брусчатка на красной площади история создания

Отголоски прошлого, или Где в Москве прогуляться по брусчатой мостовой

брусчатка на красной площади история создания. GL(53850)(2). брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-GL(53850)(2). картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка GL(53850)(2). Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.

Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.

брусчатка на красной площади история создания. 3 469 TVER BULVAR 02. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-3 469 TVER BULVAR 02. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 3 469 TVER BULVAR 02. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.

Сейчас к московской брусчатке относятся бережно и очень серьезно. Участки, найденные при благоустройстве по программе «Моя улица», сохраняют. А в некоторых местах ее восстанавливают, возвращая улицам утраченный облик. С чего началась история мощения дорог в столице и где сейчас можно прогуляться по брусчатке?

Брусчатка на Пушечной, Петровке и около станции метро «Баррикадная»

Старинное мощение в современном городе редкость, поэтому прогулка по таким тротуарам — возможность оказаться в историческом месте.

Например, в столице можно походить по клинкерной мостовой. Мощение клинкерным кирпичом применялось в Москве в первой трети ХХ века в качестве эксперимента. Этот сверхпрочный кирпич из специальной глины, обжигавшейся до полного запекания при температуре 1200 градусов, укладывали на мостовых елочкой. В 2015 году во время работ по благоустройству в рамках программы «Моя улица» на Пушечной улице возле Центрального детского магазина обнаружили сохранившиеся участки клинкерной мостовой. Было решено показать ее горожанам, и фрагмент этого кирпичного покрытия площадью около 40 квадратных метров был выложен возле церкви Софии Премудрости Божией.

Таким же способом в 1910е годы была вымощена и часть Театральной площади.

Еще один фрагмент брусчатой мостовой есть на Петровке, где проводились работы в рамках программы «Моя улица». Горожане смогут теперь не только любоваться брусчаткой, но и пройтись по участку такой мостовой напротив Малого театра.

Похожие фрагменты исторического мощения выложили на площади Тверская Застава вокруг памятника Максиму Горькому, на Сретенке и Земляном Валу. Кроме того, была восстановлена снятая для проведения работ в рамках программы «Моя улица» брусчатка на Баррикадной улице. А на Васильевском Спуске, у входа в парк «Зарядье», выложили такую же брусчатку, как на Красной площади.

брусчатка на красной площади история создания. Gorvn. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-Gorvn. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка Gorvn. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.брусчатка на красной площади история создания. Zarvn. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-Zarvn. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка Zarvn. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.

От деревянного настила к асфальтовому покрытию

Первые мостовые Москвы были деревянными. Они появились в XII веке на территории крепости. Впервые улицы за пределами Кремля замостили в XIV веке. Изменения отразили даже в их названиях — Большая Тверская мостовая улица и Большая Никитская мостовая улица.

Мостовые делали за счет жителей, с которых собирался налог на усовершенствование улиц — так называемые мостовые деньги. Работы вели двумя способами: либо бревна укладывались поперек улиц, сверху обшивались досками, настилаемыми по направлению движения транспорта, либо верхние части бревен стесывались, образовывая плоскую поверхность. Их также выкладывали поперек улицы.

Впервые по каменной мостовой москвичи смогли пройтись на территории Кремля в 1643 году. Мостить камнем городские улицы начали при Петре I — с 1690-х годов. Содержать их приходилось домовладельцам. В 1718 году издали указы, в которых предписывалось территорию напротив своего двора засыпать песком и камнем, мостить гладко и делать стоки к рекам и прудам.

Вплоть до введения муниципального управления в 1860-е годы следить за мостовыми и обновлять их должны были домовладельцы. Далеко не у всех были на это деньги, поэтому в 1823 году учредили капитал, из которого предоставлялись ссуды малоимущим хозяевам.

брусчатка на красной площади история создания. 4 990 KREML 01. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-4 990 KREML 01. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 4 990 KREML 01. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.

До середины XIX века технология укладки камня была далека от идеала: часто булыжник укладывали без подложки, прямо на землю. В результате приходилось менять покрытие несколько раз в год. Только в некоторых местах делали подушку: сначала бревна и доски, которые сверху посыпали щебенкой, мусором, углем и золой, потом добавляли прослойку земли и только после этого сверху клали камень.

В 1870-е годы московским властям булыжник казался сильно устаревшим типом покрытия, особенно для главных улиц. В крупных городах мира популярность набирал асфальт. Первый асфальтированный участок в Москве появился на Никольской улице в 1873-м. Сделано это было по инициативе богатого купца Александра Пороховщикова. Он построил на этой улице ресторан и решил удивить публику, закатав участок вдоль своего владения в асфальт.

Тогда городские власти решили отправить самых перспективных инженеров перенимать опыт в Европе — узнавать технологию укладки мостовых, а в Баку — изучать процессы добычи и производства асфальта.

Вернувшись в Москву, один из инженеров заявил: «Москва раз и навсегда должна отказаться от булыжника, признав его камнем, негодным для мощения». Взамен он предложил асфальт и каменную брусчатку, а городская дума согласилась провести эксперимент с новыми видами покрытия и выделила в 1876 году 50 тысяч рублей на мощение пяти пробных участков мостовой на Тверской улице. Первый участок — прессованные асфальтовые кирпичи, второй — прессованные асфальтовые шестигранные шашки, третий — литой сызранский асфальт, четвертый — прессованный сессельский асфальт и пятый — деревянная торцовая мостовая по системе Николсона. Лучшими оказались литой сызранский асфальт и, как ни странно, деревянное покрытие.

К 1896 году площадь асфальтовых мостовых в Москве достигает 2,5 гектара. Но по большей части это небольшие участки вдоль частных владений, уложенные на средства богатых предпринимателей. Причем некоторые укладывали вдоль своих домов асфальт, чтобы заглушить шум от железных колес и лошадиных подков.

Находки «Моей улицы»: кремневый резец и фундаменты четырех церквей

Помимо обнаруженной под асфальтом некоторых улиц брусчатки, во время работ по благоустройству в рамках программы «Моя улица» археологи нашли множество исторических артефактов. Так, на Сретенке обнаружили кремневый резец эпохи неолита, а на Покровском бульваре — скребок эпохи мезолита. Они могли попасть в более поздние культурные слои во время земляных работ, которые проводились 400–500 лет назад.

Специалисты обнаружили фундаменты четырех древних церквей, колодец времен Екатерины II, финно-угорскую «шумящую» подвеску и именное рыбацкое грузило. Кроме того, археологи нашли клад медных монет, тайные комнаты в Китайгородской стене и серебро в шахматной фигуре времен Ивана Грозного.

На Большой Лубянке найдено надгробие XVII века, которое принадлежит Анне Ртищевой, жене Петра Прозоровского, сподвижника Петра I, а на территории «Зарядья» — следы торговой площади.

Источник

moscowwalks.ru

В любое время года Экскурсии от Moscowwalks
брусчатка на красной площади история создания. certificate. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-certificate. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка certificate. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.Подарочные сертификаты Прогулок по Москве
Подарите друзьям совершенно новый город

Посмотреть расписание экскурсий и купить билеты на экскурсии можно на нашем экскурсионном сайте.

История московских мостовых: от дерева до плитки

брусчатка на красной площади история создания. 00. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-00. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 00. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.

Всё лето Москву копали, к осени вместо асфальта на многих центральных улицах появилась плитка, и это очередное крупное событие в истории московских мостовых. Когда-то также появилась булыжная мостовая вместо дерева, потом брусчатка вместо булыжной, а потом и асфальт. Когда, где и как? Мы решили подробно разобраться и проследить историю появления разных типов мощения с момента основания Москвы.

