вступительный экзамен по истории в 10 класс
Материал для переводных экзаменов по истории России с древнейших времен до конца 19 века в 10 классе.
Материал для переводных экзаменов по истории России с древнейших времен до конца 19 века в 10 классе. 1 вариант вопросы и ответы. Тестирование с использованием заданий по уровням сложности: задания части А состоят из 18 вопросов, задания части В включают 6 вопросов.
A 1. Кого из названных лиц русские князья считали родоначальником своей династии?
1) Аскольда 3) Рюрика
2) Дира 4) Олега.
Просмотр содержимого документа
«Материал для переводных экзаменов по истории России с древнейших времен до конца 19 века в 10 классе. »
по истории России с древнейших времен до конца 19 века
в 10 классе за 2013-2014 учебный год
учитель: Завертяева В.Е.
A 1. Кого из названных лиц русские князья считали родоначальником своей династии?
1) Аскольда 3) Рюрика
2) Дира 4) Олега.
A 2. Какое литературное произведение из названных принадлежит Владимиру Мономаху?
1) «Апостол» 3) «Задонщина»
2) «Поучение детям» 4) «Русская Правда»
A 3. С каким событием в истории Руси связано начало династии Рюриковичей?
1) походом князя Олега на Киев 3) крещением Руси
2) призванием варягов 4) изданием Русской Правды
А 4.С каким событием связано имя Дмитрия Донского?
1) с завоеванием Астраханского ханства 3) с Куликовской битвой
2) со стоянием на реке Угре 4) с присоединением Смоленска
A 5. Какое сражение произошло позже остальных?
1) битва на реке Калка 3) Куликовская битва
2) битва на реке Сити 4) Ледовое побоище
А 6. Какое из названных событий относится к XIII в.?
1) «стояние» на реке Угре 3) Куликовская битва
2) сражение на реке Воже 4) Ледовое побоище
A 7. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите событие, о котором идёт речь.
«И начал тогда князь великий наступать. Гремят мечи булатные о шлемы хиновские. Поганые прикрыли головы свои руками своими. И вот поганые бросились вспять. Ветер рвёт в стягах великого князя Дмитрия Ивановича, поганые спасаются бегством, а русские сыновья широкие поля кликом огородили и золочёными доспехами осветили. Уже встал тур на бой! Тогда князь великий Дмитрий Иванович и брат его, князь Владимир Андреевич, полки поганых вспять повернули и начали их бить и сечь беспощадно, тоску на них наводя. »
1) Ледовое побоище 3) стояние на реке Угре
2) Куликовская битва 4) битва на реке Калке
A8. Какое событие относится к царствованию Алексея Михайловича?
1) «углическая драма» 3) введение правила Юрьева дня
2) присоединение Крыма 4) «Медный бунт»
A 9. С чьим вступлением на престол связана попытка членов Верховного тайного совета ограничить власть монарха?
1) Екатерины II 3) Александра I
2) Павла I 4) Анны Иоанновны
A 10. Прочтите отрывок из воспоминаний А. М. Муравьёва и укажите монарха, о котором идёт речь.
«После краткого и несчастливого царствования [отца] вступление его на престол было встречено восторженными возгласами. Никогда ещё большие чаяния не возлагались у нас на наследника власти. Спешили забыть безумное царствование. Все надеялись на ученика Лагарпа».
Павел I 3) Николай I
2) Александр I 4) Александр II
A 11. Что было одной из причин перехода правительства Александра II к либеральным реформам в конце 1850-х гг.?
1) революционные выступления народников
2) поражение России в русско-японской войне
3) массовые забастовки промышленных рабочих
4) поражение России в Крымской войне
1) Иван IV и митрополит Алексий
2) Дмитрий Донской и Сергий Радонежский
3) Иван Калита и Иосиф Волоцкий
4) Александр Невский и Нил Сорский
A 13 Кто из московских князей первым получил право сбора дани в пользу Орды со всех русских земель?
