абдулжалил абдулжалилов гамсутль биография
Мёртвый город, затерянный в снежных горах
— Привет всем. Где-то в горах Дагестана есть город, затерявшийся во льдах снежных вершин гор, добраться туда не так просто, но мы дошли.
Пройдя сквозь туман, слякоть и вьюгу мы поднялись туда.
Когда-то в далёкие времена, когда ещё ислам не распространился в Дагестане древний Хан построил свою крепость, недоступную ни для кого на вершине гор, туда, куда не может добраться смертный… Среди неприступных скал город скрывался от людей и к нему вела единственная дорога, которую поддерживали все жители города.
Дома этого непонятного жуткого города словно вырастали из скал являясь их продолжением. Город был засыпан снегом и льдом и его вершины и пустые глазницы окон домов поглядывали на нас зловеще сквозь холодный туман…
Я поднялся на вершину скалы, чтобы лучше разглядеть этот проклятый, покинутый всеми город-призрак
Вверху нашел странную, выдолбленную в камне ванночку. Для чего она? Наверное для того чтобы сливать кровь принесенных в жертву.
Зловещий город Гамсутль на вершине горы.
Когда-то здесь кипела жизнь…
Старинные резные двери.
Как ни странно, но этот зловещий город, затерявшийся в горах существовал до конца … эпохи СССР. Сюда ездили машины, здесь был клуб, который когда-то был мечетью, люди работали, занимались разведением скота и земледелием. Город просуществовал примерно до середины 80-х, после чего люди постепенно стали уходить из него. Последний житель умер… в 2015 году. Его звали Абдулжалил Абдулжалилов и в его доме мы сегодня побываем…
Внезапно! Да, в городе-призраке есть такси.
Здесь, на 1 этаже держали скотину, на 2 этаже жили люди. Скотина своим теплом обогревала жителей домов, служила отоплением.
А на втором жили люди. У них был вот такой вот балкончик.
А вот видите этот дом. Он более-менее сохранился. Он хранит в себе немало загадок…
Одна из частей дома запилена металлической дверью. Кто и когда и на чём её принёс — загадка. Что находится там — не известно. Кто знает, что там за ней происходит…
В другой части дома нас ждал сюрприз — «местный житель» Катя. На самом деле, она великая путешественница из г. Серпухов, ищущая одиночество и свой дзен среди этого призрачного города, затерянного в снежных горах, но тут нагрянули мы… Одинокая девушка в горах, а вы боитесь местных?
Вот такие спартанские условия жизни. Кровать на матрасе.
Горелка, чайник, походная еда и верный енотина.
Кстати в этом доме и жил последний житель города Гамсутль Абдулжалил Абдулжалилов.
Кстати, он любил читать. Куча сгнивших журналов «химия и жизнь», наука и жизнь, а также разные журналы про путешествия.
А ещё он разводил пчёлок.
В остальном же город был пуст, его разрушенные дома с резными дверьми напоминали о былом величии города.
Еще один обитаемый дом. Мебель и посуда стоят так, как будто бы его только что покинули. но кто там жил?
Жаль, что погода не лётная, а я пёр туда свои крылья и полетать над ним не представилось возможности.
Наша нескучная тусовка. Спасибо за отличную компанию.
Хотите поделиться своими «дорожными историями»? Пишите
в личку Татьяне Афанасьевой
И да здравствует наш общий и бесконечный «Гульбарий»! 😉
Умирающая история Дагестана
Вознаграждение в сто тысяч рублей за информацию о вандалах, похитивших старинные камни с фасада одного из домов в древнем дагестанском селе Гамсутль, пообещал Заур Цохолов, руководитель проекта «Этнодом» в селе Чох.
Кавказ.Реалии в Instagram
Кавказ.Реалии в YouTube
Кавказ.Реалии в Telegram
Несколько дней назад в сети появилась информация, что из стен одного из полуразрушенных домов в дагестанском Гамсутле неизвестные демонтировали два камня с арабскими надписями. Одно из махачкалинских кафе пообещало 50 тысяч рублей за информацию о вандалах.
Гамсутль – живописное село с многовековой историей и традиционной горской архитектурой, расположенное в Гунибском районе Дагестана. Люди покинули его около 30 лет назад, а последний житель, или как он сам себя называл «мэр Гамсутля» – Абдулжалил Абдулжалилов умер в 2015 году. С тех пор интерес к заброшенному колоритному аулу, будто прилепившемуся на склоне горы, только растет. Ежедневно его посещают сотни туристов. Но туристический поток не контролируется: у села нет никакого охранного статуса. Люди бродят по старым продавленным и уже частично разрушенным крышам, оставляют надписи на стенах.
Заур Цохолов бывает в Гамсутле практически каждый день – он рассказывает туристам историю аула. Именно он первым увидел, что кто-то украл два круглых камня с арабской вязью. На одном из них была указана дата установки – 1329 год по хиджре – исламскому календарю. Это приблизительно начало 20-го века.
«Многие отозвались, предложили восстановить, сделать точные копии камней в эти ворота. Я вчера поднялся в Гамсутль с друзьями, чтобы снять размеры и увидел, что нет и третьего [камня]. Моему удивлению не было предела. Еще весной один из бывших жителей Гамсутля показал мне, что сняты некоторые камни с ворот другого дома. Я подумал, что просто дом ветхий, рушится. Не придал значения», – рассказал он «Кавказ.Реалии».
Заур записал обращение к похитителям.
«Думаю, информация уже дошла до ответственных – администрации (района – прим. ред), Агентства по охране культуры или министерств. Они в курсе этого всего».
Денег – ноль
В Агентстве по охране культурного наследия Дагестана сообщили, что о проблеме знают. Но помочь пока ничем не могут.
«Мы самая малобюджетная организация. В прошлому году получили грантовую поддержку – 500 тысяч рублей. Помогли Датунскому храму, например. Но это мизер. Нет у нас ничего. Последние три года на проектно-сметную документацию и реставрационные работы у нас – ноль, ноль, ноль», – посетовал начальник отдела надзора, сохранения и использования объектов культурного наследия регионального значения Абдулмажид Абашилов.
Село-призрак – древняя сказка посреди гор Дагестана
В самом начале месяца почти всех дагестанцев огорчило известие, которое мы просто не смогли обойти стороной
Умер последний житель Гамсутля. Больше 20 лет назад Абдулжалил Абдулжалилов вернулся в свое заброшенное родовое село. Гамсутль стал для него и смыслом жизни, и последним пристанищем. Он жил один, но никогда не считал себя одиноким.
Гамсутль, июль 2014 года. Фото: http://daganoff.livejournal.com
Двери его дома всегда были открыты для гостей. К нему приезжали журналисты и просто люди со всех концов России, снимали фильмы и репортажи, писали статьи и рассказы. Его даже называли мэром Гамсутля и последним из могикан. Как истинный патриот, он пытался всеми силами возродить интерес к родному селу, однако все попытки оказались безуспешными. Но в нашей памяти он так и останется последним жителем Гамсутля.
Но этот аул не всегда был в полном запустении. Человеком, который еще застал нескольких последних жителей села Гамсутль, был ныне покойный Аркадий Ганиев. И вот что он писал в своем блоге:
Arkadyganiev: «Я был впервые в Гамсутле в июле 1983 года в составе экономико-географической экспедиции Института географии АН СССР из Москвы. На меня село произвело потрясающее впечатление. Оно было заброшено уже тогда, в ауле мы насчитали несколько человек населения, в основном старики. И даже они были разделены на две конфликтующие группировки. В селе был один телефон с односторонней связью: на него могли позвонить из Чоха, но из села никуда позвонить было нельзя. Дорога в село к тому времени уже заросла и была непроезжей, пройти можно было только пешком. Я тогда даже пошутил: «Это тысячелетнее село пережило три религии, кучу завоевателей, но не пережило только присоединения к колхозу имени Омарова-Чохского!».
Еще 20–30 лет назад это было многолюдное село, к которому вела подъездная дорога. Сюда часто приезжала кинопередвижка, легко было сообщаться с соседними Согратлем и Чохом. Потом постепенно люди стали переселяться в другие села и города. Как объясняют старожилы, большим семьям тесно становилось в маленьких старинных домах, в большинстве своем однокомнатных. Хорошие земли берегли под сенокосы, строить же на скалах никто не хотел, да и нет в наше время такой нужды. Гамсутль расположен стратегически очень удачно – настоящая крепость на скале с прекрасным обзором. Теперь в этом селе живут только четверо пожилых людей. Один из них – семидесятилетний Аббас Гасимов. Семья его живет в колхозе «Чох-Коммуна», сам он долго болел, но, выписавшись из больницы, вновь вернулся в родовое село. В селе есть электричество и радио, которое старики предпочитают более «молодежному» телевизору.
Другие выходцы из Гамсутля – Али Алиев с женой Патимат, много лет назад переехали в Каспийск, но их потянуло обратно в родные края, и три года назад они начали строительство дома на берегу реки у подножия горы, где находится село. Разбили огород. Земля здесь хорошая. Выращивают картофель, тыкву, подсолнечник. Завели коров. Старикам одним, конечно, тяжело, но сын с невесткой и внуками регулярно помогают. Летом в отпуск приезжают – помочь со строительством, по хозяйству. А недавно у Алиевых произошло радостное событие. В их хозяйстве энергетики поставили столбы, подвели свет. По нынешним временам не все достается бесплатно, и пришлось хозяину покупать трансформатор и другое, но семья очень рада, ведь раньше их домик освещала по вечерам керосинка, а керосин теперь тоже дефицит. Вот так и живут сегодня гамсутлинцы, кто где. И все вспоминают, какое это было красивое, веселое село, как дружно жили и трудились его жители всего-то пару десятков лет назад».
Последний из могикан
Но прошло 20 лет, и в заброшенном ауле остался только один житель, который к этому времени уже стал своего рода знаменитостью. Посмотреть на село и познакомиться со знаменитым «мэром Гамсутля» приезжали многие. В их числе был и блогер Айдемир Даганов, чью заметку мы тоже решили предоставить вашему вниманию:
Daganoff: «Пришла печальная новость – умер Абдулжалил. Единственный, кто оставался жить в покинутом и заброшенном людьми ауле Гамсутль. В этом селе давно поселилась тишина, а теперь, без него, совсем опустел аул-призрак. Добрый, смешной, ироничный, чудаковатый, искренний и дружелюбный. Его душа была чиста как алмаз, и это сразу бросалось в глаза. Он рад был любым гостям. Поил их чаем и подавал мед с собственной пасеки – твердый, вперемешку с прополисом, но вкусный.
«Мэр города Гамсутль» – как в шутку мы все его называли. «Последний из могикан» – как называл себя он сам. Аул и человек. Они дополняли друг друга. Человек заново вдохнул жизнь в него, а аул, в благодарность, сделал его знаменитым. И, когда думаю об этом замечательном человеке, в моей памяти возникают воспоминания, связанные с нашим знакомством…
О Гамсутле я узнал еще в юности, когда впервые увидел этот аул в монохромной фотографии на плакате-календаре – не похожий ни на какой другой и раскинувшийся на склоне горы, словно излившаяся лава вулкана при извержении. Время наполняется ритмом и картинами разных годов, которые пробудили в тебе желание совершить поездку в этот окутанный загадками аул и увидеть все своими глазами. Пройтись по узким улочкам, заглянуть в его обветшалые дома и, возможно, понять для себя, почему все-таки жители аула покинули свое родовое село.
«А вы видели меня на “Ютуб”?» – слегка прищурив глаза от солнца, как бы невзначай поинтересовался Абдулжалил, когда мы поднимались вверх по узкой пешеходной тропе, ведущей в аул, желая, по всей видимости, произвести впечатление, в особенности на девушек из нашей компании. Годы сознательного уединения в покинутом людьми ауле сделали его известным медийным персонажем, когда с легкой руки журналистов и популярных блогеров о нем узнали далеко за пределами родного Дагестана. И, похоже, своей известностью Абдулжалил совсем не тяготился.
Раньше в село вела дорога, которая на всем протяжении была укреплена каменной кладкой. Абдулжалил рассказывает, что сельчане поддерживали ее, и чуть ли не за каждой семьей был отведен небольшой определенный ее участок. Но теперь же все заросло бурьяном и крапивой. Наш попутчик не умолкает ни на минуту. Перескакивая с темы на тему, с русского языка на аварский, он словно спешит рассказать нам все свои истории и наблюдения. «Я последний из могикан, – говорит он, слегка улыбаясь, и тут же рукой указывает на выступающую скалу в стороне от дороги: – А в этом месте обитают джинны. Мне не верят, но я несколько раз своими глазами зимой видел следы на снегу».
Чем выше мы поднимаемся (местами тропа проходит по краю пропасти), тем более захватывает дух и ощущается приток адреналина в крови. Твоему взору предстают все более живописные горные пейзажи, и в отдаленности открывается прекрасный вид на аул Чох. А еще через несколько сотен метров мы оказываемся в ландшафтном лесу с его причудливо изогнутыми деревьями, россыпью земляники под ногами и родником с кристально чистой горной водой. Абдулжалил говорит, что это и есть самая настоящая живая вода, которая наделяет путника целебной силой и даже обладает омолаживающим эффектом. Прошли еще несколько сотен метров по вьющейся змейкой тропе, виден уже и сам Гамсутль. Со стороны он был похож на вершину пирамиды, основание которой уходит глубоко вниз и укрыто под горой Гамсутльмеэр.
Он казался естественным продолжением скал – аул словно выходил из камня и так же обращался в него снова. А его старые обветшалые дома, слившись с ландшафтом, больше напоминали покинутые ласточками гнезда, в которых когда-то присутствовала жизнь. Время было безжалостно и беспощадно к аулу. Двери домов, которые были открыты для всех, разрушались из-за отсутствия жизни в нем, взяв такую вот своеобразную плату за приход цивилизации. Время тут словно остановилось, и все это больше походило на декорации к какому-нибудь историческому фильму.
«На самом деле одиночество не так страшно, как о нем говорят. К нему тоже можно привыкнуть. Да и не так я одинок, как это может показаться», – продолжал рассуждать Абдулжалил, ставя чайник греться на печку-буржуйку, уже у себя дома, когда мы сели пообедать, в комнате без ставней, в которой явно чувствовалось, что не хватает женщины. Всюду присутствовал, если можно так сказать, «творческий беспорядок». По всей комнате были разложены вещи: на потолке висели соты, портфели и чемоданы, а по диагонали на протянутых веревках сохла одежда, центр композиции которой составляли его штаны. На нескольких полках стены лежала домашняя утварь, инструменты, необходимые в хозяйстве, и небольшой радиоприемник – его связь с остальным миром.
– Время от времени я отправляюсь в Чох за продуктами и пенсией. Да и чтобы друзей и родственников повидать. Это зимой тут глухо, а летом повеселее. И гости, бывает, приходят.
Тут я не выдерживаю, и спрашиваю: «Почему? Почему ты сюда вернулся?» – рассчитывая услышать, пусть и с изрядной долей пафоса, слова об отчем доме, памяти предков, о поселившейся в нем боли за свое родное село, что оно рушится прямо на глазах. Но Абдулжалил не был бы Абдулжалилом, если бы в своей манере не ответил просто и незамысловато: «Я просил родичей психолога пригласить, а они психиатров привели. Поэтому после психушки пришлось укрыться здесь».
Но я не унимаюсь и задаю вопрос, который меня волновал, желая получить ответ, за которым приехал: «Почему люди все разом покинули аул? Ведь здесь остались могилы их предков?» Абдулжалил, вновь не мудрствуя лукаво, отвечает, словно ему приходилось до этого не раз отвечать на этот вопрос: «Они ушли за лучшей жизнью».
Остаток времени мы пили чай с медом вперемешку с прополисом с его пасеки, слушая его бесконечные истории из жизни. О том, что свободное время, а его у него предостаточно, он проводит за чтением книг, слушает радиоприемник, работает по хозяйству, принимает редких гостей и пишет стихи. И что даже, несмотря на то что один и лишен многих благ, которые окружают нас в жизни, он по-настоящему счастлив.
«И к тому же я теперь еще и знаменитым стал. Вы видели меня на “Ютубе”?» – добавляет он как бы невзначай, и его посыл снова обращен к девушкам из нашей компании. За чаем и разговорами наступило время, когда нам пора было уже отправляться в обратный путь, в город, в свои каменные джунгли. К тому же прошел дождь, и мы могли прилично потерять время, выбираясь из аула. Абдулжалил вызвался нас проводить, не прекращая что-то рассказывать, и, даже несмотря на то что крапива жгла нещадно ноги, мы слушали его.
Иногда надо делать паузы, умчаться куда-нибудь, чтобы сбежать от суеты и забот и подарить себе один незабываемый день в своей жизни. Ведь важно не сколько дней в нашей жизни, а то, сколько жизни в наших днях. Иногда для этого нужно просто сделать один маленький шаг, который потом запомнится на всю жизнь».
Как на самом деле выглядит аул-призрак Гамсутль в Дагестане
Интересная штука — квадрокоптер. С одной стороны, реально помогает взглянуть на место, где находишься, с привязкой к общему виду и рельефу ландшафта. С другой стороны, при взгляде с высоты полёта горного орла иногда место выглядит не таким, как ты его себе представлял. Человеческое зрение предполагает максимально широкий угол и глубину обзора, фотоаппарат помогает «выдрать» из этой картины кусочки, сделав акценты. Дрон работает по обратному принципу, расставляя все точки над ё.
Мы сделали две попытки посетить Гамсутль. В первый день, в дождь и туман, нам это сделать не удалось, так как ребенок заснул в машине. Уснул при подъеме по крутой и каменистой горной дороге к парковке. Полный привод тут явно помогал тяжелому Traveller уверенно ехать.
По пути встретили мотоциклистов из Москвы.
— как вам тут едется?
— не очень!
Оказалось, к лучшему — через три дня по извилистой дороге мы снова двигались в Гамсутль, и на этот раз погода была гораздо лучше. Выбрали утро, чтобы было поменьше туристов.
Виды с дороги ошеломляюще хороши.
Раньше Гамсутль был нормальным селом-аулом, даже с собственной больницей и родильным отделением. Сюда вела не неширокая тропа, как сейчас, а грунтовая дорога. Потом она обвалилась, и сегодня добраться до Гамсутля можно либо пешком (от парковки около часа). Можно по договоренности подняться на лошади — 1000 рублей с взрослого человека. Ну лучше прогуляться, подъем технически не сложный и какой-либо подготовки не требует.
Вид с тропы на расположенный на соседнем склоне аул Куриб — тоже, фактически, «призрак».
Кто-то там живет и даже держит пасеку.
Про расположенный на высоте 1500 метров Гамсутль ходит множество легенд, и это действительно одно из древнейших поселений Дагестана.
Местные уверенно говорят про 1600 лет. Датировка найденных надгробий на древнеиранском говорит и вовсе про 2000 лет. В большом, но труднодоступном ауле, распластавшегося на острых на горных склонах, раньше было 300 домов.
Новые дома строились по стандартной схеме для горных аулов — чуть ниже старых.
По протяженности улиц можно понять, насколько большим был аул.
Двадцатый век Гамсутль пережил с трудом. Множество жителей в шестидесятых годах переехало жить и работать в соседний, чохский колхоз. Уже тогда дорога в село была так себе. Позже закрылась школа и медпункт. В итоге уже в начале XXI века в Гамсутле проживало лишь несколько десятков человек. Долгое время жил последний, Абдулжалил Абдулжалилов. Собственно, именно он и встречал туристов в Гамсутле. Но в 2015 году умер и он.
С тех самых пор Гамсутль оказался полностью заброшен, становясь все более популярным туристическим объектом.
Увы, это не означало признание руин культурной ценностью или “памятником юнеско”. Оставленный без присмотра аул стремительно обветшал, превратившись одним мигом в живописные исторические развалины, которые разваливаются все больше и больше.
Турпоток тоже сделал свое дело. Из стен осыпающихся домов стали исчезать исторические камни с арабской вязью, звездами Давида или христианскими крестами.
Варварское отношение туристов, конечно, связано прежде всего с парадоксальной бесхозностью территорией.
Был бы хозяин — люди охотнее бы чтили свод простых правил. Камни лежат на друг друге, иногда швы замазаны глиной.
Горный камень очень гигроскопичный, и даже «вековая» кладка от местных мастеров (они были в каждом селе) без крыши долго не выдержит.
Дерево подпирающих ее балок сдается первым, и дом вскоре осыпается, почти как карточный домик… Не каждой стене суждено устоять.
Остовы домов буквально истоптаны, при том что посещать их небезопасно — того и гляди накроет обломками стен.
В начале я говорил о том, что с коптера многое не такое, как ожидалось.
Так было для меня и с Гамсутлем — по увиденным в свое время фото, я думал, что село стоит прямо на вершине горы, оказалось, что скорее речь идет о хребте, и не самым высоком в местном окружении.
Расположение неслучайно и выверено с точки зрения безопасности — подобраться к селу можно лишь по одному узкому пути, который легко контролировать. В горах и и сейчас жить непросто, несмотря на всю красоту кругом, в древние времена было не легче.
Также стоит знать, что в Дагестане множество живописных и древних аулов, а не только один Гамсутль — просто это наиболее известный вариант, в который вас обязательно привезут, если вы окажетесь в этих краях.
Хочется верить, что в будущем Гамсутль будет хотя бы законсервирован, как памятник культуры — историческое горное село. А может быть, и частично восстановлен.
Без этого бутовые стены постепенно осыпятся в каменистую землю, из которой и пришли. Как и все на свете, это просто вопрос времени.
Если материал вам понравился, буду рад вам за репосты, вопросы, дополнения и прочие комментарии!
Читайте все мои материалы из путешествия по Дагестану: