все своды законов в истории россии таблица
История российского законодательства
Описание презентации по отдельным слайдам:
История российского законодательства
Введение В Судебнике 1497 года, как и любом феодальном своде законов, нормы права излагались без чёткой системы, казуально (на каждый случай, вдаваясь в частности), открыто определяли привилегии господствующего слоя населения. Однако уже наметилась определённая систематизация материала, чего не знали предшествующие законы. В 1649 г. при царе Алексее Михайловиче принято Соборное Уложение. Интенсивный рост числа указов за период от Судебника 1550 года до Уложения 1649 года виден из следующих данных: 1550—1600 гг. — 80 указов; 1601—1610 гг. −17; 1611—1620 гг. — 97; 1621—1630 гг. — 90; 1631—1640 гг. — 98; 1641—1648 гг. — 63 указа.
Введение Всего за 1611—1648 гг. — 348 (за 1550—1648 гг. — 445 указов). В итоге к 1649 году существовало огромное количество законодательных актов, которые не только устарели, но и противоречили друг другу. разбросанность нормативных актов по ведомствам (по традиции новые законы издавались по запросу того или иного отраслевого приказа, а после утверждения «приписывались» к указной книге этого приказа); отсутствие координации в правоприменительной деятельности: зачастую о новой записи в указной книге знали только чиновники конкретного приказа; казуальный характер правовых норм предшествующего периода становился неэффективным. Законодатель теперь стремился регламентировать правовые основы, то есть перейти к нормативному толкованию правовых норм.
Введение Основные положения: Глава первая. О существе Верховной самодержавной власти Глава вторая. О порядке наследия Престола Глава третья. О совершеннолетии Государя Императора, о правительстве и опеке Глава четвертая. О вступлении на Престол и присяге подданства Глава пятая. О священном короновании и миропомазании Глава шестая. О титуле Его Императорского Величества и о Государственном гербе Глава седьмая. О Вере Глава восьмая. О правах и обязанностях российских поданных Глава девятая. О Законах Глава десятая. О Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действий Глава одиннадцатая. О совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями
Русская правда Сборник правовых норм Древней Руси. Связана с Ярославом Мудрым. Первооткрывателем Русской Правды является В.Н. Татищев, обнаруживший Краткую её редакцию. Русская Правда содержит: нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; источник правовых, социальных и экономических отношений Древней Руси.
Судебник Судебник 1497 года — свод законов Русского государства; нормативный правовой акт. Цель: систематизация существующих норм права, созданных в эпоху правления Ивана III. Наиболее вероятными составителями Судебника были князь И. Ю. Патрикеев, дьяки: Василий Долматов, Василий Жук, Фёдор Курицын
Соборное Уложение 1649 года свод законов Московского государства, регулирующих различные области жизни. Соборное Уложение обобщило и подытожило основные тенденции в развитии российского права XV—XVII веков. Закрепило новые черты и институты, свойственные эпохе наступающего российского абсолютизма. В Уложении впервые осуществлена систематизация отечественного законодательства; была сделана попытка разграничения норм права по отраслям.
Уложенная комиссия Уложенная комиссия Екатерины II. Цель: замена устаревшего Уложения 1649 г. новым 14 декабря 1766 г. Екатерина II опубликовала Указ о сочинении проекта Уложения. Деятельность Уложенной комиссии способствовала распространению в России идей Просвещения. На Уложенную комиссию, помимо составления нового Уложения, возлагалась задача выявить «нужды и чувствительные недостатки нашего народа». Третий итог деятельности Уложенной комиссии состоял в укреплении положения Екатерины на троне.
Конституционные проекты XIX века Конституционный проект М.М. Сперанского Конституционный проект П.А. Шувалова Конституционный проект Д.А. Милютина
Конституционный проект М.М. Сперанского В своем проекте Сперанский предложил выделить две основные категории законов: — законы государственные, регулирующие отношения между государством и подданными; — законы гражданские, определяющие отношения частных лиц между собой. Государством, по мнению автора проекта, «управляют и движут» три силы: законодательная, судная и исполнительная. В соответствии с этим Сперанский определял устройство порядка законодательного, исполнительного и судебного. Порядок законодательный, по Сперанскому, складывается из трех элементов: из предложения закона, рассмотрения и учреждения.
