временные трудности на реальных событиях какой истории
Аркадий Цукер о фильме «Временные трудности»: «Меня очень расстраивает то, что получилось в итоге»
Про «Временные трудности».
Хочу ответить всем сразу. Фильм «Временные трудности» в его итоговом варианте представляет собой ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫМЫСЕЛ и не имеет к моей реальной истории никакого отношения.
Не могу об этом не сказать, поскольку тема напрямую соприкасается с образом и светлой памятью моего отца.
В картине пропагандируются взгляды и ценности полностью противоположные моей жизненной пози ции и жизненным ценностям моей семьи.
Созданный образ жестокости, насилия и сомнений в ребенке пусть остается на совести авторов, создающих драматургию не там, где она есть на самом деле. Отец никогда не был жестоким человеком. Никогда не был директором завода. Никогда не относил меня в лес и так далее. Точно также, как и я никогда не выступал на стадионах, и, надеюсь, даст Бог, никогда не буду.
О том, что сделал для меня мой отец скорее рассказано в фильме «Жизнь прекрасна!». Посмотреть его я вам искренне рекомендую.
Я вырос в атмосфере родительской любви, в полном ощущении себя здоровым и полноценным человеком. И во многом благодаря отцу всей семье удалось создать вокруг меня этот мир: мир здоровья, принятия, легкости и безграничной веры в способности и внутреннюю силу ребенка.
Главное, что сделали для меня мои родители – это сняли меня чувство вины за мое появление, им удалось заменить его на гордость за каждое свое действие и радость от каждой минуты нашего бытия.
Еще раз подчеркну, «Временные трудности» — это всего лишь художественный фильм, и он НЕ МОЖЕТ являться методическим пособием по тренировке, оздоровлению и воспитанию детей.
Когда я рассказывал свою историю авторам, мне казалось, что из нее может получиться фильм, мотивирующий людей на изменения и преодоление жизненных трудностей. И меня очень расстраивает то, что получилось в итоге.
Прототип главного героя фильма о человеке с ДЦП «Временные трудности» Аркадий Цукер назвал картину вымыслом
Аркадий Цукер, бизнес-тренер, который стал прототипом главного героя фильма «Временные трудности» (режиссер – Михаил Расходников), раскритиковал картину и назвал ее «художественным вымыслом», не имеющей отношения к его истории и реальности.
«Временные трудности» вышли в прокат 13 сентября. Главный герой фильма – мальчик Саша с ДЦП. Отец (его играет Иван Охлобыстин) воспитывает его как «нормального ребенка»: отбирает инвалидную коляску, хотя ребенок не может ходить сам, отправляет его в школу для «обычных» детей, где над ним издеваются сверстники. В одном из эпизодов фильма отец относит парализованного старшеклассника в лес за 100 километров от дома и оставляет там, приказывая ползти. По сюжету, главный герой, испытывая ненависть к отцу, уезжает от него и добивается успеха: становится известным бизнес-консультантом, приобретает яхту и популярность у женщин.
В своем Facebook Цукер, который консультировал авторов фильма, написал, что картину нельзя считать методическим пособием по тренировке, оздоровлению и воспитанию детей.
«В картине пропагандируются взгляды и ценности полностью противоположные моей жизненной позиции и жизненным ценностям моей семьи. Созданный образ жестокости, насилия и сомнений в ребенке пусть остается на совести авторов, создающих драматургию не там, где она есть на самом деле. Отец никогда не был жестоким человеком. Никогда не был директором завода. Никогда не относил меня в лес и так далее. Точно также, как и я никогда не выступал на стадионах, и, надеюсь, даст Бог, никогда не буду», – написал Аркадий Цукер.
Цукер добавил, что его отец помогал создавать в семье «мир здоровья, принятия, легкости и безграничной веры в способности и внутреннюю силу ребенка». Родителей он поблагодарил за то, что его не винили за появление на свет, а вселили в него чувства гордости и радости.
Ранее картину критиковали российские общественные деятели. Так, Вера Шенгелия, попечительница благотворительного фонда помощи людям с нарушениями развития «Жизненный путь», писала, что фильм пропагандирует идею о том, что, если человек «сломан», его можно починить.
Кинокритик Екатерина Барабаш считает картину Расходникова фильмом о том, что ДЦП в России не существует.
Фонд «Галчонок», прочитав сценарий, отказался от части сборов с картины, предложенных ее создателями.
История Аркадия Цукера «Временные трудности»
Три ключевых момента живого мышления:
Как любой кризис превратить во временные трудности.
Метод живого мышления, метод выходить из любого кризиса состоит из трёх ключевых моментов.
1. Мы понимаем, что всё – мышление.
Найдите ту категорию в мышлении, которая закрывает для вас будущее и делает его страшным, конечным или тупиковым.
Важно эту закрывающую категорию (
инвалидность) отменить, признать недействительной.
2. Вторая ступенька этого метода – найти ту категорию, которая является для вас открывающей, которая открывает ваше будущее (
категория здорового человека)
3. Нужно отнестись к тому, что с тобой происходит сейчас, как к временным трудностям на пути к тому, чтобы открывающая тебя категория стала реальной, что бы она из мыслительной стала частью реальности
Самое страшное было – терпеть… и не озлобиться на жизнь
Важно «бросить палку» тогда, когда ты считаешь, что её можно бросить и тогда, когда ты знаешь, что ты не можешь её бросить, но тоже бросить.
(Данный текст набран на основе выступления Аркадия на TED).
Аркадий Цукер: Метод «Живого мышления»
Он родился с тяжелой формой ДЦП, но уже в 17 лет создал компанию.
Его выступления часто заставляют переосмыслить многие вещи.
Вот чем делится наш герой:
– После уроков меня могли подвесить за пиджак, и так я висел несколько часов. Меня могли всем классом положить у выхода из школы и вытирать ноги… Отец как-то об этом узнал, проводил меня несколько раз, потом подошёл и толкнул. Я отлетел. Он сказал: «Нормальные пацаны могут за себя постоять». И через несколько лет я дал этой компании сдачу.
Утро начиналось с того, что я будил бабушку, и мы делали многочасовую зарядку. Потому что все нормальные дети – и я знал это – делают зарядку.
Собираемся в гости. Однажды отец говорит: «Аркаша сегодня завязывает шнурки сам, вот этими руками». Все ждут. Часов через шесть ботинки завязаны, ведь все здоровые дети завязывают ботинки сами. Но гости уже разошлись, так что мы остаёмся дома и ложимся спать.
Однажды отец приходит за мной в детский сад и говорит: «Сегодня Аркадий одевается сам». Глубоко за полночь мы выходим из сада, но чудо случилось, и одна-единственная пуговичка на брючках застегнулась.
Всего за девять часов. Однажды я забыл вынести мусор – это входило в мои обязанности – и мусор лег на мою постель. Потому что нормальные люди не забывают вынести мусор.
Пример Аркадия Цукера показывает: может каждый. Невозможное – это не факт, это мнение. Невозможное – это не на всю жизнь. Это всего лишь временные трудности:
– Найдите ту преграду или проблему, которая мешает вашему светлому будущему. Ту категорию мышления, которая закрывает ваше будущее. А теперь признайте ее недействительной. Отмените ее. Найдите то, что открывает ваше будущее. Измените точку обзора. А теперь научитесь относиться к тому, что с вами происходит, как к временным трудностям на пути к реализации открывающей категории.
…В конце выступления Аркадий рассказывает, что было для него самым сложным все это время: «Когда у меня уже была компания, я был на четвертом курсе университета, то я продолжал ходить с палочкой. И я понял, что уже могу ходить без нее. В один прекрасный день я оставил палку дома и пошел на маршрутку. Что я увидел? Меня оттолкнули, я не смог войти ни в первую маршрутку, ни во вторую, упал в лужу. Как вы думаете, что я сделал
Вернулся, почистился и…взял палку. И еще несколько месяцев, презирая себя, ходил с ней. Знаете почему? Потому что сильно удобно. Когда идешь с палочкой, все такие «Вам помочь? Вам понести?». Так клево, так хорошо себя чувствуешь.
И я злился на себя, потому что мне так нравилось ходить с палкой и мне казалось, что я ее никогда не брошу.
Но однажды я ее все-таки бросил. И это было самое сложное в жизни.
В этом оказался ответ на вопрос, почему одни считают что-то невозможным, а другие — нет. Весь ответ — в палке.
Поэтому очень важно бросить палку тогда, когда ты считаешь, что ее можно бросить. И даже тогда, когда ты знаешь, что не можешь ее бросить».
(взято у Олега Гадецкого)
До октября 2018 года идёт съемочный процесс фильма «Временные трудности» о жизни и борьбе Аркадия Цукера режиссёра Михаила Расходникова, где играют Риналь Мухаметов и Иван Охлобыстин.
«Временные трудности»: фильм, который пропагандирует невежество и насилие
Мы решили выяснить, что за «реальная история» была в основе фильма? Поговорили с учителями и одноклассниками прототипа главного героя. Можно ли излечиться от ДЦП? В фильме – да, в реальности – нет
13 сентября в российский кинопрокат вышла социальная драма «Временные трудности». Это фильм о том, как ребенка с ДЦП отец воспитывал по своей методике, главный принцип которой – считать его таким, как все, без скидок на заболевание. Финансировал съемки Фонд кино (далее – ФК).
Как сообщали авторы в 2016 году, когда фильм был представлен в ФК на очной защите, в основу сценария была положена история Аркадия Цукера из Новокузнецка. Сейчас в титрах строка о том, что история основана на реальных событиях, по-прежнему присутствует, однако имени прототипа главного героя там нет.
Также претерпел изменения актерский состав. Изначально анонсировалось, что в съемках примет участие Константин Хабенский, но позже на главную роль был утвержден Риналь Мухаметов.
Насколько реалистичен фильм, и был ли в действительности прототип у главного героя?
Аркадий Цукер известен как бизнес-тренер, маркетолог, автор образовательных курсов. Его хорошо знают в интеллектуальной среде Новокузнецка, Томска, Новосибирска и ряда других городов Западной Сибири.
Диагноз, который был поставлен ему в детстве, не является медицинской тайной. По крайней мере, в одной из своих лекций Цукер публично рассказал о заболевании, подробно разъяснив те методы реабилитации, которые применял отец.
Впоследствии история, рассказанная в этом видео, и легла в основу сюжета кинокартины.
По словам людей, знающих Аркадия на протяжении многих лет, факт наличия у него в детском возрасте ДЦП неоспорим. Совершенно точно также то, что это была не тяжелая форма заболевания, как показано в фильме.
Елена Васильевна Макарова, учитель географии школы 52, в которой учился Цукер, помнит его с первого класса. Это был один из любимых ее учеников, как она говорит – «звездочка». Ребенком Аркадий принимал участие в школьных мероприятиях, утренниках. Был старательным, усидчивым, эрудированным.
«Аркадий был из категории учеников, которые делают больше, чем просит учитель. И к старшим классам он стал выделяться на общем фоне. Особенно в старших, очень сильно. Речь была великолепная, запас слов огромный, владел очень хорошо географической терминологией. Класс был не слишком сильный, трудолюбивых ребятишек было немного. И Аркаше часто на уроке делать было практически нечего», – вспоминает Макарова.
По ее словам, в старших классах Цукер перевелся на домашнее обучение, в школе он появлялся только для того, чтобы сдавать зачеты и экзамены.
В начале 1990-х такая форма обучения не была принята, и учителям пришлось согласовывать это решение в городском отделе народного образования.
Однако необходимость такого эксперимента не была вызвана плохим отношением одноклассников к Цукеру. Нет. По словам Макаровой, он значительно опережал сверстников в интеллектуальном развитии, и, обучаясь дома, мог глубже и шире изучить программу.
52 школа в Новокузнецке, в которой обучался Аркадий Цукер, с 1977 года считалась «спортивной». Здесь наравне с обычными были сформированы отдельные классы для игроков детской сборной новокузнецкого хоккейного клуба «Металлург». Такой школа остается и сегодня. В числе ее выпускников известные хоккеисты: Сергей Бобровский, Дмитрий Орлов, Илья Сорокин, Кирилл Капризов.
Кадр из фильма с сайта kinopoisk.ru
Однако Елена Макарова не помнит, чтобы у Аркадия возникали трудности в общении со сверстниками – спортсменами или обычными ребятишками. По крайней мере, историй о том, как сверстники вытирали об него ноги или подвешивали за пиджак в раздевалке, она не знает.
«Никакого избранного отношения к нему по болезни не было. В школе на его заболевание особо никто не обращал внимания, потому что отношение к нему было такое же, как ко всем.
У нас было так: если хоккеист затронул кого-то из детей – не спортсменов, его сразу же исключали из школы, какой бы “звездой” в 52 школе он ни был. И ребята это знали. Поэтому хоккеисты обижать его не могли. Одноклассники не завидовали, что он лучше всех. У него с ребятами всегда были хорошие отношения», – вспоминает Макарова.
О том, что Аркадий Цукер был ребенком с выдающимися интеллектуальными способностями, но с совершенно незаметным ДЦП, также говорит и другой педагог – учитель истории той же школы Вера Васильевна Толстогузова.
«Был жизнерадостный, доверчивый, доброжелательный, всегда улыбался при общении. Вежливый, никогда не жаловался на свою болезнь, не требовал к себе особого внимания и снисхождения. Тяга к знаниям, феноменальная память, целеустремленность.
Чувствовал и понимал многие вещи гораздо глубже, чем сверстники. Уже в школе он был интеллектуал. С ребятами из школы он общался, одноклассники относились к нему спокойно, дружелюбно, без зависти. Считали его умным. Успехам не завидовали, так как он сдавал задания индивидуально. Никто над ним не издевался», – вспоминает Вера Толстогузова. Она же отмечает, что в старших классах его заболевание было не так заметно: «Координация не была нарушена. Просто он медленно все делал и двигался, преодолевая трудности. Речь у него была свободная, очень грамотная, последовательная».
Поскольку к старшим классам признаки заболевания более или менее сгладились, то даже не все сверстники знали о том, что у Цукера диагностирован ДЦП.
«Мы были вместе в советско-американском лагере в 1990 году. Аркаше было 16–17 лет, если я правильно помню, он учился еще в школе тогда. Милый, обаятельный парень. Интересный. Наизусть читал Гумилева. Я ему очень симпатизировала. Он очень начитанный, мудрый не по возрасту был. Но про ДЦП ничего не знаю», – вспоминает те годы новокузнечанка Наталья Стукова.
Семья Цукеров – по воспоминанию Веры Толстогузовой – глубоко интеллигентная. «Простая (без амбиций), дружная. Подробно мы о семье не разговаривали, но из некоторых его слов можно было понять, что родные всячески поддерживали его в моральном плане и в духовном развитии».
Сергей Тепляковский, знающий Аркадия около 20 лет, также говорит о том, что в семье Цукеров культивировалось знание и интеллект. Другое дело, считает Теплковский, что сам Аркадий – личность неоднозначная, одаренный, умный, широко эрудированный человек, и он сам мог в немалой степени способствовать формированию мифов о себе.
«Много читал. Много фантазировал: рассказывал, как он, преодолевая недуг, полз по железнодорожному полотну километры, как он овладевал иностранным языком после телефонного общения с носителем языка, как он излечил себя от близорукости за несколько сеансов.
Культ знаний был помножен на огромное время, проведенное в одиночестве: в детстве болезнь значительно сузила круг его общения. Но он старался привлечь внимание педагогов. Он стремился к общепринятым атрибутам успеха – занимал разные общественные «должности»: староста класса, пионервожатый и т.п.», – говорит Тепляковский.
После окончания школы Цукер поступил в Томский университет на философский факультет. По словам учительницы Елены Макаровой, именно тогда, после вступительных экзаменов, у него вдруг стало заметно заболевание. И он действительно смог это преодолеть – правда, без какого-либо насилия со стороны отца. Оказавшись один в чужом городе, без поддержки, без знакомств, он улучшил свое состояние.
«Врачи прогнозировали, что он будет прикован к постели: “Молодой человек, готовьтесь к самому плохому – постельный режим”. У него была очень сильно нарушена координация движений, его мотало из стороны в сторону. Но он поднял себя сам – начал заниматься по методике Порфирия Иванова. Закаливание, обливание на улице холодной водой, и это ему помогло. Никаких заметных признаков уже не стало!» – говорит Макарова.
«Симптомы ДЦП у Цукера были очевидны. Вопрос лишь в том, насколько они скомпенсированы. Судя по настоящему состоянию, Аркадий лишь немного улучшил походку – он человек упорный», – считает Сергей Тепляковский.
Как видим, история реального человека и персонажа фильма совпадает только в том, что оба они имели заболевание ДЦП. Нужно ли ассоциировать реального Аркадия Цукера и экранного Сашку Ковалева? Корреспондент «Милосердия.ru» обратился с просьбой прокомментировать ситуацию непосредственно к Аркадию Цукеру, но тот отказался от разговора.
В PR-дирекции Фонда кино на вопрос о том, проверяют ли сценарий кинокартины на достоверность, пояснили, что в ФК создана сценарная рабочая группа под руководством Владимира Хотиненко. Она и определяет, будет ли выделено финансирование для фильма. Однако, поскольку кино не является документальным, в нем может присутствовать и доля вымысла.
Продюсер кинокартины Георгий Малков сообщил корреспонденту, что в той части фильма, которая касается детства главного героя, история не является вымышленной.
Однако титры о том, что фильм основан на реальной истории именно Аркадия Цукера, создателям пришлось убрать: «потому что его как человека напугали обвинения, предъявленные фильму, в том числе, вашим порталом».
Малков отметил, что в процессе создания фильма они консультировались со специалистами: «Методы излечения (без кавычек) оценивались и рекомендовались, например, в части показанного в фильме реабилитационного оборудования специалистами. Безусловно, в отношении тех форм болезни, которые предполагают реабилитацию (как в случае Цукера). И более того, сейчас к нам пришел уже ряд запросов показать кино в нескольких интернатах для детей, больных ДЦП».
Ольга Журавская, директор фонда «Журавлик», оказалась в числе тех, кто изначально указывал на фактические ошибки и оплошности сценаристов, но так и не была услышана.
«Я была еще президентом благотворительного фонда «Галчонок», когда к нам пришли продюсеры этого фильма со словами: «Не хотите ли вы каким-то образом привлечь зрителей пожертвовать деньги в фонд?»
У нас много детей с органическим поражением нервной системы, и мы сначала обрадовались, потому что не так много художественных фильмов снимается про наших детей с особыми потребностями.
После прочтения синопсиса и просмотра трейлера стало понятно, что мы участвовать в этом не можем. Мы старались донести до продюсеров, почему. Мы объяснили, что считаем: этот фильм некорректно показывает процесс реабилитации детей. Он фактически оправдывает жестокие методы воспитания, которые не применимы ни к каким детям – ни к особенным, ни к обычным.
Мы не считаем, что какими-то насильственными методами, а завязывать шнурки шесть часов, это, безусловно, очень насильственный метод, можно чего-то добиться.
Мы не очень верим, что при насильственных методах мотивация работает хорошо, и работает в принципе. Но мы знаем совершенно точно, что это работает при ненасильственных игровых методах.
Все, чему мы хотим научить ребенка, мы можем научить через игровой метод.
Нас стараются убедить, что ребенок с существенной формой ДЦП, над которым издевались все детство, в результате реабилитировался в полную норму. И разве что психологическая проблема отрицания отца не дает ему жить спокойно.
Кадр из фильма с сайта kinopoisk.ru
Этот фильм полностью и весь не соответствует действительности.
Я не очень представляю, как можно реабилитировать хоть кого-то теми методами, которые показаны в этом фильме».
Фильм дает ложные надежды на излечение, считает Екатерина Клочкова, врач, физический терапевт, директор АНО «Физическая реабилитация». Больше 25 лет Екатерина ведет клиническую работу с детьми, имеющими различные двигательные нарушения (в том числе ДЦП) и их семьями, проводит программы повышения квалификации физических терапевтов, эрготерапевтов, специалистов по физической и социальной реабилитации.
«Тема ДЦП для меня – очень оптимистичная тема. Если ты все делал правильно, то твой ребенок здорово развивается, и даже дети с тяжелыми нарушениями могут освоить некоторые навыки. Не так много случаев, когда у ребенка действительно тяжелые и множественные нарушения, где мы можем только поддерживать и предотвращать вторичные осложнения.
В подавляющем большинстве случаев мы имеем дело с детьми, которые развиваются, учатся, действуют безо всяких унижений и мучительных вещей. И это важно.
А в фильме тебе говорят, что упорный труд позволяет полностью преодолеть болезнь. И люди вместо того, чтобы заниматься реабилитацией, будут пытаться вылечить ребенка, не желая понимать, что ДЦП – это навсегда.
Церебральный паралич – это состояние, которое сформировалось у ребенка в первые два года жизни, и его тяжесть не меняется.
Мировая наука доказала: если у тебя есть церебральный паралич и по системе классификации больших двигательных функций у тебя, например, пятый уровень, то он у тебя останется пятым.
Ты можешь ездить в Китай и исколоть тело иголками, танцевать в лесу с медведями, оперироваться или нет, все равно, уровень твоей мелкой моторики останется таким же.
Даже то, что Аркадий Цукер рассказывает в своих презентациях, например, как у него были контрактуры пальцев, а потом он их смог разработать – этого быть не может.
Если на самом деле что-то случилось, и его отец его вылечил, то у отца должна была быть премия, и всех бы так лечили.
ДЦП, к счастью для нас, изучен вдоль и поперек. Мы знаем, как будут развиваться симптомы церебрального паралича, как будет развиваться ребенок, если мы его правильно диагностировали. И если он выбивается из картины, то для нас – специалистов, это «звонок», что ты чего-то не досмотрел. Точно также не может быть, чтобы у человека были контрактуры и потом они исчезли. Такого не бывает.
На протяжении долгого времени, и в советское время особенно, ДЦП был такой “помойкой”, куда скидывали все непонятные диагнозы. 90% детей не получали необходимой диагностики, которая была доступна детям на Западе и части детей в России – преимущественно, проживающим в больших городах. Когда родился Аркадий Цукер, его везти-то было некуда, и диагноз ставить было некому.
Сейчас в нашей стране многое изменилось, и можно более адекватно подойти к диагностике. Я не видела историю болезни Цукера, я не знаю, что с ним было в детстве. Но по симптоматике, показанной в кино, ничего этого быть не могло».
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.
“Временные трудности”: “Отец воспитывал характер, а это самое главное”?
Вчера в кинотеатрах прошёл премьерный показ фильма «Временные трудности». В нём затрагиваются сложные вопросы лечения и воспитании ребёнка с ДЦП. Несмотря на премьеру, полного зала не было. Но все полтора часа эмоционально напряжённая, тяжёлая картина, удерживала внимание зрителей. Впечатления от фильма люди получили сильные, но разные. Предлагаем вам сравнить мнения.
Марья, 34 года
Вы знали, что фильм основан на реальных событиях?
— Я прочитала, что да, но не очень верится в это.
Как относитесь к такому методу воспитания? Вам он нравится?
— В целом да, но мне кажется, что перегнули палку в эмоциональном плане. Понятно, что эта жёсткость давала герою силы, но всё-таки ласка ему тоже нужна была.
Вы бы позволили своему мужу так воспитывать ребёнка?
Я про это не хочу сейчас думать.
Владимир, 61 год
— Я не думал о том, реальная это история или нет, для меня это очень классный фильм, поучительный и перспективный для тех, кто нуждается в этом.
Вы одобряете такой метод воспитания?
— Сложный вопрос, амбивалентный, требует обсуждения и понимания… Я бы не хотел сам оказаться в такой ситуации, но фильм меня очень сильно затронул.
«Временные трудности» — плохая фантастика и бутерброд без любви
В этой истории ужасно все: деспотичный отец, который пытается привнести откровенный садизм в достаточно здравую идею «жалость к ребенку иногда может нанести ему только вред». Мать, которая, не побоюсь этого слова, стоически выдерживает десятилетия психологических, а иногда и опасных для жизни издевательств над ребенком. И ребенок, успех которого выражается в потрясающих по банальности вещам: он катается на яхте по Москве-реке, а у его невесты, которая радостно говорит, что «выходит за богатого» — качественное контурирование бровей.
Если ДЦП в этом фильме крайне слабо напоминает реальное заболевание, то психологические травмы, пожалуй, то немногое, что удалось режиссеру.
Позволю себе, возможно, циничное замечание, раз уж герою этого фильма и, судя по всему, режиссеру, цинизма не занимать: я думаю, что лучше так никогда и не научиться ходить без посторонней помощи, чем ходить, бегать, прыгать и даже летать, став абсолютно опустошенным, сломленным, полным детских страхов и тяжелейших неврозов.
Позволю себе удивиться, что в финале фильма показали небольшой отрывок из выступления Ника Вуйчича, известного мотивационного спикера, который действительно стал успешным, счастливым и известным оратором, вдохновляющим миллионы людей. Стал им благодаря пониманию и принятию самыми близкими людьми, которые подарили ему безусловную любовь. То, чего так не хватает всем героям фильма «Временные трудности».
Наталья, 45 лет
Вам понравился фильм?
— Очень! Я уже хочу написать сейчас о нём своим друзьям, скорее всего пойду ещё раз. Проблему, которую ставят в фильме, можно перенести на нашу жизнь. Мы все что-то не можем изменить, опускаем руки. А этого делать не надо. Поэтому фильм мне и понравился. Хотя первую половину я сидела в слезах. Но ребёнок смог преодолеть все трудности, потому что отец в него верил. Все наши проблемы — это временные трудности. Фильм больше о внутренней самореализации, мотивации, о том, что не надо опускать руки, а надо верить, делать, не жалеть себя.
Вы знали, что это реальная история?
— Нет. Но я в принципе верю в чудо, поэтому я верю, что такое может быть.
У вас есть знакомые с ДЦП? Как к нему относятся окружающие?
— У меня брат инвалид, его очень любят. Он находится вне социума, но люди, которые его знают, от него не шарахаются, нормально к нему относятся. Он чистейшей и добрейшей души человек. Поэтому фильм меня и задел.
Одобряете ли вы метод воспитания отца?
— Наверное, да, как бы это ни было больно. Эта жалость не даёт нам действовать. Если человека посадить в инвалидное кресло, он так в нём и останется, герой бы не встал. А здесь есть мотивация. Я бы не додумалась до этого. Я бы считала, что надо жалеть ребёнка, облегчать ему жизнь. А ему надо вставать и бегать.
Лариса и Дарина, около 40 лет
Насколько такой метод воспитания хорош по-вашему?
Дарина : Довольно жестокий способ, но в некоторых случаях иначе никак.
Лариса: Это единственно верный способ. Я его абсолютно поддерживаю. Отец сына оставил в лесу, но контролировал его каждый шаг. Сердце родителя лучше знает, что делать. Если ты видишь, что ребёнок что-то не может, то ты его не заставляешь это делать. А здесь отец чувствовал, что ребёнок может преодолеть себя, поэтому так действовал. Мать жалела мальчика, но она же не развелась с мужем. Это психологическая история. Если бы она была сильно против этого, она бы предприняла какие-то меры.
Вы верите, что это реальная история?
Лариса: Вполне, почему нет. У нас есть пример чуда из жизни. У Дарины есть собака, которую она оставила мне, когда уехала отдыхать. Я её отвезла родителям на дачу. Однажды утром они мне звонят, говорят: «Собака не ходит. Её парализовало». Оказалось, что перебит спинной мозг, нужно срочно делать операцию в течение 24 часов. Я говорю, что не могу принять пока это решение, еду за Дариной в аэропорт, забираю её. Нам говорят, что шансов очень мало, что на это нужно много денег. Но мы решили делать операцию. Я говорю врачам: «Говорите как есть, не тяните. Нам нужно знать, что с собакой». Нам показывают снимки, объясняют: «Видите, спинной мозг перебит, ниточка сломана, связи нет. Ходить собака не будет. Если так случится — это один случай на миллиард». Все говорили, что надо усыплять. Но сейчас прошло уже 6 лет после операции, и она ходит. Хотя пришлось повозиться, тренировки, бассейны, иглоукалывания, массажи… Конечно, она не ходит до конца, лапы трясутся. Но в целом всё нормально функционирует. В фильме поднимается важная тема, а правда или неправда это — неважно. Отец воспитывал характер, а это самое главное.
ДЦП проходит, и герой рассекает на яхте с красотками
Ольга Журавская, бывший президент фонда «Галчонок», а ныне глава НКО «Журавлик», на своей странице в фейсбуке написала о выходе в прокат картины «Временные трудности»: «Мы буквально на пальцах объяснили, что сценарий этот – адок адский. Отказались от участия в сборах от фильма. Предупредили, что будем воевать против безграмотности и мракобесия, которое распространяют продюсеры»…
Как только мы прочли синопсис фильма, стало понятно, что ЭТО близко нельзя подпускать к широкому экрану. Сюжет – абсолютно фашистская история. Плохая история с хорошим актерским составом, добавлю я. Мы отказались от сотрудничества, призвав пересмотреть и переработать сценарий. Впрочем, уже тогда было очевидно, что менять никто ничего не собирается. Все наши слова звучали в пустоту.
Я бы слукавила, если бы сказала вам, что дети с ДЦП выходят в норму, и на это просто уйдет десять лет упорного труда. Понимаете, получается по-всякому. Многое зависит от ресурсов организма. У кого-то получается начать ходить, у кого-то – сесть и поползти, кому-то удается научиться лишь самостоятельно глотать.
Я представляю, что обрушится на родителей детей с ДЦП, на которых и так лежит огромный психологический и эмоциональный груз. Нагрузка только возрастет. Значит предстоит вновь убеждать окружающих, что на детях с ДЦП нельзя и не нужно ставить крест, но что показанные в фильме методики подпадают под статью Уголовного кодекса об оставлении в опасности.
Над ребенком издевались. Никто ничего не делал и не остановил насильника. Более того, про это сняли фильм, показав, как круто издеваться над детьми и какие прекрасные результаты это приносит!
Настя, 23 года
Я слышала о фильме ещё летом на встрече с женщинами, которые рассказывали о необходимости инклюзивного образования. Они считают, что нужно их уравнять в правах с остальными людьми, что этот фильм должен стать мощным толчком в нашем сознании. Меня это заинтересовало.
Вы верите, что это реальная история?
То есть вы не одобряете жёсткий метод воспитания?
— Я в любом случае не одобряю абсолютное безразличие к психологическим проблемам ребёнка, отсутствие сострадания, похвалы и поддержки. Что касается того, что отец заставлял мальчика всё делать наравне с остальными, это действительно может оказаться полезным. Но это очень спорный вопрос, потому что жёсткость может помочь, а может и окончательно сломать. Я не могу ответить однозначно. Я вряд ли бы позволила воспитывать так. Мне кажется, что нужно всё-таки поддерживать по возможности ребёнка. Да, ему необходима какая-то реабилитация, но оставлять его на грани выживания я бы точно не стала.
«Временные трудности»: я буду любить тебя, только когда ты пойдешь сам?
Создатели фильма, видимо, хотели рассказать какую-то историю преодоления болезненного состояния у ребенка, но, не будучи специалистами, выбрали диагноз «ДЦП» и ошиблись. Эта история, возможно, была бы более правдоподобной в отношении какого-то другого диагноза, но про ДЦП это фантастическая история.
При любых степенях тяжести ДЦП надо развивать в ребенке то, что ему доступно. Идеальной методики реабилитации и абилитации, которая была бы эффективна при любых ситуациях, не существует. При составлении программы реабилитации разумно исходить из трудностей конкретного ребенка и подбирать соответствующие им методики.
К сожалению, есть представление, что чем более интенсивно и агрессивно воздействие на ребенка, тем лучше эффект. Но это не работает.
В этом есть и вина общества — оно часто игнорирует тот факт, что среди нас есть люди с ДЦП, не хочет знать о существовании таких детей. Если бы мы каждый день видели их на улице, в различных учреждениях, в общественном транспорте, дети бы встречали в школе, то мы с детства знали бы, что мир многообразен и не всем повезло иметь полное здоровье с детства.
Есть люди с ДЦП, у которых трудности с движением, может быть, с речью, но они такие же люди, как и мы, и этот мир и для них тоже. И тогда рождение больного ребенка не ввергало бы семью в состояние экзистенциального ужаса. Испытывая сильный дискомфорт в этой ситуации, родители хотят всеми силами ее исправить, сделать так, чтобы ничего этого не было и ребенок стал бы здоровым, таким, как все.
Но невозможно заставить человека стать другим.
Алексей, 36 лет
Я настоятельно рекомендую посмотреть его друзьям. Получил очень мощный психологический “удар”, а точнее “оплеуху”, сидя в кресле кинотеатра. Причём эта пощечина больше заставила задуматься не о поступках и мотивах героев фильма, а о своём собственном поведении. Уровень сопереживания и сопричастности — максимальный. Потому что история про нас, хоть и не часто с нами такое случается. Потому что все по-честному, хоть и на грани…
Вы верите, что фильм основан на реальных событиях?
— Не проверял достоверность истории, которая легла в основу фильма, но верю, что такая история вполне могла случиться. Более того, я верю создателям картины, ведь некоторых знаю лично.
Есть ли у вас знакомые с ДЦП или инвалиды?
— Знакомых с ограниченными возможностями здоровья (ОВС, мне всё меньше нравится слово «инвалид») у меня более чем достаточно, в том числе есть ребята с ДЦП, есть знакомые родители, чьи дети борются с этим недугом. Некоторые их проблемы знаю не понаслышке. В гимназии, где учатся мои дети, есть классный парень. Он очень талантливый и у него ДЦП. Передвигается он с ходунками, но в остальном ничем не отличается от остальных гимназистов. Есть знакомые ребята с синдромом Дауна, которые абсолютно социализированы. Они учатся, нормально общаются, ведут совершенно обычную жизнь практически здоровых людей. И это благодаря усердию родителей, их уверенности в том, что временные трудности, пусть не всегда на 100 %, но можно преодолеть.
Как относятся знакомые к людям с ОВС?
— К сожалению, люди по-прежнему могут вести себя с другими, «особенными» людьми настороженно и даже агрессивно. Причём не только по отношению к тем, у кого есть серьёзные заболевания или увечья. У моей дочери заболевание кожи, которое периодически обостряется — появляются высыпания. И это всегда становится предметом диких страхов других родителей. Даже когда объясняешь, что это не заразно, люди все равно шарахаются. Слава Богу, далеко не все. И я рад, что многие из нас сейчас уже не смотрят на людей с ОВЗ, как на инопланетян или монстров. Мы, привыкаем, что есть люди, которые немного отличаются от нас.
Вы считаете, что это правильно — «лечить» таким воспитательным методом, как отец в фильме?
— Эффективность «лечения» и методов, которые использовал герой фильма, в самом фильме и доказана. Как это могло быть или было в реальной жизни — не знаю. Но у меня немало знакомых, которые стараются воспитывать своих детей по принципу, который озвучивает герой Охлобыстина: ты не болен — это временные трудности. Конечно, не так радикально (хотя я могу просто не знать того, что происходит у них дома), но все равно с мыслью о том, что заболевание — это не приговор.
Стали бы вы сами своего ребёнка так воспитывать? Согласились бы?
— Если бы на кону стояли жизнь и здоровье моего ребёнка, я бы, возможно, тоже пренебрёг отношениями. Говорю «возможно» по той причине, что я не такой сильный, как герой Охлобыстина. Я бы не смог постоянно выдерживать мольбы и жалобы своего ребёнка — сдался бы. Хотя кто знает — я ведь не был на его месте… Могу при этом сказать, что иногда даже для совершенно здоровых детей требуются довольно жёсткие методы воспитания. Знаю это и как сын своих родителей, и как отец двоих детей.
«Временные трудности»: лечится ли ДЦП насилием
Насколько он оскорбителен, корректнее спросить родителей и детей с ДЦП, людей, которые прошли через это.
Но даже со стороны этот фильм кажется не просто плохо сделанным или циничным (это обычное свойство коммерческого кино), он кажется безнравственным. По сути, фильм показывает страшное детство ребенка с ДЦП, которого отец истязает и тиранит.
Говоря о безнравственности, я не имею в виду абстрактные установки, которым надо следовать, я рассуждаю о возможных конкретных последствиях от подобной картины. Да и художественно она сделана неубедительно и поверхностно. Поверить в искренность героев, тем более в их мотивацию, довольно трудно.