биография надежды павловой балерины большого театра
Надежда Васильевна Павлова
Надежда Васильевна Павлова. Родилась 15 мая 1956 года в Чебоксарах (Чувашская АССР). Советская и российская балерина, педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1977). Народная артистка Чувашской АССР (1980). Народная артистка РСФСР (1982). Народная артистка СССР (1984).
Надежда Павлова родилась 15 мая 1956 года в Чебоксарах (Чувашская АССР).
Заниматься балетом начала в возрасте 7 лет в хореографическом кружке при Доме пионеров. Когда ей было 10 лет, на девочку обратила внимание комиссия из Пермского хореографического училища, приехавшая в Чебоксары в поисках одаренных детей. Павловой предложили учиться в Перми.
Надежда Павлова в детстве
Она вошла в историю своим необычайно длинным и легким шагом (большой батман), казавшимся абсолютно неправдоподобным, всколыхнув умы и сердца людей даже далеко за пределами балетного круга. Выдающийся балетный педагог Асаф Мессерер говорил о ней: «Надя Павлова загадала загадку по самому высокому счёту, какой только есть в искусстве».
Надежда Павлова стала много гастролировать по стране и за рубежом, покоряя воздушным дыханием своего танца зрителей Италии, Японии, Китая, Австрии, Германии, Франции и США.
В 1974 году окончила Пермское хореографическое училище.
С сентября 1975 года стала солисткой Большого театра, в котором постоянным партнером на протяжении десятилетия был Вячеслав Гордеев (ее первый супруг). Она ежедневно занималась в классе А.М. Мессерера, осваивала роли под руководством М.Т. Семеновой. Работали с ней и другие известные педагоги.
Надежда Павлова и Галина Уланова
Надежду Павлову называли «Надеждой и Славой русского балета».
В 1984 году она стала самой молодой артисткой, которой присвоили звание «Народный артист СССР» (удостоена в 28 лет).
Партии Надежды Павловой в Большом театре:
По словам Павловой, есть партии, о которых она мечтала, но так и не станцевала: «Когда приехала в Москву, я очень хотела станцевать «Сильфиду». Но сразу реализовать это не удалось, а когда я отработала 20 лет и вроде бы уже ушла, может быть спустя два года, Юрий Николаевич решил поставить «Сильфиду». Премьеру мне, конечно, не дали, но я все-таки станцевала. Получился такой круг. Долго не давали «Лебединое», потом дали станцевать дневной спектакль. Но все равно я танцевала и на Западе, и по России, и по республикам. Может быть, московская публика мало видела. Вообще-то в балете много спектаклей, которые, может быть, хотелось станцевать. Ясно, что все реализовать невозможно. Но всегда человеку мало, а артисту тем более, всегда чего-то не хватает, что-то недоделал, не станцевал, не домечтал. Обычная история. Но, если подходить к этому спокойно, то, что удалось, то удалось. Мало ли что мне хочется. Другое дело, что театральная политика иногда перевешивает, мешает или уничтожает. У некоторых наоборот. Все зависит, наверное, от характера. Но я такая, какая есть. Поэтому, может быть, у меня так все получилось».
Окончив балетмейстерское отделение ГИТИСа как педагог-репетитор в 1984 году, она проводила мастер-классы во Франции, Германии, Японии, Финляндии.
В 1999 году принимала участие в открытии Российского культурного центра в Вашингтоне, становится лауреатом фестиваля «Звезды мирового балета» в Донецке.
С 2013 года Надежда Павлова занимает должность балетмейстера-репетитора балетной труппы Большого театра.
Преподаёт в Российской академии театрального искусства (РАТИ) (профессор).
Надежда Павлова сейчас
Личная жизнь Надежды Павловой:
Дважды была замужем. Детей нет.
Сама Павлова говорила, что их чуть ли не поженило КГБ: «Мы прожили со Славой 10 лет, но семья в привычном смысле слова у нас не сложилась. На людях мы всегда держались за руки, улыбались и выглядели идеальной парой. Но это был просто творческий союз. Нас искусственно «спарили»».