Конституционный проект М.М. Сперанского Предложение закона должно быть прерогативой правительства. Только в двух случаях Сперанский предусматривает возможность внесения законопроекта «законодательным сословием»: — когда правительство нарушит «коренной государственный закон» или свободу личности; — когда правительство в установленное время не представит узаконенных отчетов о своей деятельности. «Уважение законов» принадлежит законодательному сословию, но монарх тоже имеет такое право. Утверждение законов принадлежит державной власти. Сперанский предложил два варианта организации верховной власти. Первый заключался в том, чтобы облечь правление самодержца всеми внешними формами закона, но при этом сохранить в неприкосновенности все его полномочия. Второй вариант устройства предлагал фактически ограничить самодержавие системой учреждений законодательной власти.
Конституционный проект П.А. Шувалова Граф П.А. Шувалов понимал необходимость конституционных реформ. Шувалов высказывал мысль о том, что царь должен разделять законодательную власть с представителями высшего дворянства. При обсуждении собранных комиссией материалов в Комитете министров Шувалов предложил для более конструктивного обсуждения проблем сельского хозяйства собрать совещательный орган, состоящий из председателей земских управ и дворянских собраний. Кроме того, посредством созыва Шувалов хотел создать прецедент, который мог бы, впоследствии, превратиться в постоянный представительный орган. Задуманное Шуваловым учреждение представляло бы интересы в первую очередь дворянства. Комитет министров считал возможным приглашать председателей земских управ и предводителей дворянства в комиссию, но лишь для обсуждения заранее подготовленных чиновниками проектов по отдельным вопросам, касавшихся местных нужд. В том же 1874 г. была создана комиссия под председательством П.А. Валуева для обсуждения проекта Закона о найме рабочих и прислуги.
Конституционный проект Д.А. Милютина Предлагался широкий план преобразования всей системы государственных органов. Государственный совет, по мысли Милютина, следовало превратить в исключительно законосовещательный орган, передав некоторые его департаменты и канцелярии административного характера в другие ведомства и ввести в его состав половину избираемых членов. Милютин выступил с инициативой создать две палаты Верховную судебную и Верховную контрольную и разделить между ними полномочия Сената, являвшегося как судебным, так и административным органом. Столь же радикальными были его предложения и по реформам административного аппарата и местного управления.
Основные государственные законы Российской империи Основные государственные законы Российской империи — свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя Российской империи, включавший в себя предыдущие источники права, конституция России с 23 апреля 1906 по 10 июля 1918 года. 23 апреля 1906 года в Основные законы были внесены изменения. В редакции от 23 апреля 1906 Основные государственные законы стали фактически первой Конституцией России; они состояли из двух разделов, 17 глав и 223 статей.
Конституция СССР 1936 года «Сталинская конституция» — основной закон СССР, принятый VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года, и действовавший до 1977 года. Впервые в истории Советского государства Конституция 1936 года всем гражданам предоставляла равные права: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, право на образование (бесплатное).
Конституция СССР 1977 года О возможности существования других партий в Конституции ничего не говорилось. Конституция признавала лишь право граждан «объединяться в общественные организации». Основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства, существующая в двух формах: государственная и колхозно-кооперативная. Раздел III определял национальное и государственное устройство Союза, как и все предыдущие Конституции СССР, закреплял право республик Союза на свободный выход из состава СССР. Данное положение сыграло заметную роль в распаде СССР в 1991 году.
1985 — 1993 Период построение новой правовой системы. В годы перестройки через многочисленные поправки к Конституции РСФСР 1978 года было осуществлено: признание политического плюрализма и многопартийности, принцип разделения властей, частная собственность и свобода предпринимательства. 12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, 22 ноября 1991 года — Декларация прав и свобод человека и гражданина. С распадом СССР в 1991 году было связано окончательное установление современного суверенного Российского государства. 12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята новая Конституция Российской Федерации.
ЕГЭ. История. Основные документы с 11 века по 1917 год. Шпаргалка
Основные документы с 11 века по 1917 год.
За всю историю России было принято множество документов- указов, судебников, положений, манифестов, законов, сыгравших важную роль во внутренней политике страны.
В данной статье даны документы с периода Древней Руси до 1917 года.
Материал представлен в виде таблицы, в которой даны годы принятия документа, при каком правителе, а также кратко основные положения.
