актеры фильма белорусский вокзал биография
Фильм «Белорусский вокзал»: актеры и судьба
Режиссер Андрей Смирнов в 1971 году представил миру мелодраму “Белорусский вокзал”, которая была удостоена Главной премии на кинофестивале в Карловых Варах. Финальная песня “Нам нужна одна победа”, которую исполняла сестра милосердия Рая, была написана поэтом и композитором Булатом Окуджавой. Сейчас эта композиция звучит буквально на каждом военном параде.
Песня “Нам нужна одна победа” из х/ф “Белорусский вокзал”В центре сюжета — бывшие однополчане, которые расстались на Белорусском вокзале в 1945-м. Герои вновь встретились на похоронах бывшего товарища, траур пробуждает в них былые воспоминания. Время оказалось невластно над их памятью, мужчины сохранили верность фронтовой дружбе, любовь к жизни и способность жертвовать собой.
Как сложилась судьба актеров, исполнивших главные роли в картине “Белорусский вокзал” — в материале редакции 24СМИ.
Алексей Глазырин (1922 — 1971)
Советский актер Алексей Глазырин в фильме “Белорусский вокзал” сыграл роль директора завода Виктора Харламова, который в прошлом был командиром саперной роты. Как считают коллеги по сцене, этот персонаж стал одним из лучших в фильмографии Алексея Александровича. Помимо этого, Глазырин снимался в лентах “В погоне за славой”, “Живые и мертвые”, “Мужской разговор” и др.
Актер умер в 1971 году, через неделю после премьеры картины “Белорусский вокзал”. Похоронили Алексея Глазырина на Введенском кладбище.
Евгений Леонов (1926 — 1994)
Советский и российский актер Евгений Леонов в “Белорусском вокзале” сыграл слесаря Ивана Приходько, в прошлом — командира разведки. Евгений Павлович прославился благодаря заметным ролям в картинах “Полосатый рейс”, “Снежная королева”, “Джентльмены удачи”, “Афоня”, “Мимино”, “Обыкновенное чудо” и др. Примечательно, что во время съемок в кино Леонов предпочитал не гримироваться, все персонажи носят его внешность.
Смерть пришла к Евгению Павловичу в 1994 году. 29 января актер собирался на спектакль “Поминальная молитва”, когда у него оторвался тромб. Похоронили Леонова на Новодевичьем кладбище.
Анатолий Папанов (1922 — 1987)
Советский актер Анатолий Папанов в “Белорусском вокзале” исполнил роль бывшего радиста Николая Дубинского, который после войны стал бухгалтером. Прославился Анатолий Дмитриевич с выходом картины “Живые и мертвые”, после чего режиссеры приглашали актера принять участие в их проектах. Среди них самые известные — “Берегись автомобиля”, “Бриллиантовая рука”, “12 стульев”, “По семейным обстоятельствам” и др.
Смерть Папанова можно назвать нелепой случайностью, так как до планового отключения воды в его доме все было в порядке. 5 августа 1987 года Анатолий Дмитриевич вернулся домой после съемок и, несмотря на свою сердечно-сосудистую недостаточность, решил принять холодный душ. Актер умер прямо в ванной от сердечного приступа. Похоронили артиста на Новодевичьем кладбище.
Всеволод Сафонов (1926 — 1992)
Советский и российский актер Всеволод Сафонов сыграл в “Белорусском вокзале” журналиста Алексея Кирюшина, бывшего минера-подрывника. Он вовсе не думал о творческой карьере, с детства мечтая стать летчиком. Окончил авиационный техникум, чтобы применить свои знания на войне, но к службе не был допущен по состоянию здоровья. Всеволод Дмитриевич без энтузиазма отнесся к предложению друга стать актером, но все же смог сдать экзамены.
В фильмографии Сафонова более 100 картин, среди которых — “Солдаты”, “Сердце матери”, “Было у отца три сына”, “Следствие ведут ЗнаТоКи” и др. Скончался Всеволод Дмитриевич в 1992 году, причиной смерти послужил рак легких. Похоронили артиста на Хованском кладбище.
Любовь Соколова (1921 — 2001)
Советская и российская актриса Любовь Соколова прославилась еще до того, как сыграла жену Ивана Приходько Любу в картине “Белорусский вокзал”. Ее фильмография пестрит самыми знаменитыми фильмами, за годы творческой карьеры Любовь Сергеевна сыграла более 350 ролей. Среди них — “Маскарад”, “Тихий Дон”, “Я шагаю по Москве”, “Преступление и наказание”, “Ирония судьбы или С легким паром!”, “Белый Бим Черное ухо”, “Самая обаятельная и привлекательная” и др.
Смерть пришла к Соколовой в 2001 году. Любовь Сергеевна умерла от сердечного приступа, похоронили ее на Кунцевском кладбище.
Раиса Куркина (1927)
Советская и российская актриса Раиса Куркина сыграла в “Белорусском вокзале” Лидию Матвееву, жену погибшего однополчанина главных героев. Артистка начала свою творческую карьеру с фильма “Гость с Кубани”, позднее в ее фильмографии стали появляться ленты “Идиот”, “Павлуха”, “Семейное счастье”, “Белое солнце пустыни”, “Афоня”, “Два капитана”, “Мимино” и др.
В настоящее время Раиса Семеновна в кино не снимается. Актриса периодически появляется в ток-шоу в качестве гостьи. В одном из выпусков “Пусть говорят” Куркина призналась, что когда-то пожертвовала общением с дочерью Ириной ради карьеры, о чем теперь жалеет. Звезда рассказала, что сейчас она редко видит родственников, так как они живут в Канаде.
Нина Ургант (1929)
Советская и российская актриса Нина Ургант в “Белорусском вокзале” сыграла сестру милосердия Раю, которая во время войны выполняла обязанности фронтовой медсестры. Именно эта работа помогла Нине Николаевне заслужить всенародную любовь. Кроме того, в фильмографии Ургант имеются картины “Шли солдаты”, “Вступление”, “Я родом из детства”, “Сыновья уходят в бой”, “Воскресный папа”, “Улицы разбитых фонарей” и др.
Актриса трижды была замужем. В браке со Львом Милиндером она родила сына Андрея, который стал известным актером и телеведущим. Ее внук Иван Ургант также работает на телевидении, а внучка Мария проживает в Нидерландах. В 2014 году Нина Николаевна призналась прессе, что страдает от болезни Паркинсона.
В фильме “Белорусский вокзал” также снимались Маргарита Терехова, Юрий Орлов, Александр Январев, Людмила Аринина, Юрий Визбор и др.
Актер из «Белорусского вокзала» умер в шаге от славы
В этом году киноповести Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», рассказывающей о друзьях военных лет, собравшихся в мирный день проводить в последний путь одного из них, исполняется полвека. Картину с замечательным актерским составом и песней Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа» («Десятый наш десантный батальон») только в первый год проката посмотрели 28,3 млн зрителей. По сложившейся традиции репортеры «Экспресс газеты» навестили могилы артистов, снявшихся в легендарной ленте.
К началу Великой Отечественной Женя окончил седьмой класс. Но по совету родителей продолжать учебу в школе не стал, а устроился помощником токаря на авиационный завод. Позже поступил в приборостроительный техникум, где активно участвовал в самодеятельности, что и определило его дальнейшую судьбу.
Трудно поверить, что к концу жизни успешный и любимый миллионами зрителей народный артист СССР почувствовал себя лишним на этой земле. В наступившие в 90-е новые времена ему приходилось несладко. Скончался дома, собираясь на спектакль «Поминальная молитва» театра «Ленком».
Евгений Леонов похоронен на Новодевичьем кладбище. Фото Кристины Безбородовой
В одну из годовщин смерти Евгения Павловича его коллега Стас Садальский припомнил в своем блоге, как на съемках у Эльдара Рязанова подрался с добродушным Леоновым:
После школы Алексей приехал из родной Удмуртии в Москву и с первой попытки поступил в ГИТИС на знаменитый курс, в 1942-м отправившийся на передовую с концертами для бойцов. Был награжден медалью «За оборону Москвы». Институт окончил в 1944-м и после служил в театрах Таганрога, Ростова-на-Дону и Новосибирска. В 1961 году переехав в Москву, устроился в Театр им. Станиславского, где играл роль Ленина. Но зрителям полюбился по фильмам «Щит и меч», «Живые и мертвые» и «Белорусский вокзал».
Алексей Глазырин
В юности Всеволод не собирался быть актером, рвался в бой, мечтая попасть на фронт. Окончив авиационный техникум (не по летной, а по технической специальности) в последний год войны, он с нетерпением ждал повестки в армию. Но медкомиссия не пропустила его по состоянию здоровья. Жизнь потеряла смысл, и тогда за компанию с другом он пошел на экзамены в Щукинское училище. Сам того не ожидая, поступил. Начиная с 50-х довольно много снимался. Но в определенный момент пристрастился к бутылке.
Всеволод Дмитриевич упокоился в одной ограде с тещей Еленой Александровной. Эльза Леждей, пережившая супруга на девять лет и тоже скончавшаяся от рака, нашла последний приют здесь же. Фото Руслана Вороного
Весной 1918 года 16-летний Никифор ушел в Красную гвардию и воевал против Чехословацкого корпуса под Красноярском. Потом работал молотобойцем и котельщиком в железнодорожных мастерских. Участвовал в вооруженном восстании рабочих против колчаковцев. С 1927 года Колофидин начал выходить как актер-любитель на театральную сцену.
Никифор Колофидин похоронен на Ваганьковском кладбище. Фото Руслана Вороного
Во время Великой Отечественной работал в труппе Приморского краевого драматического театра во Владивостоке. Позже переехал в Москву и стал артистом театра Советской армии. В кино впервые снялся в 52 года, уже имея звание народного артиста РСФСР. В результате воплотил на экране более трех десятков небольших, но ярких ролей. В основном играл людей в погонах. Выйдя на пенсию, переехал на дачу и до последнего ходил на охоту. Умер во сне.
Один из самых ярких бардов, а еще сценарист, журналист и актер последнюю неделю жизни провел в больнице. В печени 50-летнего Визбора обнаружили метастазы.
Юрий Визбор похоронен на Кунцевском кладбище. Фото Руслана Вороного
«Белорусский вокзал»
За кадром фильма «Белорусский вокзал»: Почему съемки останавливали, Нину Ургант не утверждали, а режиссера обвиняли в клевете
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Все боевые действия в этом фильме разворачивались не на экране, а за кадром – отстаивать его приходилось с боем! Режиссеру Андрею Смирнову на тот момент было всего 27 лет. За 8 лет до этого он окончил режиссерский факультет ВГИКа, снял военный фильм «Пядь земли», а после того, как киноальманах «Начало неведомого века» с его новеллой «Ангел» посчитали неблагонадежным и отправили на полку, попал в немилость к начальству и несколько лет оставался без работы. Когда он приступил к работе над новым фильмом, практически не рассчитывал на успех, но отказаться от своего замысла не мог – интересом к этой теме его заразил отец, писатель Сергей Смирнов, который был автором книги «Брестская крепость» и ведущим программы «Рассказы неизвестных героев».
Работу над сценарием начала Лариса Шепитько, но спустя 3 месяца отказалась от этой затеи – в ее режиссерском багаже уже был фильм на военную тематику, и она не захотела повторяться. После нее за сценарий взялся Марк Осипьян, но и он вскоре отказался от дальнейшей работы. И тогда режиссер Андрей Смирнов вместе со сценаристом Вадимом Труниным уехали за город и сами продолжили начатое. На «Мосфильме» их сценарий приняли, но потребовали внести множество правок. Первое, что возмутило цензоров, – то, что воины-победители в мирной жизни, спустя годы после Победы, оказались неудачниками и выглядели неприкаянными. Правки были внесены, но сценарий был принят только после того, как за успех будущего фильма поручился известный режиссер Михаил Ромм, учитель Андрея Смирнова. Впрочем, на этом сложности не закончились. Режиссера еще не раз обвиняли в том, что он снимает «клеветническое и упадническое кино», из-за чего съемки останавливали четырежды! А сам Смирнов был убежден в том, что на самом деле снимает кино о стойкости и человечности ветеранов, о красоте их душ.
Многих удивил выбор режиссера на роль бывшего радиста Дубинского Анатолия Папанова – актера, которого большинство режиссеров видело исключительно в комедийном амплуа. За 2 года до этого на экраны вышла «Бриллиантовая рука», и Папанова после этого на улицах называли Леликом, отождествляя с его героем. Благодаря Смирнову актер сыграл серьезную драматическую роль, о которой давно мечтал. К тому же он сам прошел войну, и его знакомые говорили, что она наложила отпечаток на всю его жизнь.
Папанов не любил своих комедийных ролей и считал, что был собой настоящим только в фильмах о войне. Благодаря этим работам он смог высказать то, о чем никогда не говорил. Актер признавался: « Лично я не стал бы называть войну школой. Пусть лучше человек учится в других учебных заведениях. Но все же там я научился ценить Жизнь – не только свою, а ту, что с большой буквы… Но там же я видел и познал другое. Огромную силу духа, предельную самоотверженность, великую солдатскую дружбу. Человек испытывался по самому большому счету, шел жесточайший отбор, и для фронтовика немыслимо было не поделиться с товарищем последним куском, последним куревом. Может быть, это мелочи, но как передать то святое чувство братства – не знаю, ведь я актер, а не писатель, мне легче показать, чем сказать ».
Исключительно в качестве комического артиста многие воспринимали и Евгения Леонова. В его фильмографии на тот момент не было картин о войне, зато были «Полосатый рейс», «Снежная королева» и «Зигзаг удачи». Роль бывшего командира разведки и ему помогла сломать сложившийся стереотип. Режиссер изначально намеревался снимать в этой роли Леонова. Он говорил: « Роль Евгения Леонова была написана специально для него. А уже в результате проб были утверждены все остальные актёры ». Этот фильм стал одной из самых любимых работ самого актера. Леонов признавался: « Фон фильма – именно в Приходько, которого мне посчастливилось сыграть. Именно этот трудяга – маленький, незаметненький – имеет необыкновенную душу. Он больше всех, этот работяга, интеллигентен, внутренне интеллигентен. Он больше всех любит свой дом, больше всех понимает, что это за слово – дружба. Этот маленький, обыденный человек высок и красив… Я его очень люблю ».
Актер Алексей Глазырин в годы войны был участником театральной фронтовой бригады. Роль директора завода, бывшего командира саперной роты Харламова в «Белорусском вокзале» стала одной из лучших в его кинокарьере. А через несколько дней после премьеры фильма актер ушел из жизни. Так случилось, что его похоронили почти в том самом месте, где проходили съемки первого эпизода в «Белорусском вокзале» – в эпизоде, когда фронтовики собираются проводить в последний путь своего товарища.
Роль четвертого фронтовика, журналиста Кирюшина, бывшего минера, досталась Всеволоду Сафонову. Ему было всего 15, когда началась война. Почти в том же возрасте ее встретила и исполнительница главной женской роли – Нина Ургант. Тогда ей было всего 12 лет, на фронте были ее отец и старший брат. Но в образе фронтовой медсестры она была так убедительна, что все зрители были уверены в том, что актриса и сама прошла войну. Ее отождествляли с ее героиней, поздравляли как участницу боевых действий с Днем Победы, расспрашивали о военных буднях. Однажды в конце 1980-х гг., когда актриса поздно вечером возвращалась домой, на улице ее остановили двое мужчин. Нина не на шутку испугалась, но тут они упали перед ней на колени с фразой: « Спасибо за Победу! Спасибо за «Белорусский вокзал»! » Актриса говорила: « Понимаете, я не воевала, я была маленькой. Я просто сыграла их судьбы на экране. И они приняли меня в свои ряды ».
А ведь зрители могли бы никогда не увидеть актрису в этом фильме. В роли Раи режиссер представлял исключительно Нину Ургант. Но в министерстве культуры настаивали на том, чтобы вместо нее сыграла Инна Макарова. Сама Екатерина Фурцева одобрила пробы этой актрисы. Однако Андрей Смирнов от своего решения не отступил. Позже он рассказывал: « Это было похоже на издевательство. Начальство потребовало заменить Нину Ургант на Инну Макарову уже после того, как было отснято три четверти картины. Очевидно, делали это просто из вредности. Ведь и картину несколько раз останавливали, говорили, что фильм мрачный, советская действительность изображена клеветнически. Я, конечно, понимал, что Инна Макарова ни в чём не виновата. Честно сделал вторые пробы и с Макаровой, и с Ургант. И был уверен, что утвердят Нину. Ведь для этой картины было очень важно, чтобы в конце появилась женщина, которая излучает свет. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что утвердили Макарову ».
Тогда режиссер поставил ультиматум: либо снимается Нина Ургант, либо он уходит вместе с ней. Режиссерское чутье его не подвело – на героине этой актрисы держалась вся смысловая нагрузка и драматизм в финале фильма, и так, как она, эту сцену не отыграл бы никто. Руководству пришлось смириться. Говорят, после премьеры фильма Фурцева отправила Нине Ургант телеграмму со словами: « Я была не права ».
Почти сразу после выхода на экраны «Белорусский вокзал», в котором не было ни одной батальной сцены, ни одного эпизода с боевыми действиями, назвали одним из лучших фильмов о фронтовиках. В 1971 г. его посмотрели больше 28 млн человек, и до сих пор этот фильм никого не оставляет равнодушным.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Фильм Белорусский вокзал: как сложилась судьба актеров
Фильм «Белорусский вокзал», с трогательным сюжетом и прекрасной игрой популярных актеров 70-х полюбился не только зрителям советской эпохи, но и многим нашим современникам. Его с удовольствием смотрят и сегодня, но далеко не все знают, как сложились судьбы актеров, исполнявших главные роли.
Фильм Белорусский вокзал, его создатели и актеры
Фильм «Белорусский вокзал» вышел на экраны в далеком 1971 году. Сценарий к нему был написан за несколько лет до этого Вадимом Труниным, но чиновники из Госкино долго не запускали его в производство, заставляя сценариста переписывать сюжет и делать многократные правки. Образы фронтовиков им казались недостаточно «героическими».
По сюжету фильма бывшие однополчане, которые воевали в одном десантном батальоне, встречаются через двадцать пять лет после войны на похоронах своего друга. За это время многое изменилось в их жизнях, но они остались верны своей дружбе и сохранили способность жертвовать собой ради других.
Для режиссера Андрея Смирнова этот фильм стал первой полнометражной картиной, но он блестяще справился с этой задачей. Булат Окуджава специально для этого фильма написал одну из самых своих известных песен «Нам нужна одна победа».
В 1971 году на кинематографическом фестивале в Карловых Варах фильм «Белорусский вокзал» был удостоен главной премии.
Как сложилась жизнь у актеров, снимавшихся в главных ролях фильма Белорусский вокзал
В фильме «Белорусский вокзал» все главные роли сыграли популярные актеры 60-70-х годов. Каждая роль глубока, содержательна и по-своему уникальна. Этот фильм невозможно смотреть без эмоций и переживаний. Поэтому он имеет долгую жизнь и интересен не только зрителям советской эпохи, но и нашим современникам.
Главные роли в этом фильме сыграли замечательные актеры:
Алексей Глазырин – роль директора завода Виктора Харламова, бывшего командира саперной роты. Для актера фильм «Белорусский вокзал» стал последним, он скоропостижно скончался от инфаркта через неделю после его премьеры.
Евгений Леонов – роль слесаря Ивана Приходько, бывшего разведчика отряда. Актер скончался в 1994 году, причиной скоропостижной смерти актера стал оторвавшийся тромб.
Анатолий Папанов – роль бухгалтера Николая Дубинского, в годы войны – радиста. Актер умер в 1987 году от инфаркта.
Всеволод Сафонов – роль журналиста Алексея Кирюшина, на фронте – минера. Актер скончался в 1992 году от онкологии.
Любовь Соколова – роль жены бывшего разведчика Ивана Приходько – Любы. Актриса умерла в 2001 году от сердечного приступа.
Раиса Куркина – роль жены умершего однополчанина, Лидии Матвеевны. В настоящее время актриса живет в Москве, в кино не снимается, изредка участвует в ток-шоу. Последняя роль Раисы Куркиной в кино – Алевтина Евгеньевна в фильме «МУР есть МУР», вышедшем в 2004 году. В 2017 году Раиса Куркина отметила свое 90-летие.
Нина Ургант – роль фронтовой медсестры Раи, исполнявшей песню «Нам нужна одна победа». В настоящее время живет в Санкт-Петербурге, играет в театре. В кино не снимается, последняя роль – Ошкинчиха в картине «Азиат», вышедшей в 2008 году.
История фильма «Белорусский вокзал»
После выхода на экраны фильма «Белорусский вокзал» многомиллионный Ленинград превратился для актрисы Нины Ургант, до той поры мало известной зрителям, в большую деревню. С ней стали здороваться прохожие, поздравляли с Днем Победы, как поздравляют настоящих ветеранов войны, дарили маленькие подарочки. Ей стало казаться, что ее знает весь город
Батальонная медсестра
А один случай и вовсе заставил Нину Николаевну плакать. Через много лет после премьеры, уже во времена перестройки, ее машину на светофоре остановили два молодых здоровенных бугая с бритыми головами. Ночь, вокруг никого – Нина Николаевна испугалась не на шутку, а качки, разглядев в окно, кто за рулем, упали на колени: «Спасибо вам за Победу и за «Белорусский вокзал». Актриса понимала, что благодарят не ее (когда началась война, Нине было всего двенадцать), а медсестру Раю, которую она с блеском сыграла в фильме. Но более всего Нину Николаевну поражало, что ведь на экране она появляется лишь на несколько минут, однако именно эпизод с ее участием стал главным в картине, самым пронзительным и самым запоминающимся. Помните? Четверо постаревших фронтовиков (актеры Алексей Глазырин, Анатолий Папанов, Евгений Леонов и Всеволод Сафонов) после похорон своего командира и многочисленных приключений, которые случаются с ними в этот день, приходят к батальонной медсестре Рае.
Голос актрисы звенит какой-то неземной силой и чистотой, глаза светятся, а у зрителей – вот уже почти сорок лет – мороз пробегает по коже. Именно этого – затронуть чувства не только участников войны, но и их потомков – хотел режиссер Андрей Смирнов, тогда еще совсем молодой.
– Для этой картины было очень важно, чтобы в конце появилась женщина, которая излучает свет, – вспоминает режиссер.
Такое свечение он видел у Нины Ургант в картине «Вступление» по книге Веры Пановой и пригласил актрису на роль Раи.
«Я была не права»
После проб Нина вернулась в Ленинград, прошел почти год, а вызова на съемки не было…
Оказывается, все это время Андрей Смирнов в буквальном смысле слова боролся за Ургант. На роль медсестры пробовались Ия Саввина, Нина Архипова, Людмила Хитяева, но дирекция «Мосфильма» настоятельно рекомендовала снимать Инну Макарову, поскольку ее пробы очень понравились тогдашнему министру культуры Екатерине Фурцевой. Смирнов не соглашался, но не потому, что имел что-то против Инны Макаровой, а потому, что видел в этой роли только Нину Ургант. Была снята почти вся лента, кроме эпизода с медсестрой, когда режиссер объявил: или его условие будет принято, или он отказывается от работы – и лег в больницу. Сроки сдачи фильма поджимали, и директор был вынужден сдаться.
После премьеры первой Нину Ургант поздравит с удачей Фаина Раневская, вторая телеграмма придет от Фурцевой: «Я была не права».
Неугодный сценарий
Собственно в состоянии борьбы Андрей Смирнов оказался с того самого дня, как решил снимать этот фильм. Как-то от приятеля он услышал о том, что сценарист Вадим Трунин отправил заявку на сценарий по истории о четырех фронтовиках, которые встречаются на похоронах своего командира и потом целый день пытаются его помянуть, а заодно опять – через много лет – найти общий язык. История не могла не понравиться сыну знаменитого в те годы писателя Сергея Смирнова. Андрей разыскал Трунина на съемках в Таджикистане, рассказал, как хочет снимать фильм по его сценарию, и стал ходить с заявкой по всем инстанциям. В результате экспериментальная киностудия под руководством Григория Чухрая сценарий приняла, а Смирнова в качестве режиссера не утвердила…
Режиссера на «Белорусский вокзал» искали долго: сначала предложили Ларисе Шепитько – она отказалась, потом Марку Осипяну – тоже неудача. Трунина заставляли несколько раз переделывать сценарий, он переделывал, однако в конечном итоге студия расторгла с ним договор.
На уступки системе
Но Смирнов не из тех, кто легко сдается, – они с Труниным без всякой заявки начали дорабатывать сценарий и продумывать план съемок. В том, что фильм все-таки состоялся, большая заслуга Михаила Ромма – учителя Смирнова по ВГИКу. Только благодаря его вмешательству «Мосфильм» запустил картину. Но и после этого баталии не прекратились: работу над фильмом останавливали четыре раза. Авторов обвиняли в том, что они снимают клеветническое, упадническое кино: СССР выиграл войну, а у них получается, что проиграл, – такими неприкаянными выглядят герои. И опять, если бы не Ромм, картину наверняка закрыли бы. И все же, чтобы не лишиться любимого детища, Смирнову и Трунину приходилось идти на уступки. Так, например, вся история с газовой аварией была написана уже в процессе съемок. Первоначально же четверка ветеранов оказывается в ресторане, где пытается помянуть командира, там у них начинается ссора с молодой компанией, и «старики», вспомнив, что они десантники, укладывают молодежь на пол. После этого их забирают в милицию, но и оттуда они освобождаются, скрутив охрану. Такой поворот расценили как клевету на советскую действительность и запретили бить милиционеров.
Сила искусства
Претензий не было только к исполнителям главных ролей. Это сейчас кажется, что никакие другие артисты не могли быть на их месте. Между тем только роль монтера Приходько писалась специально на Евгения Леонова, хотя для порядка попробовали Николая Рыбникова. Вместо Анатолия Папанова мы могли бы увидеть в роли бухгалтера Дубинского другого, не менее известного актера Николая Гринько или Иннокентия Смоктуновского. Директором комбината Харламовым могли бы стать Эльдар Рязанов, Михаил Ульянов, Евгений Самойлов, Всеволод Санаев, но режиссер остановился на Алексее Глазырине. Роль журналиста Кирюшина мечтали сыграть Армен Джигарханян, Юрий Каюров, Виталий Доронин, Леонид Кулагин, но досталась она Всеволоду Сафонову. Все четверо были в расцвете своей творческой славы, поэтому поначалу относились друг к другу и к начинающему режиссеру, взявшемуся за такую серьезную картину, настороженно. Но вскоре поверили Смирнову, адаптировались в съемочной группе, однако нервозность из-за проблем, то и дело возникавших вокруг фильма, не могла не сказаться на актерах. Выручали великие комики Леонов и Папанов, умевшие своими блестящими историями и импровизациями довести всю группу до колик в животе. Но и работали они с полной отдачей. На Немецком кладбище, где снимали сцену похорон командира, вокруг съемочной группы собрались могильщики – народ веселый и бесцеремонный. Травили анекдоты, включили транзисторный приемник с бравурной музыкой. Начался эпизод прощания с участием Леонова: актер вышел на площадку и сразу же, невзирая на легкомысленную обстановку, разрыдался. И так несколько дублей подряд. Могильщики от такого зрелища затихли.
Когда снимали газовую аварию, пиротехники напустили в люк столько дыма, что Глазырин взмолился: уберите, с сердцем плохо, – но сцену все-таки доиграл.
Песня, ушедшая в народ
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов