боже царя храни когда написан
Этот день в истории: 1833 год — впервые исполнен гимн «Боже, царя храни»
18 декабря 1833 года в Санкт-Петербурге впервые публично был исполнен новый гимн под названием «Молитва русского народа» (музыка Львова, слова Жуковского). Шесть строк текста и 16 тактов мелодии стали гимном России «Боже царя храни» до 1917 года.
Первоначальный вариант государственного гимна Российской Империи был написан в 1815 году Василием Жуковским на музыку английского гимна «God save the King» («Боже, храни Короля») и утвержден Александром I в 1816 году. Назвался он «Молитва русских».
В 1833 году Алексей Фёдорович Львов сопровождал Николая I во время его визита в Австрию и Пруссию, где императора повсюду приветствовали звуками английского марша. Император выслушивал мелодию монархической солидарности без энтузиазма и по возвращении поручил Львову, как наиболее близкому ему музыканту, сочинить новый гимн.
Слова нового гимна переписал Жуковский, но уже при участии Александра Пушкина, которому принадлежат 2 и 3 строки. Львов в награду получил табакерку с бриллиантами, а в 1834 году был зачислен флигель-адъютантом (в чине ротмистра) в корпус кавалергардов для несения придворной службы.
Новый гимн впервые был исполнен 18 декабря 1833 года (по другим сведениям — 25 декабря) под названием «Молитва русского народа». А с 31 декабря 1833 года стал официальным гимном Российской Империи, под новым названием «Боже, Царя храни!» и просуществовал до Февральской революции 1917 года.
Гимном стало не все стихотворение Жуковского, а лишь первая его часть. Эти шесть строк, которые сопровождались 16-ю тактами мелодии легко запоминались и были рассчитаны на куплетный повтор — трижды.
Царствуй на славу, на славу намъ!
Царствуй на страхъ врагамъ,
Интересно, что российские христиане-протестанты (баптисты), оставаясь верноподданными царя и уважая государственную власть, при исполнении в 1910 году на Всероссийском съезде Союза русских баптистов изменили отдельные строки гимна. Так, вместо слов «царствуй на страх врагам» они исполняли «царствуй на страх грехам», а вместо «Царь Православный» — «Царь ты наш Славный».
После революции советская Россия услышала этот гимн после сорокалетнего перерыва только в 1958 году в фильме «Тихий Дон».
Боже, Царя храни! История появления первого российского гимна
19 декабря 1833 года, в день Святителя Николая, состоялось первое официальное исполнение русского национального гимна «Молитва русского народа», вошедшего в историю как «Боже, Царя храни!»
Появление в Российской империи официального гимна связано с победой в Отечественной войне 1812 года и прославлением Императора Александра I.
В 1815 году В. А. Жуковский опубликовал в журнале «Сын Отечества» своё стихотворение «Молитва русских», посвящённое Александру I. Первой строкой этого стихотворения были слова: «Боже, Царя храни». В 1816 году А. С. Пушкин приписал к стихотворению ещё две строфы. 19 октября 1816 года они были исполнены воспитанниками лицея на музыку английского гимна. Таким образом, текст «Молитвы русского народа», русского гимна, был практически создан, но при его исполнении музыка оставалась английской. Этой музыкой военные оркестры в Варшаве встречали прибывшего туда в 1816 году Александра I. Почти 20 лет в Российской империи официально использовали мелодию английского гимна.
Император Николай I, первый русский монарх нового времени, который понял необходимость создания государственной идеологии, поручил своему придворному композитору А. Ф. Львову написать музыку гимна. При этом Государь заметил: «Скучно слушать музыку английскую, столько лет употребляемую». А. Ф. Львов вспоминал:
Граф Бенкендорф сказал мне, что Государь, сожалея, что мы не имеем народного гимна, и, скучая слушать музыку английскую, столько лет употребляемую, поручает мне написать гимн русский. Я чувствовал надобность создать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для Церкви, годный для войск, годный для народа — от учёного до невежды.
Трудность задачи была в том, что государственный гимн — это не просто музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в торжественных случаях. Гимн — символ государства, отражающий мировоззренческий и духовный настрой народа, его национальную идею.
21 марта 1833 года только что назначенный новый министр народного просвещения С. С. Уваров впервые обнародовал в своём циркуляре ставшую затем знаменитой формулу «Православие, Самодержавие, Народность» как выражение официальной идеологии, одобренной Государем.
Поэтому строки Жуковского как нельзя лучше выражали эту идеологию. Однако текст стихотворения были сильно сокращён.
Сегодня многие ошибочно исполняют первоначальный длинный вариант гимна. На самом деле «Боже Царя храни» состоял всего из двух четверостиший:
Царствуй на славу, на славу нам!
Царствуй на страх врагам,
Перед смертью Жуковский написал Львову:
Наша совместная двойная работа переживёт нас долго. Народная песня, раз раздавшись, получив право гражданства, останется навсегда живою, пока будет жив народ, который её присвоил. Из всех моих стихов эти смиренные пять, благодаря Вашей музыке, переживут всех братий своих.
Первое прослушивание гимна состоялось в Императорской придворной певческой капелле в Петербурге, куда 23 ноября 1833 года прибыл Император Николай I, Императрица Александра Феодоровна, Цесаревич Александр Николаевич и великие княжны. Исполнение было осуществлено придворными певчими и двумя военными оркестрами. Благодаря возвышенной, хоральной мелодии гимн звучал исключительно мощно.
Появление в Российской империи официального гимна связано с победой в Отечественной войне 1812 года и прославлением Императора Александра I. www.globallookpress.com
Государь несколько раз прослушал музыку, и она ему очень понравилась. Император подошел к А. Ф. Львову, обнял его, и крепко поцеловав, сказал:
Спасибо, лучше нельзя; ты совершенно понял меня.
Первое публичное исполнение Народного гимна происходило в Москве в Большом театре 6 (19) декабря 1833 года.
Оркестр и вся труппа театра участвовали в представлении «Русской народной песни» (так был назван в афише гимн «Боже, Царя храни!»). Вот как описывал очевидец этот памятный вечер:
Я возвращаюсь сейчас из Большого театра, восхищённый и тронутый тем, что видел и слышал. Всем известна русская народная песня Жуковского «Боже, Царя храни!». Львов сочинил на эти слова музыку. Едва раздались слова напева «Боже, царя храни!», как вслед за представителями знати поднялись со своих мест все три тысячи зрителей, наполнявших театр, и оставались в таком положении до окончания пения. Картина была необыкновенная; тишина, царствовавшая в огромном здании, дышала величественностью, слова и музыка так глубоко подействовали на чувства всех присутствовавших, что многие из них прослезились от избытка волнения. Все безмолвствовали во время исполнения нового гимна; видно было только, что каждый сдерживал ощущение своё в глубине души; но когда оркестр театральный, хоры, полковые музыканты числом до 500 человек начали повторять все вместе драгоценный обет всех русских, когда Небесного Царя молили о земном, тут уже шумным восторгам не было удержу; рукоплескания восхищенных зрителей и крики «Ура!», смешавшись с хором, оркестром и с бывшею на сцене духовою музыкою, произвели гул, колебавший как бы самые стены театра. Эти одушевлённые восторги преданных своему Государю москвитян только тогда прекратились, когда по единодушному всеобщему требованию зрителей народная молитва была повторена несколько раз. Долго, долго останется в памяти всех жителей Белокаменной этот день в декабре 1833 года!
Вторично гимн был исполнен 25 декабря 1833 года, в день Рождества Христова и годовщины изгнания войск Наполеона из России, во всех залах Зимнего дворца в Санкт-Петербурге при освящении знамён и в присутствии высоких воинских чинов. 31 декабря уходящего года командир Отдельного Гвардейского корпуса, Великий Князь Михаил Павлович отдал приказ:
Государю Императору благоугодно было изъявить своё соизволение, чтобы на парадах, смотрах, разводах и прочих случаях вместо употребляемого ныне гимна, взятого с национального английского, играть вновь сочинённую музыку.
Высочайшим Указом от 31 декабря 1833 года он утверждён в качестве Государственного гимна России. Император распорядился в день освобождения Отечества от врагов (25 декабря) ежегодно исполнять Русский гимн в Зимнем дворце.
11 декабря 1833 года в Большом театре Москвы состоялось первое публичное оркестровое и хоровое исполнение гимна «Боже, Царя храни». На следующий день в газетах появились восторженные отзывы. Директор Московских Императорских театров М. П. Загоскин писал:
Не могу вам описать впечатление, которое произвела на зрителей сия национальная песнь; все мужчины и дамы слушали её стоя, кричали «Ура!».
Гимн исполнялся несколько раз.
Величественный и торжественный официальный гимн Российской империи «Боже, Царя храни!» просуществовал до Февральского переворота 1917 года.
История создания гимна «Боже, Царя храни!»
В 1815 г. В.А. Жуковский написал и опубликовал в журнале «Сын Отечества» стихотворение под названием «Молитва русских», также посвященное Александру I. Кто-то полагает, что это был перевод с английского, по крайней мере, первой строки — «Боже, Царя храни» («Боже, храни короля»). В 1816 г. А.С. Пушкин приписал к стихотворению еще две строфы. 19 октября 1816 г. они были исполнены воспитанниками Лицея на музыку английского гимна. Таким образом, по случаю празднования годовщины Лицея перевод Жуковского получил оригинальное продолжение, написанное Пушкиным. Жуковский дополнил свое сочинение в 1818 г. — оно звучало на публичном экзамене воспитанников петербургской гимназии.
Василий Андреевич Жуковский
Таким образом, текст «Молитвы русского народа», текст русского гимна, был практически создан, но при его исполнении музыка оставалась английской. Этой музыкой военные оркестры в Варшаве встречали прибывшего туда в 1816 г. Александра I. С этого времени Высочайше было повелено играть всегда гимн при встрече государя. Почти 20 лет в Российской империи официально использовали мелодию английского гимна.
Обычно историю создания официального гимна Российской империи объясняют прихотью императора Николая I, который будто бы заявил: «Скучно слушать музыку английскую, столько лет употребляемую. » Уже отмечалось, что Николай I был крайне заинтересован вопросом о российской государственной атрибутике, укреплении ее, придании веса монархическим символам. Вряд ли «от скуки» надумал он создать и «народную песнь».
Автором музыки царь выбрал близкого и преданного ему человека — А.Ф. Львова, хотя мог выбрать русского композитора номер один — М.И. Глинку. Предполагают, что был устроен некий негласный конкурс, о котором мачеха композитора Львова вспоминала: «Знали мы, что многие новую музыку сочиняют на эти (?) слова, что даже у императрицы поют и играют сочинения эти, что Царь слышит и ни слова не говорит». Современники в своих воспоминаниях называют М.Ю. Виельгорского и М.И. Глинку, будто бы писавших музыку гимна. Впрочем, последний позднее сообщал, что никто не поручал ему писать гимн.
Алексей Федорович Львов
Алексей Федорович Львов родился в Ревеле в 1798 г. в аристократической и музыкальной семье. Его отец, Ф.П. Львов, был директором Придворной певческой капеллы. Алексей Федорович получил хорошее музыкальное образование, учился игре на скрипке. Однако волею судьбы по окончании Корпуса инженеров путей сообщения в 1818 г. он попал на военную службу — в военные поселения Новгородской губернии под начальство А.А. Аракчеева. Львов продолжал заниматься музыкой, в частности, сделал новую оркестровку «Стабат Матер» Перголези, которая была исполнена в Петербурге в Филармоническом обществе. За это он получает почетное звание композитора Болонской академии.
Львов не раз пытался уйти со службы и заняться только музыкой. Однако не мог отказать шефу жандармов А.Х. Бенкендорфу и перешел на службу в Министерство внутренних дел, убедительно прося, правда, для пользы службы «не употреблять его по секретной части», для чего был неспособен. В 1826 г. он был прикомандирован к свите Николая I, сначала для «производства дел до вояжей относящихся», а затем стал управляющим делами Императорской квартиры. Он принимал участие в войне с Турцией 1828—1829 гг., участвовал в боях под Варной, получив свои первые боевые награды. В 1832 г. Львова зачисляют в почетный Кавалергардский полк, он командует царским конвоем, сопровождая царя во всех поездках.
С этого времени он становится близок не только к императору, но и к его семье, аккомпанируя на скрипке пению княжны, участвуя в домашних концертах императорского семейства.
Именно к нему обратился через Бенкендорфа Николай I с предложением попробовать написать «гимн Русский». Произошло это в 1833 г. после возвращения царя из Австрии и Пруссии. Львов вспоминал, что задача показалась ему весьма трудною, особенно когда он думал о величественном английском гимне. «Я чувствовал надобность, — писал Львов, — создать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войск, годный для народа — от ученого до невежды».
Хотя все эти мысли волновали и пугали молодого музыканта, в один из вечеров, возвратясь домой, он сел к столу — и в несколько минут гимн был написан. Здесь, как видим, А.Ф. Львов уподобился Руже де Лилю. Жуковский предоставил практически уже имеющиеся слова, «подогнав» их под мелодию. Так появился шедевр Жуковского — Львова. Текст состоял всего из 6 строчек:
Боже, Царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу нам;
Царствуй на страх врагам,
Царь православный!
Боже, Царя храни!
— однако благодаря возвышенной, хоральной мелодии он звучал исключительно мощно.
23 ноября 1833 г. царь с семейством и со свитой специально прибыли в Певческую капеллу, где состоялось первое исполнение сочиненной Львовым музыки гимна с придворными певчими и двумя военными оркестрами. Прослушанная несколько раз мелодия понравилась царю, который отдал приказание «показать» ее широкой публике.
11 декабря 1833 г. в Большом театре в Москве оркестр и вся труппа театра участвовали в представлении «Русской народной песни» (так был назван в афише гимн «Боже, Царя храни»). На следующий день в газетах появились восторженные отзывы. Вот что сообщает об исторической премьере директор Московских Императорских театров М.П. Загоскин: «Сначала слова были пропеты одним из актеров Бантышевым, потом повторены всем хором. Не могу вам описать впечатление, которое произвела на зрителей сия национальная песнь; все мужчины и дамы слушали ее стоя; сначала «ура», а потом «форо» загремели в театре, когда ее пропели. Разумеется, она была повторена. »
25 декабря 1833 г., в день годовщины изгнания войск Наполеона из России, гимн был исполнен в залах Зимнего дворца при освящении знамен и в присутствии высоких воинских чинов. 31 декабря уходящего года командир Отдельного гвардейского корпуса великий князь Михаил Павлович отдал приказ: «Государю Императору благоугодно было изъявить свое соизволение, чтобы на парадах, смотрах, разводах и прочих случаях вместо употребляемого ныне гимна, взятого с национального английского, играть вновь сочиненную музыку».
30 августа 1834 г. на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге был открыт монумент — Александровский столп — в честь победы над Наполеоном в войне 1812 г. Торжественное открытие монумента сопровождалось парадом войск, перед которым впервые в столь официальной обстановке исполнялся гимн России «Боже, Царя храни».
В 1840 г. Львов отправляется в отпуск, причем как невоенный человек, артист. Он выступил с концертами в Германии, Англии, Франции и везде с огромным успехом; его талантом скрипача восхищались Мендельсон, Лист, Шуман. Последний в статье «Алексей Львов» писал: «Г-н Львов — скрипач настолько примечательный и редкостный, что он может быть поставлен в один ряд с первыми исполнителями вообще».
Музыка гимна «Боже, Царя храни» стала быстро известна в Европе. Музыкальная тема гимна варьируется в нескольких произведениях немецких и австрийских композиторов. В России П.И. Чайковский «цитирует» его в двух музыкальных произведениях — «Славянском марше» и увертюре «1812 год», написанной в 1880 г. и исполнявшейся по случаю освящения Храма Христа Спасителя в Москве.
Львов, обласканный государем (он получил драгоценную табакерку с бриллиантами, а позднее — девиз в герб: «Боже, Царя храни»), занимается активной музыкальной деятельностью, пишет церковную музыку, создает несколько опер, скрипичных концертов, песен. После смерти отца он «унаследовал» придворную певческую капеллу, создает прекрасный ансамбль и школу певческого мастерства, а затем — Петербургское Симфоническое общество.
По военной службе он также получает чины — флигель-адъютант царя, через два года — полковник, а в 1843 г. — генерал-майор.
Авторство в создании государственного гимна принесло, однако, А.Ф. Львову самую большую славу. Это прекрасно понимал и его соавтор. Незадолго перед смертью В.А. Жуковский написал А.Ф. Львову: «Наша совместная двойная работа переживет нас долго. Народная песня, раз раздавшись, получив право гражданства, останется навсегда живою, пока будет жив народ, который ее присвоил. Из всех моих стихов, эти смиренные пять, благодаря Вашей музыке, переживут всех братий своих. Где не слышал я этого пения? В Перми, в Тобольске, у подошвы Чатырдага, в Стокгольме, в Лондоне, в Риме!»
Музыка гимна была не по душе известному критику В.В. Стасову, она не вызывала восторга и у М.И. Глинки, но А.Ф. Львов навсегда вошел в плеяду русских композиторов, о чем свидетельствует, в частности, картина И.Е. Репина, висящая на площадке лестницы в Московской Консерватории. Картина называется «Славянские композиторы», и на ней, вместе с Глинкой, Шопеном, Римским-Корсаковым и другими, изображен в расшитом придворном мундире автор официального российского гимна А.Ф. Львов.
Главная песня Российской империи: как появился гимн «Боже, Царя храни!»
18 декабря 1833 года на сцене Большого театра был впервые исполнен новый гимн Российской империи – «Боже, Царя храни!»
Русские стихи на английскую музыку
Впервые о создании собственного гимна в России задумались в конце XVIII века, после триумфа в двух русско-турецких войнах. В 1791 году известный поэт Гавриил Романович Державин написал слова к песне «Гром победы, раздавайся!», посвященной взятию Измаила армией А.В. Суворова. Победная песня стала необыкновенно популярной и превратилась в неофициальный гимн Российской империи. Но несмотря на то, что она одинаково нравилась как простому народу, так и ближайшим соратникам Екатерины Великой (впервые «Гром победы, раздавайся!» исполнили в Таврическом дворце, принадлежавшем Григорию Потемкину), формального решения о ее новом статусе принято не было.
Вновь к необходимости сочинить государственный гимн вернулись по завершении Отечественной войны 1812 года. После Заграничных походов русской армии молодой поэт В.А. Жуковский написал и опубликовал в журнале «Сын Отечества» стихотворение «Молитва русских», восхваляющее честь и отвагу императора Александра I.
В.А. Жуковский, автор слов гимна «Боже, Царя храни!»
В 1816 году «Молитву русских» по приказу великого князя Константина Павловича (брата Александра I) исполнили в Варшаве в честь прибытия государя. В следующий раз торжественная песня, текст которой был положен на музыку английского гимна, прозвучала спустя несколько месяцев на праздновании пятилетия Царскосельского лицея. Любопытно, что к написанию «расширенной версии» приложил руку семнадцатилетний Александр Пушкин: он добавил к стихотворению еще две строфы. С этого времени император повелел всегда исполнять патриотическую песню на официальных мероприятиях с его участием. Несмотря на то, что текст был русским, отечественная мелодия так и не была придумана, и на протяжении целых двадцати лет в России звучала английская музыка, повторявшая гимн «God, save the King» (англ. – «Боже, храни короля»).
По легенде, мысль об отказе от иностранной музыки внезапно посетила Николая I в 1833 году во время его визитов в Пруссию и Австрию. Присутствуя на очередном параде, император с плохо скрываемым недовольством выслушал гимн и заявил: «Скучно слушать музыку английскую, столько лет употребляемую. ». Оставалось лишь найти того, кто достойно выполнит Высочайшее поручение.
Титульный лист юбилейного издания гимна
Военный с даром композитора
Многие думали, что в качестве сочинителя Николай Павлович непременно выберет М.И. Глинку, носившего негласный титул «русского композитора номер один». И все же решение император принял иное и положился на близкого и преданного ему человека. Чести написать музыку для главной песни Российской империи удостоился Алексей Федорович Львов. В 1818 году он окончил Корпус инженеров путей сообщения и попал на службу в Новгородскую губернию. Занятий музыкой Алексей Федорович не бросал. Он виртуозно играл на скрипке и неоднократно пытался завершить военную карьеру, чтобы посвятить себя любимому делу. Однако судьба распорядилась иначе: в 1826 году Львов принял предложение шефа жандармов А.Х. Бенкендорфа о поступлении на службу в министерство внутренних дел. Вскоре его прикомандировали к свите Николая Первого и назначали управляющим делами Императорской квартиры.
Свои первые боевые награды композитор и офицер А.Ф. Львов получил во время Русско-турецкой войны 1828-1829 годов, а менее чем через пять лет начинает сопровождать государя во всех поездках. С этого времени Алексей Федорович становится одним из ближайших к императору людей, знакомится с царской семьей и нередко принимает участие в домашних концертах, аккомпанируя пению великих княжон. Именно Львов сопровождал Николая I во время заграничного визита 1833 года, а затем через Бенкендорфа узнал о намерении государя поручить ему написание торжественной музыки. Ответственность была возложена преогромная, но с поручением императора Алексей Федорович справился прекрасно. В один из вечеров он вернулся со службы, сел за стол и за несколько минут сочинил мелодию, которая вскоре стала знакома всей стране.
А.Ф. Львов, композитор, написавший музыку гимна «Боже, Царя храни!»
Краткий и торжественный
Слова для новой мелодии уже имелись – В.А. Жуковский подстроил их под музыку. Гимн состоял из шести строк текста и шестнадцати тактов мелодии. Запомнить его было легко:
Царствуй на славу нам;
Царствуй на страх врагам,
Несмотря на лаконичность, песня звучала мощно и торжественно. Впервые она была исполнена двумя военными оркестрами и придворными певчими специально для императора. Мелодия настолько понравилась Николаю I, что он прослушал ее несколько раз подряд и пожелал как можно скорее познакомить с национальным гимном широкую публику. 18 декабря «Русская народная песня» (так ее назвали в афише) прозвучала со сцены Большого театра. Сначала слова гимна исполнил один из актеров, а затем повторил целый хор. Все присутствующие слушали песню стоя, после чего раздались возгласы «Ура!». На следующий день московские газеты пестрели восторженными отзывами. Официальное утверждение национального гимна «Боже, Царя храни!» состоялось после 25 декабря, когда помимо Рождества в России праздновали годовщину изгнания наполеоновских войск. В 1834 году состоялось открытие на Дворцовой площади Александрийской колонны, и русский гимн впервые прозвучал в официальной обстановке во время парада. С тех пор он подлежал исполнению на всех торжествах, утренних и вечерних молитвах армии и во время принятия присяги.
Установка Александрийской колонны на Дворцовой площади
В качестве награды за творчество композитор Львов получил табакерку с бриллиантами и был зачислен флигель-адъютантом в корпус кавалергардов. Труды А.Ф. Львова и В.А. Жуковского увенчались успехом, а гимн, как и предрекал поэт незадолго до своей смерти, на долгие годы пережил своих создателей. На сегодняшний день «Боже, Царя храни!» является самым долгоживущим национальным гимном России. Торжественная песня исполнялась на протяжении восьмидесяти лет, вплоть до Февральской революции, когда после отречения Николая II от престола ее текст перестал звучать актуально.