введение в новейшую историю
Презентация по новейшей истории на тему «Новейшая история. Введение»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Новейшая история Введение
Новейшая история 1890-1960 гг. – этап завершения развития индустриального общества и развития массового производства. 1970- е. – настоящее время – этапа становления постиндустриального информационного общества
1890-1960 гг. 1970 – настоящее время Научно-техническая сфера Социальная сфера Политическая сфера Идеология Культура Наука
Индустриальное общество — это общество, основанное на промышленности с гибкими динамичными структурами, для которого характерны: разделение труда и рост его производительности высокий уровень конкуренции ускоренное развитие предпринимательского ресурса и человеческого капитала развитие гражданского общества и систем управления всех уровней широкое развитие средств массовой коммуникации высокий уровень урбанизации рост качества жизни
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИНОННОЕ ОБЩЕСТВО характеризуется смещением акцента в развитии человечества на производство и потребление информации на основе «глобальной электронной цивилизации». Информационная революция, происходящая в ряде цивилизованных стран мира, приводит к изменению мировоззрения, духовного мира человека и идеологии общества, способов и форм общения, творческой деятельности, методов управления технологическими процессами и т.п.
Модернизация догоняющая модернизация, которую практикуют страны, не относящиеся к странам первой группы, но стремящиеся их догнать Первая модернизация Вторая модернизация Построение индустриальногообщества Становление постиндустриального общества
Основные концепции изучения истории как смены эпох
Ученый Его понимание истории Ученые эпохи Просвещения Модель линейного, поступательного развития Арнольд Тойнби ВильгельмДильтей Карл Маркс ВильфредоПарето МаксВебер
Наиболее популярные концепции Теория модернизации Цивилизационный подход Акцент на общихтенденциях развития Исторический процесс как развитие Подчеркиваетисторическое разнообразие Самобытность и уникальность исторических явлений Особая роль традиций
Домашнее задание Прочитать Введение (с.4-6), запомнить характеристики основных этапов новейшей истории, основные концепции развития истории.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-256795
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
В Госдуме предлагают сделать бесплатным проезд на общественном транспорте для детей до 16 лет
Время чтения: 2 минуты
В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Введение. История Новейшего времени
Урок 1. История Новейшего времени. 1945 – начало XXI века
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Введение. История Новейшего времени»
«Прошлое всегда с нами, и всё, что мы собой представляем, всё, что мы имеем, исходит из прошлого. Мы его творение, и мы живём, погруженные в него. Не понимать этого и не ощущать прошлое значит не понимать настоящее». Так говорил известный политический деятель Индии Джавахарлал Неру.
Он осознавал, что в каждом предыдущем столетии закладываются основы следующего.
Совсем недавно по меркам истории наступил 21 век. Он, как и всякая новая эпоха, принёс с собой ветер перемен.
20 столетие – грандиозная и драматическая эра индустриального общества – осталось в прошлом.
Вы уже знаете, что историю Новейшего времени принято разделять на два периода: окончание эпохи индустриального общества (1890-е – 1960-е годы); этап развития постиндустриального информационного общества (1970-е годы – наши дни). Каждая из этих исторических эпох имеет свои отличительные черты.
Вспомните. В экономике 1890–1960-е годы стали последним этапом развития индустриального общества, периодом массового производства различных промышленных товаров.
В сфере науки и техники – временем 2-й промышленно-технологической революции, этапом открытия (изобретения) и внедрения электричества, нефти, радио, автомобильного транспорта, авиации.
В социальной сфере – периодом бурного роста численности рабочего класса и подъёма борьбы пролетариата за свои права, временем формирования гражданского общества и социального реформирования. В политике 1890–1960-е годы стали полосой непримиримой борьбы между тоталитарными и демократическими режимами, периодом активного вмешательства государства в экономическое и в общественное развитие.
В сфере идеологии – эпохой противостояния капиталистического и социалистического блоков, временем зарождения идей о «третьем» пути развития.
В культуре – периодом модернизма. В этом направлении искусства на первое место ставилось авторское видение мира. Предпринимались попытки его художественного воплощения.
В философии науки – ступенью развития неклассической картины мира. В ней человеку отведено место песчинки в случайном мире атомов.
Но в 1970-х годах началась эпоха глобальных перемен. Она не завершилась и по сей день.
В экономике это проявилось в становлении нового постиндустриального, информационного общества. В нём главную роль играет сфера услуг, производство и обработка информации. В том числе – знаний. В сфере науки и техники – в развитии 3-й промышленно-технологической революции. В это время были изобретены микропроцессоры, открыты новые способы оцифровки данных, создан Интернет. Развивались биотехнологии и нанотехнологии.
В социальной сфере перемены выразились в потере рабочим классом главенства в социальной структуре общества. В росте занятости населения в сфере услуг, в формировании новых разнообразных социальных слоёв и групп.
В политике происходила демократизация общества и глобализация, поиски национального, культурного и религиозного самоопределения. Происходило становление обновлённого гражданского общества. Уменьшалось влияние государства на его развитие.
В сфере идеологии, начиная с 1970-х годов, характерным стало нарастание культурных и цивилизационных противоречий. Рост столкновений на почве демократизации и глобализации.
В культуре наступило время постмодернизма. В его рамках читатель и зритель воспринимаются как соучастники творческого процесса.
В философии науки развилось представление о постнеклассической картине мира. В ней человек вновь желает обрести утраченную гармонию с миром.
В Новейшее время произошла смена эпох. Но этот путь таил в себе множество сложностей. На рубеже 19–20 веков только некоторые великие державы достигли в своём развитии уровня зрелого индустриального общества.
Вслед за ними, для того, чтобы сохранить самостоятельность, отдельные государства пошли по пути ускоренной индустриализации.
В итоге в 20 столетии большинство из них превратились в высокоразвитые страны.
Однако по разным причинам (в основном из-за зависимости от великих держав) в большинстве стран индустриализация была крайне замедлена или вообще не проводилась. Поэтому для таких государств задачи построения индустриального общества оставались актуальными на протяжении почти всего 20 столетия.
Освоение опыта индустриального развития в условиях традиционного общества получило название модернизация. Дословно «модернизация» означает «обновление, нахождение на уровне передовых стран и эпохи».
С модернизацией тесно связано понятие «догоняющее развитие» – стремление отстающих государств, по возможности в короткие сроки,
преодолеть отставание от ведущих стран своего времени.
Но в догоняющих странах трудности модернизации и ломка традиционного образа жизни порождали у части населения стремление вернуться к традициям, подталкивали к поиску иного пути развития.
В последние три десятилетия 20 века некоторые страны осуществили прорыв. Например, Япония, США, Франция. Для них начался период становления постиндустриального общества, основой которого являлась информационная экономика.
В других государствах формирование нового постиндустриального общества оказался замедлен. Среди них можно выделить Россию, Бразилию, Китай.
В то же время существуют страны, где индустриализация не завершена или вообще не начиналась. К примеру, Афганистан, Чад, Центральноафриканская Республика.
Перед такими государствами стоят сложные проблемы.
Помимо задач 1-й модернизации (построение индустриального общества) они столкнулись с необходимостью 2-й модернизации (становление постиндустриального общества). Такая ситуация создаёт как дополнительные возможности, так и определённые сложности.
На рубеже 20–21 веков приобрели остроту культурно-цивилизационные противоречия. Их наличие – свидетельство того, что модернизация – это не просто заимствование опыта развитых стран.
Модернизация немыслима без учёта традиций и опоры на исторический опыт. Можно заимствовать технологии, но невозможно полностью перенять традиции.
Традиции народов и стран многогранны. Одни из них становятся тормозом, другие – стимулом к развитию.
Для изучения Новейшей истории, как и истории в целом, важно понимать способ осуществления исторических задач, в том числе и модернизации.
В этой борьбе извечной дилеммой был вопрос: «реформа или революция?».
Неудивительно, что характерной чертой Новейшего времени стала непрекращающаяся борьба между различными политическими группировками: сторонниками постепенных реформ и приверженцами революционной ломки старых порядков.
История – это смена эпох. Такое понимание исторической науки разрабатывалось в рамках разных концепций.
В эпоху Просвещения господствовал подход о линейном развитии истории – о постепенном движении к свободе, торжеству разума и справедливости.
В 19 столетии Вильгельм Дильтей предложил подход, связывающий историю со сменой эпох («культурных систем»). Каждая из них имеет свой внутренний, индивидуальный смысл, язык и систему представлений.
В 20 веке, во многом благодаря Арнольду Тойнби, развилась цивилизационная теория. Она рассматривает историю как систему замкнутых цивилизаций, каждая из которых переживает сходные этапы развития: от появления до расцвета и упадка.
Также в Новейшее время сложилось несколько точек зрения и на движущие силы истории. Например, Карл Маркс и его последователи объясняли смену эпох эволюцией экономики и техники. Вильфредо Парето делал акцент на политическом развитии, способах господства и смене правящих элит. Макс Вебер подчёркивал важность духовных факторов, представлений человека о мире.
В современной исторической науке учитывается всё разнообразие концепций. Считается, что каждый из подходов лучше объясняет тот или иной исторический процесс.
Не противоречат друг другу и наиболее востребованные на данный момент концепции: теория модернизации и цивилизационный подход. Теория модернизации акцентирует внимание на общих тенденциях развития. Стремиться осмыслить исторический процесс как движение.
Цивилизационный подход подчёркивает историческое разнообразие и уникальность исторических явлений. Рассматривает традиции и религии в качестве хранителей основ цивилизаций.
Но в курсе Новейшей истории вам предстоит познакомиться не только с теми тенденциями развития, которые касаются всего человечества.
Следует уяснить, что каждый народ, каждое государство идёт своим путём.
Поэтому особое внимание в ходе занятий будет уделено особенностям политического и экономического развития стран Запада, Востока, Африки, Латинской Америки. Выдающимся политическим лидерам и деятелям культуры, проблемам и достижениям общества Новейшего времени. И, разумеется, особенно подробно и основательно вы будете изучать отечественную историю.
«Будущее – в настоящем, но будущее – и в прошлом. Это мы создаём его…»
Лекция 1. Введение в Новейшую историю
Лекция 1. Введение в Новейшую историю
1. Новейшая история: определение, периодизация, общая характеристика;
2. Политическая карта мира ХХ – начала XXI вв., роль мировых и локальных войн в качественном изменении исторического процесса;
3. Специфика экономического развития мира в Новейшее время: научно-техническая революция; транснациональные корпорации;
4. Основные тенденции развития мировой культуры в Новейшее время: элитарная и массовая культура, культурная глобализация;
5. Информационное (постиндустриальное) общество: глобальные проблемы современности.
Новейшая история: определение, периодизация, общая характеристика
Новейшая история – раздел исторической науки, изучающий исторически значимые события, явления, процессы и личности Новейшего времени в сферах политики, экономики, социальной сфере и в сфере культуры.
Новейшее время – период, охватывающий развитие человеческого общества с 1918 года по нынешнее время.
В советской историографии господствовала точка зрения, согласно которой началом новейшего времени считался 1917 год, когда в России произошла социалистическая революция.
4. 1991 – Настоящее время
1. Для обозначения периода с 1918 по 1939 год, то есть промежутка между Первой и Второй мировыми войнами обычно используется термин Интербеллум.
Ряд буржуазно-демократических и социалистических революций в России и других странах.
Создание СССР, начало строительства социализма.
Великая депрессия в США и ряде Европейских стран (Англия, Франция).
Основные изобретения: Полиграф (1921), Тепловоз (1923), Телевидение (1925).
2. 1939 – 1945. Начало и окончание Второй мировой войны.
1 сентября 1939 – 2 сентября 1945 – Вторая мировая война,
Великая Отечественная война в СССР.
Создание «Лиги Наций».
3. 1945 – 1991. Окончание Второй мировой войны – распад СССР.
Появление таких организаций, как ООН, НАТО, ОВД и других;
Первый искусственный спутник Земли – символ вступления человечества в космическую эру;
Мир разделился на два «лагеря». «Холодная война» между Западными странами и странами Варшавского договора, включавшая в себя наращивание вооружений, «космическую гонку» и т.д.
Быстрый рост уровня жизни в Северной Америке, Европе и Японии.
Появление и осознание глобальных экологических проблем (уничтожение лесов, нехватка энергии и воды, снижение биологического разнообразия, загрязнение атмосферы, радиационные аварии, ускорение глобального потепления и т.д.).
