бунин деревня история создания
Деревня
«Я, восприявший скорби темноты,
Из недр земных земле благовествую
Глаголы Незакатной Красоты!»*,
Синий ворон от падали
Алый клюв поднимал и глядел.
А другие косились и прядали,
А кустарник шумел, шелестел.
Синий ворон пьёт глазки до донушка,
Собирает по косточкам дань.
Сторона ты моя, ты, сторонушка,
Вековая моя глухомань.***
Бунин был далёк от идеализации своего народа; но под этим словом «народ» он понимал не только неграмотное крестьянство, а и все другие сословия.
Только в годы гражданской войны большинство критиков признали правду Бунина, оценили его предвидение катастрофы.
После февральской революции ропот мужиков превратился во вспыхивающие погромы. Бунин видел, что всё худшее и страшное стало преобладать. В письме Горькому он пишет: «Ото всего того, что я узнаю… и вижу вокруг, ум за разум заходит, хотя только сбывается и подтверждается то, что я уже давно мыслил о святой Руси». Он всё сильнее предчувствовал, что «Россию ждёт трагическая участь». В 1916 г. он отразит увиденное в деревне:
_________________
*Стихотворение И. Бунина «Надпись на могильной плите»
** Родине.
Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом чёрных хат…
Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни вёрст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.
1891
****** И. Бунин «Хозяин умер, дом забит»
Анализ повести «Деревня» (И.А. Бунин)
Автор: Guru · Опубликовано 02.06.2021 · Обновлено 12.07.2021
Первая русская революция 1905-1907 годов оказала серьезное влияние на литературное творчество Ивана Алексеевича Бунина. Многие его произведения обрели социальную направленность, писатель размышляет над историей русского народа и теперешним положением простых людей, пытаясь понять, что ожидает крестьян в будущем. Повесть «Деревня», созданная Буниным в 1910 году, сочетает в себе философские и национальные аспекты, став одной из первых крупномасштабных историй, написанных автором.
Общая характеристика произведения
Иван Алексеевич работал над повестью «Деревня» на протяжении 10 лет, с 1900 по 1910 год. Перед читателями предстает несомненная обреченность русской провинции в начале 20-го века, в то же время автор весьма ярко и выразительно описывает патриархальный строй, который уже постепенно вытесняется наступившей новой эпохой. Сельская местность в этом произведении кажется настоящим царством безысходности, голода и неминуемого вымирания.
Бунин поставил перед собой цель показать подлинный облик русского народа без каких-либо прикрас. Писатель отразил в повести то, что довелось созерцать ему самому, в произведении демонстрируется нищета крестьян, их крайняя косность и нежелание что-либо менять в жизни, равнодушие и жестокость по отношению к другим людям.
Основной темой данной истории становятся рассуждения о том, кто именно виновен в печальном положении деревенских жителей. Один из центральных персонажей произведения, носящий имя Кузьма Красов, уверен в том, что на несчастных земледельцах не лежит никакой вины. В то же время Тихон Красов, брат Кузьмы, полагает, что именно крестьяне несут ответственность за убогость и беспросветность собственного существования.
Тихон становится в повести воплощением разумного и предусмотрительного сельского хозяина нового времени, а Кузьма является интеллигентом, пытающимся найти объяснение сложившейся ситуации. При этом Иван Алексеевич считает, что крестьяне все же сами виноваты в своих страданиях, однако писатель не предлагает никаких конкретных мер для улучшения жизни народа.
Композиция повести
События развиваются в деревне, именуемой Дурновка и ставшей собирательным образом множества подобных селений. Данным названием автор подчеркивает то, насколько неразумным является все существование крестьян.Повесть делится на три части. В первой из них главным героем выступает Тихон Красов, во второй внимание писателя сосредоточено на его брате Кузьме, в заключительной составляющей произведения Бунин подводит итоги жизни каждого из родственников. В их судьбах отражаются многочисленные проблемы российской деревни, причем братья во многом полностью противоположны друг другу.
Тихону, родившемуся в семье крепостных крестьян, удается стать состоятельным человеком и обладателем поместья. Мужчина нисколько не сомневается в том, что основной жизненной ценностью являются деньги, он тратит всю свою энергию и смекалку на увеличение собственного капитала. Однако брат Тихона Кузьма является совершенно иным, он с горечью раздумывает о том, что ожидает в дальнейшем Россию, его искренне огорчают невежество, крайняя бедность и отсталость крестьян.
Образы братьев Красовых
Демонстрируя читателям личность Кузьмы Красова, Иван Алексеевич показывает в образе этого персонажа зарождающиеся качества новой психологии народа. Кузьма, раздумывая о лени и неразвитости обитателей села, приходит к выводу, что, помимо нелегких обстоятельств, и сами люди виновны в том, что они ведут едва ли не животное существование.
При этом Тихон, напротив, является человеком предусмотрительным и расчетливым, который всегда думает главным образом о собственном благе. Тихон прибегает к любым способам ради обогащения, но и его охватывает глубокое отчаяние, когда он размышляет о будущем родной страны.
Братья постоянно спорят между собой, и в их разговорах писатель показывает и темные, и светлые составляющие бытия мужиков, отражая полнейший упадок и деградацию мира крестьян. В последней части повести Тихон и Кузьма, жизненный путь которых уже приближается к завершению, испытывают настоящее отчаяние. Кузьма страдает от одиночества, а Тихон переживает из-за отсутствия наследников и крушения привычного для него деревенского уклада. Невзирая на всю несхожесть братьев, оба чувствуют себя лишними и никому не нужными в окружающей жизни.
Восприятие Буниным революционного движения
В данном произведении Иван Алексеевич дает четкую и объективную оценку современной ему России. Автор подчеркивает, что те, кого в те времена называли «бунтовщиками», являются неумными, ограниченными и грубыми людьми, не получившими никакого воспитания. По мнению Бунина, все их попытки каким-либо образом улучшить положение вещей обречены на провал, поскольку эти люди не могут ничего изменить в собственном сознании и мироощущении, которое остается застывшим и косным. Деревня, которую автор демонстрирует читателям, представляет собой весьма печальное зрелище.
Крестьянство в повести
Бунин откровенно демонстрирует все крайне неприятные качества, присущие мужикам, в частности, рукоприкладство по отношению к женам и детям, безжалостное обращение с животными, непрекращающееся злоупотребление алкоголем. Многие из жителей Дурновки абсолютно не осознают, что происходит вокруг них, они не в силах воспринять никаких новых впечатлений.
В селении обитает некий Серый, существующий в условиях полнейшей нищеты, несмотря на наличие у этого человека немалого количества земли. Не желая трудиться, крестьянин живет в нетопленной избе, а его дети опасаются света, привыкнув находиться в темноте.
В образе одной деревни автор представляет всю Россию. Иван Алексеевич полагает, что мужики способны лишь на стихийный бунт, который в любом случае не приведет ни к каким результатам. Бунин упоминает о том, что однажды обитатели уездных сел принялись протестовать, но их действия ограничились только сожжением нескольких усадеб.
Заключение
Многие упрекали писателя в нелюбви к народу и в том, что ему фактически не знакома реальная жизнь крестьян. Однако на самом деле Иван Алексеевич никогда не написал бы столь правдивого и пронзительного произведения, если бы искренне не болел за мужиков и родную страну. При этом в повести Бунина отчетливо отражается то, что не позволяет простым русским людям полноценно развиваться и двигаться вперед.
Деревня — повесть Бунина И. А.
Повесть Ивана Алексеевича Бунина «Деревня» показывает настоящую жизнь крестьян русской деревне в начале двадцатого столетия. Люди жили в беспросветной нищете, голоде, бесправье. Радости в их жизни практически не было. Через всё произведение звучит вопрос: кто виноват в том, что у крестьян такая жизнь?
Очень краткое содержание повести
Повесть начинается с родословной братьев Красовых, прадед которых был крепостным, затравленным борзыми барина Дурново. Дед выкупил себе вольную и разбойничал, отец открыл лавку, но разорился и спился. Далее идёт повествование о судьбе двух братьев — Тихона Ильича и Кузьмы Ильича.
Родились они в деревеньке Дурновка, росли, занимались мелкой торговлей, чтобы было на что жить. Между ними произошла ссора, которая развела их.
Кузьма начал зарабатывать наёмным трудом. Работал там, где предлагали. Однако главной страстью его было сочинительство. Он мечтал об образовании, но денег не было. Писал он как самоучка, много читал, так и прошло лучшее время героя. Кузьма обнищал, стал пить, понял, что жизнь его не сложилась.
Тихону Ильичу удалось разбогатеть. Он снял постоялый двор, открыл кабак. Женился на бывшей горничной княжны, взял приданое и сумел купить у обедневших помещиков имение — Дурновку. У Тихона была боль: его жена рожала мёртвых младенцев. Надежда иметь детей с годами таяла. Трактир пришлось закрыть в связи с государственной винной монополией. Тихон Ильич озлобился, замкнулся на хозяйственных заботах, стал попивать, а потом понял, что ему не хватает брата. Он решил помириться с Кузьмой.
Тихон нашёл брата вовремя. Кузьма уже хотел свести счёты с жизнью, потому что у него ничего не получалось. Тихон предлагает брату приехать в деревню и управлять усадьбой. Кузьма согласился. Возвратившись к своим родовым корням, герой почувствовал покой и удовлетворение. Братья сближались в беседах, сходились в отрицательных характеристиках русского народа.
Повесть заканчивается безотрадной, горестной свадьбой красивой обездоленной женщины с никчёмным пьяницей.
Место и время действия
Действие в повести разворачивается в начале прошлого столетия, в 1904-1907 гг. в деревне Дурновка. Эта деревня стала собирательным образом, который воплотил все черты русской деревни того времени. После революции крестьяне просто выживали. Автор смог это показать на примере жизни в Дурновке.
Общая характеристика «Деревни»
Замысел «Деревни» появился у Бунина в 1908 году. Первую часть Иван Алексеевич написал в короткий срок в сентябре 1909 года. Жизненные обстоятельства вынудили его забросить на год работу над повестью. Писатель вернулся к ней в августе 1910-го, работал исступлённо. Его тревожили недавние события революции, размышления писателя о судьбе России и русском характере требовали выхода.
«Деревня» — не только повесть о крестьянской жизни, в ней содержится размышление о русском народе, о судьбе страны. Писатель охватил всю русскую жизнь. Показан неприглядный быт, безрадостные будни разбогатевшего крестьянина. Автор поднимает проблемы экономики, политики, философии, религии, нравственности, семейных отношений. Злободневность повести (упоминание о русско-японской войне, конституции, реформе) сочетается с эпичностью: национальные особенности выводятся из многовекового рабства крестьян и времён князя Владимира, в произведении множество персонажей, представляющих Русь во всей её многоликости.
Основные персонажи и их краткая характеристика
Братья Красовы
Тихон и Кузьма — родные братья, но они отличаются по характеру, у них разные цели в жизни.
Тихон считает, что деньги самая надёжная вещь на свете, поэтому он стремится заработать как можно больше. Герой эгоистичен и расчётлив, но трудолюбив, наделён силой воли и смекалкой. Бывший крепостной смог приобрести барское имение. Всю жизнь Тихон провёл в погоне за богатством, но в конце её, достигнув желаемого, чувствует пустоту и отчаяние: наследников у него нет, будущее России пугает.
Кузьма мечтает получить образование, стать писателем. Он считает, что только этот путь сделает его жизнь счастливее. Поэт-самоучка, он стремится к известности, но у него ничего не выходит. Кузьма много читает, занимается самообразованием, он правдолюбец, обеспокоен судьбой России, переживает отсталость и бытовую убогость крестьянства. Кузьма Красов душевно близок Бунину, через него писатель выражает страстное негодование на дикость, лень и невежество народа.
В конце повести оба брата одинаково не удовлетворены своей жизнью. Они сближаются, проводят время в разговорах о народе, о вере. Оба одинокие, никому не нужные.
Молодая (Авдотья)
Авдотья служит кухаркой у Тихона, в доме, где живёт Кузьма.Тихон решил искупить свою вину: устроить жизнь Молодой, то есть выдать замуж, дать за ней приданое. Однако в женихи ей Красов определил человека вздорного, пьющего и драчливого. Но Авдотья даже благодарна Тихону, потому что у неё будет свой дом, что избавит её от скитания по чужим углам. И всё же перед свадьбой Молодая разрыдалась: замуж пошла от безысходности. В деревне рассчитывать на большее в с её прошлым не приходится. Свадьба напоминала похороны.
Образ Молодой символизирует Россию, а свадебный поезд среди вьюги, будто гоголевская птица-тройка, несётся в «тёмную муть».
Краткое содержание повести Ивана Бунина «Деревня» по главам
Глава 1
Тихон и Кузьма Красновы — два брата. Живут в деревне Дурновка, занимаются мелкой торговлей после смерти своего отца. Однажды они чуть «ножами не порезались» и решили разойтись по добру по здорову. Кузьма нанялся к гуртовщику, а Тихон снял постоялый двор и торговал.
Тихон долго жил с немой кухаркой. У них даже ребёнок родился, но кухарка его придавила во сне. Затем Тихон женился, взяв неплохое приданое за жену. Стали у них рождаться только мёртвые дети. Сначала Тихон и жена его Настасья Петровна переживали. Потом Красов понял, что ему просто не суждено стать отцом.
Когда ездил он по делам в другие деревни, то видел, что там и тут мужики бунты поднимают. Узнал, что и против него подняться хотят. Поэтому решил, что с Дурновкой надо развязываться. Тихон начал искать покупателя, чтобы навсегда уехать из деревни.
В это время к ним приехал Родька с женой Авдотьей. Молодая, так называли женщину, осталась, а Родьку забрали в солдаты. Тихон не терял надежды обзавестись наследником. Начал приставать к Молодой. Обещал ей и сапоги, и платья, но женщина его ухаживания не приняла. А в скором времени вернулся её муж, который сильно бил её. Однажды Тихон увидел, как Молодая мыла пол. Не удержался Тихон и понёс её на руках на кровать. Надеялся Краснов, что женщина забеременеет, но этого не случилось. Поэтому надо было Родьку куда-то отправить подальше с глаз.
Такая возможность представилась, когда Тихон помирился с Кузьмой и предложил ему стать управляющим. Брат согласился и рассказал, чем он занимался всё это время. Показал книгу, которую написал.
Глава 2
Больше всего на свете Кузьма мечтал учиться. Начав служить в лавке у купца, он освоил грамоту, увлёкся чтением и сам начал писать незамысловатые вирши. Когда он поругался с братом, то немного поработал у гуртовщика, а потом подался в Воронеж. Там писал статьи в газеты, рассказы, стихи, всё это время много читал. Герой познакомился с замужней женщиной и на протяжении длительного времени состоял с ней в связи.
Так прошло 10 лет. Был Кузьма маклером в Воронеже, а после смерти женщины, с которой он жил, переехал в Елец. Потом в Липецке устроился конторщиком. Мерзостная жизнь, которую Кузьма видел вокруг себя, приводила его в отчаяние. Он бросил службу, и денег не было, а если и появлялись, то уходили на выпивку. Когда Кузьма узнал, что в родном уезде в селе Казакова сдаётся сад, то сразу решил отправиться в родные края. Его попытки найти работу были безуспешны, Кузьма впал в отчаяние: задумался о самоубийстве или монастыре, но тут его нашёл Тихон и передал ему записку с просьбой приехать. Кузьма отправился к брату. После долгих лет ссоры они помирились.
Глава 3
Кузьма был управляющим у брата, но не понимал его. Тихон стал подозрительным, мог по несколько раз повторять одно и то же. Кузьма видел, что жена Настасья Петровна боится мужа, старается ему во всём угождать.
Зимой Кузьма заболел. Он хотел пожаловаться Авдотье, но та даже не обратила внимания на болезнь Кузьмы. Женщине самой было тяжело. Поэтому она не замечала страданий Красова. Он несколько дней не приходил в себя. Когда пришёл, то услышал голос Авдотьи, которая говорила кому-то, что похоронят Кузьму, если он умрёт. В это время приехал брат Тихон и сообщил, что умерла Настасья Петровна.
Тихон всё больше задумывался о бессмысленности своей жизни: даже не мог толком вспомнить ничего из неё. И Кузьма понимал, что его жизнь прошла впустую, в ожиданиях. Он ничего не совершил, не смог даже изобразить в рассказах «свою нищету и тот страшный в своей обыденности быт, что калечил его». Кузьма только травил душу идеями Толстого, сатирами Щедрина и страдал, что жизнь пропадает. Возвращение в родную деревню его успокоило. Братья стали чаще разговаривать и спорить. В этих беседах они становились ближе, находили общий язык в оценке народа, дикого и ленивого.
Тихон Ильич решил Авдотью замуж выдать. Нашёл ей пару. Решил выдать Молодую за Дениску. Женщина смирилась со своей судьбой и была согласна выйти замуж за кого угодно. Когда Кузьма спрашивает у неё, почему она соглашается выйти замуж за драчуна и лодыря, она молча пожимает плечами. Кузьма хочет упросить и отговорить брата от свадьбы, но Авдотья плачет. Она понимает, что ей придётся всю жизнь скитаться по чужим домам. Замуж её теперь никто не возьмёт, а этот жених человек дурной, с ним спокойной жизни не будет.. Авдотья просто смирилась со своей судьбой. Кузьма благословил её, а невеста плакала над своей участью прямо на свадьбе. Гости на это не обращали никакого внимания. Они пели песни и веселились.
Анализ повести «Деревня» Бунина
Писатель хотел показать русский народ таким, какой он был, без прикрас. Бунин правдиво анализирует жизнь деревни, быт простых людей, а также показывает мотивы их поступков.
Лейтмотив произведения
Лейтмотив повести — безалаберное состояние русской жизни: «чернозём на полтора аршина», а сытых мало. Усадьбы везде оскудели, мужики разорились. Неустроенный быт писатель отмечает даже в богатых крестьянских домах: грязь по колено во дворах, зимой в доме телята, ягнята, в избах сыро и угарно.
Лейтмотивом звучит и слово «каторга», которое Тихон часто повторяет, имея в виду жизнь. Ещё один удручающий мотив, который возникает постоянно — живодёрство: освежёванная скотина, шкуры кошек. Мужик по прозвищу Серый — мастер резать жилы лошадям и сдирать шкуры. Тихона шорник называет «кошкодёром», всех обитателей Дурновки автор именует «живорезами».