О некоторых документах есть отдельные статьи на сайтах. По ссылкам вы ожжете найти их и узнать более подробную информацию. Данный материал поможет при подготовке к ЕГЭ по истории.
Документ, год принятия, при каком правителе
Кратко основное содержание
Русская Правда.
Примерно в 1068-1072
Изяслав, Святослав и Всеволод
Законодательно закреплены феодальные отношения на Руси, отменена кровная месть, определены виды преступлений и др.
Устав о «закупах» и «резах» (процентах), ограничивал размер процентов до 50, то есть это было ограничение размера годового процента, взимаемого ростовщиками.
Сборник законов, сыгравший большую роль в ликвидации феодальной раздробленности, централизации Русского государства и создании общерусского права.
Сохранение Юрьего дня, увеличение пожилого
Временная отмена права крестьян уходить от своего хозяина в Юрьев день. Причина – экономический спад.
Судебник
Сборник законов, дополнивший Судебник Ивана Грозного.
Расширены полномочия крестьянской общины (мира), которая решала вопросы о наделах земли; допускалось наследование земли дочерьми, впервые введена ответственность за содержание дорог, введена присяга судей на неподкупность и др.
Алексей Михайлович
Законодательно утверждена абсолютная, единоличная власть царя, введены новые основы законодательства России, произошло окончательное государственное закрепощение крестьян, сыск беглых крестьян стал бессрочным.
Торговый устав
Регламентировавшего нормы русского торгового права, действовавшего до середины 1750-х гг. и замененного Таможенным уставом 1755 г.
Новоторговый устав
Устав о внутренней и внешней торговле России, действовавший до середины 1750-х гг. протекционистская политика.
Указ об отмене местничества
Упразднялась система раздачи должностей в соответствии со знатностью рода.
Указ «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах»
Генеральный регламент
Устава государственной гражданской службы в XVIII-XIX вв.
Духовный регламент
Реформа церковного управления.
Табель о рангах
Все чины «Табели о рангах» подразделялись на три типа: военные, cтатские и придворные и делились на четырнадцать классов.
«Устава о наследии престола»
«Об освобождении дворянства от обязательной военной службы»
Полное освобождение дворян от обязательной военной службы
Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству»
Манифест о вольности дворянства, который расширял привилегии дворянского сословия: делал необязательной государственную службу, разрешал дворянам выезд за границу и др.
Манифест о секуляризации монастырских земель
Ключевой документ реформы (1763 – 1764) Екатерины II, который произвел обращение церковной земли в пользу государства.
Манифест о введении в России бумажных денег
Введение ассигнаций номиналом 25, 50, 75 и 100 рублей
Указ «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи
Центральный документ губернской реформы Екатерины II. Страна делилась на губернии и уезды. Во главе губернии- губернаторы, уезда- земские исправники. В городах появились городничие.
Манифест о свободном заведении промышленных предприятий
Манифест позволял крестьянам заниматься предпринимательской деятельностью.
«Устав благочиния»
Устав регламентировал правовой статус полицейских органов в период проведения реформ Екатерины II
Свод дворянских привилегий, закрепивший освобождение дворян от обязательной государственной службы, личных податей, телесных наказаний, подтвердивший Манифест о вольности дворянской.
Установление и закрепление основ городского самоуправления, разделение городского населения на 6 разрядов, расширение прав гильдейского купечества под контролем государства.
Указ о «трехдневной барщине»
«Учреждение об императорской фамилии»
Манифеста «Об учреждении министерств»
Манифест учреждал министерства вместо коллегий.
Указ о вольных хлебопашцах
Право помещиков за выкуп отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами.
«Положение о корпусе жандармов»
Указ об обязанных крестьянах
Предусматривал возможность передачи помещиками крестьянам части земель в аренду, за что крестьяне обязывались выполнять повинности, предусмотренные договором, и подчиняться суду помещика
Городовое положение
Положение о проведении реформы городского самоуправления, в соответствии с которым Шестигласная дума заменялась всесословной городской думой.
«Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости», оформило отмену крепостного права в России и начавшуюся крестьянскую реформу 1861 г
Реформирование полицейского аппарата на местах при Александре II.
Определяло устройство муниципального местного самоуправления, вводило бессословную городскую думу и городскую управу.
«Устав о военной повинности»
Центральный документ военной реформы Александра II, изменившего виды и сроки службы, способы комплектования вооруженных сил.
«Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия»
«Положение об устройстве секретной полиции в империи»
В наиболее крупных городах создавались розыскные (охранные отделения)
«Циркуляр о кухаркиных детях»
Создан министром просвещения И.Д.Деляновым во время правления Александра III. Предписывал при приёме в гимназии воздержаться «от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат».
«Положение о земских участковых начальниках»
Вводились должности земских участковых начальников, на которые назначались дворяне из местных землевладельцев. Они сосредотачивали в своих руках административную и судебную власть.
«Положение о губернскх и земских уездных учреждениях»
Стеснение прав земств, усиление контроля администрации за их деятельностью. Губернатор решал вопрос о целесообразности постановлений земств.
Городовое положение
Реформа городского самоуправления 1880-1890 гг. Введён высокий имущественный ценз, сократился круг избирателей в 3-4 раза, усилился контроль администрации за деятельностью городских дум.
«Положение о выборах» в Государственную Думу
Документ принят в нарушение Манифеста от 17 октября 1905 года. Царь не имел права самостоятельно издавать законы. Июньские события называют государственным переворотом.
Закон «О землеустройстве»
Принят во время столыпинской аграрной реформы (1906 – 1911)? регламентировал новый порядок землеустройства в России.
Манифеста «Об отречении Государя Императора Николая II от престола Российского и о сложении с себя верховной власти»
Манифест подписан Николаем II в пользу брата Михаила Александровича во время Февральской революции 1917 г.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
От Русской Правды до наших дней. Краткая история отечественного права
Вы узнаете о Русской Правде, Судебниках 1497 года и 1550 года, Соборном Уложении, Своде законов Российской Империи, множестве Основных законов и нормативных актов СССР, Конституции РФ 1993 года и основных документах современности.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги От Русской Правды до наших дней. Краткая история отечественного права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Свод законов Российской Империи. Попытка кодификации
Соборное Уложение, о котором шла речь ранее, во второй половине XVII века вполне отвечало требованиям времени. Но проведение реформ в последующий период, связываемых с именем первого императора России Петра (не случайно его имени сопутствует определение «Великий»), сопровождалось столь активным законотворчеством, что потребовалось навести решительный порядок в правовой системе государства.
Неоднократные попытки, предпринимаемые самим императором, а впоследствии и преемниками Петра I, не возымели ожидаемого эффекта. Изо всех комиссий, которые были созданы в России в XVIII веке, возможно выделить, пожалуй, «Комиссию о сочинении проекта нового Уложения» (её деятельность непосредственно связана с пребыванием на троне Екатерины II и была начата в 1767 году). Однако обстоятельность, сопровождавшая подготовительные работы, и на этот раз не принесла желаемого успеха.
Приблизиться к достижению поставленных целей сколько-нибудь существенно удалось лишь при императоре Александре I, который поручил руководство работами своему приближённому — реформатору М. М. Сперанскому. Новое дыхание процесс обрёл с преобразованием в 1810 году Комиссии составления законов в учреждение при Государственном совете и назначением Сперанского её директором и государственным секретарём.
Рассмотрение частей проекта гражданского уложения было начато Государственным советом в начале 1812 года, проекта уголовного уложения — в 1814 году. Дальнейшая деятельность комиссии связана с подготовкой и публикацией в 1815 — 1822 годах «Систематического свода существующих законов Российской империи с основаниями права, из оных извлечёнными».
Ощутимый импульс процесс получил с восшествием на престол Николая I, который видел своей главной задачей упрочение государственного строя и наведение порядка в государственной администрации. Самодержец прислушался к мнению М. М. Сперанского, предлагавшего разработать проекты гражданских, уголовных, полицейских и хозяйственных законов, а также осуществить издание полного собрания имевшихся законов в хронологическом порядке и приступить к составлению гражданского и уголовного уложений.
Николай I уделил первостепенное внимание собиранию и приведению в порядок существовавших на ту пору законов. Именно такая задача была поставлена перед созданным для этой цели Вторым отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Руководить этой структурой был поставлен действительный статский советник М. А. Балугьянский. Фактическое же руководство кодификационными работами осуществлял М. М. Сперанский. Он-то и обозначил два главных направления деятельности — разработку Свода законов и создание Полного собрания законов.
Обилие правовых актов и их рассредоточенность по многим ведомственным архивам, как и отсутствии полных реестров изданных законов, существенно осложняло работу. Однако к 1 марта 1830 года эта, без преувеличения — эпохальная, деятельность увенчалась долгожданным результатом. Полное собрание законов Российской империи было выпущено двумя собраниями. В первое из них были включены изданные до 12 декабря 1825 года (дня вступления на престол Николая I) акты, а во второе — те акты, что изданы после названной даты.
Параллельно с подготовкой Полного собрания законов осуществлялась и деятельность, необходимая для последующего составления Свода. Поистине титанические усилия, приложенные к созданию исторических сводов (гражданских и других законов), явились предисловием к работе над систематическим сводом законов.
Показательны приёмы, применённые при работе над Сводом. Так, его составление представляло собой распределение разного рода узаконений по предметам правового регулирования. И они представляли собой статьи, составившие в совокупности каждый из томов Свода. Правда, статьи не всегда были дословным изложением положений нормативных актов, а подчас содержали дополнения из иных актов, но по той же проблематике. Это отличало приведённый в Своде текст от текстов оригинальных документов.
Другое отличие состояло в проведении редакторской правки первоначальных текстов: неясность или устаревший характер терминологии при этом устранялись, но смысл, главным образом, сохранялся. При этом работа кодификаторов заключалась не столько в воспроизведении источников, сколько в толковании действующего права. Осовременивание текстов нередко имело результатом даже формулирование правовых норм на основе малопонятных устаревших текстов.
Особо следует сказать о ревизии подготовленных частей Свода. Потребность в ней возникала в связи с необходимостью убедиться в полноте и точности изложения переработанного материала. Естественно, отменённые законы не должны были попасть в Свод. Из примерно 2000 замечаний М. М. Сперанский принял около 500, после чего в течение 1832 года было осуществлено полиграфическое исполнение документа.
Вступление в силу Свода законов состоялось 1 января 1835 года.
Говоря о разработанной М. М. Сперанским системе построения Свода законов, нужно подчеркнуть: принцип деления права на публичное и частное (отправной точкой можно считать римское право) позволил разделить законодательство на государственные и гражданские законы. В свою очередь, гражданские законы подразделялись Сперанским на определительные и охранительные законы. Определительные законы были составлены из норм, в которых отражалось существо «государственного союза» и вытекающих из них прав. Соответственно, законы были категорированы: были выделены основные законы, учреждения государственные и губернские, законы сил государственных и, наконец, законы о состояниях. Вторую группу государственных законов составили те правовые акты, которые охраняли «союз государственный и гражданский» (т.е. это предохранительные законы и уголовные законы).
Градация гражданских законов по Сперанскому предполагала деление этих правовых актов на определительные и охранительные. Ими были объединены нормы материального и процессуального права. Первую группу составили законы, в которых определялись права и обязанности в области семейных отношений, общие и особенные законы об имуществах. А вторую — законы о порядке взысканий по бесспорным делам, судопроизводстве и о мерах гражданских взысканий.
Целям обеспечения доступности законодательства, как их понимал М. М. Сперанский, служило упрощение поиска нормативного материала в сочетании с модернизацией и совершенствованием законодательства. Было произведено укрупнение основных подразделений систематического собрания законов. Полученные в результате такого подхода основные отделы практически полностью соотносились с отраслями права — государственным, административным, гражданским, уголовным и т. д. Более того, принятая при работе над Сводом законов система позволила распределить законодательство в соответствии с отраслями управления и экономики. Государственные и гражданские законы были разделены на восемь книг, которые в свою очередь состояли из 15 томов.
Так, «Книга I. Учреждения» имела в своей структуре три тома: «Основные законы и учреждения государственные», «Учреждения губернские» и «Уставы о службе гражданской». «Книга II. Уставы о повинностях» представлена одним томом, именовавшимся «Свод уставов о повинностях рекрутской и земских». Озаглавленная «Уставы казённого управления» книга III включала в свой состав четыре тома: «Уставы о податях, пошлинах, питейном сборе и акцизе», «Учреждения и уставы таможенные», «Уставы горный, монетный и о соли» и «Уставы лесной, оброчных статей, арендных и старостинских имений». «Книга IV. Законы о состояниях» представлена томом «Свод законов о состоянии людей в государстве». В структуре книги V «Законы гражданские и межевые» имелся один том, именовавшийся «Свод законов гражданских и межевых». Книгу VI «Уставы государственного благоустройства» составили два тома — «Учреждения и уставы кредитных установлений, учреждения и уставы торговые, постановления о фабричной, заводской и ремесленной промышленности» и «Учреждения и уставы путей сообщения, устав строительный и устав пожарный, постановления о благоустройстве в городах и селениях». Озаглавленная как «Уставы благочиния» книга VII объединяла два тома — «Устав об обеспечении народного продовольствия, устав об общественном призрении, учреждения и уставы врачебные» и «Уставы о паспортах и беглых, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей и о ссыльных». Свод законов завершался книгой VIII, имевшей название «Законы уголовные» и включавшей в свою структуру единственный том «Свод законов уголовных».
В общей сложности, Свод законов состоял из 36 тысяч статей, а если учесть ещё и приложения, то количество статей составляет более 42 тысяч. Но, несмотря на свою масштабность, этот эпохальный труд (речь идёт об издании 1832 года) нельзя полагать полным, поскольку в него не были включены действовавшие в некоторых национальных окраинах узаконения местного характера, а также ряд ведомственных нормативных актов. Отчасти такие «пробелы» были устранены впоследствии.
Несмотря на некоторые «недоработки», Свод законов Российской империи имел чрезвычайно большое значение. Впору говорить о новом этапе в развитии права: выстроенная система действующего законодательства имела не только чёткую и продуманную теоретическую и практическую основу, но и содержала обилие указателей, справочных материалов, что облегчало понимание и применение юридических норм. Некоторые историки права характеризуют работу над Сводом законов как крупную политико-правовую реформу.
По сути, можно говорить о внедрении начал законности в российской действительности. Впервые в практике законотворчества обобщены и систематизированы многие правовые понятия, описана организация и существо верховной российской власти, определён правовой статус сословий, расшифрованы ключевые понятия в юриспруденции («закон», «право собственности», «преступление» и др.). Основой сборника законодательных актов явилась научная система разделения и расположения законов. По сути, можно говорить о формировании основ правовой системы Российской империи.
Проведённая работа убедила в том, что назрела кодификация законодательства, ликвидация пробелов и противоречий между законами. Ещё одним выводом стали практические шаги по развитию юридического образования в России (уже в 1835 году открыто Императорское училище правоведения, а отделения «нравственных и политических наук» в университетах преобразованы в юридические факультеты).
При всех позитивных сторонах Свода законов документ не был лишён достаточно существенных недостатков, одним из которых исследователи полагают неоднородность законодательного материала, а также ведут речь о громоздкости, противоречивости и разбросанности. «Простая» инкорпорация не получила в полной мере дополнения в виде кодификации, что явилось существенным отличием Свода законов Российской империи от целого ряда кодексов той эпохи, принятых в странах Европы.
Неполнота Свода была видна и М. М. Сперанскому и обусловлена тем, что в законодательстве не были урегулированы многие сферы общественных отношений, а целый ряд правовых норм не вошёл в Полное собрание законов. Целый ряд узаконений последнего оказался вне томов Свода (это церковные законы, законы о народном просвещении, о государственном контроле и др.). Недостаточно проработанным оказался раздел гражданского законодательства (в том числе — о завещаниях, об опеке и попечительстве, о правоотношениях между супругами и по целому ряду других вопросов). Не вполне понятно было, как выстраивать правоотношения, порождённые полицейскими и финансовыми нарушениями, и некоторые иные.
Не были разграничены в Своде законов понятия нормативного и ненормативного правового акта, в него были включены некоторые технические правила, не относимые к правовым нормам. Юридический язык документа страдал неопределённостью, а некоторые статьи — излишней многословностью.
Перечисленные выше и другие недостатки позволили некоторым исследователям позднейшего времени весьма критически охарактеризовать Свод законов — даже как «убивший» кодификационное творчество и более резко. По крайней мере, подобный документ не имеет аналогов в мире. Насколько это хорошо или плохо — это уже отдельная тема разговора.
- все светские дамы бросились читать историю
- все своды законов руси