вольный рабочий на руси
б а т р а к
сельский наемный работник на Руси
• вкалывал «на дурака»
• в России до 1917 г. — наемный сельскохозяйственный рабочий в частном (обычно помещичьем или кулацком) хозяйстве, работавший за договорную плату
• наемный сельскохозяйственный работник в помещичьем хозяйстве
• о том, кого принуждают выполнять чьи-либо обязанности, работать на кого-либо
• наемный сельский работник
• крестьянин по найму
• наемный пахарь или жнец
• наемник у помещика
• трудяга на чужом поле
• наемый работник на селе
• влалывает на кулака
• бедняк, нанявшийся к кулаку
• работник кулака, но не боксер
• трудяга на кулацкой ниве
• наемный работник у кулака
• сельхознаемник у кулака
• добровольный трудяга на чужом поле
• вкалывает на кулака
• наемный с/х труженик
• Наемный обедневший крестьянин
• Наемный сельскохозяйственный рабочий в помещичьем или кулацком хозяйстве
• Наёмный сельскохозяйственный рабочий
• вкалывал «на дурака»
• м. батрачка ж. наемный работник, особ. в деревне, для полевых работ; новг. казак и казачиха, южн. наймит и наймитка. Идти в батраки, в чужие люди, на заработки. Не надейся попадья на попа, держи своего батрака (казака). Счастье не батрак: за вихор не притянешь. Черт бессилен, да батрак его силен, т. е. человек. Было у Петрака четыре батрака, а ныне Петрак сам батрак. Сваха видела, как попов батрак теленка родил, из сказки. Батрачиха, батрачка, либо жена батрака. Батраков, батрачкин, батрачихин, принадлежащий работнику, работнице. Батрачный, батраком сделанный: это батрачная работа. Батрачий, относящийся к батракам. Батрачить, батрачничать, батраковать, жить где из платы в работниках. Батрачество ср. состояние, звание, занятие это
Кого на Руси называли гулящими людьми и в чем им можно было позавидовать
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Что такое тягло и кого от него освобождали
В 15-18 веках термин «тягло» в России обозначал денежную подать или же натуральную повинность. Их уплачивало крестьянское население и люд посадский. Эти социальные группы называли тягловым населением. Были и нетягловые люди, к которым относили военных, знать придворную и дворовую, отдельных представителей купечества и сотрудников гражданской службы. Также не платили подати те граждане, которые стали нищими из-за пожара, нападения разбойников или военных действий, неплатежеспособные вдовы.
Отдельный слой, который не имел никаких общественно-государственных обязательств — маргинальный. Сюда относились бобыли, захребетники и другие так называемые вольные люди. Они не платили налоги. Как жилось таким людям и были ли они довольны своим положением?
Люди вольные, как ими становились и были ли они нищими
Историк Ключевский писал, что гулящими или вольными называли людей, принадлежащих к подвижной касте. Она объединяла так называемые свободные промыслы, в том числе и такое нехорошее ремесло, как воровство и разбой. Гулящие люди могли заработать большие деньги и изначально имели обычный социальный статус. Они были независимы и свободно передвигались по стране. Нередко поступали на работу к хозяину, а после окончания срока либо продлевали договор, либо искали новое место для приложения своих сил.
Иногда положение вольного человека было переходным, то есть основой для попадания в более высокий социальный слой. Но частенько люди гулящие не хотели менять свою независимость, становиться ответственным хозяином и платить налоги. Они отрабатывали чужое тягло, выбирая занятия по душе. Могли трудиться на земле, а могли заниматься попрошайничеством, работать скоморохом или шерстобитом, наняться в ремесленную мастерскую в качестве помощника. Нередко вольными становились люди, которые сбежали из плена или же слуги, которым их хозяевами была дарована свобода.
Изначально гулящие люди отдавались в кабалу исключительно по собственной воле. Но когда вышел петровский указ от 18 ноября 1699 года, все стало иначе. Тех, кто был годен к военной службе отдавали в солдаты, а остальные были закреплены за хозяевами, на чьей земле они проживали.
Захребетники – кто они, и почему беглые крестьяне хотели ими стать
Сегодня слово «захребетник» произносят, вкладывая негатив. Так называют тунеядцев бездельников, которые используют чужой труд. «Кто этот человек? Да он захребетник! Ничего не делает, только сидит на шее у родителей (жены, сестры, брата, родственников и так далее)». А в 15-17 веках такое название употребляли для касты вольных людей, нанимающихся на чужое тягло и не имеющих собственного хозяйства. Беглые крестьяне порой старались стать захребетниками.
Эту касту описывал историк Сергеевич. Он высказал предположение, что слово захребетник произошло из-за того, что люди получали средства для существования от крестьян, работающих на земле. Тяжело работающих, гнувших спину. А спина это и есть хребет. Иногда захребетники работали сразу на нескольких крестьян.
Некоторые историки утверждают, что захребетники очень часто занимались ремеслами: становились подмастерьями, оказывали помощь в кустарной деятельности. Иногда они настолько улучшали свое материальное положение, что оседали. А, значит, становились тягловым населением, которое обязано было платить налоги. После того как налоги стали взимать не с хозяйства, а с количества живущих людей, наемные работники были переведены в категорию тягловых.
Бобыли, кутники и халупники – почему их не слишком жаловали
Бобылями с 15 до начала 18 века звали крестьян, у которых не было земельного надела, а в Поморье это слово обозначало людей, которые промышляли различными промыслами, не связанными с земледелием.
В разных местах страны для обозначения такой категории можно было встретить разные названия. Например, «кутник». А бобылей, у которых была изба и огород, звали халупниками. Бобыли, кутники, халупники не оформляли правоустанавливающих документов. Так как они все имели льготы по налогу, народ не особо их жаловал и часто называл бездельниками.
В зависимости от места жительства, бобыли бывали городскими и сельскими. То есть, некоторые оставались в деревнях и работали на землевладельцев. Кстати, когда бобыль желал использовать чужой надел для своих целей, ему полагалось уплатить хозяину земельный оброк. Народ дал ему меткое название бобыльщина.
Те бобыли, которые не хотели гнуть спину на земле, устремлялись в города, чтобы искать лучшую долю, богатство и счастье. Так они чаще всего становились мелкими торговцами, занимались каким-либо ремеслом, нанимались на работу в качестве временной рабочей силы.
Особенное положение было у сибирских бобылей. Они получили название «промышленные люди». Такие люди старались оставаться свободными. Часто заводили семью. Историки рассказывают о записи в переписи, датированной 1680 годом, которая гласила, что бобыли имеют свои дворы, занимаются различными промыслами. И что с этого года они попадают в категорию граждан, которые должны уплачивать оброк деньгами.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Гулящие люди, захребетники, халупники — кого так называли на Руси?
Россия всегда славилась своими просторами, обильным населением и богатством языка. В русской речи были свои названия для всего, жаль, что со временем наши фразеологические словари беднеют. А на Руси семантическое ядро было мощное, взять, к примеру названия разных людей: халупник, бобыль, гулящий, захребетник. Что они означают?
Всех вышеперечисленных персонажей объединяло одно — они не платили податей, а на Руси такое случалось не очень часто. Государственная казна испокон веков полнится именно налогами, так почему кое-кто позволял себе отлынивать от столь важного занятия?
Были, оказывается, маргиналы, к которым относились бобыли, захребетники и другие так называемые вольные люди.
Вольные люди на Руси были очень подвижным сословием
По данным историка Ключевского, вольными (гулящими) называли людей, принадлежащих к так называемой подвижной касте. Это были представители свободных промыслов, они промышляли на свой страх и риск в разных городах и весях. По всей видимости, поэтому не были прикреплены к какой-либо волости. Отсюда и неплатежи налогов.
В подвижную касту, кстати, входили разбойники и воры — вот уж действительно сложно себе представить, что они платили налог. Гулящие люди могли заработать большие деньги и изначально имели обычное положение в обществе, вроде как пролетарий. Им нравились аккордные работы, иногда они могли продлить свой краткосрочный контракт.
Гулящие могли трудиться на земле или же попрошайничать, были открыты любой перспективе. Поэтому профессии, в которых они пробивались, были ремесленными или развлекательными. Кожемяка или скоморох — все они вольные люди. Нередко таковыми становились люди, сбежавшие из плена или же слуги, которым баре даровали свободу.
Захребетников на Руси уважали
Этим словом в средневековье называли вольных (гулящих), нанимающихся на чужое тягло, и не имеющих собственного хозяйства. В это микросословие стремились также беглые крестьяне. По версии историков, слово «захребетник» не было ругательным, как сейчас.
Этимология его «из-за хребта» означала, что люди получали средства для существования от крестьян, работающих на земле. Тех, кто пашет, надрывается, ломает спину (хребет). Так что захребетники работали сразу на нескольких крестьян, а это крайне тяжело.
Бобыли и халупники не вызывали уважения
Если сегодня бобыль — это одинокий неженатый мужчина или вдовец, то в средние века так определяли крестьян без земельного надела. У поморов бобылём называли человека, зарабатывавшего себе на жизнь работой, не связанной с земледелием.
А вот в других областях для бобыля было пару синонимов: кутником звали того же бобыля, у которого были изба и огород. Халупник — еще один синоним владевшего домом человека. Но, поскольку бобыли, кутники, халупники не оформляли правоустанавливающих документов, в списках плательщиков налогов их не было. Так что их считали бездельниками и не удостаивали уважения.
Если бобыль желал использовать чужой надел для своих целей, ему полагалось уплатить хозяину земельный оброк — это называлось бобыльщина. Многие бобыли рвались в город — считалось, что там благолепие и блестящие перспективы. Обычно они становились мелкими торговцами, ремесленниками, разнорабочими в различных нишах городского хозяйства.
Зато в Сибири быть бобылем мог только «промышленный человек». В переписи 1680 года указывалось, что такие финансово независимые бобыли имеют свои дворы, занимаются промыслом, поэтому попадают в категорию граждан, которые должны уплачивать оброк деньгами, а это уже более высокий социальный статус.
Как называли в 15 веке человека из категории вольных людей?
Дорогие друзья, и снова пятница, заканчивается рабочая неделя, впереди два выходных, и все мы вновь собрались у голубых экранов в этот пятничный вечер в ожидании всеми нами любимой передачи, замечательного капитал – шоу Поле чудес. Эта добрая, знакомая нам всем программа выходит в вечернем эфире каждую пятницу, и с нами ее бессменный ведущий Леонид Якубович, три тройки игроков, финал, и, возможно, супер игра.
В сегодняшней программе нас традиционно ожидает искрометный юмор, народное творчество, эрудиция и многое другое. В сегодняшнем выпуске Поле чудес от 23 июля 2021 года телезрителей порадуют интересными вопросами по теме.
Каким словом в 15 веке называли человека, принадлежащего к категории вольных людей?
Ответы Поле чудес 23.07.2021. Вот задание на второй тур. Каким словом в 15 веке называли человека, принадлежащего к категории вольных людей, который не нес никакой государевой службы? (Слово из 11 букв)
Захребетники – категория населения на Руси XV–XVII века, принадлежали к вольным или гулящим людям, не несшим ни государевой службы, ни государственного тягла.
В современном понимании слово «захребетник» имеет негативный окрас и характеризует человека как тунеядца или бездельника, эгоистически пользующегося плодами чужого труда. Однако в XV—XVII веках так называли вольных людей, которые, не имея собственного хозяйства, нанимались наёмными рабочими на чужие тягла.
Ответ: Захребетник (11 букв).
В книге стряпчего Гаврилы Андреевича Соловцова, где записывались данные по сыску беглых крестьян, весьма часто упоминалось, что они на новых местах предпочитали становиться захребетниками.
Об этой касте писал в третьем томе издания «Древности русского права» историк Василий Сергеевич, который отмечал, что информация о захребетниках имеется в новгородских писцовых книгах. Он же предполагал, что такое обозначение они получили потому, что средства для существования получали от поземщиков или крестьян, на своём земельном уделе гнувших спину, или другими словами, хребет.
Получая сдельную плату за труд, захребетник, мог работать как на одного крестьянина, так и сразу на нескольких. В первом случае, он жил на одном дворе с хозяином, а во втором ему выделялся особый двор, где «квартировались» такие же как он наёмные рабочие.
В то же время в материалах селений Нижегородского Поволжья засвидетельствовано, что захребетники чаще, чем иные представители маргинального класса, занимались не земледелием, а ремеслами. Они нанимались подмастерьями и помогали владельцам дворов в их кустарной деятельности.
В книге Николая Павлова-Сильванского «Феодализм в удельной Руси» отмечалось, что захребетники, улучшив своё хозяйственное положение, могли распрощаться с вольной жизнью, осесть на одном месте, а значит быть внесенными в категорию тяглового населения, выплачивавшего все полагавшиеся подати.
До 1679 года на Руси было огромное количество захребетников, а после, когда налоговые сборы стали взиматься не с хозяйства, а с количества лиц, проживавших во дворах, все наёмные работники стали плательщиками податей и превратились в тягловых людей.
Каким словом в 15 веке называли человека, принадлежащего к категории вольных людей?
Каким словом в 15 веке называли человека, принадлежащего к категории вольных людей, который не нес никакой государевой службы? 11 букв, Поле чудес, Второй тур. Сегодня у нас пятница 23 июля 2021 года. Телеигра капитал-шоу Поле чудес уже в эфире Первого канала. В студии телепередачи под аплодисменты телезрителей Леонид Аркадьевич Якубович приглашает тройку игроков. Игра проходит без зрителей в зале, тема игры – Русский язык.
В ходе игры участники по очереди крутят барабан. На нем выпадают очки, которые может получить игрок, если назовет правильную букву. А в самом конце победителю финала предлагают сыграть в Суперигру. На сайте Спринт-Ответ уже опубликована общая статья с текстовым обзором игры Поле чудес за сегодня, которую можно найти в рубрике Телеигра.
Каким словом в 15 веке называли человека, принадлежащего к категории вольных людей?
Вот задание на второй тур. Каким словом в 15 веке называли человека, принадлежащего к категории вольных людей, который не нес никакой государевой службы? (Слово из 11 букв)
В допетровские времена на Руси помимо тяглового населения была категория граждан, именовавшаяся вольными или гулящими людьми. Несмотря на то, что эти лица, принадлежали к самой низшей касте, они обладали целым рядом привилегий.
ЗАХРЕБЕТНЫЙ, находящийся за хребтом, загорный; | носимый за спиною, заспинный. Захребетник м. бобыль, бестягольный, плохой рабочий; | наймит, батрак, казак, работник. | дармоед, приставший к пирушке на помочи, не работав, а со своими, работавшими; пославший за себя на помощь работника и пришедший сам к пиву.
В современном понимании слово «захребетник» имеет негативный окрас и характеризует человека как тунеядца или бездельника, эгоистически пользующегося плодами чужого труда. Однако в XV—XVII веках так называли вольных людей, которые, не имея собственного хозяйства, нанимались наёмными рабочими на чужие тягла.