биография александры пахмутовой и николая добронравова
Александра Пахмутова
Биография
Александра Пахмутова — легенда советского и российского композиторского искусства. Она считается одним из самых востребованных представителей этой сферы. Музыкальная биография Пахмутовой насчитывает свыше 400 авторских композиций, а также немалое число произведений для симфонического оркестра.
Детство и юность
Александра Пахмутова, биография которой берет начало в 1929 году, родилась в маленьком поселке Бекетовка, расположившемся рядом со Сталинградом. По национальности она русская. На сегодняшний день такого населенного пункта уже не существует, а родная улица Александры Николаевны входит в состав города Волгограда и носит название Омской.
Отец Николай Андрианович работал на электростанции, но в свободное время играл на фортепиано в кинотеатрах во время демонстрации немых фильмов. Мужчина был творческим человеком. Он занимался столярным делом, починкой фотоаппаратов и сборкой полупроводниковых устройств, писал картины, владел техникой игры на балалайке, скрипке и арфе.
Родители Пахмутовой рано заметили, что их дочь отличается исключительной музыкальной одаренностью. С их одобрения девочка в 3 года стала учиться игре на фортепиано, а через несколько месяцев уже делала первые попытки сочинять собственные мелодии.
В возрасте пяти лет маленькая Пахмутова написала первую полноценную пьесу для фортепиано под названием «Петухи поют», причем в музыкальную школу девочка отправилась только спустя 2 года. В детстве Александра совершенствовала игру на клавишных инструментах в родном поселке. Затем, с началом Великой Отечественной войны, она продолжала развиваться как пианистка в Караганде. В Казахстане ее семья год находилась в эвакуации.
Как только театр военных действий вышел за границу Советского Союза, Александра самостоятельно отправилась в Москву и в 14 лет поступила в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Там девушка училась в специализированном классе фортепиано, а также посещала кружок юных композиторов, который организовали Виссарион Шебалин и Николай Пейко.
Эта знаменитая школа одаренных детей, как ее тогда называли, дала путевку в жизнь многим музыкантам и композиторам, ставшим впоследствии всемирно известными. Окончила ее и Александра Николаевна Пахмутова, а затем оказалась студенткой композиторского факультета Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.
Диплом о высшем образовании будущая звезда получила в 1953-м, но еще 3 года училась в аспирантуре, защитив впоследствии диссертацию на тему «Партитура оперы “Руслан и Людмила” М. И. Глинки». Однокурсники отмечали настойчивый, твердый характер девушки, что свойственно представителям ее знака зодиака — Скорпион.
Личная жизнь
Николай Добронравов и Александра Пахмутова создали не только творческий союз, но и семью. На сегодняшний день композитор и поэт состоят в браке более 60 лет. Будущие супруги познакомились в молодости, в 1956 году.
Тогда Добронравов работал на Всесоюзном радио, где читал стихотворения в детской программе «Пионерская зорька». А Пахмутову пригласили написать музыку для этих стихов, чтобы получились детские песенки. Первой совместной композицией стала «Лодочка моторная», после которой появились более сотни великолепных шлягеров.
В тот же год изменилась и личная жизнь Александры Пахмутовой: они с Николаем Николаевичем полюбили друг друга с первого взгляда. Через 3 месяца Добронравов повел Александру в загс, и они официально стали мужем и женой.
Композитор решила не надевать белое платье с фатой. Ее мама сшила элегантный розовый костюм, и в нем невеста предстала на свадьбе. Медовый месяц супруги провели у родственников в Абхазии, а по возвращении в Москву с головой окунулись в работу.
В студии программы «В наше время» в 16:10 – легендарные Александра Пахмутова и Николай Добронравов.
Собственных детей Александра Пахмутова и ее муж не имели. Но нерастраченную любовь они реализовали в творчестве: их дуэт создал огромное количество молодежных и детских хитов, так что сыновьями и дочерьми Пахмутовой были ребята всей страны. Такие песни, как «Звездопад», «Гайдар шагает впереди», «Дикая собака Динго» звучали в исполнении Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения.
Кроме того, супруги внимательно следили за молодыми дарованиями и опекали талантливых исполнителей, поэтому сегодня многие музыканты и певцы называют Александру Николаевну и Владимира Владимировича вторыми родителями.
Сейчас семейная пара живет в Москве, загородный дом у них находится в Переделкино.
Мало кто знает, что эта миниатюрная женщина (рост 149 см при весе в молодости 45 кг) серьезно увлечена футболом и считает себя поклонницей этой игры. Вместе с мужем они поддерживают сборную России, а сама Пахмутова — преданная болельщица команды «Ротор» из ее родного Волгограда.
В дуэте с мужем она даже написала футбольную песню «Это наша игра», посвященную российским спортсменам. Остается добавить, что еще в 1968 году имя Александры Николаевны было увековечено, причем во вселенских масштабах: крымские ученые назвали новый астероид именем Пахмутовой.
Музыка
Примечательно, что Александра Николаевна пишет музыку в разных жанрах, включая и серьезные произведения для симфонических оркестров. Например, она сочинила «Русскую сюиту», «Концерт для трубы с оркестром», увертюру «Юность», «Оду на зажжение огня» и другие композиции.
Кстати, первые два произведения из вышеназванных довольно часто исполняют зарубежные симфонические оркестры. А талантливые хореографы Одесского театра оперы и балета и московского Большого театра поставили на музыку Александры Николаевны балет «Озаренность».
Писала композитор и мелодии для кинематографа. Популярными становились саундтреки из картин «Девчата», «Три тополя на Плющихе», «Битва за Москву» и многих других. В 1980 году по специальному заказу МОК Пахмутова сочинила музыку к официальному олимпийскому фильму «О спорт, ты — мир!».
Муслим Магомаев и Александра Пахмутова
Особое, пожалуй, даже ключевое значение в ее творчестве занимал жанр эстрады. Популярные песни Александры Николаевны имеют собственную индивидуальность, вдохновляют слушателя, несут позитивную составляющую и надолго остаются в памяти.
Сквозь десятилетия прошли и не утратили актуальность лирические композиции «Нежность» (любимая песня Юрия Гагарина), «Старый клен», «Беловежская пуща», «Как молоды мы были», задорные песни «Главное, ребята, сердцем не стареть!» и «Хорошие девчата», патриотические «Орлята учатся летать» и «Созвездие Гагарина».
Песня «Мелодия» сразу попала в репертуар Муслима Магомаева, который исполнил ее особенно проникновенно, так как в то время переживал период временного расставания с молодой женой Тамарой Синявской. Супруга находилась в Италии на стажировке в оперном театре «Ла Скала». Позднее Добронравов признался, что текст к композиции «Мелодия любви» он писал, вдохновленный чувством к жене Александре.
На фото в студии ГДРЗ : поэт Николай Добронравов, звукорежиссер Николай Юдаков, композитор Александра Пахмутова, певец Валерий Леонтьев.
Поучаствовала Пахмутова и в создании спортивных гимнов «Команда молодости нашей» и «Трус не играет в хоккей». Последняя песня стала хитом во время победного шествия сборной СССР по хоккею в 80-х годах.
Слушатели и болельщики были уверены, что слова о великолепной пятерке относятся к Вячеславу Фетисову, Алексею Касатонову, Сергею Макарову, Игорю Ларионову и Владимиру Крутову. Но на самом деле музыкальная композиция создавалась в 1968 году, когда будущим звездам спорта было по 8–10 лет.
Среди любимых хитов Пахмутовой и Добронравова — прощальная песня московской Олимпиады-80 «До свиданья, Москва!». Первоначально текст должен был содержать в обязательном порядке строчку «До свиданья, Москва, здравствуй, Лос-Анджелес!». Но отношения СССР и США резко ухудшились за несколько месяцев до спортивного мероприятия, поэтому поменялась и концепция музыкальной композиции.
Были среди песен Пахмутовой и такие, которые одно время находились под запретом. Так произошло с композицией «И вновь продолжается бой», где в звучании барабанной дроби представители худсовета услышали оскорбление памяти вождя. Позднее песня вошла в репертуар Льва Лещенко и Иосифа Кобзона.
Песни Александры Пахмутовой входили в репертуар таких звезд, как Михаил Боярский и Валерий Ободзинский, Муслим Магомаев и Эдита Пьеха, Аида Ведищева и Анна Герман, Людмила Гурченко и Валерий Леонтьев, а также многих других.
Критики упрекали композитора в том, что она пишет песни для партии. Но и после распада СССР музыкант продолжила создавать хиты. Примером этому служит композиция «Русский вальс» из репертуара Юлиана.
Стоит отметить, исполняли произведения Пахмутовой не только советские, но и западные артисты. Например, бывший вокалист группы Modern Talking Томас Андерс, британский коллектив Living Sound и восточногерманская группа Kreis.
Сотрудничала Александра Николаевна с видными поэтами, в том числе и с Робертом Рождественским, но самый прочный и плодотворный творческий союз составляли Александра Пахмутова и Николай Добронравов.
Огромное количество песен поклонники музыки услышали и полюбили благодаря этому дуэту. Их совместная композиция «Магнитка» в 2011 году даже была утверждена в качестве официального гимна города Магнитогорска. Такое решение приняло собрание депутатов городского совета.
В этом же году творчеству композитора был посвящен выпуск популярного музыкального телешоу «ДОстояние РЕспублики», который увидели зрители Первого канала. В программе приняли участие Олег Митяев, Иосиф Кобзон, Диана Арбенина, группа «Иванушки International», Николай Носков и другие звезды отечественного шоу-бизнеса.
Александра Пахмутова заслужила своим творчеством множество наград. На счету композитора три ордена «За заслуги перед Отечеством», государственные премии СССР и России, звание народного артиста РСФСР и СССР.
С участием Пахмутовой и Добронравова на телеэкране выходят передачи, посвященные их творчеству. В конце 2017-го на Первом канале супруги выступили в программе «Сегодня вечером», а годом ранее стали гостями ток-шоу Юлии Меньшовой «Наедине со всеми».
В феврале 2018 года состоялась премьера новой песни Пахмутовой и Добронравова «Курская дуга», которая была написана специально для военного телефильма «Крепкая броня». Работа длилась полтора месяца, а потом готовый материал был записан на киностудии «Мосфильм» при участии симфонического оркестра под управлением Сергея Скрипки, хора Сретенского монастыря и солиста Сергея Волчкова.
Александра Пахмутова сейчас
Сейчас Александра Пахмутова остается активным участником культурной жизни страны. Композитор ежегодно посещает музыкальные фестивали, где предстает в качестве гостьи или члена жюри.
В Нижнем Новгороде проходит конкурс-фестиваль ее песен «Надежда», в финале которого судейскую коллегию возглавляет сама автор. Пахмутова также курирует музыкальный проект «Белый пароход», который проходит в городах Дальнего Востока.
Помимо Пахмутовой, этот конкурс для детей из неблагополучных семей и инвалидов поддерживают Николай Добронравов, оперная певица Анна Нетребко, актер Сергей Юрский.
В ноябре 2019 года Александра Пахмутова отметила свое 90-летие творческим вечером, который прошел на сцене Большого театра. На юбилейный концерт прибыли друзья и коллеги семейной пары Пахмутовой и Добронравова — Лев Лещенко, Александр Градский, Тамара Гвердцители, Сергей Безруков и другие. Сама композитор, как и на многих других выступлениях, находилась за роялем, аккомпанируя артистам, исполняющим ее песни.
В родном городе композитора состоялась встреча с ее поклонниками, которые преподнесли Пахмутовой в дар неизвестные ранее фото ее родителей, чему Александра Николаевна была приятно удивлена.
В мае 2020 года состоялась премьера фильма «Крепкая броня», в котором прозвучала песня Пахмутовой и Добронравова «Курская дуга».
Вместе 65 лет: история любви Александры Пахмутовой и Николая Добронравова
Lisa.ru рассказывает, как познакомились и пронесли свою любовь через всю жизнь известные композитор и поэт.
Семью Александры Пахмутовой и Николая Добронравова всегда считали одной из самых крепких, счастливых и гостеприимных. Они вместе уже 65 лет, и кажется, что все легендарные песни, написанные композитором и поэтом, описывают их семейную жизнь. Супруги — действительно вечная нежность друг друга, ведь спустя столько лет они до сих пор смотрят друг на друга влюбленными глазами.
Как молоды мы были
Александра Николаевна и Николай Николаевич познакомились в далеком 1956 году на Всесоюзном радио. Тогда Пахмутова занималась музыкальной частью, а Добронравов читал свои стихи в эфире. Однажды редактор их познакомил, представив: «Это композитор, а это поэт. Может, вы напишите что-то вместе».
И вскоре молодые люди представили свое первое произведение — «Лодочка моторная». Это был май 1956 года, а уже спустя три месяца они пошли в загс. Настолько Пахмутова и Добронравов были уверены в своих больших чувствах и в том, что готовы прожить вместе всю жизнь. Как оказалось, они не ошиблись.
«Все случилось как-то очень быстро: решили расписаться и расписались. Не было такого, как сейчас принято: давай сначала просто поживем вместе, посмотрим, подходим ли мы друг другу. К тому же и жить-то нам было негде: ни Але, ни мне. Расписались и сразу уехали на полтора месяца на море», — рассказывал Николай Николаевич в беседе с изданием «Московский комсомолец».
Свадьба влюбленных была очень скоромной, ведь денег у них тогда особо не было. Мама Пахмутовой сшила ей красивый нежно-розовый костюм, который и стал ее подвенечным нарядом. Интересно, что по дороге в загс пошел сильный проливной дождь. Говорят, что это хорошая примета — к счастливой и долгой семейной жизни.
А после торжества молодожены отправились к родственникам в Абхазию, где было тепло, солнечно и очень хорошо. Несмотря на то, что этот отдых был скромным, супруги считают его самым счастливым в своей жизни. Тетя Александры Николаевны готовила для них традиционные кавказские блюда. После медового месяца пара вернулась в столицу и продолжила создавать свои легендарные произведения.
Мы вечная нежность друг друга
За 65 лет совместной жизни и творческого тандема они написали десятки песен, которые стали вечными хитами. «Старый клен», «Беловежская пуща», «Нежность», «Как молоды мы были» и многие другие композиции стали лейтмотивом их жизни.
Творчество супругов не раз соединяло любящих людей. Вспомним хотя бы пару Муслима Магомаева и Тамары Синявской. Однажды их романтические отношения дали трещину, а композитор и поэт для каждого из них написали музыкальные композиции. Магомаев тогда исполнял оду «Мелодия», в которой обращался к возлюбленной, а Синявская на сцене Большого театра исполняла композицию «Прощай, любимый».
Произведения так повлияли на влюбленных, что они помирились, воссоединились и даже поженились в 1974 году. Супруги считали композиции, которые для них создали Александра Николаевна и Николай Николаевич, своим талисманом любви.
Пахмутова и Добронравов пережили и трудности: были времена, когда их песни не пропускала цензура, когда их пытались обвинить в плагиате, а некоторые представители желтой прессы в свое время даже приписывали им расставание. К счастью, супруги никогда не думали о разводе, хотя сложности в семейной жизни, как и у многих, были.
Но их секрет счастливых отношений заключается в том, что они научились не перечить друг другу, не спорить, всегда идти на компромисс, понимать друг друга, ценить, уважать и любить.
Александра Николаевна и Николай Николаевич так и не стали родителями, но они взрастили не одно поколение талантливых учеников.
«У нас разные характеры. Конечно, возникали и сложности, как без них? Но у нас всегда была общая позиция, общий взгляд на вещи, ведь недаром говорят: любовь — это когда люди глядят не друг на друга, а смотрят в одном направлении», — заключает Николай Добронравов.
Композитор Александра Пахмутова — в 90 жизнь только начинается
Полное имя | Александра Николаевна Пахмутова |
Дата рождения | 9 ноября 1929 г |
Место рождения | Бекетовка, Нижне-Волжский край (сейчас — Волгоград) |
Родители | Николай Андрианович и Мария Амплеевна Пахмутовы |
Знак зодиака | Скорпион |
Рост | 1 м 49 см |
Вес | Около 47 кг |
Деятельность | Композитор и кинокомпозитор, пианистка, общественный деятель |
Семейное положение | Замужем |
Супруг | Поэт Николай Николаевич Добронравов |
Дети | Нет |
С разницей в 173 года, в разных странах и очень разных семьях, появились невероятно одарённые дети: Вольфганг Амадей Моцарт и Александра Пахмутова. Подобное сравнение не кажется преувеличением. Первые мелодии они сочинили в раннем возрасте. Солнечный талант обоих не имеет границ.
Моцарту отведено было до обидного мало — лишь 35 лет. Мировая культура недосчиталась многих прекрасных произведений. Пахмутова же реализовала свой дар в полной мере и продолжает творить: эстрада, кино, театр, телевидение. 9 ноября 2019 года Александра Николаевна отпраздновала 90-летний юбилей. Моцарт — её любимый композитор.
Биографические факты
В каждом ребёнке есть талант, который родители замечают и дают ему зазвучать в полную силу. Или игнорируют очевидные факты, ссылаясь на занятость, нехватку денег, мало ли на что ещё. Маленькой Але повезло, она родилась в замечательной семье.
Николай Андрианович Пахмутов, её отец, был поистине ренессансной личностью. Музыкант-самоучка, который умел играть на скрипке, фортепиано, балалайке, домре, арфе. В джазовом ансамбле играл на аккордеоне. У него были золотые руки, которые умели делать всё: строить, пилить, строгать, ремонтировать и собирать любую сложную технику. Он увлекался живописью, писал картины акварелью и маслом.
Редкий киносеанс в поселковом клубе обходился без его импровизаций на рояле, которыми он «иллюстрировал» немые фильмы. В репертуаре самородка были произведения Бетховена, Шопена, Листа. Благодаря его стараниям в Бекетовке был создан фольклорный оркестр.
У Николая не получилось реализовать себя в творческой профессии, помешали исторические катаклизмы: революция, гражданская война. Пришлось рано повзрослеть, т.к отец Андриан Виссарионович, помкомполка, погиб во время Гражданской войны. Необходимо было зарабатывать на жизнь, обеспечивать свою семью. Сначала трудился на заводе и ГРЭС, потом перешёл на партийную работу.
Мама, Мария Амплеевна Кувшинникова (нередко её называли Андреевна), родилась в 1897 году. После первого замужества стала Улыбиной. Муж погиб на полях сражений Первой мировой войны. Молодая вдова осталась одна с двумя детьми на руках: дочкой Зоей и сыном Мишей. Ей не было ещё и 20. Благодаря знакомству с Николаем Андриановичем в 1925 году родилась новая счастливая семья, появилось ещё двое детей, дочки Люда и Аля.
На одной из творческих встреч в родном городе в 2012 году Александра Николаевна получила бесценный подарок — фотографии, на которых запечатлены её родители. Они были сделаны в 1918 году и хранились в альбоме близкой подруги Маруси, Павлины Зубаревой.
Детство
Семья Пахмутовых жила в своём доме в посёлке Бекетовка. Теперь это Кировский район Волгограда. В годы войны здесь располагался госпиталь и штаб советских, которым руководил генерал Шумилов, командующий 64-й армией.
Регистрировал Алю после рождения её папа. В акте записи от 19.11.1929 года под № 440 зафиксирован их адрес: улица Курская, 17. Данные об отце: Николай Андрианович Пахмутов, служащий, национальность — великоросс. Мать: Мария Пахмутова, кустарь-хозяйка-домработница.
В 1937 году Аля пошла в первый класс в небольшую одноэтажную школу, так называемую глинолитку (здание из механической смеси глины и соломы). Через год родители перевели её в другую школу — №25, через дорогу от их дома на СталГРЭС. Здесь она окончила 4-й класс. Музыка
Пианино в доме Пахмутовых появилось, когда девочке исполнилось три года. Практически сразу же последовали попытки подбирать услышанные мелодии. В пять лет она сочинила небольшую пьесу «Петухи поют». Родители решили, что в будущем непременно отдадут одарённую Алю в музыкальную школу.
По радио часто звучали классические произведения. Але нравились Верди, Чайковский, Римский-Корсаков. А её большая и дружная семья поддерживала её музыкальный интерес.
Аля жадно впитывала новые мелодии. Список любимых композиторов в тот период дополнили фамилии Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна. Ей очень нравились песни Новикова, Блантера, Дунаевского, которые звучали в любимых фильмах и по радио.
Творческий дуэт Николая и Александры Пахмутовых радовал односельчан совместными выступлениями.
В январе 1938 года 9-летняя Аля сыграла вместе с отцом фрагмент из симфонии Моцарта на вечере памяти Ленина.
В 11 она вышла на сцену городского драмтеатра, чтобы исполнить на олимпиаде художественной самодеятельности сочинённый ею вальс. Мероприятие проводилось 22 июня 1941 года, и выступить удалось не всем детям. В зале объявили о начале войны.
За день до этого Аля приняла участие в концерте на радио вместе с лучшими учениками своей школы. Она играла «Музыкальный момент» Шуберта и «Турецкий марш» Моцарта. На сентябрь было намечено поступление в музыкальную спецшколу в Ленинграде. Но этим планам не суждено было осуществится.
Начало войны
После начала войны уроки проводились в родной школе только до конца осени. Потом там разместили госпиталь, и занятия проводились уже на дому. Во время летних каникул детям хотелось чем-то помочь взрослым.
Пахмутова вспоминала, как в 1942 году они помогали сортировать бельё на складе № 165 в районе Красногвардейска.
В родном городе начались пожары и бомбёжки. Брат и папа остались в Сталинграде, поддерживали жизнеспособность Волжской ГРЭС. Аля вместе с мамой и сёстрами оказались в эвакуации в Караганде. Добирались туда на эшелоне целый месяц. В один из дней чуть не погибли. Прямо над своим поездом они увидели вражеский бомбардировщик. Спасли их от неминуемой гибели два истребителя, которые сбили немецкий самолёт.
В Казахстане жили в бараке на берегу Нуры. Помимо учёбы, изучения казахского языка, сбора посылок для фронта, Аля продолжала заниматься музыкой. Аккордеон из бекетовского клуба, захваченный с собой в эвакуацию, стал заменой отсутствующему фортепиано. Аля играла на нём в госпиталях, исполняла известные песни советских композиторов и собственные сочинения.
В 1943 году, после разгрома фашистских войск под Сталинградом (ныне Волгоград), Пахмутовы смогли вернуться домой.
Аля по-прежнему выступала перед ранеными в госпиталях и в воинских частях. Но уже в родном городе, который приходил в себя после ожесточённых боёв. Многие здания в нём были разрушены, потому жить приходилось в землянках. После возвращения Але сообщили печальное известие о гибели её учительницы музыки.
Учёба в Центральной музыкальной школе
В 1943 исполнилась её мечта о поступлении в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Это учебное заведение было создано в 1932 году профессором Александром Гольденвейзером и директором МК Станиславом Шацким. Сначала оно носило название «Особая детская группа», в которую принимали на конкурсной основе.
Интересный факт! Желание учиться было столь велико, что юная Пахмутова договорилась с лётчиками на аэродроме в своём городе, чтобы они помогли ей добраться до Москве. Но Николая Андриановича послали в столицу в командировку, и он захватил с собой дочь.
Комиссия, в составе педагога Теодора Гутмана и завуча Екатерины Мамоди, разглядела в юной абитуриентке немалый потенциал и вынесла положительный вердикт.
Родители договорились со своими московскими друзьями о том, чтобы Саша остановилась у них на период обучения в Москве. В маленькой комнате коммунальной квартиры, которую занимала семья Спицыных, не было места для громоздкого инструмента.
Единственная возможность подготовиться к урокам — прийти ранним утром в школу и позаниматься там в одной из аудиторий. Трамваи в это время ещё не ходили, идти в школу приходилось пешком.
Проблему с питанием удалось решить при помощи наркома электростанций, к которому заходил во время командировки отец. Аля получила пропуск в ведомственную столовую. Кроме того, в школе всем детям выдавали рабочие продовольственные карточки. Нарком распорядился также выделить Саше талоны на пальто и костюм.
В числе преподавателей школы были известные музыканты Ойстрах, Кнушевицкий, Шапорин, Нейгауз, Оборин, Игумнов, Гольденвейзер. Они делились опытом, рассказывали детям интересные истории из своей жизни, учили основам профессии и её секретам.
Самым любимым местом в Москве для юных музыкантов был Большой Зал консерватории, где можно было услышать живых классиков. Им посчастливилось увидеть выступления Прокофьева, Глиэра, Гедике, Игумнова, Карло Цекки.
Никакого снисхождения к себе Аля не допускала, этому научили её родители. По профильным предметам училась исключительно на пятёрки.
Одновременно с ней в ЦМШ и в консерватории, куда она поступила в 1948 году, учились всемирно известные впоследствии музыканты: скрипач и дирижёр Игорь Безродный, альтист и скрипач Эдуард Грач, пианист Лазарь Берман, скрипачи Халида Ахтямова и Нина Бейлина.
Первые упоминания в прессе
Впервые имя одарённой девочки было упомянуто в газетах ещё до войны. Газета «Дети Октября» напечатала 9 июня 1940 года отчёт о смотре художественной самодеятельности. Ученица 3-го класса школы №25 Аля Пахмутова впечатлила аудиторию отрывком из сонаты Моцарта и прелюдией собственного сочинения.
12 июля 1940 «Молодой ленинец» отчитался о грамоте, которую Аля получила на областной олимпиаде за своё произведение.
В 1945 году Саша впервые появилась на экране в документальном фильме Веры Строевой «Юные музыканты». Она исполняла фрагмент из сонатины собственного сочинения. В этом же году в газете «Московский комсомолец» появилась заметка об одарённых учениках ЦМШ, упомянули её имя и опубликовали фото за инструментом во время работы над новым произведением.
Дружба с Лианой Гениной
В 1943 году Александра познакомилась в Москве с Лианой Гениной, будущим музыковедом. Их дружба продолжалась всю жизнь, более 60 лет, вплоть до кончины Лианы Соломоновны. В своих мемуарах Генина вспоминала о тех двух днях, которые по-настоящему сроднили их с Пахмутовой.
О всеобщем дне ликования — 9 мая 1945 года. Особая дата, когда они вместе со всеми радовались известию о долгожданном наступлении мира. И о другом дне, когда они стали свидетелями ужасного собрания в Большом зале консерватории, в котором уважаемым и заслуженным людям приходилось выслушивать в свой адрес самые гнусные обвинения.
После публикации постановления «Об опере «Великая дружба» Мурадели» в 1948 году началась настоящая охота на ведьм. Пресловутая борьба с формализмом, жертвами которой становились многие известные люди, в том числе и в недрах главного музыкального ВУЗа страны. То было время настоящего психологического сбоя, хотя во время учёбы в ЦМШ их очень оберегали от идеологии.
Консерватория
Ещё во время учёбы в ЦМШ Пахмутова посещала занятия факультативной группы по сочинению. Попала она туда благодаря Ираиде Васильевне Васильевой, первому директору Центральной музыкальной школы. Она продемонстрировала произведения этой девушки Виссариону Яковлевичу, и они произвели на него большое впечатление.
О карьере пианистки она тогда не задумывалась из-за миниатюрности рук. В 1948 году Александра точно знала, что будет поступать на теоретико-композиторское отделение к Шебалину (несколько фамилий его учеников: Пахмутова, Губайдулина, Хренников, Денисов, Фельцман, Б. Чайковский).
На защите диплома она исполняла: кантату «Василий Тёркин», Симфоническую сюиту, песню «Походная кавалерийская» (поэт Юлия Друнина). Последнее сочинение завоевало первое место на конкурсе песни в консерватории.
Шебалин написал тогда в 1-м номере журнала «Смена» небольшую статью «Первая встреча» о сочинениях Пахмутовой, которые отличает национальный колорит, свежесть и яркость. Речь в статье шла о сюите для симфонического оркестра — первом произведении крупной формы молодого композитора.
Оно прозвучало на торжественном вечере в Московской консерватории, посвящённом 84-му выпуску. Исполнение сюиты прошло с большим успехом, а это значит, что первая встреча с оркестром оказалась очень удачной.
После окончания ВУЗа Александра продолжила обучение у любимого преподавателя, уже в аспирантуре. Одним из достоинств Шебалина-педагога было то, что он не навязывал своим студентам свои предпочтения и видение перспектив их профессионального будущего. Он не считал одни жанры менее достойными, чем другие. Не считал правильным давить индивидуальность. Главным критерием было качество музыки.
Заметка Шебалина в «Смене» была пронизана гордостью за свою талантливую ученицу и верой в её будущие успехи. Упомянул он в ней и о работе над концертом для трубы с оркестром. Во время учёбы в консерватории и в аспирантуре Пахмутова в основном создавала произведения академического жанра. «концерт для трубы с оркестром» — одно из них.
Карьера
Пахмутова окончила аспирантуру в 1956 году. Темой кандидатской диссертации был анализ партитуры оперы Глинки «Руслан и Людмила». Огромная творческая жизнь композитора — произведения разных жанров: концерты, сюиты, кантаты, увертюры, оратории, инструментальные пьесы, вокальные циклы, более 400 песен.
И хотя перед Александрой открывались перспективы успешной работы в области академической музыки, она решила сделать выбор в пользу песен. Так появлялись произведения, посвящённые Великой Отечественной войне, покорению космоса, спорту, комсомольским стройкам.
Белорусская певица Ядвига Поплавская сказала: главный секрет популярности песенПахмутовой, помимо прекрасных мелодий, — в их человечности и моцартовской простоте.
Первый успех
Популярность пришла к Пахмутовой после выхода фильма Фёдора Филиппова «По ту сторону» о первых комсомольцах по роману Виктора Кина. «Песня о тревожноймолодости» рождалась сложно.
Поэтом Львом Ошаниным было предложено несколько вариантов текста, прежде чем слова и мелодия стали единым целым.
Песня зазвучала, её полюбили и помнят до сих пор. Она регулярно звучала не только на концертах и комсомольских съездах, но и в самых неожиданных местах: на концерте немецкой группы Rammstein, у Дома Советов в тревожном октябре 1993 года, на Параде Победы на Красной площади. Её считают неофициальным гимном МЧС.
Творческий взлёт и непреходящая популярность
Практически каждое сочинение Пахмутовой — безусловный шлягер. Достаточно упомянуть лишь некоторые любимые песни:
Песня «Нежность» из цикла «Обнимая небо»
Одна из самых популярных песен композитора. Критики называют её настоящим песенным шедевром. Её первой исполнительницей была Майя Кристалинская. В фильме «Три тополя на Плющихе» она прозвучала в исполнении Татьяны Дорониной и стала основной музыкальной темой картины, подарила ей пронзительную и щемящую интонацию.
«Нежность» была любимой песней Юрия Гагарина. Космонавт Владимир Комаров перед своим последним полётом в космос в 1967 году, который завершился его трагической гибелью во время неудачной посадки на Землю, просил передать Александре Николаевне благодарность за эту песню.
В разные годы эта Песня звучала в исполнении многих отечественных и зарубежных исполнителей. Среди них: Дмитрий Хворостовский, Анна Герман, Роза Рымбаева, Тамара Гвердцители, Ольга Пирагс, Томас Андерс, Слава Пшибыльска.
Отдельно стоит упомянуть о сотрудничестве с известным бельгийским композитором и гитаристом Франсисом Гойей. В 2002 году вышел его альбом «Посвящение Александре Пахмутовой» (A Tribute To Alexandra Pakhmutova). В него вошёл инструментальный вариант песни «Нежность» — Tenderness.
В своих интервью Гойя не скупился на восторженные эпитеты, называл музыку Пахмутовой уникальной, прекрасной, мелодичной. Альбом пользовался большой популярностью в Китае, Корее, других азиатских странах.
С Пахмутовой сотрудничали многие известные исполнители: Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Валентина Толкунова, Евгений Кибкало, Владимир Трошин, Майя Кристалинская, Людмила Зыкина, Эдуард Хиль, Юрий Гуляев, Валерий Ободзинский. Валерий Леонтьев, детские хоровые коллективы. Было среди певцов и немало талантливых Александров, тёзок композитора: Градский, Скляр, Маршал.
Стихи к её песням писали Ошанин, Дементьев, Костров, Гребенников, Мориц, Долматовский, Матусовский. Но больше всего произведений на слова Добронравова. Творчество Пахмутовой — своеобразная летопись жизни огромной страны, её собственная биография.
Личная жизнь
Встреча Пахмутовой с будущим мужем, поэтом Николаем Добронравовым, состоялась в недрах Всесоюзного радио, в музыкальной редакции студии детского вещания в 1956 году. Невольной свахой оказалась редактор Ида Фёдоровна Горенштейн.
Она предложила им написать вместе песню в преддверии летних каникул. С создания «Лодочки моторной» началось их многолетнее сотрудничество и счастливая семейная жизнь. Ещё одно настоящее чудо. Большая часть песен написана Александрой Николаевной в соавторстве с мужем. Замечательный творческий тандем, не запятнанная скандалами личная история.
Пара поженилась через 3 месяца после знакомства. В ЗАГС молодая отправилась в сшитом мамой и сестрой розовом костюме. В 2016 они отметили 60 лет совместной жизни — «Бриллиантовую свадьбу». Всегда вместе, не растеряв за долгие годы в браке трепетности чувств и нежности по отношению друг к другу.
Вместе они радуются новым победам, вместе переживают неприятности. В мае 2000 года их жизнь и здоровье подверглись опасности из-за ДТП с машиной, в которой они ехали в Ярославль на юбилей города. Александра Николаевна сидела тогда рядом с водителем и получила сотрясение мозга, закрытую черепно-мозговую травму, ушибы, перелом носа.
Николай Николаевич пострадал тогда тоже достаточно серьёзно. Состояние супругов не позволило им принять участие в запланированных концертах. Вместо этого звёздная семья вынуждена была восстанавливать утраченное из-за лихача здоровье в местной клинике. Даже на больничной койке они не утрачивали оптимизма и поддерживали друг друга.
В начале 90-х им также пришлось пережить не самый простой период, когда их обвиняли в конъюнктурности, укоряли успехами в советский период. Пережили и это, просто занимались любимым делом.
Все 60 с лишним лет муж и жена смотрят в одном направлении, подтверждая слова Сент-Экзюпери об истинной любви. Детей у них нет.
Чем занимается сейчас
Пахмутова никогда не позволяла себе почивать на лаврах. Слова «преклонный возраст», «пенсия» и «отдых» — не про неё. Она не прекращает работу над новыми произведениями, участвует в концертах, регулярно появляется на телевидении, держит руку на пульсе современной музыки. Её творчество по-прежнему актуально.
Несмотря на крохотный рост, Александра Николаевна — личность огромного масштаба. Вот лишь несколько произведений последних лет:
В 2018 году, когда Александра Николаевна отметила 89 лет со дня рождения, состоялась мировая премьера пьесы для трубы с оркестром. Концертино «Победитель» — уже второе её сочинение для этого инструмента.
Первое было написано ещё в консерватории и до сих пор пользуется большой популярностью. Произведений для трубы не так много, поэтому каждое из них — на вес золота. На фестивале «Зимние грёзы» «Победитель» прозвучал в виртуозном исполнении Владислава Лаврика.
Женщина следит за новыми музыкальными проектами, радуется появлению новых талантливых вокалистов. Исполнителем её новой песни о Курской дуге стал победитель второго сезона шоу «Голос» Сергей Волчков.
Не осталось в стороне и телевидение. Круглая дата — достойный повод для чествования национального достояния. 9 ноября выпуск программы 1-го канала «Сегодня вечером» был посвящён Александре Николаевне.
10 ноября 2019 года состоялся юбилейный концерт в честь 90-летия со дня рождения композитора. Большой театр был заполнен до отказа. Прозвучали любимые песни нескольких поколений. Александра Николаевна не просто присутствовала в зале и принимала поздравления и букеты, но и сидела за роялем. Неиссякаемая молодая энергия и любовь к жизни.
На торжественном вечере, который транслировался телеканалом «Россия», был зачитан указ о присвоении ей правительственной награды — ордена Андрея Первозванного за её творчество и общественную деятельность. Есть у Пахмутовой и другие награды: ордена Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Ленина, «За заслуги перед отечеством», Орден Франциска Скорины и другие.
Волгоград также отмечает юбилей знаменитой землячки. В городе планируется открыть сквер её имени, в котором появится бронзовый памятник работы скульптора Сергея Щербакова — Аля с аккордеоном.
Пахмутова, как и Чюрлёнис, воспринимает мир как бесконечную симфонию. Музыка рождается и живёт в душе. Она соткана из чувств и их оттенков, из переживаний и впечатлений. Этот источник неисчерпаем. Главное — не дать ему иссякнуть и принимать эту жизнь во всей её полноте. 90 лет — возраст новых свершений.