Полет человека в космос (1961)
Начало эпидемии СПИДа.
4. 1991 – Настоящее время. Распад СССР.
Основные изобретения: Открытие углеродных нанотрубок (1991), Клонирование, развитие биотехнологии. Создание первых образцов квантового компьютера (2008—2011). Большой адронный коллайдер (2008)
Значительное уменьшение влияния церкви на повседневную жизнь в развитых странах. Появление массовой культуры. Население планеты увеличивается: от 1 млрд в 1820, до 2 млрд в 1930, 3 млрд в 1960, 4 млрд в 1974, 5 млрд в 1988, 6 млрд в 2000, 7 млрд в 2011. 9,3 млрд. прогнозируется к 2050 году.
Темы для докладов:
Новейшая история: определение и периодизация.
Литература
История России. XX век. Экспресс-курс: учебное пособие / С.Л. Данильченко, А.Н. Данильченко, С.Н. Шкарубо. – Уфа: АЭТЕРНА, 2017. – 321 с.
История России XX – начала XXI века / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин; под. ред. Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2006. – 960 с.
Лекция 1. Введение в Новейшую историю
1. Новейшая история: определение, периодизация, общая характеристика;
2. Политическая карта мира ХХ – начала XXI вв., роль мировых и локальных войн в качественном изменении исторического процесса;
3. Специфика экономического развития мира в Новейшее время: научно-техническая революция; транснациональные корпорации;
4. Основные тенденции развития мировой культуры в Новейшее время: элитарная и массовая культура, культурная глобализация;
5. Информационное (постиндустриальное) общество: глобальные проблемы современности.
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы
План 1-го вводного урока по Новейшей истории в 9 кл. учебник Сороко-Цюпа О.С.
Урок 1. Введение в Новейшую историю
Тип урока: изучение нового материала.
Прививать интерес к мировой истории, развивать мышление, воспитывать толерантное отношение к различным точкам зрения одноклассников.
Основные понятия: промышленно-технологическая революция, модернизация, индустриальное общество, постиндустриальное информационное общество.
Оборудование: учебник, компьютер, карта мира.
Мотивация и актуализация.
Что такое промышленная революция XVIII — XIX вв.?
Назовите главные черты индустриального общества.
Изучение нового материала.
Обобщение и систематизация знаний
Периоды новейшей истории.
Эпоха завершения развития индустриального общества
Эпоха становления постиндустриального информационного общества
Модернизация как процесс индустриального развития
Модернизация – это реформа или революция?
Периоды новейшей истории.
Новейшая история – это часть всемирной истории, охватывающая период с 1890г до настоящего времени. Новейшая история делится на две эпохи:
1. эпоха завершения развития индустриального общества (1890—1960-е гг.)
2. эпоха становления постиндустриального информационного общества (1970-е гг.— настоящее время).
Рассмотрим эти эпохи подробнее и проанализируем, в чем состоит их различие.
Эпоха завершения развития индустриального общества
Рассмотрим 1-й период новейшей истории (1890—1960-е годы) и выделим признаки, которые этот период характеризуют.
В экономике — это завершающий этап развития индустриального общества, этап массового производства стандартных промышленных товаров.
В научно-технической сфере — этап развития достижений второй промышленно-технологической революции, открывшей эпоху электричества и нефти, автомобиля и радио.
В социальной сфере — период бурного роста занятости в промышленности, подъема борьбы рабочего класса за свои права, социальных реформ и формирования общества массового потребления.
В политике — период ожесточенной политической борьбы между силами тоталитаризма и демократии, попыток активного государственного вмешательства в экономику и в дела общества.
В сфере идеологии — период идеологической борьбы, главным вектором которой было противостояние по линии капитализм — социализм.
В культуре — период модернизма, в рамках которого на первом месте оказывается в искусстве авторское видение мира и попытки его художественного конструирования.
В науке — период неклассической картины мира, когда человек оказывается песчинкой в случайном мире атомов, мотыльком в остывающем мире нашей Вселенной.
Эпоха становления постиндустриального информационного общества
Рассмотрим 2 период новейшей истории (1970-е годы — настоящее время) и выделим признаки, которые этот период характеризуют.
В экономике — этап становления постиндустриального информационного общества, где главными становятся сфера услуг, производство и обработка информации и знаний.
В научно- технической сфере — этап развития достижений третьей промышленно-технологической революции, информационной революции, связанной с появлением микропроцессоров, новых способов оцифровывания информации, персональных компьютеров, Интернета, а также с достижениями в области биотехнологии и нано технологии и др.
В социальной сфере — период роста занятости в сфере услуг и информационных технологий, утраты рабочим классом своего центрального положения в социальной структуре общества, появления множества разнообразных социальных слоев, групп, меньшинств, отстаивающих свои права и интересы.
В политике — период демократизации общества в условиях глобализации и поиска национальной, культурной и религиозной самоидентификации, утверждения новой роли гражданского общества и уменьшения влияния государства на дела общества.
В сфере идеологии — период нарастания культурно-цивилизационных противоречий в результате демократизации и глобализации.
В культуре — период постмодернизма, когда читатель и зритель становятся соучастниками творческого процесса.
В науке — период формирования пост неклассической картины мира, когда человек вновь стремится обрести утраченное гармоничное единство с миром и космосом.
Модернизация как процесс индустриального развития
В рамках Новейшего времени произошла смена эпох. Она проходила не мгновенно. Сначала только несколько передовых стран в начале 20 века вступили в фазу зрелого индустриального общества, вслед за ними ряд государств пошли путем ускоренной индустриализации. Для многих других стран эти задачи оставались не решенными почти весь 20 век.
В отсталых странах, не готовых к изменениям, ускоренная модернизация разрушает традиционный уклад жизни, часть населения не приемлет изменений и стремится возвратиться к старым традициям или к поиску спасительных идей. В тех странах, где индустриализация не была завершена и даже не начиналась, встают сложные проблемы и культурно-цивилизационные противоречия.
Это свидетельствует о том, что модернизация — это не просто копирование опыта развитых стран. Модернизация невозможна без учета традиций и опоры на национальный исторический опыт. Можно заимствовать технологические новинки, но традиции заимствовать нельзя
Модернизация – это реформа или революция?
В Новейшее время в большинстве стран мира идет борьба между разнородными политическими силами, сторонниками реформистского, эволюционного пути развития и приверженцами революционной, насильственной ломки общественных структур.
История — это смена эпох. Существует несколько трактовок исторического процесса, рассмотрим их.
Первоначально в науке господствовал подход о линейном, поступательном развитии истории как о продвижении к свободе, торжеству разума и справедливости (эпоха Просвещения).
Затем стало складываться понимание истории как истории замкнутых цивилизаций, каждая из которых переживает свой рассвет, подъем, надлом и упадок (А. Тойнби).
Возник и подход, связывающий историю со сменой эпох, каждая из которых имеет свой внутренний, присущий только ей смысл, язык и систему представлений (В. Дильтей).
Почему происходит смена эпох? Сложилось несколько точек зрения и на движущие силы истории.
Одни на первое место ставили изменения в экономике, технике (К. Маркс и др.).
Другие делали акцент на политических институтах, способах господства и смене политических элит (В. Парето и др.).
Третьи подчеркивали важность духовных факторов, представлений человека о мире (М. Вебер и др.)
В современной науке учитывается, что все это разнообразие точек зрения имеет право на существование. Считается, что каждый из подходов описывает только часть исторической реальности.
МОДЕРНИЗАЦИЯ МОЖЕТ ПРОХОДИТЬ КАК В ВИДЕ РЕФОРМЫ, ТАК И В ВИДЕ РЕВОЛЮЦИИ. Каким путем страны идут по пути модернизации, определяется их историческим разнообразием, традициями, укладом жизни и религией.
Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков.
Вопросы для беседы:
Что такое Новейшая история?
На какие эпохи делится Новейшая история?
Что такое модернизация и как она может проходить?
Подведение итогов урока.
Таким образом, в этом учебном году нам предстоит изучить последний период всеобщей истории. Само по себе историческое знание не даёт готовых решений насущных проблем третьего тысячелетия. Но, позволяя увидеть истоки основных направлений современного развития, оно закладывает основу их понимания.
учебник: Введение прочитать стр. 5-7.
Эпоха завершения развития индустриального общества
Эпоха становления постиндустриального информационного общества