астраханский мост в волгограде история
Астраханский мост (Волгоград)
Мост через реку Царицу
Астраханский мост — автомобильный и пешеходный мост через реку Царицу в Волгограде.
Мост является элементом важной транспортной артерии города — Первой продольной магистрали и связывает Ворошиловский (на юге, улица Рабоче-Крестьянская) и Центральный (на севере, проспект имени Ленина) районы.
Под мостом проходит путь Малой Приволжской железной дороги. Рядом с автомобильным мостом находится и мост Волгоградского метротрама, на котором расположена станция Пионерская.
Содержание
История
Проблема мостов стояла в Царицыне очень остро, поскольку город был расположен в местности с большим числом оврагов, а мостов (да и то перекидных) через них к началу XX века было всего три.
Царицын
Мост назван Астраханским потому, что являлся продолжением улицы Астраханской (ныне Советская). Ещё одна вероятная причина, по которой мост назвали Астраханским — то, что он располагался в направлении Астрахани.
Первый деревянный мост через Царицу был построен в 1868 году.
С 1911 года начинается строительство железобетонного моста на месте деревянного. Необходимость строительства была вызвана скорым запуском трамвая. [2] 15 декабря 1913 года было завершено строительство Астраханского моста через Царицу. [3] Это был первый железобетонный мост в городе.
По утверждению Сергея Сены, волгоградского архитектора и краеведа, Астраханский мост не демонтирован, а засыпан при поднятии уровня земли поймы Царицы. [источник не указан 403 дня]
Волгоград
Проект моста был выполнен Проектным институтом «Волгоградгражданпроект».
Непосредственно строительные работы осуществлялись силами треста Гидроспецстрой и Мостопоездом № 480. [4] (в настоящее время — Мостоотряд № 57 ОАО «Волгомост») [5]
Начало строительства моста — 1958 год. В эксплуатацию сдан в 1964 году.
На рубеже XXI века мост был капитально отремонтирован и немного расширен.
Характеристики
| |
---|---|
Астраханский мост | |
Иллюстрация «Волгоград. Мост через р. Царицу» в БСЭ рядом со статьёй Волгоград |
Приведены характеристики для современного моста.
Интересные факты
Примечания
См. также
Ссылки
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Астраханский мост (Волгоград)» в других словарях:
Мост через реку Царицу — Астраханский мост Вид из оврага реки Царицы Координаты: 48.701944, 44.508056 … Википедия
Астраханский трамвай — Астраханский трамвай … Википедия
Астраханский троллейбус — Астраханский троллейбус … Википедия
Волгоградский мост — Вид на мост с центра Волгоград сити, 2010 … Википедия
Список транспортных сооружений через Волгу — В настоящий список включены транспортные сооружения (мосты, плотины, насыпи, гидроэлектростанции и канатная дорога), построенные через Волгу. № Название Тип перехода Длина, м Ширина, м Расположение Координаты Примечание Изображение 1.… … Википедия
Мосты через Волгу — Содержание 1 Волговерховье Тверь 2 Тверь Нижний Новгород 3 Нижний Новгород устье 4 … Википедия
Транспортные переходы через Волгу — Содержание 1 Волговерховье Тверь 2 Тверь Нижний Новгород … Википедия
Царица (река) — Царица Овраг реки Царицы. Внизу можно увидеть воду это и есть река. Характеристика Длина 16,5 км … Википедия
Волжская ГЭС — Координаты: 48°49′28″ с. ш. 44°40′36″ в. д. / 48.824444° с. ш. 44.676667° в. д. … Википедия
Волга-матушка — Река Волга Волга около Ульяновска Страна Россия Протекает по территории Европейской части России Исток … Википедия
Строительство Астраханского моста
Строительство моста началось в 1958 году и продолжалось шесть лет — до 1964 года. Судя по стадии строительства на снимках — они сделаны ориентировочно в 1963 году. Всё это время рядом с новым мостом продолжал функционировать старый.
В те времена пойма Царицы содержала в себе ещё много интереснейших дореволюционных объектов, таких, например, как замок Миллера — его руины случайно попали в кадр.
Руины замка Миллера — в левом верхнем углу
Вдоль строящегося моста была создана временная железная дорога, использовавшаяся строительным краном (его хорошо видно на 1-м снимке). На следующем фото видны остатки той дороги.
Ну и замок Миллера на заднем плане
Строительство из железобетона вели тресты Гидроспецстрой и Мостопоезд №480. Между прочим, такое решение было очень хорошим для города. Ведь сразу после войны был план вместо моста соорудить здесь насыпь — по образцу той, что расположилась неподалёку, чуть дальше от Волги.
Справа виднеется бывшая мельница Туркина, — крупнейшая в Царицыне в XIX веке
В те времена река Царица ещё не была заключена в трубу и мост действительно проходил над водой. Огромная высота моста потребовалась для того, чтобы избежать всякого рельефа — и встать между пр. Ленина и ул. Рабоче-Крестьянской вровень.
Общая протяжённость моста составила 288 метров. Его поддерживают пять арок.
Опалубка. На дальнем плане виднеется ещё сохранявшийся на тот момент дом Голдобина
К сожалению, почти всё, что оставалось ценного в пойме Царицы ещё в 60-е гг., было разрушено или закопано в 70-е.
А вот и старый Астраханский мост, снятый на той же плёнке:
Все пятиэтажки наверху сохранились до нашего времени. Внизу виднеется вода — это Царица
Параллельно со строительством моста планировалась и коренная реконструкция поймы Царицы. Однако в те годы она так и не была осуществлена, и до поймы руки дошли только в наши времена.
В начале нашего века мост был капитально отремонтирован и немного расширен. Для сегодняшнего Волгограда он просто незаменим.
Астраханскому мосту в Волгограде 107 лет: история и современность важнейшей артерии города
Он соединяет два исторических района Волгограда. В его имени есть название города, расположенное на Волге, которое ему досталось по наследству. Мы привыкли его называть «мост», хотя фактически это давно уже «путепровод». И можно быть точно уверенным: каждый житель города и многочисленные гости Волгограда неоднократно пересекали его с юга на север и с севера на юг. Что же это? Это Астраханский мост — уникальное сооружение в центре города-героя с богатой историей.
Строительство Астраханского моста завершилось в конце декабря 1913 года, 107 лет назад. Тогда же он был принят к эксплуатации городской управой строителей. Правда, это был не первый мост над бурными водами тогда полноводной Царицы. Деревянный был построен в 1868 году. Мост имел шесть опор и семь пролетов. В 1911 году на месте деревянного начинается строительство железобетонного моста. Необходимость строительства была вызвана запуском первой трамвайной линии. Он стал первым железобетонным сооружением в нашем городе с двумя опорами, украшенный белыми башенками. Мост простоял до конца лета 1942 года и был уничтожен во время варварских бомбардировок города.
После окончания Сталинградской битвы мост восстановили на том же месте, но уже как временный. Уже в послевоенные годы понимали: нужно строить новый путепрововод, который стал бы важной частью основной артерии города — будущего проспекта имени Ленина. Работы начались в 1958 году. В эксплуатацию он был сдан в 1964 году и функционирует до сих пор. Мы привыкли этот мост над поймой Царицы называть Астраханским. Но причем здесь Астрахань? Понять это можно, погрузившись в историю.
Западная стена Царицынской крепости шла вдоль реки Царицы. На территории бывшей крепости сохранились направления ее улиц. Одна из них ныне называется Советской. Современное название появилось в 1923 году, а до этого она именовалась Астраханской, так как выходила к Астраханскому бастиону. Так как старые мосты через Царицу всегда называли Астраханскими, то и новый мост горожане стали также именовать: Астраханский мост.
За годы эксплуатации покрытие моста пришло в неудовлетворительное состояние и контрастировало с ранее обновленными дорогами по близлежащим улицам: Краснознаменской, Комсомольской, Рабоче-Крестьянской и проспекту Ленина. Поэтому в 2020 году дорожное полотно на мосту качественно обновили в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Астраханский мост – важный исторический объект нашего города. Он менял очертания и даже месторасположение, но всегда был очень востребован и царицанами, и сталинградцами, и нами – современными жителями мегаполиса – города-героя Волгограда.
Астраханский мост через Царицу (Волгоград)
Координаты: N48 42.138 E44 30.522.
Проблема наличия мостов всегда остро стояла в Царицыне, ведь город был расположен в овражистом месте, а мостов к началу 20 столетия было всего лишь 3, и то перекидные. В 1868 году в Царицыне появился первый деревянный мост примерно там, где позже расположится Астраханский мост (Волгоград). И только в 1911 году в городе на месте старого деревянного моста начинается строительство нового железобетонного, что было связано с ожидаемым в скором времени запуском трамвая.
Первый железнодорожный мост через Царицу в городе был открыт 15 декабря 1913 года.
Летом 1942 года через Астраханский мост жителей южной части города Волгоград доставляли к речным причалам для эвакуации за Волгу.
В годы Великой Отечественной войны Астраханский мост был разрушен, и восстановительные работы начались только в 1958 году. Проект моста выполнил Проектный институт «Волгоградгражданпроект». Строительные работы осуществлялись силами Мостопоезда №480 и треста Гидроспецстроя. В эксплуатацию новый мост сдали в Волгограде 1964.
На рубеже 20-21 столетия Астраханский мост (Волгоград) был отремонтирован и несколько расширен. В 2007 году планировалось начать строительство моста через пойму Царицы, соединяющего улицы Циолковского и Советскую. Таким образом, предполагалось воссоздать старый торговый деревянный мост, на котором некогда размещали свои лавки ремесленники и мелкие торговцы. Но в отличие от своего предшественника новый Астраханский мост задуман четырехуровневым, причем сверх 4 основных уровней будет еще и верхняя открытая терраса. Будущий мост-пассаж в Волгограде станет настоящим торгово-развлекательным комплексом. Первый этаж будет располагаться на 13 метров ниже уровня обрыва над поймой Царицы, здесь разместят входные группы и зоны загрузки. Второй этаж расположат на уровне 6,5 метров ниже уровня обрыва, на нем разместятся маленькие магазинчики и супермаркет. На уровне земли будет располагаться третий этаж, где будет находиться администрация и различные магазины. Четвертый этаж – полностью развлекательный, здесь будет 4 кинозала (два на 250 мест и 2 на 150 мест) и боулинг, бильярдная, небольшой ресторан на 76 мест, кофейня и объекты быстрого питания, детская игровая комната. И на высоте 14 метров над землей будет большой ресторан на 288 мест, площадка для мини-гольфа и ролледром. Однако на данный момент этот проект, как и другие идеи облагородить пойму Царицы, остается существовать только на бумаге.
Мост через Царицу в Волгограде молва прозвала Астраханским. Причин для этого было несколько. Во-первых, мост являлся продолжением Астраханской улицы, в настоящее время это улица Советская. Во-вторых, мост могли прозвать Астраханским и потому что располагался он в направлении Астрахани.
Астраханский мост (Волгоград) имел и до сих пор имеет очень большое значение для города. Современный Волгоград имеет линейную структуру, его районы «живут» самостоятельной жизнью, потому как выстроились в ряд один за другим, отчего сильно оторваны друг от друга. Астраханский мост – один из немногих способов попасть на транспорте из Центрального района в Ворошиловский.
На данный момент не удаётся
точно установить, когда именно началось освоение земель за Царицей, на правом
её берегу. Вероятно, это случилось во второй половине XVIII века, так как на картах
начала XIX века за Царицей уже есть сложившаяся застройка. Переселенцы за реку фактически основали, на тот момент, отдельное
поселение, поскольку его отделяла от города река. При этом нет никаких сведений
о наличии здесь в XVIII веке какого-либо моста. То есть соединение с основной частью города осуществлялось
с помощью лодок. Мост через Царицу возник, судя по всему, только в конце 1860-х годов.
История Астраханского моста включает в себя четыре его «редакции». По сути под одним названием в течение 100 лет существовали четыре разных моста.
Первое упоминание о строительстве моста через Царицу
встречается у А.Н. Минха под 1868 г. В своих путевых заметках он указал, что
через Царицу «в настоящее время (1868 г.), строится деревянный мост с дамбами». Первый мост постигла катастрофа: в 1889 г. он был снесён во время бури, разыгравшейся на р. Царице.
Второй мост имел шесть опор и, соответственно, семь пролётов. Наиболее старый его снимок моста принадлежит А.П. Шевякову-Красовскому.
Ныне это уникальное фото хранится в фондах Волгоградского краеведческого музея и до 2012 г. не публиковалось (снимок сделан мною а августе непосредственно с оригинала), а после августовской выставки старых фото — появилось на некоторых сайтах. Снято со стороны современного центра, приблизительно с места, где сейчас начинается новый, ныне действующий мост. На той стороне – место, где сейчас вытянулись «Волжские паруса». Снимок сделан в конце 1870-х годов. Старый Царицын состоит в основном из небольших деревянных домиков. Второй мост соединил улицы Царицына, расположенные в старой и новой частях города.
Фото 2
Ещё один очень старый снимок. Справа виднеется колокольня Успенского собора. Перед нами – Астраханская (ныне – Советская) улица. Дома деревянные. Снимок, пожалуй, 80-х годов XIX века. Дальше начинается активная строительная динамика.
Слева построена высокая пятиэтажная мельница. Вообще жилая застройка начинает активно уступать место промышленным объектам. Если раньше в пойме Царицы шумели яблоневые сады, то теперь на их месте начинают громоздиться многоэтажные кирпичные мельницы. По мосту проведена электрическая линия. Обратите внимание на дом справа от моста – он мне почему-то очень нравится. Дом только строится, у него ещё не закончена крыша и нет окон. Можно подозревать, что дом этот – один из сохранившихся, закопанных домов, о которых я уже писал ранее.
Дом справа от моста достроен. За ним выстроился целый ряд таких же домов. Избушки по берегу всё ещё мелькают, однако их уже остаётся мало.
Прошло всего несколько лет и – совершенно другая картина! Весь берег застроен, вместо стареньких хибар стоят красивые капитальные кирпичные здания. Обращает на себя внимание здание с шатровой крышей.
А этот снимок сделан где-то около 1905-1910 года. В левой части кадра, в центре стоит промышленное здание с арочным, полукруглым фронтоном. Это – то же самое здание, с шатровой крышей, что было изображено на предыдущем кадре, только теперь оно перестроено и расширено. Со стороны Зацарицынской части (откуда снимает фотограф) – домишки явно беднее. Чуть правее линии Астраханской улицы высится новый корпус Торгового училища, а слева – шпиль Крихи, на месте которой сейчас – областная прокуратура.
Замечательный кадр, снят прямо с моста. Хорошо видны детали. Мой любимый дом – справа, во всей красе.
Крупный кадр с другой стороны:
Ну и последний кадр из этой серии – в противоположную, Зацарицынскую сторону со стороны центра. Взвоз уводит от моста направо – на Княгининскую, современную Рабоче-Крестьянскую улицу. Эта дорога сейчас продолжает использоваться – только теперь это – пешеходная лесенка от «станции» детской железной дороги, ведущая к площади Чекистов. Крайний дом справа вверху – один из корпусов Кондитерской фабрики (ныне – «Конфил»).
Совсем скоро этот мост разберут и построят на его месте новый. Произойдёт это в связи с важнейшим событием в истории города – строительством трамвайной линии.
Газета «Царицынский вестник» пишет 21 марта 1912 года (№3968): «В воскресенье 18 марта строительная комиссия осматривала место, где будет выстроен будущий железный или железобетонный мост через реку Царицу. Комиссия решила строить новый мост на 7 сотых сажени выше существующего и шириной в 10 саженей, а не в 8, как предполагалось раньше… Во время постройки моста для трамвая будет устроен для сообщения с за-Царицей временный мост с Петровской улицы [совр. ул. Чуйкова] к дому Титовского». Планы, как видно, были большими, но им не суждено было сбыться.
19 мая этот вопрос поднимается снова, но уже в немного другой постановке вопроса: «Ввиду предстоящей постройки трамвайного моста через реку Царицу, является необходимость предоставить населению возможность переезда из одной части города в другую. Сначала хотели сделать временный мост рядом с бущудим трамвайным, с выходом на Петровскую улицу, но затем нашли, что лучше упорядочить Кулыгинский взвоз [существующая дорога, начинающаяся от станции «Площадь Чекистов» и идущая в сторону центрального роддома, там был Кулыгинский мост], перемостив его и сделав несколько отложе. По смете Управы на это требуется 15600 рублей. Дума после продолжительных трений ассигнует эту сумму». Таким образом, как и можно было предположить, сложный вариант уступил место простому: вместо строительства временного моста, подумали, и решили обойтись и так.
Впрочем, от постройки временного моста до конца не отказались. 5 июня 1912 года «Царицынский вестник» (№4025) пишет: «Торги на сдачу подряда по постройке временного моста через р. Царицу, назначенные на 4 июня, не состоялись, так как явившиеся на торги подрядчики не пожелали торговаться, находя срок постройки – 15 июня – слишком коротким. Решено постройку моста предложить электрическому бюро».
Видимо, Электрическое бюро сразу взялось за дело. 9 июня, когда №4030 пишет: «Временный мост через реку Царицу, вероятно будет готов к 15 июня, срок, когда будет совершенно закрыт Астраханский мост, по условию, заключённому с фирмой «Грингоф».
25 июля 1912 года «Царицынский вестник», №4068, пишет: «Работы по постройке трамвайного моста через реку Царицу в полном разгаре. Идёт забойка железобетонных свай. Работы производятся непрерывно – днём и ночью. Забито уже свыше 50 свай, осталось забить ещё столько же! Сваи забиваются паровым копром весом в 120 пудов. Самый процесс забойки продолжается всего несколько минут; но чтобы приладить копер, требуется часов 10-12, так что в сутки забивается всего по 2-3 сваи. Интересно посмотреть на работу копра. Железная «баба», словно поднимаемая невидимой рукой, легко и свободно движется вдоль деревянных вертикальных рельс и со страшной силой обрушивается на конец сваи, зажатой в железное кольцо. Между «бабой» и сваей помещается для смягчения удара железная муфта, наполненная опилками. С каждым ударом свая опускается в землю почти на вершок. Вот она ушла уже на три сажени вглубь земли. Ещё два-три удара и свая начинает «отдавать» – слегка выскакивать назад. Это значит, что конец её упёрся в каменный слой, который нельзя пробить: свая согнётся… Говорят, что твёрдый грунт оказался на месте постройки моста гораздо на меньшей глубине, чем нашёл его при бурении бывший городской инженер Васильев. При глубине твёрдого пласта в три сажени, можно было бы построить мост в один пролёт за ту же цену, как и трёхпролётный. К сожалению, теперь уже поздно менять систему моста».
13 октября 1912 г. №4131 сообщает, что «Трамвайный мост через реку Царицу будет закончен к сроку. Относительно последнего письма инженера Васильева, где он повторяет свои доводы против прочности сооружаемого моста дождевой водой, приводимый Васильевым, произошёл много лет тому назад при совершенно исключительных обстоятельствах. Мост, собственно говоря, был снесён не водой, а ударившими в него клетками леса и баркой, находившимися выше по течению. Если деревянный мост стоял невредимо десятки лет, то железобетонный и подавно гарантирован от катастрофы».
14 октября газета пишет о вскрывшихся фактах ошибок в планировании расходов на трамвайную линию. «Кроме того, предстоит ряд работ, не предусмотренных проектом трамвая, как то: сплошное замощение улиц, по которым пройдёт трамвай, переустройство телефона, которое обойдётся гораздо дороже, чем предполагал инж. Шульгин, составлявших проект. Кстати, мост через Царицу, как это ни странно, тоже не предусмотрен проектом. Этот злосчастный мост обойдётся городу «в копеечку». За железобетонные работы фирме «Грингоф» придётся уплатить 80 тысяч, да сверх того – на подсыпку дамбы, на замощение моста асфальтом и другие работы, связанные с постройкой моста, городу придётся заплатить тысяч 20. Итого мост будет стоить 100 тысяч рублей. Кстати, следует отметить следующее обстоятельство. Город, как это уже теперь вполне выяснено, вследствие несвоевременных торгов на мост, сдал его дороже, чем следует, тысяч на 20. Когда стали забивать сваи, оказалось, что глубина забойки гораздо меньше обусловленной по договору. Город мог настоять, чтобы забойка производилась на обусловленную глубину, но тогда пришлось бы пробивать каменную плиту и забивать сваи до следующей каменной прослойки, что значительно удорожило бы работы. Согласившись на то, чтобы сваи забивались на меньшую глубину, город мог бы выговорить себе значительную скидку с стоимости моста… но электрическая комиссия не подумала об этом».
Итак, в апреле 1913 года по новому, уже третьему мосту, пошёл трамвай. Мост внешне претерпел существенные изменения.
Как видно на снимке, у нового моста – только две опоры и три пролёта. Опоры железобетонные. Сама длина моста значительно сократилась за счёт появления высокой укреплённой насыпи с обеих сторон. По мосту идёт трамвай.
С самого моста выглядело всё так:
Кадр сделан, кажется, уже в советское время, но, судя по куполу Александро-Невского собора, который виднеется слева — где-то в 20-е годы.
Третий мост достоял до 1942 года, когда был уничтожен во время бомбардировки. Помню, как читал где-то рассказ о том времени. В начале Битвы по мосту шли беженцы и на мост ворвался обезумевший от грохота взрывов, сбежавший из цирка слон.
Фото 12. Мост после окончания боёв.
Восстановление Астраханского моста происходило с гораздо меньшим размахом. Опоры моста стали металлическими, хотя фундамент, наверняка, достался в наследство от третьего моста.
Фото 13. Восстановление Астраханского моста.
Фото 14. Четвёртый мост
Восстановленный мост смотрелся строже и беднее предшественника. Собственно говоря, это было обусловлено не только тяготами военного времени, но и ещё одним важным соображением. Уже тогда, в конце 40-х годов существовали планы строительства моста-исполина по соседству. Четвёртый Астраханский мост строился как временный изначально.
Планы восстановления Сталинграда выглядели следующим образом:
Фото 15. Авторы проекта – В.Н. Симбирцев, Б.Г. Гольдман, А.В. Куровский, Е.И. Левитан, В.Е. Масляев, И.Е. Фиалко. Источник: Ю. Янушкина. Сталинград 1930-1950 гг. Образные метаморфозы советского города тоталитарной эпохи. Конференция MONUMENTALITA & MODERNITA — Материалы конференции 2011.
Как видно из рисунка – сохранение чего-либо царицынского не предполагалось в принципе. Из нарисованного (а это – итог работ, достигнутый к 1953 году) реализовано далеко не всё. Полностью созданы Парадная лестница, здание Музыкального театра, здание Госбанка, Площадь Павших борцов, часть домов по ул. Чуйкова-Советской, Вокзал. Вместе с тем, наиболее помпезные элементы, включая грандиозную сталинскую высотку – Дом Советов, на «вершине» площади Павших борцов – так и не построили. Впрочем, детальный разбор этого кадра будет сделан в своё время. Нас же сейчас интересует мост – он виден в левой части кадра. Новый арочный мост стоит ровно там, где он стоит сейчас – он соединяет проспект Ленина с ул. Рабоче-Крестьянской. Никакого моста на месте старого Астраханского – не предусмотрено. Так что уже тогда Четвёртый мост был обречён.
Но пока по нему ещё ходили трамваи и ездили машины.
Снимок начала 60-х годов. Деградация моста бросается в глаза.
Новый мост уже построен и работает. Старый мост доживает своё и не снесён до сих пор только потому, что ещё никак не примется окончательное решение о ликвидации трамвайной линии.
Царица ещё не в трубе…
Хотя и явно уже не та река, по которой ходят барки, способные своротить мост.
Последний, самый печальный кадр. Зима, снег. Трамвай снят, движение по мосту закрыто. Мост брошен. На заднем плане – ещё не снесённые здания царицынской эпохи, так и не восстановленные после войны. Этот кадр – последнее фото мёртвого Царицына. Всё в прошлом. А ведь могло быть и совершенно иначе…
Конечно, новый Астраханский (а есть ли это название официально?) мост, соединивший пр. Ленина с Р.-Крестьянской улицей, по сути своей логичен. Он поставлен в один уровень с улицами, которые соединяет – что ликвидировало взвозы – подъёмы/спуски перед мостом. Но, с другой стороны, нельзя не увидеть, что возведение этого колосса было грубой градостроительной ошибкой. Ведь после этого вся прилегающая к мосту территория – а это самый центр города! – была обречена на деградацию, ибо чтобы вы не построили рядом – постройка всегда будет находиться как бы «под мостом», даже если построено и на каком-то расстоянии. Старый, низкий мост напротив – стимулировал активное освоение склонов Царицы, а также участков дна, не занятых водой, там строились капитальные, красивые здания. Ныне же вся эта огромная городская территория представляет собой заброшенную землю, поросшую камышом.