Надежда Павлова и Вячеслав Гордеев
Еще во время брака с Гордеевым у Павловой начались отношения с ее будущим вторым мужем. Вячеслав Гордеев рассказывал: «У Нади случился роман с психотерапевтом, у которого она лечилась от депрессий, и она заявила мне, что на небе соединена с этим человеком, поэтому должна быть лишь с ним и на земле. Я даже не стал разбираться и предложил разойтись, раз она с ним соединена».
Надежда Павлова и муж Константин Окулевич
Фильмография Надежды Павловой:
Награды и звания Надежды Павловой:
— Заслуженная артистка РСФСР (21.10.1977);
— Народная артистка Чувашской АССР (1980);
— Народная артистка РСФСР (28.04.1982);
— Народная артистка СССР (13.12.1984);
— Орден «Знак Почета» (1976);
— Премия Ленинского комсомола (1975);
— Всесоюзный конкурс балетмейстеров и артистов балета (I премия, Москва, 1972);
— II Международный конкурс артистов балета (Гран-при, Москва, 1973).
последнее обновление информации: 22.03.2020
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Судьба большого таланта
Надежда Васильевна, о которой выдающийся балетный педагог Асаф Мессерер сказал: «Надя Павлова загадала загадку по самому высокому счёту, какой только есть в искусстве», сегодня живёт в Москве. Она профессор, преподаватель в Российской академии театрального искусства и балетмейстер-репетитор в Государственном академическом театре классического балета.
Одну из самых юных народных артистов СССР, получившую это звание в 28 лет (в 1984 году), Павлову действительно называли «Надеждой и Славой русского балета».
Взлет этой балерины был стремительным, как ее уникальный большой батман. Сколько девочек тогда, двадцать лет назад, смотрели, затаив дыхание, как, увенчанная маленькой короной героини «Щелкунчика», она летала над сценой!
Гран-при Московского международного конкурса сделал ее знаменитой. В одночасье пятнадцатилетняя Золушка превратилась в Принцессу. Самые знаменитые люди — актеры, космонавты, писатели — желали познакомиться и пообщаться с ней. Специальной, как сейчас говорят, «раскрутки» не требовалось. Яркий талант и очарование юности сделали свое дело — Надя Павлова стала не только героиней многих телепередач, интервью, но и всенародной любимицей. Позже, когда она уезжала из Перми, протанцевав год в местном театре, ее провожал весь город.
Через некоторое время стало известно, что она вышла замуж за Вячеслава Гордеева, своего партнера по сцене. Все было просто как в сказке. Надежда и Слава русского балета! Они много танцевали на лучшей сцене страны — в Большом, и в двадцать восемь Надя уже получила звание народной артистки СССР. Мало кто догадывался тогда, какие испытания пришлось выдержать этому хрупкому созданию на пути к успеху. И сколько испытаний еще предстояло. Народной артистке, которой не было и тридцати, потребовалась помощь психотерапевта. И она вдруг исчезла из поля зрения поклонников. Ходили разные слухи: то ли драма в семье, то ли родила (что для балерины — тоже драма), то ли проблемы со здоровьем. И ее потихоньку начали забывать.
Надежда Павлова не любит давать интервью. Ее доверенное лицо — муж, тот самый психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор, психоаналитик, который вытащил ее из депрессии.
— Константин Михайлович, может быть, Надя стала жертвой популярности? Обычно о «звездной болезни» говорят иронично и даже пренебрежительно, но, возможно, она более серьезна? Что это за болезнь такая?
— Понимаете, творческая личность проживает много жизней. Маски — так это раньше называлось. Важно уметь пользоваться маской. Вовремя снять, уложить в коробочку, почистить. Артистов и людей других творческих профессий этому не учат. На сцене ты королева — значит, королева везде и всюду. И дома на кухне, и с мужем, и с детьми. Отсюда и нервные срывы. Да, на сцене ты королева, а дома — должна быть просто милой женщиной. И вот эти перепады не все выдерживают. Почему «звездные» браки редко получаются удачными? Потому что не все умеют оставлять эту «звездность» за порогом своего дома.
Но у Нади другой перекос, ей как раз было бы полезно пережить «звездную болезнь», — продолжает Константин Михайлович. Когда ее привел ко мне Гордеев, — дескать, посмотри, что-то с ногой, да и нервишки пошаливают, — она была какая-то неживая, как замороженная. Я сразу понял, что нога здесь ни при чем. Если бы она по натуре была открытой, разговорчивой, выплескивала эмоции, а не держала в себе, ей жилось бы гораздо легче. Но она человек закрытый, всегда отстранялась от публичных обсуждений, сплетен, интриг. В ней очень много тогда всего накопилось, достигло, так сказать, критической массы.
Я практикую и на Западе, где работа психоаналитика высоко котируется. Пациент приходит к специалисту, чтобы получить ответ на вопрос: почему именно это произошло со мной? Нам волей-неволей приходится вторгаться в бессознательное, куда человек никого не хочет впускать. Потом, когда что-то из бессознательного перемещается в сознательное, пациент начинает понимать — проблемы в его жизни возникли потому, что в детстве его недолюбили, рос в неполной семье, были конфликты с родителями. Детские впечатления, воспитание закладывают в подсознание такие табу, которые порой не удается преодолеть всю жизнь. Человек вырос, получил образование, завел семью, а с внутренним цензором ничего поделать не может.
Чайковский.» Спящая красавица».
Минкус. «Дон Кихот».
Итак, все из детства. Надя выросла в бедной многодетной семье — она была младшая, восьмая. Особого тепла или внимания к себе она не ощущала. Когда обнаружился ее талант, учиться пришлось вдали от семьи. Родители обрадовались, что можно ее пристроить, как говорится, «в люди». Добиралась из Чебоксар до Перми одна, на перекладных. И общение с родителями за годы учебы сводилось к поздравительным открыткам. Надежда вспоминает, что когда позже, уже став звездой, она приехала в родной город, то встретила полное безразличие, от нее отвыкли, о ней забыли. Лишь однажды сестра пришла в театр, но после спектакля сразу же ушла.
— Как же так, — недоумевала Надя, — чужие люди восхищаются, поздравляют. Хотелось, чтобы сестра подошла, обняла, сказала что-то теплое, я бы почувствовала поддержку. А она ушла.
Вообще-то Надежда Павлова не любит вспоминать о детстве.
— Понимаете, если бы это были приятные воспоминания, я бы, конечно, с удовольствием рассказала.
Адан. «Жизель.»
Чайковский. «Щелкунчик.»
Минкус. «Баядерка.»
В хореографическом училище система очень жесткая. Как в казарме. У этих детей практически нет детства. Все подчинено только одному — танцам. Подъем в семь утра, беспрерывные изнурительные занятия, потом репетиция. Строгая диета. Но все это можно выдержать, если бы не постоянные унижения. Когда ребенок ошибался, на него не только кричали, обзывая уродом и бездарью. Педагог мог подойти и ударить ногой. Надя рассказывала, что они там очень много плакали. И помочь, утешить было некому. У нескольких учениц обнаружились психические расстройства. Надя выстояла. И сейчас не хочет говорить плохих слов о своем педагоге Людмиле Павловне Сахаровой. Хотя когда Надя получила Гран-при, к ней стали относиться еще жестче, чтобы не возгордилась. Все призы отобрали. Ее пригласили учиться в Москву, но Людмила Павловна не отпустила, поставив условие — только вместе с ней. В Москве было достаточно талантливых педагогов, так что это условие не приняли. — Это обычный конфликт из области «Моцарт и Сальери», — комментирует Константин Михайлович. — Надя не любит обсуждать эту тему.
Чайковский. «Лебединое озеро.»
Ее многие ломали — под себя. Кстати, в балете вообще очень легко сломаться. Жуткий, каторжный труд. Балерина вбегает за кулисы во время спектакля, с нее пот катит ручьями, ее промокают, и она опять выпархивает на сцену, лучезарно улыбаясь. Потом опять промокают. Кроме того, нужно эмоционально выложиться, просто техникой зрителя не проймешь. Поэтому звезд можно по пальцам перечесть. И немало сломанных судеб. Не секрет, что танцовщики, чтобы снять стресс и мышечное напряжение, злоупотребляют спиртным. Марис Лиепа и Александр Годунов — жертвы такой привычки расслабляться.
Казалось бы, счастливое замужество должно было спасти Надю. Оба молодые, талантливые.
— Мы прожили со Славой десять лет, но семья в привычном смысле слова у нас не сложилась. На людях мы всегда держались за руки, улыбались и выглядели идеальной парой. Но это был просто творческий союз. Нас искусственно «спарили».
Вячеслав Гордеев на десять лет старше, и он взял на себя роль очередного «руководителя». Надя попала из одной казармы в другую. Она жила в шикарной квартире с танцклассом, за ней присматривали несколько бонн, каждое движение контролировалось. Главной ее функцией было танцевать, танцевать и танцевать. Так много, что она начала себя чувствовать танцевальной машиной. Друзья дома, а вернее исключительно Славины друзья, всегда старались дать Наде понять, что она всем обязана своему партнеру и мужу. А сама ничего собой не представляет. Надя была очень одинока. И в какой-то момент ее перестали радовать и танцы. У нее ничего не болело, но она словно выпала из жизни. Вот тогда судьба проявила к ней благосклонность. Встретив Константина Михайловича, она решилась на развод.
Конечно, Надя действительно многим в своей творческой жизни обязана Гордееву. Он был старше, знал в Большом все ходы и выходы, а там закулисная жизнь крайне сложная. Провинциальную девочку, хоть и гениальную, но скромную, да еще с моральными принципами, в момент бы сожрали. Тогда роли многие получали «через постель». Надя на такие компромиссы не способна. А поскольку она была при Гордееве, все шло нормально. Защищая себя, он защищал и ее.
Минкус. «Дон Кихот.»
— Я думаю, ему трудно было примириться с утратой такой партнерши. Наверное, он боролся?
— Посыпались анонимки, начались разбирательства. Дело дошло даже до прокуратуры, я мог оказаться за решеткой. Спасло нас то, что Надя сумела очень быстро развестись и мы сразу же официально зарегистрировали брак. Она изменилась, говорила, что у нее такое ощущение, будто вырвалась из рабства.
— И тем не менее той, былой славы уже не было. Мы постоянно слышим о Плисецкой, Нине Ананиашвили. А где же Надя?
— Когда в Большой пришел Васильев, я ушла из театра, — говорит Надежда Павлова. — Сейчас вернулась. В Большом много перемен и стало легче дышать и работать. Васильев был хорошим танцовщиком, но руководителем — никаким. Страдал обычной болезнью артистов — нарциссизмом, самолюбованием. Вокруг таких людей быстро собирается свита, которая делает короля. Сейчас пришли новые люди, талантливые и современные. Время все расставит по своим местам. Пока я очень много занимаюсь, чтобы быть в хорошей форме. О планах — они есть — не хочу говорить, как бы не сглазить.
. Между прочим, и Анна Павлова при жизни не была так знаменита, как в наши дни. Надежда Павлова, по словам Майи Плисецкой, сейчас танцующая еще лучше, чем в юности, не так давно открывала культурный центр в Вашингтоне. Ее приветствовали как звезду первой величины. И это был триумф. К сожалению, мы не ценим свои таланты. На Западе Павлову знают лучше, чем здесь. Во всяком случае, когда она гастролировала в Нью-Йорке, известный импрессарио Сол Юрок, уже глубокий старик, бывший некогда другом Дягилева и, как сегодня принято говорить, спонсором и Шаляпина, и Анны Павловой, сказал: «Когда-то я первым привез в Америку Анну Павлову, теперь я познакомил американцев с Надеждой Павловой. Раз в России есть балерина такого класса, я могу спокойно умереть. » Вскоре он действительно умер. Но мы, ныне живущие, хотели бы чаще видеть Надежду Павлову на сцене. Век балерины так короток. А нам выпало счастье жить в одно время с великой танцовщицей.
Автор статьи Харламова Т.
Материал впервые опубликован в 2001 году.
Дворжак. Мелодия.
Рубрики: | Балет/Танцовщики |
Метки: Павлова Надежда
Процитировано 16 раз
Понравилось: 21 пользователям
Биография надежды павловой балерины большого театра
Научная Библиотека ИвГУ запись закреплена
ЛЕГЕНДЫ БАЛЕТА.
НАДЕЖДА ПАВЛОВА.
Легенда балета, пленница Терпсихоры – это все Надежда Павлова — балерина, о которой ее первые педагоги из Перми говорили, что появилась вторая Павлова, если ничего не случится, конечно. Ее жизнь в балете трудно, но блестяще состоялась. Летая над сценой легким, полным воздуха шагом, казавшимся нереально огромным, Надежда Павлова поражала всех, кому посчастливилось попасть на ее спектакль.
Надежда Павлова родилась в многодетной семье этнических чувашей. Её отец — Василий Павлович — был рентгенотехником, а мать — Мария Ильинична — работала воспитательницей в детском саду. Дата рождения балерины — 15 мая 1956 года. В 7 лет стала посещать кружок при Доме пионеров Надежда Павлова. Дети обучались здесь хореографии. Чуть позже папа с мамой обратили внимание, что их дочка очень похудела. Они разволновались и отвели ее к врачу. Тут все и разъяснилось: она села на диету. Питание девочки родители начали контролировать.
Далее значимым в биографии будущей балерины стал 1966 год. Комиссия Пермского хореографического училища искала одаренных детей. На экзаменах Надежда Павлова всех изумила своими природными профессиональными качествами. Павловой предложили учиться в Перми. От такого шанса нельзя было отказываться. Тем более, что он давался только действительно талантливым детям таким, как Надя.
Родителям пришлось отпустить дочь в «самостоятельное плавание». Конечно, для них это было сложно. Несмотря на то, что семья была многодетной, здесь любили всех детей. Родители отпустили Надю.
Семь лет — со 2-го класса и до выпуска — Надя Павлова училась у Людмилы Павловны Сахаровой, методика преподавания которой основывалась на соединении классических ленинградской и московской школ с веяниями, которые возникли в 60-е годы 20 века.
Она внесла в классические занятия новые веяния времени – спортивно-театральный танец. Отрабатывалось все до самой последней мелочи. Все движения должны быть идеальными: крепкая пальцевая техника, уверенное вращение, апломб и даже акробатика. Длительные тренинги, полное подчинение азартному педагогу, кроме высокой техники, обернулись и другой стороной – психической неустойчивостью.
Многие бывшие ученики отмечают, что характер у Сахаровой был непростой. Немногим удавалось с ней сработаться. При том, что Людмила Павловна обладала всей необходимой базой, чтобы сделать из талантливого ребенка знаменитость. Надежде Павловой пришлось стать покорной девочкой в глазах Сахаровой, чтобы наладить с преподавателем контакт.
С первых годов обучения у Сахаровой юной балерине Надежде Павловой всегда доставались только первые партии.
Параллельно с этим, Павлова исполняла и все существующие детские партии в спектаклях Пермского театра оперы и балета.
Уже со второго класса Надежда Павлова выступает на концертах с номерами, которые ставили специально для нее М. Газиевым: «Девочка и эхо», «Озорница», «Маленькая балерина» и, конечно, участвует во всех детских партиях Пермского театра: Кукла в «Коппелии», Амурчик в «Дон Кихоте» и Красная шапочка в «Спящей красавице».
В 1970 году во время гастролей Пермского театра в Москве особое внимание рецензентов привлекает «еще ученица и даже не выпускного класса» Надя Павлова, у которой, как отмечает журнал «Театр», «кажется, есть всё – и внешние данные, и профессиональные, и недетская внутренняя наполненность». К балерине рано пришли успех и признание. В возрасте 15 лет она становится лауреатом I премии Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета, а год спустя, в 1973 году, завоёвывает Гран-при II Международного конкурса артистов балета в Москве. В скобках скажем, что после этого Гран-при получили только трое танцовщиков. Во время подготовки к нему она знакомится с Вячеславом Гордеевым, который работает в Большом театре с 1968 года.
В 15 лет к Наде пришла настоящая слава. Павлову стали радостно встречать не только в Москве и в других российских городах. Надежда стала часто выезжать за рубеж. Здесь для нее открывались новые горизонты. Зритель ждал и любил ее. В эти годы, ещё будучи ученицей, она часто гастролирует по стране и за рубежом, выступает в Италии, Японии, Китае, Австрии, Германии, Франции, США.
Ее участие в гастролях Большого театра на Американском континенте в 1973 году заставляет балетных критиков признать в ней «первого представителя нового, пока еще не оформившегося и никак не квалифицированного стиля, который в дальнейшем мы будем называть «стилем Большого театра 70-х годов».
Но успех был заработан непросто. Обучение было по-казарменному жестким. Детства не было. Все подчинялось танцам. Вставали в 7:00, затем изнуряющие занятия, потом репетиции. Строжайшая диета. Куклы, игры во дворе, прятки – всего этого дети были лишены. В дополнение Надежда Павлова, (дети училища также не были исключением) была постоянно унижена. На них за каждую ошибку кричали, называли уродами и бездарностями. «Педагог» в любой момент мог сильно ударить ногой. Таким экзекуциям подвергалась и молоденькая Надежда Павлова. Дети из ее класса плакали очень часто, но никто и думал их утешать. Когда девочка завоевала Гран-при, педагоги стали (чтобы не загордилась) относиться еще хуже и жестче. А призы у нее попросту забрали.
По окончании училища в 1974 году — солистка Пермского театра оперы и балета имени П. И. Чайковского, в первый же сезон ей поручают партии Жизели (исполнила её в возрасте 17 лет) и Джульетты.
С сентября 1975 года Надежда Павлова — солистка Большого театра. Она ежедневно занимается в классе Асафа Мессерера и репетирует под руководством Марины Семёновой. Надежда Павлова приобретает в Большом театре масштаб и свободу большого классического стиля, в ее актерском даровании усиливается драматическое начало.
Надежда Павлова долгое время блистала, будучи солисткой, в «Щелкунчике», «Дон Кихоте», «Спартаке», «Шопениане», «Спящей красавице» – в лучших из возможных ролей. Балерина имела фирменный знак – гранд батман и невероятно легкое отведение ноги в сторону с возвращением назад. Широта и размах движения, это доказано актрисой, прекрасны, хотя до нее техника ставилась под сомнение.
В ее исполнении становятся естественными условные движения классического танца. По ее собственным словам, танцовщица воспринимала жизнь через движение, а слово было вторичным. Павлова очень благодарна всем педагогам, которые с ней занимались. Но особенно запомнились все уроки Марины Тимофеевны Семеновой. С ней каждое движение становилось небольшим спектаклем. Это полностью совпадало с мировосприятием танцовщицы, для которой руки и ноги должны двигаться согласованно, а не по отдельности, сами по себе.
Надежда Павлова вызвала на редкость щедрые отзывы коллег. «Она слишком хороша», – отмечает Майя Плисецкая. «Надежда Павлова – необыкновенная, выдающаяся балерина», – подтверждает Ролан Пети. Нечто необъяснимо стоящее над профессионализмом поражает в ее танце Владимира Васильева. «Редким обаянием подлинного искусства» балерина покоряет балетмейстеров Петра Гусева и Юрия Григоровича, восхищенного ее «тонким вкусом, прирожденной грацией, естественным ощущением себя в танце». «Надя Павлова загадала загадку по самому высокому счету, какой только есть в искусстве», – констатирует Асаф Мессерер.
Тогда Гордеев отвёл её к очень хорошему врачу-психотерапевту – Константину Окулевичу. С тих пор личная жизнь артистки поменялась кардинально. Врач и балерина полюбили друг друга. Их бурный роман перерос в брак. Оформив развод с Гордеевым, Надежда вышла замуж за Окулевича.
В качестве «оправдания» своего развода Надежда говорила о том, что между ней и Вячеславом никогда не было настоящих чувств. Все, что видели окружающие, это была всего лишь маска, от которой она избавилась. Сам же Гордеев называл причиной развода измену Павловой – она нашла другого мужчину.
Развод ей удалось получить. Но перед этим жизнь балерины на некоторое время превратилась в настоящий ад.
На нее сыпались анонимные письма, в которых говорилось об аморально поведении артистки. Все это не прошло бесследно. Дело дошло даже до прокуратуры. Павловой сыграли на руку ее связи. Без них она бы не смогла так быстро оформить развод. Сразу после развода Павлова вступила в новый брак – более счастливый для нее.
У балерины, наконец, появилось желание работать. Она обрела гармонию самой с собой. И все это благодаря более счастливому замужеству.
В 28 лет жизнь только начинается. Для Павловой было именно так. Карьера в это время пошла вверх. Ее наградили званием Народной артистки. Надежда Павлова стала первой, кто получил эту награду в столь юном возрасте. Естественно, что от поклонников не было отбоя, как и от театров, которые бы хотели видеть ее на своей сцены. Гастроли, выступления и первые партии – вот из чего состояла жизнь Павловой на тот момент.
Помимо В. Гордеева, партнёрами Надежды были такие ведущие солисты ГАБТ, как Александр Богатырёв, Валерий Анисимов, позднее — Алексей Фадеечев, Юрий Васюченко, Ирек Мухамедов. Одним из последних танцовщиков, с кем она выступала на сцене Большого театра, был Николай Цискаридзе. Надеждой Павловой восхищался Николай Цискаридзе до такой степени, что с большой охотой пошел в балет. Он увидел ее впервые в «Жизели», и в реальной жизни на сцене она стала его первой Жизелью.
В 1984 году Надежда Павлова окончила балетмейстерское отделение ГИТИСа по специальности «педагог-репетитор». Начав преподавать, она проводит мастер-классы во Франции, Германии, Японии, Финляндии.
В 1992—1994 годах — художественный руководитель собственного «Театра балета Надежды Павловой».
В 1995 году — руководитель труппы «Ренессанс-балет», осуществлявшей постановки балетов из классического наследия.
Входила в состав жюри международных конкурсов артистов балета в Люксембурге (1995) и Гонконге (1996).
В 1999 году приняла участие в открытии Российского культурного центра в Вашингтоне и становится лауреатом фестиваля «Звезды мирового балета» в Донецке.
В 1998—1999 годах выступала в спектаклях труппы «Русский балет» в качестве приглашённой звезды.
Рецензенты не могли достаточно внятно объяснить, в чем заключалась притягательность образов, созданных балериной. Она была невероятно популярна. Об этом говорили длинные очереди у касс театра, писали статьи критики. Подшивки газет того времени только подтверждают вышесказанное.
Конечно, Павлова открыла новые профессиональные возможности: невероятно большой и грациозный па де ша (вид прыжка), невообразимо легкий павловский шаг, которые и сейчас не все могут сделать, но не только этим все объяснялось.
В первые годы, начиная с 1975 по 1980 гг., Павлова проявляла удивительную работоспособность. За пять сезонов она подготовила 10 ведущих партий. Это были Маша («Щелкунчик»), Геро («Любовью за любовь»), Ширин («Легенда о любви»), Фригия («Спартак»), Китри («Дон Кихот»), Аврора («Спящая красавица), Эола («Икар»), Джульетта, Солистка («Эти чарующие звуки»), Валентина («Ангара).надежда павлова дети Для нее в 81-м году А. Петров создал партию Принцессы («Деревянный принц» Б. Бартока).
А. Мессерер представлял, как могла бы выглядеть Павлова в роли Жанны д´Арк. Хореограф А. Петров вспоминает, что понял, как надо проводить репетиции, глядя, как исполняет Павлова Джульетту и Жизель.
Такому тонкому, закрытому и деликатному человеку, как она надо ставить партии утонченные, с контрастами выразительных ярких и лирических, нежных сцен.
Она продолжала свои творческие искания. Не ограничиваясь только классическим репертуаром, она пошла вперед, исполняя «Сонату № 5» Бетховена и «Вариации» на тему Доницетти. Павлова на сцене ошеломляла изяществом, потрясала нежностью, непревзойденной музыкальностью и неподражаемой хрупкостью.
В 1986 году она танцует партию Флоретты в «Синей бороде» М. Фокина в постановке Власова, а в 1992 г. – Никии в «Баядерке», в 1996 г. – Сильфиду в одноименном балете. В сорок пять лет Надежда Павлова выходит на пенсию. По обычным меркам – рано.
В 2000 году была педагогом-репетитором балетного театра «ГИТИС» под руководством В. Ахундова.
С 2009 года — балетмейстер-репетитор в Государственном театре классического балета под руководством Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василева.
Преподаёт в Российской академии театрального искусства (профессор).
#ГодРоссийскогоБалета #ЛегендыБалета #НадеждаПавлова