вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего

Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста.

вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. 0e88 00098467 491b1f44. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего фото. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего-0e88 00098467 491b1f44. картинка вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. картинка 0e88 00098467 491b1f44. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся

Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся

младшего и среднего возраста.

Начальным этапом пения является распевание. Оно имеет две функции:

1) Разогревание и настройка голосового аппарата певцов к работе.

2) Развитие вокально-технических навыков, достижения качественного и красивого звучания в произведениях.

Наиболее распространенными недостатками в пении являются: неумение формировать звук, зажатая нижняя челюсть (гнусавый звук, плоские гласные) плохая дикция, короткое и шумное дыхание. Распевание способствует образованию певческих навыков (дыхание, звукообразование, артикуляция).

Чтобы сказать или спеть на дыхании фразу, нужен достаточный объем воздуха, который проходя постепенно, струей через горло, как смычок по струнам, заставит наш «голосовой инструмент» звучать. Конечно, это очень упрощенная схема, но главная идея здесь показать важность дыхания в процессе звукообразования. Дыхание в пении должно быть активное, целенаправленное. Поющий должен так брать дыхание, чтобы «раскрывалась» грудная клетка, наполняясь воздухом, а плечи были спокойными, спина прямой.

Вот пример простых дыхательных упражнений, которые развивают и укрепляют дыхательный аппарат:

1.Положите руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко вдохните. Не поднимайте плечи. Ваши руки ощутят, как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что вы взяли приличный объем воздуха. Сбросьте дыхание, выдохните. Руки должны ощутить, как опали ребра.

2. Сначала проведите языком около корней верхних передних зубов. От зубов назад идет твердое небо. Ощутите эту зону: корни передних резцов, твердое небо. А теперь на вдохе (контролируем руками ребра) ощущаем объем входящего воздуха, а на выдохе считаем четким, громким голосом (1, 2, 3, 4. ), стараясь при этом почувствовать ту зону у корней резцов, которую трогали языком. В эту зону мы направляем поток выдоха и там звучит наше слово, причем ваше воображение должно помочь. Представьте себе, что твердое небо очень «высокое», куполом, как крыша зонта или парашюта. Такая речь на контролируемом выдохе (и вдохе) и называется поставленной. Следите, как по мере расходования воздуха, плавно, а не толчками опускаются ребра, это плавно выходит воздух из легких, расходуясь на произношение звуков, слов.

3. Задувание воображаемой свечи. Положите ладони рук на ребра. Вдохните и начинайте «дуть на свечу». Обратите внимание, как природа замечательно координирует ваши действия: воздух из легких выходит постепенно и плавно, ребра не опадают мгновенно, а постепенно, по мере выдувания. Такая же естественность выдоха должна быть и в пении, когда взятый воздух, должен распределиться на всю фразу, а не сбрасываться на первых ее звуках. Это упражнение дает очень хорошее представление о дыхательном процессе в пении, координации всех процессов. Выполняйте его чаще, делайте не торопясь, внимательно, не зажимаясь. Иногда его можно сделать среди пения, чтобы проверить правильность своих ощущений.

Пошевелите языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, «винтиком», «трубочкой». Высуньте кончик языка и быстро-быстро перемещайте его из угла в угол рта.

Почувствуйте кончик языка, он активный и твердый, как молоточек. (В этом вам поможет воображение). Побейте кончиком языка по зубам изнутри, как будто (беззвучно) говорите: да-да-да-да. Хорошо в этот момент представить себе «высокое небо» и объемный рот. Энергично произнесите: Т-Д, Т-Д, Т-Д.

Чтобы освободить язык и гортань выполните такое задание: быстрый, короткий и глубокий вдох носом, затем полностью выдохнуть через рот. Выдох резкий, как «выброс» воздуха со звуком «ФУ» (щеки «опадают»).

А чтобы укрепить мышцы гортани, энергично произнесите: К-Г, К-Г, К-Г.

Чтобы активизировать мышцы губ, надуйте щеки, сбросьте воздух резким «хлопком» через сжатые (собранные в «пучок») губы. Энергично произнесите: П-Б.

Это упражнение для освобождения нижней челюсти. Просто откройте рот, подвигайте челюстью в стороны, почувствуйте свободу этого движения. Делайте его перед зеркалом, пока не почувствуете легкую усталость. Нижняя челюсть должна быть свободной, но не приоткрытой. Тяжелая, болтающаяся нижняя челюсть бьет по гортани, делает звук бесформенным, артикуляцию переукрупненной.

5.На развитие дикции направлены следующие приемы: Чтение скороговорок. Читать их надо сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. При этом важно следить за ритмичностью произношения. Не забывать про темп:

а) На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

б) Шит колпак не по колпаковски,

Надо его переколпаковать.

в) Ты сверчок сверчи, сверчи,

Сверчать сверчаток научи.

На распевание в начале занятий отводится 10-15 минут, причём лучше петь стоя. Формирование качественного певческого звука, как правило, вырабатывается на упражнениях. Ровность голоса, ровность гласных, развитие диапазон – все это, прежде всего результат работы на специально подобранных системах упражнений.

Упражнения для младших школьников должны быть предельно просты в музыкальном отношении, они не должны включать в себя большого количества нот, должны быть ритмически простыми и мелодически ясными, не содержать больших интервалов, не затрагивать крайние ноты диапазона. Должны петься в умеренном темпе. Вначале следует подыгрывать мелодию, постепенно переходя к пению соло под аккомпанемент.

Упражнение для распевания должны быть хорошо продуманы, и даваться систематически. При распевании (пусть и кратковременном) педагог должен давать различные упражнения на звуковедение, дикцию, дыхание. Но эти упражнения не должны меняться на каждом уроке, потому как дети будут знать на выработку какого навыка дано это упражнение, и с каждым занятием качество исполнения распевки будет улучшаться.

Распевание должно быть тесно связано с изучением нотной грамоты и с прорабатываемым песенным материалом. Иногда упражнения могут носить эпизодический характер, чаще это фрагменты изучаемого песенного материала (обычно берутся, трудные места).

1. Сказать очень «остренько» в корни верхних зубов: а,а,а,а или у,у,у,у. Говорить на удобной ноте. Должно возникнуть ощущение, будто вы укалываете этот звук иголочкой.

2. Сказать в «высокий купол», «уколоть» в зубы: да, да, да или ду, ду, ду, чтобы ощутить этот купол надо вспомнить про «аромат цветка», «горячую картошку» (эти упражнения встречались раньше). Рот очень объемный, красивый. Следить, чтобы звук не падал из высокой позиции. Горло широкое, низкое.

3. Имитировать голос кукушки. Говорить «ку-ку» на довольно высокой ноте, певуче. Ощущения как в предыдущих упражнениях.

1. Поем слог: «ва», «ма» или «да». В удобной тесситуре взять один звук и держать его, пока есть дыхание (не «выжимать» дыхание до конца). По мере ослабления звука усиливать подачу дыхания. Следить за красотой и ровностью звука. Не уставать дыхательно, иначе будет дрожать голос. Это упражнение помогает почувствовать певческое дыхание, отрабатывать ровность звука, его красоту. Проверить в действии все процессы вокальной координации.

3. На одной ноте петь все гласные (а, э, и, о, у; а, о, э, и, у), не торопясь, на одном дыхании. Контролировать качество звука, его ровность. Последовательность гласных указана не случайно. Этот порядок гласных обеспечивает удобство артикуляции, стабильность, ровность звука, исключая те случаи, когда на «а» гортань зажата. В этом случае надо начинать с удобной гласной; исходя из этих сложностей многие педагоги категорически против пения вокализов сольфеджио, особенно на раннем этапе обучения, так как внимание поющего направлено в другое русло, что отражается на качестве звука.

Несколько этапов работы с голосом:

Для работы над подвижностью и беглостью голоса на начальном этапе используются очень простые упражнения и поются сначала в очень спокойном темпе и ограниченном количестве, чтобы не утомлять гортань.

Основной принцип в этой работе: точность интонации, отсутствие подъездов, скольжений, все четко, точно, ритмично.

Петь mezzo forte, не перегружать дыхание, не спешить с увеличением темпа.

Приступать к работе над беглостью можно только при условии освобожденной гортани. Недостаточно чистая интонация у певца может быть либо при отсутствии координации слуха и голоса, либо при плохо развитом слухе, либо при отсутствии вокальных навыков.

Таким образом, исходя из вокальных способностей каждого ребенка, в процессе обучения пению следует использовать индивидуальный подход в подборе вокальных упражнений. И не забывать о физиологических возможностях детей младшего школьного возраста.

2. Варламов А.Е. Полная школа пения. учеб. пособие, 3-е изд. // СПб.: Лань, 2008. – 120 с.

4. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. – М.: Музыка, 2007. 368 с.

Источник

Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста

Разделы: Музыка

Выдающийся деятель в области вокальной педагогики, доктор искусствоведения профессор В. А. Багадуров писал: «История детской вокальной педагогики на протяжении ряда столетий с совершенной ясностью показывает, что специальных теорий постановки именно детского голоса никогда не существовало. Некоторые особенности работы с детскими голосами, обусловленные возрастом и детской психикой, спецификой детского восприятия, разумеется, должны быть учитываемы, но это относится не к принципам воспитания голоса, а к педагогическим приемам обучения».

Основные принципы вокального воспитания едины как в профессиональном обучении пению, так и в системе музыкального образования в школе; как для взрослых певцов, так и для детей. Существует различие лишь в специфике воспитания детского голоса, обусловленной психологическими особенностями и физиологическими возможностями в том или ином возрасте. Обязательно при работе с детьми, особенно в мутационный период, применение голососберегающих технологий. Кроме того, вокальное воспитание детей осуществляется на несколько ином музыкальном материале.

Одной из важнейших задач распевания является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:

Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале.

Примером универсальности приемов служит «концентрический» метод М. И. Глинки. Являясь фундаментом русской вокальной школы, он может быть и основой певческого воспитания детей. Сформулированные М. И. Глинкой требования эффективны в работе с детьми и с взрослыми, с мало подготовленными певцами и с певцами профессиональными. Данные современных исследований подтверждают правильность всех основных положений Глинки. Конечно, постепенно они дополняются на основе выявленных закономерностей развития голоса.

«Концентрический» метод включает в себя стабильные упражнения, которые разработаны М. И. Глинкой для систематического использования из года в год. В них представлены элементы, встречающиеся в вокально-хоровых произведениях в различных вариантах. Сущность метода такова:

Хочется отметить, что абсолютно все рекомендации М.И. Глинки отвечают современным требованиям здоровьесбережения. Ведь, как мне кажется, основная задача преподавателя вокала научить пользоваться голосом во всём многообразии его нюансов, выявить красоту тембра, развить выносливость голосовых связок. Наши ученики далеко не всегда становятся профессиональными исполнителями, но навык правильного использования голосового аппарата поможет им не только в профессиональной деятельности, связанной с большой голосовой нагрузкой, но и в общении с людьми, поможет сделать речь интонационно разнообразной и грамотной.

Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных упражнениях приводит к ценному навыку – «автоматизму» их применения. Этот принцип заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответственные мышечные системы. Умелое использование дифференцированного возрастного диапазона, подбор репертуара в удобной тесситуре, исключение форсированного звука обеспечивают естественное звучание, гармоничное развитие голосообразующих органов, выявление индивидуального тембра обучающихся.

Влияние певческой нагрузки на здоровье детей.

Чрезвычайно важно знать влияние певческой нагрузки на состояние здоровья обучающихся. Знание преподавателем возрастных особенностей развития детского голоса (особенно в мутационный период) способствует правильному формированию вокальных навыков, несоблюдение же их ведёт к нарушению и даже заболеваниям голосового аппарата. Пение – сложный психофизический процесс, в котором задействованы все жизненно важные системы организма. На певческую нагрузку, кроме певческих органов реагируют также сердечно-сосудистая и нейроэндокринная системы, отвечающие на пение изменением пульса, артериального давления, температуры тела. При правильной певческой нагрузке эти изменения незначительны и не опасны для организма. Более того: систематические занятия пением при постоянном контроле педагога могут играть оздоравливающую роль, в частности улучшается дыхание и кровообращение, снижается внутричерепное давление, смягчаются последствия логоневроза и т.д. Также исследования врачей-отоларингологов показывают, что лечение тонзиллита, обострений катаров носоглотки и верхних дыхательных путей облегчается у детей, занимающихся пением в европейской академической смешанно-прикрытой манере. Нельзя также исключить важность овладения навыком певческого дыхания на опоре для снятия бронхоспазма, что немаловажно для лечения детей, страдающих бронхиальной астмой.

Таким образом, можно сделать вывод, что определённый уровень сформированности вокальных навыков необходим абсолютно всем – и обладающим яркими вокальными данными, и тем, кто может правильно интонировать в пределах квинты, тем, кто грезит об оперной сцене, и тем, кто мечтает стать инженером. Правильное певческое развитие способствует не только формированию личностных качеств, но и более гармоничному физическому развитию ребёнка. Исходя из всего сказанного, мы приходим к выводу, что основная форма охраны голоса – это правильное певческое воспитание.

Перейдём к вокальным упражнениям, которые я использую на каждом уроке для подготовки голосового аппарата к работе и формирования основных певческих навыков. Одной из важнейших особенностей является формирования навыка «автоматизма» исполнения упражнений, поэтому все они всегда поются в определённой последовательности, в определённом диапазоне исходя из примарной зоны ребёнка. Через некоторое время, даже распеваясь a capella, дети сами начинают петь с привычных нот, что, безусловно, говорит о сформированности у них слуховых ощущений.

В работе с детьми 7-9 лет я широко использую русские народные песенки-попевки, что помогает вызвать в детях интерес и привить любовь к национальному мелосу. Кроме того, они обычно лаконичны по своей музыкальной мысли, часто имеют поступенную структуру, помогающую маленьким детям не заострять внимание на сложности интонирования.

1. Самая первая наша распевка – это песенка-дразнилка. Формируются активная артикуляция и опорное дыхание, не дающее интонационно сползать с заданной ноты.

вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. f clip image002. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего фото. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего-f clip image002. картинка вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. картинка f clip image002. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся

2. Упражнение помогающее усвоить широкое интонирование большой секунды и твёрдое, уверенное пение тоники. Можно провести параллель в звучании больших, средних колоколов и совсем маленьких колокольчиков. При переходе во вторую октаву дети показывают рукой движение, имитирующее встряхивание маленького колокольчика. Такое лёгкое мышечное движение передаётся на связки, и звучание голосов становится лёгким и более интонационно точным.

вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. f clip image004. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего фото. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего-f clip image004. картинка вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. картинка f clip image004. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся

3. Одно из любимейших упражнений моих детей. Перед его исполнением я прошу их представить, что на ладошке у них сидит маленький зайчик (интересно бывает спросить, а какой именно зайчик у каждого – тут и серые с зелёными глазками, и рыжие с голубыми!). Во время исполнения четверти на слог «по» мы показываем, как гладим его, а на последующие восьмые делаем лёгкие движения руками, изображая, как зайчик убегает. Так легко, в игре дети знакомятся со штрихами legato и staccato.

вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. f clip image006. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего фото. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего-f clip image006. картинка вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. картинка f clip image006. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся

4. Следующие упражнение чрезвычайно полезно для формирования артикуляционного навыка и навыка пения мажорного тетрахорда. Если в исполнении верхнего звука присутствует вялость, я прошу детей сымитировать руками движение по лесенке вверх и вниз, но прошу обязательно на верхнюю ступеньку наступить сверху, а не «вползать» на неё. Обычно такое предложение вызывает улыбки и смех, и, впоследствии, правильное исполнение поставленной задачи.

вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. f clip image008. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего фото. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего-f clip image008. картинка вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. картинка f clip image008. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся

5. Следующее упражнение состоит из 5 звуков. Таким образом, в каждом упражнении мы прибавляем по одному звуку. Когда впервые обращаешь на это внимание детей, они обычно принимают такую закономерность с восторгом. И, впоследствии, любят подсказывать, сколько звуков в том или ином упражнении.

вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. f clip image010. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего фото. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего-f clip image010. картинка вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. картинка f clip image010. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся

6. Завершаем стандартную распевку упражнением, где сочетается необходимость правильного интонтрования и чёткость исполнения штрихов.

вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. f clip image012. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего фото. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего-f clip image012. картинка вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. картинка f clip image012. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся

Этот комплекс распевок является обязательным для каждого урока. Повторюсь, что упражнения всегда следуют в этом порядке и начинаются в заданных тональностях. Но для формирования других навыков, или с целью разнообразить процесс распевки, после него могут использоваться следующие упражнения.

вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. f clip image014. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего фото. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего-f clip image014. картинка вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. картинка f clip image014. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся

вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. f clip image016. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего фото. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего-f clip image016. картинка вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. картинка f clip image016. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся

вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. f clip image018. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего фото. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего-f clip image018. картинка вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. картинка f clip image018. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся

10. Хочу обратить внимание, что, несмотря на очевидную пользу этого упражнения, его мелодичность и любовь детей, в последние годы я всё реже могу использовать его в групповой работе. К сожалению, всё больше детей воспитывается без мам, поэтому перед тем как приступить к его разучиванию, необходимо выяснить, всё ли благополучно в семьях обучающихся. Обычно это упражнение исполняется с распевом в двух последних тактах слова «мама». Но в своей практике я его не использую, так как, как правило, поступенное движение вниз с распевом в младшем возрасте приводит к детонации.

вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. f clip image020. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего фото. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего-f clip image020. картинка вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. картинка f clip image020. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся

В возрасте 10 лет дети переходят к другим упражнениям. Можно проследить преемственность в мелодических оборотах, но поются они, в основном, на классические для вокального исполнительства слоги, что повышает в глазах ребёнка важность и значимость данного этапа урока, помогает ощутить ему свою «взрослость».

1. Упражнение в движении вверх мы поём активно акцентируя каждую ноту, а при движении вниз используя штрих legato.

вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. f clip image022. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего фото. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего-f clip image022. картинка вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. картинка f clip image022. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся

2. Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания – всего три ноты, но насколько насыщенным можно сделать пение этого упражнения, если обращать внимание на все детали! Естественно, что на начальном этапе обучения мы заостряем внимание на каком-либо определённом моменте, но потом постепенно прибавляем и другие задачи.

вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. f clip image024. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего фото. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего-f clip image024. картинка вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. картинка f clip image024. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся

3. Вариант предыдущего упражнения.

вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. f clip image026. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего фото. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего-f clip image026. картинка вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. картинка f clip image026. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся

вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. f clip image028. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего фото. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего-f clip image028. картинка вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. картинка f clip image028. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся

5. Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.

вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. f clip image030. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего фото. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего-f clip image030. картинка вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. картинка f clip image030. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся

6. В этом упражнении необходимо чередовать staccato в первом и legato во втором такте.

вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. f clip image032. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего фото. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего-f clip image032. картинка вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. картинка f clip image032. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся

7. Усложнённый вариант предыдущего упражнения.

вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. f clip image034. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего фото. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего-f clip image034. картинка вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. картинка f clip image034. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся

8. Штрих staccato, высокая позиция звука, точное интонирование, формирование гласной, расширение диапазона.

вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. f clip image036. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего фото. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего-f clip image036. картинка вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. картинка f clip image036. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся

9. Усложнённый вариант предыдущего упражнения, требующий более широкого дыхания и ровности звука по всему диапазону.

вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. f clip image038. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего фото. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего-f clip image038. картинка вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. картинка f clip image038. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся

10.Преодоление зажатости гортани, ровность звука по всему диапазону, сглаживание регистров, использование резонаторов.

вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. f clip image040. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего фото. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего-f clip image040. картинка вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. картинка f clip image040. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся

Данной распевкой заканчивается комплекс обязательных упражнений. Следующие упражнения используются для детей с более высокими учебными возможностями.

11. В распевах в 5 и 6 тактах нужно заострить внимание на исполнение второго звука. Я обычно прошу несколько замедлить их и почувствовать насколько широко и свободно, без «заваливания» звучат секунды.

вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. f clip image042. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего фото. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего-f clip image042. картинка вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. картинка f clip image042. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся

12. Упражнение, помогающее развить лёгкость и подвижность голоса.

вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. f clip image044. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего фото. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего-f clip image044. картинка вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. картинка f clip image044. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся

13. Акцент на верхней ноте и staccato.

вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. f clip image046. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего фото. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего-f clip image046. картинка вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. картинка f clip image046. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся

14. Высокая позиция звука, активность артикуляции.

вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. f clip image048. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего фото. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего-f clip image048. картинка вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. картинка f clip image048. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся

14. Для освоения дикционно сложного упражнения, исполняющегося в быстром темпе, я использую визуальное расположение слогов в пространстве, отмечаемое рукой с постепенным нарастанием темпа. В графической записи это выглядит так:

ЛЯ-ли → ЛЕ-ли ← ЛЁ-ли.

вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. f clip image050. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего фото. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего-f clip image050. картинка вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. картинка f clip image050. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся

вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. f clip image052. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего фото. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего-f clip image052. картинка вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. картинка f clip image052. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся

В заключении следует отметить, что только те упражнения будут полезны детям, целесообразность которых понятна преподавателю. Вокальных упражнений множество, но для работы мы должны отбирать только те, которые по нашему мнению наиболее отвечают потребностям именно наших учеников. Если понравившееся упражнение не получается у самого преподавателя или если ему не понятно, какие навыки оно формирует, лучше вовсе отказаться от него, как бы оно не нравилось. Приведу пример из личной практики. Многие мои коллеги используют следующее вокальное упражнение:

вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. f clip image054. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего фото. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего-f clip image054. картинка вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. картинка f clip image054. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся

Я же, при исполнении его, особенно в быстром темпе, чувствовала, что верхняя нота получается плоской, с «завалом» на гортань. Но, как только я его спела на двух соседних нотах, оно превратилось в прекрасное упражнение, не только формирующим дикционные навыки, но и позволяющим успеть без особых усилий приподнять нёбо и поставить верхнюю ноту в высокую позицию.

Источник

План-конспект открытого урока на тему: «Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего школьного возраста»

вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. 0e88 00098467 491b1f44. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего фото. вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего-0e88 00098467 491b1f44. картинка вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего. картинка 0e88 00098467 491b1f44. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся

МКОУ ДО «Солнцевская детская школа искусств»

« Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков

у учащихся младшего школьного возраста »

2016-2017 учебный год

Предмет: «Фольклорный ансамбль»

Дата проведения: 17.11.2016 г.

1. Организационный момент.

2. Подготовка голосового аппарата к пению (артикуляционная гимнастика, отработка гласных и согласных, работа над дыханием).

3. Основная часть: работа над песней Белгородской области «Сова моя, совка» и свадебной песней Новгородской области «На горе, горе».

4. Подведение итогов.

Цель: развитие вокально-хоровых навыков в фольклорном ансамбле.

— накопление вокально-хоровых умений и навыков;

— закрепление навыков формирования певческого звука;

— овладение навыками звуковедения, звукообразования, необходимыми для выразительного исполнения;

— развитие музыкального восприятия;

— развитие манеры произношения, дикцией;

— овладение навыком двухголосного пения;

— развитие чистоты двухголосного звучания в ансамбле.

— воспитывать интерес к русскому фольклору;

— уважение народных традиций;

— любовь к русским народным песням.

Тип урока: урок закрепления знаний, их систематизации и формирования умений и навыков.

Форма проведения: урок-путешествие.

1. Организационный момент.

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке мы отправимся в путешествие. В дороге может случиться всякое, и мы должны быть к этому готовы. Но прежде, чем отправиться в путешествие нужно подготовиться к дороге. На чем же мы отправимся в путь?

2. Подготовка голосового аппарата к пению (артикуляционная гимнастика, отработка гласных и согласных, работа над дыханием).

Проводится артикуляционная игра с дви жением «Едем, едем, на тележке» .

Дети произвольно распределяются в группы, произвольно сцепляются, образуя воображаемые тележки. Сво бодно перемещаясь по залу, они ритмично декламируют текст, как бы рассказывая обо всем, что видят по дороге, и озвучивая увиденное.

Едем, едем на тележке Распевать в лесу потешки

Белка на ветке орешки все грызет

Едем, едем на тележке Распевать в лесу потешки

Долго, долго ехали, Наконец, приехали! Ух!

Дети: Ой, колесо спустило.

Преподаватель: Надо накачать. Берем насос.

Преподаватель: А лошадь мы-то не запрегли.

Дети произносят скороговорку «От топота копыт пыль по полю летит» несколько раз с ускорением.

Преподаватель: Дети, долго мы едем, пора и подкрепиться.

Ритмические упражнения: «Ложки, плошки, поварешки, деревянные матрешки, чурочки в печурочке, все для моей девчурочки» (играют в ладушки, затем выполняют те же действия, только используя деревянные ложки).

Преподаватель: А чтобы нам не было скучно в дороге можно поделиться новостями.

Дети разбиваются на пары и произносят скороговорки с разной интонацией (радостно, грустно, восхищаясь, вопрошая, утверждая, удивляясь, смеясь, плача и др.)

1. Проворонила ворона вороненка

2. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

3. Кукушка кукушонку купила капюшон.

4. Бык тупогуб тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

5. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

3. Основная часть: работа над песней Белгородской области «Сова моя, совка» и свадебной песней Новгородской области «На горе, горе».

Повторение по партиям.

Разучивание по фразам.

Вокально-хоровая работа над песнями.

Анализ исполнения, исправление ошибок.

Работа над дыханием.

Работа над преодолением технических трудностей.

Работа над чистотой двухголосного звучания в ансамбле.

Аналогичная работа с остальными куплетами.

— работа над выразительностью;

10. Работа над высокой позицией звука.

Для начала преподаватель использовала задания с поочередным пением каждой из хоровых партий, затем с эпизодическим двухголосием, наконец, с стабильным двухголосием.

4. Подведение итогов.

Преподаватель: Ну что, вам понравилось наше путешествие? Что вам понравилось больше всего? Что вы узнали нового? Чему научились?

Урок проводился во 2 классе отделения фольклорного искусства по предмету «Фольклорный ансамбль». Тема урока соответствует программным требованиям. К началу урока дети знают слова песни Белгородской области «Сова моя, совка» и свадебной песни Новгородской области «На горе, горе». ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ: в ансамбле 7 человек (3 мальчика и 4 девочки). Возраст детей 10-11 лет. Все обучающиеся относятся к занятиям ответственно, уроки посещают стабильно. В классе поддерживается дружелюбная атмосфера. Группа справляется с программными требованиями по предмету «Фольклорный ансамбль».

Тема урока «Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего школьного возраста». Основные принципы вокального воспитания едины как в профессиональном обучении пению, так и в системе музыкального образования в школе; как для взрослых певцов, так и для детей. Существует различие лишь в специфике воспитания детского голоса, обусловленной психологическими особенностями и физиологическими возможностями в том или ином возрасте.

Цель: развитие вокально-хоровых навыков в фольклорном ансамбле.

— накопление вокально-хоровых умений и навыков;

— закрепление навыков формирования певческого звука;

— овладение навыками звуковедения, звукообразования, необходимыми для выразительного исполнения;

— развитие музыкального восприятия;

— развитие манеры произношения, дикцией;

— овладение навыком двухголосного пения;

— развитие чистоты двухголосного звучания в ансамбле.

— воспитывать интерес к русскому фольклору;

— уважение народных традиций;

— любовь к русским народным песням.

Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

На уроке были использованы народные костюмы, шумовые инструменты, фортепиано, баян.

Форма проведения – урок-путешествие.

Структурные элементы урока оптимальны и необходимы именно в данном уроке, на данном этапе занятий. Они способствуют развитию правильного звукообразования, чувства ритма, навыков выразительного интонирования в сочетании с декламацией и движениями, стимулируют самостоятельную работу над звукоизвлечением.

В процессе изучения музыкального материала, в котором имеют место терцовые цепочки, у детей вырабатывается навык подстраивания. Это ценное качество является первоосновой формирования других, более сложных навыков двухголосия, а также всех видов многоголосия.

Обучающиеся проявляли заинтересованность на занятии, успешно справлялись с заданиями, активно работали над песнями.

Цель урока достигнута, все обучающиеся освоили тему в полном объеме.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *