
После того, как в 1977 году была принята новая Конституция СССР, Прокуратура Союза ССР приступила к разработке на ее основе Закона о Прокуратуре СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом СССР о Прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры было отнесено, во-первых, высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, и, во-вторых, борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью и другими правонарушениями; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за преступление; разработку совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов. Законном устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями – Президиуму Верховного Совета СССР.
Прокуратура в наше время
После распада СССР, в январе 1992 г., был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.
В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.
В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Связь времен продолжается.
Сегодня выдвигаются новые требования к прокурорам и ставятся более сложные задачи. Масштабные реформы, реализация национальных проектов требуют нового качества прокурорского надзора с тем, чтобы правозащитный и правоохранительный потенциал прокуратуры реально способствовал развитию демократического правового государства.
В числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры продолжают оставаться борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны.
В настоящее время органы прокуратуры придают важное значение своевременному информированию органов представительной и исполнительной власти всех уровней о состоянии законности, складывающейся в правоприменительной практике.
Именно в этом видится основное направление деятельности прокуратуры, от которой во многом зависит благосостояние и правовая защищенность граждан, безопасность и интересы государства.
Обсуждают (1): Обсуждение
Комментарии (1)
Статья 1 Конституции Российской Федерации.
Так в 21 статье «Закона о прокуратуре РФ» излагаются задачи и обязанности органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства РФ с точки зрения права, в том числе и Конституционного, всеми ветвями исполнительной, законодательной власти и многочисленными фирмами и фирмочками. Это изложено в ч.1 этой статьи. Во второй же части этой статьи все эти задачи и обязанности ОБНУЛЯЮТСЯ под предлогом того, что имеются у всех этих структур и фирмочек вышестоящие органы, которые сами в состоянии вести такой контроль, а вмешательство прокуратуры в законность тех или иных действий обжалуемых нарушителей законности – это, по мнению ЭАКОНОДАТЕЛЯ, необоснованное вмешательство в их экономическую и финансовую политику. А если уж сильно «приспичило», а «деваться некуда», то – «РАСЛАБЬСЯ И НАСЛАЖДАЙСЯ», либо обращайся в СУД, который «САМЫЙ ГУМАННЫЙ В МИРЕ».
Статья 21, («Закона о прокуратуре РФ»). Предмет надзора
1. Предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодатель-ными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Фе-дерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного кон-троля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании по-ступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опроверг-нуть без проведения указанной проверки.
2. Председатели, заместители председателей и судьи других федеральных судов назначаются Прези-дентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
2. Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Прокуро-рам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вкла-ды), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пре-делами территории Российской Федерации.
3. Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Фе-дерации назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
4. Прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных про-куратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
5. Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом Российской Федерации, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом.
6. Если иное не предусмотрено федеральным законом, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокуро-ром Российской Федерации.
Статья 81 Скорректированной Конституции Российской Федерации.
1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Россий-ской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федера-ции не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жи-тельство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него граж-данства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федера-ции, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституцион-ным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федера-цию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства. Президенту Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, за-прещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Фе-дерации.
3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков.
3_1. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Россий-ской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) за-нимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возмож-ность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допу-стимых указанным положением.
Когда-нибудь студенты юридических вузов, наряду с изучением обя-зательного для юристов, т.н. «Римского права». будут штудировать «Путинское право», изучая «технологию» преобразований республи-канской Конституции Российской Федерации в классическую монар-хию в условиях карманного Конституционного Суда.
С 299 г о д о в щ и н о й П р о к у р а т у р ы В а с!