Иван Калита 3) Юрий Долгорукий
2) Андрей Боголюбский 4) Василий II Тёмный.
A 14. Что из названного относится к причинам поражения России в Крымской войне?
1) малочисленность русской армии
2) военно-техническая отсталость России
3) нарушение Англией и Францией союзнических договоров
4) ведение военных действий на территории Турции
А 15. Что явилось одной из причин отхода Александра I от либеральных преобразований?
1) массовое недовольство крестьян правительственной политикой
2) неудачи России во внешней политике
3) вмешательство европейских держав во внутренние дела России
4) недовольство дворянства преобразованиями императора.
A 16. Россия не вела крупномасштабных войн в годы царствования императора
Николая I 3) Александра I
2) Александра II 4) Александра III
A17. Крупнейшие художники первой половины XIX в.
А. Д. Захаров, К. А. Тон, О. И. Бове;
П. С. Молчанов, М. С. Щепкин, А. Е. Мартынов;
3. Д. В. Григорович, А. Н. Островский, А. А. Алябьев;
4.О. А. Кипренский, А. А. Иванов, К. П. Брюллов
A18. Подписание перемирия между Россией и Пруссией в Семилетней войне и эвакуация русских войск со всех занятых ею территорий было ускорено:
Активной деятельностью Верховного тайного совета;
2. Началом войны с Турцией за выход в Балтийское море;
3.Воцарением на русском престоле Петра III;
4.Занятием русскими войсками столицы Пруссии
2) реформа Патриарха Никона
3) свержение ордынского владычества
4) учреждение Сената
B 2. Какие три из перечисленных понятий, терминов связаны с преобразовательной деятельностью Петра I? Запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.
2) Соборное уложение
B 3. Установите соответствие между событиями и их участниками.
A) Дмитрий Боброк 1) освобождение Москвы от поляков в 1612 г.
Б) Кузьма Минин 2) Куликовская битва
B) гетман Мазепа 3) «стояние на Угре»
Г) князь Г. Потёмкин 4) Северная война
5) присоединение Крыма
B 5. Прочтите отрывок из документа.
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Описанные в документе события произошли в г. Санкт-Петербурге.
2) Царя, о котором упоминает автор, звали Николай I.
4) Император помиловал руководителей выступления.
5) Участники выступления пытались предотвратить кровопролитие.
6) Выступление завершилось убийством царя.
Переводной экзамен по истории в 10 класса
Выбранный для просмотра документ 1 вариант переводной.docx
Переводной экзамен по истории 10 класс
Ответами к заданиям 22–34 является цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Укажите ответы сначала в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами
(например, Николай Второй).
1. Расположите имена государственных деятелей в хронологической последовательности их жизни и деятельности.
1) Г. Потемкин 2) Э.Бирон 3) Б.Годунов 4).А.Курбский
А) принятие Соборного Уложения 1) 1653 – 1667 гг.
Б) «Медный бунт» 2) 1649 г.
В) начало церковного раскола 3) 1662 г.
Г) избрание на царство Михаила Романова 4) 1613 г.
Ярлык 2)иго 3) ордынский выход 4) баскаки 5) смерды
Найдите и запишите порядковый номер термина, выпадающий из общего ряда.
4 Напишите пропущенное слово.
Важный в истории России процесс, характеризуемый понятиями «Юрьев день», «урочные лета», «бессрочный сыск беглых крестьян», называется ______________ крестьян.
5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждойпозиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ,СОБЫТИЯ) ФАКТЫ
А) формирование и развитие законодательства 1) созыв Уложенной комиссии
Древнерусского государства 2) принятие Судебника Ивана III
Б) реформы «Избранной рады» 3) созыв первого Земского собора
В) проведение политики «просвещённого абсолютизма» 4) принятие Декрета о земле
в России 5) принятие Русской Правды
Г) первые революционные преобразования большевиков 6) создание Временного правительства
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
Б) «И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но преблагой Бог не захотел гибели грешников, и на том холме стоит ныне церковь святого Василия, как расскажем об этом после. Теперь же возвратимся к прежнему.
Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу».
1) после Олега правил Русью князь Святослав
2) Олег первым из князей подписал выгодный для Руси договор с Византией
3) указанные события относятся к концу IX в.
4) князь Владимир взошёл на великокняжеский престол в Киеве, согласно завещанию своего отца Святослава
5) в летописи говорится о «языческой реформе» князя Владимира
6) «Языческая реформа» потерпела неудачу, но не остановила попыток князя реформировать сферу религии
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Речь идет о князе Иване Калите
Сражения, о кроторых идет речь в документе, относятся к 13 в.
Князь, по свидетельству источника, проводил политику соглашения с Ордой
Младший сын князя был первым московским князем
Московские князья не были продолжателями политического курса князя, о котором идет речь в документе
Автор источника положительно относится к возможному союзу Руси и католической церкви
А) ____________ — первая женщина, Герой Советского Союза, партизанка, награжденная посмертно, замученная и казненная фашистами в ноябре 1941 г. в деревне Петрищево.
В) Белорусская операция была проведена в ____________.
3) Вера Волошина 4) Зоя Космодемьянская
5) Киев 6) Сталинград
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
9. Установите соответствие между именами российских государей и названиями документов, принятых в их царствование.
ГОСУДАРИ НАЗВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ
А)Петр I 1) «Соборное Уложение»
Б)Алексей Михайлович 2) «Табель о рангах»
В) Иван IV 3) «Манифест о вольности дворянской»
Г) Петр III 4) «Судебник»
5) «Жалованная грамота городам»
10. Прочтите отрывок из документа и укажите его автора.
«Дорогие друзья! Дорогие мои!
Сегодня я в последний раз обращаюсь к вам с новогодним приветствием. Но это не все. Сегодня я последний раз обращаюсь к вам как Президент России.
Долго и мучительно над ним размышлял. Сегодня, в последний день уходящего века, я ухожу в отставку.
И все же я принял другое решение. Я ухожу. Ухожу раньше положенного срока.
Я понял, что мне необходимо это сделать. Россия должна войти в новое тысячелетие с новыми политиками, с новыми лицами, с новыми, умными, сильными, энергичными людьми.
А мы, те кто стоит у власти уже многие годы, мы должны уйти.».
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.
Ханские чиновники, собиравшие дань
Пешее войско, вооруженное огнестрельным оружием
Городское сословие в России
1) Рядович 2) Баскаки 3) стрельцы 4) мещане
5) категория зависимых людей, взявших деньги в долг
6) привилегированное сословие, владевшее крепостными крестьянами
7) XIII в. 8) XV в. 9) XVI в.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Понеже труды Вашего Величества в произведении нашего отечества и подданного Вашего всероссийского народа всему свету известны, того ради, хотя мы ведаем, что Вашему Величеству яко самодержцу вся принадлежит, однако ж в показание и знак нашего истинного признания, что весь подданной Ваш народ ничем иным, кроме единых Ваших неусыпных попечений и трудов об оном, и со ущербом дражайшего здравия Вашего положенных, на такую степень благополучия и славы в свете произведён есть, помыслили мы, по примеру древних, особливо ж римского и греческого народов, дерзновение восприять, в день торжества и объявления заключённого Вашего Величества трудами всей России столь славного
и благополучного мира, принесть своё прошение к Вам публично, дабы изволили принять от нас яко от верных своих подданных во благодарение титул Отца Отечества, Императора Всероссийского…
Святейший Синод в том с нами согласен.
И тако ожидаем от Вашего Величества милостивого нам невозбранения. Александр Меншиков. Канцлер граф Головкин. Князь Григорий Долгорукой. Князь Дмитрий Кантемир. Барон Пётр Шафиров. Адмирал граф Апраксин. Князь Дмитрий Голицын. Пётр Толстой. Андрей Матвеев».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Прошение было написано в 1725 г.
