воронцовский дворец в ялте история
Тайны воронцовского дворца
В Крыму бытует легенда о татарине-пилигриме, который отправился в Мекку из Алупки, когда та была еще пустынной местностью. Вернувшись, бедняга решил, что Аллах помутил его разум, иначе откуда здесь взяться дворцу? Вдруг кто-то тронул его за плечо — перед ним стоял хозяин здешних мест граф Воронцов. Узнав, в чем дело, тот рассмеялся и провел гостя по своим владениям.
В поисках мужа графиня обошла полдворца. Их дочь собиралась замуж за Андрея Шувалова, а отец все еще не выделил приданое. Елизавета Ксаверьевна намеревалась поговорить с супругом. Обнаружила его в библиотеке.
— Мишель, мне кажется, ты невнимателен к Софи, — раздраженно начала она. — Совершенно забыл о приданом.
Воронцов отложил книгу и взглянул на жену. Она была уже немолода, но по-прежнему обворожительна, и у него привычно заныло сердце.
— Лиза, любезный друг, ты неправа — я все помню. И уже отписал Софии некоторые из имений, в коих насчитывается шесть тысяч шестьсот пятьдесят девять душ, — как всегда снисходительно-невозмутимо ответил он и благоразумно сменил тему: — Представь, мои опыты по калифорнийской магнолии дали результаты — кусты прижились и зацвели.
Жена прижала руки к вискам: «Он по-прежнему равнодушен к Софи. Он ничего не забыл» — и не говоря ни слова, вышла из комнаты. Граф подошел к окну. Парк тонул в сумерках, с гор наплывал туман. Очертания Ай-Петри напоминали развалины средневекового замка. Почти двадцать лет назад он начал строить уголок Англии на Южном берегу Крыма. Тогда же случилась и неприятная история, ставшая семейной тайной.
. В мае 1823 года граф Михаил Семенович Воронцов, представитель одной из самых именитых дворянских фамилий империи, красавец и умница, был назначен новороссийским генерал-губернатором и наместником Бессарабии. Подыскивая место для летней резиденции, он увидел с яхты под грядою Ай-Петри скалистый мыс. На его склонах, словно брошенные чьей-то могучей рукой, разметались огромные глыбы. Средь них мелькали редкие крыши татарских саклей.
Воронцовский дворец
Воронцовский (Алупкинский) дворец
Воронцовский дворец являлся частью Алупкинского музея-заповедника. Одной из самых примечательных его особенностей, кроме, собственно, главного здания дворца, является парк, созданный Карлом Кебахом. Парк представляет собой образец садового-паркового искусства и выполнен в традиционном английском стиле. Благодаря этому Воронцовский дворец поразительно гармонично вписан в живописный окружающий ландшафт.
Как добраться
Воронцовский дворец расположен практически в центре Алупки в 17 км от Ялты и 68 км от Севастополя.
История
Дворец возводился 20 лет (с 1828 по 1848 годы) как летняя резиденция графа Воронцова, генерал-губернатора Новороссийского края. Строительство здания началось в 1828 году. Первоначально дворец строился тандемом двух архитекторов: итальянца Боффо и англичанина Харрисона. В 1829 году граф Воронцов на несколько лет остановил строительство. В дальнейшем возведение дворца было поручено известному английскому архитектору Блору. Дворец был полностью закончен в 1848 году.
Английский архитектор Эдвард Блор был известным фанатом средневекового романтизма. Даже на расстоянии (англичанин никогда не был в Алупке) он смог создать яркий архитектурный шедевр, в котором гармонично слились европейские и мавританские мотивы, начиная с раннего Средневековья.
Династия Воронцовых, а затем Воронцовых-Дашковых владела дворцом до 1917 года. После революции дворец был национализирован. Через несколько лет здесь был основан Алупкинский музей. К сожалению, большая часть произведений искусства была вывезена немцами в период оккупации Крымского полуострова. В 1945 году во время Ялтинской конференции дворец являлся резиденцией делегации Англии.
Водопад в английском парке
Достопримечательности
Дворец
Архитектурной доминантой музея-заповедника является, конечно, здание дворца. Воронцовский дворец представляет собой комплекс зданий, состоящий из пяти корпусов, которые, благодаря башням, воротам, лестницам и переходам, напоминают средневековый замок.
Воронцовский дворец построен из природного камня диабаза, добываемого в карьерах неподалёку. Главный фасад обращен к морю, где расположена знаменитая Львиная терраса и красивая лестница из белого мрамора работы итальянского мастера Боннани.
Северный фасад и просторный внутренний двор выполнен в стиле английской замковой архитектуры 16-17 века. Здесь же можно полюбоваться внушительными воротами с двумя квадратными башнями и часами.
Парк Алупкинского музея-заповедника считается ярким примером садового-паркового искусства. Его спланировал немецкий садовод и ботаник Карл Кебах. Парк состоит из двух частей: Нижний парк и Верхний парк.
Нижний парк выполнен в стиле итальянского Возрождения с тенистыми аллеями. Когда то он включал множество скульптур, фонтанов, ваз и колонн.
Верхний парк
Верхний парк выполнен в традиционном английском стиле с живописными обломками скал и несколькими прудами, на которых живут лебеди и утки.