Ведущая тема повести: Русская деревня как образ всей России и самосознание народа, от которого зависит будущее страны.
Главный вопрос, который ставит Бунин: способен ли русский народ распорядиться своей судьбой? Революция 1905–1907 гг. показала активность народных масс на исторической арене. Судьба России стала зависеть от простого народа, в том числе — крестьянства, которое составляло большую часть населения аграрной страны.
Ответ на вопрос автор даёт отрицательный.
Основная мысль произведения: народ, который меньше полувека назад был юридическим рабом, в сущности им остался: сохранились рабские привычки, рабская психология, скотские условия жизни.
Писатель называет русский народ несчастным, но в своих несчастьях он повинен сам. После освобождения от крепостной зависимости многие крестьяне живут в нужде из-за лени и глупости. Образ Серого раскрывает эту мысль. Он самый нищий мужик в деревне, не желает пахать, сдаёт землю. Сидит дома с семьёй в голоде и холоде и ждёт «настоящего» выгодного дела. Зарабатывал в основном на забое скотины, а потом всё пропивал.
Братья Тихон и Кузьма, предприимчивый делец и самоучка-правдоискатель, — натуры сильные, но и они пришли к неутешительному итогу. Бессмысленным оказалось накопительство Тихона, а жизнь Кузьмы прошла в беспредметных ожиданиях и мечтах, как часто случалось с русскими сколько-нибудь образованными людьми.
Проблематика
В повести писатель затрагивает много проблем, но главные — две: уклад жизни (быт) и национальный характер (психология). Эти явления неразрывно связаны между собой. Характер определяет быт, который, в свою очередь, влияет на характер. Бунин видит причины народных бед в страшной отсталости быта, унаследованного от предков, и в невоспитанности русского характера: несколько веков рабства мешали его выработать.
Композиция произведения
Повесть делится на три части. В первых двух повествуется о жизни братьев — Тихона и Кузьмы, а в третьей части подводится итог их жизни. Чёткого разделения на части нет, автор просто разрывает его тем, что включает в повесть других персонажей. Так создаётся более обширная картина деревни. Сквозного сюжета нет: чередуются сцены деревенской жизни со стычками простых мужиков и богачей. Сюда же стоит добавить многочисленные отступления, которые показывают красоту деревенских пейзажей. Им противопоставляется бедность и нищета. Такой контраст помогает читателю остро почувствовать и понять, в каких условиях жили простые люди в начале прошлого века.
Аудиокнига
«Деревня» Бунина и русская литературная традиция
Общая характеристика «Деревни»
Таким сложным содержанием во внешне традиционном бытовом обличье обладает повесть «Деревня», созданная в 1910 году. Это одно из первых крупных произведений Ивана Алексеевича, написанное в прозе. Над его созданием писатель трудился целых 10 лет, начав работу еще в 1900 году.
В. В. Вороновский охарактеризовал это произведение, открывающее деревенский цикл в творчестве Бунина, как изучение причин «памятных неудач» (то есть причин поражения революции). Однако этим смысловое содержание повести не ограничивается. Рассказ об обреченности русского захолустья, данный в «Деревне», является одним из самых талантливых описаний судьбы патриархального строя в истории нового времени. Присутствует обобщенный образ: деревня — царство смерти и голода.
Задача, которую поставил перед собой автор, — изобразить без идеализации русский народ. Поэтому Иван Алексеевич проводит беспощадный психологический анализ («Деревня»). Бунин имел для него богатый материал, который давали писателю хорошо знакомые ему быт, повседневная жизнь и психология русского захолустья. Убогая, нищая жизнь, под стать которой и облик людей — косность, пассивность, жестокие нравы — все это наблюдал писатель, делая выводы, а также проводя тщательный анализ.
Когда я был маленьким, мне всегда казалось, что вместе с рождественскими праздниками начинается весна. «Декабрь — вот это зима», — думал я. В декабре погода, по большей части, суровая, серая. Рассветает медленно, город с утра тонет в сизом, морозном тумане, а деревья одеты густым инеем сиреневого цвета; солнца целый день не видно, и только вечером замечаешь след его, потому что долго и угрюмо рдеет мутно-красная заря в тяжелой мгле на западе… Да, это настоящая зима!
Я с нетерпением ждал святок. Когда в конце декабря я бегал по утрам в гимназию, видел в магазинах сотни блестящих игрушек и украшений, приготовленных для елок, видел на базаре целые обозы с этими зелеными, загубленными для праздника елочками, а в мясных рядах — целые горы мерзлых свиных туш, поросят и битой, ощипанной птицы, я с радостью говорил себе:
— Ну, теперь уж близко праздник! Скоро настоящая зима кончится, и дело пойдет на весну. Я на целые две недели уеду в деревню и буду там встречать начало весны.
И мне казалось, что только в деревне и можно заметить, что начинается весна. Мне казалось, что только там бывают настоящие светлые, солнечные дни. И правда, ведь в городе мы забываем о солнце, редко видим небо, а больше любуемся на вывески да на стены домов.
И вот, наконец, наступал давно желанный, радостный день. Вечером вдруг раздавался звонок в сенях нашей квартиры, я стремглав бежал в прихожую и наталкивался там на высокого человека в большой енотовой шубе. Воротник этой шубы и шапка на голове высокого человека были в инее.
— Папочка! — взвизгивал я в восторге.
— Уйди, уйди, я — холодный, — говорил отец весело, и действительно, от него так хорошо пахло морозной свежестью, снегом и зимним воздухом.
Весь этот вечер я не отходил от отца. Никогда я не любил его так, как в эти вечера, никогда не засыпал так сладко!
Я засыпал, упоенный мечтами о завтрашнем путешествии в деревню, и правда — это было веселое путешествие! Поезд быстро бежит среди ровных снежных полей, вагон озарен утренним солнцем. Белый дым волнующимися клубами плывет перед окнами, плавно упадает и стелется по снегу около дороги, а по вагону ходят широкие тени. Свет солнца от этого то будто меркнет, то снова врывается в окна яркими, янтарными полосами… Даже весело то, что в вагоне так много народу, так тесно и шумно!
Но вот и одинокая, знакомая станция среди пустынных полей. Тихо-тихо в полях после грохота поезда! Откинешься в задок саней, прикроешь глаза — и только покачиваешься и слышишь, как заливается колокольчик над тройкой, запряженной в протяжку, как визжат и постукивают на ухабах полозья. Коренник сеет иноходью, передние поджарые лошади, пофыркивая, несутся вскачь, комья снегу бьют в передок, а около саней, быстро-быстро, как змея, вьется длинный кнут кучера. Обернешься — и кажется, что полоса дороги выскальзывает из-под полозьев, бежит назад, в ровное снежное поле…
А потом — шагом по занесенным вьюгами лугам, под обрывами с нависшими тяжелыми снегами! Огромными раковинами завиваются внутрь гребни снеговых навесов. Ясно и резко отделяются их чистые, холодные изваяния от фока неба: небо снизу кажется темно-темно-синим! Пристяжные играют, на ходу хватают губами и отбрасывают снег…
— Балуй! — грозно кричит кучер, щелкает кнутом, — и опять постукивают сани на ухабах, и звонко заливается колокольчик под мерно качающейся дугою…
А между тем уже догорает короткий день; встали лиловые тучки с запада, солнце ушло в них, и наступает тихий, зимний вечер. Над посиневшими снегами залегает к востоку морозная мгла ночи. Сливается с нею вдали снежная дорога, и мертвое молчание царит над степью. Только полозья тихо скрипят по снегу, и задумчиво позванивает колокольчик: лошади идут шагом. Овсянки бесшумно перелетают перед ними по дороге… Мужик на розвальнях пристал за нами где-то на перекрестке, и заиндевевшая морда его шершавой, низенькой и бокастой лошадки, которая трусит рысцой за нашими санями, равномерно дышит теплым паром в мой затылок.
— Не наезжай! — раздается иногда голос нашего кучера среди мертвого молчания поля.
И мужик тоже что-то покрикивает, соскакивает на раскатах и снова бочком, на бегу, вваливается в свои дровни.
А кругом все темнеет и темнеет, и уже ночью въезжаем в знакомое село. Ночь темная, но звездная; мелкие звезды содрогаются острыми синими огоньками, крупные блещут переливчатым блеском разноцветных камней. На селе еще краснеют кое-где оконца в смутно чернеющих избах… В чистом, морозном воздухе звонко отдаются скрип ворот или лай собачонки…
И чувство глубокого довольства и покоя наполняет душу, когда, наконец, медленно въезжаешь на сугроб перед крыльцом освещенного и теплого деревенского домика!
«Деревня» (Бунин): идейная основа произведения
Идейная основа повести — размышление о сложности и проблематичности вопроса «Кто виноват?». Кузьма Красов, один из главных героев, мучительно бьется над решением этого вопроса. Он считает, что с несчастного народа нечего взыскивать, а его брат, Тихон Красов, — что виноваты в таком положении сами крестьяне.
Двое вышеупомянутых персонажей — главные герои этого произведения. Тихон Красов олицетворяет облик нового деревенского хозяина, а Кузьма — народного интеллигента. Бунин считает, что виноват в несчастьях сам народ, но не дает четкого ответа на вопрос, что же следует делать.
Повесть «Деревня» (Бунин): композиция произведения
Действие повести происходит в деревне Дурновка, которая является собирательным образом многострадального селения. В этом названии имеется указание на идиотизм его жизни.
Композиция разделена на три части. В первой в центре находится Тихон, во второй части — Кузьма, в третьей подводится итог жизни обоих братьев. На основе их судеб показаны проблемы русской деревни. Образы Кузьмы и Тихона во многом противоположны.
Тихон, являясь потомком крепостных, сумевшим разбогатеть и стать владельцем имения, уверен, что деньги — самая надежная в мире вещь. Этот трудолюбивый, смекалистый и волевой мужик посвящает всю жизнь погоне за богатством. Кузьма Красов, правдолюбец и народный поэт, размышляет о судьбе России, переживая нищету народа и отсталость крестьянства.
Образы Кузьмы и Тихона
На примере Кузьмы Бунин показывает зарождающиеся черты новой народной психологии, Кузьма раздумывает о дикости и лени народа, о том, что причины этого — не только сложные обстоятельства, в которые попали крестьяне, но и в них самих. В противоположность характеру этого героя Иван Бунин («Деревня») изображает Тихона расчетливым и эгоистичным. Он постепенно преумножает капитал, и на пути к власти и благополучию не останавливается ни перед какими средствами. Однако, несмотря на избранное направление, он ощущает отчаяние и пустоту, которые связаны напрямую со взглядом в будущее страны, открывающее картины еще более жестокой и разрушительной революции.
Через споры, мысли, выводы братьев о себе и о родине писатель показывает светлые и темные стороны жизни крестьян, вскрывая глубину упадка крестьянского мира, проводя его анализ. «Деревня» (Бунин) — это глубокое раздумье автора о создавшемся в мужицкой среде плачевном положении.
Третья часть произведения посвящена изображению братьев в момент кризиса — подведения итогов жизненного пути главных персонажей произведения «Деревня» (Бунин). Герои эти испытывают неудовлетворенность жизнью: Кузьму снедают тоска и беспросветное одиночество, Тихон озабочен личной трагедией (отсутствием детей), а также разрушением основ бытового устройства деревни. Братья осознают безвыходность положения, в котором они очутились. При всей разности их характеров и устремлений судьба этих двух героев во многом схожа: несмотря на просвещенность и достаток, социальное положение делает и того, и другого лишним, ненужным.
Содержание рассказа «Деревня»
Описанное в рассказе действие происходит на территории Российской империи в конце девятнадцатого и начале двадцатого века. Главные герои рассказа – это братья, которые родились в деревне с неброским названием «Дурновка». Зовут их Тихон и Кузьма, а фамилия главных героев – Красовы.
В юном возрасте они активно занимаются торговлей и имеют отличные отношение. Но, в определенный момент между ними возникает ссора, и они разрывают отношения, практически переставая общаться между собой. Дороги их расходятся в разные стороны.
Тихон после расставания решает открыть трактир и лавку. Он одновременно с этим скупает за копейки земли, а также приобретает и продает помещицкий хлеб. Конечно же, такая деятельность приносит со временем ему богатство и процветание. Он имеет большие денежные средства и решается на приобретение барской усадьбы. Автор отмечает, что успехи в финансовом направлении не приносят Тихону счастья и радости. Он женился, но никак не мог обзавестись детьми, так как его жена постоянно рожала мертвых малышей. Именно поэтому достигнув пятидесятилетия, он осознает, что у него совсем нет наследников и продолжить его деятельность просто некому. Он понимает, что зря потратил свои годы жизни и с приближением старости начинает очень сильно пить.
Кузьма, после ссоры со своим братом, вёл совсем другую жизнь. Он еще ранее, с самого своего детства, мечтал получить достойное образование. Умея читать и писать, он начинает пробовать себя в разнообразной литературе. Это приводит к тому, что Кузьма не только знакомится с творениями различных писателей, но и см начитает писать рассказы и стихотворения. Ему даже удалось издать собственную книгу. Перечитав свое издание, он понимает, что его творчество несовершенно. К тому же книги практически не приносили доходов. Именно поэтому он также разочаровывается в своей жизни, и как брат, начинает сильно пить. В голову Кузьмы постоянно закрадывались странные мысли – то он хотел покончить жизнь самоубийством, то решался посвятить свой остаток жизни монастырю.
С приближением старости оба брата понимают, что совершенно не могут жить друг без друга. Именно такие плачевные и неудачные жизненные моменты приводят их к примирению.
Тихон решает забрать к себе Кузьму и назначает его управляющим в своем богатом доме, брат охотно соглашается на работу управляющим усадьбой.
По возвращении в свою родную деревню Дурновку, где проживали братья с самого рождения, Кузьма испытывает истинное облегчение и с удовольствием приступает к выполнению своих прямых обязанностей управляющего. Но спустя какое-то время, Кузьме снова становится скучно и грустно. Разговоры с братом были редкими, ему этого было недостаточно. Во время общения Тихона и Кузьмы обсуждались только те вопросы, которые имели деловую направленность.
Особенно автор выделяет кухарку Авдотью, которая проживала в имении. Она не обращала никакого внимания на Кузьму и его это очень сильно угнетало. Молчаливая женщина невольно делала жизнь управляющего еще хуже и только усиливала ощущение полного одиночества.
В определенный момент Кузьма случайно узнает тайну, которую долгое время скрывала кухарка Авдотья. Эта женщина раньше имела связь с его братом из-за того, что от родной жены Тихон не мог иметь детей. Но и эта попытка Тихона обзавестись потомством не увенчалась успехом. Авдотья также не смогла забеременеть от хозяина.
Об этой связи стало известно каждому человеку в селе. Именно поэтому замуж ее никто не захотел брать. Авдотья была опозорена всю деревню.
Чтобы хоть немного искупить свою вину перед кухаркой, Тихон обещает ей найти мужа. Но, похоже, хозяина не очень заботит, как будет чувствовать себя женщина в замужестве. Он прельщает хорошим приданным настоящего изверга. Когда Кузьма узнает, кто именно планируется быть мужем Авдотьи, он отказывается участвовать в организации свадебного мероприятия.
Этот человек имеет весьма скорбный характер, он регулярно избивает своего отца, старик постоянно ходит избитый. Но у Авдотьи нет иного выхода, и она соглашается с предложенным решением. Кузьма после длительной паузы также соглашается с выбором Тихона.
Организовано свадебное торжество было в феврале. Невеста была постоянно в слезах. Кузьма также не мог сдерживать слез во время благословения невесты Авдотьи. Гости, приглашенные на праздник, не обращали никакого внимания на то, что невеста плачет и вели себя таким образом, как и обычно ведет себя народ на торжествах в деревне – пили горячительные напитки и раскрепощено веселились.
Изображение крестьянства
Мужики предстают перед читателем во всей неприглядности: избиение детей и жен, дикое пьянство, истязание животных. Многие дурновцы просто не понимают, что происходит вокруг. Так, работник Кошель побывал однажды на Кавказе, но не может о нем ничего рассказать, кроме того, что там находится «гора на горе». Его ум «беден», он отталкивает все непонятное, новое, зато верит, что видел недавно настоящую ведьму.
Учителем в Дурновке работает солдат, самый обыкновенный по виду мужик, несший, однако, такую чепуху, что можно было только «руками разводить». Обучение ему представлялось как приучение к строгой армейской дисциплине.
Произведение «Деревня» (Бунин) дает нам еще один яркий образ — мужика Серого. Он был самым нищим в деревне, имея при этом много земли. Когда-то Серый построил новую избу, но ее нужно было зимой топить, поэтому он сначала сжег крышу, а затем продал и избу. Этот герой отказывается работать, сидит без дела в нетопленном жилище, а дети боятся лучины, поскольку привыкли жить в темноте.
Деревня — это вся Россия, поэтому в произведении нашла отражение судьба целой страны. Бунин считал, что крестьяне способны лишь на стихийный и бессмысленный бунт. В повести дается описание того, как однажды они взбунтовались по всему уезду. Кончилось тем, что мужики сожгли несколько усадеб, поорали «да и смолкли».
В деревне
На следующий день мальчик проснулся рано, долго изучал причудливые рисунки на стеклах, а затем отпросился у отца покататься на горке. Крепкие морозы его не пугали. И он всё так же верил в то, что весна совсем близко. Со двора уходить ему совсем не хотелось. Всё радовало. Он забрел во двор, где дремали коровы, сновали овцы и бродили лошади, похудевшие за зиму. Здесь он почувствовал смесь запахов сена и снега. И это были самые счастливые минуты в его короткой жизни.
Счастливый человек не замечает времени. Нечто подобное когда-то уже сказал Грибоедов. Мальчик, утопая в счастливых грезах, не заметил, как пролетели праздники. Пришло время возвращаться в город. Отец снаряжал его в поездку и давал наставления. А чтобы немного поднять настроение, пообещал купить жеребца к весне. Следующие месяцы мальчик будет мечтать о том, как будет кататься верхом, и ходить с отцом на охоту. Ему очень грустно покидать родной дом. Но с отцом он согласен: весна наступит совсем скоро.