2) Прошение адресовано Петру I.
3) Мирный договор, упоминаемый в тексте, завершил Семилетнюю войну.
4) Прошение подписано членами созданного Петром I Сената.
5) Следствием подписания упоминаемого в тексте мирного договора стало получение Россией Балтийского побережья от Риги до Выборга.
6)Упоминаемый в тексте Святейший Синод был создан в конце XVII в.
Рассмотрите схему и выполните задания 13-16
13. Напишите название войны, события которой обозначены на данной схеме.
14. Напишите имя российского монарха, в годы правления которого шла война, события которой обозначены на данной схеме.
15. Напишите название города, у стен которого произошло сражение, обозначенное на схеме цифрой «1».
16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Мирный договор, завершивший войну, события которой изображены на данной схеме, был подписан в городе, обозначенном цифрой «2».
2) В результате этой войны Россия утратила заштрихованные на схеме территории.
3) После завершения войны, события которой обозначены на данной схеме, Россия стала империей.
4)Одну из решающих побед в данной войне русская армия одержала в сражении, обозначенном цифрой «3».
5) В ходе войны, события которой обозначены на данной схеме, проводились рекрутские наборы.
6) Следствием войны, события которой изображены на данной схеме, стала утрата Россией статуса мор-
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Собор Василия Блаженного
Б) «Слово о полку Игореве»
В) Донская богоматерь
Г) Успенский собор Московского кремля
1) Данное творение относится к XII в.
2) Данное творение создано в честь победы на Куликовом поле.
3) Автор данного творения был родом из Италии.
4) Этот шедевр создан в честь присоединения Казани.
5) Автором данного творения является В. Шаламов.
6) Автором данного творения является Андрей Рублев.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Рассмотрите изображение и выполните задания 18 и 19
Рассмотрите изображение и выполните задание
18. Какие суждения о памятнике архитектуры, изображенном на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Церковь находится в г. Владимире.
2) Храм построен в стиле «нарышкинское барокко».
3) Церковь была построена в честь рождения наследника Василия III.
4) Церковь построена в шатровом стиле.
5) Церковь была разрушена во время бомбардировки в годы Великой Отечественной войны.
19. Какие из зданий, представленных ниже, были построены в годы царствования правителя, в честь рождения которого была сооружена изображённая выше церковь?
Для записи ответов на задания этой части (20-25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20,21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории
Из книги А.А. Зимина и А.Л. Хорошкевича «Россия времени Ивана Грозного».
«Ливонская война была проиграна. Историческую задачу получения свободного выхода в Балтийское море решить не удалось. Виной тому были многие объективные причины – как сложное внутриполитическое положение страны, так и трудности внешнеполитического порядка. России приходилось вести напряженную войну с сильным противником и на Западе и на Востоке. И все же Ливонская война была событием мирового значения. В ходе ее был сокрушен Ливонский орден… Были созданы предпосылки включения Прибалтики в состав Российской империи в начале XVIII в.».
20. Укажите, когда происходила Ливонская война, и что было главной ее целью.
21. Используя Ваши знания из курса истории, ответьте, какие результаты Ливонской войны позволяют
авторам утверждать, что война была проиграна? Назовите не менее двух результатов.
22. Укажите, какие две причины внутри и две причины вне страны помешали России выиграть войну.
23. Назовите не менее трех причин побед монголо – татар над русскими дружинами в XIII в.
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Преобразования Петра I способствовали преодолению отсталости России, превращению ее в великую европейскую и морскую державу».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
Аргументы в опровержение:
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 862-980 гг. 2) 1019–1054 гг.; 3) 1725–1762 гг.;
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России.
В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Входное тестирование по истории 10 класс
ВХОДНОЙ СРЕЗ ПО ИСТОРИИ 10 КЛАСС
1) Лично свободные общинники –земледельцы в Древней Руси А) смерды, Б) закупы; В) холопы; Г) рядовичи
2) Что стало одним из итогов опричнины? А) начало политики закрепощения крестьян; Б) отмена кормлений; В) ослабление влияния московского боярства; Г) отмена местничества
3) При Петре I вся страна балы разделена на А) коллегии; Б) воеводства; В) гильдии; Г) губернии
4) К последствиям убийства Александра II относится А) опубликование проекта Конституции; Б) ускорение либеральных реформ; В) разгром организации «Народ и воля»; Г) создание института присяжных заседателей
5) Укажите имя царя, при котором произошло вхождение Левобережной Украины в состав России
А) Иван IV ; Б) Михаил Федорович; В) Алексей Михайлович; Г) Фёдор Алексеевич
6) Как называлась роспись по сырой штукатурке красками А) мозаика; Б) миниатюра; В) смальта; Г) фреска
7) СССР был создан А) 1918г.; Б) 1922г.; В) 1924г.; Г) 1936г.
8)Какое событие произошло в начале 1960-х гг.? А) первое испытание атомной бомбы в СССР; Б) подписание Варшавского договора; В) Карибский кризис; Г) запуск первого искусственного спутника Земли
9) Первым выступил против войны в Афганистане А) М.С. Горбачёв; Б) А.Д.Сахаров; В) Ю.Н.Ельцин; Г) Е.Т.Гайдар
10) За публикацию романа «Доктор Живаго» подвергся гонениям
А) А.И.Солженицын; Б) Е.А.Евтушенко; В) А.Т.Твардовский; Г) Б.Л.Пастернак
11) Запишите термин, о котором идет речь: Принцип демократии, выражающийся в свободе слова и распространении информации, открытости в деятельности учреждений, организаций и должностных лиц, их подконтрольность обществу.
12. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами.
13. Прочитайте документ и ответьте на вопросы после. (10 баллов)
Вопросы и задания: А) Как называется документ? (1 балл); Б) Кто подписал этот документ? (1 балл); В) в каком году был подписан документ? (1 балл); Г) Используя текст документа и знания по истории, объясните по чьей инициативе был разработан документ? (3 балла); Д) Напишите две цели написания документа (4 балла)
14. Дайте развернутый ответ на одну из предложенных тем. В ответе обязательно укажите годы событий и имя правителя: основные события внутренней и внешней политики, социальный вопрос, итоги периода или правления.
А) Петровские реформы и их оценка историками и современниками. Б) «Оттепель» и ее влияние на развитие культуры.
Переводной экзамен по истории за 10 класс в формате ЕГЭ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рязанская средняя школа» муниципального образования –
Рязанский муниципальный район Рязанской области
Переводной экзамен за курс 10 класса
по дисциплине «История»
Учени_____ 10 класса
___________________________
___________________________
Задание 1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
Судебник Ивана III
Соборное уложение Алексея Михайловича
Задание 2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Куликовская битва
Задание 3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям, явлениям, происходившим во второй половине XII—XV в.
Задание 4. Напишите пропущенное словосочетание.
На экономическое и общественное развитие восточных славян повлиял проходивший через Восточно-Европейскую равнину торговый путь, который «Повесть временных лет» назвала «путь ________________».
Задание 5. Напишите пропущенное словосочетание.
После свержения Василия Шуйского в России находилось у власти боярское правительство, вошедшее в историю под названием ______________.
Задание 6. Установите соответствие между названиями населённых пунктов и событиями древнерусской истории, с ними связанными: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
1) восстание древлян и убийство князя Игоря Рюриковича
2) убийство великого князя Андрея Юрьевича
3) строительство Десятинной церкви
4) призвание варягов
5) взятие монголами первого русского города во времена Батыева нашествия
6) место крещения Владимира Святого
Задание 7. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
А) «…Внезапная кончина Императора …. поразила всю Россию; скорбь была общая, непритворная, но известные качества Августейшего преемника служили для всех некоторым утешением. Нет необходимости исчислять первых действий нового венценосца, которые Ему в подробности известны по той неутомимой деятельности, с которою Он лично вникает во все отрасли государственного управления; но нельзя прейти молчанием, с какою радостью было встречено Его прибытие к армии и какую неисчислимую пользу принесло личное Его обозрение оной. Государь почти скрывал Своё намерение, и, следуя влечению Своего сердца, предпринял путешествие в Крым вопреки замечаний приближённых к Нему лиц. Впоследствии те самые лица, которые не одобряли этого намерения, увидя, с каким восторгом был принят Государь своею армией и как она оживилась Его присутствием, согласились в преувеличении своих опасений.»
Б) «Ваше Императорское Величество. Простите ради Бога, что так часто тревожу Вас и беспокою. Сегодня пущена в ход мысль, которая приводит меня в ужас. Люди так развратились в мыслях, что иные считают возможным избавление осуждённых преступников от смертной казни. Уже распространяется между русскими людьми страх, что могут представить Вашему Величеству извращённые мысли и убедить Вас к помилованию преступников.
Может ли это случиться? Нет, нет, и тысячу раз нет — этого быть не может, чтобы Вы, перед лицом всего народа русского, в такую минуту простили убийц отца Вашего, русского Государя, за кровь которого вся земля (кроме немногих, ослабевших умом и сердцем) требует мщения и громко ропщет, что оно замедляется.
Если бы это могло случиться, верьте мне, Государь, это будет принято за грех великий и поколеблет сердца всех Ваших подданных.
Я русский человек, живу посреди русских и знаю, что чувствует народ и что требует. В эту минуту все жаждут возмездия. Тот из этих злодеев, кто избежит смерти, будет тотчас же строить новые ковы. Ради Бога, Ваше Величество, да не проникнет в сердце Вам голос лести и мечтательности.
Вашего Императорского Величества верноподданный
В отрывке речь идет о кончине императора, подавившем восстание декабристов.
В отрывке речь идет о кончине императора при котором Россия потеряла Аляску.
В отрывке речь идет о кончине императора при котором к России был присоединен Крым.
Император о чьей смерти говорится в отрывке был сыном Павла I.
В отрывке речь идет о кончине императора, осуществившего отмену крепостного права.
В отрывке речь идет о кончине императора, руководившем страной в войнах с Наполеоновской Францией.
Задание 8. Выберите из списка три события, относящихся к правлению Ивана III, и запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.
1) присоединение Смоленска
2) введение государственного герба — двуглавого орла
3) присоединение Новгорода
4) расцвет приказной системы
5) создание стрелецкого войска
6) постройка краснокирпичного Московского Кремля
Задание 9. Установите соответствие между правителями Российского государства и их современниками.
Б) царь Алексей Михайлович
B) император Пётр I
Г) император Павел I
4) А. Я. Ордин-Нащокин
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 10. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.
1) битва на реке Калке
3) «стояние» на реке Угре
4) штурм крепости Измаил
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 11. Прочтите отрывок из исторического источника.
«Все действия императора были согласны с моими правилами и моими желаниями. Либерализм, столь нам несвойственный, обезоружен и придавлен; слова «правосудие» и «порядок» заменили слово «свобода». Строгость его никто не смел да и не хотел назвать жестокостью, ибо она обеспечивала как личную безопасность каждого, так и вообще государственную безопасность. Везде были видны весёлые и довольные лица, печальными казались только родственники и приятели мятежников 14 декабря. Затем учреждён Верховный уголовный суд, составленный из всех членов Г осу дарственного совета, Синода и Сената, к коим присовокуплено было несколько полных генералов. В числе судящих находился Сперанский, в числе подсудимых — задушевный друг его, инженерный полковник Батенков, с которым он познакомился в Сибири. и которого удалось ему перевести в Петербург. В первых числах июля. над виновными совершён приговор суда. Полтораста осуждённых выведены на площадь перед крепостью, им прочтено решение суда, над ними переломлены шпаги, сняты с них мундиры и фраки, они облечены в крестьянское платье и отправлены в ссылку. Пять человек были повешены. Всё это происходило вскоре по восхождении солнца и в отдалённой части города, следственно, зрителей не могло быть много. Несмотря на то, в этот день жители Петербурга исполнились ужаса и печали».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Императором, о котором говорится в отрывке, является Николай I.
Среди пятерых казнённых, упоминаемых в отрывке, были С. П. Трубецкой и Н. М. Муравьёв.
Автор поддерживает мероприятия, предпринятые императором для укрепления самодержавной власти.
Мятеж 14 декабря, упоминаемый в отрывке, произошёл в Москве.
Среди тех, кого, согласно данному отрывку, отправили в ссылку, были К. Ф. Рылеев и П. Г. Каховский.
Казнь, о которой говорится в отрывке, состоялась летом 1826 г.
Рассмотрите схему и выполните задания
Задание 12. Напишите термин, обозначающий название периода отечественной истории, события которого изображены на карте.
Задание 13. Напишите название племён, совершивших походы, обозначенные на карте.
Задание 14. Напишите цифру, обозначающую княжество, в котором была сильная княжеская власть.
Задание 15. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Изображённые события относятся к XIII в.
Сражение с участием отрядов русских князей произошло на реке Калка.
Русскими войсками командовал князь Александр Невский.
Угроза нападения с юго-востока явилась предпосылкой объединения русских княжеств.
Для отражения нападения русские земли заключили союз с Литвой.
Сражение было проиграно русскими войсками, потому что русские князья действовали разрозненно.
Задание 16. Укажите название и дату войны, о событиях которой идёт речь в источнике. Приведите название военной операции.
Из сочинения историка.
«Марш-манёвр главных сил русской армии прикрывался сильным арьергардом, в задачу которого входило не только обеспечение планомерного и безопасного движения войск, но и дезориентация противника, для чего часть войск арьергарда должна была совершать движение в ложном направлении, увлекая за собой неприятельские отряды. Кутузов приказал командовавшему арьергардом генералу Милорадовичу направить казаков по Рязанской дороге для «фальшивого движения». Войска арьергарда успешно выполнили эту задачу, а также установили направление движения и численность наполеоновских войск.
В результате выхода русской армии в район Тарутино открывалась возможность прямого сообщения с южными областями России, которые могли питать армию людским пополнением и всеми видами снабжения».
Задание 17. На основе текста и знаний по истории укажите задачи названной военной операции. Приведите не менее трёх положений.
Задание 18. Используя текст источника, укажите, в чём, по мнению автора, заключалась заслуга главнокомандующего русскими войсками в ходе проведения названной военной операции? Приведите не менее двух положений.
Задание 19. Анализ исторических фактов, процессов и явлений.
В 1601 г. из России в Польшу бежал монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Он объявил себя чудесно спасшимся царевичем Дмитрием. Осенью 1604 г. он вторгся в Россию, имея всего около четырёх тысяч человек казаков и поляков. В 1605 г. он взошёл на трон. Объясните, чем был вызван успех Лжедмитрия I в борьбе за власть (приведите три объяснения).
Задание 20. Анализ исторических фактов, процессов и явлений.
Согласно летописной легенде, перед князем Владимиром стоял вопрос о выборе религии между христианством западным, восточным (православием), исламом и иудаизмом. В результате он остановился на православии. Дайте не менее трёх объяснений такого выбора.
Задание 21. Анализ различных точек зрения и их защита
Высказывается следующая оценка политической деятельности московского князя Ивана Калиты: «При Иване Калите были созданы благоприятные условия для формирования национальной государственности с центром в Москве».
Используя исторические знания, приведите не менее двух аргументов, подтверждающих данную оценку, и не менее двух аргументов, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.