взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс

Взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс

взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. 75I7YtIsuoz9O4Go8E oRRkjOdGqmRQg03WWKFgsl2w6et5IX HGV qzz5spjuT2yYJtMfW2. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс фото. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс-75I7YtIsuoz9O4Go8E oRRkjOdGqmRQg03WWKFgsl2w6et5IX HGV qzz5spjuT2yYJtMfW2. картинка взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. картинка 75I7YtIsuoz9O4Go8E oRRkjOdGqmRQg03WWKFgsl2w6et5IX HGV qzz5spjuT2yYJtMfW2. формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др.

взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. 75I7YtIsuoz9O4Go8E oRRkjOdGqmRQg03WWKFgsl2w6et5IX HGV qzz5spjuT2yYJtMfW2. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс фото. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс-75I7YtIsuoz9O4Go8E oRRkjOdGqmRQg03WWKFgsl2w6et5IX HGV qzz5spjuT2yYJtMfW2. картинка взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. картинка 75I7YtIsuoz9O4Go8E oRRkjOdGqmRQg03WWKFgsl2w6et5IX HGV qzz5spjuT2yYJtMfW2. формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др.

Екатерина Лапинская запись закреплена

формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов:
закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в
развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания,
закон переноса навыка и др.

1. Закон изменения скорости в развитии навыка. Навык формируется не
только постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере
качественного прироста в отдельные моменты его становления. Неравномерность
имеет две разновидности:
а) в начале обучения происходит сравнительно быстрое овладение действием, а
затем качественный прирост навыка замедля­ется. Подобная неравномерность
характерна для обучения сравнительно легких действий, когда ученик быстро
схватывает основу действия и долго осваивает его детали;
б) в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он
резко возрастает. Подобная неравномерность характерна для обучения

относительно сложным действиям, когда внешне незаметные качественные
накопления только с течением времени могут проявить себя в виде повышения
уровня владения действием.

2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка. Длительность задержки в
развитии навыка может быть самой разнообразной. Она обусловлена двумя
причинами:
а) внутренней, которая характеризуется протеканием незаметных
приспособительных изменений в организме, которые лишь с течением времени
переходят в заметные качественные улучшения навыка;
б) внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недостаточным
уровнем развития физических качеств.
Если причина появления задержки в развитии навыка определена правильно, то
для ее преодоления потребуется только время (внутренняя причина) или
существенное изменение средств, методов и методических приемов обучения
(внешняя причина).

3. Закон угасания навыка. Он проявляется, когда длительное время не
повторяется действие. Угасание навыка происходит постепенно. Вначале навык
не претерпевает качественных изменений, но ученик начинает испытывать
неуверенность в своих силах, что иногда приводит к срывам в исполнении
действия. Затем теряется способность к точной дифференцировке движений,
нарушаются сложные координационные отношения между движениями, и, в
конечном счете, ученик теряет способность выполнять некоторые сложные
действия. Однако полностью навык не исче­зает, его основа сохраняется
сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.

4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка.
Совершенствование двигательного действия практически продолжается на
протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического
воспитания.

5. Закон переноса двигательного навыка. В физическом воспитании и спорте
проявляется положительный и отрицательный перенос навыков.
Положительный перенос – это такое взаимодействие навыков, когда ранее
сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления
нового навыка. Основным условием положительного переноса навыка является
наличие структурного сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих
двигательных действий.
Отрицательный перенос – это такое взаимодействие навыков, когда,
наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного
навыка. Это происходит при сходстве в подготовительных фазах движений и в его
отсутствие в основном звене.
Отрицательный перенос вызывается распространением возбуждения по коре
головного мозга, недостаточно развитым дифференцировочным торможением в
центральной нервной системе.
Отрицательное взаимодействие навыков можно в значительной мере снизить или
вообще устранить, если преподаватель ука­зывает ученику те основные опорные
точки (ООТ), в которых нежелателен перенос, а ученик осознанно их
отрабатывает.
Закономерности переноса двигательных навыков следует строго учитывать при
определении последовательности (очереднос­ти) освоения техники разнообразных
движений, особенно в таких видах, как легкая атлетика, гимнастика,
акробатика и др.

Источник

Взаимодействие навыков

Формирование одних двигательных навыков может оказывать определенное влияние на усвоение других навыков. Это явление получило название переноса навыков.

Выделяют несколько разновидностей переноса навыков. Прежде всего следует различать положительный и отрицательный перенос навыков.

Положительным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования последующего. Например, навык метания малого теннисного мяча помогает освоить метание копья.

Отрицательным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего. Например, навык на гимнастической перекладине может замедлить освоение ; то же самое возможно при одновременном обучении сальто назад и перевороту назад.

Перенос навыка может иметь различный характер.

Односторонний перенос. Он возникает в тех случаях, когда формирование одного навыка содействует образованию другого, а обратного влияния не обнаруживается.

Взаимный перенос. Это перенос навыков с одного двигательного действия на другие и обратно.

Прямой перенос. Он характеризуется тем, что формирование одного навыка сразу же влияет на создание другого в каком-либо упражнении.

Косвенный (опосредованный) перенос. Это такой вид переноса, при котором ранее сформированный навык создает только благоприятные предпосылки для приобретения нового. На явлениях косвенного переноса основано использование средств общей физической подготовки в целях увеличения фонда неспецифических двигательных умений и навыков в избранном виде спорта.

Ограниченный (частичный) перенос. Он происходит в тех случаях, когда структура изучаемых действий имеет большое сходство. В этом случае перенос навыков осуществляется в весьма узком диапазоне (например, перенос навыков удара в теннисе и бадминтоне, метание гранаты и копья). На принципе структурного сходства главных фаз осваиваемых движений планируется последовательность и преемственность заданий и вся система так называемых подводящих упражнений.

Изучение закономерностей переноса навыков представляет большой интерес как для теории, так и для практики физического воспитания и спорта. Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать:

— при классификации физических упражнений;

— при разработке программ по физическому воспитанию;

— при подборе систем подводящих упражнений.

Источник

Закономерности переноса двигательных умений и навыков

взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. 28.php. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс фото. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс-28.php. картинка взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. картинка 28.php. формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др.

Любое двигательное умение или навык формируются не на пустом месте, а всегда включают в себя те или иные компоненты других, ранее сложившихся умений и навыков, которые влияют определённым образом на становление и проявление нового умения или навыка.

В физическом воспитании и спорте проявляется положительный и отрицательный перенос навыков.

Положительный перенос – это такое взаимодействие навыков, когда ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления навыка.

Основным условием положительного переноса навыка является наличие структурного сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих двигательных действий.

Отрицательный перенос – это такое взаимодействие навыков, когда наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка. Это происходит при отсутствии сходства в основном звене двигательного действия.

Закономерности переноса двигательных умений и навыков следует строго учитывать при определении последовательности (очерёдности) освоения техники разнообразных движений, особенно в таких видах, как легкая атлетика, гимнастика, акробатика и др.

Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. 328.php. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс фото. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс-328.php. картинка взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. картинка 328.php. формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др..

взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. 298.php. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс фото. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс-298.php. картинка взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. картинка 298.php. формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др..

взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. 285.php. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс фото. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс-285.php. картинка взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. картинка 285.php. формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др..

взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. 509.php. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс фото. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс-509.php. картинка взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. картинка 509.php. формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др.Мышечная пластинка слизистой оболочки Некоторое количество слизистых желез имеется Многочисленные желудочные железы имеется Кишечные и выраженные лимфатические сосуды имеется Трубчатые железы имеется Подслизистая оболочка.

Источник

Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка.

Совершенствование двигательного действия практически про­должается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания.

5. Закон переноса двигательного навыка. Вфизическом воспита­
нии и спорте проявляется положительный и отрицательный пе­
ренос навыков.

Положительный перенос — это такое взаимодействие навыков, когда ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления нового навыка. Основным услови­ем положительного переноса навыка является наличие структур­ного сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих двига­тельных действий.

Отрицательный перенос — это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка. Это происходит при сходстве в подго­товительных фазах движений и в его отсутствие в основном звене.

Отрицательный перенос вызывается распространением возбуж­дения по коре головного мозга, недостаточно развитым диффе-ренцировочным торможением в центральной нервной системе.

Отрицательное взаимодействие навыков можно в значитель­ной мере снизить или вообще устранить, если преподаватель ука­зывает ученику те основные опорные точки (ООТ), в которых нежелателен перенос, а ученик осознанно их отрабатывает.

Закономерности переноса двигательных навыков следует стро­го учитывать при определении последовательности (очереднос­ти) освоения техники разнообразных движений, особенно в та­ких видах, как легкая атлетика, гимнастика, акробатика и др.

6.3. Структура процесса обучения и особенности

Обучение— это целенаправленный, систематический и орга­низованный процесс формирования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых им для выполнения каких-либо функций. Обучение включает в себя учение и преподавание.

Учение — это деятельность обучаемого по овладению знания­ми, умениями и навыками.

Преподавание — это педагогическая деятельность учителя по орга­низации и управлению учебной деятельностью занимающихся.

В процессе обучения двигательным действиям ставится задача научить управлять своими действиями. Это значит — регулировать прилагаемые усилия, быстроту выполнения, форму, амплитуду, направление движения.

Весь процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

1. Этап начального разучивания.Цель — сформировать у учени­ка основы техники изучаемого движения и добиться его выполне­ния в общих чертах.

1. Сформировать смысловое и зрительное представления о дви­гательном действии и способе его выполнения.

2. Создать двигательные представления по основным опорным точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упраж­нений или структурных элементов изучаемого действия.

3. Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах (на уровне первоначального умения).

4. Предупредить или устранить значительные искажения в тех­нике двигательного действия.

Решение этих задач осуществляется поочередно. Представле­ния о технике у учеников формируются в результате объяснения упражнения преподавателем, восприятия показываемых движе­ний, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышеч­ных и других ощущений, возникающих при первых попытках вы­полнения движений, наблюдений за действиями других занима-

взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. image090. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс фото. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс-image090. картинка взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. картинка image090. формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. image091. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс фото. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс-image091. картинка взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. картинка image091. формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. image090. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс фото. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс-image090. картинка взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. картинка image090. формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др.ющихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение техники действия.

В зависимости от особенностей и сложности изучаемой техни­ки действия, физической подготовленности занимающихся дви­гательное действие разучивается по частям или в целом. На этом этапе разучивания действия широко применяют подводящие уп­ражнения в условиях, облегчающих выполнение движений.

Как правило, обучение начинается с ведущего звена техники. Если же ведущее звено существенно зависит от подготовительных фаз, то вначале разучиваются эти фазы. В отдельных случаях изу­чение техники действия начинается с завершающих фаз, если не­обходимо предупредить травмирование.

Освоение действия может протекать без ошибок и с появлени­ем ошибок. На этапе начального разучивания наиболее типичны (т.е. имеющие массовый характер) следующие двигательные ошиб­ки: а) лишние, ненужные движения; б) искажение движения по амплитуде и направлению; в) нарушение ритма двигательного действия; г) закрепощенность движения.

Причинами ошибок могут быть: недостаточно ясное представ­ление о двигательной задаче; неправильное выполнение предыду­щих действий; слабое развитие координационных способностей, точности и других двигательных качеств; влияние конкурирую­щих навыков, боязнь, невнимательность, неуверенность, повы­шенная возбудимость занимающихся, состояние утомления и др.

Основной путь исправления ошибок: необходимо указать на ошибку, показать правильное исполнение и предоставить учени­ку дополнительные попытки овладеть правильным способом вы­полнения. Если это не дало результата, следует вернуться к под­водящим упражнениям, использовать коррегирующие (в частно­сти, контрастные) задания.

Продолжительность этапа начального разучивания двигатель­ного действия зависит от: 1) степени сложности техники изуча­емого действия; 2) уровня подготовленности занимающихся; 3) их индивидуальных особенностей; 4) возможности использо­вать положительный эффект переноса навыков.

2. Этап углубленного разучивания.Цель — сформировать полно­ценное двигательное умение.

1. Уточнить действие во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники.

2. Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники.

3. Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основ­ном звене.

Данные задачи могут решаться параллельно, т.е. одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от

правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя метод целостного исполнения действия, не­обходимо в комплексе с ним широко применять зрительную, зву­ковую и двигательную наглядность, направленную на создание ощущений правильного исполнения деталей техники. Метод сло­весного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор техники действий, беседа. Такой подход позволя­ет более углубленно познать технику изучаемых действий.

На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств.

1. Применяются упражнения для укрепления мышечной систе­мы и всего организма с учетом особенностей изучаемого двига­тельного действия.

2. Используются подводящие упражнения, которые подготав­ливают к освоению основного действия путем его целостной ими­тации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме. Под­водящие упражнения обычно представляют собой элемент, часть, связку нескольких движений изучаемого двигательного действия. Необходимо, чтобы по форме и характеру движений эти упраж­нения имели возможно большее сходство с основной частью изу­чаемого движения. Например, ученик выполняет с трех шагов раз­бег и осуществляет отталкивание как в прыжках в высоту, но вме­сто преодоления планки стремится дотянуться маховой ногой до высоко подвешенного предмета.

3. Длительность применения подводящих упражнений зависит от сложности разучиваемого двигательного действия и подготов­ленности занимающихся. В применении подводящих упражнений не должно быть перерывов, в противном случае произойдет забы­вание ранее выученного движения и эффект воздействия их сни­зится.

Эффективность использования различных упражнений (подго­товительные, подводящие, имитационные) достигается при чет­ком соблюдении следующих моментов: а) цели и задачи упраж­нения; б) структурная взаимосвязь с основными двигательными действиями; в) дозирование упражнений; г) контроль и само­контроль выполнения.

В рамках одного занятия обучение на этом этапе необходимо планировать в первой половине основной части урока, когда еще не наступило значительное утомление.

3. Этап закрепленияи дальнейшего совершенствования.Цель — двигательное умение перевести в навык, обладающий возможно­стью его целевого использования.

2. Довести до необходимой степени совершенства индивиду­альные черты техники.

взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. image090. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс фото. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс-image090. картинка взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. картинка image090. формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др.3. Добиться выполнения двигательного действия в соответствии
с требованиями его практического использования (максимальные
усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм

4. Обеспечить вариативное использование действия в зависи­
мости от конкретных практических обстоятельств.

Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последо­вательно, так как все они тесно взаимосвязаны.

На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гиб­кий навык. Однако в зависимости от особенностей навыка (гимна­стический, игровой и др.) должно определяться целесообразное соотношение простых и вариативных повторений упражнения.

В целях совершенствования движений применяют различные методические приемы: повышение высоты снарядов, увеличение амплитуды и скорости движений, поточное выполнение упраж­нений, повторение в форме соревнования на качество исполне­ния и результат, в игровой форме и др.

Глава 7. ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

7.1. Понятие о физических качествах

Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физи­ческих качеств, присущих человеку. Физическими качествамипри­нято называть врожденные (унаследованные генетически) мор-фофункциональные качества, благодаря которым возможна фи­зическая (материально выраженная) активность человека, полу­чающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности (Л.П.Матвеев, 1991). К основным физическим ка­чествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гиб­кость и ловкость.

Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание». Термин развитие характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин воспитаниепредусматривает активное и направ­ленное воздействие на рост показателей физического качества.

В современной литературе используют термины «физические качества» и «физические (двигательные) способности». Однако они нетождественны. В самом общем виде двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, определяю­щие уровень двигательных возможностей человека (В. И. Лях, 1996\.

Основу двигательных способностей человека составляют физичес­кие качества, а форму проявления — двигательные умения и на­выки. К двигательным способностям относят силовые, скорост­ные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способ­ности, общую и специфическую выносливость. Необходимо по­мнить, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстро­ты, под этим следует понимать процесс развития соответствую­щих силовых или скоростных способностей.

У каждого человека двигательные способности развиты по-сво­ему. В основе разного развития способностей лежит иерархия раз­ных врожденных (наследственных) анатомо-физиологических задатков (В. И.Лях, 1996):

— анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов — сила, подвижность, урав­новешенность, индивидуальные варианты строения коры, степень функциональной зрелости ее отдельных областей и др.);

— физиологические (особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем — максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения и др.);

— биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечно­го сокращения и др.);

— телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мы­шечной и жировой ткани и др.);

На развитие двигательных способностей влияют также и психо­динамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.).

О способностях человека судят не только по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает эти умения и навыки.

Способности проявляются и развиваются в процессе выполне­ния деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных исредовых факторов. Практические пределы раз­вития человеческих способностей определяются такими фактора­ми, как длительность человеческой жизни, методы воспитания и обучения и т.д., но вовсе не заложены в самих способностях. Дос­таточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, что­бы пределы развития способностей немедленно повысились (Б.М.Теплов, 1961).

Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивиду­альной нормы реакции на внешние нагрузки.

взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. image090. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс фото. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс-image090. картинка взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. картинка image090. формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. image090. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс фото. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс-image090. картинка взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. картинка image090. формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. image090. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс фото. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс-image090. картинка взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. картинка image090. формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др.Педагог по физической культуре и спорту должен хорошо знать основные средства и методы развития разных двигательных способ­ностей, а также способы организации занятий. В этом случае он смо­жет точнее подобрать оптимальное сочетание средств, форм и мето­дов совершенствования применительно к конкретным условиям.

Получить точную информацию об уровне развития двигатель­ных способностей (высокий, средний, низкий) можно с помо­щью соответствующих тестов (контрольных упражнений).

7.2. Сила и основы методики ее воспитания

Сила— это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий

Силовые способности— это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе ко­торых лежит понятие «сила».

Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на про­явление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивиду­альных особенностей человека. Среди них выделяют: 1) собствен­но мышечные; 2) центрально-нервные; 3) личностно-психичес-кие; 4) биомеханические; 5) биохимические; 6) физиологичес­кие факторы, а также различные условия внешней среды, в кото­рых осуществляется двигательная деятельность.

К собственно мышечным факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относи­тельно быстро сокращающихся) и красных (относительно мед­ленно сокращающихся) мышечных волокон; активность фермен­тов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический попереч­ник и массу мышц; качество межмышечной координации.

Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивности (частоте) эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений, трофическом влия­нии центральной нервной системы на их функции.

От личностно-психических факторов зависит готовность челове­ка к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя моти-вационные и волевые компоненты, а также эмоциональные про­цессы, способствующие проявлению максимальных либо интен­сивных и длительных мышечных напряжений.

Определенное влияние на проявление силовых способностей оказывают биомеханические (расположение тела и его частей в

пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппара­та, величина перемещаемых масс и др.), биохимические (гормо­нальные) и физиологические (особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и др.) факторы.

Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими способностями (скоростно-силовые, сило­вая ловкость, силовая выносливость) (рис. 10).

Собственно силовые способностипроявляются: 1) при относи­тельно медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполня­емых с околопредельными, предельными отягощениями (напри­мер, при приседаниях со штангой достаточно большого веса); 2) при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины мышцы). В соответствии с этим разли­чают медленную силу и статическую силу.

Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, ус­тупающем и статическом режимах работы мышц. Они определя­ются физиологическим поперечником мышцы и функциональ­ными возможностями нервно-мышечного аппарата.

Статическая сила характеризуется двумя ее особенностями проявления (В.В.Кузнецов, 1975): 1) при напряжении мышц за счет активных волевых усилий человека (активная статическая сила); 2) при попытке внешних сил или под воздействием соб­ственного веса человека насильственно растянуть напряженную мышцу (пассивная статическая сила).

Воспитание собственно силовых способностей может быть на­правлено на развитие максимальной силы (тяжелая атлетика, гире­вой спорт, силовая акробатика, легкоатлетические метания и др.); общее укрепление опорно-двигательного аппарата занимающих­ся, необходимое во всех видах спорта (общая сила) и строитель­ства тела (бодибилдинг).

Скоростно-силовые способностихарактеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто мак­симальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значи­тельной скоростью, но не достигающей, как правило, предель­ной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в ко­торых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.). При этом чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при мень­шем отягощении (например, при метании копья) возрастает зна­чимость скоростного компонента.

К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу; 2) взрывную силу. Быстрая сила характеризуется непредельным

взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. image097. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс фото. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс-image097. картинка взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. картинка image097. формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др.

напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые вы­полняются со значительной скоростью, не достигающей предель­ной величины. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максималь­ных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.)- Для оценки уровня развития взрывной силы пользуются скоростно-силовым индексом / в движениях, где развиваемые усилия близки к максимуму:

взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. image099. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс фото. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс-image099. картинка взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. картинка image099. формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др.

где fmax — уровень максимальной силы, проявляемой в конкретном уп­ражнении;

Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой (Ю. В. Верхошанский, 1977). Старто­вая сила— это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила — способность мышц к быстроте наращи­вания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.

К специфическим видам силовых способностей относят сило­вую выносливость и силовую ловкость.

Силовая выносливость— это способность противостоять утом­лению, вызываемому относительно продолжительными мышеч­ными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Динамическая силовая выносливость ха­рактерна для циклической и ациклической деятельности, а ста­тическая силовая выносливость типична для деятельности, свя­занной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе. Например, при упоре рук в стороны на кольцах или удержании руки при стрельбе из пистолета проявляется статическая вынос­ливость, а при многократном отжимании в упоре лежа, приседа­нии со штангой, вес которой равен 20—50% от максимальных силовых возможностей человека, сказывается динамическая вы­носливость.

Силовая ловкостьпроявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом и др.). Ее можно определить как «способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуа­ций и смешанных режимов работы мышц» (Ж.К.Холодов, 1981).

В физическом воспитании и на спортивной тренировке для оцен­ки степени развития собственно силовых способностей различа­ют абсолютную и относительную силу. Абсолютная сила — это

взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. image090. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс фото. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс-image090. картинка взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. картинка image090. формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. image090. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс фото. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс-image090. картинка взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. картинка image090. формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. image090. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс фото. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс-image090. картинка взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. картинка image090. формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. image090. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс фото. взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс-image090. картинка взаимодействие навыков когда ранее сформированный навык способствует облегчает и ускоряет процесс. картинка image090. формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др.максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движе­нии, независимо от массы его тела. Относительная сила — это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массе тела человека. В двигательных действиях, где приходится переме­щать собственное тело, относительная сила имеет большое значе­ние. В движениях, где есть небольшое внешнее сопротивление, абсолютная сила не имеет значения, если сопротивление значи­тельно — она приобретает существенную роль и связана с макси­мумом взрывного усилия.

Результаты исследований позволяют утверждать, что уровень абсолютной силы человека в большей степени обусловлен факто­рами среды (тренировка, самостоятельные занятия и др.). В то же время показатели относительной силы в большей мере испытыва­ют на себе влияние генотипа. Скоростно-силовые способности примерно в равной мере зависят как от наследственных, так и от средовых факторов. Статическая силовая выносливость определя­ется в большей мере генетическими условиями, а динамическая силовая выносливость зависит от взаимных (примерно равных) влияний генотипа и среды (В. И. Лях, 1997).

Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчи­ков и юношей считается возраст от 13—14 до 17—18 лет, а у дево­чек и девушек — от 11—12 до 15—16 лет, чему в немалой степени соответствует доля мышечной массы к общей массе тела (к 10— 11 годам она составляет примерно 23%, к 14—15 годам — 33%, а к 17—18 годам — 45%). Наиболее значительные темпы возраста­ния относительной силы различных мышечных групп наблюдают­ся в младшем школьном возрасте, особенно у детей от 9 до 11 лет. Следует отметить, что в указанные отрезки времени силовые спо­собности в наибольшей степени поддаются целенаправленным воз­действиям. При развитии силы следует учитывать морфофункцио-нальные возможности растущего организма.

Задачи развития силовых способностей.Первая задача — общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигатель­ного аппарата человека. Она решается путем использования изби­рательных силовых упражнений. Здесь важное значение имеют их объем и содержание. Они должны обеспечить пропорциональное развитие различных мышечных групп. Внешне это выражается в соответствующих формах телосложения и осанке. Внутренний эф­фект применения силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня жизненно важных функций организма и осуще­ствлении двигательной активности. Скелетные мышцы являются не только органами движения, но и своеобразными перифери­ческими сердцами, активно помогающими кровообращению, осо­бенно венозному (Н.И.Аринчин, 1980).

Вторая задача — разностороннее развитие силовых способнос­тей в единстве с освоением жизненно важных двигательных дей-

ствий (умений и навыков). Данная задача предполагает развитие силовых способностей всех основных видов.

Воспитание силы может осуществляться в процессе общей физической подготовки (для укрепления и поддержания здоровья, совершенствования форм телосложения, развития силы всех групп мышц человека) и специальной физической подготовки (воспита­ние различных силовых способностей тех мышечных групп, которые имеют большое значение при выполнении основных соревнователь­ных упражнений). В каждом из этих направлений имеется цель, оп­ределяющая конкретную установку на развитие силы и задачи, ко­торые необходимо решить исходя из этой установки. В связи с этим подбираются определенные средства и методы воспитания силы.

Дата добавления: 2015-06-10 ; просмотров: 1161 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *