армянские традиции при рождении ребенка
Традиции Армении
Армянские обычаи насчитывают многовековую практику. Культура народа предписывает соблюдать традиции, чтобы в семье был достаток и спокойствие.
Мужчина – глава семьи
Армянская семья строится на принципе главенства мужчины. Он принимает важные решения, касающиеся жены и детей, обеспечивает достаток в доме, приглашает гостей, сохраняет культурное наследие и христианские обычаи. Патриархальное общество с многовековыми традициями строится на уважении к старшим, женам, матерям, веровании к святости брака, преданность национальным традициям. Остаются принципы взаимовыручки, помощи друзьям и родственникам. Дети воспитываются в строгости, по церковным канонам.
Яндекс картинки
Это нация целеустремленных, энергичных, преданных людей. Способных побороться за свое достоинство и благосостояние. Им присуща вспыльчивость, поэтому следует осторожно разговаривать с ними, они не любят подчиняться, хорошие ремесленники, трудолюбивые.
В семье с авторитетом мужа никто не спорит. Женщина занимается домашним хозяйством, посвящает себя воспитанию детей.
В отношении гостей
Армяне очень гостеприимные хозяева. Любой гость является посланником Бога, к нему относятся с уважением, усаживают за стол, выставляют кушанья, угощают. Даже, если вы с ним не знакомы. В Армении вам всегда придут на выручку, помогут найти дорогу затерявшемуся путнику, предложат ночлег и еду, вытащат застрявшую в горном ущелье машину. Местные с удовольствием проведут экскурсию, расскажут о достопримечательностях, обрядах и традициях.
В больших городах все очень заняты, но радушие можно встретить на каждом шагу. В деревнях это распространенная черта характера. В Армении невозможно заблудиться, остаться голодным и без ночлега. Даже, если у вас нет денег.
Яндекс картинки
Для гостей накрывают щедрый стол с разнообразными яствами, вино льется рекой, хозяин произносит тосты в честь желанного гостя. К каждому встречному ласково обращаются «джан», что означает дорогой. Туристы отмечают искренний интерес и радушие. Хозяин делится всем, что у него есть, оказывает посильную помощь. Во второй раз к вам отнесутся как к родственнику. По христианским верованиям хлеб, разделенный с путником, является символом единства. Вы всегда будете радушно встречены в этом доме.
Между соседями складываются почти родственные отношения, когда можно запросто попросить продукты, постельные принадлежности. На праздники ставятся общие столы, а любые проблемы решаются сообща. В деревнях не принято закрывать двери.
Армяне верят, если угощать каждого путника, то благополучие придет в твой дом и счастье поселится навсегда.
Однако следует помнить, что народ отличается обидчивостью. И отказ от приглашения может послужить поводом для серьезной ссоры.
Погребальные
В последний путь отправляют согласно христианским канонам. Приглашают священника, омывают тело. У дома ставят крышку гроба, чтобы сообщить о прискорбной новости и попросить окружающих не шуметь и не веселиться.
Похороны назначают на третий день после смерти. В руки вкладывают кусочек просфоры, крестик, обматывают саваном. На погребение собираются родственники, друзья, знакомые, чтобы отдать последний долг. В доме ставят специальную коробочку для сбора денег и каждый желающий оставляет посильную материальную помощь. Кража денег в этот день является смертельным грехом. Если у покойного остались с кем-то незавершенные дела, то вторая сторона должна рассказать об этом родным и стараться вернуть долг или попросить его исполнения.
Традиции Армении предписывают, прежде чем выносить гроб трижды ударить по крышке, прося впустить душу в небесный рай. Женщины не идут на кладбище, а готовят поминальный обед. В гроб можно положить пачку сигарет, любимую трубку, очки. Священник совершает обряд и покойника опускают в яму, засыпают землей.
Поминальный стол готовят из национальных блюд из баранины, говядины. Подают хашламу, куркут, овощи. Родственники обязательно собираются на 3, 7, 40 день после смерти. Поминают на годовщину, вспоминают на праздниках, свадьбах.
Яндекс картинки
Сватовство, обручение, свадьба
Армянская семья создается один раз и надолго. Современная молодежь придерживается национальных традиций, но более свободна в своих решениях. Девушек для сына рассматривает мать. Внешняя привлекательность не является главным критерием отбора. Важно, чтобы невеста была трудолюбива, скромна, целомудренна. Особое значение придавалось вероисповеданию будущей жены. Армянские традиции заключают браки между христианами и обязательно освящаются в церкви. Если свекрови приглянулась невестка, она советовалась с мужчинами из своего клана, а затем засылали сватов.
Из ближайших родственников, женщин, выбирали миджнорд кин, которая представляла интересы жениха. Она окольными путями узнавала, как относятся к семье парня, как отнесутся к сватовтсву, заходила в дом по любым мелочам, интересовалась благосостоянием, домашним бытом. Если девушка подходила, то по традиции армян приходил кавор, крестный отец жениха с мужчинами, и просил руки невесты. В Армении не принято сразу давать согласие на руку девушки. В первый раз отказывают, показывая какая она у них замечательная и требовательная. Лишь с третьей попытки сватов молодые обручались. Парень надевал на руку девушки кольцо.
Яндекс картинки
По древним обычаям жених и невеста могли встретиться только на свадьбе. Многие родители искали пару своим детям, начиная с их рождения. До момента свадьбы могло пройти несколько лет. В Армении девушку могут выдать замуж с 12 лет, а парень должен состояться как мужчина, самостоятельно обеспечивать будущую семью. Средний возраст вступления в брак 24 года. Главы семейств собираются вместе, обсуждают смету мероприятия, назначают дату, определяют количество гостей. Расходы делятся пополам. Интересный обычай между мужчинами разных кланов проводит священник. Скручивают лаваш в трубочку и дают его разорвать с разных сторон. Каждый тянет на себя. Обряд символизирует единение семей.
Сейчас помолвка и свадьба проводятся в один день. Длятся празднования 1-3 дня, а раньше могли гулять и две недели. Гостей приглашают по 100-500 человек. В день свадьбы богатый кортеж от дома жениха с подарками, которые несут над головами, песнями, плясками отправляются к дому невесты, где разыгрывается небольшое действо с выкупом. Всю церемонию ведет тамада, назначаемый из родственников. Он проводит конкурсы, говорит тосты, следит за соблюдением всех традиций.
Наряд невесте обязательно покупает свекровь. Чем пышнее платья, тем выше ценится будущая жена. Подружки девушки помогают ей одеться, поют вместе печальные песни, танцуют узундару. Этот танец наполнен скорбью о разлуке с отеческим домом, о скорой встрече с возлюбленным, о новых переменах в жизни.
Яндекс картинки
Когда молодых благословляет отец, они отправляются в храм для венчания, затем регистрируют брак в ЗАГСе. Обряд в церкви считается очень важным. Именно тогда рождается армянская семья. Чтобы отогнать злых духов, над головами молодоженов аззбаши держат металлические мечи и ножны. А родственники внимательно следят, чтобы между парой никто не прошел.
После церемонии гости отправляются в банкетный зал, где накрыт шикарный стол с ароматными яствами, национальными блюдами. Невеста танцует обязательный танец жениху, собирает шабаш. Это традиционный обряд, когда все мужчины подходят по очереди к девушке и вручают ей денежные купюры, осыпают монетами. Выкуп составит приданное молодых.
Ни один праздник не обходится без шашлыка. Хоровац выносят под звуки веселой мелодии в сопровождении танцующих девушек в национальных костюмах. На свадьбе обязательно произносятся длинные тосты с пожеланиями счастья, здорового потомства, богатства. Культура народа не позволяет новобрачным публично выражать свои эмоции. На свадьбе они не целуются, не слышно за столом выкриков «горько». Жених может кратко прикоснуться к щеке невесты, оказывает ей всякие почести, помогает.
Яндекс картинки
Холостым гостям в конце пиршества преподносят небольшие сувениры в коробочках. Это могут быть сладости, украшения, драгоценности в зависимости от достатка семьи.
Рождение и воспитание ребенка
Армянские традиции и обычаи в случае рождения малыша соблюдаются неукоснительно уже несколько веков. Создание семьи является центральным действием всей жизни. Малыша обязательно крестят по христианским обрядам на восьмой день после рождения. Крестные выбираются среди ближайших родственников и сопровождают его на протяжении всей жизни. Помогают советами, деньгами, выбирают пару. Иногда кавор становился важнее отца. Появление мальчика всегда было предпочтительнее, так как он останется в семье и будет помогать стареющим родителям, а дочка уйдет в другую семью. Армянские традиции накладывают отпечаток и на детские имена. Мальчиков часто называют Нвер (подарок), Паргев (награда), а девочек Херик (хватит), Элчка (больше нет).
Интересный обычай: пуповину новорожденного закапывают во дворе дома или храма. Это дает дополнительную защиту, наделяет мудростью и целомудрием, способствует развитию ораторских способностей.
В первые сорок дней малыша не показывают посторонним людям, чтобы уберечь дитя от скверного глаза и проклятий. В холодный период года ребенка укутывали в несколько слоев материи, а последний пересыпали землей, чтобы сохранить ее тепло и передать малышу. Женщин, молодых матерей очень почитают и оказывают уважение вплоть до глубокой старости.
Яндекс картинки
Когда малыш немного подрастал, в дом приглашали родственников, гостей. А отец семейства совершал небольшой ритуал. Клал на голову посетителя руку и кратко оглашал «Передаю его тебе». Это означало, что он вверяет судьбу сына гостю и надеется на его поддержку в будущем.
Традиции при рождении ребенка в Армении
Традиции, связанные с рождением ребенка в Армении, отражают центральную роль семьи и детей в армянской культуре. Некоторые из нижеперечисленных исторических обычаев все еще соблюдаются в Армении в измененной форме, а отдельные больше не практикуются. Однако, какие бы изменения ни произошли в культуре армянского народа в течение последних столетий, рождение детей и создание семьи всё еще являются центрообразующими в сознании большей части населения страны.
Одним из главных событий в жизни новорожденного были крестины, которые проводились на восьмой день после появления на свет. Крестный отец тщательно выбирался среди близких к семье людей и после особенно почитался, становясь важной фигурой и для самого ребенка, и для его родителей. Дни рождения детей в старину не отмечались.
Ожидая появления малыша на свет, родители просили бога, чтоб он послал им мальчика. Счастье при рождении девочки было неполноценным, однако родственники, как могли, утешали мать и отца, уверяя, что главное – здоровье новорожденного. Мальчики были предпочтительнее, поскольку девочка в последствии должна будет выйти замуж и уйти в другую семью, а сын всегда будет рядом с родителями. Поэтому и имена детям давались соответствующие. Если рождалась первая девочка, ее обычно называли Бавакан, что в переводе с армянского значит «достаточно». Вторую девочку называли Херик – «хватит». В случае рождения третьей подряд дочери, ей доставалось имя Элчка – «больше нет». Если же в семье, наконец, появлялся мальчик, его могли назвать Паргев («награда») или Нвер («подарок»).
Существовали и определенные традиции, касающиеся пуповины новорожденного. В случае появления девочки, пуповину закапывали во дворе отчего дома. Если рождался мальчик, пуповина хоронилась во дворе храма. По преданию, такой ритуал помог бы девочкам сохранить верность отчему дому, а мальчикам стать сильными ораторами или церковными деятелями.
А вы знали? По традиции в зимнее время детей укутывали в несколько слоев ткани, а последний слой посыпался теплой просеянной землей. Считалось, что это помогает согревать малыша и дольше удерживать тепло.
Первые 40 дней после рождения малыша, видеть его и мать могли только самые близкие родственники. По истечение этого срока в дом допускались все, кто хотел поздравить молодых родителей. Отец малыша во время прихода гостей мог символически поделиться своим счастьем, совершив следующий ритуал. Он клал руку на голову гостя, произнося фразу: «Таросе кес!», что означает «Передаю это тебе!»
Армянские традиции и обычаи в семье, на свадьбе и другие. Презентация с фото для детей
Традиции и обычаи чтут, глубоко уважают в современной армянской семье. Большой круг близких и дальних родственников собирается на важные события: сватовство и свадьба, рождение и похороны. Бабушки и дедушки, дяди и тети принимают участие в воспитании детей.
Влияние западных традиций на армянские
Армянские семьи насчитывают до 50 человек. Благодаря любви между мужчиной и женщиной и взаимоуважении поколений, семьи остаются дружными и крепкими на протяжении долгого времени.
Женщина в семье играет главную роль как создательница и хранительница семейного очага, в семье существует понимание важности мужчины и уважительные отношения между младшими и старшими в семье. В армянских семьях царит патриархат, который держится на любви и почитании старших.
Западные традиции оказали небольшое влияние на армянские семьи. Женщины считают главной семью, они являются хранительницами очага и верной опорой мужу. К ним предъявляют повышенные требования: нужно быть хорошей хозяйкой и привлекательно выглядеть, следить за своей внешностью.
Замечено, что в последнее время в Армению часто приезжают холостяки с Запада, чтобы выбрать верную жену и создать счастливый крепкий брак.
Современные армянские традиции
Древние традиции и семейные устои до сих пор присутствуют в жизни армян. Обычаи соблюдают особенно, когда рождается ребенок, при организации похорон или свадьбы.
Мужчина – глава семьи
Мужчина в Армении занимает главное место в семье. Он обеспечивает ее, зарабатывает деньги, оказывает помощь родственникам и друзьям. Он уделяет время своим детям, их воспитанию.
Для армянского мужчины на первом месте стоит благополучие и спокойная атмосфера в его семье, он может переступить через свою гордость. Армянского мужчину беспрекословно слушают все родственники. Его жена также является хозяйкой в доме, делит с ним права и получает уважение от остальных родственников.
Обычно после свадьбы жена уходит жить в дом мужа, где могут проживать его родители, братья и сёстры. Все родственники участвуют в жизни молодой семьи, помогают в воспитании детей, находятся рядом с новоиспеченной семьей, помогают делом и советами.
Дочери, покинувшие свой родной дом, поддерживают близкие отношения с родителями и остальными родственниками и собираются все вместе большим семейным кругом.
Гостеприимство
Армянские традиции и обычаи в семье соблюдаются с древних времен, особенно это относится к гостеприимству. Случайно зашедший в дом человек считается гостем от Бога. В любой семье ему обязательно предложат еду и постель. Считается обычным делом, если одна семья просит другую принять гостя, и так объединяются дома.
Армяне часто накрывают стол и угощают близких различными блюдами, особенно в радостный день. Люди верят: чем чаще проводить такие застолья и собирать большую семью вместе, тем удачливее и благополучнее будет семья.
Тем, кого приглашают на празднование какого-либо события, нельзя отказываться, иначе это будет рассмотрено хозяином дома как оскорбление. Существует интересный обычай: именинник или хозяин дома кладет руку на голову друзьям и близким в день празднования. Это означает, что он предлагает им разделить с ним радость и счастье в этот день.
Погребальные обычаи
90% армян — прихожане Армянской Апостольской церкви. Традиции похорон пересекаются с православными обычаями. Многие обряды похорон основаны на древних, но претерпели несколько изменений.
Обычно поминают покойного 2 дня, главное блюдо — хашлама. Поминки организуют на 7-й день после похорон и 40-й. На годовщину смерти обычно устанавливают памятник и приходят поминать усопшего у его могилы.
Блюда, которыми армяне поминают умерших:
Сватовство, обручение, свадьба
Армянские традиции и обычаи в семье изменились, но в общей степени остались прежними.
К армянской свадьбе готовятся в несколько этапов:
Начинают подготовку со сватовства. К родителям будущей жены приходит родственница молодого человека или его мать. Во время визита она пытается узнать у родителей невесты их отношение к будущей свадьбе.
Затем в дом невесты приходят родственники будущего мужа или сваты. Теперь обсуждение происходит только среди мужчин. Гости говорят, зачем они пришли и просят у отца невесты разрешения выдать свою дочь замуж.
Он может согласиться или нет, но это никогда не делается напрямую. Согласие на брак даётся во время второго визита: быстрый положительный ответ могут расценить, как желание быстрее выдать дочь.
Обручение проходит в два этапа. Сначала гости приходят в дом жениха, где родственники будущего мужа дарят угощения и украшения, произносятся свадебные тосты, пожелания счастья и крепкого брака.
Затем посещают дом будущей жены. Посажённый отец приводит невесту и её подруг. Они садятся за стол, и девушке приносят украшения. Объявляют об удачном обручении, и жених дарит обручальное кольцо. На обручение выбирают платье, дату свадьбы и другие мелочи, связанные со свадьбой.
В день свадьбы жених со всеми родственниками прибывает к дому невесты и забирает ее. Обычно торжество празднуют осенью или зимой, когда уже есть урожай и созрело вино. Родственники невесты получают от жениха блюдо с угощениями, фруктами, овощами и другими подарками.
В качестве подарков — золотые украшения и деньги. Армянские свадьбы весёлые, все танцуют и радуются за молодых. Только мать невесты не танцует; она грустит из-за того, что ее дочь покинула родной дом.
Первый танец молодых — нечастое явление на армянской свадьбе. Чаще невеста танцует с другими парнями; это проверка на верность жениху. Она не должна обращать на них внимание и тогда получит подарки. После заключения брака свекровь встречает молодых, кладёт на плечи лаваш и угощает медом, чтобы брак был сладким и крепким.
Рождение ребенка
Рождение ребёнка является естественным продолжением брака в армянской семье, так как в отличие от европейских, дом без наследников считается неполным.
Женщин, которые оказывались бесплодными, считали проклятыми, их иногда называли «бесплодное дерево». Таких жен выгоняли в родительский дом или их доводили до того, что они уходили сами. В глухих селах брак считался заключённым в день выдачи свидетельства о рождении ребёнка.
Беременные женщины считались нечистыми. Им запрещалось печь хлеб и месить тесто. Женщине, находящейся в положении, нельзя было сидеть рядом с бесплодной. Считали, что можно заразиться этим проклятьем. Желания беременных старались удовлетворять, особенно в еде, чтобы ребёнок родился здоровым.
Во время родов мужчины уходили из дома, оставались повитуха и родственницы. Роды девушки проходили стоя на коленях, в доме. От духов и нечистой силы под подушки и в углы дома раскладывали различные предметы: шампуры, железные куски, с кастрюль снимали крышки.
После родов пуповину мальчика зарывали в землю на видном месте, чтобы стал хорошим скотоводов и хозяином, а пуповину девочки — в углу дома, чтобы была хозяйственной девушкой. Рождение мальчика, как продолжателя рода, приносило особую радость. Напротив дома играла музыка, а само здание украшали зеленью — символом жизни.
Соль у армян — оберег, поэтому повитуха посыпала ею новорождённого. Люди, пришедшие в дом, где родился ребёнок, прежде чем подойти к матери и новорождённому, клали руку на чашу с солью.
Иногда случалось так, что новорождённый вскоре умирал. Тогда после следующих родов в земляную яму клали куклу, гвозди или мертвую курицу. Таким образом, пытались откупиться и попросить злых духов, чтобы не забирали ребёнка. На малыша надевали сорочку, сшитую из разных кусков ткани.
Нельзя было никому показывать малыша в течение 40 дней, но сейчас это правило строго не соблюдается из-за того, что нужно посещать детского врача. В Абхазии с 40 дней сократили до 20.
Воспитание ребенка
Дети в армянских семьях рано становились взрослыми. Как только малыш начинал хорошо ходить, ему поручали работу по дому, например, принести что-нибудь нетяжёлое родителю. Дети часто предоставлены сами себе, они самостоятельно придумывают игры.
В деревнях мальчики в возрасте 6-7 лет могли пасти скот, а девочки умели вязать, шить и существенно помогать маме по дому. В 6 лет воспитание сына полностью перекладывалось на отца, а девочка оставалась с мамой в роли помощницы. Она следила за младшими братьями и сестрами, кормила и гуляла с ними.
Ещё несколько лет назад такой порядок строго соблюдался, но сейчас всё чаще можно встретить семьи, где есть маменькины сынки и папины дочки. Армения стала современной страной, и многие обычаи остались в истории.
Тем не менее, что касается наказания, оно полностью лежит на матери детей. Отцы не ругаются и не кричат на детей. Более того, они часто просят жен ругать детей в его отсутствие. Наказывать сына или дочь в присутствии бабушки или дедушки считается большим оскорблением старшего поколения.
Если ребенок провинился и не сдержал обещанное слово, то отец будет ругать мать детей. Она будет виновата, если дочь придёт поздно домой, а сын не выучит уроки или неправильно поступит. Такой подход к воспитанию даёт свои результаты: дети подумают, прежде чем выказать непослушание, в таком случае будет наказан самый родной человек – мама.
Народные праздники
Армянские традиции и обычаи в семье соблюдаются и во время праздников и счастливых событий. Календарь насчитывает несколько народных и религиозных праздников. Некоторые из них отмечают с большим размахом, другие — скромнее. Они направленны на сближение с членами огромной семьи и несут радость и доброту.
Название праздника | Когда отмечают | Как отмечают |
Рождество | 6 января | Из церкви приносят свечи, и каждый член семьи зажигает по одной. |
Терендез (День влюбленных) | 13 февраля | Влюбленные дарят друг другу подарки и открытки в форме сердец. |
Барекендан (Масленица) | Март-апрель (длится 2 недели) | Сооружают большую куклу в маске, которая высмеивает обжорство, лицемерие и скупердяйство. |
Великий пост | Сразу после масленицы | Люди посещают церковь, молятся и просят прощения друг у друга. |
Цахказард (Вербное воскресенье) | Через 6 недель после поста | Украшают веточками вербы дома в знак наступления весны. |
Затик (Пасха) | Воскресенье после весеннего равноденствия | В церкви освещают куличи и крашеные яйца. |
Благославление винограда | 15 августа | В церковь для благословления урожая приносят первые грозди винограда. |
Аманор (Новый Год) | 31 декабря | Праздник означает наступление всего нового: надевают новую одежду, заново разводят огонь, ставят свежую воду. |
Домашние вина и коньяки
Народ Армении начал заниматься изготовлением домашнего вина ещё в VI в. до н.э. По данным археологов, Ной посадил первую виноградную лозу после окончания потопа на горе Арарат, и различные находки только подтверждает эту теорию. Но страна прославилась не винами, как считают многие, а домашними коньяками, которые являются одними из лучших в мире.
В древние времена домашнее вино изготавливалось при помощи подручных материалов. В XIX в. один из русских купцов, благодаря своей хитрости, смекалке и опыту развил изготовление спиртных напитков в Армении на промышленном уровне.
Но самую большую популярность домашние армянские напитки получили во время существования СССР. После войны вина продавались во всех странах Советского Союза. Домашние вина украшали праздничные столы каждой семьи. На армянских праздниках – это один из главных напитков на столе, без которого не обходится ни одно важное событие.
С бокалом домашнего вина или коньяка произносят тосты только мужчины и обязательно стоя. При изготовлении домашнего вина или коньяка, армяне пытаются возродить старинные традиции, но, к сожалению, вина не являются распространенными за пределами страны. Традиционными для армян являются красные и белые сорта вина, а также коньяк с выдержкой не менее 5 лет.
Традиции и обычаи сопровождают армянские семьи в течение всей жизни. Многие из них утрачивают свое значение, но глубокоуважаемое старшее поколение продолжает передавать устои своим детям и внукам.
Оформление статьи: Мила Фридан