Все виды мощения в Москве с самых ранних и до наших дней —>

Первые мостовые были деревянными и появились в 12 веке, вскоре после строительства первой крепости в Москве. Устроены они были, конечно же, внутри крепости, поскольку за её пределами ещё и города-то не было.
За пределами Кремля первые улицы покрыли деревянной мостовой в 14 веке. Причём, наличие мостовой отражалось и в названиях: Большая Тверская мостовая улица, Большая Никитская мостовая улица.

брусчатка на красной площади история создания. 16v tver. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-16v tver. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 16v tver. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.
Деревянная мостовая 16-17 веков, раскрытая в ходе реконструкции Тверской улицы в 2016 году. Фото отсюда

Брёвна укладывались поперёк улиц, сверху обшивались досками, настилаемыми по направлению движения транспорта. Либо верхние части брёвен стёсывались, образовывая плоскую поверхность. С жителей города Земским приказом собирались «мостовые деньги» – налог на усовершенствование улиц.

брусчатка на красной площади история создания. 17 %D0%B2%D0%B5%D0%BA 1988. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-17 %D0%B2%D0%B5%D0%BA 1988. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 17 %D0%B2%D0%B5%D0%BA 1988. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.
Деревянная мостовая 17 века, найденная в ходе раскопок в Историческом проезде, 1988 год.

Со временем деревянные мостовые загрязнялись, зарастали землёй и следующие устраивались уже поверх слоя грунта. Судя по данным археологических раскопок, подобные прослойки достигали 50 сантиметров.

брусчатка на красной площади история создания. 17v kremlgrd. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-17v kremlgrd. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 17v kremlgrd. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.
План «Кремленград» 1602 года. Сложно себе представить, но ещё в 16-17 веках Красная площадь ещё было без покрытия. Деревянные настилы вели только с улиц – Никольской, Ильинки к Никольским и Спасским воротам Кремля, соответственно.

брусчатка на красной площади история создания. 17v sigiz. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-17v sigiz. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 17v sigiz. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.
Фрагмент Сигизмундова плана 1618 года. Показана мощёная деревом Чертольская улица – нынешние Волхонка и Пречистенка.

брусчатка на красной площади история создания. 17v suhov. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-17v suhov. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 17v suhov. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.
Москва 17 века. Башни Белого города. Реконструкция реставратора Сухова. Примерно так могли выглядеть улицы, мощёные деревом.

брусчатка на красной площади история создания. 17v vasn. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-17v vasn. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 17v vasn. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.
Одна из кремлёвских улиц на реконструкции Апполинария Васнецова. Здесь художник изобразил тип деревянной мостовой с продольными досками, которыми сверху обшивались брёвна.

брусчатка на красной площади история создания. 1707 pikar. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-1707 pikar. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 1707 pikar. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.
Фрагмент гравюры голландского мастера Питера Пикарта, 1707. На том берегу видна деревянная мостовая, ведущая из Москворецких ворот Китай-города на «живой» наплавной мост через реку Москву.

Первые эксперименты с камнем

Первая каменная мостовая Москвы появилась в Кремле, в 1643 году. Мастер Михаил Ермолин выложил камнем территорию Патриаршего двора, за что получил хорошие по тем временам деньги – 4 рубля.

Улицы мостить камнем начали только при Петре I. Начали с 1690-х годов, в 1700 году власти повелели «собирать мостовые деньги со всех московских дворов в Стрелецкий приказ». В 1705 году вышел указ собирать деньги со всех городов страны. Крестьяне были обязаны добывать и привозить в Москву дикий камень, и чтобы каждый был не меньше гусиного яйца.

В 1718 году было издано несколько указов, регламентирующих мощение улиц. Содержание мостовых возлагалось на московских домовладельцев:
«Каждому жителю против своего двора посыпать песком и камнем, мостить гладко, как будет указано от мастеров, и чтобы стоки были вдоль улиц, к дворам ближе, а по концам улиц стоки делать к рекам и прудам, чтобы были твердо утверждены, дабы весною и в дожди не заносило».

В центральных районах предписывалось сплошное мощение улиц и переулков камнем: «в Кремле и Китае всякому перед своим домом мостить каменные мосты».

Тем не менее, ещё в середине 18 века большинство московских улиц было выложено деревом, многие из этих мостовых сохранились до пожара 1812 года.

брусчатка на красной площади история создания. 1843 karl bodry. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-1843 karl bodry. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 1843 karl bodry. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.
Булыжная мостовая в Кривоколенном переулке на картине Карла Бодри, 1843 г.

Вплоть до введения муниципального управления в 1860-е годы следить за мостовыми и обновлять их должны были домовладельцы. Далеко не у всех хозяев были на это деньги, поэтому в 1823 году учредили капитал, из которого предоставлялись ссуды малоимущим домовладельцам.
Можно представить себе, как обязанность содержания мостовых обывателями сказывалась на их качестве. Один обновил, а его сосед отложил это дело. Один сделал качественно, другой – тяп-ляп. Покрытие улиц становилось всё более неровным, дыры и ухабы стали обычным делом.

Ещё одна беда до середины 19 века – несовершенная технология укладки камня. В большинстве случаев булыжник мостили без подложки, прямо на землю. В результате приходилось менять покрытие несколько раз в год. Только в некоторых местах делали подушку: сначала клали брёвна и доски, сверху посыпали щебёнкой, мусором, углём и золой, потом добавляли прослойку земли, и только после этого сверху клали камень. Но и это далеко не всегда спасало.

брусчатка на красной площади история создания. 1879 ver. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-1879 ver. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 1879 ver. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.
Картина художника Петра Верещагина, 1879 г. На проезжей части булыжная мостовая, а тротуар вдоль края набережной сложен из каменных плит, скорее всего, из песчаника.

О качестве дорог в Москве середины 19 столетия пишет Г. Василич:
«Чистоты на улицах не было вовсе, мостовые были отвратительны… Зимой снег и накапливавшийся навоз не свозились, и к весне Москва была вся в ухабах, которые когда начиналось таянье, превращалось в заторы, и наступал момент, когда благоразумный обыватель сидел дома, ибо проезда не было ни на колесах, ни на санях. … Отмечают также носившееся над Москвой зловоние, становившееся особенно нестерпимым в нижней части Тверской, около Охотного ряда, где долгое время резалась птица и скотина…».

Деньги из городского бюджета на мостовые начали выделять в 1860-е годы, окончательно на содержание города дороги перешли только в 1874 году. Но это касалось только проезжих частей улиц, тротуары по-прежнему должны были укладывать и чинить хозяева владений.

брусчатка на красной площади история создания. 1890 e kreml. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-1890 e kreml. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 1890 e kreml. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.
Мостовая из песчаника в Кремле на Соборной площади.

брусчатка на красной площади история создания. 1904 06 kreml. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-1904 06 kreml. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 1904 06 kreml. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.
Тротуар из песчаника в Кремле, 1900-е годы.

брусчатка на красной площади история создания. 1890 %D0%B5 pods. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-1890 %D0%B5 pods. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 1890 %D0%B5 pods. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.
1890-е годы. Подсосенский переулок. Проезжая часть из булыжника и тротуары из плит песчаника. Бордюра как такогого нет.

брусчатка на красной площади история создания. 1913 presn. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-1913 presn. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 1913 presn. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.
Пресненская застава, 1910-е годы. Площадь целиком замощена булыжником.

брусчатка на красной площади история создания. 1900 e zima. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-1900 e zima. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 1900 e zima. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.
В 19 веке уже в конце октября Москву засыпало снегом, и телеги меняли на сани. До советского времени каждую зиму действовало предписание не счищать снег с момента его выпадения и до 22 марта. За зиму накапливалось до 50 см уплотнённого снега на проезжей части. Лишний снег счищали на обочины в сугробы. Во време оттепелей снег из этих сугробов разбрасывали по оголённой мостовой. Тротуары чистили, и они оказывались гораздо ниже проезжей части. Так что на санях можно было свалиться на тротуар, если подъехать слишком близко к краю дороги.

брусчатка на красной площади история создания. 1900 epetr. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-1900 epetr. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 1900 epetr. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.
1900-е. Петровка зимой.

До середины 20 века большая часть московских улиц всё ещё сохраняла булыжное покрытие. В журнале «За рулём» в 1928 году была опубликована подробная статья о состоянии мостовые в то время:

«Действительно, к концу мая этого года площадь городских проездов Москвы, так или иначе замощенных, была равна 11½ миллионам кв. метров, из которых булыжных мостовых — 10.998.383 кв. метров или 95,7%. Если припомним известную истину, что метр представляет собою одну десятимиллионную долю четверти парижского меридиана, то можем легко сообразить, что если из московского булыжника замостить полосу в метр шириною, то по ней можно пройти более, чем по четверти земного шара. Это уже грандиозно и, кажется, это единственное достоинство московской булыжной мостовой.»

брусчатка на красной площади история создания. 1928 butyr. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-1928 butyr. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 1928 butyr. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.
«Автобусное движение способствует появлению пучин на булыжной мостовой (Бутырский Камер-Коллежский вал).» (Журнал «За рулём», 1928 год).

брусчатка на красной площади история создания. 1971 vat. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-1971 vat. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 1971 vat. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.
1971 год. Булыжная мостовая в Большом Ватином переулке. Кадр из фильма «12 Стульев» Л. Гайдая.

К 2016 году единственное место в Москве, где сохраняется булыжная мостовая — Крутицкое подворье.

брусчатка на красной площади история создания. IMG 0221. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-IMG 0221. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка IMG 0221. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.
Крутицкая улица


Когда в Москве впервые появился асфальт?

В 1870-е годы стало понятно, что на одном булыжнике далеко не уедешь, он казался уже сильно устаревшим типом покрытия, особенно для главных улиц. Всё больше и больше популярности в крупных городах мира набирало невиданное ранее новшество – асфальт.

Первое асфальтовое покрытие в Москве появилось в 1873 году на Никольской улице. Однако руку к этому приложил не город, это была частная инициатива. Богатый и прогрессивный купец Александр Пороховщиков, построивший ресторан «Славянский базар», решил продемонстрировать диковинную новинку и закатал улицу вдоль своего владения в асфальт.

брусчатка на красной площади история создания. 1910 e. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-1910 e. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 1910 e. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.
Асфальт на Никольской улице, 1910-е годы.

Город тоже руки не опускал. Смышлённых инженеров отправили перенимать опыт за границу, в Европу – лицезреть технологию укладки современных мостовых и в Баку – изучить добычу и производство асфальта.
Помимо подробного отчёта инженер Петунников привёз в Москву заявление, что: «Москва раз навсегда должна отказаться от булыжника, признав его камнем негодным для мощения». Взамен он предложил асфальт и каменную брусчатку.

Городская дума выделила в 1876 году 50000 рублей на эксперименты с новыми видами покрытия. В том же году на Тверской улице появились 5 пробных участков разной мостовой.

Первый участок – прессованные асфальтовые кирпичи, второй – прессованные асфальтовые шестигранные шашки, третий – литой Сызранский асфальт, четвёртый – прессованный Сессельский асфальт и пятый – деревянная торцовая мостовая по системе Никольсона.
Лучше всего себя зарекомендовал литой Сызранский асфальт и, что неожиданно – деревянная торцовая мостовая.

брусчатка на красной площади история создания. 1913 asf. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-1913 asf. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 1913 asf. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.
Асфальт на Тверской улице, 1876 год. В Малом Гнездниковском переулке ещё оставалась булыжная мостовая.

К 1896 году площадь асфальтовых мостовых в Москве достигает 5505 квадратных саженей (2,5 гектара). Но по большей части это небольшие участки вдоль частных владений, уложенных на средства богатых предпринимателей. Причем, некоторые домовладельцы укладывали вдоль своих домов асфальт, чтобы заглушить шум от железных колёс и лошадиных подков.

