армянские государства в истории
Хронология армянской государственности
Хронология армянской государственности — список армянских государств и государственных образований с начала до XX века.
Содержание
Древний мир (до 476 года)
Государства
Вассальные государства и государственные образования
Средневековье (476—1650 года)
Государства
Вассальные государства и государственные образования
Новое время (1650—1918 года)
Новейшее время (с 1918 года)
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Хронология армянской государственности» в других словарях:
Хронология истории Армении — История Армении Государства и образования … Википедия
Армянское дворянство — История Армении Государства и образования … Википедия
Багратиды — Страна: Армянское царство Титулы: Ишхан Армении Царь Армении Шахиншах Основатель : Ашот I Великий Последний правитель: Гагик II Нынешний глава: нет Год основан … Википедия
Гасан-Джалаляны — Армянские царские династии и княжеские роды Царские династии Ервандиды Арташесиды Аршакиды Багратиды Рубениды Хетумиды … Википедия
Камсаракан — Армянские царские династии и княжеские роды Царские династии Ервандиды Арташесиды Аршакиды Багратиды Рубениды Хетумиды … Википедия
Ервандиды — Государство Ервандидов Оронтиды, или Ервандиды, Ервандуни (арм. Երվանդունիների հարստություն, др. греч … Википедия
Рубениды — Рубиняны … Википедия
Орбеляны — Армянские царские династии и княжеские роды Царские династии Ервандиды Арташесиды Аршакиды Багратиды Рубениды Хетуми … Википедия
Пахлавуни — Армянские царские династии и княжеские роды Царские династии Ервандиды Арташесиды Аршакиды Багратиды Рубениды Хетуми … Википедия
Мамиконяны — Армянские царские династии и княжеские роды Царские династии Ервандиды Арташесиды Аршакиды Багратиды Рубениды Хетумиды … Википедия
Ознакомление с историей Армении
Исторически жизнь армянского народа возникла и протекала на территории, названной по имени его коренного населения Армянским нагорьем, расположенном в северо-западной части Передней Азии. Территория нагорья начиная уже с нижнего палеолита (примерно от 700 до 100 тыс. лет назад) принадлежит к числу тех областей земного шара, где происходило становление человека современного вида. Первые письменные упоминания об Армянском нагорье, оставленные царями Аккада, относятся к 3 тыс. до н. э. С этого времени мы уже может говорить, что на территории Армянского нагорья появляются первые государственные образования.
Сами армяне называют себя-Хай, что по предположениям историков произошло от названия протоармянского государства Хайасы, которое существовало в 14-13 вв. до н. э. Страна Хаяса и народ Хаясы упоминаются на многих хеттских глинянных таблицах, найденых при раскопках столицы хеттского государства-Хатусы.
По другой версии в древности армяне называли свою страну Метс Айк, что согласно армянскому преданию, происходит от имени прародителя всех армян – мифилогического царя Айка.
Армения отмечена на вавилонской карте 5 в. до н. э. Название страны «Арминиа» и народа «армина» встречаются впервые в клинописях персидского царя Дария I, правившего в 522-486 гг. до н. э..
Начиная еще с 14 в. до н. э. разнородные государственные образования Армянского нагорья объединяются в политические союзы, которые упоминаются под названием Наири, что дословно переводится как >. На основе этих союзов в 9 в. до н. э. образуется могущественное рабовладельческое государство Урарту или Ванское царство со столицей Тушпа (Ван), которое обьединяет все нагорье в единое государство. В этот период подходит к завершающему этапу процесс этнического единения племен Армянского нагорья и формирования армянская народа.
В течение IX-VI веков до н. э. государством Урарту была создана высокоразвитая цивилизация, определившая культурное будущее древней Армении на многие века. Отличительной чертой государства Урарту было широкое градостраительство, одним из лучших примеров которого является город-крепость Эребуни (Ереван).
Обширная империя Тиграна охватывала большую часть Передней Азии, распространилась от Каспийского до Средиземного морей, от Месопотамии до реки Куры.
Тридцать тысяч квадратных километров, которые занимает сегодня Республика Армения, составляют лишь малую часть той огромной исторической Армении, хроники которой стали отдельной главой в мировой истории и культуры.
Через Армянское нагорье проходили важнейшие торговые и военные пути древнего мира, связывающие Восток и Запад. Например, всем известный “Шелковый путь”. Столь выгодное положение Армении привлекало к ней многочисленных завоевателей. Поэтому границы древней Армении подвергались частым изменениям, а армянам приходилось осваивать все новые земли.
maximus101
maximus101
Впервые Армения (др. перс. Армина), как название определенной территории, была упомянута в знаменитой Бехистунской надписи персидского царя Дария I, высеченной в 523—521 гг. до н. э. При этом, надпись не определяла точного расположения этой области. В вавилонской версии надписи вместо термина «Армина» было употреблено название уже давно исчезнувшего к этому времени гос-ва Урарту (Урашту).
Бехистунская надпись персидского царя Дария I (520 г. до н.э.).
Каменный ново-хеттский лев из древнего Мелида, ныне археологический объект Арслантепе в Турции, 10-7 вв. до н.э. Музей анатолийских цивилизаций в Анкаре.
Между тем как большинству народов армяне известны под названием арменов, сами они называют себя не арменами, а Хайя-ами.
Я. А. Манандян «О торговле и городах Армении в связи с мировой торговлей древних времен»
Соответственно, любые упоминания наименований «Армения» и «армяне» древними авторами не должны восприниматься буквально. Большее значение имеет контекст этих упоминаний. И важно осознавать, что история Армении и армян может быть совсем не тождественна истории народа хай, т.е. предков современных армян.
Далее, мы рассмотрим самые ранние упоминания античными авторами термина «Армения» и попробует определить местоположение и границы этой территории.
Геродот
Границу Киликии и Армении образует судоходная река по имени Евфрат. В Армении находится 15 стоянок с заезжими домами и сторожевым укреплением на протяжении 56 1/2 парасангов (300-320 км). Из этой [Армении] путь ведет в Матиену; [здесь] 34 стоянки на расстоянии 136 парасангов.
Юго-восточная граница Древней Армении на реке Кентрит (ныне Бохтан).
Как писал Б.Б.Пиотровский Древняя Армения находилась в месте слияния рек Евфрат и Арацани, район озера Ван тогда еще не входил в состав этой области. Как известно из текста Страбона Басорепиду (озеро Ван, средневековый Васпуракан) присоединил во II веке до н.э. создатель гос-ва Большая (или Великая) Армения селевкидский полководец Арташес (иран. Артаксеркс).
Надо заметить, что центр Армении в VI и V вв. до н. э. был в западных районах бывшей урартской территории, примерно в районе слияния р. Мурад (древней Арзани) с р. Евфратом, где находилась древняя область Алзи.
Ксенофонт указывает и восточную границу Армении, проходившую по р. Бохтан. Восточное побережье оз. Ван, по видимому, в это время еще не входило в состав Армении, и возможно, что там в лице алародов сохранялось еще в чистом виде древнее население центральной части Урарту.
Пиотровский Б.Б. Припонтийские халдеи и урарты
Страбон
Армен из фессалийского города Армения, расположенного между Ферами и Ларисой на озере Беба, отправился походом в Армению вместе с Иасоном. Кирсил из Фарсала и Мидий из Ларисы, участники похода Александра, утверждают, что Армения получила от него свое имя. Часть спутников Армена поселилась в Акилисене (которая в прежние времена была подвластна софенам), тогда как другие — в Сиспиритиде вплоть до Калахены и Адиабены за Армянскими горами.
Расселение мушков в верховьях рек Тигра и Евфрата показано на карте ниже. Эта область закрашена частой штриховкой в районе древних стран Алзи и Шубрия. Эта территория и стала впоследствии самой ранней Арменией. Всю карту древней Передней Азии можно посмотреть по ссылке.
История Древнего Мира т.2. Расцвет Древних обществ: в 3-ех т., Издание второе/Ред. И.М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой
Гора Маратук в Сасунских горах в древнем армянском регионе Алдзник.
Вполне вероятно, что сам термин «Армина» (Армения) произошел именно от названия области Арме, в которой поселились сначала арамейцы, а затем предки нынешних армян. Считается, что в персидский текст Бехистунской надписи термин «Армина» попал из арамейского языка.
Цитадель города Эрбиль, древней Арбелы столицы Адиобены.
Страбон
Ведь армяне, сирийцы и арабы обнаруживают тесное родство не только в отношении языка, но и в образе жизни, сходства телосложения особенно потому, что они живут в ближайшем соседстве. Месопотамия, населенная этими тремя народами, подтверждает это; так как у этих народов сходство особенно заметно.
По словам Посидония, арабы составляли 3 племени, (чьи земли) расположены подряд друг за другом, что указывает на их общее происхождение; поэтому их называли похожими именами; так, одно племя носило имя «армян», другое — «арамеев», третье — «арамбов».
В Библии не написано, сколько лет существует Земля и человечество. Тем не менее, в средние века богословы сложили длительность жизней всех патриархов Библии и получили, что Земле не более 7 тысяч лет. Естественно, что к XIX веку эти догмы были отброшены, и все датировки планеты стали сильно увеличиваться, доходя до многих миллионов и миллиардов лет. Следом двинулись и все датировки истории.
Процесс этот сегодня далеко не закончен и все так же продолжается. За последние четверть века, например, оказалось, что Шенгавитская, как и вся Куро-араксская культура (около 4000 — 2200 гг. до н. э.), частью которой она является, как минимум на тысячу лет старше.
Статьи о том, что какие-то археологические объекты, города, памятники на поверку оказались древнее, появляются чуть ли не каждую неделю со всех концов мира. Тенденция вполне очевидна. Но если мы попробуем посмотреть с этой точки зрения на историю Армении, то это будет напоминать анекдот с фразой «вы будете смеяться». Вопреки тому, что все становится более древним и удлиняется, за несколько прошедших веков история армянского народа, наоборот, стала более молодой и укоротилась.
Историография от Хоренаци до Чамчяна
После того, как в V веке Мовсес Хоренаци заложил основы армянской историографии, переведя заодно на армянский и все, что осталось от сборников письменной истории Древнего Египта и Шумера, большинство армянских историков писали летописи событий своих времен, иногда пересказывая предшественников. Кульминацию пост-средневековой армянской историографии создал армянский богослов, историк и языковед Микаэл Чамчян.
Причем он попытался дать и датировки, разумеется, с учетом общей библейской хронологии, не превышающей 7 тысяч лет от сотворения мира.
Трехтомное сочинение Чамчяна «История Армении с начала мироздания до года Господня 1784» доктор исторических наук С. Погосян назвал «шедевром литературной и научной деятельности Микаэла Чамчяна и армянской историографии XVIII века».
В своем труде Чамчян использовал не только греко-римские источники, но и многочисленные памятные записи — ишатакараны, имеющиеся в армянских средневековых рукописях. Первый том сочинения охватывает период от возникновения армянского народа до падения династии Аршакидов. Сам Чамчян был глубоко убежден, что ни один народ не имеет о своем происхождении и раннем периоде своей истории таких достоверных сведений, как армяне.
Конечно, сегодня нет смысла обсуждать, насколько была верна его хронология, и как она соотносилась с библейской. Это уже давно не актуально. Но интересно посмотреть на общий процесс изменения датировок.
Согласно «Хронологической таблице» Микаэла Чамчяна, в 2107 г. до н.э. году вождь и родоначальник армянского народа Айк Наапет (Հայկ Նահապետ) разбил в сражении юго-восточнее озера Ван войска вавилонского тирана Бэла, создал Армянское государство и положил своим правлением начало царской династии Айказуни. То есть, в конце XVIII века считалось, что Армения и армяне уходят в древность на 4 тысячи лет с небольшим.
Теперь сравним с тем, что получается через 2 столетия – в конце XX и начале XXI веков. Сегодня официально утверждается, что этногенез армян проходил где-то с конца второго тысячелетия до н. э. до середины первого тысячелетия до н. э. То есть, не более 3 тысяч лет. Каким образом так получилось, и куда делась тысяча лет?
В поисках тысячелетий
Сегодня историки считают, что речь идет об Араму или Араме (Арама, Арам) — это первый известный царь объединенного Урарту, с него собственно и начинается династия урартских царей. Он правил около 860—844 гг. до н. э. и являлся современником царя Ассирии Салманасара III, который неоднократно предпринимал военные походы против Урарту.
Араму был современником и одним из военных противников ассирийского царя Салманасара III (правил ок. 859—824 гг. до н. э.), который часто упоминал Араму в летописях в связи со своими победными походами против урартов. И тут есть явное противоречие.
Ассириец постоянно хвастается своими успехами, заявляет, что разграбил и сжег все поселения Урарту от истока Тигра до истока Евфрата. А Хоренаци пишет про Арама, что тот «раздвинул пределы Армении во все стороны». Как это понимать? Обязательно ли считать, что каждый хвалит сам себя, громко расписывает свои победы и «скромно» умалчивает о поражениях? Не более логично считать, что это вообще разные цари, жившие в разных веках или даже тысячелетиях? В конце концов, раз уж имя Арам армянское, то вполне могут быть несколько царей с этим именем.
С помощью шумерских источников
Но современные историки не могут назвать армянских царей, правивших в 1828—1770 до н. э. Хотя всем известно, что еще за тысячу лет до этого, согласно шумерским источникам, в государстве Аратта на Армянском нагорье был правитель и даже названо его имя.
Аратта — первое и самое древнее армянское государство, упоминаемое в шумерской мифологии. О нем подробнее рассказывается в 2 поэмах: «Энмеркар и повелитель Аратты» —древнейшее произведение этого жанра в шумерской литературе, и «Эн-Меркар и Энсукушсиранна».
Армянский проект Потёмкина. Как Россия готовила создание самостоятельного государства в Карабахе
Бледным подобием армянской административно-территориальной автономии были владения карабахских меликов (армянских феодальных владетелей). Как армяне казаков встречали. Восстание Хмельницкого и диаспора
Основная масса христианского населения, оставшегося на землях исторической Армении, прибывало в полным бесправии, испытывало тяжёлое налоговое бремя, религиозную и этническую дискриминацию. Помимо официальных налогов и податей, размер которых хоть как-то был регламентирован, местных ханов, пашей и беков приходилось одаривать произвольными и обременительными «подарками».
Шариатские суды не заслушивали показания христиан против мусульман. На официальном уровне проводилась исламизация армян, даже самые знатные представители этого народа испытывали на себе чиновничий произвол.
В Западной Армении регулярно проводился сбор мальчиков для пополнения рядов янычар. Страдания армянского населения ещё больше усилились в ХVIII в., когда Персию охватили феодальные усобицы, ослабела центральная власть в Османской империи.
Одновременно это давало надежду на освобождение от иноязычного и иноверного ига. Объективным союзником армянского освободительного движения стала Российская империя. Сказывались близость геополитических интересов, религиозное родство, сильные экономические связи армян с Россией.
Петербург был заинтересован в ослаблении прежде всего османского влияния в регионе Большого Кавказа за счёт создания буферных христианских государств в Закавказье.
Первые достаточно основательные проекты воссоздания армянской государственности стали обсуждаться во властных коридорах России после восхождения на престол Екатерины II.Однако в практическую плоскость они перешли в 70-80-х годах, когда южное направление внешней политики России возглавил фактический соправитель императрицы и наместник Новороссии Григорий Потёмкин. Как на юге России появились армянские города
Светлейший князь рассматривал армянские общины в Крыму и Бессарабии как ресурс для колонизации российского Причерноморья. Именно по этой причине на Дону и Днестре благодаря его усилиям возникли крупные армянские колонии: Новая Нахичевань (её бывшая территория является частью современного Ростова-на-Дону) и Григориополь (ныне — это районный центр в Приднестровской Республике).
Однако внимание Потёмкина было поправлено и на собственно армянские земли.
В 1779 г. он созвал совещание с виднейшими представителями армянской диаспоры в России по вопросу организации военной экспедиции в Закавказье. К практической организации этого похода приступил Александр Суворов. Существуют свидетельства, что Суворов высказывал своё благосклонное отношение к вопросу о восстановлении Армянского государства, выражал уверенность, что Россия сделает серьёзные шаги в этом направлении.
В январе 1780 г. армянский промышленник и российский дворянин Иван Лазарев (Ованес Лазарян) представил на имя Потёмкина проект воссоздания Армении на территории ряда персидских ханств.
18 февраля того же года Потёмкин участвовал в освящении новой армянской церкви в Петербурге. Духовный лидер российских армян, архиепископ Иосиф Аргyтинский тогда прямо обратился к российскому правительству «восстановить павшее царство Гайканское».
В конце 1782 г. Иосиф Аргyтинский представил Павлу Потёмкину проект Русско-армянского договора, посвящённый будущему устройству Закавказья.
Армения рассматривалась как монархия, зависимая от России. В ней на постоянной основе предлагалось разместить российские войска. Армяне же обязались платить России дань и в случае необходимости оказать военную помощь империи. Столицей государства планировалось сделать один из городов на равнине Арарат. Кроме того, Армения должна была получить порт на Каспийском море.
Императрице предлагалось назначить правителя Армении из числа местной знати или из своих доверенных лиц. Особо оговаривалось, что, поскольку князь Потёмкин является «благожелателем армянского народа», он должен выступить посредником между Арменией и русским престолом.
Историки рассматривают это как завуалированное приглашение светлейшего на армянский престол в случае воссоздания такового.
Кстати, Потёмкину во время его возвышения предлагались и другие монархические титулы: герцога Курляндского, князя Молдавского и владетельного князя округа Смела (в составе Речи Посполитой).
Военная кампания русских войск, которая должна была закончиться возрождением Армении планировалась на 1783 г. Однако в тот год все силы были направлены на присоединение к России Крыма, Северной Таврии и Кубани.
Закавказский поход отложили, а затем в Персии развернулись события, которые сделали его излишним. Как потомки запорожских казаков установили русский порядок в Карабахе и окрестностях
Весной 1784 г власть над основной частью Ирана захватил Али Мурад-хан Исфаганский. Он просил Екатерину II признать его шахом и оказать военную помощь, обещая взамен отказаться в пользу России от прикаспийских территорий от Дербента до Баку, а также от Карабахского, Карадагского, Нахичеванского и Ереванского ханств.
Потёмкин рассматривал данный ход событий как большую удачу и ратовал за создание государств Армения и Албания, царства Ираклия (Восточная Грузия). Осенью 1784 года началась подготовка договора с Али Мурад-ханом, но в дипломатические дела не на стороне христианских сил, как это часто бывает, вмешались «западные партнёры» и, прежде всего Франция.
Опасаясь усиления России в Закавказье, Париж добился отказа Али Мурад-хана от территориальных уступок. Одновременно в Карабахе был раскрыт пророссийский заговор местных элит, последовала волна репрессий.
В условиях приближавшейся очередной русско-турецкой войны и восстания горцев на Северном Кавказе 1785 г. внимание правительства Екатерины II было отвлечено от армянских дел. В 1791 г. оборвалась жизнь Потёмкина — самого высокопоставленного лоббиста продвижения интересов Российской империи в Закавказье.
Решение «Армянского вопроса» было отложено почти на три десятилетия. Эриванское и Нахичеванское ханства были упразднены после русско-персидской войны 1826 — 1828 годов. На их территории создавалась Армянская область.
Россия стала возвращать в Закавказье армянское население. Из внутренних районов Персии вернулось около 30 тыс. армян, из Османской империи — 25 тыс. человек, шёл процесс репатриации и из других государств. Мусульманское же население напротив покидало Армянскую область. Так на территории Армении складывалось преобладание христиан. Война за Карабах. Как армяне и азербайджанцы дошли до взаимной резни
Затем были непростые процессы развития Армении в составе Российской империи, образования суверенного Армянского государства после революции, вхождения в состав Советского Союза, нового обретения независимости, войн из-за Нагорного Карабаха.
В постсоветский период Армения, как и другие бывшие советские республики была очарована политикой многовекторности. В её внешней политике появились и усилились факторы США, Ирина, Франции, Европейского Союза.
Однако международные события осени 2020 г. в Закавказье со всей отчётливостью показывают, что, как и 250 лет назад остаётся в недружественном окружении. И единственной страной, кровно заинтересованной в существовании Армянской государственности, остаётся Россия.