На территории парка произрастают около 250 видов растений.
Невозможный Воронцовский дворец. Удивительное рядом.
Согласно устоявшейся теории, данное сооружение построено в начале позапрошлого века силами крепостных крестьян по проекту английского архитектора Э.Блора (который, к слову сказать, в Крым и не приезжал, но при этом был хорошо осведомлён о рельефе местности). Это каким же крутым нужно быть архитектором, чтобы на скалах построить подобное, ибо местность, мягко говоря, не сильно ровная.
Кроме того, фундаменты и первая кладка глубокой портальной ниши центрального корпуса уже были готовы (начинал дворец строиться по другому проекту — архитекторов Франческо Боффо и Томаса Харрисона).
Даже при современной технологии алмазной резки камня (появилась только в шестидесятые годы прошлого века) построить дворец из диабаза практически невозможно. Но в начале девятнадцатого века даже не было технологии алмазной резки камня! А может, все-таки была, а потом ее почему-то утратили? Или в то время умели обрабатывать диабаз как-то иначе, более легко и просто (правда, и эту фантастическую технологию взяли и… потеряли).
Кстати, искусство фотографии появилась несколько позднее, чем, по официальной версии, был сооружен Воронцовский дворец. А потому доказать, что он строился именно в это время и непременно крепостными крестьянами, не представляется возможным. Картинки и словесные описания – это не доказательства, особенно для современного человека, который прекрасно знает, как фальсифицируется история (правда, сегодня для этих целей научились подделывать также фото- и видеоматериалы, однако в позапрошлом веке еще не было компьютеров и цифровых технологий).
На представленных фотографиях (смотрите ниже) можно увидеть, как ювелирно обработан диабаз. Вряд ли такое возможно даже при современных технологиях. Одно дело выточить на алмазном станке какую-то деталь из долерита, и совсем другое – собрать дворец из довольно больших плит и блоков, исключительно точно обработанных и подогнанных.
Вот наиболее интересная вещь: несколько плит состыкованы друг с другом, при этом в них проделаны углубления с одинаковой, довольно странной формой профиля по всей высоте. Эта форма внутри расширяется, т.е. простым скалыванием такого эффекта достичь нельзя.
А оконные рамы, они тоже из камня! Даже если бы это был материал значительно более мягкий чем долерит, как это можно сделать чтобы не расколоть или не сломать?
Декоры сложнейшей формы также выполнены из долерита.
«В строительстве дворца использовался в основном труд оброчных крепостных из Владимирской и Московской губерний. К постройке привлекались потомственные каменотесы и камнерезы. Все работы производились вручную, примитивными инструментами» (это цитата из википедии).
А вот фото разрушенной и кое-как отреставрированной стены. Почему нынешние реставраторы не рискнули использовать диабаз и подогнать стену под общий стиль дворца? Да потому что это попросту невозможно для них…
Мне это вот что напоминает:
Это участок разрушенной стены с высокотехнологичной полигональной кладкой, реставрированной уже в наше время (Перу). Вообще, примеров таких примитивных латаний стен по всему миру предостаточно.
Из долерита выстроен не только дворец. Вокруг дворца всё из этого камня. Мрамор, правда, тоже присутствует.
Однако не всё сохранилось. Встречаются и обломки, в частности колонн.
Знаменитая дворцовая лестница, ведущая к морю, тоже сделана из долерита.
В пользу предположения о том что какое-то время нижняя часть дворцового комплекса была под водой говорят и ступеньки парадной лестницы. Они имеют ярко выраженные следы эррозии и отслоений.
Сам ландшафт этого участка местности представляет собой долеритовый склон горы.
Внизу у моря лежат огромные валуны, будто лазером обрезанные:
Напрашивается вывод: Воронцовский дворец был построен с использованием фантастических технологий, которые невозможно было получить в 19 веке, во всяком случае в том 19 веке, каким мы его представляем.
Воронцовский замок-дворец: с любовью и восхищением…
Есть замки, похожие на дворцы, и дворцы – похожие на замки. Но есть дворец, который с одной стороны точно замок, а вот с другой – точно дворец, но подобная эклектика его почему-то не портит. Речь идет о знаменитом Воронцовском дворце…
Вот он – Воронцовский замок-дворец. С северной стороны это замок…
Ну, а теперь давайте вспомним, что, наверное, каждый человек, проживающий на территории России, хотя бы раз в жизни да побывал… в Крыму. И почти каждый и тогда, и сейчас страстно желает посетить маленькую Алупку, а в ней знаменитый Воронцовский дворец. Отдыхающих не останавливают ни цены на экскурсии, ни время, которое придется потратить на знакомство с этим уникальным дворцовым комплексом. Дворец манит и притягивает к себе неповторимостью, каким-то особым духом давно ушедшей эпохи, а еще причудливым сочетанием в архитектуре двух таких разных стилей: строгого «замкового» британского и затейливого мавританского. Но, обо всем по порядку…
История замка-дворца началась в 1783 году, когда полуостров Крым высочайшим манифестом императрицы Екатерины II был присоединен к России.
Засушливую в большинстве своем территорию древней Тавриды жители полуострова стали засаживать деревьями и кустарниками. А в это время русским дворянам, желающим построить имения в Крыму, стали активно предлагать земли. Одним из первых, кто приобрел себе изрядный кусок земли, был Ф. Ревелиоти, командир Балаклавского греческого батальона. Радость покупки вскоре сменилась разочарованием: чтобы на этой земле что-то выросло, требовалось немало финансовых вложений. Нехватка воды на полуострове и жаркий климат не позволяли вырастить на этой земле что-то стоящее. Поэтому для воплощения планов требовались очень большие деньги. И тут выпал счастливый случай: в 1823 г. генерал-губернатор М.С. Воронцов просит Ф. Ревелиоти уступить ему этот участок земли. Ревелиоти не стал долго раздумывать, назначил цену, и сделка состоялась, к взаимному удовольствию обеих сторон.
Генерал-губернатору так пришлось по душе это место, что он решает как можно скорее приступить к строительству летней резиденции. Зимняя, где он работал, размещалась в Одессе. Поначалу Воронцов хотел построить Алупкинский дворец по образцу одесского. Но судьба распорядилась иначе.
В 1827 году граф Воронцов отправляется в поездку в далекую Британию. Там прошли его детство и юность. Там остался его отец, которого и собирался навестить любящий его сын. После посещения Британии планы его сиятельства относительно стиля, в котором собирались возводить дворец, изменились в корне.
А вот это Южный фасад – Индия не иначе…
Первыми архитекторами дворца были итальянец Франческо Боффо, построивший первый дворец Воронцова в Одессе, и англичанин, любитель неоклассицизма и инженер Томас Харрисон. После кончины Харрисона граф вдруг решает остановить строительство и изменить стиль дворца. Нашли тогда и нового зодчего – знаменитого на всю Британию архитектора Эдуарда Блора, который и предложил возвести дворец в английском готическом стиле. Интересен факт, что Блор, никогда в жизни не посещавший Крымский полуостров и вообще не собиравшийся туда ехать, по привезенным из-за моря рисункам окрестностей Алупки смог набросать план строительства дворца с учетом особенностей места, где планировалось его строительство.
Дворцовый ансамбль, по велению графа Воронцова и желанию архитектора, должен был органично вписаться в потрясающий прибрежный пейзаж Алупки и «оттенить» красоту этой местности, но никак не входить в диссонанс с ней. На том и порешили…
Начало строительства графских «апартаментов» началось с поиска материала для фундамента. Его искали долго. Наконец нашли то, что искали: это был диабаз (или долерит): представлявший из себя серо-зеленый минерал, который добывали в окрестностях Симферополя, обладавший необыкновенной прочностью. Долерит стали массово свозить к месту постройки дворца, работа закипела и через некоторое время сверхпрочный фундамент, способный выдержать любые нагрузки, был уже готов.
Государь-император Николай I, побывавший в 1837 году в Крыму и лично посетивший стройку дворца, отметил красоту и оригинальность сего сооружения.
Стоит отметить, что строили дворец его сиятельству графу Воронцову почти шестьдесят тысяч крепостных, а для земляных работ привлекли саперный батальон! Служивые трудились на южной стороне дворца, возводя террасы.
Внутренний двор. Готовое место для съемок кинофильма про средние века.
В 1851 году, когда дворец был окончательно построен, уложены последние террасы, установлены вазы, скульптуры и фонтаны, высажены кусты роз и олеандров, стало ясно, что получилось что-то необыкновенное, совместившее в себе два стиля, но при этом не потерявшее ни собственной индивидуальности, ни особенностей обоих архитектурных направлений.
С северной стороны дворца расположен закрытый парадный двор, войти в который можно, пройдя сквозь ворота, выполненные в стиле английской поздней готики. Дворец с этой стороны внешне очень похож на феодальный английский замок. Пушечные бойницы, расположенные на высоте второго этажа по обеим сторонам от ворот, придают его стенам суровый «оборонительный» вид. Справа от входных ворот находится башня, в стену которой вмонтированы часы. Удивительно, но эти дворцовые часы, кроме того, что придают законченный вид дворцовому ансамблю, еще до сих пор исправны и точны, «идут в ногу со временем», не убегая вперед и не отставая.
Южная же сторона, обращенная к морю, выполнена полностью в восточном стиле. В этом и вся неповторимость архитектуры дворца: стоит обойти его, и из аристократичного Запада ты мгновенно переносишься на чарующий своими изысками Восток. Витиеватые надписи, скульптуры, колонны, такие тонкие и изящные, придающие удивительную легкость и воздушность этой половине дворца, купола – все это создает ощущение бесконечного праздника.
Южный фасад и знаменитый рычащий лев.
Поражает воображение великолепная лестница, «Львиная терраса», с тремя парами мраморных львов. Потрясающее впечатление оставляют эти «постепенно настораживающиеся» звери: вначале «спящие», затем «сидящие» и, наконец, грозно «рычащие». Фигуры выполнены из белого каррарского мрамора, а изготовлены были в мастерской флорентийского мастера Боннани. Лестница приводит к центральному порталу, заканчивающимся высоким куполом. Под ним начертана надпись на арабском языке, которая повторяется шесть раз, и означает: «Нет победителя, кроме Аллаха!». Восточный колорит дворцу придают и башенки с куполами, очень похожими на купола минаретов, из-за чего все сооружение производит впечатление исключительной воздушности и легкости.
Да, действительно, сооружение получилось необыкновенным… С одной стороны, в нем можно снимать кинофильмы «про рыцарей», с другой – про похождения Синдбада-морехода и «Багдадского вора»!
Воронцовский дворец привлекал к себе внимание всегда: в довоенное время сюда уже толпами ходили посетители, а вот в конце Великой Отечественной войны дворцу выпала иная миссия…
А вот это лев спящий. Тот самый…
Дело в том, что знаменитая лестница со скульптурами стерегущих львов уж очень приглянулась Черчиллю, особенно фигура спящего льва. Премьер отчего-то нашел в ней сходство с собой, и попросил Сталина продать льва за хорошие деньги. Сталин вначале наотрез отказался выполнять эту просьбу, но потом предложил Черчиллю «угадать загадку». В случае если ответ будет верным, то Сталин обещал просто подарить спящего льва. А вопрос был простой: «Какой палец на руке является главным?» Черчилль, считая ответ очевидным, не раздумывая, ответил: «Ну, конечно же, указательный». «Неправильно» – ответил Сталин и скрутил из пальцев фигуру, именуемую в народе кукишем. К счастью и по сей день, спящий лев, впрочем, как и все остальные, радует глаз многочисленных посетителей. А ведь мог и в Англии оказаться…
Неповторимость дворца заключается не только в его архитектуре, но и в парке, прилегающем к дворцу. Парк, по сути, стал великолепным продолжением всего дворцового сооружения и одновременно самостоятельным, уникальным местом, также притягивающим немалое количество туристов.
Зимний сад и мраморные скульптуры.
Заложен парк был в 1824 году, специально выписанным из Германии садовником Карлом Антоновичем Кебахом, в честь которого у входа в парк открыта памятная доска. Планировкой парка и высадкой растений Кебах занимался более четверти века. На разбивку парка он привлек огромное количество крепостных крестьян. Вся тяжелая работа была выполнена их руками: расчистка земли от камней и диких кустарников, выравнивание почвы, создание искусственных наслоений. Почву для растений везли на подводах в мешках, а затем растаскивали по всей территории будущего парка. Наслоения почвы, особенно для создания полян, порой доходили до восьми метров.
Воронцовский парк просто прекрасен! Гулять в нем одно удовольствие!
Было высажено несметное количество деревьев. Причем при посадке учитывались не только вид растения, но и внешние особенности: необычная форма кроны, цвет листьев и ствола. И в соответствии с особенностями растение высаживалось в том месте, где оно бы вписалось в естественное окружение. Саженцы, выписываемые немцем-садовником, везли со всех сторон света: были растения из Японии, Южной Америки, стран Средиземноморья. Здесь прекрасно прижились и индийская сирень, и японская софора, североамериканская сосна Монтесумы прекрасно соседствовала с чилийской араукарией и коралловым деревом. За каждым деревом, дабы оно хорошо прижилось и пустило корни, Кебах приказал установить особый уход: работники поддерживали определенную влажность почвы, хорошенько удобряли почву (даже поливали кровью убитых животных). Особо нежные теплолюбивые растения на зиму заботливо укрывали.
И по сей день в парке растет более двух сотен видов уникальных деревьев и кустарников. Некоторые экземпляры, высаженные еще любовной рукой садовода-ботаника, растут в парке до сих пор.
Кроме того, на территории парка были выкопаны три пруда: Верхний, Лебяжий и Форельный. В Лебяжьем действительно плавают лебеди, для них специально построен домик, где они и ночуют. Лебедей кормят, поэтому они никуда не улетают. Интересен такой факт. Для Лебяжьего Михаил Семенович выписал двадцать мешков коктебельских полудрагоценных камней: яшмы, сердолика, халцедонов, которые были высыпаны на дно и причудливо играли, преломляя солнечный свет. Далее за прудами расположены четыре поляны, которые совершенно не создают ощущения искусственности: Платановая, Солнечная, Контрастная с гигантским гималайским кедром и ягодным тисом и Каштановая.
Восхищаться этим чудом можно бесконечно. Труды Карла Антоновича, талантливого мастера, тонко чувствующего природную красоту, не прошли даром. Уникальнейшая «жемчужина» Крыма, этого «полуострова сокровищ», пожалуй, самая драгоценная из всех, которыми обладает древняя Таврида.
И пожелания от всей души напоследок: тем, кто не был – не пожалейте денег и времени, приезжайте и посмотрите на все это великолепие. А всем, кто был, я желаю возвращаться туда вновь и вновь, как к хорошему, доброму другу. Желаю каждый раз испытывать волнение перед встречей с прошлым, а гуляя по дорожкам паркам, вспомнить добрым словом трудолюбивого садовода-ботаника, бесконечно преданного своему делу и посвятившего всю жизнь своему детищу – Воронцовскому парку, Карлу Антоновичу Кебаху…
Воронцовский дворец
Одним из самых притягательных архитектурных туристических объектов ЮБК, несомненно, является Воронцовский дворец в Алупке. Это удивительное сооружение у подножия горы Ай-Петри многим известно по многочисленным фильмам и сериалам, снятым в его интерьерах, в его прекрасном парке и на легкоузнаваемой придворцовой территории.
Кто же и для кого построил это прекрасное сооружение? Что здесь могут увидеть многочисленные туристы? Как сюда добраться и каков режим работы этого памятника культуры? Обо всем этом мы расскажем по порядку.
Алупкинский дворец узнает практически каждый по его неповторимому силуэту
Граф М.Воронцов – губернатор Новороссии
Надо сказать, что данный дворец является одним из первых летних дворцовых сооружений крымского побережья. Строил его для летнего времяпровождения своей семьи очень известный российский политический деятель – Граф М.Воронцов, являющийся Губернатором Новороссийского края в первой половине 19 столетия.
Граф М.Воронцов был очень богатым и влиятельным политиком своего времени
Михаил Воронцов родился в одном из самых состоятельных семейств России и являлся крестником самой Екатерины Второй. Знаменитая соратница императрицы Екатерина Дашкова была его родной теткой. Со временем, получив прекрасное образование, Воронцов становится известным военачальником, героическим участником Отечественной войны 1812 года, принимавшим участие в Смоленском и Бородинском сражениях, обладателем многих наград за проявленное мужество и служебные заслуги. С середины 20-х годов 19 века он получает назначение на должность губернатора Новороссийского края и Бессарабии. А с середины 40-х он становится наместником Кавказа.
Сегодня сложно себе представить, что богатейший в природном отношении регион Северного Причерноморья назывался в первой половине 18 века Диким полем, т.е. здесь была голая степь, по которой кочевали редкие кочевые племена.
Ранее по степям Северного Причерноморья кочевали племена крымских татар
После русско-турецких войн во второй половине 18 века эти пустующие земли были присоединены к Российской империи и стали называться Новороссией, и регион постепенно превратился в развитый промышленно-экономический район Российской империи, а после революции стал Украинской республикой в составе СССР.
Особое развитие земли Новороссии получили именно в период управления краем Графом М.Воронцовым. При нем Одесса превратилась в крупный торговый порт, все побережье ЮБК стало заниматься разведением винограда, хлебных злаков, фруктовых садов и лесопарковых территорий, началось выведение тонкорунных овец. В столице Новороссии – Одессе учреждается Сельскохозяйственное общество, появляется Черноморское пароходство, строятся дороги и развиваются прибрежные города и поселки.
Одесса и Черноморское пароходство в 19 веке
Привлеченные Воронцовым архитекторы Ф.Боффо и Г.Торичелли создают в этот период много архитектурных достопримечательностей юга России – Потемкинскую лестницу и Купеческую биржу в Одессе, храмы в Ялте и Алуште, Таганрогскую каменную лестницу и т.д. А приглашенные Воронцовым садоводы-ботаники К.Кебах и Х.Стевен создают многочисленные объекты садово-паркового ландшафтного искусства, в том числе и знаменитый Никитский ботанический сад.
Благодарные потомки поставили впоследствии памятники Новороссийскому губернатору в Одессе и Бердянске. Имя Воронцова долгое время носила Таганрогская набережная.
Памятник Графу Михаилу Воронцову в Одессе
При Воронцове в Одессе отбывал свою южную ссылку А.С.Пушкин. Это была первая ссылка поэта, заключающаяся в переводе его в той же чиновничьей должности в отдаленные места. Вначале это был Кишинев, а потом Одесса. В отношении Пушкина Воронцов проявил себя довольно реакционно, он писал на него доносы и, в конце концов, поспособствовал переводу поэта в Михайловское. Нам же период пребывания Пушкина в Крыму оставил много глав из романа «Евгений Онегин», «Бахчисарайский фонтан» и поэму «Цыгане».
Пушкин тоже увековечен в Одессе около его же Музея
Постоянным местом жительства Воронцова была Одесса, где у него был собственный особняк, но у него был дом и в Гурзуфе, который посещали известные писатели А.Грибоедов, П.Свиньин, Г.Олизар. Был у Воронцова особняк и в российской столице Санкт-Петербург на Малой Морской улице.
Поднимая экономику и культуру края, М.Воронцов не забывал и о себе. В качестве частного лица он создавал для своей семьи особняки и в других местах ЮБК. Так в 1828 году он решает построить прекрасный замок невиданной красоты в очень живописном месте побережья на фоне Ай-Петри, вблизи от татарской деревушки Алупка.
История дворца
Первоначальный проект дворца был создан архитекторами Ф.Боффо и Т.Харрисоном в неоклассическом стиле. Был уже даже возведен фундамент. Но впоследствии Воронцов перезаказал исполнение проекта дворца известному английскому архитектору Э.Блору, который был знаком с алупкинским рельефом только по присланным ему наброскам и рисункам местного ландшафта. Блор – автор знаменитого лондонского Букингемского дворца, не приезжая ни разу на место строительства, сумел создать проект удивительного строения, имеющего свой неповторимый образ и весьма логично вписанный в окружающую действительность.
Так выглядел Воронцовский дворец в первой половине 19 века. Литография
Строили дворец, конечно же, крепостные, которых сюда было привезено более 80 тысяч. Везли их из Московского и Владимирского регионов. Трудилось здесь и множество опытных каменотесов и камнерезов, которые частенько работали целыми потомственными династиями. Их труд был ручным, а орудия труда весьма примитивными. Дело в том, что диабаз, из которого строился дворец – это продукт застывшей лавы, который по твердости раза в два превосходит гранит. И этот диабаз обтачивался металлическим топором, зубилом и т.д. вручную. Каменотесов собирали по России из наиболее талантливых создателей храмовой архитектуры.
Герб Воронцовых на дворцовой стене из диабазовых плит
Строительство началось с возведения Столового корпуса, почти одновременно с ним возводился и Главный корпус. В начале 40-х годов появляется бильярдная, как пристрой к столовой, Гостевой и Восточный корпуса, оформляются дворцовые башни и хозяйственные корпуса с Парадным двором. Самым последним дворцовым сооружением стал корпус Библиотеки, ведь граф М.Воронцов был заядлым и потомственным библиофилом.
Библиотека М.Воронцова была одной из богатейших частных в России
Надо иметь в виду, что параллельно возведению дворцового ансамбля шло создание прекрасного парка, который являлся неотъемлемой частью всего Воронцовского комплекса.
Львиная терраса расположена у Южного фасада дворца
Окончательно оформленный дворец с середины 19 столетия и вплоть до революционных событий служил семье Воронцовых. Первый его хозяин, Михаил Воронцов, был вскоре переведен на Кавказ, а во дворце осталась жить семья его дочери. После смерти графа Дворец перешел в собственность к его сыну Семену Михайловичу, который детей не имел. Его вдова впоследствии переехала жить в Европу, и дворцовое имение стояло некоторое время бесхозным.
В начале 20 столетия приведением заброшенного дворцового хозяйства занялись Воронцовы-Дашковы, которые построили на пустующих землях при имении сотню дачных домиков для сдачи в наем, а часть земель сдали в аренду под санатории и пансионаты. Все закончилось с началом революционного переворота в России. Но национализированный дворец уже с 1921 года начал функционировать как музей.
Судьба дворца, построенного под Ай-Петри, временами была очень трагична
В годы Великой Отечественной войны и фашистской оккупации дворец чудом не был разрушен, но его экспонаты в большинстве своем были вывезены за границу. Ущерб от похищенного в те времена оценивался в районе 5 млн.рублей. После войны сотрудники музея предпринимали попытки найти похищенное, но вернуть получилось очень немногое.
В феврале 1945 года в Крыму проходила известная Ялтинская конференция с участием трех глав великих держав – России, Америки и Англии. Проходила она в Ливадийском дворце, где была размещена американская делегация во главе с Рузвельтом. Русскую делегацию со Сталиным разместили в Юсуповском дворце Кореиза. А вот резиденцией английской делегации во главе с Черчиллем стал на время конференции именно Воронцовский дворец.
Английская делегация Ялтинской конференции жила в Воронцовском дворце
После войны некоторое время дворец был государственной дачей для высших правительственных чиновников и партийной элиты. Но уже в 1956 году в дворцовых залах расположилась экспозиция Музея Изобразительного искусства, который к началу 90-х присоединился к Алупкинскому Дворцово-парковому музею-заповеднику.
Особенности архитектуры дворца
Прекрасное сооружение из диобаза (магматическая смесь лабрадора и авгита) создавался в сочетании английского и мавританского стилей по современным принципам, которые заключались в гармоничной привязке строения к местному ландшафту. И не просто привязке! Дворец как бы вторит очертаниям силуэта Ай-Петри.
Силуэт дворца является гармоничным продолжением силуэта Ай-Петри
Дворцовый комплекс, созданный пятью разноэтажными корпусами и украшенный стилизованными боевыми башнями неповторяющихся форм, соединен по периметру оригинальными переходами, как закрытыми, так и открытыми, улочками и двориками. Все вместе это очень напоминает замкнутую систему средневекового замка. Часовая башня оформлена часами, привезенными из Англии в 40-х годов 19 века, и часы ходят до сих пор.
Дворец был построен в традиционном стиле английского зодчества с применением архитектурных элементов, относящихся к различным историческим эпохам – начиная от самых ранних и заканчивая 16 столетием. Данные элементы хронологически идут от Западных ворот, как бы демонстрируя в каждом последующем сооружении очередные этапы в развитии архитектуры Средневековья.
Башни Западного фасада напоминают старинную средневековую Англию
Одним из основных декоративно-связующих элементов являются повторяющиеся мотивы стрельчатых килевидных арок. Они видны и в кованом рисунке чугунных балконных оград, и в каменном орнаменте резьбы кровельной решетки.
Декоративные элементы архитектурного убранства дворца. Фрагмент
Архитектурное оформление Южного и Северного фасадов кардинально отличаются стилистически, хотя вместе смотрятся весьма и весьма гармонично. Если Северный фасад – это чисто английский аристократический замок, то во внешнем облике Южного фасада даже не очень разбирающийся в архитектуре человек видит чистейший мавританский стиль.
От Северного фасада веет английской аристократической чопорностью
Мавританский стиль Южного фасада проявляется в готической форме дымовых труб, очень похожих на минареты, в восточной пышности оформления Южного входа, на подковообразной арке с двухъярусным сводом которого можно увидеть арабскую шесть раз повторенную надпись о том, что нет победителя, кроме Аллаха.
Особое очарование Южному фасаду, смотрящему на море, придает Львиная терраса и мраморная лестница из каррарского камня, спускающаяся на парковую территорию. Шесть львов, расположенные попарно, выполнены итальянским скульптором Д.Бонанни. Львы составляют тематические дуэты – внизу львы спящие, в середине – пробуждающиеся, наверху – рычащие.
Мраморная лестница со львами ведет к террасе Южного фасада
Очень своеобразен Западный фасад дворцовой территории. Оформленный круглыми башнями, он переносит посетителей в атмосферу средневековой Англии. Это ощущение усиливается, когда посетители входят на территорию дворца в арку между башнями и попадают на узкую улочку средневекового города.
Типично средневековые улочки Воронцовского дворцового комплекса
Кроме удивительной красоты дворец отличало и передовое техническое оснащение, ведь в нем был проведен водопровод, была горячая вода и канализация. С 1914 года было здесь и электричество.
Внутренняя архитектурная отделка всех 150 комнатных помещений также была весьма роскошна. Каждая комната создавалась индивидуально в своем стиле и цветовом колорите. Расположение комнат было симметричным, двери находились друг против друга. Каждая комната была оборудована камином, всюду висели произведения живописи в виде портретов или пейзажей. Дворцовый паркет был настолько качественен, что дожил до наших времен.
В парадной гостиной сохранился и паркет и дубовый потолок
Парадная гостиная напоминала рыцарский зал средневекового замка, украшенный художественными панно французского живописца Ю.Робера. Был во дворце Китайский кабинет со стенами, оформленными рисовой соломкой, и Ситцевая комната обтянутая дорогим по тем временам материалом.
Также восхищает Голубая гостиная с удивительной лепниной из 3000 неповторимых цветов и прекрасный Зимний сад с великолепными статуями.
Голубая гостиная изумляет цветочной лепниной, свежестью и воздухом
В некоторых помещениях присутствует явное смешение стилей, в чопорной рыцарской Гостиной, например, имеется перед окном зона отдыха, оформленная в восточном ключе и обитая коврами от пола до потолка.
Хочется заметить, что нынешний Дворец в понимании самого Графа Воронцова был всего лишь Большим летним домом, т.е. Дачей! А дом для отдыха не предусматривал никаких официальных приемов и потому строился довольно «скромно».
От скульптур Зимнего сада невозможно оторвать взгляда
Дворец не предназначался для длительного проживания, а лишь для летнего временного отдыха. Тем не менее, стоимость этой скромной Дачи в те далекие времена составила более 9 миллионов рублей! На широкую ногу жил Новороссийский губернатор.
Воронцовский (Алупкинский) парк
Отдельным объектом туристического осмотра является уникальный Алупкинский парк, созданный садовником Карлом Кебахом. Этот талантливейший ландшафтный дизайнер, трудившийся над созданием данной парковой территории почти четверть века, частенько приглашался и в соседние имения. Он помогал в создании знаменитого Мисхорского парка, консультировал садоводов Гаспры и Ореанды, Фороса и Массандры. Уже к началу 30-х годов 19 века Кебаха называли Главным садовником ЮБК.
Дворец был окружен прекрасным парком, созданным К.Кебахом
Кебаху для проживания был сооружен готический домик, где он обзавелся семьей, женившись на местной женщине, с которой у них было 4 детей. Кроме того, к нему на обучение садоводческому делу присылали мальчиков из различных мест.
Перед Кебахом была поставлена задача – создать в имении нечто вроде зимнего сада под открытым небом. Поэтому садовник много экспериментировал, проверяя экзотические растения на выживание в здешних условиях.
Кебах вел переписку и поддерживал деловые связи с крупнейшими парками и садами Европы и России. Особые отношения у него установились с Никитским ботаническим садом, от которого в Алупку поставлялся уникальный посадочный материал.
Дворцовый ансамбль был центром формирования парковой территории
Для создания парковой территории перед Воронцовским дворцом первоначально были проведены огромного масштаба земляные работы, предусматривающие сооружение террас, на которых создавались впоследствии архитектуры малых форм и пейзажный парк.
Для создания террас было привезено множество солдат из саперных батальонов, которые и осуществили весь объем земляных работ. Дело в том, что Кебах создавал парковую территорию в виде амфитеатра, связанного с архитектурным центром, которым являлся Дворец. Прибрежным шоссе, связывающим Ялту и Симеиз, парк поделен на Верхний и Нижний.
Террасы парка первоначально создавались солдатами саперного батальона
Верхний парк создавался как чисто английская пейзажная романтическая территория. Он был приближен к естественной природе, что усиливалось применением скалистых обломков, тенистых прудов, живописных полянок и сохранением диких участков крымского леса. Очень освежали Верхний парк системы озер с водопадными каскадами и гротами. А над всем этим делом рук человеческих возвышалась величественная гора Ай-Петри, добавляя естественной гармонии и красоты.
Естественность Верхнего парка дополнялась строгим силуэтом Ай-Петри
Говорят, что в Лебединое озеро были сброшены полудрагоценные камни (примерно 20 мешков), которые были призваны создавать игру света, преломляя солнечные лучи.
Лебединое озеро привлекает многочисленных туристов красотой и легендой
Нижний парк создавался как итальянский садик времен Возрождения. Здесь для декора использовались мраморные скульптуры и византийские колонны, римские вазы и каменные скамейки.
Используя современные технологии дренажной системы и индивидуальный подход к каждому растению, Кебах добился того, что даже самые капризные экземпляры прекрасно укоренялись. К концу 19 столетия в Воронцовском парке имелось более 250 разнообразных видов растений, состоящих из деревьев и кустарников.
Ландшафт Нижнего парка отличался от Верхнего большей живописностью
В Воронцовском парке на пленэре работало много известных художников – Левитан, Суриков и многие другие. По их, созданным здесь этюдам, можно судить о красоте и уникальности такого ландшафтного чуда как Алупкинский парк.
Что посмотреть в музее-заповеднике
Хочется сразу порекомендовать осматривать Основную экспозицию дворца в составе экскурсии. Во-первых, экскурсовод обратит внимание на наиболее значимые и важные моменты истории и архитектуры строения, во-вторых, только с экскурсией можно выйти на Львиную террасу, находящуюся со стороны Южного фасада – там заканчивается экскурсионный маршрут и есть возможность сфотографировать уникальных львов на фоне Ай-Петри. Отсюда также открываются прекрасные морские пейзажи и вид на садово-парковую территорию.
Выйти на Южную террасу можно только после экскурсионного осмотра дворца
Оригинальных предметов мебели сохранилось мало, но они присутствуют. Здесь можно познакомиться с историей первых хозяев дворца и с интерьерными особенностями первой половины 19 века, а также узнать о бытовых традициях домочадцев и историю многих оригинальных предметов.
Интерьер Китайской комнаты, покрытой соломкой, впечатляет до сих пор
Кроме осмотра Основной дворцовой экспозиции можно посетить и другие не менее интересные выставки. Прежде всего, нужно сходить в Дом графа А.Шувалова, который расположен в Шуваловском флигере, где можно увидеть подлинные вещи Воронцовых и их потомков, в том числе и различные произведения искусства.
О временных метаморфозах дворцового существования расскажут Кабинеты Графа Воронцова-Дашкова и коменданта Государственной дачи. Кроме того, здесь находится постоянная экспозиция «Дар профессора В.Голубева», «Парижский архив» и прочие выставки.
Столовая Дома Шувалова соответствует духу 19 века
Есть в музейном комплексе и другие экспозиции. Туристы могут ознакомиться с экспонатами «Воронцовской кухни» и «Квартиры дворецкого», расположенными в Хозяйственном корпусе. В выставочных залах – «Под платаном», в Конференц-зале и «Садовом домике» проходят тематические выставки художественной живописи.
Увидеть кухонное царство дворца будет интересно не только женщинам
Таким образом, чтобы ознакомиться со всем богатством этого дворцового музея, любознательному туристу понадобится целый день. Если же такого времени нет, то достаточно ограничиться экскурсией по Основной экспозиции и немного погулять по парковой территории.
Прогулка по парку откроет много неповторимых рукотворных уголков
Как добраться. Режим работы
Воронцовский дворец находится на ЮБК в городе Алупка, недалеко от Ялты. Из любого населенного пункта можно доехать до Алупки – до ее Автовокзала или до остановки «Алупкинский дворец». Далее, ориентируясь на указатели, двигаться к самому дворцовому комплексу, который находится по адресу Дворцовое шоссе, 18.
На автобусах 102 и 132 из Ялты можно приехать всего за полчаса прямо к воротам дворца. Можно подъехать и на своей машине, оставив ее перед посещением на парковке. Подойти к дворцу можно как непосредственно через торговые ряды, так и через парковую территорию. Последний вариант более живописен.
Осмотр Воронцовского дворца начинается у Северного фасада
Есть возможность приехать в Алупку и на морском транспорте, что будет, к тому же, очень приятной прогулкой. Правда, к дворцу надо будет подниматься в гору.
Основная экспозиция музея принимает посетителей без выходных с 9.00 до 18.00, по субботам ее можно посетить до 20.00. Посещение других выставочных экспозиций недоступно по понедельникам и средам. В ожидании пока соберется экскурсионная группа (что происходит довольно быстро) можно посидеть в тени под цветущими магнолиями внутреннего дворика.
Посмотреть на схожесть силуэтов Ай-Петри и дворца лучше со стороны парка
Билеты продаются отдельно на каждую экспозицию, но если вы хотите осмотреть все, что предлагает музейный комплекс, то выгоднее купить единый билет. Не забывайте брать с собой удостоверения, дающие право на льготное посещение – пенсионное, студенческий билет и т.д. Это в два раза сократит расходы на осмотр дворца. И еще – до 16 лет все дети проходят бесплатно!
Гулять по парковой и придворцовой территории можно ежедневно с 7.00 до 20.00. При желании можно пройти по парку в составе экскурсии, которые набираются в 11.00, 13.00 и в 15.00. Кстати, по парковой территории интересно прокатиться на электромобиле. Их стоянка находится со стороны Западного средневекового фасада.
Катание по парку на электромобиле будет запоминающимся развлечением
А в завершении осмотра этой уникальной Алупкинской достопримечательности можно зайти на один из двух, рядом расположенных бесплатных пляжей, и получить еще одно удовольствие в ласковых волнах Черного моря.