брусчатка на красной площади история создания. 1900 il. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-1900 il. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 1900 il. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.
1900-е годы. Биржевая площадь. Проезжая часть Ильинки выложена булыжником, а слева пешеходный переход, закатанный в асфальт.

В начале 20 века асфальт получал всё большее распространение. В 1912-1914 годах 57% площади новых мостовых уложили из гранитной брусчатки, 18% — асфальтом и 22% — булыжником.
К этому же времени Петровка от Театральной площади до Столешникова переулка уже была закатана в асфальт, как и сам Столешников переулок.

брусчатка на красной площади история создания. 1915 petr4. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-1915 petr4. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 1915 petr4. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.
Проезжая часть и тротуар из асфальта. Петровка, 1915 год.

Бордюрный камень всё ещё оставался редкостью, края тротуаров выкладывали булыжником. Тротуары на центральных улицах были заасфальтированы, у некоторых владений ещё оставались из крупных плит песчаника.

брусчатка на красной площади история создания. 1907 10 tver. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-1907 10 tver. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 1907 10 tver. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.
Тверская. 1900-е годы. Проезжая часть из булыжника, асфальт на этом участке улицы пока что только на тротуарах.

брусчатка на красной площади история создания. 1927 asf2. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-1927 asf2. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 1927 asf2. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.
1927 год. Укладка асфальта в начале Тверской.

Удивительно, но в 1928 году ещё можно было проехать по дереву:

«В незначительном количестве в Москве можно встретить деревянную мостовую. Деревянные торцы последнего времени очень плохи и не удовлетворяют пред’являемым техническим требованиям (крупнослойность, суковатость, загнивание); поэтому и срок службы торцовой мостовой сократился по сравнению с довоенным года на два.» (Журнал «За рулём»)

Сейчас сложно поверить, но в конце 1920-х и представить не могли асфальт всюду:

«Предлагали всю Москву залить асфальтом; конечно, это было бы опрятно и изящно. Но попробуйте по этому асфальту взобраться в гололедицу на один из семи пресловутых московских холмов и вы откажетесь от своего проекта. Да и строить асфальтовую одежду на крутом подъеме трудновато.»

Не прошло и полвека, как всю Москву, действительно, залили в асфальт.

Когда в Москве появилась брусчатка?

Брусчатка появляется в 1870-е годы, как один из типов экспериментальных мостовых, наряду с асфальтом.

брусчатка на красной площади история создания. 1913 tvyam. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-1913 tvyam. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 1913 tvyam. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.
1913 год. Вся 1-я Тверская улица, от Триумфальной площади до Тверской заставы была вымощена брусчаткой.

брусчатка на красной площади история создания. 1925 bul. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-1925 bul. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 1925 bul. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.
1925 год, Тверская улица на участке от Бульварного кольца до Садового. Экспериментальная мелкая брусчатка — «кляйн-фластырь», квадратная шашка на основе бетонном основании.

Из журнала «За рулём», 1928 год:

«Для значительного движения весьма хороша брусчатка. В Москве она применяется трех типов: 1) нормальная брусчатка высотой 15—16 сантиметров, устраиваемая на песчаном основании; в путях трамвая применяется облегченная брусчатка, высотой 12—14 см.; 2) брюккенштейн или пониженная брусчатка, укладываемая на слое бетона; 3) клейнпфлястер или мозаика с кубиками высотою 8—10 см. (например на Тверской, в форме круговых дуг), на бетонном основании с песчаной прослойкой между бетоном и мозаикой.»

брусчатка на красной площади история создания. 1971 vorp. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-1971 vorp. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 1971 vorp. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.
1971 год, брусчатка на улице Воронцово поле. Кадр из фильма «12 Стульев» Л. Гайдая.

К настоящему времени в Москве осталось несколько улиц с мостовыми из брусчатки, уложенной в конце 19 или в начале 20 века.

брусчатка на красной площади история создания. 1980 e kuzn. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-1980 e kuzn. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 1980 e kuzn. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.
Брусчатка на Кузнецком мосту, сохранившаяся до сих пор. Фотография 1980-х годов.

брусчатка на красной площади история создания. 1981 slus bar. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-1981 slus bar. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 1981 slus bar. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.
Брусчатка на Баррикадной улице, фотография А. Слюсарева, 1981 г.

брусчатка на красной площади история создания. 2010 e bar. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-2010 e bar. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 2010 e bar. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.
Брусчатка на Баррикадной улице, 2010-е годы.

брусчатка на красной площади история создания. 2010 t komiss. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-2010 t komiss. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 2010 t komiss. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.
Брусчатка 1927 года на Комиссариатском мосту неподалеку от Новокузнецкой

Когда появилась брусчатка на Красной площади?

брусчатка на красной площади история создания. 1910 e kras. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-1910 e kras. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 1910 e kras. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.
Красная площадь, 1910-е. Дорожка из асфальта посреди булыжника.

брусчатка на красной площади история создания. 1925 kras. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-1925 kras. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 1925 kras. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.
1925 год. Мостовая Красной площади всё ещё булыжная.

До 1920-х годов Красная площадь оставалась замощена булыжником, и только к открытию каменного мавзолея Ленина в 1930 году булыжную мостовую заменили брусчаткой из диабаза. Камень добывали на берегах Онежского озера и резали на бруски весом по 8-10 кг.

брусчатка на красной площади история создания. 1930 kras2. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-1930 kras2. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 1930 kras2. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.
1930 год. Укладка брусчатки на Красной площади.

брусчатка на красной площади история создания. 1930 kras. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-1930 kras. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 1930 kras. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.
Новая брусчатка вдоль Средних торговых рядов, 1930 год.

В 1974 году брусчатку полностью обновили и уложили на бетонное основание. Эта брусчатка сделана из сверхпрочной магматической горной породы габбро.

брусчатка на красной площади история создания. 1974 kras. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-1974 kras. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 1974 kras. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.
1974 год, реконструкция Красной площади.

Клинкерные мостовые

В качестве экспериментов в первой трети 20 века некоторые улицы и площади Москвы решено было замостить клинкерным кирпичом. Это голландское изобретение: сверхпрочный кирпич из специального вида глины, обжигающейся до полного запекания при температуре 1200 градусов. Мостовые из клинкерного кирпича укладываются ёлочкой.

В 1910-е годы клинкером выложили часть Театральной площади, но серьёзно вопрос был поставлен в 1928 году. Из журнала «За рулём»:
«В частности, комиссия полагала, что клинкер может явиться подходящим материалом для мощения окраин и вообще улиц с незначительным проездом. Необходимо сейчас же приступить к изучению пригодности для клинкера подмосковных глин, и в случае положительного решения поставить вопрос о постройке под Москвой клинкерных заводов».

брусчатка на красной площади история создания. 1932 klin1. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-1932 klin1. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 1932 klin1. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.

брусчатка на красной площади история создания. 1932 klin. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-1932 klin. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 1932 klin. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.
В 2015 году при реконструкции Пушечной улицы раскрыто полностью сохранившееся покрытие из клинкерного кирпича.

брусчатка на красной площади история создания. 1932 klin2. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-1932 klin2. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 1932 klin2. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.
Этой мостовой грозило полное уничтожение.

брусчатка на красной площади история создания. 1932 klin4. брусчатка на красной площади история создания фото. брусчатка на красной площади история создания-1932 klin4. картинка брусчатка на красной площади история создания. картинка 1932 klin4. Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.
Но к счастью, фрагмент проезжей части переложили на тротуар, теперь это местная достопримечательность.

Так что в нынешней Москве помимо плитки-«собянинки» и вездесущего асфальта можно пройтись по булыжной мостовой, брусчатке и клинкеру. Только вот деревянные мостовые нынче найти уже гораздо сложнее.

Публикация подготовлена Александром Ивановым

Также может быть интересно

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *