блоки дьенеша 2 праздник в стране блоков
Блоки дьенеша 2 праздник в стране блоков
ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША
+пособие (чтобы скачать,нажмите файл)
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);
в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);
г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Знакомство с блоками Дьенеша
Игры и упражнения с блоками
-Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
-Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
-Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
-Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
-Найди все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
-Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
-Продолжи цепочку, чередуя блоки по цвету: красный, желтый, красный, желтый (можно чередовать по форме, размеру и толщине).
-Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
-Выкладываем цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д..).
-Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.
-Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
-Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.
-По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.
-С одной стороны выкладывается 3 блока, с другой 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять.
-Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).
-Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
-В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).
-Ребенку предлагается выложить блоки по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д.
-Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.
-Мама убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем мама убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.
-Нужно распределить фигуры между мамой и ребенком таким образом, чтобы маме достались все круглые, а малышу все желтые блоки. Блоки складываются в два обруча или отмеченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов.
-Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее пятно, то нужно отложить все синие фигуры; синее пятно и двухэтажный домик – откладываем все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик и силуэт круга – это синие круги – толстые и тонкие и т.д.
Затем задания с карточками постепенно усложняются.
Помимо известных «блоков», развивающих логическое мышление, Дьенеш придумал сказочную страну «Руританию», многочисленные игры с полосками, логические игры и «26 цветочков».
Блоки Дьенеша для старших «Праздник в стране Блоков (5-8 лет)» (Корвет)
Серия | Дидактический комплекс игровых материалов к логическим блокам Дьенеша |
Производитель | Корвет |
Возраст | от 5 лет до 7 лет |
Вес | 100 г |
ISBN | 4680000430050 |
Артикул | V007683/430050 |
Бесплатная доставка заказов от 2000 рублей. Подробнее
Мало в интернет-магазине
Показать в розничных магазинах
Серия | Дидактический комплекс игровых материалов к логическим блокам Дьенеша |
Производитель | Корвет |
Возраст | от 5 лет до 7 лет |
Вес | 100 г |
ISBN | 4680000430050 |
Артикул | V007683/430050 |
Блоки Дьенеша для старших 2-Праздник в стране Блоков (Корвет)
Игры альбома № 2, как и все игры этой серии, развивают интеллектуальные способности у детей.
Своеобразие игр этого альбома – направленность на социально-нравственное развитие детей: умение работать в коллективе, соблюдать правила.
Соревновательный характер игр помогает воспитывать целеустремленность, настойчивость в достижении цели.
В этом альбоме Вы найдете игры, которые можно использовать при проведении интеллектуальных конкурсов, семейных праздников, а также.
Блоки дьенеша 2 праздник в стране блоков
Знакомство с логическими блоками Дьенеша
Недостаточно просто купить ребенку набор блоков Дьенеша и отдать фигуры в полное пользование малыша. Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержать в ручках и поиграть с ними. Чуть позже можно предложить следующие задания:
Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
Мастер-класс «Игры с логическими блоками Дьенеша»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МБДОУ ЦРР – детский сад № 8 «Буратино» г. Охи
Мастер – класс по новой игровой технологии
«Логические блоки Дьенеша»
Выступление на РИП
Воспитатель: Гнездилова Т.А.
Цели: познакомить педагогов района с игровой технологией «Логические блоки Дьенеша»; вызвать желание применить технологию в своей работе с детьми.
Оборудование и материал : мультимедийная установка, презентация «Праздник в городе блоков»; учебно – игровое пособие «Логические блоки Дьенеша»; альбомы: «Блоки Дьенеша для малышей. Маленькие логики», «Блоки Дьенеша для малышей. Маленькие логики-2», «Блоки Дьенеша для самых маленьких», «Блоки Дьенеша для самых маленьких – 2», серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет) «Спасатели идут на помощь», серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет) «Поиск затонувшего клада», серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет) «Праздник в стране Блоков»; фломастеры, листы бумаги; монетка.
Слайд 2 : (З.Дьенеш известен как автор игрового подхода к обучению детей математике.
Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для :
• Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
• Развития сенсомоторных способностей и отношений : обследования, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение;
• Развития мыслительных умений : сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать информацию;
• Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
• Развития творческих способностей;
• Развития у детей умения общаться в процессе решения познавательных задач;
• Развития познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения.
Пособие состоит из 48 объемных геометрических фигур и ни одна из них не повторяется. Все блоки отличаются между собой по четырем свойствам: форма, цвет, размер и толщина.
Практически все игры и занятия с блоками, можно использовать в работе с детьми разного возраста, в зависимости от их развития.
В соответствии с принципами постепенного наращивания трудностей предусматривается, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования фигурами. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе манипуляций с блоками дети устанавливают, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.
Работу по формированию познавательных способностей целесообразно начать со знакомства с формой, затем с цветом. И, соответственно, предлагать детям задания на развитие умения оперировать сначала одним свойством ( обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству).
Например : «Найдите все круглые фигуры», «Бусы для мамы»», или все треугольные – «Сказочное солнышко» и т.п.
Когда дети легко и безошибочно будут справляться с заданиями определенной ступени, следует предложить упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами (найдите круглые, синие фигуры), затем 3-мя, и 4-мя свойствами (маленькие, круглые, синие, тонкие). Игры для детей можно придумать самим, а можно опираться уже на готовые альбомы «Блоки Дьенеша для малышей. Маленькие логики». Все альбомы лежат перед вами, вы можете увидеть, что все игры разработаны с усложнением. Новое логическое содержание появляется по мере освоения предыдущего.
В старшем возрасте, когда дети уже хорошо усвоили свойства фигур, вводится специальный код, графически изображающий данные свойства.
Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию.
Давайте рассмотрим, что из себя представляют символы логических блоков.
Далее, когда ребята уже научатся свободно пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» (не квадратной формы, значит круглый, или треугольный, или прямоугольный; не красный, значит любого другого цвета и т.д.).
Сначала можно по кодированным карточкам выложить дорожки, затем задание усложняется, и ребята выкладывают целые картинки, разгадывая разные шифры.
Логические блоки Дьенеша тем и хороши, что строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками Дьенеша, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или исключать некоторые этапы. Любую игру с блоками можно проводить как соревнование между двумя (3) командами. Или включать в занятия по ФЭМП или конструированию. Можно придумывать различные зашифрованные задания для ребят, используя разные сюжеты. Например, разного рода путешествия, конкурсы или квесты. Или же, вставлять задания с блоками Дьенеша в интеллектуальный ринг по разным игровым технологиям.
Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств и их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование. А также логические операции «не», «и», «или».
Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. А самое главное, играть этими блоками будет интересно и малышам от двух-трех лет и ребятам 6-7 лет, некоторые игры заинтересуют школьников и даже взрослых.
На этом, пожалуй, остановлюсь с теорией, перейдем к практике и немного поиграем.
Итак, я приглашаю вас на праздник в город Блоков. Но попасть в него не так просто: город находится на острове, чтобы до него добраться, нужно построить мост. А из каких блоков мы его построим? Чтобы найти камни, нам нужно решить примеры. Внимание на экран.
Мост построили. Проверяем.
По мосту прошли и к воротам подошли.
А ворота на запоре, чтобы их открыть, требуется приложить усилия и подобрать ключи к каждому замку.
Ну, что ж, молодцы ворота открыли и в город вошли. Обратите внимание, какие необычные здания в этом городе,
давайте сфотографируем их. Чтобы фотографии получились, нужно внимательно их рассмотреть, раскодировать и из блоков собрать. ( выполнение)
Молодцы, удачные фотографии у вас получились. Вот так незаметно мы пришли на Площадь цветов.
Но вот беда, жители этого города остались без садовников и поэтому клумбы стоят пустые. Давайте сделаем жителям подарок и украсим клумбы цветами. Для этого возьмем логические кубики.
Подбрасывая кубики, узнаем, какой формы, цвета и размера будут наши цветы.
Замечательно все справились. Смотрите, какие красивые клумбы у нас получилось. Сейчас мы еще вокруг клумб выложим красивые дорожки, и я думаю, что для жителей города мы сделаем хороший подарок к празднику.
Посмотрите внимательно на схему №1. На ней хорошо видно, что каждое свойство имеет свой «домик». Схема №2 подскажет нам, какие именно фигуры надо выбирать для дорожки. Всего в дорожке будет 12 плиток: их форма и цвет закодирована в первом столбике схемы, размер во втором и цвет в третьем. Давайте вместе выберем первую плитку (смотрим схему № 2, вариант первый). Дальше продолжаем сами. Справились, проверяем.
Жители города вам благодарны за оказанную помощь и ждут вас на праздник. А как обычно проходит праздник в городе? Устраиваются народные гуляния с играми, эстафетами, приглашением артистов, фокусников и т.д. К нам тоже приехал фокусник, в роли фокусника выступлю я, вы готовы мне помогать?
Слайд 16
Следующая игра: «Найди клад»
Я выстраиваю ряд из разных блоков. Сейчас вам нужно закрыть глаза, а я в это время спрячу монетку под один из блоков. Вам нужно будет найти «клад», задавая мне вопросы, на которые я могу отвечать только «ДА» или «НЕТ». Готовы? Тогда начнем.
1 команда выкладывает дорожку из тонких фигур, чередуя по размеру: большие, маленькие, 2 – из толстых. Готовы? Начали.
Вот и закончилась наше путешествие в город Блоков. Надеюсь, что вам понравилось. От души советую вам применять логические блоки Дьенеша в своей работе с детьми.
Блоки Дьенеша. Игры и занятия на развитие логики, альбомы с заданиями
Блоки Дьенеша. Что это такое?
На первый взгляд может показаться, что логические блоки Дьенеша – это обычный набор геометрических тел или строительных блоков. В действительности же это гораздо больше, чем просто строительный материал. Это целый кладезь игр на развитие логического, математического и пространственного мышления!
Пособие состоит из 48 объемных геометрических фигур, и главная особенность набора в том, что ни одна из фигур в нем не повторяется! Все блоки отличаются между собой по четырем свойствам: форма, цвет, размер, толщина. Такой набор характеристик позволяет предложить малышу много интересных аналитических задач на сравнение, обобщение, классификацию, умение кодировать и декодировать информацию. В этой статье я подробно расскажу о самых интересных и полезных играх с блоками Дьенеша и про их использование в развитии детей.
Блоки Дьенеша. Альбомы заданий | Скачать
Среди мам очень популярны специальные альбомы с заданиями для блоков Дьенеша. Альбомы отлично подходят для первого знакомства с фигурами, ведь в процессе игры малыш обращает внимание на разные формы, цвета и размеры блоков.
В альбомах ребенку предлагается собрать картинку по схеме. Самым маленьким картинку можно собирать, накладывая блоки на схему, более опытным строителям желательно строить фигурку рядом с образцом.
Примеры самых простых альбомов:
Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)
Блоки Дьенеша для самых маленьких 2 (2-4 года)
Существует также много альбомов для детей более старшего возраста (от 4 до 8 лет). В них задания уже более разнообразны и оригинальны.
Игры и занятия с блоками Дьенеша. Использование блоков
Варианты игр с блоками Дьенеша я привожу в порядке возрастающей трудности. Разнообразие заданий настолько велико, что в них найдется много полезного как для 2-летних, так и для 5-летних детей. Не забывайте превращать любое занятие с пособием в игровую ситуацию, пускай блоки будут не просто объемными фигурами, а печеньками, жильцами домов, пассажирами паровоза и т.д.
Итак, начинать играть можно уже с 2х лет, постепенно усложняя задачи. Приступим
Важно научить ребенка выделять и узнавать отдельные свойства фигур. Во время первых занятий акцентируйте внимание ребенка только на каком-то одном свойстве, например, цвет или форма.
Рассадите перед малышом две игрушки, например, Зайку и Мишку и скажите, что Зайка любит круглые печеньки (печеньками будут логические блоки Дьенеша), а Мишка квадратные. Пускай малыш разделит фигуры между игрушками соответственно их предпочтениям.
Аналогично сортировать фигуры можно и по цвету, размеру, толщине. Свойство толщины, как правило, ребенку дается труднее всего, поэтому займитесь им в последнюю очередь.
Когда малыш будет хорошо справляться с предыдущим заданием, попробуйте добавить еще одно свойство для сортировки.
На этот раз фигуры могут быть семенами, которые нужно рассадить по грядкам. На одну грядку сажаем все красные и большие семена, а на вторую – синие и треугольные.
Сортируем блоки с использованием логических карточек
Следующий шаг – это развитие умения кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов. То есть, если до сих пор вы задавали ребенку условия для сортировки словами, то теперь малыш будет учиться устанавливать взаимосвязь между свойством блока и его графическим изображением.
Для такого варианта игры вам понадобятся логические карточки со следующими обозначениями:
,
,
— синий, красный, желтый блок
,
— большой и маленький блок
,
— толстый и тонкий блок
,
,
,
— блок соответствующей формы
Карточки с перечеркнутыми изображениями указывают на отрицание какого-либо свойства. Например, — не синий,
— не круглый,
— не толстый,
— не большой и т.д.
Например, предложите малышу рассортировать фигуры на две группы (не забывайте как-то обыгрывать задание, блоки могут стать пассажирами, которых нужно рассадить в две разные машины). Для каждой группы поставьте одну или две логических карточки. К примеру, рядом с одной группой поставьте красную карточку и треугольник (значит сюда нужно подобрать все красные треугольные фигуры), рядом с другой – карточки с кругом и маленьким домиком (подбираем маленькие круглые фигуры).
Подбираем карточки к соответствующим фигурам
Попробуйте и обратное задание. Сначала вместе рассортируйте блоки по какому-то словесному условию. Допустим, предложите расселить все фигуры по двум домикам (толстые в один домик, тонкие – в другой). После того, как ребенок справится с заданием, предложите «подписать» каждый домик карточкой, чтобы жильцы не перепутали свои домики. Помогите малышу выбрать подходящие карточки из нескольких предложенных
Предложите ребенку рассортировать фигуры на НЕкруглые и НЕквадратные. При этом обратите внимание малыша на то, что некоторые блоки (к примеру, треугольные) могут подойти и туда, и туда. Не забывайте оживлять игру каким-то сюжетом (например, котенок рассаживает цветы по клумбам – на одной клумбе НЕкруглые цветы, а в другой НЕквадратные).
Если у малыша все получается, то можно предложить рассортировать блоки по отсутствию сразу двух и даже трех признаков. А самый продвинутый уровень – это сортировка по наличию одних и по отсутствию других признаков.
Находим сходство и отличие
Расставьте перед ребенком на столе несколько тарелочек и объясните, что в каждую из них нужно положить по два блока одинаковой формы. Пусть малыш самостоятельно примет решение, какие это будут фигуры (допустим, он может взять два круглых блока любого цвета и размера). В этом задании главная задача, которая стоит перед малышом, — выделить у фигур одно общее свойство, невзирая на все остальные.
В другой раз предложите положить на каждую тарелочку по две фигуры одинакового цвета / размера / толщины.
Следующий шаг – попробуйте установить отличие между блоками. Так, предложите ребенку положить в каждую мисочку по две фигуры разного цвета / формы / размера / толщины.
Ну и наконец, самый сложный вариант этого задания выглядит так: положить в одну миску два блока одинакового размера, но разной формы; одинаковой формы и одинакового размера; разной формы и разного размера и т.д.
Это задание похоже на игры с логическими карточками. Ребенку необходимо расселить фигуры в домике, учитывая те условия, которые даны для каждой «комнатки». Если вы только учитесь понимать значения изображений, достаточно будет одного условия, ну а более «продвинутым» можно и три условия в одну комнатку нарисовать.
Расскажите малышу историю о том, как между домиками ваших игрушечных друзей (например, Зайки и Мишки) поломался мостик, из-за чего теперь они не могут ходить в гости друг к другу. Предложите построить новый мостик. Но он будет не простой, а волшебный. На этом мостике каждый кирпичик можно выкладывать только по особому правилу: вы задаете для каждого блока условие с помощью 1-2 логических карточек, а малыш выкладывает фигуры в рядочек.
Например, сначала вы показываете карточку с перечеркнутым кругом – ребенок выбирает и ставит на мостик любой некруглый блок, далее вы показываете синюю карточку
и полного человечка
– ребенок выбирает и ставит на мостик синий толстый элемент и т.д.
Этот альбом учит ребенка подбирать фигуры с учетом трех условий одновременно. Подобрав все блоки и поставив их в нужные места, малыш получит забавную картинку. Причем эта картинка еще и является ответом на загадку. Загадки, кстати, тоже непростые, это загадки обманки – по рифме просится один ответ, а на самом деле другой
Строим дорожку или круг с одним единственным условием – рядом не должны попадаться блоки, например, одинакового цвета. В другой раз условием может быть неодинаковая форма / размер / толщина.
На первый взгляд задание может показаться очень сложным и, возможно, даже напомнит вам о пересекающихся множествах из курса алгебры за 9 класс , но на самом деле для маленького ребенка оно вполне доступно. Таисия справлялась с таким заданием, когда ей еще не было 3 лет
Итак, выложите на полу с помощью веревочек два пересекающихся круга и объясните, что в один круг нужно положить все круглые фигуры, а в другой – красные. После этого, обратите внимание малыша на то, что есть такая область, которая попадает одновременно в оба круга, соответственно в этом месте фигуры должны удовлетворять обоим условиям – быть и красными и круглыми.
Еще одна задачка на расселение «жильцов» в домике, только на этот раз принцип расселения совсем другой. Малыш должен расставить фигуры в пустые клетки так, чтобы они удовлетворяли условиям в строке и столбце одновременно. То есть ребенок учится работать с таблицей. Это умение очень важное и полезное, на нем базируется множество развивающих игр, да и школьных задач.
С принципом построения таблицы можно знакомить уже трехлетнего ребенка, для него это вполне посильная задача.
В наименованиях строк лучше всего использовать формы или цвета (т.к. их больше), а в наименованиях столбцов может быть толщина или размер фигуры.
Строим дорожку по схеме
Это задание учит ребенка не только выкладывать дорожки с учетом чередования свойств, но еще и понимать графическую схему и следовать ей. Нарисуйте на листочке схему, на которой будет указано, в каком порядке фигуры должны следовать друг за другом. Глядя на схему, малыш должен выложить фигуры в той последовательности, как показывают стрелки.
На такой схеме желательно ограничиться только одним свойством (цвет или форма, например).
Для усложнения задачи можно слегка запутать стрелочки, так последовательность будет не столь очевидной.
Такие схемы можно использовать не только для построения дорожек, но и различных фигур (кругов, например). После построения предложить малышу зарисовать получившуюся фигуру.
По-моему, это один из самых увлекательных вариантов занятий с блоками, он будет интересен детям от 3,5-4 лет. Здесь блоки – это не просто геометрические фигуры, а настоящие путешественники, которые ходят по тропинкам и соблюдают дорожные знаки. Но знаки у них, разумеется, не простые, а специальные, для блоков
К игре необходимо подготовиться и нарисовать поле с разветвляющимися тропинками, при этом на каждой развилке должно быть указание, каким «путешественникам» можно по этой дорожке ходить, а каким нужно свернуть на соседнюю тропинку.
Например, на первой развилке дорожка разделяется на две части, и все маленькие фигуры идут налево, а большие направо. Далее каждая из этих дорожек снова разветвляется, и теперь уже, чтобы узнать, по какой дорожке идти, нужно обратить внимание на цвет блока и т.д. Чтобы усложнить игру, можно добавить знаки с отрицанием свойств.
Занятие станет интереснее, если в конце каждая дорожка приведет к какой-то цели – кафе, магазин, лес, детская площадка… Все зависит от ваших художественных способностей Мои способности невелики, поэтому детский сад у нас ничем не отличается от магазина :), к счастью дочь уже может прочитать название, чтобы не запутаться.
В ходе игры мы с дочкой заметили, что бОльшая часть «путешественников» скапливается в одних и тех же объектах, а до некоторых вообще никто не доходит (к примеру, у нас это хлебный магазин). В этом случае можно поставить перед ребенком другую задачу – догадаться по знакам, какими свойствами должен обладать блок, чтобы он все-таки смог дойти до хлебного магазина, и найти его среди остальных. Это тоже очень полезный вариант игры, обязательно попробуйте и его.
Предлагаю вашему вниманию три варианта поиска клада:
Первый, самый простой. Вы раскладываете перед ребенком несколько фигур, при этом, пока малыш не видит, под одним из блоков прячете какой-то секрет, допустим, наклейку или вырезанную картинку. Затем предлагаете ребенку найти клад и сообщаете, что пираты спрятали его, например, под толстым и немаленьким блоком или красным и тонким, т.е. конкретно задаете условие поиска. Малышу нужно догадаться, о какой фигуре идет речь.
Во втором варианте игры клад прячет ребенок. Чтобы отгадать, где находится клад, взрослый задает наводящие вопросы. Малыш отвечает «да» или «нет».
Третий вариант игры у нас с Таисией самый любимый. Здесь, чтобы найти клад, нужно разгадать целую цепочку условий. Выкладываю суть занятия на видео.
Занятие будет интересно примерно с 4 лет. Скажите ребенку, что у вас появилось волшебное зеркало / стекло / коробочка, которая умеет менять свойства блоков, и предложите поиграть в фокусников.
Первый вариант игры. Фокусником работаете вы. Выберите какую-то одну фигуру и поставьте рядом с ней «волшебное стеклышко» (в качестве магического атрибута можно использовать любую привлекательную вещицу). Затем проведите ряд «магических ритуалов» и незаметно подложите по другую сторону стеклышка другой блок (или поставьте его взамен прежнего). У нового блока должно быть изменено одно свойство, все остальные характеристики неизменны. Попросите малыша назвать, какое свойство у блока изменилось.
Второй вариант игры. Фокусником работает ребенок. Вы задаете или решаете вместе с ребенком, какое свойство ваше волшебное стеклышко сейчас будет менять. Например, вы решили, что изменяться будет форма. Когда вы закроете глаза, ребенок должен поставить новый блок с измененной формой (все остальные свойства должны быть неизменны).
Когда малыш освоится с занятием, пробуйте одновременно изменять сразу два свойства.
Ну что ж, на этом остановлюсь, хотя варианты игр с блоками Дьенеша, по-моему, неисчерпаемы. Я не устану хвалить этот замечательный развивающий материал, и от души советую его вам